Насколько нам известно, первым Христа ради юродивым на Руси считается монах Киево–Печерской обители Исаак (XI век), чье сумасшествие было, скорее, настоящим, чем показным. Любопытно отметить, что многие русские юродивые имели иностранное происхождение. Так, святой Прокопий Устюжский (начало XIV века) был принявшим православие немцем; святой Исидор Твердислов Ростовский (XIII век) также, вероятно, происходил из немецкой семьи. Несомненно, иностранцем был святой Иоанн «Власатый» Ростовский (умер в 1581); еще в XVIII веке на его раке оставалась нетленной принадлежавшая святому латинская Псалтирь. Все эти примеры подтверждают высказанную ранее мысль о том, что юродивый — всегда пришелец и чужак. Но тут может возникнуть вопрос: так неужели юродство — это особое призвание пришедшего в Православную церковь западного человека? Впрочем, я сам мог бы привести несколько подобных примеров из жизни британского православия. Золотой век российского юродства приходится на писанное Флетчером XVI столетие. Два наиболее известных юродивых того времени — святой Василий Блаженный (+ 1552) и святой Николай Псковский (+ 1576); оба были связаны с Иваном Грозным. После XVII века юродивых в русской культуре становится значительно меньше, да и реформированной на европейский лад России Петра Великого и его преемников «дураки Божьи» были не очень нужны. Но все же традиция не прервалась: в XVIII столетии прославилась блаженная Ксения Петербургская, вдова полковника, погибшего во время одной из петровых оргий (студенты до сих пор приходят помолиться на ее могиле перед экзаменами); в XIX — Феофил Китаевский, которого посетил император Николай I и духовная дочь преп. Серафима Саровского Пелагея, давшая пощечину епископу  , а XX век открыл знаменитую Пашу Саровскую, которая в 1903 г., в дни прославления преп. Серафима принимала у себя последнего российского государя, У Паши был обычай класть много сахара в чай посетителям, если она прел видела их несчастную судьбу. Когда же к ней пришел будущий царственный мученик, юродивая положила в его чашку столько кусочков, что чай перелился через край. Но остались ли юродивые в Советском Союзе? (Статья написана в 1984 г. — Прим. пер. ) По словам недавних эмигрантов, Христа ради юродивых в России можно найти и по сей день: «Они скрываются или их скрывают», потому что, как только такого «странного человека» заметят, его тут же упекут в психбольницу  . У нынешних тиранов есть немало причин бояться свободы юродивых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Как рассказывает Псковская летопись, «прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролитии». По совету св. Николая Псковского все жители Пскова вышли навстречу с хлебом и солью. Это лишь на время уняло ярость царя. После молебна в Троицком соборе он пожелал получить благословение у блаженного Николая, келья которого была под колокольней. Блаженный предложил царю кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», – ответил царь. – «Ты пьешь кровь человеческую», – отвечал ему святой и увещевал Грозного прекратить убийства и не грабить святыни. Не вняв его словам, царь приказал снять колокол с Троицкого собора. Тогда, по предсказанию блаженного Николая, пал лучший конь царя. Напуганный этим, царь Иоанн приказал остановить грабеж, спешно покинул вместе с опричниками Псков. Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе. Образ юродивого Николки убеждает, что А.Пушкин смог понять духовный смысл этого тяжелого подвига. Большинство людей обращает внимание на впечатляющие особенности их образа жизни и внешний вид. При этом ускользает главное: духовная власть и сила соединяется с кажущимся для людей мира сего внешним ничтожеством (почти нагие, бездомные, не имеющие никакого положения в обществе). В Борисе Годунове это изображено весьма рельефно. Блаженный Николушка выглядит совершенно беззащитным. Его обижают даже дети. Когда в окружении бояр появляется царь, блаженный показывает над ним свою силу: Борис, Борис! Николку дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.Царь беспомощно говорит: Молись за меня, бедный Николка. Однако святой ему отказывает в этом: Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит. Поэтическая интуиция поэта дала ему возможность увидеть ещё одну важнейшую черту в личности юродивых: они в совершенстве достигли того идеала, на который указывает Спаситель: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном ( Мф.18:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но когда проповеди св. Прокопия не внимали, он пошел по всему городу «проповедуя всем людям со многими слезами и с воплем крепким, яко приближается казнь от Бога, и глаголаше: покайтеся, о человецы, плачитеся о гресех своих и молитеся, дабы Господь Бог отвратил праведный гнев свой и не погубил бы града, якоже Содома и Гоморры, за умножившияся беззакония». Когда же и этой проповеди не послушали («сей человек безумен есть, и никогда-же смысленно что глаголет, почто его слушати» говорили) и когда наказание Божие не замедлило наступить, то св. Прокопий со слезами молится Богу словами св. пророка Моисея: «остави, Господи, людем грехи их, аще же ни, изглади мя из книги Твоея» 624 . Св. Василий блаженный пред большим Московским пожаром (в 1547 г.) плачет неутешно и молится Богу о помиловании людей 625 . Кроме того, из житий св. юродивых видно, что они трезвостью и высотою своих суждений прямо возвышались над современниками. Многие из них лучше, чем наиболее опытные и проницательные руководители современного им общества, умеют поднять ход общественной жизни, схватить характерные черты как её деятелей, так и окружающей последних среды. Так, св. Лаврентий во время убеждает князя Симеона напасть на крымских татар в 1512 г. 626 ; св. Николай Псковский вместе с князем Юрием Токмаковым научают псковичей, как принять Грозного царя, чтобы смягчить его гнев на милость, – и устроенная, по их научению, добрая встреча царя, тронула ожесточенное сердце последнего 627 . Или – прямые, иногда до грубости, обличения, направляемые св. юродивыми против могущественных и властных деспотов-правителей 628 ; св. Василий блаженный, прозревая настроение того-же царя, мечтающего постоянно о лютых казнях, заметил ему однажды, что он был не в храме, а на Воробьевых горах, всегда при удобном случае и прямо под настроение, – обнаруживают в св. юродивых и высоко-проницательный ум и глубокое знание ими человеческого сердца. Последнее обстоятельство обеспечивало для св. юродивых возможность быть в самом близком сообщении с людьми, входить во все дома без различия званий и состояний и в нужных случаях давать различные советы и указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

34 Сказание о Спасо-Каменном монастыре, Прав. Собеседн. 1861, ч. 1, стр. 203–211. – Некрасов ошибочно утверждает, что Кассиан вышел из монастыря Евфросина Псковского (Пахомий Серб, писатель XV в. Одесса, 1871, стр. 19). – Вел. Минеи Четьи, сент. 9, стб. 551. – Р. И. Б. т. VI, 63, стб. 537. 35 В Спасо-Каменном монастыре, откуда вышел Кассиан, было, по-видимому, в то время несколько сторонников пустынножительства и между ними и сам Дионисей, принесший устав Св. Горы. Он «паче же возлюби пустынное житие» (Пр. Соб.: 1861. ч. I, стр. 204, стр. 206 и т. п.). 37 В предисловии к житию Пахомий писал: «видех тамо (в Кириллове монастыре) настоятеля тоя обители Кассиана именем достойна игуменом глаголатися, мужа от многих лет в трудех постнических состаревшася. Сей убо множае начать ми глаголати нечто о святем написати, бяше бо велию веру имея к блаженному Кирилу, иже и самовидец бяше блаженнаго и многим чюдесем его сказатель истинный бысть». 39 Подробнее об этом см. в главе II-oй моего исследования: «Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до 2-ой четверти XVII века». – Заслуживает внимания, что когда Пахомий был в Кириллове монастыре, т. е. в 1461–1462 году (Ключевский, Жития святых, стр. 123), земельный вклад, данный боярином Романом Ивановичем, припадлежал Кириллову монастырю. (См. житие «по преставлении же блаженнаго Кирила, паки тая весь приложена бысть монастырю Пречистыя, иже есть и до ныпе в память его»). Но при игумене Игнатии Роман Иванович снова дал ту же весь в Кириллов монастырь (А. И. т. I, 163. стр. 304); следовательпо она была возвращена пред этим боярину? 40 Житие преп. Иосифа, изданное Невоструевым, стр. 89–90 и 92– 93. Посещение Кирилловой обители преп. Иосифом, пробывшим здесь 17 месяцев, относится к 1478 году. См. также Вел. Минеи Четьи, сент. 9, стб. 462–463. – Письмо о нелюбках, Приб. к Тв. Св. Отц., X, 508. 41 Павлов, Истор. очерк секул., стр. 13. – «Не за дела излишняя правил (т. е. не для дел внешней дисциплины общежитий)... селения безмолвия избираем, но да отступим мятеж и молв неподобных и прочих неугодных Богу и пребудем в заповедех его, преобретающе нужную потребу от трудов своих... брани же и тяжа и которы телесных ради лихоимств яко яда смертного отбегаем».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Горнего Иерусалима гражданин явися, ангелом свеселишся, мироточивого Николы звание восприим» ... (тропарь сему святому). На той же гробнице сказано: „преставися святый праведный Николай, Псковский Чудотворец, в лето 7084 (1576) Февраля 28 числа“. Во Пскове есть такое о нем предание: когда Иоанн Васильевич ехал в этот город для наказания жителей его (1570 г.), в то время юродивый Николай дал совет гражданам Псковским, чтобы все они вышли за город, поставивши столы по обе стороны дороги и таким образом встретили Государя. Псковитяне, извещенные о строгости, с какою Государь поступал в Новгороде, послушались этого совета и все, большие и малые, вышедши на встречу Государю, повергались пред ним на землю. Государь, тронутый, по-видимому, таким зрелищем, вышел из повозки и пошел пешком, но на лице его заметен был большой гнев. Блаженный Николай, сев на палку, по обыкновению детей, подъехал к Государю, повторяя слова: «Иванушко, Иванушко! покушай хлеба и соли, а не христианской крови». Государь, вслушавшись в слова юродивого, приказал поймать его, но юродивый, в тоже мгновение, стал невидим. Государь, пораженный этим чудом, оставил свой гнев на Псковитян и скоро возвратился в Москву. Это предание подтверждается следующими словами из кондака блаженному Николаю, написанного на той же гробнице: Чудотворче явился Николае, царску державу и смысла свирепство на милость обратив (Повесть о Печер. мон. стр. 105 и 106). 29 Т. е. образ Успения, ибо другой образ Божией Матери Умиления, также принесенный из Печерского монастыря во Псков, был сравнительно более новый. 31 Из сего видно, что Чудотворная икона Божией Матери Умиления в это время находилась не в Печерах, как некоторые полагают, а в Троицком соборе, во Пскове, где происходили беспрерывные молебствия (Ист. Княж. Псков. 1831 г. часть 1 стр. 207). 32 В прежнее время тракт Рижский, от Пскова, шел на самые Печеры чрез Тайлово и Нейгаузен или Новгород Ливонский. 33 В дневнике похода Стефана Батория при осаде Пскова, писанном на Польском языке – под 27 Октября 1581 года – пишется: «Пришло известие, что купцов и возы некоторых панов Литовских, – что были отправлены ими с серебром, золотом и другими вещами в Лифляндию, – Русские захватили и очень много покорыстовались: так как там было разного добра на несколько десятков тысяч».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

От монастыря очень красивая, живописная гористая дорожка к источнику. На одной из горочек корни деревьев очень замысловато переплелись на поверхности земли и в одном месте очень похожи на человеческий след. Батюшка мне и говорит: «Люди почитают этот “след” за стопочку Богородицы, а ты же видишь, что это природа, ну да ладно...»    Благополучно искупавшись в источнике Царицы Небесной, мы вернулись в обитель. Был приготовлен прекрасный обед со множеством заморских яств. К моему удивлению, отец Николай и игуменья Варвара почти ничего не ели, а вели неспешный душеполезный разговор. Мне же, грешному, было велие утешение.    Рано утром следующего дня мы отбыли из гостеприимной обители на монастырской машине до Тарту, а там сели на «Ракету». Я, попрощавшись с отцом Николаем, вышел на пристани «Самолва», а батюшка с сопровождающей его женщиной поплыли далее к Пскову, к своему острову.    Иногда батюшка громогласно провозглашал, что он умрет в 2013 году. Некоторые люди это слышали и до сих пор недоумевают, что он не дожил до этого срока, но он мне объяснял: «Многие думают, что в 2000 году наступит конец мира, а я их хочу переубедить таким вот “пророчеством”».    Кстати, отец Николай был назван в честь блаженного Николая Псковского. Необходимо сказать и об отношении отца Николая к Григорию Распутину. Батюшка имел о нем положительное мнение, но я считал и считаю это мнение ошибочным. Не надо думать, что святые и подвижники не ошибаются. Просто их ошибки и погрешности не могут повредить общему фону их богоугодной жизни. Без ошибок и без грехов — только Один Бог. Только Он и никто другой!    О Распутине оставили свои воспоминания люди, хорошо его знавшие, дружившие с ним несколько лет, а затем порвавшие с ним. Один из таких людей — митрополит Вениамин Федченков, упокоившийся в пещерах Псково­Печерского монастыря. В своих воспоминаниях о Распутине в книге «На рубеже двух эпох» владыка пишет: «В каждом человеке есть эта двойственность, была и осталась она и в Распутине, как в общей его природе, так и после прежней греховной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Этот же сюжет передавал и митр. Евгений (Болховитинов) , ссылаясь на «Повесть о начале и основании Печерского монастыря» (М., 1807. С. 106). Блж. Николай Псковский с Псковскими святыми в молении перед Богородицей. Фрагмент Псково-Покровской иконы Божией Матери. Нач. XVII в. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский с Псковскими святыми в молении перед Богородицей. Фрагмент Псково-Покровской иконы Божией Матери. Нач. XVII в. (Троицкий собор, Псков) О почитании Н. в Пскове и внимании к его пророчествам свидетельствует небольшой эпизод в Житии прп. Никандра Псковского (кон. XVI в.). Однажды, еще до пострижения Никандра, подошел к нему «Никула, блаженный псковский, и ят его за руку, и начат глаголати ему, яко похаб ся творя, и прорече ему впредь страсти пустынныя». Никандр же «проразумев реченное ему и соблюдаше в себе вся глаголы реченныя». В изображении автора этого текста Н. ведет себя как типичный юродивый (хватает за руку, «похаб ся творя», говорит, видимо, намеками, к-рые нужно «проразумевати») (Житие Никандра Псковского// Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 2. С. 527, 535). Н. был погребен в Троицком соборе Пскова, мощи находятся под спудом. В большинстве источников Нового времени преставление Н. датируется 28 февр. 1576 г. Дата 27 февр. 7084 г. читалась на доске, лежавшей на гробнице Н. в Троицком соборе ( Евгений (Болховитинов). 2009. С. 302-303; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 35). В иконописных подлинниках кон. XVII-XIX в. стабильно указывается дата преставления Н. 6 дек. (РНБ. ОСРК. O.XIII. 3. Л. 79; Тит. 4765. Л. 105; Тихан. 403. Л. 71 об. и др.); видимо, при отсутствии сведений была взята дата памяти свт. Николая Мирликийского. Почитание Н., по мнению Е. Е. Голубинского , могло начаться до 1581 г. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 117). В ряде псковских лит. памятников содержится рассказ о явлении кузнецу Дорофею Пресв. Богородицы, прп. Антония Киево-Печерского и прмч. Корнилия Псково-Печерского во время осады польским кор. Стефаном Баторием Пскова в 1581 г. Пресв. Богородица, стоя на крепостной стене, призвала явиться свт. Нифонта Новгородского и Псковских святых, погребенных в Троицком соборе. Перед Ней встали благоверные князья Всеволод (Гавриил) Мстиславич , Довмонт (Тимофей) , равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич , а также Н. Они обратились к Пресв. Богородице с молитвой о защите города. Роль Н. в разных памятниках (самостоятельном «Видении Дорофею» кон. XVI в., в составе Жития блгв. кн. Довмонта, «Повести о Псково-Печерском монастыре» и в поздних редакциях «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков») описывается по-разному. Так, в «Видении Дорофею» Н. первым «начат дерзостней молитися» (Рассказ («видение»). 1952. С. 112-113). В др. текстах первыми обращаются со слезным молением к Пресв. Богородице прмч. Корнилий и Н. (Повесть о Довмонте. 2007. С. 518-520; Повесть о Псково-Печерском мон-ре. 2005. С. 490-491).

http://pravenc.ru/text/2565938.html

В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием – начальником Киевских пещер, a no правую – Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла вместе с сими преподобными в церковь Покровскую. Вышедши из церкви и ставши вместе с теми преподобными на стене города, спросила: – Где Мирожский строитель Нифонт, еп. Новгородский?. При сих словах Ее св. епископ предстад пред Нею и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: – Владычица! В моем монастыре сего лета не бяше литургии. На сие Богоматерь рекла: – Сыну Моему и Богу тако изволившу. Потом воззвала: – Где избранные Божии, пребывающие в церкви Св. Троицы?. И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их, на расстоянии как бы полусажени, стал блаженный Николай и св. Евфросин с Саввою, – и все с благоговением иоклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: – О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего, Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия. В это время стоявшие с правой руки игумен Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай, падши пред Нею, со слезами молились: – Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших. После сего и все благоверные князья, припадши к ногам Ее, со слезами молили Ее о защищении города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: – Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену и в собор Пресв. Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И затем вновь воззвала, говоря: «Где избранники Божий, которые в храме Святой Троицы лежат?» И вскоре предстали здесь благоверный великий князь Владимир Киевский, и благоверный князь Гавриил-Всеволод чудотворец, и благочестивый князь Тимофей-Довмонт. И за ними стал поодаль, в полусажени, блаженный Николай, Христа ради юродивый, который пророческим даром украшен был от Бога. И они все вместе со страхом поклонились царице, всех их Владычице. Она же подняла очи Свои на город и как бы с гневом сказала так: «О злые люди города этого, прогневали вы Сына моего, осодомили город этот скверными своими делами. И теперь, когда пришла к вам нужда и беда великая, вы Сына Моего, Господа Бога, и меня почти не знаете». Слыша же это, преподобный игумен Корнилий и блаженный Николай юродивый, вновь прослезились и отвечали ей, говоря: «Госпожа Пресвятая владычица Богородица, есть грех этот и люди согрешают». Потом же преподобный Антоний со святителем Нифонтом и благоверными великими князьями также заплакал, умоляя ее просить Сына своего Христа, Бога нашего, чтобы избавил город от этой предстоящей беды. Она же вновь открыла непорочные Свои уста и позвала из кельи помянутого Дорофея, который Ее явлению свидетелем был. И оказался муж тот прямо у той стены, где стояла в сиянии непорочная Матерь Божия, и слышал, как Она говорит ему: «Старец, быстро иди к боголюбивым воеводам города этого и к игумену печерскому и скажи им, чтобы усердно молили Господа Бога за город и принесли бы образ Мой древний Печерский и хоругвь на стену, где Я стою». И потом сказал: «Да поставят две пушки – одну на стене этой, вторую же внизу стены, и да бьют из них непрестанно по шатрам королевским». И указывала на них драгоценной Своею рукою. И вновь говорила ему: «Засвидетельствуй же всем людям, чтобы оплакивали грехи свои, молясь усердно со слезами Богу. Буду же и Я готова молить Бога, и когда Сын мой и Бог услышит молитву и слезы рабов Своих, тогда этому королю помутит ум и сделает его как бы сумасшедшим». И, сказав это, невидима стала вместе со святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Троицком Псковском соборе, на гробнице блаженного, древний тропарь говорит, что блаженный Николай был родом из Псковской стороны, но подвигами юродства стал гражданином небесного Иеруса­лима. В древнем же кондаке написано: «чудотворец явился, Николае, царскую державу и смысла свирепство на милость обратив» 381 . В летопи­си читаем следующее: в феврале 1570 года, на первой неделе Великого поста, грозный царь Иоанн прибыл ко Пскову и остановился в Любятовом монастыре, близ города 382 . Он готовил ту же страшную участь Пскову, какая досталась Новгороду. «Придя с великою яростью, яко лев рыкая, хотя растерзать неповинные люди и кровь многую пролить». Но Господь вложил в сердце блаженному Своему угоднику Николаю Салосу и христолюбивому князю Юрию Токмакову смягчить сердце царя. По их приказанию, по улицам города пред каждым домом поставлены были столы с хлебом и солью, и когда царь шел по городу, граждане с женами и детьми стояли на коленях: это тронуло жестокого Иоанна. Из собора зашел он в келлию к блаженному Николаю юродивому; тот по-своему уговаривал его перестать лить кровь человеческую и не грабить церквей Божиих 383 . «Не трогай нас, проходящий (минухне), – говорил блаженный, – ступай от нас, – не на чем тебе будет бежать» 384 . Царь не уважил этих слов; он приказал снять колокол у Святой Троицы, и в тот же час пал лучший конь его (аргамак) по пророчеству свято­го. Когда сказали о том царю, он пришел в ужас и поспешил выехать из города 385 . По другим известиям, блаженный Николай предложил Иоанну кусок сырого мяса, и когда тот сказал: «Я христианин, не ем мяса в Великий пост », – блаженный отвечал: «Ты делаешь хуже, пи­таешься плотью и кровью человеческою, забывая не только пост, но и Бога» 386 . Из предместья городского, где остановился царь по выезде из города, дозволил он опричникам грабить в городе дома богатых лю­дей, но не велел трогать иноков и священников. Тем не менее сам ото­брал у монастырей деньги, лучшие вещи, сосуды и книги 387 . На гробнице блаженного Николая написано: «преставился святой праведный Нико­лай, Псковский чудотворец, в лето 7084 (1576) февраля 28-го числа» 388 . По особенному уважению жителей Пскова к блаженному Николаю, он погребен был под соборным храмом – почесть, какой удостаивались тогда только князья и архипастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010