Раба божия Ирина римма 12 марта 2015, 15:05 Святой Блаженный Николай, Христа ради юродивый, Псковский, не оставь меня своим предстательством. Спасибо за помощь. римма 11 марта 2015, 14:15 Спасибо за помощь, Святой Блаженный Николай, Христа ради юродивый, Псковский. Не оставь и в дальнейшем меня грешную своим предстательством. римма 10 марта 2015, 15:38 Святой Блаженный Николай, Христа ради юродивый, Псковский, помоги нам грешным договориться о школе, в которую хотим устроить внучку. Андрей 1 мая 2014, 16:45 Недавно прочитал о Священномученике Исаакии Оптинском (И.Н.Бобрикове)=О появлении в Оптиной пустыни Николая рассказывал преподобный Нектарий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят». По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: «Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту». ...Если Вам известно, то подскажите, где более подробно можно прочитать или узнать о БЛАЖЕННОМ ВАСИЛИИ, о котором говорит преподобный Нектарий? Может быть Вам известно его фамилия и год рождения? Заранее Вам благодарен. Булеев А.Н. римма 12 марта 2014, 13:24 Блаженный Николай, Христа ради юродивый, поспособствуй мне отремонтировать родительский дом, чтобы нашлись у меня и средства и силы. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Сергей 15 марта 2013, 00:38 Возможно ли в одно и то же время молитвенно прославлять и мучеников, и их жестоких гонителей? Ибо канонизация царя Иоанна Грозного фактически поставила бы под сомнение исповеднический подвиг святителя Филиппа и священномученика Корнилия Псково-Печерского, который, по свидетельству летописи, «от тленного сего жития земным царем был предпослан к Небесному Царю в вечное жилище» (Св. Патриарх Алексий II). Собственно, вопрос о прославлении Ивана Грозного и Г.Распутина — вопрос не столько веры, религиозного чувства или достоверного исторического знания, сколько вопрос общественно-политической борьбы. Имена Ивана Грозного и Г. Распутина используются в этой борьбе как знамя, как символ политической нетерпимости и особой «народной религиозности», которая противопоставляется «официальной религиозности» священства… В лице первого Царя и «друга» последнего Самодержца пытаются прославить не христиан, стяжавших Духа Святого, а принцип неограниченной, в том числе — морально и религиозно, политической власти, которая и является для организаторов кампании высшей духовной ценностью (доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия).

http://pravoslavie.ru/60063.html

без проплешины, одет в рубаху, чаще всего белую, но иногда и в цветную однотонную; на иконах XVII-XVIII вв. он в обуви, позднее - обычно босой. Возможно, самым ранним из сохранившихся единоличных образов Н. является икона 2-й четв. XIX в. из Троицкого собора Пскова. Святой представлен в рост, босым, в небольшом развороте вправо, обращающимся в молитве к Св. Троице; в правой части композиции, вдали, изображен Троицкий собор. По нек-рым стилистическим особенностям образа (живописное решение ангелов, розоватое зарево неба) можно предположить, что образ является списком с иконы 2-й пол. XVIII в. Святой изображен средовеком с темно-русыми короткими волосами и небольшой бородой, разделенной на 2 части, стриженая челка закрывает половину лба. Он одет в длинную, ниже колен, белую подпоясанную рубаху с отложным воротником; правая рука - возле груди, левая обращена в молении к Св. Троице, взор также устремлен ввысь. Вместо именующей надписи в правом нижнем углу в клейме на белом фоне помещены тропарь и кондак Н. и краткие сведения о его преставлении. Блж. Николай Псковский. Роспись ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга в Пскове. Кон. XIX в. Блж. Николай Псковский. Роспись ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга в Пскове. Кон. XIX в. В XIX в. св. мощи Н. находились в псковском Троицком соборе в южном приделе во имя блгв. кн. Всеволода (Гавриила), надгробие покрывала икона святого: «Гробницы эти деревянные, имеющие вид высоких ящиков очень простой работы. Поверх их лежат изображения Угодников» ( Князев. 1858. С. 20. Примеч. 1); «В третьем окне на южной стороне того же придела почивают в гробнице, совершенно схожей с Довмонтовою, мощи блаженного Николая Салоса (юродивого). Гробница покрыта доскою с изображением блаженного и следующею надписью: «преставися Св. праведный Николай Псковский Чудотворец в лето 7084 (1576), месяца февралиа в 27 день». При гробнице висят в раме низанные жемчугом тропарь и кондак сему угоднику Божию» ( Толстой. 1861. С. 34-35). Возможно, сохранившаяся нагробная икона Н.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

Блаженный Николай Псковский: “Покушай хлеба соли, не пей христианской крови” 18 декабря, 2006. Редакция " Правмира " Царь въехал в город. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: — Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, не пей христианской крови. Царь приказал схватить юродивого, но тот стал невидим. Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает “блаженный, юродивый”, и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, “прииде царь… с великою яростью, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити”. Весь город молился об отвращении царского гнева. Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. Когда показался царский поезд, с колокольни Троицкого собора и всех городских церквей раздался торжественный звон. Стоявшие у городских ворот ударили челом в землю. Наместник принял у дьяка хлеб-соль и с низким поклоном поднес царю; но Иоанн Грозный взглянул на него яростно и оттолкнул блюдо, солонка упала, и соль рассыпалась по снегу. Все вздрогнули от ужаса. Царь въехал в город. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: — Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, не пей христианской крови. Царь приказал схватить юродивого, но тот стал невидим. Царь отстоял молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила. При выходе царя из Троицкого собора, его встретил Никола и звал в свою келлию, царь согласился.

http://pravmir.ru/blazhennyj-nikolaj-psk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Никандр Псковский, прп. - житие Никандр Псковский (1507 - 1582), пустынножитель, чудотворец, преподобный. Память 24 сентября (день кончины), 25 марта (храмовый праздник Никандровой пустыни) и 29 июня (обрет. мощей) В миру Никон, родился 24 июля 1507 г. в селе Виделебье Псковского уезда в семье крестьян Филиппа и Анастасии. С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина - преподобного Евфросина, начальника Псковских пустынножителей. Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений. После смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить и мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого, он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни. Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом Там поставил себе Никон небольшую хижину и проводил время в уединении, питаясь одними растениями. Народ, узнав о его жилище, начал посещать его, чем невольно нарушил спокойствие отшельника. Никон, избегая мирской чести, удалился в общежительную пустынь прп. Саввы Крыпецкого. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр. Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О " страстех пустынных " ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай. Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра Свирского, который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество - книги и иконы. По молитвам святого, двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

http://pravicon.com/info-3017

Виктор, прав. Анна и блж. Николай Кочанов», кон. XIX в., ЦАК МДА,- Н. представлен с кочаном капусты у ног), так и на иконах традиц. письма, в т. ч. принадлежащих к старообрядческим (фигура на полях иконы «София Премудрость Божия», 2-я пол. XIX в., Гос. музей изобразительных искусств Республики Казахстан, Алматы ( Майорова Н., Скоков Г. Русская иконопись: Сюжеты и шедевры. М., 2007. С. 526); икона избранных святых, 2-я пол. XIX в., Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева,- в обоих случаях Н. держит кочан). Подобное переосмысление облика святого было следствием процесса сближения его иконографии с образами др. праведных мужей и юродивых (в т. ч. тех, к-рые, как блж. Василий Московский, в XIX в. могли изображаться не обнаженными, а облаченными в рубахи), а также, вероятно, воздействия образов одноименного Псковского блаженного (обычно имеет облик средовека с короткой бородой, в рубахе). В результате появились иконы блаженного с именем Николай без уточняющих надписей и характерных атрибутов (кочана капусты), к-рые могут относиться как к псковскому святому, так и к новгородскому (ср. образ из частного собрания: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 94). Напр., нельзя исключить, что на небольшой иконе кон. XIX - нач. XX в. из собрания Ф. Р. Комарова в облике средовека в короткой рубахе представлен именно Н., поскольку соседняя фигура вмч. Пантелеимона соответствует общему дню памяти этих святых и посвящению главного престола Пантелеимоновой (Николо-Кочановской) ц. (опубл. как образ святых Николая Псковского и Пантелеимона в кн.: Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. Кат. 60. С. 315-318). Хотя иконы Н. в образе юродивого-средовека могли заказывать для новгородского храма, где находилось погребение святого, есть основания полагать, что здесь сохранялась и его традиц. иконография, ориентировавшаяся на средневек. памятники. На протяжении XIX в. для Пантелеимонового (Николо-Кочановского) храма был создан ряд произведений с изображением юродивого.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

Раньше так остров Залит назывался. И действительно, благословили батюшку служить именно сюда. 8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона, 15 февраля – в иерея. С 1943 года по 1959 годы отец Николай является настоятелем храма святителя Николая в селе Гегобросты Литовской ССР. В 1958 году отец Николай переведён в Псковскую епархию настоятелем храма святителя Николая на о. Залит. Здесь пройдут 40 лет его пастырского служения. Здесь он станет тем, кем мы его знаем, – батюшка Николай, старец с острова Залит... Простые слова, которые мы часто говорим друг другу, в батюшкиных устах приобретают особую силу. “Помоги вам Господи”, – часто говорил он, и что-то тут же происходит и меняется в нашей жизни. Часто можно слышать от батюшки слова говорящие о его потрясающей любви к церкви и России: “Отец Небесный не оставит Россию, трудитесь в России, так здесь хорошо. Господь нас любит, только радоваться и молиться остаётся”. Отец Николай говорил просто, часто с прибауткой, со стишком, но всегда точно: “Себя не знаем, нос не задираем”. “В священнической семье главное – благочестие, порядок должен быть, это для окружающих главное”. На прощание старец дал нам завет: “Радуйтесь и веселитесь, что мы Христовы”. В последний год перед блаженной кончиной о. Николай, несмотря на перенесенную тяжелую болезнь, все же находил силы для приема паломников, укрепления и наставления их в вере. И мысли старца, высказанные во время этих последних земных бесед, стали своего рода духовным завещанием для православных русских людей. Когда старца спрашивали, как надлежит бороться с ересью экуменизма, он с улыбкой говорил: “Надо свято хранить чистоту Православия и заповеданное нам святыми отцами. А для этого надо миролюбиво объяснять всеми возможными способами заблуждения экуменистов. Не молчать, а с любовью разъяснять. Только чтобы не было драки”. А на вопрос, что же он считает самым опасным грехом в душах людей? Старец Николай ответил: – Безверие! Это страшно. – Даже у христиан? – Да, даже, у православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Преподобный Никандр Псковский Преподобный Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в семье крестьян Филиппа и Анастасии в селе Виделебье на Псковщине. С детства он мечтал продолжить подвиги своего односельчанина - преподобного Евфросина Спасоелеазаровского , начальника Псковских пустынножителей (память 15 мая). Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений. После смерти отца семнадцатилетний Никон сумел убедить и мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины. Обойдя обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого (память 28 августа), он окончательно утвердился в стремлении к отшельнической жизни. Чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. Видя ревность юноши, Господь Сам указал ему место подвига. Горячо молясь в одной из псковских церквей, он услышал глас из алтаря, повелевавший ему идти в пустынь, которую Господь укажет через Своего раба Феодора. Крестьянин Феодор отвел его на речку Демьянку, между Псковом и Порховом. (Впоследствии Филипп и Феодор, которые помогли преподобному достичь своей заветной цели, по его молитвам, также вступили на путь иночества и стали пострижениками Крыпецкого монастыря с именами Филарет и Феодосий.) Проведя несколько лет в безмолвии и суровых подвигах, иссушивших его плоть, Никон пришел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр. Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О " страстех пустынных " ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля). Молитвами всех псковских угодников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа и 17 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв его единственное и самое ценное для отшельника имущество - книги и иконы. По молитвам святого, двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

http://patriarchia.ru/db/text/913883.htm...

5 апреля 1242 г. закованная в броню немецкая орда двинулась на русские полки; с немцами шла чудь. На восходе, увидев приближающиеся полки врага, Александр вознёс руки вверх и громко воззвал: «Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!» Выстроившиеся железным клином немцы пробили русские ряды, после чего русские ударили в тыл врага и погнали его. Рыцари бежали по льду, многие утонули. Нашло смерть 400 рыцарей, 50 было пленено. Будучи уверен, что Александр пойдёт на Ригу, магистр ордена в ужасе обратился за помощью к датскому королю. Но победитель вложил меч в ножны. На берегу Псковского озера в советское время был построен 40-метровый памятник князю Александру и его победе. До него можно доехать из центра Пскова на автобусе Конец вольницы С 1399 г. Псков стал принимать назначаемых из Москвы князей, но сохранил при этом вече и некоторые другие права вольного города. Великий князь Московский Василий Иоаннович, опасаясь угрозы со стороны Литвы, решил окончательно присоединить Псков к Московской державе. Он задержал в Новгороде 9 псковских посадников (выборных начальников) и потребовал у псковичей уничтожить вече. Псковичи взяли день на размышление, но деваться им было некуда. Поплакали да и сняли вечевой колокол – 13 января 1510 г. Несмотря на покорность Пскова, князь Василий переселил 300 «лучших» псковских семей в московскую землю, а оттуда прислал 300 московских семей. Иоанну Грозному часто мерещились измены, и он «покорял» русские города Москве по второму разу. В 1570 г. Грозный залил кровью Новгород, разорив много храмов, и с той же целью явился во Псков. Псковичи встретили царя хлебом-солью. Тут перед царём явился местный юродивый Николай Саллос («саллос» и значит «юродивый»), по-детски прыгая на палочке, как на коне, и беспрестанно повторяя: «Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови». Царь велел схватить его, но блаженный исчез. Смутившись, своеобразно религиозный Иоанн посетил Троицкий собор, а потом пришёл в келью юродивого. Николай угостил царя куском сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», – удивился царь. «Ты пьёшь кровь человеческую», – бесстрашно обличил его блаженный. Не устыдившись, Иоанн начал расправу с городом: велел снять колокол с колокольни Свято-Троицкого собора. Тотчас же пал его лучший конь. Тогда юродивый объявил царю, что если «возложит руку» хоть на одного псковича, то умрёт на месте. Иоанн IV бежал из города, не тронув жителей. А убогий Николай, когда умер, был похоронен в Троицком соборе с князьями и архиепископами. Память блаженного – 28 февраля (13 марта).

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый (+ 1576) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 28 февр. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Была зима 1570 г. Разгромив Новгород, царь Иоанн Грозный с тем же намерением подступил ко Пскову. В субботу на 1-й седмице Великого поста (см. 20 февр. — житие прмч. Корнилия) царь остановился на ночлег в 5 верстах от города. Странная борьба происходила в душе его: предсмертные слова прп. Арсения (память его 8 мая): «Я буду неотступен от тебя во Пскове» — звучали в ушах его. «Теперь во Пскове все трепещут, говорил он приближенным, — но напрасно: я не сотворю им зла». Действительно, в городе происходило смятение; вести об участи Новгорода уже достигли до него, и жители не знали, что им делать: бежать всем в леса? сопротивляться? В то же время между местным архиепископом, воеводой — князем Юрием Токмаковым — и Христа ради юродивым Николаем Салосом происходило совещание. По совету юродивого решено было устроить торжественную встречу. И вот когда царь, окруженный опричниками, вступил в город, он увидел, что перед каждым домом поставлены столы с хлебом и солью, а рядом со столами — на коленях граждане с женами и детьми. Злоба опять закипела в душе царя. Когда первым поднес ему хлеб и соль князь Токмаков, он с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса. В это время на палочке, как дитя, подъехал к нему юродивый. «Иванушка, Иванушка, — сказал он, - покушай хлеба и соли, а не человеческой крови». Царь велел схватить его, но юродивый скрылся. Царь вошел в Троицкий собор, и там начался молебен. После молебна блаженный опять подошел к нему и пригласил его в свою келью: он жил под соборной колокольней. Царь, который успел немного успокоиться, согласился.

http://sedmitza.ru/lib/text/436964/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010