Валентин 26 апреля 2016, 21:38 Спасибо, батюшка, за поучения и наставления! Одно дело - самому предполагать и догадываться, и совсем другое - услышать как четкое правило и истину от мудрого человека! Владимир 26 апреля 2016, 21:31 Спасибо! Но не со всем согласен. А как же изобретения? 90% их от лени выполнять монотонный труд, упростить его.... Евгения 26 апреля 2016, 17:07 Благодарю. Господи, спаси и сохрани батюшку Александра! Виктория 26 апреля 2016, 14:41 БЛАГОДАРЮ ОТ ВСЕЙ ДУШИ протоиерея Александра Салтыкова за ОЧЕНЬ интересную беседу! Прочитала на одном дыхании, как воды из родника испила. Во истину говорят,ищите и обрящете... Уже неделю не могу подобрать подходящих слов для разговора на эту тему с сыном-подростком. Вечером вместе будем изучать, анализировать. Даст Бог, всё получится и глубочайшая тайна формирования личности для нас раскроется) СПАСИБО Никите Филатову за интервью. олег 26 апреля 2016, 14:32 как точно все подмечено. спасибо Tatjana 26 апреля 2016, 14:25 Спасибо, просто всё для меня написано. Помоги мне, Господи, боряться с ленью. Да, хранит Вас Господь, батюшка Александр! Иду молиться. Слава 26 апреля 2016, 14:12 Лень - это показатель исправности биологического механизма интуитивного распознавания бессмысленности выполняемой задачи. Учите психологию, отцы и миряне! И. 26 апреля 2016, 14:02 Очень интересная картина Питера Брейгеля. Спасибо,батюшка за беседу и советы по преодолению пороков. Валентин 26 апреля 2016, 11:14 Спасибо за поучительную статью Храни Вас Бог. Очень полезно доступно и вразумительно Татьяна 26 апреля 2016, 10:35 Спасибо за такой мудрый и своевременный материал. Очень укрепляет, а то что-то развезло совсем...Смысл человеческой жизни в осуществлении добра и блага. Вот правильный ориентир. А то последние лет 20 слышу от своей матери, что неудачница: потому что мало денег, потому что муж не носил на руках, потому что нет квартиры. И когда еще и близкий человек заявляет такое, то понимаешь, что вокруг нет единомышленников. Это ужасает и разрушает. Но слава Богу, что не потеряны ориентиры. А цена человеческого мнения не велика. Да, прошу Бога настойчиво, но именно того, что нужно мне. А не того, что ценно в глазах многих.

http://pravoslavie.ru/92767.html

Макария, при котором он провел 17 лет, усердно назидаясь и поучаясь и словом, и примером его. А мне о. Флавиан самый близкий и искренний друг, каких не бывало, да и не будет». Жизнь о. Флавиана была тесно связана с жизнию о. Илариона. Отделять одну от другой, значило бы представить неполный образ кого-либо из сих старцев. Семейство Феодосия Матвеевича Маленькова В начале восьмисотых годов прошлого столетия жили в г. Орле шесть братьев, дети Матвея и Степаниды Маленьковых. Все они торговали рыбой с Дона, воском, медом, волошскими орехами и подобною мелочью. Жили они порознь, особыми семьями, но торговля была сначала общая. Третий из шести братьев – о. Флавиана родитель – Матвей Матвеевич, родился 17 февраля 1792 г. Супруга Матвея Матвеевича, Прасковья Александровна, была из семейства Александра Ивановича и Мавры Ивановны Дьяконовых. Как Маленьковы, так и Дьяконовы принадлежали в истинному православию, тогда как другие купеческие семьи в Орле в то время принадлежали большей частью или к единоверию или к расколу. По разделу с братьями Матвею Матвеевичу досталась одна из рыбных лавок. Кроме детей, умиравших в раннем возрасте, у Матвея Матвеевича было три сына: Николай, Иван и Феодосий Матвеевичи и две дочери – Любовь и Глафира. Старший сын Николай занимался при отце рыбной торговлей. Был он человек не дурной и не оставлял без помощи бедных и сирот; но когда родитель Матвей Матвеевич, женив его осенью 1836 г. на купеческой дочери, сам тотчас же, зимою 1837 г., оставил дом и поступил в Оптину пустынь, то жена и теща Николая, обе женщины пустые, внесли в семейство скорби и разорение. Неразумною тратою на наряды, частыми сборами гостей и пирушками, они довели до разорения хозяйство. По поступлении младшего брата Феодосия Матвеевича в монашество, Николай в конце сороковых годов переехал в Мариуполь, где поступил в приказчики к одному богатому рыбопромышленнику. Там во время ловли, при разлитии Дона, лодка, в которой он находился, опрокинулась, и он утонул вместе с несколькими товарищами, бывшими с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Георгия в Манганах. Впрочем, единичность списка этого устава заставляет думать, что устав этот только что перешел к нам из Греции и не успел утвердиться, так как в противном случае несомненно мы бы имели несколько списков его подобно тому, как мы имеем несколько списков уставов Студийского и Иерусалимского, первого когда-то господствовавшего, а второго и по настоящее время господствующего на Руси. Около 1070 года пр. Феодосий ввел в Печерской обители Студийский устав и от неё, как образцовой во всех отношениях, приняли этот устав другие обители, после чего, особенно в скором времени, уже не мог иметь места в России другой какой-либо устав, хоть не значительно разнящийся от первого. Но здесь возникает вопрос: если в России в первый период богослужебного порядка существовал устав довольно близкий к Студийскому в редакции устава Манганского монастыря, то для чего пр. Феодосию нужно было посылать за Студийским уставом? Архимандрит Сергий в своем капитальном труде: «Полный месяцеслов Востока» разрешает этот вопрос таким образом. «Достаточною причиною сего, говорит он, было то, что в уставе монастыря не было правил монашеской жизни. На существование в России неполного Студийского устава (устав Манганского монастыря по месту своего первоначального происхождения, может быть, назван Студийским, 35 хотя в некоторых пунктах и отличался от него) до введения его вполне указывают слова Нестора в житии пр. Феодосия: он послал к Ефрему одного из братий в Студийский монастырь, «да весь устав Студийского монастыря, списав присълет ему». Что им и было исполнено. 36 Что действительно в упомянутом списке церковного устава не было правил монашеской жизни, это до некоторой степени подтверждает современная самой рукописи, устава находящаяся на одном из листов её надпись: «Марк писал», «Марк (овы) книги». 37 Такого рода надпись показывает нам, что указанный список церковного устава принадлежал частному лицу из мирян, (так как в случай принадлежности его монаху писец–владелец непременно указал бы свое звание с обычными эпитетами «грешный и смиренный»), для которого интересен был порядок богослужения – и мало представляли интереса правила, определяющие образ жизни монахов, – почему первый и был переведен им с греческого языка на славянский, – а вторые оставлены без перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

архиеп. Гдовского Димитрия (Любимова) , с авг. того же года духовником братии З. м. был еп. Бахмутский и Донецкий Иоасаф (Попов). Аресты иосифлянского духовенства в Задонске начались с сент. 1929 г. Поводом для возбуждения уголовного дела против монахов и мирян стала провокация, устроенная Елецким окружным ОГПУ 26 авг. 1929 г., в день памяти свт. Тихона. Среди верующих распространились слухи о том, что в этот день власти будут расстреливать и давить автомобилями пришедших на праздник паломников. 26 авг. собралось небывалое за предыдущие годы число верующих, несмотря на то что по-прежнему праздничная служба совершалась обновленческим духовенством. По воспоминаниям жительницы Задонска А. П. Артёмовой, «в момент, когда выносили угодника из собора, вдруг в полной тишине раздался крик: «Сейчас будут стрелять!» Моментально верующие с криками побежали от собора. Но сейчас же паника улеглась. Не прошло и минут десять, как опять раздались крики: «Едет автомобиль, сейчас будут давить!» Вновь верующие бросились врассыпную. Началась давка. Я упала, сына Тихона прикрыла телом. Некоторые бежали прямо по мне. Когда все улеглось и все убедились, что никакого автомобиля нет, верующие вернулись к собору» (Там же. Л. 163). По постановлению Задонского уездного исполкома от 27 янв. 1919 г. «спецкомиссией» во главе с председателем Задонской уездной ЧК З. А. Шипулиным 28 янв. того же года в храме Рождества Пресв. Богородицы были вскрыты мощи свт. Тихона. Результаты вскрытия зафиксировал на кинопленку командированный из Москвы близкий к семье В. И. Ленина оператор П. К. Новицкий под рук. фотографа Б. И. Корзуна. Однако кинокамера запечатлела не сами события, а всего лишь их инсценировку. Вскрытие проходило в храме если не ночью, то сумрачным январским вечером (Сов. газ. 1919. 9), на кинопленке действо происходит на паперти в дневное время, в кадре за спиной толпящихся у раки с мощами ясно видны деревья. Этот «кинодокумент» и большая часть итогов вскрытия оказались подделкой (РГАКФД. 416). К тому же, согласно протоколу 1861 г., мощи к моменту кощунственных событий января 1919 г.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Скажите пожалуйста, а писания свт. Григория Богослова, прямо цитируемые в обсуждаемой статье [А св. Григорий Богослов (2000, стр. 185), близкий друг свв. Василия Великого и Григория Нисского, прямо писал, что весь природный мир – это «великая и преславная книга Божия, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог»], тоже были направлены на то, чтобы увести человека от Бога? Как-то это не вяжется с обликом человека, которому Церковь (одному из трёх за всю историю человечества) присвоила имя Богослова. Святые Отцы обладали совершенной целостностью православного мировоззрения и были способны воспринимать мир, природу и человека как единое целое, видеть Дух Божий в Евангелии и природе. Для нас это идеал. В то же время можно надеяться, что веруя в Иисуса Христа и зная о Нем из Священного Писания и мы узнаем Его и в явлениях окружающего мира. Алексей Владимирович Гоманьков 12 ноября 2017г. 18:29 Святые Отцы обладали совершенной целостностью православного мировоззрения и были способны воспринимать мир, природу и человека как единое целое, видеть Дух Божий в Евангелии и природе. Для нас это идеал. В то же время можно надеяться, что веруя в Иисуса Христа и зная о Нем из Священного Писания и мы узнаем Его и в явлениях окружающего мира. Да, совершенно верно. Но из этого, как мне кажется, однозначно следует, что концепция 2-х книг, созданная святыми отцами , была изначально направлена не на то, чтобы вначале уравнять Евангелие и науку, а затем обожествить науку, увести человека от Бога, а прямо «в противоположную сторону», т. е. на то, чтобы привести человека к Богу. Алексей Владимирович Гоманьков 18 ноября 2017г. 02:10 Очень хорошо, по-моему, об этом сказал о. Кирилл Копейкин: " Прежде всего в науке нуждается богословие. Ему необходимо усвоить всё то, что было открыто новоевропейской наукой, возникшей именно как естественное богословие, богословие Книги Природы. Дело в том, что подавляющая часть наших знаний о мире и человеке - это знания, приобретённые на протяжении последнего столетия в результате стремительного развития науки. И всерьёз, глубоко рассуждать о Боге и Его отношении к человеку и миру едва ли возможно без учёта всего этого колоссального массива. Главная цель богословия - способствовать спасению человека, спасение же в контексте христианской традиции буквально означает восстановление целостности, исцеление от болезни греха, о-грéха, искажающего человеческое естество. Богословие сегодня, если оно действительно хочет попытаться стать актуальным, должно вновь - но уже на новом уровне, с учётом всего корпуса данных современной науки - попробовать решить ту задачу, которую оно решало традиционно - выстроить целостную архитектонику всего универсума человеческого знания, " картировать " сферу человеческого опыта - как научного, так и религиозного, дабы помочь современному человеку выстроить по возможности целостную иерархию ценностей " (стр. 91 -92).

http://bogoslov.ru/article/5350478

В понедельник Крестопоклонной седмицы, 8 марта 1960 года, в Бозе почил Высокопреосвященный Виталий (Максименко) , архиепископ Восточно-Американский и Джерсийский. Почивший иерарх являлся великим церковным деятелем и крепким столпом Православной Церкви Русской. В молодости болевший и близкий к смерти, он после пострига его в монашество «отцем монахов множества», впоследствии митрополитом, Антонием (Храповицким) окреп телесно и духовно и действительно оправдал полученное им при постриге имя Виталий, что означает «жизненный». Полон духовной жизни, он проявлял ее в своей кипучей деятельности на пользу Православной Церкви и ее чад, а также на благо православной России и русского народа. Занимая должность заведующего типографией Почаевской лавры, он явил себя крепким борцом за Православие, ревнуя об укреплении в православной вере окрестного населения и о возвращении в него отторгнутых в унию сынов Червонной Руси. В дни первой смуты он сплотил жителей Юго-Западной Руси для отпора смуте и в верном стоянии за веру, царя и Отечество. В те дни он явился действительным вождем духовным и народным. После крушения Российской державы его жизнь подвергалась опасности из-за его прошлой деятельности, но он смог выехать за рубеж, где продолжал свое служение. Основанная им обитель преподобного Иова Почаевского и восстановленная при ней типография имели значение не только для Пряшевской и Карпатской Руси. Им предпринято печатание богослужебных книг в Зарубежье и других вероучительных и душеполезных изданий, которыми обогатилось всё Зарубежье, вне зависимости от разделения, что дало возможность повсеместно совершать богослужения. Как архиепископ Восточно-Американский он был ярким светочем и столпом Православия и стоятелем за Русскую Церковь , за целость и единство русского народа, оставаясь в то же время смиренным и строгим иноком. Деятельность его охватывала всё Зарубежье. Духовным же взором он охватывал всегда всю Россию. Долг всех нас возносить о нем молитвы, к чему призываем весь клир и паству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

1Кор. 13:8 . Казначей Оптиной Пустыни, иеромонах Флавиан I, умерший в 1890 году, был человек высокой духовной жизни, близкий друг и ученик преемника великого Оптинского старца Макария — Илариона, принявшего начальствование над Скитом Пустыни после кратковременного пребывания в этой должности иеромонаха Пафнутия. Скитоначальник же, иеросхимонах Иларион, был в то же время духовным отцом и старцем как о. Флавиана, так и монахини Иларионы Лихаревой. О. Иларион к тому времени уже скончался. Льва (Леонида), Макария и Илариона. Отец Амвросий в то время был еще жив. Во имя прп. Илариона Вел[икого] при Оптинской больнице; храм этот выстроен почитателями и духовными детьми иеросхимонаха Илариона в его память. Жизнеописание о. Илариона издано Оптинской Пустынью. Богатые в то время помещики Орловской губернии. Афанасий Николаевич Тиньков долгое время был предводителем дворянства Мценского уезда и умер предводителем, оставив по себе такую память как в дворянах, так и в крестьянах, какой дай Бог всякому. Молва ходила, что оба супруга Тиньковы во время предсмертной своей болезни приняли тайное пострижение. По кончине Оптинского старца о. Макария, часть его духовных детей обратилась за духовным окормлением к о. Илариону, а остальные к о. Амвросию. Внутрь Скита вход женщинам воспрещен. Это «близко» — более 100 верст на лошадях: в таком расстоянии находилось имение Тиньковых от Оптиной Пустыни (прим. сост.). В то время доступ женщинам в Скит открывался один раз в год. По особому разрешению Скитоначальника, монахиня Илариона могла быть допущена в Скит и в какой-нибудь иной день, кроме установленного. — Прим . авт. Эти слова Преподобного мне известны из рукописей Н. А. Мотовилова, и известны мне они как составителю очерка жизни этого великого духом послушника и сотаинника преподобного Серафима. См. книгу мою «Великое в малом». — Прим. С. Н. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 969  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Как и другие Благовещенские главы, указание о совпадении Благовещения с Великой субботой в византийской традиции впервые фиксируется в Типиконе Великой церкви, памятнике константинопольского кафедрального богослужения IX–XI вв. (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle/Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). P. 256). Здесь говорится о том, что богослужение в этом случае нужно совершать так же, как и при совпадении Благовещения с Великим четвергом, а именно: «После тритекти [постовой аналог дневных часов в древней кафедральной традиции — д. М. Ж.]… исходит лития и восходит на Форум, и идет в Халкопратию [один из главных Богородичных храмов Константинополя — д. М. Ж.], и там певцы поют: “Слава… и ныне…” — и тотчас Трисвятое, прокимен, Апостол, алиллуия, Евангелие, сугубая и просительная ектении и “С миром изыдем”». Вечерня, паремии (после первой из которых Константинопольский патриарх исходил в баптистерий для преподания оглашаемым таинства Крещения, а во время последней — возвращался вместе с новокрещеными в храм и, когда они входили, помазывал их св. миром), литургийные чтения и литургия свт. Василия Великого совершались в храме Св. Софии в свое положенное время. Иными словами, в древней кафедральной практике Константинополя при совпадении Благовещения с Великой субботой в честь Благовещения совершались крестный ход (праздничный крестный ход был одной из главных богослужебных особенностей праздника Благовещения в византийской традиции) по улицам города и литургия оглашенных — без литургии верных — в Халкопратийском храме. Тем самым, литургийные чтения Благовещения и Великой субботы были разнесены по самостоятельным службам и звучали в разное время в разных храмах; а о том, как соединялась (если соединялась) гимнография этих важнейших дней года, Типикон Великой церкви ничего не говорит. Но уже в современном Типикону Великой церкви Студийском синаксаре — послеиконоборческом богослужебном уставе константинопольских монастырей — описано, как именно соединять гимнографические тексты Благовещения и Великой субботы (комплекты которых в византийской традиции уже в основном сформировались и имели вид, близкий к тому, который содержится в принятых ныне в Православной Церкви Минее и Триоди) во время вечерни вечером в Великую пятницу, утрени ночью с Великой пятницы на Великую субботу и вечерни вечером в Великую субботу, а также указан порядок следования благовещенских и великосубботних литургийных чтений друг за другом в рамках одной службы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204769...

Вашего величества нижайшие богомольцы. Аарон, епископ Карельский. Юрьева монастыря келарь, иеромонах Дионисий, и вместо того монастыря братии руку приложил. 1720-го, января в 3 день. На гербовой бумаге. 122 Хиротонисанный ради рукоположения ставленников, расположенный к подвижнической жизни в Иверском монастыре носивший власяницу, несомненно тяготившийся обуреванием „между многомятежными мира сего треволнении, как писал он Казанскому митрополиту Тихону, викарий митрополита Иова, преосвященный Аарон и после кончины митрополита, и последовавший в начале третьего года его викариатства, в 1716 году, как бы продолжал занимать второстепенное место в епархии. Новгородская епархия в то время обнимала и все нововозвращенные от шведов земли, во главе с Петербургом. В Петербурге, как известно, в это время заправлял духовными делами близкий к царю архимандрит Александроновский, а прежде Хутынский Феодосий (Яновский). Его влияние сказывалось так сильно, что даже покойного митрополита Иова в последние годы его жизни держало несколько в тени. Когда Иов умер, самостоятельного архиерея в Новгороде назначено не было. Феодосий, быть может, приберегал эту кафедру для себя. Петербург с прилежащими к нему местами, с одной стороны, как бы оставался в Новгородской епархии, с другой – как будто отошел в ведение место блюстителя патриаршего престола, митрополита Стефана (Яворского) . По крайней мере, когда петербургский протопресвитер Георгий Петров в марте 1716 года обратился к преосвященному Аарону с просьбою „освятить антиминс“ для новой церкви в Петербурге, преосвященный ответил, что „о посвящении храма указ нам послать не надлежит без благословения преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского“. Но, чтобы не задерживать начала богослужения в новой церкви, преосвященный вместе с таким своим письмом послал отцу Петрову антиминс „готовой, освященной“. 123 Фактически же духовным правителем Петербурга был несомненно архимандрит Феодосий, простирая весьма заметно свое влияние и на Новгород. Преосвященный Аарон привык обращаться к Феодосию с высокою почтительностью: «струи благоприятные ми вашея любви выну вращают коло совести моея в непрестаное к вам благодарение».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Семен был всегда и всем доволен, случавшиеся искушения переносил мужественно От такого образа жизни молодой человек очень похудел. А земляки, изумляясь образу жизни Семена, прозвали его «Сенькой-сумасшедшим». Но надо сказать, что всю свою жизнь Семен был всегда и всем доволен, при недостатках и нуждах спокоен, случавшиеся искушения и скорби переносил мужественно. Так прожил Семен 10 лет, испытывая крайнюю материальную нужду и насмешки окружающих. Избегая соприкосновения с миром, он посещал только родителей, брата и двух своих друзей. Часто читал для матери Ирины Трофимовны акафист Покрову Божьей Матери. Со временем сердце брата Ивана смягчилось, и он решил не обращать больше внимания на странности Семена. Семен начал помогать брату по хозяйству, за что получал муку и картофель. Однажды брат попросил его помочь съездить зимой за сеном, стоявшим в лугах. Во время поездки Семен, как обычно, читал Иисусову молитву  и смотрел на небо; брат его правил лошадью. Неожиданно Семен увидел, как по небу ангелы несут инока в мантии. Это так потрясло его, что с тех пор и появилось у него желание построить монастырь на Филейке. Святые отцы увещевают нас относится с осторожностью к видениям и подобным откровениям, но, конечно же, здесь речь идет об особом случае. Неожиданно Семен увидел, как по небу ангелы несут инока в мантии Вскоре после этого случая умерла мать, самый близкий человек, любовь которой помогала терпеть трудности. Она очень любила акафист Покрову Божией Матери, и в последние минуты жизни Ирины Трофимовны сын читал ей этот акафист. Мать во время чтения все слабела-слабела, и, как только Семен закончил читать, отошла к Богу. Оставаться в Филейках, где, вероятно, все напоминало о горячо любимой им матери, Семен больше не мог, и, покинув землянку, в которой прожил десять лет, он вновь отправился странствовать. Около полугода он прожил в Саровской пустыни. Был на послушании в кухне и ходил на клирос, для исполнения обязанностей канонарха, так как обладал звучным, приятным тенором. Потом отправился в Киев, по пути посетил Глинскую пустынь. А от нее добрался до Святой Горы Афон. Зиму он провел в келии Сретения Господня. Впоследствии о его пребывании была напечатана заметка в Афонском «Душеполезном Собеседнике»: «В этой келии прожил целую зиму, в бытность на Афоне, известный старец иеросхимонах Стефан, ныне уже отошедший в вечность, основатель мужского монастыря по Афонскому уставу, что близ города Вятки, на Филейке». После о. Стефана в келии остались сложенная им самим печь и кое-какие другие хозяйственные поделки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010