Ветвями лозы истинной являются все члены Церкви Христовой, чрез веру вступившие в теснейшее единение с Спасителем своим и в этом единении приобщившиеся даров благодатной жизни. Расширять такое понятие о ветвях лозы истинной, разумея под ними и тех, которые никогда в союз со Христом не вступали, а только званы были к этому союзу, как прежде всего, напр., Иудеи, вопреки мнению некоторых толкователей 377 , совсем не соответствовало-бы образу, ибо и неплодные ветви, очевидно, должны были всё же некогда стоять в органическом единстве с лозою истинною, без чего самое их появление на ней было-бы немыслимо. И потому – и под ветвями лозы истинной, не творящими плода, должно разуметь не всё, вне царства благодати стоящее человечество 378 , а только ту его часть, которая некогда пребывала в этом царстве, но по причине бесплодия извергнута была потом вон. В противоположность первому Адаму, Господь – родоначальник не всего человечества, но только верующего и по вере своей спасаемого Им, как ясно говорит об этом Апостол Павел, когда сравнивает первого и второго Адама ( Рим. 5:12, 15, 17 ). Правда, что Апостол-же Павел Рим. 11:16–25 начертывает другой, весьма близкий настоящему образ, – образ доброй маслины, от которой «нецыи от ветвей отломишася» (11:17), причём под ветвями, по ходу речи, здесь несомненно разумеется народ Иудейский в известной части его 379 . Но переносить черты одного образа на другой, хотя-бы и весьма ему близкий, конечно, нельзя без опасности исказить оба образа, так как каждый из них служит для выражения своей только идеи. Если образ лозы истинной служит для выражения идеи благодатного единства Христа с верующими, то образ доброй маслины у ап. Павла по внутреннему знаменованию своему приближается более к ветхозаветным образам, где под лозою, смоковницею и т.д. изображался народ еврейский и в отношении притом идеи избрания своего, своего как-бы насаждения. Отсюда видно, как мало этот образ может служить к пояснению настоящего, и как, в частности, мало оснований в одинаковом смысле понимать в обоих случаях знаменование ветвей, единство которых со стволом уже прекратилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Я понял и услышал внутренним слухом, что Господь возвращает меня к жизни, и я выздоравливаю. Один и тот же зов, который освободил меня от этого мира и от жизни, одновременно и тем же словом меня к ней возвращал. Внутренно я уже знал, что выздоровлю, хотя мне еще не было лучше. Я вернулся к жизни из смерти. И я все это время знал, что я не один, что со мною друг, самый близкий, нежный и тихий». Эту запись (пометка «из одной записи» ставит ее в один ряд с фрагментами «интимного дневника» в «Свете Невечернем»; не «солнечную запись» платоновского «Федра» по В. Ф. Эрну, но все же «огненную запись», которую при желании тоже можно рассматривать как послание потомкам) Булгаков частично включит в свою книгу «Лествица Иаковля. Об ангелах» (1929). Введение к этой книге посвящено тому единственному Другу, которого тщетно искал Флоренский, а вместе с ним в ту пору (а возможно и в нём) искал Булгаков. «Этот другой всякого человека, этот Друг, единственный и личный, свойственный каждому человеку, есть ангел–хранитель, существо не здешнего, не человеческого мира… Он — самый близкий, хотя и далекий, ибо невидный, неслышный, недоступный никакому телесному или даже душевному восприятию… Он грозен и непреоборим в заступлении нас от нечистых и лукавых духов, нас обуревающих, как «хранитель душ и телес наших»… Но земного друга, хранимого им человека, он не насилует и не хочет и не может насиловать. Он пестует и лелеет его душу, его шепот в слышном молчании навевает ей благие мысли, в ней самой родившиеся, однако в такой тишине и кротости, что душа не примечает внушения… Он смотрит в нашу душу и видит нас, и этого довольно для этого таинственного немого разговора души с высшим своим я ». Все позднее богословие Булгакова представляло собой грандиозный со–фиологический синтез. Ему принадлежат две догматические трилогии — малая и большая «О Богочеловечестве», в которую вошли труды «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936) и «Невеста Агнца» (1945). По сути, этот замысел — дерзновенная попытка отца Сергия дать софиологическую интерпретацию основным церковным догматам, посвятив части этой трилогии двум ипостасям Пресвятой Троицы — Сыну и Святому Духу — и Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Екатерины (1758-1768, не сохр.) был подготовлен с.-петербургским архит. И. В. Мюллером еще в 1743 г., но был полностью переработан «главным межевщиком» Афанасием Кичигиным; в результате получился традиц. нарышкинский храм с отдельными барочными деталями, близкий к некоторым тобольским образцам. Полностью барочное оформление получили традиц. 2-этажные «корабли» Богоявленского собора в Екатеринбурге (1771-1795, не сохр.), для которого имелся проект того же Мюллера, и екатеринбургской Вознесенской ц. (1792-1818). Собственно барочные церкви на территории епархии впервые появились на заводах, принадлежавших семье Демидовых,- Входа Господня в Иерусалим в Н. Тагиле (1764-1776, с 1912 собор, не сохр.) и Св. Троицы в Н. Сергах (1782, не сохр.), достаточно скромные сооружения типа восьмерик на четверике, близкие к московским образцам. Похожая по архитектуре ц. праведных Симеона и Анны (1773-1789, сохр. частично) была построена А. Ф. Турчаниновым на его заводе в Сысерти. Черты барокко и раннего классицизма совмещены в Никольской ц. в с. Быньги (1789-1796), построенной на средства владельца близлежащих невьянских заводов П. С. Яковлева. Храм, крестообразный в плане, увенчан большим куполом на цилиндрическом барабане, невысокая колокольня также имеет цилиндрическое завершение. Кубовидные барабаны боковых глав и средний ярус колокольни завершены лучковыми фронтонами. Крупнейшими центрами храмостроения в XIX - нач. XX в. были Екатеринбург и Н. Тагил. Роль богатых заводчиков в качестве заказчиков архитектуры стала еще более важной. Проект Выйско-Никольской ц. в Н. Тагиле. 1835 г. Архит. А. Х. Крих Формы классицизма распространялись на Урале медленно. Только в 20-30-х гг. XIX в. здесь появился ряд примечательных с архитектурной т. зр. церквей, в первую очередь 5-главых соборного типа. Троицкая единоверческая ц. в Екатеринбурге (1818-1854, с 2000 кафедральный собор, большой купол восстановлен) была построена на средства И. М. Рязанова. Этот храм, близкий к стилистике ампира, отличающийся необычно высоким куполом и длинной трапезной, еще сохранял нек-рые черты барокко (люкарны у основания купола).

http://pravenc.ru/text/189617.html

– Ближе всего из святых для меня Николай Чудотворец. Он для меня как близкий друг. Когда мне тяжело, хочется прижаться к его бороде седой. Когда молюсь Матери Божией, мне совестно перед ней за мои грехи. А перед Господом Нашим Иисусом Христом мне хочется встать по стойке смирно, как перед главным адмиралом. Страшно очень, я Его боюсь за свои грехи. В пути я молился Николаю Чудотворцу больше всего, святому праведному Феодору Ушакову и всегда просил его помочь мне с погодой, ведь он тоже моряк, адмирал и знает, что такое море. На суше во все дни путешествия за него молились жена и дети. Супруга Федора Конюхова Ирина во всём и всегда поддерживает своего легендарного супруга: – Неверующий человек такое не выдержит, – рассказывает жена путешественника Ирина Конюхова. – Когда любишь человека, то сначала принимаешь его таким, какой он есть, а уже потом хочешь, чтобы он был таким, какой он есть. Я очень счастлива, что мой муж живет по призванию. Я желала бы этого всем семьям. Потому что для любой жены это трагедия, когда ее близкий человек, ее муж, дети не могут найти себя в этом мире. мне радостно, что он нужен людям, что он так востребован, для него это особенно дорого. Хоть он и говорит, что он одиночка, но сам бы он давно перестал путешествовать, если бы его пример не вдохновлял других людей. На озеро Тургояк Федор Филиппович приехал, чтобы поддержать юных яхтсменов, участников парусной регаты, которые приехали со всей страны, чтобы побиться за «Кубок путешественника Федора Конюхова». Здесь же, на берегах озера, базируется детская школа Конюхова по парусному спорту. Вообще, с Южным Уралом отца Федора связывает давняя и теплая дружба. Переход через Атлантику десять лет назад и теперь через Тихий океан стали возможными благодаря поддержке южноуральских предпринимателей: «У России два крепких рекорда – переход на весельной лодке через Атлантику и теперь через Тихий океан. И все это благодаря в том числе уральцам», – говорит с улыбкой Федор Филиппович. Кстати, по приезде на Южный Урал путешественника ждал приятный сюрприз. Борис Дубровский подписал постановление о награждении отца Фёдора высокой наградой – знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью». В документе говорится, что она присуждена Федору Конюхову «за деятельность, способствующую процветанию Челябинской области, повышению её авторитета в Российской Федерации и за рубежом».

http://pravmir.ru/svyashhennik-fedor-kon...

Замечательно, что Господь, посылая учеников по указанным признакам найти дом не именует им хозяина дома, а означает дом по встрече человека; без сомнения это сделал для того, чтобы Иуда, услышав о назначении места для вечери не сказал о том Фарисеям, которые уже составили решительный совет на Иисуса, и враждебным образом подсматривали за всеми действиями Его, почему и могли помешать мирному совершению вечери Божественной любви. Кто же был этот счастливый домовладыка, удостоившийся по расположению Самого Господа уготовить Ему в доме своем для вечери горницу, которая вслед за тем была первою горницею общего собрания учеников Христовых и первою Христианскою церковию, где ученики Христовы все имели радость увидеть воскресшего Господа и по вознесении Его там же в посте и молитве, ожидая обещанного Утешителя, сподобились восприять Духа Святого Утешителя? Полагают, что это был Зеведей – отец Иакова и Иоанна, человек достаточный, близкий к Господу и по внешнему родству имея в родстве Саломию, дщерь Иосифа праведного от первого супружества, а еще более близкий по благодатному родству, по вере и любви к Господу Иисусу, как Сыну Божию; по этому благодатному родству два сына Зеведеевы Иаков и Иоанн были из числа первейших учеников, а Иоанн еще любимым учеником. Нет нужды говорить, что последняя вечеря была совершаема Господом с учениками по обряду Иудейской пасхи. Был ли на ней снедаем Пасхальный Агнец, из Евангельского повествования не видно. Кончив эту вечерю, предопределенный от века Ходатай нового завета, установил новый завет Своею кровию, имевшею излияться на крестном жертвеннике, и предстоящим принесением Самого Себя во всемирную жертву учреждал новую безкровную жертву плоти и крови Своей под видом хлеба и вина для всегдашнего приношения за грехи мира, и спасительного питания верующих, с чем вместе долженствовали прекратиться все кровавые прообразовательные жертвы. Потому и пасхальный, прообразовательный Агнец после того был уже тень без существа, знак без знаменования, образ без силы и действия. На место его поступал самый Первообраз, самая существенная истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Иногда пожилой человек просто забывает слова ушедшего из дома опекуна о том, куда он пошел и когда вернется. Обнаружив, что остался один, он может отправиться на поиски близких. Чтобы этого не происходило, на ранней стадии заболевания могут выручать записки с напоминанием цели и времени ухода ( Я ушла на почту, заплатить за квартиру, вернусь в 4 часа. ) Чтобы ваш близкий увидел подсказку, поместите её на внутренней стороне входной двери или другом месте, где она может легко попасться ему на глаза. 9 вещей, которые необходимо предусмотреть родным человека с потерей памяти Потерявшийся человек — это всегда большой стресс для близких. Поэтому имеет смысл приготовиться к этой ситуации заранее, чтобы действовать эффективно. 1) Держите под рукой свежую фотографию больного для обращения в полицию или опроса людей, живущих или работающих по соседству. 2) Составьте список мест, куда страдающий от болезни родственник может уйти: любимый магазин, кафе, бывшее место работы, район, где он жил ранее. 3) Храните отдельно список номеров телефонов экстренных служб, а также номера телефонов тех людей, к которым вы могли бы обратиться за помощью/информацией. 4) Купите браслет и сделайте гравировку с именем, адресом и номером телефона и наденьте на запястье больного. 5) Подключите мобильный телефон больного к сервису, позволяющему отслеживать его передвижения по городу. 6) Имейте в виду, что по статистике 9 из 10 потерявших бродят в пределах радиуса 1,5 км. Вероятность найти больного внутри квартала, в котором вы живете, довольно велика. 7) Изучите по возможности ландшафт местности, в которой вы живете. Есть ли открытые водоемы, места с густыми зарослями, туннели, заброшенные стройки? 8) В списке вероятных мест могут оказаться местность, прилегающая к зданию, где больной прежде работал, кафе или ресторан, где регулярно обедал, церковь, которую посещал и т.п. Составьте список таких мест заранее. 9) Если есть вероятность, что ваш близкий, отправившись погулять в ваше отсутствие, потеряется, позаботьтесь о том, чтобы у него были при себе необходимые документы, которые помогут его идентифицировать, узнать место его проживания и телефоны родных.

http://pravmir.ru/86-letnyaya-zhenshhina...

Замечательно, что Господь, посылая учеников по указанным признакам найти дом, не именует им хозяина дома, а означает дом по встрече человека: может быть эго сделал для того, чтобы Иуда, услышав о назначении места для вечери, не сказал о том фарисеем, которые уже составили решительный советь на Иисуса, и враждебным образом подсматривали за всеми действиями Его, почему и могли помешать мирному совершению вечери Божественной любви. Кто же был этот счастливый домовладыка, удостоившийся по расположению Самого Господа уготовить Ему в дому своем для вечери горницу, которая в след за тем была первою горницею общего собрания учеников Христовых, и первою христианскою церковью, где ученики Христовы все имели радость увидеть воскресшего Господа и по вознесении Его там же в посте и молитве, ожидая обещанного Утешителя, сподобились восприять Духа Святого Утешителя? Предание говорит нам, что это был Заведей, отец Иакова и Иоанна, человек достаточный, близкий к Господу и по внешнему родству имея в родстве Саломию, дщерь Иосифа праведного от первого супружества, a еще более близкий по благодатному родству, по вере и любви к Господу Иисусу, как Сыну Божию; по этому благодатному родству два сына Заведеевы, Иаков и Иоанн, были из числа первейших учеников, а Иоанн еще любимым учеником. Нет нужды говорить, что последняя вечеря была совершаема Господом с учениками по обряду иудейской пасхи. Был ли на ней снедаем пасхальный агнец, из евангельского повествования не видно. Кончив эту вечерю, предопределенный от века Ходатай нового завета установил новый завет Своей кровью, имевшею излияться на крестном жертвеннике, и предстоящим принесением Самого Себя во всемирную жертву учреждал новую бескровную жертву плоти и крови Своей под видом хлеба и вина для всегдашнего приношения за грехи мира, и спасительного питания верующих, с чем вместе долженствовали прекратиться все кровавые прообразовательные жертвы. Потому и пасхальный, прообразовательный агнец после того был уже тень без существа, знак без знаменования, образ без силы и действия. На место его поступал самый Первообраз, самая существенная истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Е.Никифоров: - Я думаю, что и для Вас он стал Вашим личным святым. О.Сытник: -Да, лично моим святым, родным, близким… (улыбается) Е.Никифоров: - Чем он Вам дорог? Чем Вам личность этого человека близка, симпатична? В чем Вам урок, в конечном счете? О.Сытник:  -Вы знаете, несмотря на всю силу и мощь этого человека, он очень добрый, очень близкий, родной. И шесть  лет назад я абсолютно мало знал, кто такой святитель Лука, когда чудесным образом мне попала в руки книга о.Василия, от человека, у которого произошло чудо в его семье, исцелился близкий родной человек, и он мне подарил эту книгу. Прочитав ее, я был настолько поражен! Я лично для себя увидел образ героя, нашего современника, на которого можно равняться молодежи. И это был мой личный основной посыл, чтобы взяться за такую сложную работу. Е.Никифоров: - Что ж, я думаю, действительно более, чем важен этот образ. Эта память о святителе Луке именно сейчас, когда практически те же самые проблемы, те же  самые трудности, те же самые вызовы стоят и перед нашими народами и лично перед нами. Как отвечать на эти все вызовы? Как преодолевать? Сам святитель Лука давал свой ответ на эти революционные вызовы, потому что то, что сейчас происходит на Украине -  это действительно продолжающаяся гражданская война. То, что было в России, на всей территории тогдашней империи было то же самое, те же самые гонения. И Украинская Церковь сейчас - это церковь-исповедница, которая находится под громадным прессом и общественного мнения, и  власти, и политических структур.  Не доходит еще до прямого гонения, хотя некоторых забирают уже в участки и допрашивают, и гонения на более принципиальных священников происходят. Как на все на это отвечать? Святитель Лука дает нам пример, как это делать? О.Сытник: - Для того, чтобы ответить на такой сложный вопрос, в первую очередь надо каждому посмотреть фильм. И сделать свои личные выводы, исходя из глубины своего восприятия. Я думаю, что в этом фильме многие люди найдут ответы на существующие  вопросы, которые мы обсуждаем.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-09-05-20...

Измерять неизмеримое, напрягаться выразить словом неизреченное и изъяснить неизъяснимое – есть дело крайне скользкое и многобедственное. Итак, о божественном и неизреченном рождении Сына и Слова говорим, что Отец есть виновник Сына, как говорим, что ум есть виновник слова, источник – потока, корень – ветвей, но никак не говорим, что Он прежде Сына, чтоб не размножить единого Бога, разделяя единое нераздельное Божество на три бога. В отношении к нераздельной и неслиянной Троице невозможно ни помыслить, ни сказать: первое, второе, третье, или большее или меньшее. Что есть и каково божественное и пресущественное естество, это совершенно неизреченно, неизглаголанно и недомыслимо, уму человеческому невозможно понять этого. Если хочешь, поведем речь и другим образом, чтоб убедиться, сколь непостижим Бог – Творец всяческих. Господь наш Иисус Христос говорит в Святом Евангелии: Дух есть Бог, то есть Отец ( Ин.4:24 ). А блаженный Павел – уста Христовы – говорит: Господь же, то есть Сын, Дух есть ( 2Кор.3:17 ). Итак, если Дух есть Бог, и Дух есть Сын, то где же отчество и сыновство? И скажи мне теперь, что же первое и что большее в Божеском непостижимом естестве, так как ты, новенький и суесловный богослов, приписываешь сие Ему и говоришь так о Нем? Если положишь, что Дух прежде Сына и Отца, то вместе с Духом найдешь и всего Отца, и всего Сына, так как три сии единосущны и нераздельны. Приди же, хоть после сего, к мысли, что Божественное естество непостижимо и недомыслимо для нас, человеков. Еще, – Иоанн Богослов сказал: в начале бе Слово, а не Отец. Ты же глубже самого Иоанна постиг премудрость Божию, и говоришь нам и всему миру: первый есть Отец, чтоб дать разуметь, что Сын есть второй по Отце, и опять, третий по Нем – Дух Святой, проповедуя иное евангелие – богохульства, как иной богослов, глубочайший Иоанна, более его близкий к Сыну и Слову Божию. Но скажи мне ты, проповедующий льстиво и лукаво догмат требожия, по какой причине наперсник Христов Иоанн Богослов не сказал: в начале бе Отец, но сказал: в начале бе Слово? Вот по какой: чтоб научить нас, что ни Бог Слово никому не был ведом яко Сын прежде снисшествия своего на землю и воплощения, ни Бог не был ведом яко Отец, – не потому, чтоб Божество, создавшее мир, не было триипостасно, но потому, что Оно не было еще познаваемо таковым, так как не совершилось еще воплощенное домостроительство Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

У Вас свирепствуют Евлогиане, а у нас Державная Комиссия, угощая меня ежемесячно новою гадостью по делу о назначении законоучителей. Она старается ослабить рел.(игиозный) элемент всеми силами, а жаловаться некому на нее. Да хранит Вас и Семью Вашу благодать Божия и да будет наступающий год более радостным, чем прошедший. Преданный сердечно Митрополит Антоний. P. S. Если удобно, приветствуйте от меня нашего Генерала с семейством. В Топчидерском приюте Ольги Михайловны я был недели две тому назад: там все идет по прежнему прекрасно. 22 Дек. 1927 г. Письмо 53. К Графу Ю. П. Граббе Дорогой Юрий Павлович! Сегодня отослал Вашу работу 86 в редакцию Церк. Вестника с резолюцией: напечатать 200 оттисков. Спасибо Вам за солидное изследование. К печатному можно, пожалуй, прибавить выписку из Типикона: «О молитве и посте правило церковное». Это слово в чистый понедельник. То же – в Триоди Постной. Вашу газету читаю от доски до доски. Любящий М. Антоний. 2 янв. 1928 г. Письмо 54. К Графу Ю. П. Граббе Мой милый Юрий Павлович! За Вашу бабушку 87 я молился, и еслиб мы были вместе в Белграде, то даже и панихиду спел бы: дочь Хомякова, сохранившая его убеждения! Непременно напечатайте о ней статью в своей газете 88 , и если стесняетесь сделать это, как ея близкий родственник, то сошлитесь на мою просьбу-требование от лица русских патриотов и сынов Церкви. Господь да упокоит ея праведную душу! О. Иоанн Максимович 89 тоже прекрасно опровергает Булгакова, а Н. Е. Марков 90 уже вовсе безпощаден, но м. б. это необходимо. Помогай Вам Господь в трудах! Любящий Митр. Антоний. 5 февр. 1928 г. Письмо 55. К Н. М. Котляревскому Глубокоуважаемый и дорогой Николай Михайлович! Мы тоже молимся о выздоровлении нашего Генерала, но надеемся, что такой богатырь выдержить всякую инфекцию, даже большевиками подсунутую, если последнее было возможно 91 . Хуже обстоит дело с некоторой анестезией патриотизма нашего: повидимому нигде ничего не делают кроме лекций, а между тем нужны не столько лекции, сколько прямая пропаганда среди красного офицерства и пресловутое объединение нужно вовсе не в эмиграции, где его и не было, а было только лицемерие. Объединение нужно в Красной армии, контрреволюционное. Конечно это легче высказать, чем выполнить, и я, откровенно выражаясь, уже почти потерял надежду не только за себя, но и за наши поколения, возвратиться в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010