Напоказ. Человек прикидывается таким смиренным, смиренным, а потом вдруг – раз, как выдаст... Педагогика сердца В чем любовь проявляется? «Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность к Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовью к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице» 249 Так описывает аскетические опыты Игнатий (Брянчанинов) . Смотрите – во время молитвы страх Божий модифицируется в любовь. Греховный помысел отлепляется. Человека так влечет, что он бегом бежит в храм. Ждет, когда же, наконец, помолиться можно, уединиться. Самое сокровенное, что у него бывает в жизни, это когда он в тишине обращается к Богу. Это самое высокое, что у него есть. И тяжко, если он действительно долго не был в храме, не мог побыть в тишине, помолиться от сердца. Для него такая потеря непосредственно связи Божией – это большая трагедия. Добродетель любви ведет к зрению в ближних образа Божия. Мы любим других людей не потому, что они наши родственники (хотя – все родственники, через Адама и Еву, а если христиане, так еще и двойные родственники, во Христе). В каждом человеке, мы говорим, существует образ Божий? -Да. – Вот ежели бы мы с вами поупражнялись в этом духовном делании – видеть в каждом человеке образ Божий! И видеть в каждом человеке еще и подобие Божие, добродетели. Во всяком же человеке есть добродетели? Ну, какие-то есть, да? Любить в человеке то, что от Бога, – вот на чем основана духовная любовь-то. Не просто мы придумываем, что он наша кровушка, что он нам близкий какой-то. Он сегодня близкий, а завтра далекий. Это очень быстро происходит. Мы видим в нем, прежде всего, Божественное. И за это его любим. «Проистекающее от этого духовного видения – предпочтение себе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая, одинаковая к друзьям и к врагам». 250 Вот аскетические опыты – ко всем равная любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Чтобы почувствовать разницу, две цитаты (благодарю друга иерея за идею). Прот. Александр Шмеман : «Сегодня – по старому стилю праздник Казанской иконы Божией Матери: тридцать лет со дня моего посвящения в диаконы на rue Daru митрополитом Владимиром. Теперь все это помню как в тумане, отрывками. Помню, что накануне был в каком-то каменном отчаянии, так что со всенощной уехали домой до конца. Ни молитвы, ни радости, ничего, действительно пустота. Посвящение было в рабочий день, в церкви не слишком много было народу. Самой литургии, себя на ней совсем не помню: знаю, что вокруг престола меня водил о. Тихомиров, что служили с митрополитом о. Н. Сахаров, о. Киприан, о. Савва. Помню только, что до хиротонии стоял в углу, за столами со священническими облачениями, и снова был в каком-то внутреннем отчуждении. Чувство такое, что что-то случалось, происходило со мною, но в чем «я» оставался пассивным. Хиротонии не помню совсем...» Архимандрит Павел Груздев: «...Федоровский кафедральный собор, где рукополагали отца Павла, был полон народу. Пришли многие, кто знал Павла Груздева еще по Мологе... „Вся церковь плакала, – вспоминает отец Павел, – из нищеты... ой! Арестант ведь. Не мог и я удержаться, плакал...“ „Помоги мне, Господи, поприще и путь священства без порока прейти. Иерей Павел Груздев“, – записал батюшка в своем дневнике в этот знаменательный день». И о книге матушки Иулиании Шмеман ...была прочитана быстро, впрочем, книжка не слишком толстая (150 страниц) и вполне допускающая быстрочтение. Не то чтобы я был разочарован, поскольку и не очаровывался заранее, но как-то очень непонятно зачем. Если это эпитафия вдовы, написанная почти четверть века спустя кончины горячо любимого мужа, то она или слишком длинна и перегружена биографическими частностями, либо слишком коротка и неполна, потому что там нет того, что только самый близкий отцу Александру человек и мог рассказать. Если, конечно, самый близкий и если, конечно, мог; сего знать нам не дано. Или уже не помнится матушке Льяне, или не делился с ней этим супруг, или не считает она себя вправе рассказывать нам, но из воспоминаний мы не узнаем ничего сколько-нибудь существенного ни о природе конфликта с Сергиевскими профессорами, ни о расхождении (каком там расхождении, обиде навсегда!) с Флоровским, ни о динамике отношений Шмемана с Солженицыным (для примера резюме Иулиании Шмеман: «Александр всегда считал Солженицына великим писателем, но не разделял его слепого патриотизма и сильных антизападных настроений»), ни о том, как проходила борьба за американскую автокефалию, ни о том, как епископы им же созданной юрисдикции затем его от управления отстранили («Его обвиняли в авторитаризме, и с этим можно согласиться, поскольку он отстаивал дело, чрезвычайно важное для Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Литургия под открытым небом на месте Покровской церкви в Антоновке ЖМП 7 июль 2021 /  12 августа 2021 г. 14:30 Такой близкий Дальний Восток В ПРИМОРСКОМ КРАЕ КАНОНИЗИРУЮТ ПРАВЕДНИКОВ, УЧАТ СУВОРОВЦЕВ МОЛИТВЕ И ЗАВЕРШАЮТ ОТДЕЛКУ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА Будничным июньским утром на окраине села Антоновка, что в Спасском районе Приморского края, безлюдно. Не село — одно название: оставшиеся обитаемыми дворы можно пересчитать по пальцам одной руки. Сегодня тут состоится первая за сто лет Божественная литургия. Раньше всех за околицей тормозит машина, преодолевшая три сотни километров и проведшая в пути больше четырех часов, — с владивостокскими клириками и корреспондентом «Журнала Московской Патриархии». Еще немного — и начинают подъезжать священнослужители и прихожане храмов соседних сел, самая массовая группа прибывает на автобусе.   PDF-bepcuя. Первые святые Приморской земли Под руководством благочинного церквей VI округа Владивостокской епархии митрофорного протоиерея Владимира Капитанюка об­устраивается пространство для совершения Литургии под открытым небом возле поклонного креста. Его установили по инициативе настоятеля Успенского храма в соседнем поселке Кировском протоиерея Александра Спрыгина. Точка эта выбрана не просто так. Лесная растительность еще не успела одолеть остатки фундамента школы, закрытой десять лет назад и сгоревшей в прошлом году. А школу, в свою очередь, перестроили некогда из сельской Покровской церкви. Век назад здесь совершил свой тихий подвиг настоятель — священник Павел Лазарев. Затянувшаяся в Приморье Гражданская вой­на протекала тяжело и не всегда логично. Красные войска в 1918 году перешли к тактике партизанской борьбы, порядок в населенных пунктах поддерживали казаки атамана Калмыкова при содействии белочехов, кое-где хозяйничали японские интервенты. В этих условиях таежные леса в глубинке Приморья наводнили разбойники, совершавшие самосуд и нагонявшие ужас на местных жителей. — В советское время об объявившемся в Никитовке, в десяти километрах от Антоновки, соединении пяти лесных отрядов под общим командованием Баранова, запугивавших крестьян угрозами и жестокими расправами, говорили как о красногвардейцах. Но это противоречит современным данным: то были самые настоящие бандитские группировки анархистов, нещадно обиравшие селян, — рассказывает краевед из Кировского Сергей Денисенко. — Служившие в сельских храмах священники, пытавшиеся утешить и ободрить людей в этом хаосе, принимали первый удар безбожников. Сильно раздражал и опытный 41-летний пастырь Павел Лазарев, поэтому долго терпеть его не стали...

http://e-vestnik.ru/church/takoy_blizkiy...

- Батюшка, вас спрашивают, можно ли дарить на Рождество коврики с рождест-венскими надписями? С изображением Спасителя, иконы Рождества? - Если этот коврик, а лучше сказать - тканое изображение может быть повешено на соот-ветствующем месте, так, чтобы вы взирали с благоговением на лик Христа Спасителя, то кто ж запретит? У меня, например, в моем небольшом настоятельском кабинетике, есть такой коврик с изображением Спасителя. И однажды вошел мне очень близкий по крови человек, близкий, но некрещеный, так уж время распорядилось, в советскую пору многих детей не крестили. То боялись, то предоставляли времени решить этот вопрос - вот он и остался некрещеным мой сродник. Хотя сам очень думающий, мыслящий человек. Вошел в эту комнату, посмотрел на изображение Христа, и сказал так задумчиво: да, я бы, навер-ное, не смог у себя дома держать этот образ. Видите, как много говорит нам лик Спасите-ля, это же воплощенная Правда, распятая и воскресшая Любовь. - У нас спрашивает слушатель из Рязанской области, как преодолеть возможную формальность причисления человека к Церкви при крещении младенцев? И о конфир-мации вопрос. - Конфирмация - это на Западе, у католиков, не миропомазуют младенца, но ожидают 12 - летнего возраста. Аббат, прелат помазует миром юного христианина, и, таким образом, восполняет то, начало чему было положено крещением. Слава тебе Господи, мы принад-лежим к Святой Соборной Апостольской Православной Церкви, которая не оставляет нас без Тела и Крови Господних во младенческом, отроческом возрасте, предварительно, и тотчас после крещения, предлагая нам дар Духа Святого. Благодать Святого Духа осеняет новокрещеных младенцев по вере родителей, восприемников по благодати Божий мла-денчик будет раз-виваться гармонично. И Дух Святой будет содействовать раскрытию его ментальных способностей, будет помазывать его чувства, укреплять его волю, конечно, при условии христианского воспитания со стороны наставников, учителей, педагогов. Вот вам правильный порядок вещей. Ну, а что касается Запада - там много всего. Эти новше-ства, под видом возвращения к первохристианским обыкновениям, совершенно заполони-ли собою все, отторгнув огромную часть народа, верующего во Христа, от благодатных сосцов Матери - Церкви, которая учит без всякого порока исповедовать Отца и Сына и Святого Духа. И в своем лоне являет живительную и спасительную благодать, которой мы содействуем, право веруя и подтверждая нашу веру благочестивым образом жизни.

http://radonezh.ru/text/batyushka-est-li...

С одной стороны Церковь неизменна - в области вероучения, догматических вопросов, нравоучения. С другой стороны Церковь как сообщество верующих людей, естественно, предполагает и даже требует постоянного поиска наиболее соответствующих настоящему времени подходов, христианских оценок, новых методов реализации евангельских задач. - Вопрос, который может стать проверкой на либерализм в Церкви. Как Вы считаете, как следует относиться к активной жизненной позиции женщин в настоящее время? Каково социальное служение женщины в современной Церкви? - В Церкви многие направления бы просто не развивались без " твердой " женской руки. Женская природа - это природа материнская, которой органически присуща забота и милосердие, и эта природа приносит плоды в области социальной работы Церкви. Сегодня и на многих приходах Русской Церкви можно встретить те или иные формы служения, где женщины играют основную роль. Работая в этих сферах, женщины действительно обретают полноту жизни и находят профессиональное счастье, а некоторые - и личное. Другое дело, когда под флагом феминизма женщина пытается доказать себе и окружающими, что она не хуже чем мужчина. И доказать это пытается, мужчине уподобляясь. А вот здесь и ошибочка. Не хуже - конечно. Но другая - факт. Зачем же превращаться в мужчину-то? И не нужно, и не получится. - Многие люди сталкиваются с ситуацией, когда совесть человека как бы глуха к евангельскому посланию. Особенно это сложно, когда неверующий близкий нам человек. Как привести его к Богу и в Церковь? - Это очень сложный вопрос. Наверное, каждый из нас переживал от того, что дорогой нам человек идет ложным путем, не видит или, того хуже, не хочет видеть и искать Бога. Это не может не тревожить христианина, который подобно Учителю хочет, чтобы " все спаслись и в разум истины пришли " . Но не надо отчаиваться, если близкий глух к нашим словам. Самый короткий путь к тому, чтобы послужить спасению ближнего - это быть самому живым свидетелем Евангелия, преображающего действия Божественной силы в современном мире. Когда в христианине есть то, чем может не обладать другой человек - а именно душевный мир и теплоту, искреннюю радость, чистоту сердца - это неизбежно вызывает интерес к вере. Каждый христианин призван быть в этом мире иным, качественно другим - и свидетельствовать о своей вере не только словами, но и прежде всего делами, служением ближнему.

http://old.sinfo-mp.ru/lvr-vm-01122014.h...

Воссияла сегодня пресветлая память премудрого Артемия. Богоданная благодать как реки изливает от врачующих мощей его удивительные исцеления, которыми мы избавляемся от многоразличных болезней, с верой принимая их и взывая: «Радуйся, Артемий Богомудрый». Молитва: 30 Аудио: Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас грешных и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою, вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Святой угодник Божий, праведный Артемий, истинный хранитель святой Православной веры и близкий защитник всего северного края России! Обрати своё милостивое внимание на усердную молитву нас грешных и твоим твёрдым предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преуспевание в вере и благочестии и ограждение от диавольских козней. Моли Господа, да сохранит в здравии и подлинном благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получить после христианской кончины Небесное Царство, где все праведные вместе с тобой, вечно славят Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Болезни ног Святому праведному Симеону Верхотурскому Тропарь, глас 4й: 31 Аудио: Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/да в видения восход обрящеши горе,/отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/но очистив душу и тело,/приял еси благодать точити цельбы верным и неверным,/притекающим к тебе, праведный Симеоне./Темже, по данному ти дару,/испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми,//и моли спасти души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pri...

НН 21 ноября 2021, 13:52 Наталья:/Страшно то,что такая воля Божия для многих равна равнодушию,а то и жестокости по отношению к посылаемым в погибель людям. Потому что никто из нас не пожелает такой участи тем,кого любит-какими бы они ни были/-К сожалению, не могу вспомнить,кто ответил на вопрос о родных: Господь сделает так,что мы не будем о них помнить,иначе наша боль будет невыносима. Это не дословно,но смысл точно такой. Статья понравилась, большое спасибо. Да,предать себя и своих родных Божией воле- это " высший пилотаж " ... А не впадаешь ли в равнодушие- вопрос острый,но если быть честным перед собой, то это всегда чувствуешь. Всех с Днём Ангела! Архистратиге Божий Михаиле и все Небесные Силы, молите Бога о нас. инокиня Наталья -- Галине И. 21 ноября 2021, 12:56 Со всем была бы согласна, если бы Вы не противопоставили историю, рассказанную мной, с примером из Отечника. Брат, которого отлучили в скиту, каялся. Если бы он не каялся, его бы просто выгнали. И тогда никакой святой старец не пошел бы с ним. " Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором если и святой помолится за другого, не будет услышан " - прп. Марк Подвижник. инокиня Наталья -- Ирина 19 ноября 2021, 21:34 21 ноября 2021, 12:27 А... ясно. Вот я и говорю: не дай Бог Вам столкнуться с тем, что близкий человек бросит Вас под ноги глумливой толпе и потом посмеется Вам в лицо. Тогда Вы будете рассуждать: достойно ли это рыданий и корвалола; чужой он Вам или близкий... а заодно задумаетесь об опыте других людей - вдруг он может быть больше Вашего? инокиня Наталья -- Наталья20 ноября 2021, 17:33 21 ноября 2021, 12:19 Наталья, ну как можно еще превратнее истолковать Ваши слова, если Вы пишите, например, что " никому не известно, что произойдет с людьми на Страшном Суде " ? Вы вообще слышали о том, что святые имеют Богооткровенное знание? Вы понимаете, что большинство из них умели писать? делились своим знанием с учениками? что православное вероучение - это громадная область богословских знаний? И Вы, конечно, не переходили на личности, когда расписывали, как высказанные мною мысли свидетельствует о бессердечии, считающем себя благочестием...

http://pravoslavie.ru/142980.html

  и любви, лампада нашего спасения — Царица наша Небесная, Матерь Божия, радость чело-веков, ангелов удивление, архангелов поклонение, восторг херувимов, красота серафимов. Она горит пред престолом Господним для нас Светом Своея благодати и любви, озаряя наши души. И другие лампады — пророки, мученики, преподобные — горят в небесных чертогах, освещая наш путь к Господу. И вы, дорогие мои, лампады Божий, вы — мои лампады, данные мне на хранение. Тело ваше — сосуд, душа — огонь, возженный Божьей рукою, а елей, которым питается этот огонь — Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа. И пока душа питается этим живоносным, чудным елеем, она горит тихим огнем лампады Божией. Кто же не причащается, кто отвернулся от Христа, кто оттолкнул от себя Божественную Чашу, кто ушел из Церкви Божией — тот не Божия лампада, а факел сатаны, потому что есть Божия лампада, а есть факел диавола. Говорить о разнице между ними нечего: она всем понятна, и сатана знает эту разницу, вот почему он поднимает ужасающую бурю, чтобы затушить Божьи лампады, чтобы лишить душу елея благодатных Тайн Животворящих. Горите же, мои лампады, горите ярко пред Богом, чтобы, когда я оставлю вас, мои возлюбленные, и предстану там на суд небесный, не отвратила бы Владычице наша своего светлого лица от меня за то, что я не учил вас, мою паству, спасению, не звал к Животворящей Чаше. Горите ярче, мои возлюбленные, чтобы мог я сказать: " Господи, вот мои лампады, не затушил их огня вихрь сатаны и не иссяк елей их " . (2 октября 1921 г., Всенощная, Пятницкая церковь, Дмитров) Иисусе воскресший, воскреси души наша! Жил один старец, святой подвижник в пустынной келье. Другие отшельники, обитавшие в близлежащих кельях, проходя мимо жилища отшельника, слышали постоянно горькие стоны и плач. Огорчал их этот плач, и они часто советовались, как утешить старца и чем помочь ему. Однажды они решились постучать к нему, и когда пустынник отпер, они его спросили: " О чем ты так горько плачешь и стонешь, старец? " Отшельник ответил: " Я плачу потому, что у меня есть дорогой, близкий покойник " . Пустынники ушли и стали рассуждать так: " Какой же у него покойник? Отец у старца давно умер, мать тоже умерла, братьев и других родственников старец давно оставил, кто же этот дорогой, близкий ему покойник? И опять пошли пустынники к старцу, постучались в его пустын-

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Конечная цель посещения храма – получение сообщаемой через Таинства Церкви божественной благодати. Хотя молиться, конечно, можно везде, но церковную молитву никакая другая не заменит. Святые отцы говорили, что в храме одна молитва «Господи, помилуй» имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому. Как лучше читать молитвы – наизусть или по молитвослову? — Учиться молиться следует; учить же сами молитвы наизусть вовсе не обязательно (кроме разве что самых основных – «Отче наш», «Верую» и т. п.). Главное – читать их благоговейно и внимательно, чтобы зрение тоже участвовало в молитве, а не рассеивалось по сторонам. Можно ли молиться совсем без молитвослова и Псалтири? — Чтением молитвослова или Псалтири сердце подогревается так, как подбрасыванием дров усиливается ослабевающий в печи огонь. Но когда сердце разгорячится и молитвенный настрой завладеет всей душой, тогда можно оставить чтение и молиться своей молитвой. Можно ли православному мужу молиться за жену-католичку и ставить свечи о её здравии в православном храме? — Если он желает духовного единства в православном духе, которое является залогом крепости брака и семейной жизни, то можно. 8. О смерти, погребении и поминовении усопших Как выдержать горе при смерти близкого человека? — Горевать не надо. Надо усиленно молиться за умершего, и станет легче – почувствуется связь с ним. Ведь близкий человек не умер, а перешел в другой, вечный мир, ибо бессмертная душа человека – от Бога, к Богу и уходит. Эта жизнь временна и наполнена разными скорбями, и никто не может их избежать. А близкий человек теперь избавился от всех этих земных скорбей, и будет вечно жить в другом мире, где «нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная». Весь род человеческий идёт туда – здесь никто остаться не может. Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер? — Если зеркало возбуждает заботу о внешности, отвлекает внимание от молитвы о усопшем, то его можно закрыть. Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

поиск:   разделы   рассылка Так будет и сегодня, и завтра, и всегда Беседа со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем Источник:  Православие.ру История близкий отношений Сербской и Русской Православных Церквей исчисляется столетиями. На протяжении веков два братских народа связаны дуовным единством. Испытания постигшие их в прошедшем веке тоже очень похожи по своей природе. Тысячи сербских и русских новомучеников явили миру подвиг свидетельства верности Христу и Его Церкви. Их жертва стала залогом нашего общего духовного возрождения. Об этом мы беседуем со Святейшим Патрихом Сербским Иринеем. – У Русской и Сербской Церквей, как наиболее близких Православных Церквей, наблюдается очень много общего, когда они свидетельствуют о Православии в современном мире. С какими наиболее острыми проблемами они сталкиваются в деле этого свидетельствования? – Два наших народа и в далеком прошлом, и в новейшей истории были очень близки. И наша Церковь всегда была очень близка Русской Православной Церкви. Наши отношения всегда были искренними и дружескими. Ведь наши языки похожи, а Церковь – одна, Православная. И мы, как небольшой народ и как меньшая Церковь, всегда смотрели на Россию как на свой народ, а на Русскую Церковь – как на нашу Церковь. Это, кстати, проявилось и в том, что одно время обучение наших будущих священнослужителей проходило, в основном, в России – в русских духовных академиях. Откуда наши студенты возвращались к своему народу не только с хорошим знанием русского языка, но и наполненные богатейшим опытом Русской Церкви. Так было в прошлом, и, надеемся, так будет и сегодня, и завтра, и всегда. Мы принадлежим к семье славянских народов, в которой для нас русский народ – самый близкий. И это помимо своего влияния, помимо всего того, что Русская Церковь дала нашему народу. Особенно в тяжелые времена турецкого ига. Тогда вся наша надежда была на помощь России. Мы ожидали помощи и в освобождении. В новое время мы никогда не можем забыть значение императора Николая II, когда Сербия была в очень тяжелом положении, когда стоял вопрос быть или не быть, тогда русский император занял позицию, которая спасла нас от катастрофы. Сказав, что если союзники не спасут сербский народ, сербскую армию, то Россия примет ответные меры.

http://religare.ru/2_85071.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010