Блаженный Николай Саллос Псковский (память 28 февраля ст. ст.) появился перед Иваном Грозным, прыгая на " оседланной " палочке и приговаривая: " Иванушка, Иванушка, покушай хлеба-соли, а не человечьей крови " . А потом предложил ему кусок кровавого мяса. " Я – христианин и в пост мяса не ем " ,– возмутился царь. " А кровь христианскую пьешь? " – спросил юродивый. Один из монастырских иноков сказал в шутку блаженному Исаакию Печерскому (память 14 февраля ст. ст.): " Исаакий! Вот сидит ворон, иди и поймай его " . Поклонившись до земли, Исаакий подошел, взял ворона и принес его в поварню к инокам. Преподобный Иоанн Колов (память 9 ноября ст. ст.) получил от преподобного Пимена Великого послушание ежедневно поливать совершенно сухое дерево. Через три года оно покрылось зеленью и расцвело. Преподобный Виссарион, Египетский чудотворец (память 6 июня ст. ст.), когда его неминуемо должна была застигнуть темнота на пути к старцу, останавливал солнце словами: " Молю Тебя, Господи, да стоит солнце, пока я приду к рабу Твоему " . Юродивые блаженные Николай Кочанов (память 27 июля ст. ст.) и Феодор (19 января ст. ст.) Новгородские постоянно устраивали между собой драки: один подстерегал другого на Волховском мосту, и когда кому-нибудь из них приходилось переходить через мост, то другой не допускал его на свою сторону и гнал. Раз блаженный Николай, увидев блаженного Феодора " на своей территории " , погнался за ним. Блаженный Феодор пробежал несколько улиц, пересек огороды и оказался возле самого Волхова, по которому и кинулся " яко по суху " . Блаженный Николай бросился тем же манером за ним, прихватив при этом с огорода кочан капусты. Так он и гнал по водам блаженного Феодора до середины реки и в конце концов запустил кочаном в своего противника. Василий Блаженный (память 2 августа ст. ст.) был приглашен Иваном Грозным в день его тезоименитства. Подняв кубок с питьем, он трижды выплеснул его содержимое за окно, чем вызвал ужасный гнев царя. Видя это, блаженный сказал: " Царь, не гневайся, ибо излиянием этого питья я погасил огонь, которым в этот час был объят весь Новгород, и потушил пожар " . Грозный узнал, что действительно именно в этот час пожар был потушен. Не раз жители Москвы видели, что Василий, проходя по улицам, то целовал углы одних домов, то в углы других бросал камни. Когда же спрашивали его, зачем он это делает, отвечал, что целует углы тех домов, в которых плачут ангелы от творящихся там беззаконий, и бросает камни в углы тех домов, откуда праведной жизнью горожан изгонялись бесы и повисали на углах, где блаженный и добивал их камнями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

5, 22), а также и изречение Ефрема: «Если кому случится умереть во вражде, таковый обрящет неумолимый суд». Особенно же сам блаженный пресвитер Тит, видя, что за искание мира с братом он обрел мир с Самим Богом благодатью от смерти телесной и душевной, стал с тех пор даже и в мыслях не иметь гнева. Он искоренил его и приобрел в замену этого никогда не отпадающую ко всей братии любовь (Кол. 3, 14), «яже есть союз совершенства, аки корень мира», любовь от чистого сердца, с благой совестью и верой нелицемерной; любовь долготерпящую, милосердствующую, незавидящую и все прочие добродетели содержащую, наипаче же целомудрие, пощение и моление всегдашнее (1 Кор. 13, 4). Ибо блаженный пресвитер сей последовал словами Писания: оуцеломудритеся и трезвитеся в молитвах. Прежде же всех друг ко другу любовь прилежну имейте, зане любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 7–8). И так совершил он при своих пресвитерских жертвах и святой евангельский обет любить Бога и ближнего. После многих богоугодных и великих трудов «преподобный Тит преставися февраля 28 дня». Это было, по всей вероятности, не прежде 1190 года. Нетленное тело его почивает в Ближних пещерах прп. Антония. Память преподобного Тита празднуется также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Тит, бывший воин, в Дальних пещерах почивающий Преподобный Тит был в миру воином и, отличаясь мужеством в сражении с неприятелем, был ранен в голову. Болезнь и язва головная заставили его отказаться от воинской жизни и избрать иноческую в Печерском монастыре. Здесь он всю остальную жизнь свою оплакивал грехи свои и перед смертью получил от Бога извещение, что прощены его грехи. Кроме тропаря и кондака, имя преподобного Тита-воина упоминается в 5-й песне канона службы преподобным Дальних пещер. Февраль, 28 Николай Салос Псковский, блаженный Блаженный Николай был родом из Псковской земли и прославился тем, что своим вмешательством спас город Псков от кровавой расправы царя Грозного. Дело происходило так. Царь Иоанн Грозный в феврале 1570 года, разгромив по подозрению в измене Великий Новгород, приблизился к Пскову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГУРЬЯНОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прот. Николай Гурьянов Николай Алексеевич Гурьянов ( 1909 - 2002 ), протоиерей Родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходцы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в благочестивой купеческой семье. Отец, Алексей Иванович Гурьянов (+ 1914), был регентом церковного хора. После его смерти воспитанием детей занималась мать, Екатерина Стефановна Гурьянова (+ 1969). Впоследствии она стала ближайшим помощником сына Николая. С детства он прислуживал в храме арх. Михаила в с. Кобылье Городище Гдовского уезда, ездил с богомольцами по святым местам. Любовь к храму и церковному пению была присуща всем членам семьи. Старший брат Николая, Михаил, стал профессором Санкт-Петербургской консерватории. Младшие братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями, но о них осталось мало известий. Все трое братьев погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Еще в отроческом возрасте он побывал на о. Талабск , где позже подвизался. Примерно в 1920 г. настоятель храма Михаила Архангела, в котором отрок Николай алтарничал, взял его с собой в Псков, куда они добирались водным путем. На острове Талабск пристали отдохнуть. Здесь посетили блаженного Михаила, прозорливца. Блаженный Михаил подал священнику маленькую просфору, а Николаю - большую и сказал: " Гостек наш приехал... " . По окончании Гатчинского педагогического техникума Николай поступил в Ленинградский педагогический институт. В 1929 году студент Николай выступил на студенческом собрании против закрытия одного из ленинградских храмов, после чего был исключен из института. Преподавал математику, физику и биологию в школе в г. Тосно Ленинградской области. Затем служил псаломщиком в храме во имя свт. Николая с. Ремда Середкинского района Ленинградской обл. (ныне Гдовского района Псковской обл.).

http://drevo-info.ru/articles/22786.html

 Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) присутствовал на 12­м выпуске Одесской духовной семинарии. После официальной части началась праздничная трапеза. «За отдельным столом сидит Патриарх и архиереи, а мы студенты­выпускники обслуживаем праздничных гостей, — вспоминает Блаженнейший. — Слышу, Патриарх Алексий, кивнув головой в мою сторону, спрашивает митрополита Бориса: “Этот юноша откуда?”. Я стою сзади за Патриархом и говорю: “Из деревни, Ваше Святейшество!” — “А тебя кто спрашивает? Почему ты вмешиваешься в чужие разговоры?”, — с умеренной строгостью произнес Патриарх. — “Простите! Благословите!”, — тихим тоном отвечаю я. — “Ты в Академию пойдешь? В какую? Конечно, не в Ленинградскую, а в Московскую”, — отвечает на свой же вопрос Святейший. Но я все же поступил в Ленинградскую». «Каждый год на первой неделе Великого поста, — рассказывает Блаженнейший владыка, — нас, группу студентов из Академии, отпускали в Псково­Печерский монастырь. Во время постовых богослужений мы пели, вычитывали продолжительные молитвы покаянного характера, участвовали в других работах и послушаниях. Помню, как в субботу на первой неделе Великого поста приехал Псковский митрополит. “Заходите ребята! Пойдем к старцам исповедоваться!”, — предложил нам владыка. Мы увидели дивных псково­печерских подвижников: сгорбленного старца Луку; монаха Николая, светлого, как ангел, но  совсем слепого; иеромонаха Михаила, у которого только один глаз немножко видел, но как он принимал исповедь! На каждый грех давал комментарии. Мы признавались ему во всем, как на духу. Этот священник все нам объяснял, потом наставлял со своей точки зрения как подвижник веры и благочестия нашего Отечества...» Вспоминает владыка Владимир эпизод, случившийся с ним в Псково­Печерской обители: «Митрополит Псковский Иоанн (Разумов) предложил исповедаться у старцев. Мы, студенты, с трепетом и благоговением переступили порог келии, где жил слепой Николай. Ему тогда было 89 лет. Его лицо имело ангельский вид, без единой морщины. В белом подряснике, сам весь белый, словно прозрачный, сидел старец на кровати. Сотворив молитву, митрополит зашел первым, но старец сказал ему: “Владыка, пропустите сначала владыку, который за вами стоит”. Когда я подошел к нему, сложив руки для принятия благословения, он сказал: “Будешь архиереем!”». Священство, монашество, учительство

http://e-vestnik.ru/church/prestavilsya_...

Октябрь. 1 Савва Вишерский. 5 Три святителя Московские Пётр, Алексий и Иона. 19 Царевич Димитрий (день рождения). 29 Аврамий Ростовский. Ноябрь. 5 Иона, архиепископ Новгородский. 6 Варлаам Хутынский. 11 Максим юродивый Московский. 17 Никон Радонежский. 22 Вел. кн. Михаил Тверской. 23 Александр Невский. Декабрь. 1 Савва Сторожевский. 7 Антоний Сийский. 21 Митр. Пётр. Январь. 10 Павел Обнорский. 11 Михаил Клопский. 31 Никита, епископ Новгородский. Февраль. 4 Вел. кн. Георгий Владимирский 1797 . 10 Князь Всеволод-Гавриил Псковский. 12 Митр. Алексий. 14 Принесение (в Москву) мощей кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. Март. 2 Арсений, епископ Тверской. 11 Евфимий, архиепископ Новгородский. 30 Митр. Иона. Апрель. 1 Евфимий Суздальский. 17 Зосима Соловецкий. —20— 21 Александр Каргопольский или Ошевенский. 26 Стефан, епископ Пермский. Май. 1 Пафнутий Боровский. 2 Борис и Глеб (перенесение мощей в новую церковь , построенную вел. кн. Изяславом, имевшее место в 1072-м году), 3 Феодосий Печерский . 7 Антоний Печерский. 14 Исидор Ростовский. 15 Царевич Димитрий. 16 Исаия, епископ Ростовский. 17 Евфросин Псковский. 20 Митр. Алексий (обретение мощей). 23 Леонтий, епископ Ростовский. 24 Никита Переяславский. 28 Игнатий, епископ Ростовский. Июнь. 1 Дионисий Глушицкий. 3 Царевич Димитрий (перенесение мощей из Углича в Москву). 9 Кирилл Белозерский. 25 Пётр и Феврония Муромские. 30 Пётр царевич Ростовский. Июль. 5 Сергий Радонежский (обретение мощей). 7 Прокопий Устюжский. 15 Вел. кн. Владимир. 24 Борис и Глеб. 26 Макарий Унженский. 26 Николай Кочанов. Август. 2 Василий блаженный Московский. 3 Антоний Римлянин. 4 «Проявление мощей» митр. Петра 1798 . —21— 20 Аврамий Смоленский. 24 Перенесение мощей митр. Петра (из временного помещения в церкви Иоанна Лествичника под колоколами или под колокольней в новый Успенский собор). 30 Александр Свирский . В первопечатном Уставе 1610-го года лишние святые против устава Московского Успенского собора суть следующие: 5 Сентября Князь Глеб,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За древний период исторической жизни монастыря мы совсем не встречаем указаний на то, чтобы он строил школы. Но школами были тогда те монастыри, которые основывала Лавра и из которых выходили многие подвижники, горячие ревнители просвещения. Известно, что уже сам Преподобный Сергий, после двух своих монастырей – Троицкого и Киржачского, основал еще несколько чужих монастырей по поручениям и просьбам различных более или менее близко соприкасавшихся с ним во время его земной жизни лиц. Главным и непременным условием устрояемых им обителей Преподобный считал общежитие. Одновременно с ним, отчасти с его одобрения, а отчасти и благословения, или уже после его смерти, построили значительное количество монастырей, одинаковых с его монастырем, его ученики и собеседники. И довольно долгое время после него, – говорит в своем, только что вышедшем в свет к торжеству пятисотлетия со дня блаженного преставления Преподобного Сергия труде 167 историк Голубинский, истинными монастырями считались в Московской Руси только монастыри его образца (типа), так что последующие основатели монастырей, желавшие, чтобы их монастыри были и считались настоящими монастырями, устрояли их по этому его (Преподобного) образцу. Одни же из учеников Преподобного были основателями монастырей, находившихся в более или менее близком расстоянии от обители Сергия – в Москве или окружных городах и местностях, а другие удалялись, напротив, в самые непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами, и распространяли веру Христову между полудиким населением. Этими монастырями повсюду водворено было монашество Сергиева вида во всей восточной половине тогдашней северной Руси, которую составляли нынешние губернии – Московская, Владимирская, Нижегородская, Костромская, Ярославская и Тверская. Скоро было перенесено монашество Сергиево из восточной половины Руси и в западную половину тогдашней северной Руси. Ученики препод. Евфросина Псковского, вышедшего из Святогорского Псковского монастыря, в котором еще в 1382 г. приезжавший тогда в Псков Суздальский архиепископ Дионисий ввел общежитие по примеру Сергиева монастыря, – были насадителями пустынно-общинножития вообще в области Псковской. А из монастыря Соловецкого, в котором началоположником монашеского обитания был препод. Савватий, вышедший из общежитного Кирилло-Белозерского монастыря. Распространялось пустынно-общинножитие по всему Поморью, составляющему нынешнюю губернию Архангельскую, из которого в свою очередь распространялось по всему Прионежью и вообще по всей нынешней губернии Олонецкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В 8-мь с половиной часов, отправился я в экипаже в город. По въезде в него остановился близ часовни Сергиевской, где ожидало меня градское духовенство в свящ. облачениях, с святыми иконами и Крестами. Возложив на себя в часовне малое облачение, пошел я вслед за святыми иконами и духовенством в кафедральный собор. Шествие продолжалось около часа времени, по причине расстояния Собора от часовни. Едва успел я прийти в собор, прибыл туда же из Печерского монастыря, находящийся в 40 слишком верстах от города, Крестный ход с чудотворными иконами. Я встретил его. Затем началась в соборе литургия. После литургии был молебен, на который вышел и я. По окончании молебна, сказал я краткое приветствие псковской пастве, а затем отправился в архиерейский дом, находящийся почти в версте от собора. Здесь ожидал уже меня г. Начальник губернии и некоторые другие начальствующие лица. Начальнику губернии и Вице-губернатору я в тот же день отдал визит. В свободные от богослужений часы, я постоянно, почти каждую минуту, должен был принимать посетителей и просителей, рассматривать разные срочные бумаги, которых накопилось великое множество. Архиерейский дом находится на прекрасном месте, на берегу реки Великой; прекрасно устроен, прекрасно меблирован; только подъезд к нему некрасив – со двора. Собор – древний; но не такой благолепный, как Тверской и Витебский, и притом загроможден неблаголепными древними зданиями в Кремле. Назначение сих зданий пока неизвестно мне. В Соборе почивают под спудом: св. князья Гавриил и Тимофей и блаженный Николай Христа ради юродивый. Под собором большой склеп, в котором погребены князья псковские и некоторые иерархи. Я не успел еще побывать в этом склепе. Слышал только об нем от настоятеля собора. Граждане Псковские очень религиозные. За каждой службой церковь бывает полна, даже переполнена. В редком доме не были приняты святые иконы монастырские. Климат в Пскове хуже Тверского и гораздо хуже Витебского. Вода в реках Великой и в Пскове положительно нехороша, даже вредна.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

15 . Преподобный ДОРОФЕЙ, а по Псковопечерскому Синодику назван Иеромонах ДОСИФЕЙ, основатель и Игумен Петропавловского Монастыря Верхоостровского, преставился в лето 6990 (1482) октября в 8 день. Мощи его там почивают. 16 . Преподобный ОНУФРИЙ, Начальник Монастыря Рождества Пресвятыя Богородицы на Малах близ Изборска, преставился в лето 7000 (1492) июня в 12 день. Мощи его там в Церкви под гробницею над оными устроенною. 17 . Преподобный САВВА, основатель Богословского Монастыря в Крыпцех, преставился в лето 700З (1487) августа в 28 день. Мощи его там в нижней Церкви под гробницею. Причтен в Святые Московским Собором 1547 года и тогда же сочинена ему Служба и Житие. Память его совершается на день преставления. 18 . Преподобный КОРНИЛИЙ, Игумен Псковопечерского Монастыря, много во благоустроении сей Обители и Монастырского Чина подвизавшийся, на 69 году своей жизни усечен был от Царя Иоанна Васильевича, в лето 7078 (1570) февраля 20 дня, якобы за ограждение Монастыря каменною стеною, как предание гласит. По Летописям у6иение его вместе с учеником его Вассианом Муромским полагается уже в 1575, а по иным в 1577 году. Мощи его в пещерах сего Монастыря в стене. 19 . Блаженный НИКОЛАЙ, Христа ради юродивый, Псковский Чудотворец, преставился в лето 7084 (1576) февраля в 28-й день. Гробница его в правом притворе Кафедрального Троицкого Собора, и на ней написан ему Тропарь и Кондак, Предание утвбрждает, что он сперва погребен был под Троицким Собором внизу. 20 . Преподобный НИКАНДР, пустынник, Псковский Чудотворец, основатель Никандровой Пустыни, преставился в лето 7090 (1582) сентября в 27-й день. Мощи его в той же Пустыне под устроенной над ним гробницей; причтен во Святые в 1687 году, и тогда же сочинена ему Служба и Житие; но напечатана со умножением и исправлением уже в 1805 году. Память его совершается на день преставления. 21 . Преподобный ХАРИТОН, Игумен и Строитель Кудина Монастыря, в трех верстах от города Торопца. на озере Кудине, где ныне приходская Церковь погоста Кудина, преставился в 16 столетии. Мощи ег о там под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Блаженный Николай Псковский Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает " блаженный, юродивый " , и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, " прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити " . Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта) " умилившись сердцем, сказал своим воинам: " Иступите мечи о камень, да престанут убийства " " . Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: " Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови " . Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля) и пожелал получить благословение у блаженного Николая. Когда царь пришел в келлию блаженного, тот сказал: " Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати " . Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. " Я христианин и не ем мяса в пост " , - сказал ему Иоанн. - " Ты пьешь кровь человеческую " , - отвечал ему блаженный, поучая царя " многими ужасными словесы " , чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя.

http://patriarchia.ru/db/text/909446.htm...

Приказ царя и молитва святого — Снять главный колокол с собора! — приказал царь. Но в ту же минуту рухнул на камни площади и издох любимый царский конь. Царь невольно оглянулся, как будто кто велел ему. Он оглянулся и встретился взглядом с блаженным. — Не трогай нас, проходящий, — вымолвил Николай. Конюшие бегом подводили царю другого коня. В ужасе покинул царь неповинный Псков. И хотя грабежи домов и монастырей не остановились, ни одна человеческая жизнь не была прервана. Через пять лет и много веков Через пять лет, 28 февраля 1576 года, блаженный Николай скончался и был погребен благодарными жителями спасенного им города под соборным храмом. Этой чести тогда удостаивались только князья и архипастыри. А еще через пять лет началось почитание святого Николая как чудотворца. Он, вместе с преподобным Корнилием и Антонием, великим князем Владимиром, являлся в городе, помогая псковичам отражать нападение польского короля Батория. Почитание святого Николая Блаженного не уменьшается с годами. Многое множество исцелений, по молитвам притекающих к нему, свершалось и свершается во все времена. «Святой Николай, — говорим мы вместе с другими, — будь с нами, защити от коварства врагов, ты и граду Пскову и всем христолюбивым людям похвала и утверждение». Основное событие жизни Блаженный Николай Псковский, Христа ради юродивый, спас Псков от бесчинств царя Ин. 4 Грозного и его опричников. День памяти Николая Саллоса, псковского, — 13 марта. Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси Много звезд православия сверкает на молитвенном небе России. Но одна из самых крупных — Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. Он стал священномучеником за державу Российскую. Жаль, что в суете будней и ежедневных заботах простой русский человек почти ничего не слышал о патриархе Ермогене. Первая же половина его жизни плохо известна даже специалистам. Еде он родился, в каких местах? Называются и приволжские, и придонские селения, и город Казань. Время рождения — около 1530 года. Полагают, что он происходил из посадских тягловых людей (обязанных соблюдать тягло: платить все установленные налоги, пошлины и натуральные повинности) или из посадского духовенства. Посадскими тогда называли людей, живущих вне городских, крепостных стен. Одним из учителей будущего патриарха был будущий архиепископ Казанский Герман.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010