Прииди ныне духом, священный пророче Захарие; дай начаток нашему слову от твоих прорицаний о вознесении на небеса Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо ты не в притче, а ясно показал нам это, говоря: и изыдет Господь и ополчится и все святые Его с Ним, в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток ( Зах.14:3–4 ). Желаем и прочее уведать от тебя, а о брани бывшей на общего врага диавола мы знаем от Исаии, видевшего серафимов ( Ис.63:3, 8 ). Сам Господь наш Иисус Христос один ополчился на все бесовские силы и ниспроверг власти тьмы; «попрал Я их, – сказано, – в ярости Моей и испепелил их в гневе Моем и все ризы Мои окровавил, победил их, и снишел туда, где сокрыты пленники Мои и всех избавил крепкою мышцею Моею, и сказал: не люди ли это Мои и чада Мои?». Все это сказано о страдании Господнем и о сошествии Его во ад. Там Он победил крестом темные силы и извел всероднаго Адама со всеми племенами и народами. Людьми называет Господь всех язычников, за грехи свои сведенных во ад, а чадами – называет тех, которые скончались, будучи под законом. Над всеми воцарился грех и властвовал чрез смерть от Адама даже до Христа; и изведши из сей жизни посадил людей в преисподних ада, окованных нищетою и железом: беззаконий бо ради своих смиришася ( Пс.106:10–17 ). Но Христос, сокрушив врата ада, избавил их от бед, расторг их узы, извел их из тьмы и сени смертной и в течение сорока дней разделил свою радостную добычу: радуйтеся со Мною, – сказал Он, – яко обретох погибшую драхму, то есть души всех человеков, всех племен и народов. И ввел Господь избавленныя души в разные места своих обителей, иных в рай с разбойником, иных с Адамом в Едем сладости, иных с Авраамом в пребывание в вечной жизни, а души всех язычников поселил во свете Своем на водах упокоения ( Пс.22:2 ). Ибо за всех, чрез прелесть змия падших телом, и сам Иисус в том же теле пострадал, и воздаст каждому по делам в последний день, когда придет судить всему миру. Так и сказано было ангелами апостолам на горе Елеонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Уповающий на Господа «достойнее изо всех скорбящих». Как гора Сион, он «не подвигнется вовеки» (инок Фома, 9:309). Пред ним Господь пошлет хранителя – «ангела Своего» (10:385). Христианину не подобает возлагать надежду на серебро и золото, а не «на все дающего Бога» (старец Филофей, 10:437, 439), или просить во что бы то ни стало исполнения его воли, а не Божией, устрояющей все на пользу нам, «ихже мы плотнии не вемы» («Стословец», 3:8). «Лучше уповать на Господа… ведает Господь, как пропитать Свою тварь, как оборонять и спасать бедных» (блаж. Николай Святоша, 22:163). Лучше предать себя в волю Божию, ибо «если Бог кому не благоволит, то не сможет человек исполнить своего замысла» (Хронограф 1512 г. 10:383). Не должно впадать в уныние, а тем более в отчаяние, даже тогда, когда совершен какой-либо грех , ибо милость Господня велика: Он помогает человеку очиститься, стать на путь добра, милует его (св. Кирилл Туровский , 1:119). «Согрешили мы, Господи, совершили перед небом и перед Тобою», – каялись, молились православные люди в день печали, но не теряли надежды: «Ты, Владыка, не хочешь погубить творение рук Твоих и не жаждешь погибели людской, но хочешь, чтобы все спаслись и обратились к истине. Поэтому-то и мы, недостойные, будучи созданием и творением Твоего Божества, не теряем надежды на твое спасение и, уповая на Твое беспредельное милосердие, припадаем к Тебе, и следуем за Тобой, всем сердцем молим и жаждем («ищем») милости Твоей. Пощади, Господи, пощади» (9:247). Преподобный Сергий Радонежский, наставляя братию надеяться на Бога, учил: «Зачем скорбите, братия? Зачем смущаетесь? Уповайте на Бога; ведь написано: «Посмотрите на древние роды и увидите: кто уповал на Бога – был постыжен когда-либо? Или кто верил в Господа – посрамлен был? Или кто пребывал в страхе Его – и оставлен был? Или кто призвал Его – и не был услышан и призрен был Им?» Ведь Господь говорит: «Не Я ли есть податель пищи…» Ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога» («Житие», 8:345, 351; см. также «Поучение Феодора Студита о том, еже не отчаятися своих ради грехов Божия милости», 2:79–80; «Повесть о Тимофее Владимирском» – священнике, впавшем в великий грех , 10:59–67).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Что касается языка, которым выражал свои мысли митрополит Фотий, то он отличается чрезвычайною темнотою и запутанностию. Причина этого лежала, с одной стороны, в плохом знакомстве проповедника с русским и славянским языками, в чем сам он сознается (см. послание в киево-печерский монастырь), а с другой стороны — в желании его выражаться не просто, а витиевато. Вот почему, после митр. Иллариона и Кирилла туровского, митр. Фотий, вместе с и. м. Киприаном и Григорием Самвлаком , служит у нас представителем византийского риторизма в конце XIV–XV веков. Близкий перевод сочинений Фотия на русский язык оказывается очень трудным, а по местам и невозможен, по неясности выражений. Сочетание слов иногда такое неправильное, что нередко трудно бывает добиться смысла, какой заключается в них. Поучение Фотия, митрополита Киевского и всея России, по случаю бездождия И о том, что если мы от всего сердца нашего не отпустим друг другу согрешений, и если не будем безропотно переносить посылаемые на нас за грехи наши бедствия, и если не острежемся не отвратимся от зла, то и Бог не отпустит нам согрешений наших; если же мы будем роптать на Бога и не будем благодарить Его, то не только подвергнет нас еще большим бедствиям, но и вечному мучению предаст Иногда Господь наш И. Христос прямо беседует, иногда же учит притчами. И так делает он с тою целию, чтобы слушающим представить вещи в более занимательном виде, с одной стороны; а с другой — чтобы оставить в душах наших постоянную память о том, о чем говорится; ибо приточный образ выражений делает учение удобопонятнейшим и унывающих побуждает к послушанию. Такую притчу сказал Господь: царствие небесное подобно человеку-царю, который восхотел судиться с рабами своими. И когда он начал судиться, то приведен был к нему тот, кто должен был ему десять тысяч талантов. Но поелику он не имел чем заплатить, то господин его приказал продать его, и жену его, и детей его, и все, что он имел и заплатить долг. Дети мои! Поистине страшна сия притча. Страшны подобные слова и ужасен ответ! Страшна эта притча для тех, которые преступают заповедь Божию! Научимся же из предложенной нам притчи прощать не соглашающихся с нами и согрешающим против нас. Ибо если мы отпустим согрешения против нас нашим ближним, то и Бог отпустит нам согрешения наши: если же мы не отпустим и не простим, то и от Бога не будем иметь прощения и помилования, но будем подвержены вечной муке и ужасным бедствиям.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Во всех этих событиях Кирилл Туровский занимал сторону киевского митрополита. Более того, именно об обличении Феодорца, как главной заслуге Кирилла, говорится в его проложном Житие. Кирилл Туровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. За свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван " вторым Златоустом " , " просиявшим на Руси " . Большой корпус произведений Кирилла Туровского, который дошел до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого древнерусского мыслителя в русском обществе. И это, конечно, не случайно, ведь Кирилл Туровский, как яркий, талантливый художник, великолепно владеющий словом, образом, стилем, умеющий так выстроить композицию, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевает. Не стоит забывать и другого факта — Кирилл Туровский писал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу в XII–XIII bb. Из сочинений Кирилла Туровского особый интерес представляет его " Притча о человеческой душе и теле " (другое название — " Повесть о слепце и хромце " ). Это и другие произведения Кирилла Туровского неоднократно исследовались и публиковались. Произведения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви. И это было вполне заслуженно, ведь его сочинения отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. Один из первых исследователей его творчества И.П. Еремин отмечал, что именно Кирилл Туровский довел до совершенства метод символически-аллегорического толкования Священного Писания, сочетая смелую образность изложения с изысканной стилистикой и настоящей художественностью слова. Причем, Кирилл не ограничивал себя лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. Так, используя небольшой эпизод об исцелении Иисусом Христом человека, страдающего параличом (Ин, 5:1–19), Кирилл Туровский пишет " Слово о расслабленном " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

1485 Впрочем, имея в виду наклонность к компиляторству позднейших церковных ораторов греческих, мы не удивимся, если и относительно Кирилла Туровского будет найдено и доказано, что он более компилятор, чем самостоятельный оратор. 1486 Не знаем, какой был обычай у современных Кириллу проповедников греческих, но он сам сказывал свои слова по тетрадке (а не наизусть), подобно тому, как это делают наши нынешние проповедники (см. слово на неделю святых Отец).– Преосвященный Антоний в своей, написанной против нас по поводу наших речей о Кирилле Туровском , критической заметке, имеющей заглавие: „Древнерусская проповедь и проповедники в период до-монгольский”, поставляет на вид против всех (подобных нашим) соображении тот, красноречивее всяких слов говорящий, факт, что проповеди Кирилла Туровского в древней России были весьма популярны (во 2 издании сборника статей: „Из истории христианской проповеди”, стр. 304 sub fin). Но, не имея качества учительности и назидательности, проповеди Кирилла Туровского весьма имеют качество занимательности, а этим вполне н объясняется их популярность. Считаем нужным заметить, что наше мнение о проповедях Кирилла Туровского не есть мнение одинокое или одиночное, – что в существе оно согласно с мнением преосвященного Макария, – История т. III, издание 2 стр. 128, и что оно есть почти совсем одно и то же с мнением И. Я. Порфирьева , – Истории русской словесности часть I, издание 4 стр. 397 sqq. И наиумереннейший в своих отзывах А. В. Горский называет красноречие Кирилла Туровского „цветистым красноречием”, см. в его статье: „О древних словах на святую четыредесятницу”, напечатанной в XVII части Прибавлений к Творчествам святых отцов, стр. 49 нач.). 1487 Кроме восьми указанных церковных слов, относительно принадлежности которых Кириллу все согласны, читаются в рукописях между его творениями и ещё два церковных слова, принадлежность которых Кириллу отрицается, а, во всяком случае, подвергается весьма большому сомнению; это слова: в 5 неделю по Пасхе и на Пятидесятницу (читаются они между творениями Кирилла Туровского в пергаминной рукописи XIII-XIV века бывшей Толстовской, – по описанию Строева I отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борис Туровский: Грузинские власти пытаются подорвать территориальную целостность России Известный общественный деятель прокомментировал решение Грузии ввести безвизовый режим для жителей российского Северного Кавказа 12.10.2010 383 «Не вызывает никакого сомнения, что решение режима Саакашвили о безвизовом режиме для жителей Северного Кавказа направленно на подрыв территориальной целостности России», - заявил в интервью «Русской народной линии» известный общественный деятель, начальник Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена (РИС-О) Борис Туровский , комментируя решение Грузии ввести безвизовый режим для жителей российского Северного Кавказа . Как отметил Б.Туровский, «само по себе подобное решение, когда сопредельное государство, с которым официально разорваны дипломатические отношения, вводит безвизовый режим для части граждан России, проживающих на определенных территориях, является абсурдом». «Несмотря на заявления МИДа Грузии о том, что это не имеет никакого отношения к политике, очевидно, к каким политическим последствиям может привести такой жест «доброй воли». Ведь, по сути, подобный шаг можно расценить как неформальное признание независимости этих российских территорий. А, это значит рост сепаратистских настроений и в без того проблемном регионе. И, следовательно, всплеск терроризма», - продолжил Б.Туровский. «Полагаю, что заокеанские хозяева нынешнего грузинского правительства приступают к реализации очередного плана по дестабилизации и развалу нашей страны. Хочется надеяться, что у нынешнего правительства РФ хватит ума и воли поубавить «гостеприимства» Грузии», - заключил Борис Туровский. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/12/bo...

Хотя многие сюжеты Кирилл по традиции заимствовал из известных источников (их перечень показывает осведомленность Кирилла в литературе, истории и науке того времени), обработка их является оригинальной, это художник, который может вдохнуть новую жизнь и в вечный сюжет мировой литературы – об умирающем и воскрешающем Боге (как в четвертом Слове), ο преступлении и наказании (как в «Повести ο слепце и хромце»). Из числа риторических произведений Кирилла публикуется Слово, наиболее полно отразившее связь с некоторыми жанрами народного творчества, формы которого Кирилл искусно использовал; народный плач, философская речь на диспуте, вдохновенное пророчество умело вплетены в эпически последовательный ряд событий. Передать всю тонкость и красочность древнерусского языка Кирилла и нервный, сбивчивый ритм его прозы на современный язык почти невозможно, поэтому при чтении необходимо следить за оригинальным текстом. Текст Притчи ο человеческой душе и ο теле (Повесть ο слепце и хромце) дается по изданию: И. П. Еремин. Литературное наследие Кирилла Туровского . – ТОДРЛ, т. XII. М. – Л., 1956, с. 340–347; Слово ο снятии тела Христа с креста – по изданию: И. П. Еремин. Литературное наследие Кирилла Туровского . – ТОДРЛ, т. XIII. М.–Л., 1957, с. 419–426; Слово о бельцах и монашестве публикуется по рукописи XVI в., РНБ, собр. Титова, 2074 (522), л. 304–320 (изд.: Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского : ТОДРЛ, т. XII, М.–Л., 1956, с. 348–354); Слово ο расслабленном – по рукописи XIII в., РНБ, собр. Толстого, F. n. I. 39, л. 16–23 (изд.: Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского . – ТОДРЛ, т. XV. М.–Л., 1958, с. 331–335); Слово на Вербное воскресенье – по рук. XIV в., ГИМ, Чудовское собр., 20, л. 178–181 (изд.: Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского .– ТОДРЛ, т. XIII, М.–Л., 1957, с. 409–411); Послание κ игумену Василию ο схиме – по рукописи в., ГИМ, Синодальское собр., 935, л. 11–14 об. Хорошо же, братья, и очень полезно понимать нам Святого писания смысл: это и душу делает целомудренной, и к смирению направляет ум, и сердце на стремление к добродетели изостряет, и самого человека делает благодарным, и на небеса к Божьим заветам мысль устремляет, и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: Борис Туровский «Налицо все факты откровенной накрутки» В Российском Имперском Союзе-Ордене считают, что при голосовании за название парка в районе проспекта Добролюбова в Санкт-Петербурге были допущены нарушения 05.09.2019 «Хочется надеяться, что у руководства страны хватит смелости пойти на этот шаг» По мнению Бориса Туровского, предоставление Россией политического убежища Сноудену сделает мир многополярным 02.07.2013 Православный человек не может не быть монархистом Начальник Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена Борис Туровский о востребованности монархической идеи в современной России 26.03.2013 Борис Туровский: «По сути, закон обязывает священников совершать самоубийство» Известный общественный деятель о решении датского парламента обязать священников «венчать» извращенцев 12.06.2012 Карты раскрыты, маски сорваны Борис Туровский о борьбе Госдепа США и петербургских извращенцев за легализацию в России педофилии 28.11.2011 Все статьи Борис Туровский Последние комментарии Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»? Новый комментарий от учитель 06.04.2024 00:13 Альенде vs Пиночет Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 20:56 Мигранты и их дети Новый комментарий от Человек 05.04.2024 20:36 Вы требуете вернуть смертную казнь? Новый комментарий от С. Югов 05.04.2024 20:21 К демографии нужно сегодня отнестись как к фронту! Новый комментарий от Человек 05.04.2024 19:54 «Это был символический расстрел самой России» Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 18:06 Неизвестное об известном Новый комментарий от Русский Иван 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Пишите нам по адресу info@ruskline.ru Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/news_rl/2009/08/03/ro...

1458 Ограничимся указанием на следующие работы: Якобсон Р. О. Гимн в Слове Илариона о законе и благодати//Jakobson Roman. Selected Writings. Vol. VI. Early Slavic Paths and Crossroads. Part Two. Medieval Slavic Studies/Ed., with a preface, by Stephen Rudy. B.; N. Y.; Amsterdam, 1985. P. 402–414; Якобсон Роман и Леви-Стросс Клод. «Кошки» Шарля Бодлера//Структурализм: «за» и «против». С. 231–255; Якобсон Р. О. Русские отголоски древнечешских памятников о Людмиле//Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. М., 1976. С. 46–50; Ерёмин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского (1962)//Его же. Литература Древней Руси: (Этюды и характеристики). М.; Л., 1966. С. 132–143; Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1–2; Сазонова Л. И. Ритмико-синтаксические элементы в «Изборнике 1076 года»//Культурное наследие Древней Руси. С. 38–42; Лотман Ю. М. Риторика//ТЗС. Тарту, 1981. Т. 12. С. 5–32; Плюханова М. Б. Риторический стиль Авраамия Палицына: (Символизация грамматических категорий)//ТЗС. Тарту, 1987. Т. 21. С. 42–53; Черторицкая Т. В. Стилистическая симметрия в архитектонике Торжественных слов Кирилла Туровского //Вопросы сюжета и композиции. Горький, 1984. С. 18–24; Двинятин Ф. Н. Топика и бинарные конструкции в Торжественных словах Кирилла Туровского : (к постановке проблемы)//Вестник СПбГУ. 1994. Сер. 2. Вып. 2. С. 49–57 (много ценных идей); Его же. Традиционный текст в Торжественных словах св. Кирилла Туровского . Библейская цитация//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1995. Сб. 8. Мы уже не говорим о трудах А. Н. Веселовского, Э. Р. Курциуса, В. П. Адриановой-Перетц и др. 1459 О роли гомеотелевтов как предшественников рифмы в новейшей европейской литературе см.: Аверинцев С. С. Рождение рифмы из духа греческой «диалектики»//Его же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 233–249 и 304–306. 1460 Особой интереснейшей проблемой встает вопрос о том, отличался ли письменный текст гомилий (который – возможно, в некоей доработке учеников и позднейших переписчиков – мы в состоянии лицезреть сегодня) от текста устного, реально произнесенного перед аудиторией. К сожалению, сохранившиеся немногочисленные сведения в «Энкомии» патр. Филофея не позволяют дать сколько-нибудь развернутый ответ на этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

С еретическим учением Ария и с опровержением его в домонгольской Руси знакомили специальные сочинения: четыре Слова против Ария, переведенные на славянский язык еще в начале X века Константином, еп. Болгарским, по поручению царя Симеона, из слов Златоуста в рукописи так называемой Супрасльской: «Слово о св. Фоме апостоле и против ариан», Кормчая и др. Но ближайшим источником сведений о Никейском соборе для Кирилла Туровского послужило небольшое повествование, помещавшееся в Торжественниках и Златоустах, как особое поучение на шестую неделю по пасхе, под заглавием: «Слово о соборе святых отец 318, сшедшихся в Никии проклинати Ария еретика». Слово это встречается уже в самых древних рукописях, (напр. в Новг.-Соф. 1261 л. 8–10, перг. XIII–XIV в.), постоянно встречается потом в рукописных Златоустниках (см. напр. Новгор.- Coф. XVI в., л. 246 об.), переходит в Печатные (см. Почаевское изд. Златоуста л. 73 об. и сл.) и вносится даже в Толковое Евангелие Кирилла Транквиллиона (л. 177 об. и сл.). В последнем интересно, между прочим, отметить образчик компиляции, представляющей буквальное заимствование из Слова Кирилла Туровского , с расширением и распространением его текста (см. начало), с внесением целиком повествования Златоустников о соборе (л. 178 об.) и с собственными добавлениями составителя Толкового Евангелия. О фактической недостоверности подробностей рассказа о соборе, разумеется, не только при Кирилле Туровском, но и во времена Кирилла Транквиллиона – не могло быть и речи: сообщаемые им сведения принимались за несомненно достоверные. Так, между прочим, в Слове Кирилла Туровского , как и в названном повествовании, число отцов собора, подавшее повод к отысканию в нем таинственно-символического смысла – 318, тогда как их было никак не свыше 300, папа Сильвестр совсем на соборе и не присутствовал, Константин был крещен Евсевием и пр. (Робертсон, Истор. хр. цер. т. I стр. 189,190,198). 346 Поучения – на Пентикостье (Пятидесятницу) и о Самаряныни. – Эти два поучения, обыкновенно, приписываются только Кириллу Т., но не считаются несомненно ему принадлежащими, потому что в древнейших списках встречаются без надписания его имени (хотя и другие его произведения в рукописях также нередко встречаются без его имени) и не подходят по слогу и характеру изложения к подлинным его Словам (хотя, как мы говорили выше, и это доказательство непринадлежности ему этих поучений нельзя считать прочным).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010