Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @10943@ Подпись к иллюстрации: Прп. Мартин Туровский Размер файла: 73.19 Кб Кто разместил: Меломан280889 Дата размещения 10.07.2014 19:11:56 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/10943.html

488 Переслав. л. 108. 109, Собр. л. 1, 181. 182. Никон. л. 2, 298. Иловайского ист. рязан. княжн. 77–83. 491 Повесть о житии кн. Петра. ркп. и печ. пролог 25 июля. Стихира службы: «от юности своей, работая Христу, познали вы Сущего в мире, как единого славного. Потому угождали Ему милостынею и молитвами. И по смерти подаете вы исцеление всем почитающим вас, Петр и Феврония». 493 Ростов. кн. стр. 32. Собр. л. 1, 191; 7, 134. 244. Ник. л. 2, 358. Святцы: «св. благов. князь Петр и благов. к. Феврония, муромские чудотворцы (по сп. общ. ист. 231 «во иноцех») преставившаяся в г. 6735 м. июня в 25 д.». Год кончины по летоп. 1228. И если по летописи скончались в апреле, то 25 д. июня надобно признать за день открытия мощей. На иконе русских святых князь и княгиня в иноческих одеяниях с подписью: «пр. кн. Петр муромский, пр. Феврония муромская». 496 Ак. э. 1, 213. Из двух канонов к. Петру и Февронии один написан иноком Пахомием, написавшим житие и службу яросл. кн. Константину, другой – «творение Михаила мниха», написавшего службу к. Александру. Муз. Румянц. 593. 696. Царского 563. 497 В святцах устава 16 в. (Толстого 1. 100) июня 25 «благов. кн. Петр и кн. Феврония муромские чудотворцы». В летописце 1715 г. записали: «того же (1693 г.) июня 25 на память благов. кн. Петра и кн. Февронии, до иночества Давида и Евфросинии, муромских новых чудотворцев», праздновали в соборе восшествие на престол ц. Иоанна и Петра. Север. архив 1826 г. ч. 19. 225. 498 Никон. л. 7, 130. По писцовой книге 1687 г. каменный храм, где «лежат муромские чудотворцы к. Петр и к Феврония», строен был ц. Иоанном Вас., «образ муромских чудотворцев на золоте», обложенный серебром и каменьями, – приношение того же царя. Владим. сборн. стр. 141 м. 1857 г. 501 Собр. л. 1. 186. 2, 19. Догадка, будто старец Мартин разумел пинского князя Ярослава Георгиевича, известного в 1184 г. (Карам. 2 пр. 415. 3 пр. 64) вовсе не «всего естественнее» (Макария ист. р. ц. 3:256). Напротив, вовсе непримирима со временем епископа Иоакима, тогда как Ярослав Юрьевич с 1146 г. князь туровский и епископ Иоаким 1144–1146 г. точно современники в Турове.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

328 Не вкуси того древа Трефис ефесин и Николае... – Β некоторых неканонических текстах рассказывается ο христианах, отрекшихся от Христа и потому лишивших себя пребывания в раю: Трефисе из Эфеса, об одном из семи дьяконов-отступников Николае. 329 Точию не отчаим себе, яко Июда... – Иуда, предавший Христа, получил тридцать сребреников, которые хотел положить в храме во искупление крови; жрецы не приняли этих денег, и тогда, в отчаяньи их бросив, Иуда ушел и удавился. Β Евангелии рассказывается также ο саддукеях, религиозной секте в Израиле, которые не верили в воскресение после смерти и потому, в частности, требовали женитьбы на жене умершего брата. 330 Пишить бо Моисий... «Постави... ангел Божии». – Даются выдержки из речей Моисея, пророка Иеремии и апостола Павла ο «пределах народам» и общности всех народов перед лицом Бога. 331 Β Иезекили бо нам въскресения надежю показал есть. – Β Книге пророка Иезекииля говорится ο видениях и словах пророка, который повелением Бога дал надежду на восстановление Израиля, несмотря на разрушения, болезни и гонения, которые претерпел народ за свои страшные грехи. Здесь Кирилл упоминает слова Иезекииля, который оживил поле, полное сухих костей: «И когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них». Когда же по слову Бога под действием четырех ветров «вошел в них дух,– и они ожили, и стали на ноги свои...» ( Иез. 37, 7–8:10 ). 332 Се же все самъ Творець дйствуеть... – Согласно христианскому учению, жизнь движется по модели, обозначенной Богом: сначала появляется материя, затем ее оплодотворяет дух – смысл соотношения этих субстанций постоянен, но применительно κ каждому конкретному случаю он является новым; антитеза души и тела – основное содержание символической части повести – на это указывает и заглавие ее. 333 ...в кромшней мученья темниц. – Обычная для Кирилла игра слов: кромешный – это внешний, в данном случае внешним является мир по отношению κ небесам, тело по отношению κ душе, княжеская власть по отношению κ Божеской и т. д., а также и хромец – вне сада.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

339 Днесь, Симеоне, постиже мя проречение... – Благочестивому жителю Иерусалима Симеону было предсказано, что он не увидит смерти, пока не повстречается со Спасителем; когда он увидел в храме младенца Христа с Иосифом и Марией, то, вдохновенно признав в младенце Спасителя, произнес знаменитую речь, начинающуюся словами: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по слову твоему». Β числе проречений, связанных с искупительной жизнью Христа, Симеон дал Марии и следующее: «И тебе самой оружие пройдет душу,– да откроются помышления многих сердец». Эти слова Симеона и обыгрываются в плаче Богородицы, получая новый смысл. 340 Вси бо тя оставиша... – Напуганные возможными карами, ученики и друзья Иисуса покинули его, предали (как Иуда) или отреклись (как Петр). Похвала Иосифу, которой кончается Слово, отмечает мужество Иосифа, не устрашившегося возможного наказания за свои действия: во всей античной литературе подобные действия считались героическими. 341 ...его же Сыномь Божиемь нарицяхуть книжьници... – Намек на споры ο божественном или царском ранге Спасителя. 342 ...о нем же, провидя, Захария тако написа... – Β Книге Пророка Захарии говорится ο «высокой цене, в какую они оценили меня» – тридцать сребреников, которые Захария по велению Бога бросил в храм для горшечника. Β этих монетах видят прообраз тех тридцати сребреников, которые получил Иуда за предательство Христа, хотя сребреники Иуды в храме не приняли: на них купили землю горшечника (скудельника), чтобы хоронить там нищих. 343 ...о нем же прорече Каияфа... – Иерусалимский первосвященник Каиафа во время разбирательства дела Христа сказал: «Лучше для нас, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб», и предсказал, «что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божьих собрать воедино» – «с этого дня положили убить его»,– добавляет евангелист. Тема неотвратимой жертвенности, основная в этом «Слове...» Кирилла, обосновывается всесторонне и тщательно. 344 ...о нихь же рече Иеремия... – Β Книге Пророка Иеремии говорится ο том, что пастухи (т. е. скотоводы) растоптали и разрушили сады (творение рук земледельцев): «Истоптали ногами участок мой, любимый участок мой, сделали пустой степью, сделали его пустынею, и в запустении он плачет, передо мною вся земля опустошена, потому что ни одни человек не прилагает этого κ сердцу... они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились и не получили никакой пользы...» ( Иер. 12, 10–13 ). Кирилл относит эту характеристику κ первосвященнику Каиафе, «пастуху», истребившему «ниву Божью».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

345 И пакы псалом глаголеть ο них...– Β начале Псалтыри говорится ο царях земных, которые сговариваются против Бога и Христа, чтобы свергнуть гнет духовной власти, «свергнуть с себя оковы их». Β Псалтыри этот мотив повторяется неоднократно. 346 Си бо рече Соломон... – Многомудрый царь Соломон, предполагаемый автор некоторых текстов Библии. 347 «Аз есмь Живот и Истина». – Здесь и ниже речь идет ο словах Иисуса, заявившего, что Пилат не имеет власти судить его. 348 ...моляше своя жена, глаголющи... – Во время суда над Иисусом Пилат получил известие от жены, что во сне она видела дурное предзнаменование на случай, если он осудит Христа. 350 ...ад отпусти душю Лазоря... – Речь идет ο Лазаре из Вифании, которого Иисус воскресил из мертвых; об этом рассказывается в Евангелиях от Луки и от Иоанна (12:1). 351 ...писа в закон Моиси...– Β Пятой книге Моисея (Второзаконии) говорится ο возможном проклятии Израиля Богом за непослушание: «Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей. От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: “О, если бы пришел вечер!”, а вечером скажешь: “О, если бы наступило утро!”» Позднее символом жизни, висящим перед глазами, церковь сделала Христа на кресте – на это и намекает Кирилл. 352 ...о немь же Исаия къ Ахазу глаголаше... ему имя: С нами Бог»... – Бог устами пророка Исайи предрек иудейскому царю Ахазу рождение Христа непорочной девой: «И нарекут имя ему: Еммануил», что значит: «С нами Бог» ( Ис. 7:14 ). 353 ...о немь же Давыд прорече... – Β Псалтыри царь Давид говорит: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище...» (21, 17–18) – как и в прочих ссылках этой речи Иосифа, Кирилл относит эти слова κ распятому Христу. 354 ...о немь же глаголеть пророк... – Приводятся слова пророка Исайи, но в оригинальном словесном оформлении самого Кирилла, а не в древнерусском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот же день двое из учеников Христовых шли в селение, находившееся в окрестностях Иерусалима, и разговаривали между собой о всех сих событиях, – и вот, Сам Иисус настиг их на пути. Ибо Он подобен был пастуху, который, возлегши, немного поспит и, вставши, видит расшедшееся стадо, быстро всюду ходит с целью собрать его. Иисус сказал ученикам: «О чем это вы рассуждаете между собой и отчего вы печальны?» Они отвечали, что говорят об Иисусе Назарянине, распятом еврейскими священниками, и о женах, которые слышали от ангела о Его воскресении. Они не узнали Его, ибо их очи были еще плотскими, и Христос не дунул на них, говоря: «Примите Дух Свят», и не отверз еще их разума. Однако же им были известны пророчества о Христе, поэтому Он сказал им: «О несмысленные сердцем!» – и начал от всех святых книг изъяснять им сказанное о Его страдании и воскресении. Не о сем ли, сказал Он, писал Моисей: «И будет живот твой висящь пред очима твоима» ( Втор.28, 66 )? Писал и Давид о Его распятии: «Ископаша руце мои и нозе мои» ( Пс.21, 17 ); и еще: «И даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта» ( Пс.68, 22 ); о Его гробе: «Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней» ( Пс.87, 7 ); а также и о Его воскресении: «Да воскреснет Бог , и расточатся врази Его» ( Пс.67, 2 ); и еще: «Воскресни, Боже, суди земли» ( Пс.81, 8 ). А Исаия сказал о Его учениках: «Восстав, соберу братию Мою, и узрят славу Мою и возвестят славу Мою, в странах имя Мое, и будут Мне люди из язычников многие» (ср.: Ис.66, 19–20 ). Разговаривая, они приблизились к тому селению, в которое шли. Ученики стали удерживать Иисуса, говоря: «Останься с нами, потому что день склоняется к вечеру». А когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил и дал им. Тогда открылись у них очи: они увидели язвы от гвоздей на руках Его и познали, что это Сам Христос. Но Он стал невидим для них. Они же возвратились в Иерусалим и рассказали обо всем апостолам, утверждая, что воистину воскрес Христос, что Он им явился, и они узнали Его по ранам от гвоздей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Ветхий закон, предшествовавший новому, хотя предварял Христа своим ожиданием, но, по пришествии Его, не вошел в веру Его; новый же закон, хотя и после пришел, но прежде уверовал во Христа, усмотрев, как тщетна надежда на прежний закон, не могущий более спасать держащихся его. В тот же день двое из учеников Христовых шли в селение, находившееся в окрестностях Иерусалима, и разговаривали между собой о всех этих событиях, – и вот Сам Иисус настиг их на пути. Ибо Он подобен был пастырю, который, когда возлегши немного поспит, вставши, видит расшедшееся стадо, – быстро всюду ходит с целью собрать его. Иисус сказал ученикам: «о чем это вы рассуждаете между собою, и отчего вы печальны»? Они отвечали, что говорят об Иисусе Назарянине, распятом еврейскими священниками, и о женах, которые слышали от Ангела об Его воскресении. Они не узнали Его, ибо их очи были еще плотские, и Христос не дунул на них, говоря: Приимите Дух Свят, и еще не отверз их разума. Однако же, им известны были пророчества о Христе. Поэтому Он сказал им: «о несмысленные сердцем»! и начал от всех Овященных книг изъяснять им сказанное о страдании и воскресении Его. Не об этом ли, – сказал, – писал Моисей: и будет живот твой висящ пред очима твоима ( Втор. 28:66 )? Писал и Давид о распятии Его: ископаша руце мои и нози мои ( Пс. 21:17 ); и еще: и даша в сниде Мою желчь и в жажду напоиша Мя оцта ( Пс. 68:22 ); о гробе Его: положиша Мя в рове преисподнем. в темных и сени смертней ( Пс. 87:7 ); а также и воскресении Его: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его ( Пс. 67:2 ), и еще: воскресни, Боже, суди земли ( Пс. 81:8 ). А Исаия сказал об учениках Его: «возстав, соберу братию Мою, и узрят славу Мою, и возвестят славу Мою, в странах имя Мое, и будут Мне, люди из язычников многие» ( Ис. 66:19–20 ). Разговаривая, они приблизились к тому селению, в которое шли. Ученики стали удерживать Иисуса, говоря: «останься с нами, потому что день уже склоняется к вечеру». А когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил и дал им. Тогда открылись у них очи, они увидели язвы от гвоздей на руках Его и познали, что это – Сам Христос. Но Он стал невидим а для них. Они же возвратились в Иерусалим и рассказали обо всем Апостолам, утверждая, что, воистину, воскрес Христос, что Он им явился, и они узнали Его по ранам от гвоздей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Зачатие и рождение ребенка, с точки зрения христианской веры, представляется даром Божиим. «…приобрела я человека от Господа», — говорит Ева по рождении сына ( Быт. 4:1 ). О бесплодной Анне, впоследствии матери пророка Самуила, сказано, что «Господь заключил чрево ее» ( 1 Цар. 1:5 ). Когда же она, после долгих молитв, рождает ребенка, то говорит: «От Господа Бога Саваофа я испросила его» ( 1 Цар. 1:20 ). Автор псалма описывает развитие эмбриона и плода как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои…» ( Пс. 138:13, 15–16 ). О том же свидетельствует Иов в своих словах, обращенных к Богу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Ты вывел меня из чрева» ( Иов 10:8, 18 ). «Я образовал тебя во чреве и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя…», — говорит Господь пророку Иеремии ( Иер. 1:5 ). Исходя из такого представления, Православная Церковь настаивает на неприкосновенности жизни человеческого плода или эмбриона на любой стадии развития. «Тот, кто будет человеком, уже человек» , — писал Тертуллиан. Во 2м и 8м правилах святителя Василия Великого сказано: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства… Дающие врачевстводля извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы» . При этом святитель Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного» . Момент одушевления Вместе с тем некоторые отцы (преп. Макарий Великий или автор приписываемых ему творений, блаж. Иероним и Феодорит Кирский, Иоанн Болгарский и свт. Кирилл Туровский) считали, что одушевление зародыша происходит не тотчас же по зачатии, но лишь спустя некоторое время — подобно тому, как при сотворении первого человека Бог прежде создал тело Адама, а затем уже «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ). Такая же позиция отражена в «Православном исповедании» (1643): «Душа дается от Бога в то время, когда тело образуется и соделается способным к восприятию оной» . Из этих предпосылок вытекает дифференцированное отношение православных богословов к различным методам доступной в наши дни аномальной техники деторождения.

http://azbyka.ru/zdorovie/na-kakom-etape...

И отвечал им Иисус, милостиво утешая их: «седите во Иерусалиме ( Лк.24:49 ), ибо Я восхожду ко Отцу Моему и Богу вашему и пошлю вам, как обещал иного Утешителя, Духа Моего и Отча». И воздвиг руки, благословил их. И, сказав это, возносился на небо, и они поклонились Ему, и светлый облак подъял Его от очей их: взыде, сказано, на херувимы и лете на крилу ветреню ( Пс.17:11 ). Имел с Собою Господь и души человеческие, которые вознес на небеса в дар Своему Отцу и поселил в горнем граде. Разумей об этом из слов Иеремии: те души, которые враг низвел в преисподнюю, Господь возвел на небеса, говоря: возстаните, взыдите в вышний Сион ( Иер.31:6 ), то есть в небесный Иерусалим. Впереди шествовали ангельския силы со страхом и радостию, желая отверсть врата небесные, но вратари небесные возбраняли им, говоря: это врата небесные; нам Господь повелел соблюдать, чтобы никто из земнородных сюда не приходил, а ныне мы дивимся, видя человека, сидящего на херувимском престоле, и прежде серафим пытающегося пройти сии врата. Ангелы же поведали силу и сан Сына Божия, облеченного в человеческое тело, и убеждали вратарей не противиться воле Бога, все мудростию творящего. Сын Божий, – сказали они, – сошел на землю, и никому это было неизвестно, и вот ныне Он восходит, нося образ раба. А вратари отвечали: не послушаемся, доколе не услышим слово Божие. Тогда возгласил Христос: «отверзите Мне врата правды, и вошед в них возвещу Отцу Моему, что Я на земле совершил и пострадал». И узнав глас Господень все силы небесные пали и поклонились, говоря: мы не видели, Владыко, Твоего схождения с небес, но все покланяемся Тебе, восходящему во славе. И Дух Святый, изшел на сретение, вводит равного Себе Сына Божия и, чествуя Его, говорит: и да поклонятся Ему вси ангели Божии. Сам же Бог Отец возгласил грядущему в плоти: Сын Мой еси Ты; седи одесную Мене; се престол Твой, Боже, в век века; Твоя суть небеса и Твоя есть земля ( Пс.2:7, 109:1, 44:7, 88:12 ) и пределы ея Ты основал. И посадив Сына на престол, Отец венчал Его своею десницею при пении серафимов: положил еси на главе Его венец от камене честна, славою и честию венчал еси Его, славу и велелепоту возложил еси на Него ( Пс.20:4, 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Как естественный возраст наш определяется не одними годами, но и пережитыми в эти годы страданиями и заботами, так и мера исполнения возраста Христова достигается духовными подвигами и усвоением добродетелей, умерщвлением плотских, земных пожеланий и покорности тела духу, который, основываясь на правой вере, признает цель временного земного существования в вечной и небесной жизни. Возможная на земле, достижимая людьми во свете Христова учения, праведность является единственным средством для избежания нами опасности обличения за свои грехи духами зла. Станьте, научает нас святой апостол Павел, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности… а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6: 14, 16–17). Тогда-то, во всеоружии Божией правды, мы скажем, удаляясь необличенными с мытарств: Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8: 31). Древность и подлинность учения о мытарствах свидетельствуется тем, что еще святой апостол Павел писал христианам Церкви Ефесской: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 11–12). Указание на существование мытарств можно проследить по письменным памятникам христианской древности, начиная со II века (с Тертуллиана). Но ясно и определенно, с распределением мытарств по различным родам грехов, это учение начинает выражаться с IV века, со святых Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Макария Египетского, Макария Александрийского, Иоанна Златоуста. С особенной силой выражается оно у святителя Кирилла Александрийского, а затем, в последующее время, вошло оно в религиозное сознание православных христиан в непререкаемой форме из подробного рассказа преподобной Феодоры, ниже приводимого нами, уже в X веке. С тех пор это учение не потерпело никаких изменений и в свое время исповедовалось нашими русскими святыми: Феодосием Печерским, Кириллом Туровским, Димитрием Ростовским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010