8. Преподобный Арсений Новгородский, Христа ради юродивый. Память 8/21 мая, 12/25 июля 9. Иван Васильевич (Иоанн IV), по прозвищу Грозный (1530 — 1584) великий князь всея Руси (1533-1547), первый русский царь (1547-1584). 10. Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый (+1576). Память 28 февраля/12 марта. 11. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити». Весь город молился об отвращении царского гнева. Жители вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. 12. «Истории государства Российского», том 10, гл. 4. Николай Карамзин (1766 — 1826), русский историк, создатель одного из первых обобщающих трудов по истории России, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». 13. Александр Пушкин (1799–1837) русский поэт, драматург и прозаик. Драма «Борис Годунов» (1831) посвящена Пушкиным Карамзину: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин». 14. Блаженный Иоанн Московский, Большой колпак, чудотворец (+ 1589). Память 12/25 июня и 3/16 июля. 15. Субъектность (лат. subjectum — подлежащее) свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, «быть субъектом» — значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого. 16. Прп. Серафим Саровский, чудотворец (1759 — 1833). Память 2/15 января и 19 июля/1 августа 17. Схиигумен Кукша Одесский, в миру Косьма Величко (1875 — 1964). Память 16/29 сентября и 11/24 декабря. 18. Патриарх Сербский Павел, в миру Гойко Стойчевич (1914 — 2009). Предстоятель Сербской Церквис 1990 по 2009.

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

Архиепископ Павел (Павел Григорьевич Дмитровский) родился 15 января 1872 г. в семье псаломщика в селе Большая Белозерка, близ Мелитополя. По окончании симферопольского духовного училища поступил в Таврическую духовную семинарию, которую окончил в 1894 г. по первому разряду и был назначен на должность псаломщика Архангело-Михайловской церкви села Михайловки Мелитопольского уезда и учителем местной школы. В апреле 1896 года женился и 5 мая того же года был рукоположен во диакона, а на следующий день – во священника и назначен на должность настоятеля Борисоглебской церкви села Астраханка, затем служил на приходах в Крыму, в Таврической и Петербургской епархиях, с 1908 по 1911 г. учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии, в 1915 г. поступил священником на учебное судно минного отряда Балтийского флота «Народоволец», с 1919 г. он – второй священник нарвского Спасо-Преображенского собора. Летом 1937 г. общецерковным собранием был избран, а 3 октября 1937 г. возведен в сан епископа на Нарвскую кафедру. Вместе со всей Эстонской Апостольской Православной Церковью 28 февраля 1941 г. определением Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, епископ Нарвский и Изборский Павел был воссоединен с Матерью – Русской Православной Церковью и до конца своих дней твердо хранил верность Матери Церкви, будучи поистине «бескомпромиссным в истине», как верно сказал о нем один из современных священнослужителей Нарвы. На кафедру епископа Печерского, викария Таллиннской епархии, в 1924 г. был хиротонисан также выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Иоанн (Булин), посвящение которого совершили митрополит Таллиннский и всей Эстонии Александр и епископ Финляндский и Выборгский Серафим. Преосвященный епископ Иоанн находился на Печерской кафедре до 30 декабря 1932 г. Епископ Иоанн (Николай Александрович Булин) родился 1 марта 1893 г. в селе Ряпино (Эстония), окончил Рижскую духовную семинарию в 1915 г. В том же году поступил в Петербургскую Духовную Академию. Был взят на фронт в 1916 г. в 1917 г. вернулся в Академию, в 1918 г. на втором курсе Академии был пострижен в монашество с именем Иоанн, 12 мая того же года рукоположен во диакона, а 12 августа – во иерея, в конце 1918 г. назначен приходским священником в Псковской епархии, с 20 февраля 1920 г. – наместник Псково-Печерского монастыря, 23 декабря 1920 г. возведен в сан архимандрита. Епископ Иоанн в декабре 1932 г. был уволен на покой и запрещен в священнослужении. Когда в 1940 г. Эстония вошла в состав СССР, 18 октября его арестовали, а 8 апреля 1941 г. Ленинградский областной суд по статье 58–4 УК РСФСР приговорил епископа Иоанна к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 30 июля 1941 г. в Ленинграде. 22 апреля 1992 г. епископ Иоанн был реабилитирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом названии подвига оттеняется особенное отношение святых юродивых к своим умственным силам. Названия: «юродство Христа ради», «буйство Христа ради» – значит безумие, глупость для Христа. Итак, по самому названию подвиг «юродства» является тем, что некоторые ревнители благочестия становятся безумными из за осуществления в себе заветов Спасителя. Профессор Е. Е. Голубинский говорит, что подвиг «юродства» о Христе в том и состоит, что подвижник делался притворно глупцом и безумным о Христе, чтобы терпеть от людей поношения и укоризны и чтобы обличать современников» 212 . Что святые юродивые притворно принимали на себя безумие об этом красноречиво говорят выражения житий святых юродивых: святой Симеон «юрода себе во всем творяше»; святой Фома Келесерийский «творяшеся юрод быти» 213 ; святой Исидор «прием юродственное еже Христа ради буйственное житие, якоже мнимо человеки»; святой Аврамий Смоленский «во юродство преложися»; «вси мняху святого Прокопия, яко юрода»; святой Андрей «неистов деяся, несмыслен и недобре глаголющ»; действия его напоминали действия бесноватого, и святого Андрея связывали железными цепями; святая блаженная Исидбра «Бога ради притвори себе юродство, аки бы сущи бесна»; святой Симеон пред вступлением на этот подвиг прямо «моляшеся прилежно Богу, яко безумного и несмысленного вси да имут его» и, живя в миру «творяшеся бесен» 214 ; святой Исидор Ростовский «днем яко юрод хождаше, в нощи же непрестанно молитву к Богу воссылаше», святой Феодор Новгородский, «оставя временное сие и скоротекущее житие, волею во юродство претворися» 215 ; святой Николай Кочанов «нача юродствовати Христа ради 216 «творяшеся неистов и буй» 217 ; святой Михаил Клопский «яко похаб творяшеся 218 ; святой Василий блаженный «похабяся творя»...; святой Николай Псковский «похаб ся творя» 219 . «По смерти родителей своих преподобный Георгий нача похабствовати, буйное и юродственное проходя житие, по апостолу Христа ради 220 . Ходя преподобный по лесам, в непроходимых местах, удаляшеся от человек, творя видимым яко юрод вменяшеся 221 . Егда же начинаху людие имети св. Симеона яко свята, он абие нечто таково соделоваше, еже не святости, но безумия явным бываше показанием 222 , говорится в его житии. После же его смерти, замечает биограф его, современники Симеона познали, «яко юродивый не бе юродивый, но премудрший бяше паче всех мудрецов века сего, и мнимый быти грешник, праведен и преподобен, образом юродства и грешничества покрываяй свое богомудрое и богоугодное житие пред человеки» 223 . Святой Андрей «в день аки неистов творяшеся, в нощи же беспрестанно моляшеся Богу и святой Анастасии» 224 . Святой Исидор Твердислов «в день яко юрод хождаше, в нощи же непрестанно молитву к Богу воссылаше» 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этого второго дознания о чудесах от мощей преподобного Иакова, должно думать, и было установлено празднование ему 341 . В 1657 году, февраля 21 патриарх Никон перенес мощи в построенный им Валдайский Иверский монастырь 342 , где они открыто почивают в соборном храме 343 . Канон праведному Иакову написан был, как видно по акростиху, «Иваном», вероятно, тем самым священником Софийским Иоанном, который в первый раз свидетельствовал мощи и чудеса святого 344 . Память совершается 23 октября 345 . По Иконописному подлиннику: «Подобием млад, наг, препоясан платом» 346 . Святой блаженный Николай, Христа ради юродивый, псковский В Троицком Псковском соборе, на гробнице блаженного, древний тропарь говорит, что блаженный Николай был родом из Псковской стороны, но подвигами юродства стал гражданином небесного Иерусалима. В древнем же кондаке написано: «Чудотворец явися, Николае, царску державу и смысла свирепство на милость обратив». В летописи повествуется, что в половине февраля 1570 года, на первой неделе Великого поста, Грозный царь Иоанн прибыл ко Пскову и остановился в селе Любятове, в пяти верстах от города 347 . Разгромив Новгород, Грозный ту же страшную участь готовил и Пскову: «Прииде с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинные люди». Но Господь Бог… «вложи в сердце Своему угоднику Саллосу Николаю и христолюбивому князю Юрию Токмакову» смягчить гнев царя. Страх и ужас овладели жителями Пскова, при вести о приближении такой грозы: улицы оглашались плачем и рыданиями. Иные решались бежать в лес; другие, более смелые, намерены были запереться в городе и сопротивляться. Наместник царский Юрий Токмаков с трудом мог уговорить жителей Пскова положиться на волю Божию и принять царя с покорностью, в надежде, что он не решится на новые убийства. В ожидании приближавшейся грозы, никто не смыкал глаз: все граждане проводили ночь в молитве. В полночь раздался благовест к воскресной утрени. Царь живо вообразил, с какими чувствами идут граждане в храм Божий в последний раз молить Всевышнего о спасении их от гнева царского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всяко чувство, отче, ныне превозшед, ко Владыце, радуяся, прешел еси любовию,/твоих подвигов богатство обрав,/ангельскую красоту и рая сладость непрестанную, С твоим учеником и сострадальцем восприемля, Богоносе,/блаженных надежду и вечнующее веселие,/ваше торжество творящих назирайте. От земли к Небесному наслаждению, венценосцы, преставльшеся,/идеже святых собори, и Ангел Божественная воинства,/ученик сословие вашими молитвами спасайте. Богородичен: Расторгни пленицы прегрешений Тя поющих, Богомати,/устави стремления напастей, греховную утиши молву,/бурю сокруши бед, Мати Дево. Был иноком. Он пострадал в царствование иконоборца Льва Исаврянина (716 –741). Когда началось гонение на почитателей святых икон, святой Василий вместе с преподобным Прокопием (память 27 февраля) был предан многим истязаниям: их терзали железными крючьями, заключили в темницу, где оба мученика томились долгое время, до самой смерти нечестивого императора. Когда преподобных Василия и Прокопия освободили вместе с другими почитателями святых икон, они снова стали подвизаться в иноческих подвигах, наставляя многих в православной вере и добродетельной жизни. В 750 году преподобный Василий мирно отошел ко Господу. Святаго блаженнаго Николая Саллоса, Христа ради юродиваго, Псковскаго Тропарь, глас 4: Словенска языка, Псковския земли/плотски в юродстве быв,/юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися,/Ангелом, славне, свеселишися,/мироточиваго святителя Николая звание восприим,/с нимже всегда Христа Бога моли/даровати нам велию милость. Кондак, глас 8: Чудотворец явися, Николае,/царску державу и смысла свирепство на милость обратив,/и сего ради своему отечеству тепл молебник показася,/и ныне молим тя, святе,/пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих,/ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людем похвала и утверждение. Блаженный Николай жил в городе Пскове во времена царя Иоанна Грозного (1533–1584). Он взял на себя высокий подвиг юродства, получившего на Руси расцвет, как особый вид подвижничества, в XVI столетии. «Блаженный Николай Псковский вобрал в себя основные черты святых юродивых Христа ради, включая особенности его времени» («Журнал Московской Патриархии», 1976,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Церковь и магия: почему христиане не гадают на Рождество 1 мин., 08.01.2019 На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику» . Каждый читатель может задать свой вопрос , чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких сложных вопросов — Почему христиане не гадают на Рождество . Вопрос в редакцию: Скажите, почему Церковь запрещает магию, если это работает? Недавно услышал, как один священник предупредил своих прихожан об опасности лечения заговорами и особыми молитвами. Меня это всегда удивляет. Никак не пойму, что здесь противного Богу, если людям это реально помогает избавиться от боли? Почему Церковь признает целителей слугами дьявола, и чем тогда они отличаются от блаженной Матроны, от старцев, от священников, по молитвам которых тоже часто происходят чудеса? Это что, у церковных целителей конкуренция такая с их «несистемными коллегами»? И что плохого, например, в безобидных гаданиях, которые никакого физического вреда причинить не могут? Мне кажется, кто-то из отцов Церкви (возможно, следуя своей гордыне) просто сказал когда-то, что целительство, гадание, всякая другая магия — это проявление темных сил, а люди восприняли это за истину, слепо следуя «установленным правилам» Церкви. С уважением, Николай, Псковская обл. Николай, здравствуйте. Нас часто спрашивают о том, что значит то или иное бытовое явление — почему прикоснулся голубь, что означают сны, что будет, если прикоснулся к ограде на кладбище. Ваш вопрос затрагивает все основные аспекты того, что можно назвать «магическим мышлением» — сделаем это и будет то-то. И даже такой важный праздник для всего каждого человека праздник как Рождество Спасителя мира часто ассоциируется с гаданиями. Как относится Церковь к магии и почему, отвечают два автора: Александр Ткаченко — Теория заговоров: Кто стоит за колдунами и народными целителями Отец Павел Великанов — Сглаз долой: почему Церковь не принимает механизмы магии Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-i-magiya-pochemu-...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 4  голоса:  5.0 из  5) Скажите, почему Церковь запрещает магию, если это работает? Недавно услышал, как один священник предупредил своих прихожан об опасности лечения заговорами и особыми молитвами. Меня это всегда удивляет. Никак не пойму, что здесь противного Богу, если людям это реально помогает избавиться от боли? Почему Церковь признает целителей слугами дьявола, и чем тогда они отличаются от блаженной Матроны, от старцев, от священников, по молитвам которых тоже часто происходят чудеса? Это что, у церковных целителей конкуренция такая с их «несистемными коллегами»? И что плохого, например, в безобидных гаданиях, которые никакого физического вреда причинить не могут? Мне кажется, кто-то из отцов Церкви (возможно, следуя своей гордыне) просто сказал когда-то, что целительство, гадание, всякая другая магия — это проявление темных сил, а люди восприняли это за истину, слепо следуя «установленным правилам» Церкви. С уважением, Николай, Псковская обл. Отвечает Александр Ткаченко Самый короткий ответ на это, дорогой Николай, мог бы быть таким: потому Церковь и запрещает магию, что неназванное в Вашем вопросе «это» действительно работает. А вот о том, что же оно такое — это самое «это», сейчас самое время поговорить более подробно. Для человека непосвященного магия — некий аналог употребляемого в кибернетике понятия «черный ящик». Так там называют некое устройство в схеме, принцип действия которого неизвестен. Известно лишь, что сигнал, пройдя через него, меняет свои характеристики на выходе. Что происходит при этом внутри «черного ящика», не имеет значения. Ну, например, нужно специалистам протестировать работу автоматической телефонной станции. Для этого они не станут скрупулезно проверять все блоки и схемы сложнейшего устройства, а просто прозвонят все линии. Есть сигнал на выходе — значит, устройство работает. А все, что между сигналами на входе и выходе, — это как раз и есть тот самый «черный ящик». В черном ящике черти водятся

http://sueverie.net/teorija-zagovorov-kt...

Кладбище Данилова монастыря уничтожено в 1931 г. Такими высотными пунктами являются, например, дом б. Афремова у Красных ворот, господствующий над Садовой вплоть до Самотека в одну сторону и до Таганки в другую: телефонная станция в Милютинском переулке, контролирующая подступы к Лубянке; дом Совнаркома, защищающий Кремль со стороны Замоскворечья, и множество новых домов на окраинах Москвы, образующих в целом сомкнутое кольцо. – Прим. автора. В конце 1930х гг. было построено еще две линии метро; кольцевая линия была открыта частями, в 1950 и 1952 г., а в 1954 г. – целиком. Цыганский романс неизвестных авторов. С 1969 г. в перестроенном «Яре» размещается цыганский театр «Ромэн». Крутицкое Патриаршее подворье не было снесено. В газете – ошибка набора: после слова «дворянские» на другой строке стоит окончание «-ки»: мы вставили предположительное «особняки Пречистенка» Собственно Вознесенская церковь уцелела – снесли ее колокольню. Николай Павлович Акимов (1901–1968) – советский театральный режиссер, педагог, художник. Граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837–1916) – генерал, министр императорского двора и уделов. Граф Георгий Иванович Рибопьер (1854–1916) – общественный деятель, стоявший у истоков олимпийского движения в России, президент Петербургского атлетического общества. Согласно преданию, мясо Ивану Грозному давал псковский юродивый (блаженный Николай Сало с). Имеется в виду Nemp III. Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский владел другой усадьбой – на месте Первой Градской больницы; Нескучным (название позднее), еще при жизни отца, владела его дочь Анна. Знаменитый архимандрит Фотий (Спасский) , действительно, был известен радикальными и странными поступками, но называть его юродивым – авторская вольность. На Собачьей площадке был только дом Хомяковых, не Аксаковых. Мощи Василия Блаженного были обретены и помещены в соборе раньше, еще до Смуты, в 1588 г. Собор был построен по повелению Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством (вероятно, поэтому в оригинале – ошибочное наименование Казанский собор, нами исправленное на Покровский).

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

По видению, бывшему в 1581 году во время нападения Батория на Псков, преподобный Корнилий и блаженный Николай умоляли Пречистую умолить Сына Своего за людей согрешивших, и Богоматерь исполнила молитву их. Благодарный Псков тогда же написал икону Богоматери с предстоящими преподобными Антонием и Корнилием, с князьями Владимиром Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковски­ми и с блаженным Николаем. Эта икона поставлена была в Покровской церкви и прославилась чудесами; ей празднуют 1-го октября 389 . С того временя стали праздновать во Пскове и день преставления блаженного Николая 390 . «Не трогай нас, проходящий!» Какие это кроткие и вместе сильные слова блаженного! Не должны ли отнести их к себе разные преобразо­ватели нового времени, готовые поставить все вверх дном, в том числе втоптать в грязь жизнь юродивых? Пусть бы подумали хотя о том, что их брань против святых прежде всего не делает чести их уму, неспо­собному понять идеала жизни самоотверженной, торжествующей над самолюбием своим, над природою физическою, над величиями мира преходящего. Не каждому идти одною дорогою к небу, но поклонение тельцу золотому наверно никого не доведет до неба. Не каждому идти одною дорогою к небу, но каждому надобно строго судить себя самого и суда над совестью другого ни в каком случае не отнимать у Господа. Ему одному слава и поклонение. Аминь. День двадцать девятый. Память преподобного Кассиана Римлянина Родился в Риме, но монашеские подвиги начал в Вифлееме, и отсю­да в 390 году с монахом Германом отправился путешествовать по обите­лям и скитам Египта, в чем и провел семь лет. В 397 году возвратились они в Вифлеем, а чрез три года прибыли в Константинополь и слушали беседы великого Златоуста. Тут Кассиан посвящен был во диакона. В 405 году Константинопольский клир отправил Кассиана в Рим искать защиты Златоусту. Отсюда, по приглашению Марсельского епископа Кастора, переселился он в Марсель и, посвященный во пресвитера, основал два монастыря, мужеский и женский, с правилами восточ­ных обителей, и таким образом первый ввел в Галлии монашескую общежительную жизнь. В 417 году написал «12 книг о постановлениях киновий», или общежитий, Палестинских и Египетских, в 419 году из­ложил беседы свои с подвижниками восточными, а в 431 году написал сочинение против ереси Нестория. Скончался в 435 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В четверике Троицкого собора в 1834 г. установили новую серебряную раку блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Псковского: «Посреди каждой из 4-х сторон раки прикреплен овальный круг, длиною в 15 верш., шириною в 10 верш., толщина коего уменьшается и увеличивается сообразно направлению сторон раки... На круге с левой стороны раки такое же изображение Псковской Покровской башни и на ней Богоматери, окружаемой Псковскими и другими Святыми в том виде, в каком угодно было Ей явиться некоему благочестивому Псковитянину Дорофею в страшные минуты для Пскова. Перед башнею, за стеною города, изображены войска Батория в боевом порядке» ( Князев. 1858. С. 27). Кроме того, в надгробном комплексе блгв. кн. Всеволода был помещен чеканный образ Н. и др. Псковских чудотворцев, чье почитание связано с Троицким собором. Т. о., на всех известных изображениях этого извода (за исключением иконы рубежа XVIII и XIX вв. из ПИАМ, похищенной во время второй мировой войны; сохр. черно-белая фотография памятника) Н. представлен в коленопреклоненной позе, как молитвенник перед Богородицей за жителей Пскова. В иконописных подлинниках Н. упоминается с кон. XVII в. под 6 дек., внешность блаженного уподобляется облику ап. Павла: «…подобен Павлу апостолу брадою...» (РНБ. ОСРК. O.XIII.6. Л. 80; 1694 г.); «...подобен Павлу апостолу брадою и плешив, надсед, наг весь» (РНБ. Ф. 166. 564. Л. 46 об.; XVIII в.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 95; 30-е гг. XIX в.; Большаков. Подлинник иконописный. С. 55); «…подобием надсед гораздо, аки Павел апостол брадою, но токмо при главою плешат, наг весь; нецыи пишут его в рубашке» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 40-41); «…надсед, брадою аки Павел апостол, а не плешив и наг весь» (РНБ. Погод. 1931. Л. 74 об.; 20-е гг. XIX в.) и др. Хотя в иконописных подлинниках предписано изображать Н. «нагим и плешивым», из таких икон ныне известен только образ 1895 г. из иконостаса придела во имя св. Василия Блаженного в московском соборе Покрова на Рву. На др. сохранившихся памятниках Н.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010