Что-то заинтересовало, что-то меня затронуло, даже не на слух, а по печатным листочкам Сегодня исполняется ровно 100 лет со дня рождения митрополита Сурожского Антония. В этот день мы предлагаем нашим читателям воспоминания человека, которого часто называют «окном» владыки. Именно благодаря Татьяне Львовне Майданович множество людей получили возможность Встречи с митрополитом Антонием посредством текстов. Как известно, владыка практически ничего не писал. То, что дошло до нас в виде книг, – расшифрованные беседы и проповеди митрополита Антония. Огромную часть этого труда сделал человек, которому владыка полностью доверял, – Татьяна Майданович. Записала в 1998 г. В. И. Матвеева, режиссер фильмов о митрополите Антонии Сурожском «Апостол любви». Печатается с ее разрешения. Родилась я в Париже в семье русских эмигрантов, было нас четыре девочки. Семья была традиционно церковная, в меру благочестивая, ходили в церковь. Когда подросли девочки, мы попали в который был живее, чем церкви, куда прежде ходили, там были лекции, курсы лекций, кружки. Две из нас попали на клирос, пели, читали, учились службе, все это знали и умели. К этому приходу я была очень привязана. Там меня попросили выполнять какие-то канцелярское работы, это распространялось на весь Западноевропейский экзархат, объединявший все храмы Московской Патриархии в западной Европе. Я соприкасалась со всем этим, и все это было мне страшно дорого. Владыку Антония я к тому времени видела, может, раз или два, потому что он в это время уже служил в Англии, а я сидела в Париже. А когда мне было 21 год, мы уехали; родители, можно сказать, увезли нас. Они всегда мечтали вернуться на Родину, и мы уехали. И там я очень тосковала. Мне не так беспокойно, что там оказалось, сколько я тосковала по тому, что оставила за собой. И когда приезжал кто-то из Западной Европы, из Экзархата, то я тянулась к ним, кто бы то ни был, близкий ли человек, менее близкий, я тянулась к ним и льнула очень, именно потому что тосковала так. Так произошло и с владыкой Антонием. Он приехал в первый раз в Россию в 1960 году, и я к нему потянулась. Это был осенний Сергий [память преподобного Сергия Радонежского, 8 октября]; в этой огромной толпе он посмотрел на меня и узнал. Это было чудесно. А потом, когда духовенство после трапезы уже расходилось не толпой, а каждый отдельно выходил, он с сопровождающим выходил, я подошла. И тогда я его видела раз или два, это было начало.

http://pravmir.ru/tatyana-maydanovich-ka...

В разрешении церковно-общественных вопросов почивший Патриарх держался тех же принципов, как и в решении богословских вопросов. В разное время, по различным причинам он высказывался так о церковно-общественных задачах: давно уже идет спор о том, что должно быть основным принципом церковной практики, - неуклонное ли соблюдение церковных канонов, до их буквы включительно, или же по требованиям обстоятельств допустимо и послабление канонов. Мы, православные, не хотим покидать почвы церковного предания, мы хотим лишь возвращения к канонам, а не реформации. Каноны суть нормы, которыми человек возводится к совершенству. Но не буква закона важна. Настаивая на точном исполнении канонов, мы должны помнить цель, которую имеют каноны: вести человека к совершенству. Для Церкви главное - это соборность, как символ этой соборности и отмены бюрократии - патриаршество. В начале этого столетия много писалось о составе ожидавшегося Поместного Собора. Различно решался вопрос об участии мирян на Соборе. Книга правил не содержит никаких узаконений для участия клира и мирян даже в областных соборах и всюду, где говорит о соборах и определяет для них какие-нибудь правила, говорит только о епископах и никогда о пресвитерах, клириках или мирянах. Самый близкий и наиболее близкий к канонам порядок был бы такой, при котором клирики и миряне пользовались бы совещательным голосом. На будущем чрезвычайном Соборе (статья написана в 1905 г.), на который, несомненно, будут избраны и миряне, следует создать (внутри общего Собора) еще Собор епископов. На решение Собора епископов передаются дела, решенные на общем заседании Собора, но или законно опротестованные, или такие, в отношении которых желательно придать состоявшемуся уже постановлению более непререкаемую с канонической точки зрения санкцию. Опротестовать же решение общего собрания можно в том случае, если оно не согласно с церковным преданием или с канонами, или клонится к вреду Церкви. При столкновении двух миров - нового и старого - духовенству будет задан вопрос, с кем оно. И старый мир будет требовать подчинения себе. Но " желающие благочестно жити во Христе " не могут удовлетворить людей старозаветных. Если люди, стоящие за сохранение старых порядков, видя смирение и послушание во всем такого человека, вздумают воспользоваться его нравственным влиянием (на людей) в своих целях, то они скоро в нем разочаруются: подвижник Христов знает только одну покорность - покорность закону Божию и воле Божией, и нарушение этой воли всегда осудит и отвергнет (по-видимому, здесь имелась в виду воля Божия, проявившая себя в перемене в государственном строе).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/200/...

Мы, к сожалению, часто, невольно монофизитствуя в своей душе, воспринимаем Богочеловека всё-таки как сверхчеловека и не отдаём себе отчёта в том, насколько для Него, именно как для Богочеловека, было значимо всё человечество. В том числе и Его отношения с ближними. Ещё недавно, размышляя о Богоявлении, о крещении Христа в водах Иордана, мы говорили об особых отношениях Спасителя с Иоанном Предтечей. Конечно, у Него была своя семья, у Него была мать, у Него был наречённый отец. Это особый мир, который всегда занимает в жизни человека место вполне определённое. Но с другой стороны, любому человеку, в особенности человеку, как бы мы сейчас сказали, публичному, а Христос пребывал именно на общественном служении, очень важно было ощущать себя в кругу тех, кто его понимает, кто ему сопереживает, кому он дорог ещё и как человек. И надо сказать, что к моменту выхода Христа на Его служение только один человек во всём мире (Богородица в данном случае не в счёт, Она и так знала слишком много о Своём Сыне, чтобы это мог вместить в себя кто-то другой, Она была Его матерью), так вот, из всех людей в мире только один человек, Иоанн Предтеча, был тем человеком, который не просто лучше других понимал, чувствовал Христа, но который более всех людей ждал Его и сразу узнал Его, узнал того Мессию, которого тщетно ожидали поколения иудеев. Вообще личность Иоанна Предтечи была ведь универсальной. В нём поразительным образом объединилась вся праведность Ветхого Завета и будущая святость Нового Завета. Он и пророк, он и аскет, предвосхищающий подвиг будущих преподобных, он, наряду с вифлеемскими младенцами, и первомученик, явивший свой подвиг при земной жизни Спасителя. Но главное заключалось в том, что это был самый близкий Христу человек. И вот в самом начале общественного служения Христова, служения, обращенного именно к людям, этот самый близкий ему человек покидает Его, принимая смерть во имя служения Ему. И Христос остаётся один. Один на один с этим миром, который Он пришёл спасти, один на один с миром, который хотел с младенческих лет уничтожить Его. Это, конечно, великая драма.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Саентологи активно используют знания об интимной жизни тех, кто проходил у них обучение для последующего шантажа. Поэтому в Федеративной Республике Германия людей, связанных с саентологией, не принимают на государственную службу даже на самые незначительные должности. А в России эту практику, увы, игнорируют. Известно, что спичрайтером и референтом премьер-министра России Дмитрия Медведева долгое время работала Ева Василевская, дочь придворного режиссера Путина, сторонника Церкви саентологии Игоря Шадхана, о связи которого с Президентом России агентство «АПН Северо-Запад» писало еще в 2009 году. Кроме секретарей и пиарщиков, во власти регулярно и безнаказанно засвечиваются открытые лоббисты саентологов. Среди них бывший вице-президент России Александр Руцкой, председатель Новгородской областной думы от «Единой России», мэр Перми Владимир Филь и другие вполне официальные лица. Кроме них немало содействовал секте близкий к административной вертикали миллиардер, президент Российского еврейского конгресса Вячеслав Кантор. О Кириенко, после его назначения на должность первого замруководителя Администрации Президента РФ, говорили и как об участнике элитного «кружка методологов» («щедровитян». - В.Б.). Основателем Московского методологического кружка в 1958 году был философ Георгий Щедровицкий, близкий по своим взглядам к саентологам. Методологи считают, что есть универсальные методы для решения любых проблем. Способ решения и выработки этих методов - так называемые организационно-деятельностные игры. С разработками «методологов» были знакомы: бывший министр энергетики Виктор Христенко (называл себя учеником Щедровицкого. - В.Б.), помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов (в 1995 году написал статью для сборника методологов), советник Кириенко в ПФО Сергей Градировский, депутат Госдумы и лидер партии «Гражданская платформа» Рифат Шайхутдинов и др. Российские элитарии из высших властных структур создали и другие закрытые общества по масонскому образцу. Би-би-си насчитала пять основных «обществ», куда входят российские чиновники высшего ранга. Среди них наиболее влиятельны так называемые «афонцы» - члены Русского афонского общества (РАО), которое основано в 2005 году при участии Патриарха AлekcuяII и тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Известно, что на Афон от РАО ездят: генеральный прокурор Юрий Чайка, министр юстиции Александр Коновалов, партнеры Владимира Путина по дзюдо - бизнесмены Аркадий и Борис Ротенберги и другие.

http://ruskline.ru/opp/2019/sentyabr/11/...

2015/07/10, 13:59:29 Дорогие отцы и братья Святой горы Афон! Помолитесь пред Господом Богом за р.б.Андрея и Алексея,прошу Ваших молитв о прощении грехов и здравии,чтоб Господь помог им в работе исполняемой ими идал на хлеб насущный.Спаси Вас Господи. Валентина 2015/07/10, 13:54:27 Братия, прошу Вас, помолитесь обо мне и о моих близких - о упокоении Анны, о здравии Ольги, отрока Владислава, Георгия, Константина, Екатерины (все крещены)! У меня всё не очень-то хорошо: умер очень близкий человек, мой единственный друг, несостоятельность в профессии и вообще в жизни, несмотря на пятый десяток лет, мизерная зарплата в 7 тысяч, не позволяющая вообще никак жить и помогать близким, постоянные ссоры, непонимание и чужесть с мамой, пьющие запоем почти непрерывно отец и брат, мой маленький племянник и крестник, с очень сложным характером и судьбой, воспитывающийся между нескольких неблагополучных семей, ну и болезни близких, болезни собственные, одержимость (временами бывают страхования, боюсь лишиться рассудка), а также апатия, уныние, неспособность ничего изменить и непонимание кто я, что я, для чего призвана в мир, чем должна на самом деле заниматься. Молюсь, как умею, надеюсь, но я совсем заблудилась в жизни. Помолитесь, дорогие, мне трудно. Спаси Вас Господи за Ваши молитвы! 2015/07/10, 13:47:35 Братия, прошу Вас, помолитесь обо мне и о моих близких - о упокоении Анны, о здравии Ольги, отрока Владислава, Георгия, Константина, Екатерины (все крещены)! У меня всё не очень-то хорошо: умер очень близкий человек, мой единственный друг, несостоятельность в профессии и вообще в жизни, несмотря на пятый десяток лет, мизерная зарплата в 7 тысяч, не позволяющая вообще никак жить и помогать близким, постоянные ссоры, непонимание и чужесть с мамой, пьющие запоем почти непрерывно отец и брат, мой маленький племянник и крестник, с очень сложным характером и судьбой, воспитывающийся между нескольких неблагополучных семей, ну и болезни близких, болезни собственные, одержимость (временами бывают страхования, боюсь лишиться рассудка), а также апатия, уныние, неспособность ничего изменить и непонимание кто я, для чего призвана в мир, чем должна на самом деле заниматься. Молюсь, как умею, надеюсь, но я совсем заблудилась в жизни. Помолитесь, дорогие, мне трудно. Спаси Вас Господи за Ваши молитвы!

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=227

Вот то же и с сектантами и язычниками происходит. Чудеса, только ложные, могут у них быть. Еще в первом веке, при апостоле Петре, некий Симон-Волхв летал над городом Римом, и видели его не как заезжего фокусника Дэвида Копперфилда – три тысячи человек, весь Рим; и парил он куда с более сложными кульбитами. Это было чудо, только ложное, видимость, фантом, как говорим мы на богословском языке. И этим фантомом, миражем, люди могут обманываться. Но когда этот мираж становится рядом с правдой Божией, рядом с Церковью, то он рассеивается, как дым. Чем больше в нас будет веры, тем меньше такого рода миражей. Им некуда будет деться, их сдует ветром благодати из нашей первопрестольной столицы. 72. Что надо делать, если близкий знакомый попал в секту и уже никого не слушает, даже в храм не хочет? – Ежели никого не слушает, то, пожалуй, делать можно только одно: молиться. При этом хорошо, если молиться будет не один, а, по слову евангельскому, соберутся двое или трое, те, кому он тоже близкий человек, и начнут ради него нести какой-то молитвенный подвиг, еще лучше, если это будет с благословения священника. 73. Вот я крещеная, но я не могу целовать икону, уходя из церкви как мне быть? Может, мне сделать так, чтобы я стала некрещенной, потому что не верю в Бога, а это большой грех. Мне сказал священник, что во мне сидит бес. Правда ли это? Может ли это переходить по наследству? – Бесы не завещаются и нотариально не заверяются – никакая их передача, так что будь в этом спокойна, голубушка. Если ты крещеная, да неверующая, то это какое-то с твоей стороны неразумие, если ты в младенчестве была крещена, то твои родители и крестная мать должны были, конечно, позаботиться и научить тебя православной вере, а если ты сама недавно крестилась, то это уж, прости меня, какая-то глупость. " Хочу я родиться к новой жизни " , – говорит крещеный человек, расстаюсь со своим греховным прошлым, а потом идет, намыливает веревочку себе и говорит: " Я неверующий, хочу разродиться назад, разнекрещенной стать, вот в этой новой духовной жизни " – и так и вешается на этой веревочке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Она обладала даром предвидения и в своих эссе предрекала близкий Апокалипсис. При этом оставалась человеком светлым и веселым, и всеми силами поддерживала людей отчаявшихся и падших. Она будто с детства знала свою судьбу и в стихах проговаривалась, что «погибнет от огня» и «будет похоронена в общих гробах»… Мать Мария не боялась смерти, ведь для нее смерть означала встречу с Богом, к которому она стремилась всей душой. Тяжелая жизнь матери Марии была разрублена надвое: первая половина — это Россия, а вторая — эмиграция (Исход), Франция, но и тогда Россия оставалась в сердце. Елизавета Скобцова (ее имя в миру) покинула родину уже сформировавшейся личностью, а следовательно, с огромным интеллектуальным багажом, уже известной талантливой поэтессой и художником. В юности была влюблена в А. Блока. В нем она искала видела второго Мессию. Надо отметить, что идеей поиска «нового Бога», который придет и спасет мир, в то время были одержимы многие русские писатели и философы. Любовь ее оказалась неразделенной и от безысходности Елизавета по–женски «бежит в замужество», окунается в семейный уют… Она бежит и от богемы, от затхлой среды, от чувства надвигающейся опасности и, вероятнее всего, в поисках себя. В этот период возникают первые живописные произведения и стихи, в основе которых лежат ветхозаветные сюжеты. Как и многие русские интеллигенты того периода, она вмещала в себя странную смесь христианства и революционных идей. Но война 1914 года, первые жертвы и разочарование в революции довольно быстро отрезвили ее. Елизавета Скобцова все больше обращается к Богу, задумывается о главном предназначении человека, о добре и зле. Она была не единственной, кого в это трудное время мучили подобные противоречия. Николай Бердяев, ее близкий друг и наставник, говорил, что свой собственный «переход от большевизма в христианство он совершил за один день». Их дружба продолжилась в эмиграции, и во Франции Бердяев оставался для нее истинным духовным наставником, а фотография матери Марии до сих пор висит на стене его кабинета в квартире–музее в Медоне, что под Парижем.

http://azbyka.ru/fiction/mat-mariya-skob...

Далее. Автор чрезвычайно подробно излагает обстоятельства кончины преосвященного Михаила, что выдает очевидца. Впрочем, об этом он и сам проговаривается: «С 11 часов до 3 часов августа] при постели больного дежурить пришлось пишущему эти строки». 1108 Но кто он, этот близкий епископу человек с инициалами А. Л.? На последних страницах книги читаем: «Когда, по окончании отпевания и обнесения вокруг храма, гроб поднесен был к могиле, была произнесена последняя при гробе речь смотрителем духовного училища А. И. Леонтьевым. Земляк и почти товарищ почившего по Петербургской духовной академии (окончил курс в 1885 году), смотритель училища, как человек близкий к почившему в годы епископства, в своей речи отметил две главные черты характера почившего святителя. Это – долг, самоотверженный труд на пользу церкви и ближних, и любовь – живая, деятельная к людям. [...] Доказательством готовности почившего помочь людям, нуждающимся в нравственной поддержке и руководстве, служит изумительная по своей обширности и разнообразию предметов переписка Владыки с людьми, обращавшихся к нему за нравственным успокоением и поддержкою. На все эти письма, – говорил оратор, – ты, больной и слабый телом, но крепкий духом, находил возможность отвечать с полною готовностью и любовью. То утешаешь ты своего ближнего в понесенном им тяжком горе, то успокаиваешь его совесть, смущаемую вопросами примирения веры и рассудка, укрепляешь его волю, ослабевшую в стремлении к исполнению заветов христианского самовоспитания, то врачуешь больную, исстрадавшуюся душу скептика». 1109 Таким образом, внимательное прочтение книги о епископе Михаиле (Грибановском) позволяет предположить, что ее автором был смотритель Симферопольского духовного училища Александр Иванович Леонтьев: он, во-первых, был близок к епископу, во-вторых, имел доступ к материалам его личного архива (в частности, к переписке). Но попробуем поискать дополнительных тому подтверждений. В 1898 году в «Таврических епархиальных ведомостях» был напечатан материал, озаглавленный «Последние дни жизни, кончина и погребение Преосвященного Михаила, епископа Таврического и Симферопольского». Вот что сказано здесь о последних минутах жизни епископа: «Чувствовал больной, что смерть уже витает около него, что доживает он последние минуты. Подозвав к себе смотрителя духовного училища [А. И. Леонтьева], он едва уже выговорил следующие слова: «Прошу, передайте друзьям, чтобы не удалялись... " ». 1110 Из этого же материала явствует, что А. И. Леонтьев был товарищем преосвященного Михаила не только по Петербургской духовной академии, но и по Тамбовской семинарии. 1111

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Церкви, пусть с благоговением прочтется, по крайней мере, в течение св. четыредесятницы.    Преподобный и Богоносный отче наш Иоанне! Моли Христа Бога, да пошлет Он нам силы и ревность шествовать вслед за тобою по степеням духовной лествицы, возводящей на небо, шествовать особенно в настоящие дни поста и покаяния. Аминь. Слово в неделю пятую Великого поста, сказанное в Предтеченск...     «Образ покаяния тебе имуще, всепреподобная Марие, Христа моли, во времени поста, сему нам дароватися» (Светилен).    Мы видели образ поста и молитвенных подвигов, нам близкий и доступный, в лице преподобного Иоанна Лествичника. Ныне пред нами образ покаяния так же близкий и доступный, в лице преподобной Марии Египетской. Кто не знает дивной жизни этой дивной жены? Кто не знает, в какую глубину зол она низошла, на какую высоту добродетелей потом взошла и как совершился этот поразительный переход? Не станем же разсказывать то, что известно всем, а изложим только, какия главныя истины, относящияся к подвигу покаяния, напоминает нам эта поучительная жизнь.    Первая истина та, что покаяние для нас всегда возможно. Как бы велики и многочисленны ни были наши пороки, как бы ни долго уже мы служили беззаконию, как бы ни укоренились и ни застарели во зле, — мы всегда можем очувствоваться и обратиться к Богу с молитвою о помиловании. Семнадцать, самых свежих и цветущих, лет своей жизни Мария предавалась грехам нераскаянно. И как предавалась? Каким грехам? Казалось, она потеряла всякий стыд; казалось, она совершенно изгнала из сердца своего страх Божий, совершенно заглушила в себе голос совести. Имя Марии было покрыто всеобщим позором. Однакож и эта, повидимому, погибшая душа могла покаяться: отчего же не покаяться и нам? Может быть, наши грехи менее грехов Марии: тем легче для нас покаяние. А если даже не менее, если даже более? Мария пришла в себя и начала каяться, когда стремилась в храм, чтобы поклониться животворящему древу креста Господня: св. крестъ — этот якорь спасения для грешных всегда с нами; «кровь» Иисуса Христа, распятого на кресте, способна очистить нас «от всякого греха» (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

е. осмыслить свое национальное бытие. «Рус. ночи» в изд. 1844 г. стр. 376. – Тревогу от мертвящего влияния на русскую жизнь меркантильного запада остро переживал и другой идеалист того времени, притом очень близкий славянофильскому кругу, – Е. А. Боратынский, (к слову сказать очень близкий, одно время, друг И. В. Киреевского). См. напр. стихотворение «Последний поэт»: «Век шествует путем своим железным; В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята», и т. д. 151 Православие, как основу русской жизни, глубоко чувствовали напр. Гоголь, Жуковский, кн. П. А. Вяземский, Тютчев и др. Все они верили в религиозно-национальные начала Руси, иногда противополагая Россию иноверному западу. «Святая Русь», Православие – было центральной идеей в общественных и исторических взглядах лучших людей того времени (см. «Переписку» Гоголя, письмо В. А. Жуковского 1848 г. к кн. Вяземскому по поводу стихотворения «Святая Русь», стихотворения Тютчева, напр.: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя земля родная, В рабском виде Царь Небесный, Исходил благословляя... и проч. и проч.). – В частности Гоголь, и особенно Жуковский, высказывали и некоторые отвлеченные истины, сходные с философскими положениями славянофильства, такова например у Гоголя мысль о недостаточности одного ума для правильного развитии жизни (см. письмо XII, Христианство идет вперед) у Жуковского мысли о вере, знании (см. философские отрывки Жуковского). 152 Сочувственно настроенный к славянофильству Ап. Григорьев назвал «Обозрение»... Киреевского глубокою статьею «даже по всякому времени, не то что только по тогдашнему». Автобиография, ред. Саводника, М. 1915 г., стр. 66. 153 «И. В. Киреевский – писал А. В. Веневитинову Хомяков – как слышно, написал много прекрасного. Я радуюсь душевно, много надеюсь я на Киреевского. В его голове сокровище мысли и поэзии». Барсуков, 5, стр. 470. 155 Паисий (1722–1794), в мире Петр Иванович Величковский был сын полтавского протоиерея. Шестнадцати лет он ушел из Киевской академии в Любецкий монастырь, потом в Валахию, наконец, на Афон, где постригся в 1750 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010