Я исполнила.    Батюшка все время мне пророчил Иерусалим. Иногда неожиданно при мне начинал петь: «Иерусалим, Иерусалим…»    Так батюшка меня отправил в Иерусалим, а из уст митрополита Филарета (тогда главы ВЦС) я услышала: «Вас благословляет Церковь Христова. Это воля Божия».    И после этого я тоже ездила к батюшке отцу Николаю и он благословил на игуменский крест. Тяжелый крест — ведь игумения за все переживает, за каждую сестру, за все, что происходит в монастыре.    Надо сказать, что это было чудо, что мне к батюшке удалось попасть. Потому что на озере были льдины, на лодке было не проехать.    А я по благословению Святейшего заехала сначала в Псково­Печерский монастырь. И вот оттуда мы с настоятелем архимандритом Петром на вертолете попали на Залит. А батюшка нас уже встречал на паперти.    Мы идем навстречу, а батюшка почти бежит и все приговаривает: «Георгиюшка, Георгиюшка, какая ты счастливица». А я плачу, ничего сказать не могу, только повторяю: «Батюшка, помолитесь». А он опять: «Георгиюшка, да какая ты счастливица, куда ты едешь — ведь ко Гробу Господню. Да там же и твой Георгий». А палестинцы действительно очень почитают Георгия Победоносца. «Батюшка, я так боюсь». — «Не бойся, все у тебя будет хорошо». — «Батюшка, и климат, и здоровья, и ума, боюсь, не хватит». — «Да всего тебе хватит. Все будет хорошо». — «Святейший обещал, что я недолго там буду, три года, пять лет». — « А я хочу, чтобы ты там всегда была, чтобы ты там и померла». Думаю: «Утешил батюшка». Но все равно осталось в памяти только одно: «Какая ты счастливица!»    Батюшка очень помогал. Он молился. По его молитвам все и устраивалось в обители и сейчас устраивается.     Великий дар — прозорливость     Игумен Роман (Загребнев) Псковская епархия    Дорогой батюшка давно уже стяжал великую молитву и целую толпу добродетелей и всю свою жизнь поучался в блаженных добродетелях. Он воспитал в себе редкие качества, как­то: любовь к Богу и ближним, назидательность, простоту и доступность к нему каждого, жертвенность, милосердие и ко всем и ко всему сострадание. За такую жертвенную любовь к Богу и ближним Бог украсил его редкостною добродетелью, или, проще сказать, наделил его даром прозорливости, который сиял в нем, как солнце. Но давно ли замечалась в нем эта Божественная красота? Это известно Единому Богу, когда Он сообщил ему этот великий дар. Но мы можем догадываться по фактам. Например, игумения Варвара, управляющая и по сей день знаменитою обителью в честь Успения Пресвятыя Богородицы в местечке Куремяэ, в Эстонии, раньше жила среди монахинь Виленского монастыря, Свято­Духовского, будучи уже монахиней. После воскресного богослужения состоялся сестринский обед, вместе с ними был и служащий батюшка, отец Николай. Во время трапезы отец Николай обращается к монахине Варваре, будущей игуменье, с такими словами:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

в иконостасе придела св. Василия Блаженного собора Покрова на Рву в Москве (1895), исполненном артелью мастеров во главе с московским иконописцем мстёрского происхождения И. С. Чириковым (икона входит в серию образов юродивых: святых Андрея Юродивого, Максима Московского, Михаила Клопского, Иоанна Устюжского и блж. Николая, видимо Николая Псковского). Блж.Николай Кочанов. Мозаичная икона. 1863–1869 гг. Мозаичисты И. С. Шаповалов и Г. М. Агафонов по оригиналу Ф. П. Брюллова (Иконостас Исаакиевского собора, С.-Петербург) Блж.Николай Кочанов. Мозаичная икона. 1863–1869 гг. Мозаичисты И. С. Шаповалов и Г. М. Агафонов по оригиналу Ф. П. Брюллова (Иконостас Исаакиевского собора, С.-Петербург) Развитие иконографии Н. в XIX в. в значительной степени связано с Новгородом, поскольку он по-прежнему воспринимался в первую очередь как местный подвижник. Фигуры Н. присутствовали не только на иконах новгородских чудотворцев, но и в настенных росписях храмов Новгорода и др. городов епархии. Судя по фотографии нач. XX в., вместе с блж. Феодором Новгородским Н. был представлен на фронтоне часовни блж. Феодора 1832 г. при Георгиевской ц. на Торгу ( Трифонова А. Н. Вел. Новгород в XX в.: К 1150-летию города. М., 2009. С. 279); оба юродивых стояли на коленях по сторонам композиции «Деисус». Фигура святого включена в роспись Успенского собора Валдайского Иверского мон-ря (1834; представлен на одном из столбов). Эта композиция, выполненная в академическом стиле, свидетельствует о трансформации иконографии Н., к-рый становится больше похожим на юродивого, чем на древнерус. князя или боярина. В росписи собора Иверского мон-ря святой предстает босоногим, облаченным в скромную подпоясанную коричневую рубаху и простой темный плащ; в левой руке он держит кочан капусты. Последняя деталь иллюстрирует текст из позднего Жития о столкновениях юродивого с жившим на Торговой стороне Новгорода блж. Феодором, в к-рого Н. кинул кочан капусты. Этот атрибут, сблизивший Н. с теми рус. юродивыми, к-рых изображали с выразительными индивидуальными предметами: Прокопия Устюжского - с кочергами, Иоанна Большой Колпак - с колпаком и четками, Лаврентия Калужского - с секирой, довольно часто встречается в памятниках XIX - нач.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

В 1581 году августа с 26-го числа Стефан Баторий обступил с своими войсками Псков. Августа 27-го числа, за несколько дней до приступа, назначенного Баторием, на угол крепости при Покровском монастыре, ныне приходской церкви, один благочестивый старец, именем Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей кельи и скорбел о бедствии города. Вдруг увидел он необыкновенный свет, который, подобно столпу, возвышался до небес над Печерской Псковской обителью, шёл от неё ко Пскову через реку Великую, по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием, начальником Киевских пещер, а по правую – Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с сими преподобными в церковь Покровскую. Вышедши из церкви и ставши вместе с теми преподобными на стене города, спросила: «где Мирожский строитель Нифонт, еп. Новгородский?» При сих словах её св. епископ предстал пред Ней и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: «Владычица! в моём монастыре сего лета не бяше литургии». На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «где избранные Божии, пребывающие в церкви Св. Троицы?» И тотчас предстали перед Ней благоверные князья Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их, на расстоянии как бы полусажени, стал блаженный Николай и св. Евфросин с Саввой, и все с благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «о, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего, Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда, велия». В это время стоявшие с правой руки игумен-Корнилий и Евфросин с Саввой и блаженный Николай, падши перед Ней, со слезами молились: «Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших». После сего и все благоверные князья, припадши к ногам её, со слезами молили Её о защищении города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: «старец! иди немедленно к Боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресв. Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелевала ему объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога; «а Я, присовокупила Богоматерь, буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Все это они делают для обмана людей простых, несведущих в Святом Писании. Из житий святых знаем, что и в древние времена очень мало было истинно юродивых; а что же сказать о нынешних юродивых? Если и есть из них истинные рабы Божии, то очень редкие, а по большей части нынешние юродивые – это праздношатающиеся дармоеды, развращенные нравами и других, под видом благочестия, развращающие, говорят они более притчами, при людях много молятся, постятся, а когда никто их не видит или когда находятся в местах своих сборищ, они предаются таким гнусным порокам, которых, по слову апостола, срамно есть и глаголати 266 . О таковых «подвигах» нынешних тунеядцев-юродивых рассказывает в своей «Исповеди» один из раскаявшихся мнимо-юродивых, нам современных. Он после «несколько лет», проведенных им в «юродстве», обратился на путь истины и правды, как об этом с раскаянием повествует в собственной «Исповеди», в начале коей замечает, что все обстоятельства его юродствования изложены по чистой истине, о чем свидетельствуется самим Богом 267 . Глава III Христа ради юродивые – истинные угодники Божии. – Преподобный Исаакий Затворник 268 . – Блаженный Прокопий Устюжский. – Иоанн Устюжский чудотворец. – Михаил Клопский. – Николай Кочанов Новгородский. – Феодор Новгородский. – Иаков Боровицкий. – Николай Псковский чудотворец. – Максим Московский. – Василий Московский. – Иоанн Московский. – Блаженный Исидор Ростовский. – Иоанн Власатый. – Лаврентий Калужский. – Прокопий Вятский. – Андрей Тотемский. – Максим Тотемский. – Георгий Шенкурский. – Киприан Суздальский. – Симон Юрьевецкий ПреподобныЙ Исаакий Затворник Преподобный Исаакий служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям, но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые силою благодати Божией ( 1Кор. Х:13 ). Исаакий был богатый купец города Торопца. Пожелав быть иноком, он раздал все свое имение нищим и пришел в пещеру к преподобному Антонию с просьбою постричь его в иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще, еще раз прошу за всех св[ятых] молитв, крепко любящая и желающая Вам здоровия и благополучия духовного многогр[ешная] Серафима. О. Иоанн очень благодарит Вас за Ваши ему строки о терпении, которые ему были так нужны. Д. 53. Л. 103–106 об. Подлинник. Автограф. 312 Вероятно, имеется в виду духовный отец, так как Г. Е. Грумм-Гржимайло к этому времени уже скончался. 314 Имеется в виду архиепископ Николай (Налимов Николай Александрович; 1852–1914), был уволен от должности Экзарха Грузии 9 июня 1906 г. С 23 июня 1906 г. руководил Владимирской и Суздальской епархией. 315 Блаженный Матфей (Татомир; 1848–1904) погребен в часовне на Никольском кладбище. Его могила стала объектом народного поклонения (см. о нем: Шкаровский М. В. Почитаемые захоро­нения Александро-Невской Лавры и их уничтожение в годы советской власти//Вестник ПСТГУ: II. 2006. N° 3 (20). С. 60–70). 316 Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), схиигуменья. Была духовной дочерью св. Иоанна Кронштадтского . 27 октября 1901 г. приняла монашеский постриг и была назначе­на заведующей Сурского подворья (преобразовано в Санкт-Петербургский во имя св. Иоанна Рыльского женский монастырь. В 1903 г. назначена настоятельницей монастыря, 28 марта 1903 г. возведена в сан игуменьи. В завещании св. Иоанн назначил м. Ангелину своей душеприказчицей. В 1919 г. обитель была закрыта, м. Ангелина стала почетным председателем приходской общины. В мае – июне 1922 г. она была подвергнута домашнему аресту за сопротивление изъятию цер­ковных ценностей. После окончательной ликвидации монастыря (15–17 окт. 1923 г.) приняла схиму. В 1923–1927 гг. проживала в общине бывших сестер обители на ул. Полозова (д. 22, кв. 37), в этот период м. Ангелина находилась под следствием. Похоронена на Никольском кладби­ще Александро-Невской лавры. 29 октября 1997 г. состоялось перенесение ее останков в Свято-Иоанновский монастырь и захоронение их в храме-усыпальнице, где покоятся мощи св. Иоанна Кронштадтского . 320 Имеется в виду иеросхимонах Симеон (Желнин Василий Иванович; 1869–1960). В 1896 г. по­ступил послушником в Псково-Печерский монастырь. В 1900 г. принял монашеский постриг с именем Вассиан, а в 1901 г. рукоположен во иеродиакона. В 1903 г. посвящен в сан иеромонаха и вскоре назначен в Псковский Снетогорский монастырь экономом для восстановления мона­стырского хозяйства, а через четыре года вернулся в Печоры. Вскоре был направлен для укрепле­ния монастырского хозяйства в имение Мустищево в 25 км от монастыря. В 1927 г. принял вели­кую схиму с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. В 2003 г. состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

юродстве. Так, жившие во время правления ц. Иоанна IV Васильевича Грозного юродивые (св. Василий Блаженный Московский, Николай Саллос Псковский и др.) неоднократно обличали неправедные поступки царя и вельмож. По свидетельству англ. дипломата Дж. Горсея, в Пскове Николай «встретил царя смелыми проклятиями, заклинанием, руганью и угрозами, называл его кровопийцей, пожирателем христианской плоти» и этим поступком спас Псков от разорения ( Горсей Дж. Записки о России: XVI - нач. XVII в. М., 1990. С. 54; ср.: Иванов. 2005. С. 271-277). Сохраняя предельный аскетизм, признаки святости и скандальность поведения, присущие их греч. предшественникам, рус. юродивые приобретают дополнительную функцию неподкупного судьи, выносящего независимое суждение по политическим вопросам и способного в одиночку противостоять абсолютистской власти (подробнее см.: Иванов. 2005. С. 279-281). Такая роль типологически сближает их как с греч. К., высмеивавшими царей и тиранов, так и с К. Римской империи, обличавшими императоров и сановников. То, что юродство в христианстве не стало столь распространенным явлением, как кинизм в языческом обществе, объясняется принципиальным различием между христианским и киническим мировоззрением. Если кинизм стремился упразднить закон и вернуть человека в природу, то христианство упраздняет «закон природы» и вводит «закон благодати», призванный освободить человека как от природных, так и от общественных недостатков. Христианство не отвергает общество целиком и не противопоставляет человека обществу, как это делали К., но стремится освятить своим присутствием все формы жизни общества, придать им новый смысл и новую цель. Однако в той мере, в какой христианство ведет свою проповедь в мире, «лежащем во зле» (ср.: 1 Ин 5. 19) и не желающем слышать «слово истины» (ср.: 2 Кор 6. 7; Ин 18. 37; 1 Ин 4. 6), «кинический» подвиг юродивых, добровольных безумцев ради Христа, собственной жизнью демонстрирующих людям их уклонение от правды Божией, почитается в Церкви как высокое религ.

http://pravenc.ru/text/1684656.html

Игумен Печерский Тихон, старцы монастыря и весь священный собор города Пскова постоянно совершали в этом храме молебствия. В то время, как из Печерского монастыря были принесены во Псков чудотворные Иконы Божией Матери, и Сама Царица Небесная видимо благоволила посетить сей город. Посещение это открыто было 27 Августа одному Псковитянину, именем Дорофею, который так рассказывал о нём Печерскому Игумену Тихону и Псковским военачальникам в собрании всех Псковских властей: «днём часу в 12-м, сидел я в сенях своей кельицы, которая стоит в монастыре Покрова Пречистыя Богородицы, что в углу города Пскова, – сидел и плакал о великом несчастии, постигшем город. В это время моим больным глазам открылось такое явление: от Печерской обители, чрез Великую реку, по левую сторону Мирожского монастыря, в необыкновенном свете, в виде столпа простиравшемся до небес, шла по воздуху Пресвятая Богородица по левую сторону от Нея, казалось мне, шел преподобный отец Антоний, начальник Киевской пещеры, а по правую – Игумен Псково-Печерского монастыря, Корнилий. Перешедши городскую стену, Пречистая взошла в церковь , во имя Ея Покрова; потом вышла из церкви в том же свете и, ставши на городской стене вместе с упомянутыми преподобными, спросила: «где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?» В тот же час явился пред нею и епископ Нифонт и, поклонившись ей, сказал: Госпожа Пречистая Богородица Владычица! В моём монастыре, нынешним летом, не было литургии – «Так угодно Сыну Моему и Богу» отвечала Богоматерь и, в след за тем, спросила: «где избранные Божии, которые положены в церкви Святыя Троицы?» Тогда предстали Ей Благоверные великие князья: Владимир Киевский, Всеволод, нареченный в крещении Гавриилом, и Довмонт, в крещении – Тимофей, Псковские, а позади их на расстоянии полусажени, стал блаженный Николай Псковский 28 , и все поклонились Ей. Пречистая Богородица, смотря на город, по направлению к площади, как бы со гневом, сказала: «о злые мои люди, жители города сего! прогневали вы Сына Моего, Господа Бога. Скверные дела ваши сделали этот город подобным Содому. А теперь, как пришло на вас страшное горе и отяготела над вами беда великая, – теперь только вспомнили вы Сына Моего, Господа Бога, и Меня». Тогда Игумен Корнилий и Николай юродивый, прослезившись так обратились к Ней: «Госпожа Владычица Богородица! согрешили они, живя беззаконно; есть грех , есть. Но не накажи их гневом Твоим; помолись Сыну своему и Богу нашему за этот город и за людей согрешивших!» Потом и другие святые, бывшие тут, в слезах начали умолять Её.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

В христианские времена власяницей обыкновенно называется шерстяная одежда, носимая прямо на голом теле, причем иногда она скрывалась под верхнею одеждою. Ношение на голом теле власяницы основывалось на примере пророка Илии и святого Иоанна Предтечи, обыкновенною одеждою которых была власяница из верблюжьего волоса 272 . С третьего века о ней часто упоминают христианские писатели. Святой Киприан внушает падшим умилостивлять Бога слезами, уничиженным лежанием на земле, ношением власяницы. В среде монашества с четвертого века эта же одежда входит чуть не в всеобщее употребление. Так святой Андрей, после того, как его признали сумасшедшим и отпустили на волю, «взем нож, иде на студенец, и совлек с себя ризу, раздроби ю на пласты 273 ; святой Исидор Твердислов, решив принять на себя подвиг «юродства», «от риз совлечеся» 274 . Святой Василий блаженный «ни ризного одеяния на теле своем ношаше и наг хождаше и в зиме и лете» 275 ; святой юродивый Устюжский Иоанн «пребываше наг, точию едино рубище имея по чреслех своих. Егда же и в срачице прилучашеся ходити ему, и он ю ветху имеяше, и никогдаже измовену» 276 ; святой Прокопий Устюжский ходил «в единой ветхой рубищной и раздраной одежде полунаг сущи, рубищную же носимую одежду имеяше с единого рама спущену и плещи обнажены 277 ; святой Иоанн Большой Колпак по Москве ходил почти нагой 278 ; святой Георгий Шенкурский носил «гнусную и раздраную ризу, студа ради телесного покрывая тело свое, якоже достоит покрыти 279 ; святой Андрей Тотемский ходил в раздранной одежде 280 ; святой Симон Юрьевецкий зимою и летом имел одну длинную раздранную рубашку 281 ; святой Николай Кочанов носил ветхую одежду, а святой Феодор Новгородский ходил полунагим, святой Николай Псковский носил длинную рубашку, подпоясанную веревкой: святой Максим Московский почти нагим бегал по улицам Москвы; святой Лаврентий калужский зимой и летом ничего не носил, кроме рубашки и овчинного кожуха; святой Прокопий Вятский всегда рвал одежду, которую ему давали носить 282 ; святая Исидора «простым платом сквернавым покрывание главу свою» 283 . Иные из юродивых носили власяницу как например: Фаддей олонецкий 284 , Исакий Печерский 285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 31 1940 г. 10 ноября. – Письмо митрополита Таллиннского и всея Эстонии Александра (Паулуса) Патриаршему местоблюстителю митрополиту Московскому Сергию 44 Ваше Блаженство Блаженнейший митрополит Сергий, возлюбленный о Христе брат! В 1920 г. православная Церковь в Эстонии постановлением Священного Синода и Высшего церковного совета православной Российской Церкви была признана автономной, как это видно из письма Священного Синода от 15/28 июня 1920 г. за 1780 на имя представителя Эстонской Церкви П. И. Сеппа. В том же 1920 г. Высшим церковным управлением Российской Православной Церкви (письмо Святейшего Патриарха Тихона от 12/25 октября 1920 г. за 2719) постановлено утвердить избрание мое на кафедру правящего архиепископа Эстонии и поручено Высокопреосвященнейшему Евсевию, бывшему архиепископу Псковскому, и Преосвященнейшему Серафиму, епископу Финляндскому, совершить мою хиротонию, каковая и была совершена 5 декабря 1920 г. Положение Эстонской Православной Церкви с самого начала ее существования было вообще нелегким, но в особенности трудным оно стало в 1923 г. С одной стороны, вследствие затруднительности нормального общения с представителями Российской Церкви, а с другой стороны, вследствие возникновения некоторых внутренних разногласий. Ввиду таких неблагоприятных для церковной жизни обстоятельств, я в 1923 г., согласно постановлениям Соборов Эстонской Православной Церкви 45 , поехал в Константинополь с просьбой о принятии нашей Церкви в единение с Вселенской Константинопольской Церковью. Просьба эта тогдашним Константинопольским Патриархом Мелетием была уважена, и положение Эстонской Православной Церкви утверждено особой Патриаршею грамотою – Томосом. По возвращении моем из Константинополя мною и Синодом Эстонской Православной Церкви 12 декабря 1923 г. за 2900 Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, был отправлен доклад с объяснением всех обстоятельств и положения дела. Доклад этот Святейшим Патриархом Тихоном был получен 6 февраля 1924 г., о чем имеется его собственноручная расписка, хранящаяся в нашем архиве. Ответа на доклад не получено. Так как в означенном докладе указано, что Эстонская Православная Церковь и впредь будет поминать имя Святейшего Патриарха Тихона и что о вступлении в должность каждого нового митрополита Эстонии будет сообщаться Патриарху Российскому, как и Константинопольскому, то формального отделения Эстонской Православной Церкви от Российской и не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XX в. образ Н. встречается в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой): келейная икона свт. Афанасия (Сахарова) 1934 г., иконы 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Иконописец мон. Иулиания/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 100, 102). В 1981 г. для псковского Троицкого собора была написана икона «Блж. Николай Псковский в молении ко Св. Троице» на бирюзовом фоне. Стилистически мастер ориентировался на древнерус. иконописные традиции, но в иконографическом решении использовал образ Н. на фоне Троицкого собора 2-й четв. XIX в. Аналогичная икона нач. XXI в. (с охристым фоном) находится в ц. свт. Василия Великого на Горке в Пскове. В кон. XX в. (одна - в 1982) для Троицкого собора были написаны 2 большие иконы «Собор Псковских чудотворцев» с изображением Н.; позднее в приделе равноап. кнг. Ольги появился поясной прямоличный образ святого (в красноватой рубахе, руки перед грудью в жесте приятия благодати). В кон. XX в. в иконостасе псковской ц. Покрова от Торга была установлена икона «Псковские чудотворцы», где Н. представлен фронтально крайним справа, на фоне Троицкого собора и Крома. Образ блаженного введен в состав святых на иконе Божией Матери с Младенцем на престоле, с ангелами и предстоящими Псковскими чудотворцами (Псковской) рубежа ХХ и XXI вв. (Троицкий собор Пскова). Изображение Н. имеется в росписи Казанской ц. Оптиной пуст., в одном из медальонов (ок. 2001, инок Алипий (Подковырин)). На рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной Н. представлен в рост; вполоборота влево, в молении, с поднятой для крестного знамения правой рукой (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 179). Рельефный ростовой образ Н. (с изможденным лицом и с палкой-посохом в левой руке) помещен на постаменте памятника равноап. кнг. Ольге в Пскове (2003, скульптор В. М. Клыков). Лит.: Князев А. С. Историческо-стат. описание псковского кафедр. Троицкого собора. М., 1858; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 34-35; Ткачёва Н. М. Псковские иконы кон. XVI - нач. XIX в. на сюжет Сказания о видении Дорофея// Белецкий В. Д. Псковский Кремль в планах и изображениях XVII-XIX вв. СПб., 1997. Прил. 1. С. 36-47; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 182-183; Васильева О. А. Иконы Пскова/ПИАМ. М., 20123. Т. 2; Псковская икона XIV-XVIII вв. из собр. Псковского музея/Авт.-сост.: И. С. Родникова. Псков, 2013; Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 315-318. Кат. 60; Туминская О. А. Икона юродивого: (Образ юродивого во Христе в рус. изобр. искусстве позднего Средневековья и Нового времени). СПб., 2016. С. 282.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010