Хорошо когда на похоронах есть много верующих, молящихся людей и которые знают, что человек переходит от временной жизни, в вечную к Богу! Люди молятся о упокоении усопшего. В церкви тишина при отпевании. На похоронах моего мужа была суета: выходили, заходили, разговаривали. Народ не понимает о чем там батюшка молится, ходит вокруг гроба и кадилом машет.Взоры на детей и жену, если нет истеричного плача, то жена особо и не переживает и.т.д. На поминках не понимают: почему же нет водки?И потом осудят. Своим сказала отпойте в церкви тихо, тихо и молитесь, чем меньше народу будет, тем лучше и меньше суеты. Галина И. 17 апреля 2018, 18:15 P/S. Мне так понравились слова архимандрита Андрея (Конанаса), вынесенные им в заголовок статьи " Шашлык с соусом, или не строй из себя святого " . И когда я пытаюсь навести на себя лоск " православной " (о-го-го!),или вижу, как кто-то старательно пыжится, выдавливая из себя высокомудрие, мне становится смешно. Я сразу вспоминаю: " ..не строй из себя святого " . Или святошу. Или супердуховную. Прп. Иоанн Лествичник: " Бесчувственный есть безумный мудрец..О смерти любомудрствует, а живет как бессмертный " (ст.18).Христос- Победитель смерти, и мы должны со смирением переносить все скорби, благодаря Бога.Но кто из нас может похвастаться гарантией своего вечного блаженства? Кто уже очищен от всех грехов. Михаил 17 апреля 2018, 16:53 Хорошо поговорил-написал о смерти. Ольга Нечаева 17 апреля 2018, 15:46 Согласна с Натальей. Это не 99% эгоизм. Горе должно быть выплакано иначе сердце может разорваться. Бог дал людям слезы не спроста и сам плакал о Лазаре. Стараться, конечно, не убиваться с горя, держаться, но всё-таки хотя-бы один раз выплакать все. Как разорвать сердце напополам, если это действительно близкий человек и не плакать от боли. 17 апреля 2018, 13:32 Смерть близкого- это рана. кровоточащая.Ине плакать невозможно,потому что болит, потому что любовь оголилась и нет рядом близкого, который согревал.Только в молитве ощущаешь облегчение, и молитва тоже со слезами...

http://pravoslavie.ru/112240.html

Что делать с изучением церковнославянского? Как было показано выше, на определенном историческом этапе отношения диглоссии между русским литературным и церковнославянским стали ослабевать, а после Октябрьского переворота – по причине полного прекращения преподавания церковнославянского и утраты серьезного знания этого языка основной массой верующих и даже духовенства феномен диглоссии практически сошел на нет. В настоящее время важной общецерковной задачей является повсеместное распространение изучения церковнославянского языка, в том числе как важного компонента национальной самоидентификации. Сегодня налицо проблема – язык Православной Церкви, к которой причисляет себя значительная часть наших соотечественников (по некоторым данным – до 80 %), нигде не изучается за исключением небольшого числа православных учебных заведений и воскресных школ. Понятно, что в общенациональном масштабе этого совершенно недостаточно, чтобы наши прихожане осознали бы церковнославянский именно как близкий и родной язык, который гораздо лучше, чем русский литературный, передает духовные переживания, смыслы и понятия. В этой связи, если мы действительно хотим, чтобы Церковь оказывала духовно-нравственное влияние на народ – а этого невозможно добиться без понимания людьми богослужения, необходимы усилия на общегосударственном уровне по преподаванию церковнославянского языка в общеобразовательных школах. Если в 20-е годы ХХ века большевики развернули кампанию по ликвидации безграмотности, научив читать на русском литературном языке детей рабочих и крестьян, то и столетие спустя нам надо развернуть кампанию по ликвидации духовной безграмотности. Необходимо добиться того, чтобы школьники и их родители знали хотя бы основные церковнославянские тексты – по крайней мере, неизменяемые песнопения, регулярно исполняемые за богослужением: «Отче наш…», «Богородице, Дево, радуйся…», «Взбранной Воеводе…», «Свете тихий…», «Ныне отпущаеши…», «Единородный Сыне…» и пр. Курс церковнославянского мог бы преподаваться в школах в рамках предмета «Родной язык». Очевидно, что изучение церковнославянского, как и древних языков, существенно расширит кругозор ученика, обогатит его словарь, и как следствие – сможет оказать мощное влияние на формирование его мировоззрения в христианском ключе. Излишне говорить о том, что выучить этот язык для наших ребят будет на порядок проще, чем любой иностранный.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/24/duhovn...

Сравнение этих положений теософии Ареопагита с главными положениями иконософии преп. Феодора Ст. показывает, что последняя действительно построена на основе первой. Именно: воззрение Ареопагита на мир чувственный и сверхчувственный, на взаимное отношение этих двух сторон бытия между собой и к Богу, а также на значение церковных таинств, разных символов и образов для нашего приближения к Божеству и освящения, преп. Феодор Ст. принял в свою систему в качестве философской предпосылки для обоснования православного взгляда на иконную живопись вообще, и в частности – на икону Христа. Но, конечно, литературная зависимость его от Ареопагита, как легко можно видеть, не идёт дальше усвоения общей концепции последнего. Так как Ареопагитские сочинения представляют собой лишь голую схему спекулятивного богословия, без определённого богословского содержания 658 , то пр. Феодор Ст. и не мог позаимствовать отсюда ничего более, кроме общей идеи их, да богословско-философской терминологии. В развитии же этой идеи, применительно к своей специальной задаче, в раскрытии всех выводов из неё, имеющих существенное значение для учения об иконопочитании, он уже вполне самостоятелен и обнаруживает большую способность к оригинальным философским построениям. Оставаясь на почве ареопагитской спекуляции, он тем не менее не подчиняется рабству этой спекуляции, как иногда делает это сам Ареопагит в отношении к сочинениям неоплатоников 659 , но всегда заботится о том, чтобы его богословская мысль находилась в полной гармонии с общецерковными богословскими воззрениями и в своём выражении была доведена до осязательной ясности. По вопросу об отношении иконы к первообразу он, правда, высказывает взгляд, весьма близкий к пантеистической мистике Ареопагита, но в данном случае он следует учению всей Церкви христианской, разделяемому даже и иконоборцами, которое, признавая необходимость таинств и некоторых символов для выражения отношений наших к Богу (например, креста Христова и разных священнодействий), тем самым допускает ничем не устранимое присутствие мистического элемента в нашей религиозно-церковной жизни, а богословской мысли даёт основание для применения этого элемента к обяснению предметов веры, не поддающихся усвоению путём обыкновенного мышления. По словам преп. Феодора Ст., Сам Господь, сказав на тайной вечери Своим ученикам: сиее творите в Моё воспоминание, через это указал верующим на необходимость совершать и другие таинства, а также пользоваться для освящения всем, в чём только есть освящающая сила. Вот почему мы празднуем Рождество и Богоявление, употребляем вайи в воспоминание входа Господня в Иерусалим, даём друг другу лобзание в день восстания Христа из гроба, соблюдаем пост в св. четыредесятницу 660 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

«Так цэ Фэдик, Федя» - Когда вы крестились? - Меня бабушка крестила, когда мне было пять лет. На Украине . Помню, бабушка с мамой приводят меня в храм, а священник спрашивает: «Как тебя зовут?» Я отвечаю: «Эдик». И он поворачивается к бабушке и возмущенно говорит: «Что это за Эдик?! Какое-то немецкое имя». Испуганная бабушка ему отвечает: «Так цэ Фэдик, Федя». Священник добреет и говорит: «Хорошо, ладно, в крещении будет Фёдор». А на днях общался с отцом Леонидом Грилихесом, настоятелем брюссельского храма, и он мне сказал: мол, не волнуйся, есть святой страстотерпец Эдуард, король Английский, которого православные тоже почитают. Но я так и остаюсь в крещении Фёдором, вернее Феодором. - А как вы стали ходить в храм? - Я очень много путешествовал: Америка, Латинская Америка, Индия, Китай, Африка. И как художник старался быть открытым. Изучал человека. Изучал себя. К какому-то моменту мне стало очевидно, что без религии, без культа нет цивилизации. Я видел, что люди, у которых есть тот или иной опыт, связанный с религией, они-то поглубже будут и не только в вопросах веры. Они умеют хорошо общаться, у них есть вкус, они более развиты, у них хорошие семьи. Они здоровее духовно, хотя и беднее материально многих европейцев, потерявших связь с верой. Понятно, думал я тогда, мысленно потирая руки, - значит, всё-таки Бог есть. Надо теперь правильную дорожку выбрать. И начал искать эти дорожки, интересуясь и восточной философией, и исламом, и католичеством, и протестантизмом. При этом я всегда помнил, что крещён. Но тогда как-то совсем был далёк от вхождения в лоно Церкви. И вот 10 лет назад в моей личной жизни за очень короткое время произошли события, которые привели меня к тяжелейшему душевному и физическому кризису. Были недели, когда я не мог выйти из дома. Не хотел видеть ни одного человека и даже близких не подпускал к себе. Я каждый день чувствовал, что могу умереть. Меня тогда спасли работа и вера. В эти тяжёлые дни я начал видеть свой грех, и ко мне пришло покаяние. Однажды ко мне явился сам Иоанн Предтеча, физически я его ощущал. И с тех пор это самый близкий для меня святой. Я понял, что искать веру в других культурах - это ослаблять себя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Мы сразу вызвали сестер из Пюхтицы, они приехали на своей машине. Я позвонила в духовную семинарию, я знала ректора отца Владимира Сорокина: «Батюшка помогите, пожалуйста!» — «Мать, откуда ты?» — «С Карповки» — «С какой Карповки?» Я говорю: «Из Иоанновского монастыря». — «Как из Иоанновского?» — «Батюшка, дорогой, владыка передал ключи, 1 ноября в день памяти Иоанна Рыльского будет освящение, помогите нам, пришлите ребят». И вот ребята, семинаристы, утром позавтракают, и их на машине привозили. У них были свои топорики, инструменты, пилы, вёдра. Еще приходили мои родственники, знакомые. За два месяца до этого в Пюхтицу приехала моя близкая знакомая Полина Васильевна Малиновская. Она жила как раз напротив монастыря. Сейчас её внуки и правнуки остались, она сама уже давно умерла. Она приехала в Пюхтицу. Мы обедали, и тут она говорит: «Матушки, я в последний раз приезжаю, очень слабо себя чувствую и, может, больше вас не увижу, но хочу вам сказать про дорого батюшку отца Иоанна Кронштадтского». И она нам открыла следующее: близкий ей человек был свидетелем того, как коммунисты спустились в усыпальницу Иоанновского монастыря и хотели вскрыть мощи батюшки Иоанна Кронштадтского. Когда они открыли гроб, то один сразу тронулся умом, а другой упал замертво. Они так испугались, что тотчас покинули усыпальницу. Что творилось в усыпальнице! Туалеты текут, вонища, жутко! 300 противогазов вынесли, парты… Когда мы уже полностью освободили усыпальницу, всё расчистили, смотрю — забетонированное место. Всё ясно: под ним захоронение. Святейший почти каждый день звонил мне, спрашивал, как идут дела. А тут я, не дождалась его звонка, первая ему позвонила сообщить, что мы обрели место, где покоится дорогой батюшка. Святейший обещал быть у нас через два дня. А вскоре пришла помощь из Финляндии, и мы смогли устроить скромное надгробье, подсветку, иконостас, написали иконы. А потом праздновали прославление дорогого батюшки. Его мощи до сего дня не открыты, как дальше будет неизвестно. Господь управит всё по воле Своей святой. Восстановить Данилов монастырь

http://pravmir.ru/tysyacheletie-kreshhen...

Милюков считает (в «Истории») «политическим грехом» перваго коалиционнаго правительства назначение выборов в У. С. в явно невозможный срок «в угоду левым социалистам»... Убеждение, что «отложение созыва У. С. понизит то настроение, которое теперь имеется», разделяли и в демократических кругах. Эту тезу, между прочим, развил в Совещании Советов делегат Вологды Серов: Настроения «огромный фактор» и поэтому затягивать созыв У. С. нельзя. Депутат из губернии с развитой сетью кооперативных организаций вместе с тем с некоторым пессимизмом оценивал революционныя настроения современной деревни, откуда война изъяла наиболее сознательный элемент. Серов видел главную опасность со стороны деревенской женщины, которая в «большей части до сих пор еще плачет, что нет на престоле Николая Романова: оне говорят, что хорошо, чтобы царь, хоть плохенький. но царь». Серов делал отсюда лишь вывод, что «огромная работа» по строительству «новой деревни» не терпит отлагательства. Скорейший созыв Учредительнаго Собрания был в интересах всей страны. Подобную мысль в июльские дни в противность петербургским настроениям высказали в Москве «Русския Ведомости», «Учредительное Собрание – писала газета – последняя ставка для тех, кто не хочет гражданской войны»... «Если есть мирный выход, то он в Учредительном Собрании». Старый, либерально-демократический орган, очень близкий партии к. д. по персональному составу своих руководителей в это время, но никогда не терявший характера «независимаго органа свободной русской общественной мысли» (Розенберг). предпочитал выборы «несовершенные» отсрочке «избирательной кампании». Мне кажется этот вывод совершенно непреложным и в дни перваго революционнаго Правительства. Быть может, глубоко прав заместивший Палеолога на посту французскаго посла в Петербурге Нуланс, написавший в своих воспоминаниях, что Россия избегла бы октябрьскаго переворота, если бы не было отложено Учредительное Собрание. Страна не могла жить месяцами в революционной лихорадке только в ожидании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Близкий к революционной перспективе рассмотрения религии стереотип заключается в том, что власть и влияние в Церкви захватили иерархи и клир, подчиняя простой народ своей воле. Это легко проиллюстрировать рассказом учебника о формировании канона Священного Писания. После хорошего описания ситуации с наличием различных источников о жизни Иисуса Христа, авторы заявляют, что «перед клиром встала необходимость произвести отбор сочинений, которые могли почитаться как священные, подлинные». Таким образом, авторы подчеркивают доминирование иерархического принципа принятия решений в Церкви. Не весь верующий народ ищет истины, но клир решает. В этой связи было бы хорошо обратиться к принципу соборности, существовавшему в Церкви с ее основания. С другой стороны, появление канона Священного Писания объясняется политическими причинами: «Целью Константина было объединение церкви на основе единого учения и централизованного управления, соответствовавшего централизованному управлению империей» (с.168). В главе «Православие» также содержится множество неточностей, которые к тому же оскорбительны. Затрагивая вопрос об отношениях Церкви и государства в Западной и Восточной Римской империи, авторы пишут, что в Византии Церковь оказалась «придатком государства» (с.175). Полагаю, что это неадекватное отражение истории. Напомню, что действительно, в Византийской империи была сильна императорская власть, и Церкви приходилось считаться с ней. Но с VI века нормой церковно-государственных отношений на Востоке являлась модель симфонии, предполагавшая автономию государства и Церкви в вопросах своей компетенции. На Западе этот баланс нарушался даже на теоретическом уровне, то в пользу Церкви (католическая концепция «двух мечей»), то в пользу государства (протестантский подход территориализма). В Византии Церковь не раз показывала, что она способна бороться с неправомерными притязаниями императорской власти. В частности, в связи с этим стоит отметить период возглавления Константинопольской Церкви патриархом Фотием.

http://pravoslavie.ru/351.html

Архив: Послужный список о. Гр. Сандина (19351945). АЕУА. Сапунов Николай (дата рождения не установлена – 18.2.1960, Стюбэнвилль, Огайо, США), протоиерей. Состоял священником в клире Германской епархии РЗЦ, настоятель церкви при санатории в Гаутине (19481951), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1952), служил на приходе в шт. Огайо (19521960). Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Сафонов Илья (дата рождения не установлена – 1969, Париж, Франция), диакон. Эмигрировал во Францию, вольнослушатель Парижского Св.– Сергиевского богословского института (19441946), состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (27.5.1945), рукоположение совершил архиеп. Владимир (Тихоницкий) в Париже, диакон храма Сергиевского подворья (3.12.19631969). Архив: Послужный список о. И. Сафонова (19441969). АКУА. Сахаров Николай Николаевич (21.5.1869, г. Кострома 31.3.1951, Париж, Франция), протопресвитер. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Костромскую Духовную семинарию и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1893), определен на церковную службу за границей, псаломщик церкви в Штутгарте, одновременно слушал лекции по богословию и церковной истории в Тюбингенском университете (18951896), диакон посольской церкви в Берлине (1896), священник (25.1.1898), помощник настоятеля храма в Берлине (18981913), близкий сотрудник прот. А. Мальцева , протоиерей (6.5.1913), помощник настоятеля Св,– Александро-Невского собора в Париже (26.11.191315.10.1936), участник 1-го зарубежного церковного съезда (собора) в СремскиКарловцах (21.114.12.1921), законоучитель в Русской гимназии в Париже (19191925), основатель и председатель Парижского Религиозно-философского кружка (1922), духовник сестричества Казанской иконы Божией Матери, духовный руководитель Братства Св. Фотия (19251930), председатель Учебно-просветительского епархиального комитета (19241951), основатель и редактор «Православного русского календаря» (19181951), редактор епархиального журнала «Церковный Вестник» (19271940), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), настоятель Св.-Александро-Невского собора в Париже (15.10.193631.3.1951), член епархиального совета при митр. Евлогии (19241951) и его председатель (23.7.193631.3.1951), духовный руководитель молодежной организации «Витязи» (10.7.1936), протопресвитер (25.1.1943), председатель Общества памяти о. Иоанна Кронштадтского (19451951). Автор разных статей в «Полном Богословском Словаре».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чувствуя близкий уход, Московский Златоуст вновь обратился к поэзии и совершил стихотворный перевод «Увещевательной песни» святителя Григория Богослова : Близок последний труд жизни, плаванье злое кончаю. И уже вижу вдали казни горького зла: Тартар ярящийся, пламень огня, глубину вечной ночи, Скрытое ныне во тьме, явное там в срамоте. Но, Блаженнее, помилуй, и, хотя поздно, мне даруй Жизни остаток моей добрый по воле Твоей. Вам же, грядущие, вам заветное слово: нет пользы Жизнь земную любить. Жизнь разрешается в прах. А жизнь все еще стучалась и стучалась в эту начавшую закрываться дверь! Вдруг пришло возмущенное письмо от лучшего друга Андрея Николаевича Муравьева, который гневался на святителя, что тот не вмешался и не предотвратил продажу Аляски американцам. Вот те раз! Да ведь он и сам узнал об этой продаже уже по свершении сделки. «Американский уезд Иркутской губернии» – Аляска вместе с прилегающими к ней островами с 9 июля 1799 года находилась под управлением Русско-американской компании. Разговоры о том, что это уж слишком отдаленная территория и содержать ее невыгодно, велись на протяжении всей первой половины XIX века. Наконец нашелся весомый повод для продажи. Для выплаты компенсации помещикам в соответствии с Крестьянской реформой в 1862 году Александр II был вынужден занять у Ротшильдов 15 миллионов фунтов стерлингов под пять процентов годовых. Долг надобно возвращать, а денег нет. Тогда-то младший брат государя великий князь Константин Николаевич и предложил продать Аляску. К тому же во время Крымской войны стало ясно, что есть возможность и вовсе даром потерять эту территорию, официально никак не закрепленную за Россией. Да и никаких великих доходов с Аляски пока не предвиделось. 16 декабря 1866 года в Санкт-Петербурге прошло совещание Александра II и великого князя Константина Николаевича с министрами финансов и морским, а также российским посланником в Вашингтоне бароном Эдуардом Андреевичем Стеклем. Участь Аляски была решена и 18 марта 1867 года состоялось подписание договора, согласно которому территорию в полтора миллиона квадратных километров продали американцам за 7 миллионов 200 тысяч долларов. В пересчете на нынешние деньги это около восьми с половиной миллиардов долларов. Печально, что всего через пять лет после продажи Аляски на ней были обнаружены колоссальные запасы золота, и за первые пятьдесят лет владения огромным полуостровом Америка получила доход в сто раз больший, чем истратила на покупку «золотого пирога». Неизвестна и судьба полученных от Америки денег за проданную Аляску. Есть легенда о том, что они были переведены в золотые слитки и переправлялись на корабле «Оркней», который бесследно затонул в Балтийском море. По другим данным, деньги были переправлены в Англию, где на них закупались паровозы для стремительно развивающихся российских железных дорог.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1504/05), где доказывал, что Ж. не еретики, а «отступники», отвергшие Христа, и что «ни один же от них не покаяся истинно и чисто», а лишь вынужденно, перед угрозой казни (Там же. 1955. С. 506-510). В дальнейшем эта тема получила развитие в полемике иосифлян и нестяжателей . Последние могли обвинять противников в приверженности «Ветхому Закону»: в 1584-1585 гг. Рязанский еп. Леонид (Протасьев) жаловался, что Ростовский архиеп. Евфимий «нас, Осифовых постриженников, называет не осифляны, но жидовляны» (АИ. Т. 1. 216). В сер. XVI в. старцу Артемию (бывш. архимандриту Троице-Сергиева монастыря), разделявшему взгляды нестяжателей, вменялось в вину, что он укорял книгу прп. Иосифа Волоцкого и «жидовствующих не проклинал» (ААЭ. 1836. Т. 1. Стб. 251). Однако также близкий к нестяжателям прп. Максим Грек в 20-30-х гг. XVI в. написал несколько антииудейских сочинений ( Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. С. 105-108). Литература Ж. и влияние полемики с еретиками на русскую культуру XV - нач. XVI в. О лит-ре Ж. можно говорить условно, еретики не оставили сочинений, к-рые позволяли бы судить о существе учения. Известно неск. произведений, связанных с Ж. Именем Ф. Курицына («Феодор Курицин диак»), как «преведшаго», надписано тайнописью в большинстве списков «Лаодикийское послание» (Источники. 1955. С. 265-276). Памятник состоит из религиозно-морализаторского введения, написанного в форме флорилегия рифмованными строками, и плохо поддающейся интерпретации таблицы («литореи в квадратах»), состоящей из 2 рядов букв в алфавитном порядке и комментария. В предисловии, возможно испытавшем влияние ветхозаветных представлений, говорится, что «душа самовластна, заграда ей вера», вера утверждается на учении пророков, исправляемом чудотворениями, дар чудотворения укрепляется мудростью, основа к-рой - «житие фарисейску» (попытки интерпретировать «Лаодикийское послание» как переложение или перевод евр. текстов см., напр.: Fine J. V. Fedor Kuritsyn " s «Laodikijskoe Poslanie» and the Heresy of Judaizers//Speculum.

http://pravenc.ru/text/182289.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010