28-е Святого Апостола Иасона и Сосипатра, святой Керкиры девицы и других с ними Святые Апостолы (из 70) Иасон и Сосипатр, проповедуя слово Божие в разных местах, достигли острова Керкиры (нын. Корфу) в 63 году по Р. Хр., и где устроили церковь во имя первомученика Стефана и обратили многих ко Христу. Узнал об этом правитель острова Керкилин, и заключил их в тюрьму, а в тюрьме сидели семь разбойников: Саторний, Фавстиан, Иакисхол, Иануарий, Марсалий, Евфрасий и Маммий; Апостолы обратили их и темничного стража ко Христу. Керкилин велел уверовавших узников бросить в котёл с растопленными смолой, серой и воском, а темничному сторожу отсечь руку, обе ноги и потом голову. Видя мучения исповедников Христовых, и дочь правителя, именем Керкира, уверовала, за что была умерщвлена стрелами. Все христиане бежали тогда на близ лежащий (в шести верстах) островок (вёрст десять в окружности) Питий (нын. Видо), а погнавшийся за ними Керкилин утонул среди моря. Святые Апостолы были выпущены из темницы и учили народ слову Божию. Но прибывший новый правитель острова вновь схватил их и подверг мукам, в коих Сосипатр и скончался, а Иасон силой слова и чудес обратил, наконец, к вере самого правителя и свободно проповедовал Евангелие. Немного он после того прожил, но положил твёрдое основание Церкви на острове, коей был первым епископом. Мощи обоих Апостолов доныне покоятся в храме, посвящённом имени их. † Преставление святого Кирилла, Туровского епископа Великий святитель Русской Церкви, св. Кирилл, родился в Турове, на р. Припяти, от богатых родителей. Отказавшись от богатого наследства, он принял монашество в Туровском Борисоглебском монастыре, там же, где подвизался блаженный Мартин, которого посетили мученики 364 . Не довольствуясь строгой жизнью обыкновенного инока, блаж. Кирилл, по примеру великих столпников востока, заключил себя в столпе. Святость жизни его и его высокое просвещение обратили на него общее внимание: к нему обращались за советами для духовной жизни, и он, будучи на столпе, «многа Божественна Писания изложи» 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Блгв. кн. Давид Черниговский Мстислав I Владимирович Великий (1125 – 1132) Блгв. кн. Константин Муромский Блгв. кн. Михаил Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Блгв. кн. Феодор Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Преподобный Тимофей, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Мстислав I Киевский Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский Всеволод II Ольгович, внук Святослава Ярославича (1138 – 1146) Преподобный Пимен (постник) игумен Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Спиридон (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никодим (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никола Святоша (в миру Святослав, кн. Черниговский), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский Изяслав II Мстиславич (1146 – 1154) Блгв. вел. кн. Игорь Черниговский и Киевский, блаженный Преподобный Онисифор (прозорливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Мартин Туровский, блаженный Святитель Нифонт, епископ Новгородский, в Ближних пещерах Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий (1155–1157) Преподобный Досифей, игумен Печерский, в Дальних пещерах) Преподобный Авраамий Мирожский Во Владимире: св. Андрей Георгиевич Боголюбский (1157–1174) В Киеве: Ростислав Мстиславич (1158–1167), Глеб Георгиевич, брат св. Андрея Боголюбского (1168 – 1172), Роман Ростиславич (1172 – 1177) Святитель Константин, митрополит Киевский и всея Руси Преподобный Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский Блгв. вел. кн. Ростислав (Михаил) Киевский Блгв. кн. Глеб Городенский, Киевский После 1168 Преподобный Арефа (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Мстислав Владимирский Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая Блгв. кн. Глеб-Георгий Владимирский Блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский, страстотерпец Преподобный Афанасий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Святослав III Всеволодович (1177 – 1195), в Киеве

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Вернувшись в Иверскую обитель, преподобный оставил после себя настоятелем Георгия Олтисели и отправился на Черную гору, близ Антиохии. Вероятно, он вынужден был это сделать, чтобы оправдать перед патриархом Антиохийским Феодосием III (1057–1076) братию Иверского монастыря, заподозренную греками в неправославии. Преподобному Георгию удалось справиться не только с этой задачей, но и убедить Антиохийского первосвятителя в канонической законности автокефалии Грузинской Православной Церкви, сохраняющей апостольскую преемственность от святого апостола Андрея Первозванного. Из Антиохии, по приглашению грузинского царя Баграта IV (1027–1072), преподобный Георгий отправился в Грузию. В Грузии он провел пять лет: учил народ словом и делом, помогал благоустроению церковной жизни и внедрял свои переводческие труды. Благодаря их высоким научным и литературным достоинствам они были признаны Грузинской Церковью образцовыми. Заботясь о духовном просвещении страны, преподобный Георгий отобрал 80 грузинских юношей и отправился с ними на Афон, чтобы отдать их в основанное им же училище. По дороге он посетил Константинополь. Несмотря на уговоры учеников отложить посещение императора, поскольку преподобный Георгий занемог, он, будучи извещен свыше о своей предстоящей кончине, поторопился представить императору Константину X Луке (1059–1067) своих учеников и получил грамоту на их обучение в Афонском училище. На следующий день, 29 июня 1065 года, святой Георгий мирно отошел ко Господу. Тело преподобного было с честью перевезено на Афон, пролежало во гробе без погребения в храме Всех святых. Когда гроб был открыт, тело святого оказалось совершенно нетленным: ни один волос не упал с его головы и бороды. Гроб святого Георгия был установлен близ раки святого Евфимия 24 марта 1066 года, в день памяти преподобного Симеона Дивногорца. С согласия Католикоса-патриарха всей Грузии Uoahha IV (1110–1142) ежегодно в этот день совершалась память святого Георгия, приуроченная впоследствии ко дню его блаженной кончины и совершаемая ныне 27 июня/10 июля. Серапион Кожеезерский, преподобный

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1608 году, по прошению отягченного старостью подвижника, был поставлен во игумены обители ученик его Авраамий. Блаженный Серапион скончался 27 июня 1611 года, оставив после себя до 40 иноков в своей общежительной обители, и был погребен в храме Кожеезерской обители. В 1613 году постриженник Кожеезерского монастыря инок Боголеп написал сказание об основании монастыря и о его первом строителе преподобном Серапионе. Он же составил и житие преподобного Серапиона. Мартин Туровский, блаженный В Царстве Христовом нет ни раба, ни свободного (Кол. 3, 11). Никакое звание не унижает христианина и никакое занятие не составляет непреодолимой преграды к совершенству духовному. Земледелец, дровосек, кожевник, повар в Царстве Христовом имеют то же значение, что военачальник, градоправитель, судья. Наоборот, гражданская свобода — не то же, что духовная свобода; с ней одной человек может остаться не выше степного животного. В Царстве Христовом нет места для гордости и своеволия. Смирение — основа и краса христианства. Оттого-то бывает, что пренебрегаемые миром, но верные закону Божию, неожиданно и для них самих оказываются великими пред небом, удостаиваются посещения небожителей. В городе Турове, ныне местечко Минской губернии, был монастырь св. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь был повар Мартин, он служил при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии, из которых Иоаким известен по летописи в 1114–1146 гг. Епископ Георгий уволил Мартина от поварской службы по его старости. Благочестивый старец не хотел расставаться с монастырем, он принял монашество и жил в епископском монастыре святых мучеников на болонье (на выгоне). Живя один, он часто бывал болен вследствие прежних тяжелых работ. В припадках тяжкой болезни лежал он неподвижный, кричал от боли и не мог служить себе самому. Раз, когда страдал он от той же болезни и лежал в келлии, изнемогал от жажды, так как никто не посещал его тогда и не служил ему. Усердно призывал он на помощь святых князей Бориса и Глеба. На третий день беспомощного положения входят к Мартину святые мученики Борис и Глеб явно, в своем виде, как пишутся они на иконе, и говорят: «Чем ты болен, старец?» Он рассказал им о своей болезни. «Не хочешь ли воды?» — спросили они. «О, господа мои, — отвечал он, — уже давно жажду». Один взял ведро и принес для старца воды, а другой взял ковш и напоил старца. Блаженный Мартин благодарил их: «Да умножит Господь Бог годы жизни вашей, господа мои, возьмите сами хлеб и соль и кушайте, а я уже не могу послужить вам». Они отвечали: «Нет, побереги себе; мы уйдем, а ты не болей и усни» — и перестали быть видимы. А старец оказался здоровым, сам встал, прославил Бога и святых мучеников. Он жил еще год. Об этом рассказал он духовному отцу своему. Июнь 28 Ксенофонт Робейский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Память его празднуется 21 июня и в 3-ю Педелю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых В городе Турове был монастырь свв. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь жил и повар Мартин, он служил поваром при епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии. Епископ Георгий уволил Мартина со службы по старости его. Благочестивый старец не хотел расставаться с монастырем, он принял монашество и жил на монастырских землях на выгоне. Живя один, он часто бывал болен, в приступах болезни он не мог служить даже себе самому. Усердно призывал он на помощь свв. угодников Бориса и Глеба. На третий день ему явились святые князья страстотерпцы и исцелили его, напоив водой. Блаженный Мартин выздоровел и славил Господа и его угодников. Прожил после случившегося св. Мартин еще год. Святитель Нифонт, епископ Новгородский (+ 1156) Память его празднуется 8 апр, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Нифонт,  постриженник Печерского монастыря, был возведен на Новгородскую кафедру в 1130 г. Новгородцы высоко ценили его как храмоздателя и знатока церковных канонов. Он реставрировал Софийский собор и создал в Новгороде и других городах много храмов.  Святитель не признал  неканоничного митрополита Киевского Климента, поставленного на кафедру без участия Патриарха Константинопольского, по воле вел. князя Изяслава II Мстиславича, и благословленного символически «главою св. Климента, Папы Римского». За это он был послан в почетное заточение в Печерский монастырь, пока его не освободил вел. князь Юрий (Георгий) Долгорукий и он не  возвратился в Новгород, к великой радости своей паствы. Константинопольский Патриарх в своем послании сравнивал его с древними святыми отцами, столпами православия.  Когда епископ Нифонт поехал встречать нового канонического митрополита Киевского Константина, присланного из Константинополя, он остановился в Печерском монастыре. Здесь явился ему прп. Феодосий, который сказал: «Хорошо ты сделал, брат и сын Нифонт, что приехал сюда. Отныне ты будешь неотлучно пребывать с нами» В свитке, который он держал в руке, было написано. «Се аз и дети, яже ми даде Бог» 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Св. Севир был пресвитером в одном из селений в Италии, Интерокрине. При высоко благочестивой жизни он ревностно проходил свою службу. Следующий случай в его жизни показал, что он был угоден Богу. Однажды, некто из его прихожан, сильно заболев, послал просить Севира, чтобы тот пришел исповедать его и причастить св. таин. Между тем Севир, занимаясь в своем винограднике, замедлил, и больной умер. Узнав о смерти уже на пути к больному, св. пресвитер начал со слезами молить Бога о прощении грехов умершему. И умерший ожил и рассказал следующее: «Когда я умер, то страшные эфиопы взяли мою душу и повели в темные места; но скоро явились светлые мужи и освободили ее, сказав, что Господь, по молитве Севира, возвращает меня к жизни». Тогда Севир исповедал и причастил ожившего, и он после того снова скончался. Блаженный Мартин сначала служил поваром у туровских епископов (Туров – ныне местечко в Минской губернии). Уволенный от должности по старости, он принял монашество и проводил остаток своей жизни в благочестии, живя при монастыре святых Бориса и Глеба в Турове, часто бывал болен вследствие тяжелых трудов в молодости. Однажды, за год до смерти, когда лежал Мартин, изнемогая от болезни и жажды, святые князья Борис и Глеб, явившись ему, напоили его и исцелили от болезни. Жил св. Мартин в XII в. Преподобный Серапион был одним из пленных казанских татар. Приняв крещение, он так полюбил Христа, что решился оставить мир и посвятить себя иноческой жизни. На пустынном берегу озера Коже (Каргопольского уезда) Он встретил подвижника Нифонта и остался жить с ним. Когда узнали о подвижниках, то стали являться к ним люди, желавшие подвизаться под их руководством. Собралось достаточное количество пустынников, и тогда начали хлопотать о построении обители. Скоро Нифонт умер, и св. Серапион уже один устроил обитель в 1590 г. Скончался он в 1611 г. Праздник воспоминания победы под Полтавой учрежден в 1709 г. в память славной победы, одержанной императором Петром над шведским королем Карлом XII. Швеции хотелось оторвать от России в свою пользу частицу ее владений. И вот Карл XII, молодой шведский король, прославившийся победами, вступил во внутренние области России и, при содействии изменника Мазепы, гетмана Малороссии, достиг самой Малороссии. У Карла было сильное и хорошо вооруженное войско. Но русский император Петр Великий возложил надежду на Господа, не раз благодеявшего России, и в сознании правоты дела решился выступить против шведов, хотя и с не особенно обученным войском, и – надежда его на Бога оправдалась. Он одержал славную победу над шведами 27 июня под г. Полтавой. Церковь русская, усматривая в сей победе несомненную помощь Божию, учредила празднование победы в день ее, 27 июня, с особой службой на сей случай. В Санкт-Петербурге построена церковь св. преподобного Сампсона в память полтавской победы. 28-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Великий святитель русской церкви, св. Кирилл, родился в Турове, на р. Припети, от богатых родителей. Отказавшись от богатого наследства, он принял монашество в туровском борисоглебском монастыре, там же, где подвизался блаженный Мартин, которого посетили мученики. 976 Не довольствуясь строгой жизнью обыкновенного инока, блаж. Кирилл, по примеру великих столпников востока, заключил и себя в столпе. Святость жизни его и его высокое просвещение обратили на него общее внимение: к нему обращались за советами для духовной жизни и он, еще будучи на столпе «многа божественна писания изложи». 977 Потому естественно, что по смерти туровского архипастыря общее желание избрало его в епископа туровского. В звании архипастыря он присутствовал в 1162 г. на соборе, осудившем преступного по своей страшной гордости владимирского епископа Феодора 978 , и принимал особенное участие в обличении его: «Феодорца, говорит древнее известие, за укоризну тако нарицаема, от божественных писаний ересь обличи». Пастве своей с ревностью предлагал он поучения в храме, и эти поучения столько прославили его, что в. к. Андрей Боголюбский желал читать их, и читал с уважением. 979 Блаж. пастырь по любви к уединенной жизни в 1182 г. оставил кафедру архипастыря и проводил последнее время свое в молитве. Но, не преставая любить спасение других, он по движениям св. любви писал наставления. Так писал он послание к избранному из белых священников печерскому настоятелю Василию, на посвящении которого в авг. 1182 г. видим по летописи туровского епископа Лаврентия. 980 Святитель – подвижник скончался 28 апр. 1183 г. Он оставил для нас драгоценные памятники своего духовного просвещения. По древнему житию он «злато словесный учитель, светлым учением богоразумия своего просветивший концы русские». Ныне известны до 12 слов его 981 ; 24 молитвы его и покаянный канон дышат самым живым благочестием и могут возбуждать и питать благочестие. 982 Повторим здесь молитву его на день воскресный. «Слава Тебе, Христе Боже мой, что Ты удостоил меня видеть день преславного воскресения Твоего, в который Ты освободил души праведных, бывшие связанными во аде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На листе, приклеенном к нижней доске, запись «лета 7065 (1557) апреля (1) куплена у Ивана у Данилова, дана 4 рубля з гривною. На л. 428 об. внизу запись XVII в. «поп Юрьи Захарвин сын продал есми половину Пролога Ивану Влижнику и рук приложил. 19 Среди обычных греческих памятей, отметим следующие славянские и русские св. Вячеслава чешского (4 марта), Слово о Исакии мнисе (печерском затворнике – из Патерика) 27 апреля, пренесение мощем святую славную мученику Бориса и Глеба – 2 мая; успение преподобного Феодосия печерского – 3 мая, на это же число положено слово от жития Феодосия о явлении ему Богородицы; слово о Антонии чреноризци, бывшем в Руси, начальнику Печерского монастыря; преподобного Мефодия епископа моравского; слово о Мартыне мнисе, иже бе Турове, у церкви святою мученику, един жевый о Бозе. Нач. Некто старец именем Мартин бысть прежде повар епископом туровским Семиону, Игнатию, Иакиму. Сего епископ Георгий свободи старости ради и бысть мпих. Успение блаженной книягини Ольги – 11 июля; блаженных мучеников – Варяга и сына его Иоанна, – убиенных в Киеве. – 12 июля успение блаженного и великого князя Владимира – 15 июл; память святых мученик, иже в Болгарии – 23 июля; страсть св. Бориса и Глеба – (начальник убийц Глеба назван Горясером) – 24 июля пренесение гробом Бориса и Глеба 11 августа. Кроме житий, в Прологе есть русские слова, поучения, повести и рассказы. 5 . Сборник 1562 года. Рукопись 8, полууст., 481 л., в старинном кожаном переплёте. На лл. 17–24 запись: «сию книгу авва Дорофеа дал Пречистой Богородици в Свинской манастырь Троицы живоначальной Сергиева монастыря архимадрит Феодосей 7100 (1592)-го, а писана сея в год 7070 (1562)-го». На 1 л. почерком XVII в.: « авва Дорофей да Петр Дамаскин , дал Феодосей». На верху л. 1 надпись: «сия книга Дорофея». Название Дорофея дано Сборнику потому, что боьшую часть Сборника занимают асктеические творения аввы Дорофея. По описи 1681 года рукопись эта – книга Дорофея в полдесть – значится под 5. л. 1. Начала статьи нет: нач. «и плотские мысли да блюдися, егда когда тех приати помыслиши, их же отметанием отвержеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Подвижничество Антония и Феодосия Печерских продолжили их последователи, вдохновленные примером аскетической жизни родоначальников русского иноческого жития и удивительными благодатными плодами, приобретенными ими в процессе духовного делания. Желание уподобиться в делании своим духовным наставникам и достичь их высокого состояния чистоты и святости стало главным стимулом для русских монахов того времени. Были на Руси в этот период, называемый «домонгольским», и другие светочи иноческого благочестия: преподобный Авраамий Ростовский; преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский; святитель Сильвестр, епископ Переяславский; преподобный Антоний Римлянин, Новгородский; преподобный Мартин Туровский, блаженный; святые жены-монахини: преподобная Анна, княжна Киевская, преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая. Все они были яркими самобытными личностями, каждый явил в своей жизни идеал самоотречения во имя Христово и пример самораспятия на кресте борьбы с врагами монаха – миром, плотью и диаволом. Однако в большинстве своем эти яркие личности не оставили после себя, кроме примера собственного подвига, никакой духовной школы или традиции в преемственности передачи опыта монашеской жизни, в отличие от подвигоположников Киево-Печерской лавры. Это объяснимо: они и сами достигли высот духа не вследствие обучения аскезе у духовных наставников, но благодаря личному горению любви ко Христу и предельному накалу духовного подвига. Для новоначальных иноков, не имеющих еще такой великой благодатной ревности о стяжании совершенства, но также желающих идти узким путем иноческого жития, необходимо руководство или школа правильного духовного развития, что невозможно без богодухновенного старчества. Значение старчества для истинной монашеской жизни настолько велико, что преподобные отцы отождествляли отношения учеников к духовному отцу с отношением апостолов ко Христу: «Путь, егоже шествуеши, апостольский е, и якоже они благоговеинство имяху к Господу нашему Иисусу Христу, тако бо и мы къждо к своему отцу должны есмы имети, единою своего хотения отрекшеся, якоже то Сам Господь нас научи, снидох с небесе, рече: «Не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин. 6, 38 )» 22 . На святоотеческие слова опирается отец Иероним, когда наставляет свою братию: «Отцам и братиям в строгую обязанность поставляется, чтобы твердо и неизменно хранить старчество, ибо старчество установлено примером Самого Господа нашего Иисуса Христа. И оно есть основание нашего монашеского жития». 23

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010