427 ...Василий Горбатой, брат суздалских князей... – Василий Васильевич Шуйский-Гребенка-Горбатый Суздальский, внук последнего суздальского князя Семена Дмитриевича, новгородский воевода, неоднократно участвовавший в военных действиях с Москвой. 428 ...до великого князя Дмитрея Юрьевича Всеволода Володимерьскаго... – Речь идет ο владимиро-суздальском князе в 1176–1212 гг. Всеволоде Большое Гнездо – родоначальнике владимирских и московских князей XIII–XVI вв. 429 ...наимоваху злых тх смердовъ... и прочих безименитых мужиков... якоже они новогородстии людие, невгласи, осподарем зовяху себ Великим Новым городомъ. – Московский великокняжеский свод настойчиво подчеркивает сочувствие «лучших людей» Новгорода – бояр и житиих людей – Москве и приверженность «безименитых мужиков» вечевому строю; особенное возмущение его вызывает то обстоятельство, что этих «смердов», собравшихся на вече, полагалось именовать «осподарем Великим Новгородом». Однако в изображении новгородского летописца внутриполитическая ситуация в Новгороде оказывалась более сложной. Типографская летопись, содержащая ростовский рассказ, близкий по тенденциям и построению к рассказу великокняжеского свода, обвиняет в склонности к «кралю литовскому» «бояр вчников», «крамольников» и «всех новгородцев», но прибавляет, что «земстии же людие того не хотяху». 430 ...якоже въ Иерусалим бысть, егда предасть его господь в руц Титов... – Автор имеет в виду рассказ известной на Руси «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия ο внутренней борьбе в Иерусалиме и Иудее накануне римского завоевания. 431 ...розослал по всю братью свою и по вс епископы земля своея, и по вся князи, и по бояре свои, и воеводы, и по вся воя своя... възвщает мысль свою, что итти на Новгород ратию, понеже бо во всем измнишя. – Этот чрезвычайно широкий совет, созванный Иваном III перед походом на Новгород, по составу напоминает земские соборы XVI–XVII вв. Вслед за этой фразой в Московском своде вставлен текст, близкий к «Словесам избранным», ο непроходимости новгородских земель в летнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий Великий, святитель Жил около 330–379; известен также как Василий Кесарийский, архиепископ Кесарии Каппадокийской; церковный писатель и богослов. Один из трех каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом, противостоял ереси арианства. Ему приписывают изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем – сохранилось не менее трехсот. Убежденным поборником христианской монашеской коммуны, монастыря общежитского устава, одной из двух, наряду с отшельничеством, форм организации монашества на начальном историческом этапе. Поощрял церковное пение народа; при нем весь приход участвовал в богослужебном пении, исполнении псалмов, заключительных стихов и музыкальные формул на слова: «Аминь», «Господи, помилуй» и т. п. Григорий Богослов, святитель Годы жизни 329–389. Богослов, один из Отцов Церкви; входит в число великих каппадокийцев; близкий друг и сподвижник Василия Великого. Боролся с арианской ересью. Православная Церковь включила его в число Отцов Церкви, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, устроении Церкви и чина богослужения. Его наследие составляют «Слова», письма и собрание стихотворений. Помимо него наименования Богослов удостоились только евангелист св. Иоанн Богослов и св. Симеон Новый Богослов. В 40 лет стал епископом, потом архиепископом. Участвовал в работе Второго Вселенского Собора (381). Семья его отличалась святостью: к лику святых причислены его отец, мать, брат и сестра. Григорий Богослов оказал огромное влияние на богословов последующих времен. Григорий Нисский, святитель Годы жизни 335–после 394. В молодости был женат, преподавал риторику. Младший брат Василия Великого, под руководством которого много учился. Близкий друг св. Григория Богослова. Его сестрой была св. преподобная Макрина. Один из трех великих «каппадокийцев». По просьбе св. Василия Великого стал епископом города Ниссы, чтобы отстаивать Православие в борьбе с арианской ересью. Не будучи выдающимся церковным администратором, проявил себя в области богословско-литературной деятельности. Его труды разнообразны: догматические, нравственные сочинения, толкования на Священное Писание, письма и проповеди – в них ораторский талант Григория. Участвовал в работе Второго Вселенского Собора. Императорским эдиктом 381 года имя Григория было включено в список епископов, «общение с которыми обязательно для православных».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

С одной стороны Церковь неизменна — в области вероучения, догматических вопросов, нравоучения. С другой стороны Церковь как сообщество верующих людей, естественно, предполагает и даже требует постоянного поиска наиболее соответствующих настоящему времени подходов, христианских оценок, новых методов реализации евангельских задач. — Вопрос, который может стать проверкой на либерализм в Церкви. Как Вы считаете, как следует относиться к активной жизненной позиции женщин в настоящее время? Каково социальное служение женщины в современной Церкви? — В Церкви многие направления бы просто не развивались без «твердой» женской руки. Женская природа — это природа материнская, которой органически присущи забота и милосердие, и эта природа приносит плоды в области социальной работы Церкви. Сегодня и на многих приходах Русской Церкви можно встретить те или иные формы служения, где женщины играют основную роль. Работая в этих сферах, женщины действительно обретают полноту жизни и находят профессиональное счастье, а некоторые и личное. Другое дело, когда под флагом феминизма женщина пытается доказать себе и окружающими, что она не хуже чем мужчина. И доказать это пытается, мужчине уподобляясь. А вот здесь и ошибочка. Не хуже — конечно. Но другая — факт. Зачем же превращаться в мужчину-то? И не нужно, и не получится. — Многие люди сталкиваются с ситуацией, когда совесть человека как бы глуха к евангельскому посланию. Особенно это сложно, когда неверующий близкий нам человек. Как привести его к Богу и в Церковь? — Это очень сложный вопрос. Наверное, каждый из нас переживал от того, что дорогой нам человек идет ложным путем, не видит или, того хуже, не хочет видеть и искать Бога. Это не может не тревожить христианина, который подобно Учителю хочет, чтобы «все спаслись и в разум истины пришли». Но не надо отчаиваться, если близкий глух к нашим словам. Самый короткий путь к тому, чтобы послужить спасению ближнего — это быть самому живым свидетелем Евангелия, преображающего действия Божественной силы в современном мире. Когда в христианине есть то, чем может не обладать другой человек, а именно душевный мир и теплоту, искреннюю радость, чистоту сердца — это неизбежно вызывает интерес к вере. Каждый христианин призван быть в этом мире иным, качественно другим, и свидетельствовать о своей вере не только словами, но и прежде всего делами, служением ближнему.

http://patriarchia.ru/db/text/1291981.ht...

II. Проект противоречит правилам Апостольским, Вселенских соборов, поместных соборов и святых отец. Все сии правила, всегда в Православной церкви действующие, судебную власть почитают принадлежностью каждого епархиального епископа. А проект установляет, что судебная власть епархиальному епископу не принадлежит. III. Проект противоречит учению догматических и символических книг Православ. церкви, и превращает Православную церковь в отношении к суду в пресвитерианскую. Оставленный для виду в духовно-окружном суде епископ будет епископом не в православном смысле, а только primus inter pares , будет иметь равный голос с пресвитерами. IV. Проект противоречит всей многовековой практике Православной церкви и ныне повсюду действующей. Во всей Православной церкви ныне епархиальный епископ судебную власть в епархии имеет; а в русской Православной церкви, по предположениям комитета, не будет иметь. V. Проект вводит противоцерковный и вредный принцип секуляризации брачных дел, во всей Православной церкви всегда признававшей брак таинством, подлежащим церковному суду. VI. Проект вводит крайние практические затруднения, создавая окружные суды, вместо судов каждой епархии. Создавая духовно-окружные суды по одному на 5–6 епархий, без вызова подсудимого и свидетелей, комитетский проект показывает, что комитет поставил себе задачею устроить не суд скорый, близкий и устный, а совершенно вопреки сему – устроить суд не скорый, суд не близкий, суд не устный, а бумажный. Окружные суды из пресвитеров с председателем архиереем, равногласным пресвитерам никаким образом не могут быть уподоблены древним соборам епископов – с председателем митрополитом. Усилие комитетской записки выдать окружные суды за соборы останется всегдашним памятником лжетолкования и крайнего произвола в обращении с правилами и историческими свидетельствами. VII. Объяснительные записки к проекту изобилуют неверными показаниями (цифры дел), неверными ссылками на правила, неверными толкованиями правил, многочисленными себе и проекту противоречиями, неверными мнениями, ложными и полными озлобления обвинениями епархиальных архиереев (которые обвиняются в уголовном преступлении, именно – в подлогах, состоящих в произвольном изменении, или отмене состоявшихся судебных приговоров. Важность этого обвинения требует, чтобы оно подтверждено было не словами, а твердыми доказательствами, которых однако же не представлено).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Не послушествуй - не свидетельствуй, не доводи до слуха, не говори. На друга своего - на другого человека. Свидетельство - донос. Этой заповедью запрещается ложное свидетельство и вообще всякая ложь. Против этой заповеди грешат, например, те, которые ложно свидетельствуют в суде; которые ложно жалуются на другого (об Иисусе лжесвидетели говорили, что Он хотел разрушить храм Божий и в три дня создать его (Мф. 26, 60-62). Его же обвинили иудеи в том, что будто Он искал царской власти и запрещал платить дань кесарю (Лк. 23, 2)); которые говорят ближнему в глаза и за глаза о нем обидные слова; которые насмехаются и осуждают. Что нужно думать о ложном свидетельстве под присягою? Это великий грех и против девятой и против третьей заповеди Божией. Что нужно, чтобы не грешить против девятой заповеди Божией? Нужно всегда говорить правду и удерживать язык свой от лукавых речей (1 Пет. 3, 10). Десятая заповедь Божия Искренний - близкий к сердцу, любимый. Село - поле. Вол - бык. Елика - что. Этой заповедью запрещается не только делать худое ближнему, но и желать ему худого. Грех против этой заповеди называется завистью. Какие посему обязанности предписываются нам этой заповедью? Мы должны быть довольными и благодарными тем, что дал нам Бог, и доброжелательными к ближнему [ 1 ]. 10. Тропари двунадесятых праздников Искренний - близкий к сердцу, любимый. Село - поле. Вол - бык. Елика - что. Этой заповедью запрещается не только делать худое ближнему, но и желать ему худого. Грех против этой заповеди называется завистью. Какие посему обязанности предписываются нам этой заповедью? Мы должны быть довольными и благодарными тем, что дал нам Бог, и доброжелательными к ближнему [ 1 ]. Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы По-русски: Рождение Твое, Богородица Дева, объявило радость всей вселенной (всему населенному миру); ибо из Тебя возсияло Солнце правды - Христос Бог наш; уничтожив проклятие, Он дал нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь. Клятва - проклятие, наказание Божие за грехи. Упразднив - обезсилив, низложив.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

В основном преосвященные сочли необходимым исправление и перевод богослужения на «новый», упрощенный славянский язык (терминология не была устойчивой – искомый язык называли и славяно-русским и т.д.), предлагалось, впрочем, введение богослужения и на русском языке. «Мнение епископата о необходимости исправления богослужебных книг, высказанное в «Отзывах», разделялось большею частью духовенства, как это видно из резолюций епархиальных и других церковных съездов», – писал Борис Сове . Это можно подтвердить многими примерами. Выдающиеся и праведные пастыри протоиереи Иоанн Кронштадтский (считал необходимым читать псалмы на общей исповеди сначала по-славянски, потом по-русски), Валентин Амфитеатров и Алексий Мечев начали использовать русский язык в богослужении или при чтении Писания. В 1911 г. еп. Самарский Константин (Булычев) благословил сельского священника Николая Пономарева на совершение богослужения по-русски. Даже на самом охранительном в предреволюционное время IY Всероссийском миссионерском съезде в Киеве, проходившем под председательством одного из наиболее консервативных иерархов того времени архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) (прест. в 1936), 25 июля 1908 года была принята резолюция по докладу организационной комиссии «о неотложной нужде исправлений в церковном богослужении» , о желательности «нового перевода церковно-богослужебных книг на упрощенный, более близкий к русской речи, славянский язык». (На Соборе 1917–1918 гг. вл. Антоний предложил переводить литургические тексты для проповеди за богослужением: «Возьми Служебник и переводи его по-русски»). Таким образом, епископат, в согласии с полнотой Российской православной церкви, единодушно выразил мнение о необходимости скорейшего разрешения проблемы богослужебного языка. Так началась подготовка соответствующего решения Собора. Как по вопросу о патриаршестве на Соборе многое решила пламенная речь св. архим. Илариона (Троицкого) , так по вопросу о русском языке в богослужении важнейшим стало выступление ключаря храма Христа Спасителя прот. Александра Хотовицкого. Деятельный сторонник принятого решения, близкий и многолетний сотрудник будущих патриархов Тихона и Сергия, священномученик (прест. в 1937), он говорил: «Перевод безусловно необходим, ибо изгонять верующих из церкви из-за непонимания славянского языка преступно. Даже мы, священники, знакомые со славянским языком, часто встречаемся с такими местами славянского текста, которые нам совершенно непонятны… Закрывать двери Православия отказом введения русского языка в богослужение из-за красоты формы славянского языка нецелесообразно. Примеры перевода некоторых книг за границей дали блестящие результаты. Из достоинства славянской речи еще не следует отрицание перевода книг, а равно и богослужения и молитв на русский язык, ибо таким образом мы бережем золотник, а теряем пуд».

http://azbyka.ru/my-berezhem-zolotnik-a-...

И вы, дорогие мои, – лампады Божии. Вы мои лампады, данные мне на хранение. Тело ваше – сосуд, душа – огонь, всаженный Божией рукой, а елей, которым питается этот огонь, – Животворящая Кровь Господа Иисуса Христа. И пока душа питается живоносным чудным елеем, она горит тихим огнем лампады Божией. Кто не причащается, отвернулся от Христа, оттолкнул от себя Божественную Чашу, ушел из Церкви Божией, тот не Божия лампада, а факел сатаны. Потому что есть Божия лампада, и есть факел диавола. Сатана знает эту разницу, почему и подымает ужасающую бурю, чтобы затушить Божии лампады, лишить душу благодатных Таин Животворящих. Горите же, мои лампады, горите ярко пред Богом, чтобы, когда я оставлю вас, возлюбленные, и предстану на Суд Небесный, не отвратила Владычица Своего светлого лица от меня за то, что я не учил вас, мою паству, спасению, не звал к Животворящей Чаше. Горите ярче, мои возлюбленные, чтобы я мог сказать: «Господи, вот мои лампады, не затушил их огня вихрь сатаны и не иссяк елей их». 2 (15) октября, воскресная всенощная. Пятницкая церковь г. Дмитрова Иисусе воскресший, воскреси души наши! Жил старец, святой подвижник, в пустынной келье. Другие отшельники, обитавшие в близлежащих келиях, проходя мимо, слышали постоянно стоны и плач. Огорчал их плач, и они советовались, как утешить старца и чем помочь. Однажды решили постучать и, когда пустынник отпер, спросили: «О чем ты так горько плачешь и стонешь?» Старец отвечал: «Я плачу потому, что у меня есть дорогой, близкий покойник». Пустынники ушли: «Какой у него покойник? Отец у старца давно умер, мать тоже, братьев и других родственников он давно оставил. Кто дорогой и близкий ему покойник?» И опять к старцу. Постучали и, когда открыл: «Скажи нам, кто у тебя покойник, о котором так горько плачешь?» –      «Душа моя – покойник мой, о ней, умершей, плачу». Други мои, умирает не одно тело, но и душа иногда. Святой Симеон Новый Богослов говорит, что, когда умирает тело, его покидает душа, и всякая деятельность его уничтожается: очи перестают видеть, уши – слышать, ноги и руки – двигаться. То же бывает и когда умирает душа. Покидает ее дух – божественная часть нашего существа, и в это время наши внутренние очи перестают видеть чистые лики небожителей, слышать и понимать святые песнопения Церкви, обонять и воспринимать благодать Божию, ноги наши перестают двигаться по путям Божиим, руки действовать на прославление Господа. И наша Церковь хорошо знает о смерти души, потому что в своих песнопениях говорит об этом. В Великий пост поется: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?» Каждый понедельник и вторник, которые по уставу полагается посвящать покаянию, она тоже говорит в своих чудных песнопениях о покаянии. И как страшно для нас мертвое, разлагающееся, зловонное, пожираемое червями тело – мы спешим сбросить его в землю, зарыть его безобразие землею, – так отвратительна для ангелов и для нашего ангела-хранителя: мертвая душа, покрытая червями-страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Записи: л. 414 – «Осветися олтарь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церков святого имярек месяца того ж имярек и числом в лето 7022 митрополитом или епископом града того имярек»; л. 2–7 «Книга Служебник Наволожского погоста церьковная домовная»; л. 5 – «Се яз Иван Емельенов», «Иван Михаилов сын»; л. 5 об. – «Служебник Наволожского погоста церкве Николая чюдотворца»; л. 535 об. «По милости Божии иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мирликииских чюдотворца...» (далее нрзб.); л. 536 об. – «Сия книга глаголемая Служебник Наволожского погоста церьковная великого чюдотворца Николы домовная. А потписал того же Наволожского погоста церьковнои дьячек Яшка Григорьев лета 7154 июня в 9 день», «Деревня Нильское...» (далее нрзб.) На полях имеется редакторская правка. Содержание: л. 183–199 об. – чин исповеди; л. 185 об.–186 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 836 ); л. 187–188 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 836 ); л. 188–189 об – поновление инокам; л. 190–193 об. – поисповедное поучение; л. 192–192 об. – поучение духовника о челяди; л. 193–193 об. – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 193 об.–195 – поновление священникам; л. 199 об.–201 об – чин причащения больного; л. 202–203 об. – чин исповеди священноиноков; л. 202–203 – вопросник священникам (извод Основной редакции); л. 204–215 об. – чин исповеди иноков; л. 207–210 об. – поновление инокам; л. 210 об.–212 – поновление священникам; л. 212–215 об. – поновление инокам; л. 463–465 – поновление. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 121, 243–245; Приложения ко второму тому. С. 22–23 (чин исповеди, л. 202–203 об. – только молитвы; поисповедное поучение, л. 190–193 об.; чин причащения больного). Соф. 838 . Служебник с требником. Начало XVI в. 4°. 201 л. Филиграни: 1) Сфера, не отожд. (вставная тетрадь); 2) Литера О, вид: Брике, 13220 (1499–1500 гг.); 3) Голова быка с крестом, змеёй и монограммой, близкий: Пиккар II, 3, XVI, 405 (1497–1499 гг.); 4) Голова быка с крестом и змеёй, близкий: Пиккар 11,3, XVI, 209 (1499–1500 гг.); 5) Литера Р с крестом, вид: Лихачёв, 2365 (1514 г.); 6) Литера Р с крестом, вид: Пиккар IV, 3, XI, 122 (1502–1503 гг.); 7) Рыба, не отожд.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Разве не бывает часто с нами, когда умрет близкий, родной человек, что в момент смерти коснется нашей души крыло веры, загорится в нашем сердце уверенность о том, чтожизнь жительствует, что смерть побеждена, что любовь не может быть покорена... А потом проходит иногда короткое время, и мы возвращаемся к сетованию, к своему горю, к своему несчастью, и за ним собственной, только что пережитой радости мы не умеем больше ощутить. Торжество победы заглушено нашим горем. Так и в этом рассказе: Мария Магдалина не видит. Не видит света, не видит ангелов, не чует победы, видит только гроб, и притом гроб особенно страшный, потому что этот гроб пуст. Даже нельзя поплакать над любимым телом, даже нельзя побыть с Тем, Который теперь умер, но Который хоть плотью Своей еще среди людей. Нет этой плоти... И ангел Господень, стараясь возбудить ее, привести ее в сознание собственного опыта Воскресения, обращается к ней с вопросом: Что ты плачешь, женщина? Кого ты здесь ищешь? Но и тут она не узнает его голоса, не поднимает на него глаз; она только отвечает: " Взяли Господа моего и не знаю, куда положили Его " . И сказав эти слова, она от ангела-благовестника, от утешителя, от радости своей отворачивается: не воззрела бы на него! Зачем с ним говорить, что он может сделать для моего горя?.. Опять скажу: разве не это бывает часто, когда умрет дорогой нам человек, и кто-нибудь близкий, родной, живой свидетель нашего собственного опыта победы Божией и Воскресения Господня нам хочет напомнить о том и тихо говорит: " Что ты плачешь? О чем? Что с тобой? " И мы отвечаем: " Умер! Умер... умерла моя любовь... " — и отворачиваемся: " Отойди прочь с твоим утешением, с твоими теплыми словами. Я хочу плакать, я хочу горе свое до конца пережить, чашу свою хочу испить до конца " ... Отвернувшись от благовестника-ангела, она оказывается лицом к лицу с воскресшим Господом. Но и Его она не видит. Она занята своим плачем, своим горем; она не смотрит на Него. И тогда Он тоже спрашивает, теми же словами: Что ты плачешь, женщина, кого ищешь ты здесь? Даже тут она не опомнилась. Даже тут она, думая, что это садовник, отвечает:  Куда  ты Его дел?  Куда  ты положил это тело, все, что теперь у меня осталось от вечной жизни?,” (Не так ли мы часто поступаем?) И тогда Христос говорит ей одно слово: " Мария! " Называет ее по имени.

http://predanie.ru/book/70587-lyubov-vse...

И так он проходит по роману, вызывая удивление и страх, любовь и ненависть, всем, может быть, ужасно близкий и для всех все-таки совершенно чужой. Рогожин меняется с ним крестами и тут же пытается его зарезать. Неверие и нелюбовь встретили князя. Говоря о вере, Рогожин признается, что она в нем пропадает. «А что, правда… у нас, по России, больше, чем во всех землях, таких, что в Бога не веруют?» (8: 182) – спрашивает он Мышкина. Князь рассказывает ему сначала про неверующего ученого, а затем о том, как один крестьянин зарезал другого – своего приятеля – за серебряные часы и перед тем, как резать, перекрестился. «Рогожин покатился со смеху… «Вот это я люблю! Нет, вот это лучше всего! – выкрикивал он… – Один совсем в Бога не верует, а другой уж до того верует, что и людей режет по молитве» (8: 183). Достоевский в своей идейной борьбе, завершенной образами Великого инквизитора и Ивана Карамазова, показал, что они оба не веруют. «Иссякает народная сила, – писал он в 1876 году, – глохнет источник будущих богатств, беднеет ум и развитие, – и что вынесут в уме и сердце своем современные дети народа, взросшие в скверне отцов своих? Загорелось село и в селе церковь , вышел целовальник и крикнул народу, что если бросят отстаивать церковь , а отстоят кабак, то выкатит народу бочку. Церковь сгорела, а кабак отстояли» (22: 29). И в народе, а не только в интеллигенции видел Достоевский страшные симптомы неверия. Какой же прием мог ожидать роман? «Всё, что вы вложили в «Идиота», пропало даром» 140 , – писал ему Страхов. Даже Майков, единственный близкий человек, не вполне оценил роман. Он пишет Достоевскому: «Ужасно много силы, гениальные молнии (например, когда Идиоту дали пощечину и что он сказал), но во всем действии более возможности и правдоподобия, нежели истины» 141 . Принять истину романа было равносильно тому, чтобы увидеть умирание духовной эпохи, закат христианской цивилизации, несмотря на еще полное ее внешнее благополучие. Ведь на Великий пост прекращались театральные зрелища, а на Пасху чиновники в орденах и при шпагах ездили с праздничными визитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010