На иконе «Явление Божией Матери старцу Дорофею» (т. н. икона Жиглевича; ПИАМ), к-рая датируется 1-й пол. или 3-й четв. XVIII в. (см.: Васильева. 2012. С. 250-252. Кат. 190; Псковская икона XIV-XVIII вв. 2013. С. 4), город изображен на основе более поздних планов с ориентацией на восток, Н.- в правой части композиции на фоне ц. вмц. Анастасии в Кузнецах, в сцене видения Дорофею. Н. стоит на коленях слева, чуть поодаль от князей (в соответствии с текстом «Повести...»), держа руки перед собой в молении, его лик обращен к Богоматери. Он в золотисто-охристой рубахе, на ногах красные сапоги; вокруг головы нимб; надпись: «Ник A ла Блаженны(и)». Икона является списком с утраченного более раннего образца из Псково-Печерского мон-ря. Образ коленопреклоненного Н. присутствует среди святых, предстоящих Божией Матери (изображена справа на Покровской башне Пскова), на иконе «Сретение Богородицы» 1784 г. из часовни «Владычного Креста» в Пскове (с 1910 находилась в Троицком соборе Пскова, в наст. время в ПИАМ). Описывая икону, Н. Ф. Окулич-Казарин ошибочно указал, что в коленопреклоненном молении пред Пресв. Богородицей показан прп. Нифонт, строитель Мирожского мон-ря ( Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову: (Любителям родной старины). Псков, 19132. С. 101-104). Однако, судя по одеянию (светлая рубаха), это именно Н. Блж. Николай Псковский. Фрагмент нагробной иконы. 2-я пол. XIX в. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский. Фрагмент нагробной иконы. 2-я пол. XIX в. (Троицкий собор, Псков) К этому кругу икон относится икона 1-й пол.- сер. XIX в., написанная в масляной технике на овальной металлической основе (СГХМ). По композиции она напоминает центральный фрагмент иконы 1784 г. с изображением Богоматери, стоящей на Покровской башне, и молящимися святыми. Здесь также присутствует фигура коленопреклоненного Н. перед Богоматерью (старец в светлой рубашке). Икона с такими же сюжетом и необычной формой упомянута А. С. Князевым в «Историческо-статистическом описании псковского кафедрального Троицкого собора» (1858).

http://pravenc.ru/text/2565938.html

В. И. Охотникова Иконография Древних единоличных икон Н. не сохранилось. Самые ранние известные изображения Н. представлены на больших иконах, посвященных заступничеству Божией Матери за Псков, когда по молитвам Псковских святых город был спасен от нашествия войск польск. кор. Стефана Батория в 1581 г. Лит. основой для этих икон являются тексты «Повести о Псково-Печерском монастыре» и «Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков», самые ранние списки к-рых относятся к кон. XVI - нач. XVII в. Блж. Николай Псковский в молении к Св. Троице. Икона. 2-я четв. XIX в. (Троицкий собор, Псков) Блж. Николай Псковский в молении к Св. Троице. Икона. 2-я четв. XIX в. (Троицкий собор, Псков) Древнейшей иконой, относящейся к этим событиям, является Псково-Покровская икона Божией Матери («Явление Божией Матери старцу Дорофею») нач. XVII в., происходящая из псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома (в наст. время находится в кафедральном Троицком соборе Пскова). На иконе изображен вид Пскова сверху с вост. стороны в тот момент, когда разворачиваются события, описанные в «Сказании о видении Дорофея», включенном иноком Григорием в 80-х гг. XVI в. в «Повесть о Псково-Печерском монастыре». Описывая явление Пресв. Богородицы, пскович кузнец Дорофей отметил, как «предстали перед Ней благоверные великие князья Владимир Киевский, Всеволод и Довмонт Псковские и чуть сзади них, примерно в полусажени, блаженный Никола, что был юродивым в Пскове… И тогда игумен Корнилий и Никола юродивый, прослезившись, отвечали…» (Повесть о Псково-Печерском мон-ре/Публ. текста, пер. и коммент.: В. И. Охотникова//БЛДР. 2005. Т. 13: XVI в. С. 491-492). Н. представлен на фоне белой городской стены, в левой части иконы, в молении Пресв. Богородице вместе с предстоящими равноап. кн. Владимиром, блгв. князьями Всеволодом и Довмонтом Псковскими. Юродивый написан коленопреклоненным, левая рука опущена, правая - поднята в жесте моления к Божией Матери, вокруг его головы - нимб. На нем рубаха болотного цвета и лапти с обвязками поверх белых онучей. Изображение Н. плохо сохранилось (живопись потерта, с утратами), однако видно, что голова блаженного не покрыта. В ц. Покрова Пресв. Богородицы от Пролома находится копия этой иконы нач. XXI в., в Псково-Печерском мон-ре - список, созданный в 2003 г. по заказу наместника архим. Тихона (Секретарёва) иконописцем Н. А. Денисовой.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

В тяжелые смутные времена с этой святой иконы была похищена серебряная риза, и отец Николай сразу, как приехал на остров, постарался одеть Матерь Божию в подобающую Ей царскую порфиру. В этом помогли духовные чада батюшки, которых у него всегда было много. Игуменья Тавифа из Свято-Духовского женского монастыря в Вильнюсе взяла благословение и начала шить ризу Богоматери на голубом бархате. Сколько слез радости и боли сопровождали эту работу матушки-игуменьи, знает, наверное, только Хозяйка ризы. В 1960 году, после двухлетнего труда, риза наконец была одета на эту святую икону Заступницы нашей Усердной, Пресвятой Богородицы. И поныне этот святой образ радует и подает духовное утешение всем с верою к нему притекающим. После того как блаженная игуменья Тавифа почила о Господе от тяжелого долговременного недуга (в 1972 году), сестры ее обители вскоре в видении увидели свою игуменью и услышали, что матушка Тавифа на пути прохождения мытарств была сопровождаема Матерью Божией. Итак, жил батюшка на острове не как затворник, он положил великие труды для того, чтобы озеленить выжженную во время войны землю, отремонтировать храм, а главное – привести ко Христу души местных жителей. На острове, как мы уже сказали, жили в основном рыбаки, жили дружно. Уже в три часа ночи они оставляли свои дома и шли на озеро ставить сети. Отец Николай сам, без приглашения, приходил в избушки, сидел с младенцами, пока родители рыбачили на озере. Народ на острове глубоко чтил отца Николая. Не только церковные люди, но даже падшие души тянулись к нему, чувствуя тепло его сердца, его милосердие и заботу. «Пьяницы местные мирно уживались с ним. Бывало, выйдет он навстречу такому бедолаге: «Ну-ка, роднуля, что у тебя в сумочке затаилось? Голубчик, роднуша, надо бросать, семье-то тяжело. Дай сюда бутылочку-то». Возьмет бутылку – и о камень ее... А пьяница не ругается, домой идет спокойно» – вспоминает протоиерей Иоанн Миронов. В свою очередь батюшка с уважением отзывался о рыбаках: «Труженики наши люди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

По видению, бывшему в 1581 г. во время нападения Батория на Псков, преп. Корнилий и блаженный Николай умоляли Пречистую умолить Сына Своего за людей согрешивших, и Богоматерь исполнила молитву их. Благодарный Псков тогда же написал икону Богоматери с предстоящими преп. Антонием и Корнилием, с князьями Владимиром Киевским, Гавриилом и Тимофеем Псковскими и с блаженным Николаем. Эта икона поставлена была в Покровской церкви и прославилась чудесами; ей празднуют 1-го октября 352 . С того времени стали праздновать во Пскове и день преставления блаженного Николая 353 . «Не трогай нас, проходящий!» Какие это кроткие и вместе сильные слова блаженного! Не должны ли отнесть их к себе разные преобразователи нового времени, готовые поставить все вверх дном, в том числе втоптать в грязь жизнь юродивых? Пусть бы подумали хотя о том, что их брань против святых прежде всего не делает чести их уму, неспособному понять идеала жизни самоотверженной, торжествующей над самолюбием своим, над природою физическою, над величиями мира преходящего. Не каждому идти одною дорогою к небу, но поклонение тельцу золотому наверно никого не доведет до неба. Не каждому идти одною дорогою к небу, но каждому надобно строго судить себя самого, и суда над совестию другого ни в каком случае не отнимать у Господа. Ему одному слава и поклонение. Аминь. 345 Любятов погост – в 5 верстах от Пскова, на восточной его стороне; здесь в храме, бывшем монастырском, над царскими вратами висит небольшой образ, оставленный Грозным царем. Гр. Толстого древн. Пскова, стр. 76. 77. 351 Повесть о Печерском монаст. л. 44. Ркп. святцы: «св. блаженный Николай, Христа ради юродивый, Псковский чудотворец, бысть в л. 7070 м. дек. в 6 д.». Это год борьбы его с Грозным царем. По другому списку святцев: «преставися в л. 7084». 352 Повесть о Печер. мон. л. 22. Слава Богоматери III. 1, 28. Список с иконы у гр. Толстого. Святыни Пскова, М. 1861. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Февраль. – 479, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Злоба опять закипела в душе царя. Когда первым поднес ему хлеб и соль князь Токмаков, он с яростью оттолкнул блюдо, и соль рассыпалась. Все вздрогнули от ужаса. В это время на палочке, как дитя, подъехал к нему юродивый. «Иванушка, Иванушка, — сказал он, - покушай хлеба и соли, а не человеческой крови». Царь велел схватить его, но юродивый скрылся. Царь вошел в Троицкий собор, и там начался молебен. После молебна блаженный опять подошел к нему и пригласил его в свою келью: он жил под соборной колокольней. Царь, который успел немного успокоиться, согласился. В чисто убранной келье на лавке была разостлана скатерть, а на ней лежал кусок сырого мяса. «Покушай, Иванушка», - ласково сказал блаженный. «Я христианин, — сказал царь, — мяса постом не ем!» — «Ты делаешь хуже, - строго возразил ему блаженный, - ты питаешься плотию и кровию человеческою. Ты забываешь не только пост, но и Бога!» Злоба опять закипела в душе царя. Он приказал начать грабеж. «Оставь нас, прохожий человек, — строгим голосом сказал тогда блаженный,— ступай скорей от нас. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». Но царь уже не слушал, на соборной колокольне уже снимали лучший колокол. И в это самое время поспешно входит опричник и докладывает, что любимый царский конь пал. Тогда только царь опомнился — он поспешно вышел из кельи, приказал немедленно прекратить грабеж и выступать из города. Однако же награбленную добычу отвезли в Москву. Когда же 28 февраля 1576 г. блаженный Николай скончался, то благодарные граждане погребли его в Троицком соборе, где хоронили только князей и архипастырей. Когда же в 1581 г. во время осады Пскова блаженного Николая Салоса увидели молящимся пред Пресвятою Богородицею с прочими угодниками Российскими и местными Псковскими, то, согласно этому видению, была написана икона Пресвятой Богородицы с предстоящими вышеупомянутыми угодниками (см. 20 февр., житие прмч. Корнилия), среди которых был изображен и блаженный Николай. Празднование этой святой иконы было установлено 1 октября, и с того же времени стала праздноваться и память св. блаженного Николая. Запись чудес его, существовавшая еще в XVIII в., утрачена неизвестно когда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

  ЖУРНАЛ 21 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, о подготовке празднования в 2025 году 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Учредить организационный комитет празднования 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского в следующем составе (по должности): а) митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, — председатель организационного комитета; б) митрополит Воскресенский Дионисий, первый викарий Святейшего Патриарха по городу Москве; в) митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре; г) митрополит Каширский Феогност, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; д) митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; е) епископ Троицкий Панкратий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых; ж) епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархии; з) епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; и) протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; к) протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; л) протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; м) протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; н) протоиерей Кирилл Каледа, ответственный секретарь Совета Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, — секретарь организационного комитета; о) протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации; п) протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; р) иеромонах Ермоген (Бурыгин), и.о.

http://patriarchia.ru/db/text/5910999.ht...

Царь ночевал в Николаевском Любятове монастыре. Последняя ночь осенила трепещущий город, все жители города предались молитве. Они знали, что Грозный царь пришел, по выражению летописца, с великой яростью, как лев, рыкая, «хотя растерзати неповинныя люди и пролить кровь многую». Вот ударили в колокол к воскресной утрени (была первая неделя Великого поста) и тихий звон смягчил жестокое сердце кровожадного царя: он умилился душою, пришел в чувство и приказал воинам притупить мечи свои о камень — запретил убийства. Но Господь, по милосердию Своему к людям, вложил в сердце блаженному Своему угоднику Николаю Салосу и христолюбивому князю Юрию Токмакову, воеводе псковскому, мысль, как совершенно преложить царский гнев на милость. Согласно их приказанию, жители города, каждый перед своим домом, поставили столы с хлебом и солью; когда же царь шел по городу, то жители с женами и детьми стали на колени. Это зрелище тронуло сердце царя. Пройдя в соборную церковь Живоначальной Троицы, он слушал молебен, а из собора зашел в келлию к блаженному Николаю. Блаженный поучал царя с угрозами — не проливать человеческой крови, не грабить святых Божиих церквей. Есть известие, что блаженный предложил при этом своему державному посетителю в виде угощения кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», — сказал ему Грозный. «Ты пьешь кровь человеческую», — ответил ему блаженный Николай. По другим известиям, блаженный изрек при этом: «Не трогай нас, проходящий, ступай от нас — не на чем тебе будет бежать». Не обращая внимания на его слова, Грозный велел снять колокол с Троицкого собора, но в ту же минуту пал, по пророчеству святого, лучший царский конь. В ужасе ушел Грозный царь от Пскова. Однако по царскому приказу войско грабило имение граждан, кроме церковного причта, а также церкви и монастыри. Награбленные кресты, иконы, пелены, сосуды, книги, колокола и деньги царь в виде трофея повез в Москву. Блаженный Николай преставился 28 февраля 1576 года и в силу особенного уважения псковичей был погребен под соборным храмом спасенного им города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Немцы вынуждены были сдаться; признательные воеводы прислали в обитель Богоматери Феллинский колокол. В 1565 году блаженный Корнилий окружил монастырь каменною оградою, и над вратами обители построил храм в честь святителя Николая, поручив сему дивному защитнику чистой веры оберегать обитель православия. При положении обители на границе ливонских немцев, заклятых врагов православия, такое укрепление необходимо было не для одной обители, но и для целой России. Это неопровержимо доказали события 1581 года, когда монастырь счастливо выдержал осаду баториевых войск и грозныя силы неприятеля, без пользы для него, истратились под стенами обители. В 1570 году преподобный Корнилий со всем Псковским духовенством торжественно встречал грознаго царя во Пскове. Царь назначил православнаго епископа для завоеванной Ливонии, с титулом " епископа Юрьевскаго и Вельянскаго " (Феллинскаго), и первым епискоиюм был посвящен блаженный Корнилий. По летописям, новый владыка Юрьевский 14 октября 1570 г. прибыл из Москвы в Новгород; а в 1572 г. являлся он к царю в Новгороде с иконами. В синодике Печерскаго монастыря записана память преставления " священноепископа Корнилия Юрьевскаго и Вельянскаго " . Князь Курбский пишет: " Умерщвлен им (Иоанном) Корнилий, игумен Печерскаго монастыря, человек святой, славный по иноческой жизни. Он с молодости своей жил в трудах иноческих и воздвигнул монастырь трудами долгими и молитвами пред Богом " . В Печерской рукописи сказано о преподобном Корнилии: " От тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю " . - Как это было? За что или по какому поводу? Неизвестно. Только сам больной душею царь записал Корнилия в числе убиенных, показывая тем свою прикосновенность к страдальческой смерти Корнилия. Подвижник благочестия скончался на 69 году жизни своей, 20 февраля. Святое тело его положено было в стене природной пещеры монастыря Печерского, а в 1690 г. перенесено в Успенскуто церковь. В 1581 году одному благочестивому старцу открыто было, как преподобный Корнилий сопутствовал Небесной Царице вместе с преподобным Антонием на защиту Пскова, как умолял он Ее простит грехи людей и спасти виновный Псков. " Стоявшие по правую руку, говорит современная повесть, игумен Корнилий, Савва и блаженный Николай пали пред Нею со слезами и молилисъ: преступники они; умоли Сына твоего и Бога нашего за людей согрешивших " . Потом и благоверные князья молили Ее пощадить город. И Псков опасен от Батория, несмотря на все усилия Батория.

http://pravoslavie.ru/1627.html

Царь сочетал в себе, казалось бы, несочетаемые качества: беспощадный правитель, он в то же время был человеком по-своему глубоко верующим. Опричники образовывали особое братство, почти монашеский орден — их дело было представлено как богоугодное и даже священное.  В какой-то степени «государевы псы» действительно совершенно по-монашески отрекались от своей воли, только монашество это было не ради Христа и Его Царствия, а ради процветания Отечества земного, как они это процветание понимали.  Николай Неврев. «Опричники». 1904 г. Разумеется, среди них были и те, кто просто стремились к наживе за счет репрессируемых, но важно понимать идеологию опричнины, причем не только политическую, но ее «метафизические» и даже богословские основания.  Лично Иван Васильевич любил церковную службу и вообще молитву, а казненных по его приказу даже сам поминал. К разного рода знамениям и духовным встречам он также относился с большим почтением. Поэтому беседа с Николаем Салосом его впечатлила очень сильно.  Впрочем, даже если бы царь не верил ни в Бога, ни в темные силы, он бы вряд ли смог проигнорировать эту встречу.  «Покушай хлеба, а не крови человеческой!» В Псков государь приехал в плохом настроении. Поданные Псковским князем Токмаковым хлеб да соль он отшвырнул — дурной знак!  И в этот момент мимо царя проскакал на игрушечной лошадке-палке уличный дурачок Николай с криком: «Покушай, Иванушка, хлеба, а не крови человеческой!» — чем разозлил правителя еще сильнее. Был отдан приказ задержать хулигана, но тот скрылся.  Как обычно, официальный визит царя начался молебном. Выйдя из собора, он опять встретил юродивого — тот приветливо приглашал его к себе в келью под колокольню. Иоанн Васильевич удивился отчаянной смелости блаженного и приглашение принял.  Андрей Рябушкин. «Иван Грозный с приближенными». 1903 г. А в келье его ждал сюрприз: на лавке, на которой спал Николай, была накрыта трапеза — кусок сырого мяса, и радушный хозяин предложил высокому гостю его отведать. Шла суббота первой недели Великого поста, и царь снова возмутился: «Я христианин! Христиане в пост мяса не едят!» — «А ты зато плоть человеческую ешь!» — парировал юродивый, положив тем самым начало традиционной присказке нежелающих соблюдать пищевой устав: «В пост главное не есть людей». 

http://pravmir.ru/chto-skazat-tomu-kto-e...

В Троицком Псковском соборе, на гробнице блаженного, древний тропарь говорит, что блаженный Николай был родом из Псковской стороны, но подвигами юродства стал гражданином небесного Иерусалима. В древнем же кондаке написано: «чудотворец явися, Николае, царску державу и смысла свирепство на милость обратив» 344 . В летописи читаем следующее: в феврале 1570 года, на первой неделе Великого поста, грозный царь Иоанн прибыл ко Пскову и остановился в Любятовом монастыре, близ города 345 . Он готовил ту же страшную участь Пскову, какая досталась Новгороду. «Прииде с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинные люди и кровь многую пролияти». Но Господь вложил в сердце блаженному Своему угоднику Николаю Салосу и христолюбивому князю Юрию Токмакову смягчить сердце царя. По их приказанию, по улицам города, пред каждым домом, поставлены были столы с хлебом и солью, и когда царь шел по городу, граждане с женами и детьми стояли на коленях: это тронуло жестокого Иоанна. Из собора зашел он в келью к блаженному Николаю юродивому; тот по своему уговаривал его перестать лить кровь человеческую и не грабить церквей Божиих 346 . «Не трогай нас, проходящий (минухне)», говорил блаженный, «ступай от нас, – не на чем тебе будет бежать» 347 . Царь нс уважил этих слов; он приказал снять колокол у Святой Троицы, и в тот же час пал лучший конь его (аргамак) по пророчеству святого. Когда сказали о том царю, он пришел в ужас и поспешил выехать из города 348 . По другим известиям, блаженный Николай предложил Иоанну кусок сырого мяса, и когда тот сказал – я христианин, не ем мяса в Великий пост , блаженный отвечал: ты делаешь хуже, питаешься плотию и кровию человеческою, забывая не только пост, но и Бога 349 . Из предместия городского, где остановился царь по выезде из города, дозволил он опричникам грабить в городе дома богатых людей, но не велел трогать иноков и священников. Тем не менее сам отобрал у монастырей деньги, лучшие вещи, сосуды и книги 350 . На гробнице блаженного Николая написано: «преставися святый праведный Николай, Псковский чудотворец, в лето 7984 (1576) февраля 28-го числа» 351 . По особенному уважению жителей Пскова к блаженному Николаю, он погребен был вод соборным храмом – почесть, какой удостаивались тогда только князья и архипастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010