В Риге отец Николай был пострижен в рясофор, и всегда вел строгую подвижническую жизнь. В католическом и лютеранском окружении жилось, конечно, нелегко, но батюшка покрывал все любовью. Однажды произошел такой случай. Приехал к отцу Николаю его давний духовный друг. Только сели за стол, вдруг в окно стучат, милостыню просят. Батюшка им что-то подал, пригласил чайку попить. Друг ему потом говорит: «Какие же это нищие — с золотыми зубами?..» А он ласково: «Я знаю. Это местный ксендз послал их разведать, кто ко мне приехал, о чем разговаривают…» Батюшка улыбнулся, никого не осудив. Частенько окружали его хитрые люди (до самого конца жизни), а он покорял всех простотой. Любовью и простотой своей спас батюшка от за-крытия Никольский храм. Пришли к нему из НКВД решительно настроенные люди и говорят: «Поступили сведения, что вы против колхозов выступаете, паству против советской власти агитируете». Здесь нужно упомянуть, что отец Николай всегда любил все живое. У него на кухне свила гнездо ласточка, и он ее оберегал. Так вот, показал отец Николай на ласточку и отвечает: «Как я могу препятствовать такому серьезному делу, когда даже малую пташку не могу тронуть? Ваше дело — государственное, мое — духовное». И такое эти простые слова возымели действие, что ушли они успокоенные и храм не тронули. Суровую отшельническую жизнь вел батюшка в пустыньке почти 15 лет. В это время он еще и заочно учился в питерской Семинарии, и потом с любовью, приезжая в город на Неве, посещал родные для него стены. В 1958 году отец Николай был переведен на служение в Псковскую епархию. Мамочка его — Екатерина Стефановна, с которой вместе он прожил всю свою жизнь, соскучилась по родным псковским местам и стала проситься на родину. В день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1958 года, отец Николай служил первый раз литургию в храме, с которым будет связано почти 50 лет его жизни — храме святителя Николая на острове Залит. После переезда отца Николая на остров Залит ему пришлось немало потрудиться физически. Господь даровал ему золотые руки, и он все делал сам — и крышу на храме железом покрывал, и стены красил, и полы ремонтировал, обновлял убранство храма. Конечно, у него были и помощники (в первую очередь — мамочка), но очень многое он все равно любил делать самостоятельно.

http://azbyka.ru/fiction/zhertva-vechern...

Священник Андрей Николаевич Ардентов служил в Успенском и Троицком соборах города Кинешмы. В 1937 году он был арестован и приговорен к десяти годам заключения. Умер в лагере. Священник Николай Михайлович Дымов родился в 1885 году. Окончил Псковскую Духовную семинарию. Сначала служил в селе неподалеку от Пскова, затем переехал в Иваново и служил в Преображенском соборе. В 1929 году был арестован. Отцу Николаю предложили снять сан, но он отказался и был приговорен к пяти годам заключения. По возвращении из заключения служил в селе Лежнево. Весной 1937 года о. Николай был арестован и 27 июня того же года приговорен к пяти годам заключения. Он был отправлен в магаданские лагеря, где вскоре скончался. Александра Федоровна Кочкова родилась в 1881 году в деревне Никоново (ныне Палехский район Ивановской области); была арестована в 1937 году как жена диакона и 1 октября 1937 года расстреляна в городе Иваново; сам диакон скончался до наступления гонений. Священник Николай Сергеевич Житников родился в 1884 году в городе Переяславле–Залесском Владимирской губернии. В 1912 году был рукоположен в сан священника к церкви села Толпыгино Середского уезда, где прослужил до 1919 года. С 1922 года служил в Сретенском храме города Кинешмы и был благочинным церквей города. Отец Николай был в дружбе со многими духовными людьми — Патриархом Тихоном, епископом Кинешемским Василием, старицей Марфой Лаврентьевной, особенно же с блаженным Максимом Ивановичем, свидетелем праведной кончины которого он стал. В 1929 году о. Николай был арестован. На вопрос следователя, как он думает, почему его арестовали, священник ответил: — Причин моего ареста я объяснить не могу. О том, что высланный ОГПУ епископ Василий благословил своих последователей посещать только один храм, в котором служу я, — мне неизвестно. Епископ Василий мне ничего не говорил об этом, хотя я с ним и виделся. Его последователи и члены кружков ревнителей православия также ничего мне не говорили. Прихожане Знаменской церкви, в которой служил епископ Василий, ходят ко мне в храм на богослужения, а также и во время служения второго священника нашего храма.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

«Не выходи, нехристь, на мою сторону!» – кричал Николай Федору. «А ты не смей ходить на мою!» – возражал Федор. «Я убью тебя здесь и раздавлю!» – «А я тебя, как щуку, утоплю в реке!» – отвечал тем же Федор. «Ты нехристь и бусурман! Уйди с моего моста!» – угрожал Николай. «А ты уйди с моей реки! Ты – фарисей и саддукей!» – вторил ему Федор. Новгородцы с обеих сторон реки собирались кучками и смотрели на юродивых. Им было стыдно за свою вековую вражду. Те и другие – христиане. И вот надо же биться до крови, до убийства! Они мало-помалу осознавали свой грех , пока, наконец, не бросили эту вековую затею. Николай часто прогонял Федора, бросая в него кочанами капусты, за что и прозван был юродивый «Никола Кочанов». БЛАЖЕННЫЙ НИКОЛА ПСКОВСКИЙ Городу Пскову угрожало полное истребление. За какую-то вину Иван Грозный решил отомстить псковчанам. Он в сопровождении своих верных опричников приехал в Псков и начал было расправу. Случайно зайдя в келью юродивого Николая (Салоса), Иван Грозный был удивлен тем, что юродивый положил перед царем кусок сырого мяса. «Ешь, государь, – сказал Никола, – мясо вкусное!» – «Я – христианин, – возразил Грозный, – и не ем мяса в Великий пост ». «Ты пьешь человеческую кровь, – смело сказал ему юродивый. – Оставь наш город и не трогай его». «Я караю изменников!» – гневно крикнул царь. – «А тебя Бог покарает, как убийцу», – ответил Никола. Грозный вскочил, метнул своими огненными глазами и вышел из кельи. На другой день он уехал в Москву, не причинив никому вреда. Псковитяне плакали от радости, благодарили Бога, прославляли своего заступника, юродивого Николу Салоса. БЛАЖЕННЫЙ ВАСИЛИЙ МОСКОВСКИЙ С ранней юности он оставил родителей лишив себя на всю жизнь крова и всякого земного утешения. Зиму и лето блаженный ходил едва прикрытый, перенося холод и насмешки праздной толпы. Среди городского шума он был углублен в молитву и не отвечал на оскорбления и грубость. Глубоко и болезненно святой переживал народное заблуждение и часто плакал ночами, валяясь в стужу на церковной паперти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Троицы и в тот же час пал лучшей конь его (аргамак) по пророчеству святого. Когда сказали о том царю, он пришел в ужас и поспешил выехать из города». 463 По другим известиям, блаженный Николай предложил Иоанну кусок сырого мяса, и когда тот сказал – я христианин, не ем мяса в великий пост, блаженный отвечал: ты делаешь хуже, питаешься плотью и кровью человеческой, забывая не только пост, но и Бога. 464 Из предместья городского, где остановился царь по выезде из города, дозволил он опричникам грабить в городе дома богатых людей, но не велел трогать иноков и священников. Тем не менее сам отобрал у монастырей деньги, лучшие книги, сосуды и книги. 465 На гробнице блаженного Николая написано: «преставился святой, праведный Николай, псковский чудотворец в лето 7084 (1576) февраля 28 числа». 466 По особенному уважению жителей Пскова к блаженному Николаю, он погребен был под соборным храмом – почесть, какой удостаивались тогда только князья и архипастыри. По видению, бывшему в 1581 г. во время нападения Батория на Псков, препод. Корнилий и блаженный Николай умоляли Пречистую умолить Сына своего за людей согрешивших, и Богоматерь исполнила молитву их. Благодарный Псков тогда же написал икону Богоматери с предстоящими преп. Антонием и ККорнилием, с князьями Владимиром киевским, Гавриилом и Тимофеем псковскими и с блаженным Николаем. Эта икона поставлена была в покровскоЙ церкви и прославилась чудесами; ее празднуют 1 октября. 467 468 С того времени стали праздновать во Пскове и день преставления блаженного Николая. 469 «Не трогай нас, проходящий!». Какие это кроткие и вместе сильные слова блаженного! Не должны ли отнести их к себе разные преобразователи нового времени, готовые поставить все вверх дном, в том числе втоптать в грязь жизнь юродивым?». Пусть бы подумали хотя о том, что их брань против святых прежде всего ни делает чести их уму, неспособному понять идеала жизни самоотверженной, торжествующей над самолюбием своим, над природой физической, над величиями мира проходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В убогой келлии блаженного на лавке, покрытой чистой скатертью, лежал кусок сырого мяса с воткнутым ножом. — Покушай, Иванушко, покушай, — угощал юродивый царя. — Я христианин и не ем мяса в пост. — Ты пьешь кровь человеческую, — отвечал ему блаженный, поучая царя “многими ужасными словесы”, чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Окруженный опричниками, он въехал на соборную площадь. Вновь появился блаженный Никола и сказал царю : — Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежать. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя. Испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Современники, свидетели этого, писали: “Могущественный тиран… ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов”. Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри. Местное почитание блаженного началось спустя всего пять лет после его кончины. В 1581 году, при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай. В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного 1 Николая Псковского, который “плотски в юродстве быв, … горняго Иерусалима гражданин явися, … царску державу и смысла свирепство на милость обратив”. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/blazhennyj-nikolaj-psk...

Из жития святого Иоанна, блаженного Христа ради, известно, что он носил под одеждой тяжелые вериги из толстых железных крестов. В самые суровые морозы ходил в легкой одежде босой. На голове у него всегда был металлический колпак. Он без всякого страха говорил правду всякому, какое бы он положение ни занимал. Даже Борису Годунову, когда тот был фактическим правителем при царе Феодоре Иоанновиче, он часто говорил: «Умная голова, разбирай Божьи дела. Бог долго ждет, да больно бьет». Н.М.Карамзин через П.А.Вяземского прислал о св. блаженном Иоанне некоторые материалы. На это А.Пушкин ответил: «Благодарю от души Карамзина за, что он мне присылает» (ПСС, т.10, с.141). Однако мнение, что в Борисе Годунове изображен св. Иоанн, было бы неверным. Блаженный Иоанн умер 3 июля 1589 г. Борис Годунов стал царем только в 1598 г., а до этого был только лишь реальным правителем при царе Феодоре Иоанновиче. Благоверный царевич Димитрий был убит 15 мая 1591 г. Сцена на соборной площади относится к 1605 году. А.Пушкин создал собирательный образ блаженного. Работая над трагедией, он интересуется житиями и других святых юродивых. Поэт просит В.А.Жуковского: «нельзя ли мне доставить или жизнь, или житие какого-нибудь юродивого. Я напрасно искал Василия Блаженного в Четьих Минеях – а мне бы очень нужно» (ПСС, т.10, с.135). Интерес поэта к личности св. Василия Блаженного (1469–1552) понять легко. Он был очень почитаем в народе. Св. Василий в шестнадцать лет начал подвиг юродства. Был без крова и одежды. Подвергал себя великим лишениям, отягчал тело веригами. Блаженный словом и примером учил народ нравственной жизни. У него был дар прозрения. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Еще один святой 16 века привлек внимание поэта – блаженный Николай Псковский. Он имел благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. В феврале 1570 года царь Иоанн Грозный, совершив страшный погром Новгорода, приближался к Пскову.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

657. Сборник богослужебный , в восьмушку, 221 л., полууставом XVIII в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 3, 5, 9, 16, 17, 19, 24, 27, 28, 38, 55, 56, 134. Состав: 1) святцы (1–130 об.); 2) часослов малый, неполный (131–221): последования: павечерницы малой (131–147 об.), полунощницы субботней (148–163 об.); часов: 1, 3, 6 и 9 и чина изобразительных (164–200); «Блаженны» и апостольския и евангельския чтения во все дни седмицы (201–221). Из отмеченных в современном нам Церковном Уставе памятей русских святых в святцах нашей рукописи не показаны следующия: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил митрополит Киевский; ноября 22 – Михаил князь Тверской: декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский; января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемекий; июня 5 – великий князь Феодор Ярославич; июня 15 – Иона митрополит Московский; июля 10 – Антоний Печерский. В святцах нашей рукописи отмечены следующия памяти русских святых, которыя не поименованы в современном нам Церковном Уставе; сентября 5 – Глеб князь; сентября 16 – Киприян митрополит; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; октября 7 – Сергий Обнорский; ноября 27 – Всеволод (Гавриил) князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 23 – Филипп митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 26 – Варсанофий епископ Тверской; марта 30 – Иона митрополит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 20 – Александр Ошевенский; апреля 28 – Кирилл епископ Туровский; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и 20 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 19 – «благоверный князь Иоанн Углецкий, нареченный во иноцех Игнатий Вологодский»; мая 26 – Макарий Калязинский; мая 27 – святители: Киприян, Фотий τι Иона; июня 3 – Димитрий царевич; июня 3 – Сретение образа Димитрия Прилуц; июня 8 – Василий и Константин, Ярославские князья; июня 10 – Александр Куштский; июня 13 – Андроник Московский; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 12 – «святых мученик варяга и сына его Иоанна, убиенную в Киеве»; июля 14 – Стефан Махрищский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 4–Петр митрополит; августа 8 – Зосима и Савватий Соловецкие; августа 13 – Максим Московский; августа 14 – Феодосий Печерский (перенесение мощей).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То было в 1581 году, при державе благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного и при польском короле Стефане Батории (по летописи – Абатуре), который в августе того года вторгся в пределы Псковские и победоносно дошел до Пскова, рассчитывая и им овладеть без труда. Непобедимый до сих пор Баторий внушал всем страх. В великом смятении находились и Псковичи, уже не раз испытывавшие на себе тяжесть вражеских нападений. Отдаленность Пскова от Москвы еще более усугубляла тяжесть его положения и вероятность нападения со всеми тяжкими последствиями для жителей. Псковичи, принимая меры для отражения сильного врага, все упование свое возложили на заступление Владычицы, иконы которой «Успение» и «Умиление» были к этому времени принесены из Псково-Печерского монастыря. Пред ними они горячо молились, прося о заступничестве. В это время одному из благочестивых старцев монастыря, бывшего на сем месте и именовавшегося Покровским в углу, Дорофею, было дивное видение. Вечером, сидя в своей келье и плача о предстоящих ужасах для града, он в лучах необыкновенного света узрел Богоматерь. Владычица шествовала по воздуху, поддерживаемая за обе руки преподобными Антонием Печерским и игуменом Псково-Печерской обители Корнилием, незадолго пред тем восприявшим мученический венец от Грозного царя. Вот Она – Светоносная – приблизилась к этой обители, вошла с теми святыми в этот храм, посвященный Ее имени – Покрову Ее над православным христианством, и затем вышла с ними и стала на самой стене градской. По могущественному зову Ее, предстали пред Нею: равноапостольный князь Владимир и Псковские святые – благоверные князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, блаженный Николай Христа ради юродивый, святой Нифонт Мирожский и преподобные – Евфросин Спасо-Елеазаровский и Савва Крыпецкий. Все они с великим благоговением преклонились пред Богородицею, а Она во гневе, зря на град, сказала: «О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего, Господа и Бога, и осквернили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас туга и беда великая за то, что вы Сына Моего и Меня не познали». Молитвы святых, окружавших Ее, умилостивили Ее, и Она изрекла обещание пощады нашему граду. Обозначив места, подлежащие особенной защите от нападений, Пресвятая Богоматерь указала на молитву, как на самое могущественное средство к избавлению от грозящей гибели и на покаянное исправление греховной жизни. По Ее же указанию, на то место, где Она стояла, должны быть принесены Печерский образ «Умиления» из собора Святыя Троицы и хоругви. «А людие бы кланяшеся, о гресех своих моляще Милостивого Бога; буду же и Аз молитися Сыну Своему и Богу за ваше согрешение», – сказала Она в утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Список членов Братства Преподобного Сергия за 1906 год В пользу студентов академии В пользу бывших воспитанников Покровитель и пожизненный член Братства Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Московский и Коломенский, пожертвовал I. Почетные члены а) Высокопреосвященные: Антоний, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний, Архиепископ Волынский и Житомирский Иаков, Архиепископ Ярославский и Ростовский Николай, бывший Архиепископ Тверской и Кашинский Никандр, Архиепископ Литовский и Виленский Сергий, Архиепископ Финляндский и Выборгский —17— б) Преосвященные: Евдоким, Епископ Волоколамский, Ректор Московской Духовной Академии Иоанникий, Епископ Архангельский, сделавший пожизненный членский взнос 100 р. и пожертвование на стипендию имени Г. В. Амфитеатрова 1.700 р., итого Иоанн, Епископ, Член Московской Святейшего Синода Конторы, Управляющий Симоновым Ставропигиальным монастырем Нафанаил, бывший епископ Псковский, Управляющей Московским Спасо-Андрониевым монастырем Багрецов, Михаил Петрович, протоиерей Рождественской, Сергиевского Посада, церкви Базанова, Юлия Ивановна, потомственная почетная гражданка Бардыгин, Михаил Никифорович, потомственный почетный гражданин Богоявленский, Константин Иоаннович, протоиерей Московского Покровского и Василия Блаженного Собора Быстрицкий, Василий Андреевич, священник Московской Димитрие-Селунской церкви Беляев, Александр Дмитриевич, заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Владимирский, Павел Сергеевич, Действительный Статский Советник Воскресенский, Владимир Андреевич, —18— священник Московской Богородице-Рождественской, за Смоленскими воротами, церкви Воскресенский, Григорий Александрович, заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Всехсвятский, Николай Дмитриевич, секретарь Совета и Правления Московской Духовной Академии Голубинский, Евгений Евсигнеевич, ординарный академик Императорской Академии Наук, заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Елеонский, Николай Александрович, протоиерей, профессор богословия Императорского Московского Университета

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Батюшка меня и в Елеазаровский монастырь назначил. Мы ездили к нему с нашим правящим архиереем, псковским владыкой Евсевием. Посоветоваться, что мне делать. В Святогорском монастыре, где я был настоятелем, продолжались нестроения. Я встал перед старцем на колени, а он меня благословил со словами: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуеши во веки». А до этого я ездил к старцу с недовольной братией: с келарем, экономом, казначеем и духовником. Я представлял всех по одному батюшке, а сам ему на ушко шепчу: «Батюшка, я хочу уходить из монастыря, у меня тут неприятности». А батюшка вдруг во всеуслышанье говорит: «Если отец Кенсорин будет от вас уходить, держите его за рясу».    Семь лет я был наместником в Святых горах, но все­таки уйти пришлось. Но батюшка очень хотел, чтобы Елеазаровский монастырь возродился, потому благословил меня и настоятельницу — мать Елизавету, идти туда служить Господу. И его молитвами здесь  быстро начало возрождаться, за короткое время очень много было сделано.    Батюшка нас с настоятельницей и после кончины своей благословил. Мы были на похоронах. Народу было очень много, мы подходили прощаться со старцем издалека, с разных сторон. А у гроба одновременно сошлись и прикладывались к ручкам одновременно.    По изданию: Не прощай, а здравствуй. Воспоминания о старце Николае Гурьянове. Изд. 2­е. М., 2004. С. 50—55, с дополнениями со слов о. Олега Тэора. У старцев нужно учиться молитве     Протоиерей Николай Голубев (храм в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Тосно)    Наше поколение — молодежь семидесятых годов — было очень активным, духовно ищущим. Мы искали истину, искали людей, которые могут показать путь к истине. Когда мы пришли в церковь, то почти все питерские прихожане молодого поколения (а было нас тогда не так уж много) знали друг друга, если что­то открывалось в духовной жизни, старались поделиться. Так, когда узнавали о духовно опытных людях, старались к ним съездить, чтобы учиться правильной духовной жизни. Мы ездили в Каменный Конец к отцу Василию Швецу, к блаженной Любушке, к отцу Павлу Груздеву, к отцу Науму в Троице­Сергиеву Лавру. Архимандрит Наум стал моим духовником. И оказалось, что все священники, с кем мы встречались, к кому ездили за советом, очень почитают протоиерея Николая Гурьянова с острова Залит. Почитали его как опытного и в то время по возрасту самого старшего из духовников, и как молитвенника. Потому что сами условия его жизни располагали к молитвенному подвигу. Вот мы на приходах — в основном ремесленники, к нам народ идет с требами, мы постоянно в этой круговерти. А отец Николай много лет жил в таких условиях, что люди его особенно не донимали, и он имел возможность молиться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010