Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНЕВИЧ [польск. Hryniewicz] Вацлав (23.07.1936, с. Ломазы, Люблинское воеводство, Польша), польск. теолог, проф. Люблинского католич. ун-та Иоанна Павла II (КУЛ), руководитель кафедры правосл. богословия, свящ. Конгрегации облатов Марии Непорочной, член Международной смешанной комиссии по богословскому диалогу между католич. и правосл. Церквами (1980-2005), член «Societas Oecumenica» (European Society for Ecumenical Research). 26 июня 1960 г. принял священнический сан. В 1960-1966 гг. учился на теологическом фак-те КУЛ, в 1963 г. защитил магист., а в 1966 г. докт. диссертации по теологии. С 1 сент. 1964 г. научный сотрудник КУЛ. В 1968-1970 гг. проводил исследования в области правосл. богословия в Бельгии, Великобритании, Италии, Франции. В 1975 г. стал руководителем секции сравнительного и экуменического богословия КУЛ. С 1984 г. занимал должность неординарного, а с 1992 г.- ординарного профессора в том же ун-те. В 1983 г. возглавил кафедру правосл. богословия и стал зам. директора Экуменического ин-та КУЛ, а с 1997 г.- его директором. Г.- автор ок. 850 научных работ (ок. 200 из них переведено на иностранные языки), среди к-рых более 20 книг; участник мн. международных научных конференций, член редколлегий ряда изданий, имеет церковные и общественные награды. Ему принадлежат неск. богословских монографий, посвященных пасхальной проблематике, в т. ч. касающихся Др. Руси и таких ее представителей, как митр. Иларион и свт. Кирилл Туровский, труды о возможностях и перспективах диалога между Церквами. Соч.: Chrystus nasza Pascha. Lublin, 1982; Nasza Pascha z Chrystusem. Lublin, 1987; Bóg naszej nadziei. Opole, 1989; Pascha Chrystusa w dziejach czowieka i wszechwiata. Lublin, 1991; Kocioy siostrzane: Dialog katolicko-prawos. (1980-1991). Warsz., 1993; Staroruska teologia paschalna w wietle pism w. Cyryla Turowskiego. Warsz., 1993; Chrystus zmartwychwsta: Motywy paschalne w pismach metropolity Iariona (XI w.) Warsz., 1995; Przeszo zostawi Bogu: Unia i uniatyzm w perspektywie ekumenicznej. Opole, 1995; Dramat nadziei zbawienia. Warsz., 1996; Hermeneutyka w dialogu. Opole, 1998; Na drogach pojednania. Warsz., 1998; Nadzieja uczy inaczej. Warsz., 2003; Dlaczego gosz nadziej? Warsz., 2004; Koció jest jeden. Kraków, 2004; Bóg wszystkim we wszystkich: Ku eschatologii bez dualizmu. Warsz., 2005; Challenge of Our Hope: Christian Faith in Dialogue. Wash., 2006. Лит.: Polak G. Kto jest kim w Kociele. Warsz., 1996. S. 128; Romaniuk R. Wacaw Hryniewicz//Nowe ksiki. 2004. 4. Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская Ключевые слова: ГРАБМАНН Мартин (1875 — 1949), нем. католич. теолог и философ, медиевист, исследователь средневек. философии

http://pravenc.ru/text/168143.html

Весной 1886 г. во время знакомства с церквями Минского и Борисовского уезда Гайну посетил епископ Минский и Туровский Варлаам (Чернявский). Общая картина приходской жизни гайненцев, обращая внимание на отзвук «Минских епархиальных ведомостей», снова произвела самые хорошие впечатления на высокого гостя. 12 июня Гайненские прихожане снова встречали в своём храме архипастыря - епископа Минского и Туровского Михаила (Темнорусого). После смерти о. Романа (12 июня 1905 г.) настоятелем Гайненской церкви стал один из его сыновей, о. Владимир Москалевич. Приемником отца Владимира в Гайненской церкви стал в 1929 г. иерей Фёдор Даримедонтович Загаровский. Отцу Фёдору суждено было стать последним настоятелем. Возрождение духовной жизни в Гайне началось в начале 1990-х гг. В это время благодаря энергичности и духовному настрою благочинного Логойской округи протоиерея Владимира Зимницкого и православных Гайненцев был зарегистрирован приход в честь Архистратига Божьего Михаила (в продолжение многовековой Гайненской традиции). Вскоре усилиями и хлопотами Ивана Прокопьевича Ковалёва началось возведение скромного храма. Собственными руками этого христианина новая церковка строилась на протяжении пяти лет.   В мае 2002 г. Гайненский приход после семидесятилетнего перерыва получил своего настоятеля. Им стал ново-рукоположенный священник Александр Попов. 12 ноября 2002 г. Гайненский храм был торжественно освящён викарием Минской епархии епископом Иоанном (Хомой). Церковь представляет собой прямоугольный в плане объем под 2-скатной крышей, завершенным по центру лукоподобной главкой на 8-гранном барабане. Плоскостные фасады прорезаны одинарными прямоугольными оконными проемами. Настоятели прихода: священники Дмитрий (упоминается в 1545 г.), Михаил Сидорович (упоминается в 1613 г.), Фома Малентович (с 1762 г.), Иосиф Шидловский (с 1767 г., на 1806 г.), Василий Оберман (с 1821 по 1822 гг.), Стефан Лапушинский (на 1825 г.), Мартин Ржецкий (на 1831 г.), Гавриил Усаковский (в 1832-1840 гг.), Леонтий Хлебцевич (в 1843-1844 гг.), Адам Самкович (с 1845 г., на 1855 г.), Фауст Пигулевский (с 1859 г.), Роман Маскалевич (с 1863-1905 гг.), Владимир Маскалевич (с 1905 г., на 1932 г.), Феодор Загорский (с 1929 г., по 1932 г.), Александр Попов (с 2002 г. по наст. время); дьякон Иоасаф Сулковский (с 1910 г.)

http://sobory.ru/article/?object=40532

Кирилле в Прологе (28 апреля). Говоря о Турове следует заметить, что он, будучи значительным городом при св. Владимире, приобрел для всей средней части западной России благодаря своим монастырям и училищу значение просветительного центра в правление Владимира Мономаха . При этом государе построены были здесь «епископский монастырь» с церковью Бориса и Глеба и Варваринский женский монастырь, которые затем были проводниками христианской веры и рассадниками иноческого жития на Литве. На епископской Туровской кафедре, в XII веке, один за другим были два святые епископа: упомянутый Кирилл и преемник его Лаврентий, а несколько ранее их, в том же XII веке, подвизался в Борисоглебском монастыре св. Мартин, затворник Туровский. 19 В XII веке православие значительно укрепилось тоже и в Полоцком княжестве; в это время прославилась внучка владетельного князя Полоцкого Всеслава преп. Евфросиния, княжна Полоцкая, учредившая два многолюдных монастыря (женский и мужской) близ Полоцка и привлекшая к монашеству своих родственниц из княжеского дома. «Яко луча солнечная просветивши землю полотскую» говорится в житии преп. Евфросинии. 20 В Смоленске, в средине XII века, открыта была, как известно, епископская кафедра, и несколько ранее, при Владимире Мономахе , заложена была церковь «св. Богородице, камяну, епископью». В конце того же века подвизался в Смоленске преп. Авраамий, который привлекал к себе множество знатных и простых людей жаждавших слышать его поучения. Благочестивые князья Смоленские: Роман († 1180 г.) 21 и Давид (скончавшийся в 1197 г.) ознаменовали свое княжение постройкой храмов в Смоленске, именно Роман построил церковь св. Иоанна, а Давид 22 – в честь архангела Михаила. 23 Так широко и твердо поставлено было во всей Руси православие, водворявшее повсюду церковное единство, и так ясно на первых же порах обозначились его просветительные задачи. Политический переворот в XII–XIII веках в северо-западной, а затем и в юго-западной России. В то время как православие делало свои мирные завоевания на всем пространстве Руси, в политическом положении всей западной её части в XII веке подготовлялся, а к концу XIII и первой половины XIV века совершился знаменательный переворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

протоиерей Олег 22 января 2016г. 00:31 Уважаемый Николай! В этом списке 14 местночтимых святых. Вероятно, на Соборе готовится их общецерковное прославление, для этого и собираются свидетельства об их почитании. Здесь будет очень важно сообщить обо всех случаях почитания - называют ли в честь этих святых храмы, пишут ли их иконы, служат ли им молебны, дают ли их имена в крещении. Говорить о почитании без этой конкретики будет неправильно. Наличие чудес в случае общецерковного прославления местночтимого святого так же необходимо, на Соборе они должны быть представлены, как это было, например, при прославлении преподобного Далмата Исетского в 2013 году. Другие 16 подвижников из этого списка никогда не были канонизированы. Вот их имена: воин схимник Александр Пересвет, воин схимник Андрей Ослябя, преподобная Васса Псково-Печерская, архиепископ Геннадий Новгородский, митрополит Московский и всея Руси Геронтий, преподобный Елисей Лавришевский, иеромонах Иона Псково-Печерский, преподобный Корнилий Переяславский, иеромонах Леонид Устьнедумский, преподобный Марк Псково-Печерский, преподобный Мартин Туровский, епископ Мина Полоцкий, благоверный великий князь Ростислав - Михаил, епископ Тверской Симеон Полоцкий, игумен Симон Сойгинский, княжна София Слуцкая. Для их прославления, во-первых, необходимо подготовить жития. А далее, как уже было сказано в рекомендациях, утвержденных Священным Синодом: «для рассмотрения вопроса о канонизации подвижника, необходимо собрать документы, убедительно свидетельствующие о почитании праведника в наше время, о чудесах и молитвенной помощи по его предстательству; при этом необходимо обратить внимание на то, что все случаи исцелений, по молитвам представляемого к канонизации лица, должны быть убедительным образом документированы». Полагаю, что опрос епархий, который сейчас проводится, имеет целью собрать предварительные материалы об их почитании. Николай Казаков 25 января 2016г. 00:28 Досточтимый о. Олег, благодарю Вас за подробный ответ. Но возникают новые вопросы.

http://bogoslov.ru/article/4814630

Не может быть обойден здесь молчанием и Павлин Ноланский , живший в своем маленьком доме вместе с женой и еще при жизни почитавшийся святым. Он был одним из знатных римлян и владел несметным богатством. Блаж. Августин называет его богатейшим из богатых. Мартин Туровский говорит о нем, что это единственный из его современников, исполнявший вполне заповедь о милостыне. По смерти единственного сына у обоих супругов родилось желание отречься от мира и жить по-монастырски. Уже в Испании, куда Павлин прежде всего прибыл с целью благотворительности, он пожертвовал значительную часть имения своего и своей жены на Церкви и бедных; но затем, поселившись в Ноле, он основал монастырь и вместе с женой предался самым строгим подвигам благочестия. По словам ученика его Урания, он открыл свои житницы для бедняков и свои домашние запасы приходящим чужеземцам. Он выкупил многих пленных, освободил из заключения многих должников и такими делами благочестия осушал слезы несчастных и доставлял радость верующим. Целые толпы бедных находили себе приют в Ноле, а когда, по сообщению Григория Великого , после нашествия вандалов на страну, у Павлина истощились все средства для выкупа пленников, то он сам себя отдал в плен за сына одной вдовы и позволил увести себя в Африку. 128 С возникновением монашества, как особого подвижнического состояния в Церкви христианской, 129 монастыри и их обитатели не оставались безучастными к высокому делу благотворительности в пользу бедных. Идею монашества понимают совершенно неправильно, если думают видеть в ней главнейшею стороной чисто-отрицательную, а не строго положительную, то есть лишь простое отречение от мира или лучше от зол мира и установившихся обычаев общественной жизни, а не главным образом возвышение, облагораживание и, так сказать, одухотворение разнообразных связей и условий общечеловеческой жизни. В древних монастырях собиралось все, что только было лучшего в готовившемся к внутреннему, духовному возрождению человечестве; и отсюда именно, т.е. из монастырей, начался процесс проникновения и наполнения общественной жизни народов христианским духом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obs...

1001 Никон. л. 7, 130. По писцовой книге 1687 г., каменный храм, где «лежат Муром­ские чудотворцы кн. Петр и кн. Феврония», строен был царем Иоанном Васильевичем, «образ Муромских чудотворцев на золоте», обложенный серебром и каменьями, – приношение того же царя (Владимирский сборник. Материалы для статистики). 1004 Собр. л. 1, 186. 2, 19. Догадка, будто старец Мартин разумел Пинского князя Ярослава Георгиевича, известного в 1184 г. (Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. II, прим. 415. Т. III, прим. 64) вовсе не «всего естественнее» (Мака­рий (Булгаков), митр. История Русской церкви. Т. 3). Напротив вовсе непримирима со временем епископа Иоакима, тогда как Ярослав Юрьевич с 1148/1149 г. князь Туровский и епископ Иоаким 1144–1147 г. точно современники в Турове. 1005 «Слово о Мартине мнисе», помещенное в прологе Румянцева XV в. 321 под 27 июня, напечатано у преосвящ. Макария ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Т. 3). Здесь в вариантах напечатан и другой текст, из Макариевской минеи; но последний текст во многом переделан против древнего. Русский перевод следует первому тексту. 1006 Повесть о блаж. Мартине из пролога 27 июня перенесена в повествование о чудесах св. князей, помещенное в минее под 2 мая. Так видим ее и в минее св. Ди­митрия под 2 мая. 1007 Сведения о блаж. Серапионе извлеченные из рукописи в статье: «Кожеозерский монастырь», помещенной в «Московских ведомостях» (1852. 83). 1008 О Ельякше см.: Никон. л. 7, 235. Туртасово или Турчасов погост в грамоте 1549 г. (Акты исторические. Т.1) и в грамоте 1536 г. (Акты, собранные Археографи­ческою экспедициею. Т. 1). 1011 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV. В 1582 г. в Ксенофонтовой пустыни были два храма, из них один каменный, – в 6 келлиях на­стоятель с 5 братьями, а 8 келлий пустые (Неволин К.А. О пятинах и погостах). По От- енскому списку святцев, «прп. Ксенофонт, ученик прп. Варлаама Хутынского, строи­тель Троицкого монастыря, иже на Робьи реке от Новгорода 16 поприщ, преставился в л. 6770 (1262) июня в 28 день; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но совсем иначе смотрели на апостольские правила западные церкви. Здесь издавна правила эти начали подвергаться сомнению. Так, в предисловии к собранию церковных правил 2 , переведенных (около 500 года) с греческого языка на латинский римским аббатом Дионисием Малым (exiguus), высказан взгляд на эти правила как самого Дионисия, так и взгляд многих других. В этом предисловии Дионисий говорит: «In principio itaque canones qui dicuntur Apostolorum, de graeco transtulimus, quibus quia plurimi consensum non praebuere facilem»; уже из слов его «canones qui dicuntur Apostolorum» видно, что в то время сам Дионисий не вполне уверен был в действительно апостольском происхождении этих правил, а из следующих слов его: «Plurimi consensum non praebuere facilem» видно, что и многие в его время также сомневались в этом 3 . Вскоре потом Дионисий издал вновь собрание правил, в котором совершенно опустил апостольские правила, потому что Папа Римский не принял их в том виде, в каком представил Дионисий в первом своем издании 4 . Издание этого нового собрания совпадает именно с тем временем, когда Папа Ормизд в начале VI века признал правила эти апокрифическими 5 . Впрочем, апостольские правила в Римской церкви, хотя в числе 50-ти, были принимаемы с уважением и имели силу закона. Так, на соборе Латеранском, бывшем в 769 году при Папе Стефане II, Римская церковь ясно высказала, что «апостольских правил, преданных чрез Климента, не более нужно принимать, как только пятьдесят, которые и принимает святая католическая церковь Божия в Риме» 6 . А в 840 году Римская церковь уже пользовалась ими в своих определениях, как это известно из свидетельства Папы Льва IV, который в послании к британским епископам так говорит: «Правила, которыми мы пользуемся в своих определениях церковных, суть правила, известные под именем апостольских». Такая же сила приписана этим правилам и в так называемом «Декрете Грациана», изданном в 1151 году 7 ; но так было только в Римской церкви; что же касается до других западных церквей, то в них апостольские правила не пользовались уже таким авторитетом. Григорий Туровский в половине VI века, хотя и знал о существовании их, но говорит, что они в большей части западных церквей или были неизвестны, или же были совершенно отвергаемы 8 . Фульгенций Ферранд, диакон карфагенский, около этого времени не внес их в свое сокращение церковных правил (Breviato canonum), хотя и должен был их знать из дионисиевского сборника 9 , также не внес их и Мартин, епископ Брагский (Braccarensis, около 562 г.), в свое Collectio canonum orientalium 10 . Их апостольское происхождение отвергает и Гинкмар, архиепископ Реймский, и в его время, т.е. в 870 году, они еще не были внесены в кодекс Галликанской церкви 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

Впосл. грань между житийным и учительным разделами Пролога начала стираться и главный персонаж «Слова...», М., стал восприниматься как святой. Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено 3 апр. 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . В пос. Желудок Щучинского р-на Гродненской обл. Белоруссии (Гродненская епархия) в честь М. был построен храм, освященный 5 сент. 1998 г. Определением Архиерейского Собора РПЦ об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых 3 февр. 2016 г. имя М. было включено в месяцеслов РПЦ для общецерковного почитания. Ист.: Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 583; Абрамович Д. И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 199; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV вв. М., 2009. С. 419-420. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 356-357; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 206-207; Poppe A. Pastwo i Kocio na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 185-186; Галко В. I. Kipылa Typaйcki i яго спадчина//Беларуски ricmapычhы часопис. 1993. 3. С. 29-34; он же. Слово о Мартине, мнихе Туровском// Щапов. Памятники. 2003. С. 207-208; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 353-354. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЛИСЕЙ († 23.10.1250), прп. Лавришевский (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562408.html

бояр-католиков, в т. ч. ставших наместниками в исконно рус. городах (Полоцке, Витебске, Гродно и др.) и оттеснивших прежних местных князей. В 1414 г. между митр. Фотием и Витовтом произошло резкое столкновение из-за конфессиональной политики вел. князя и его собственной конфессиональной беспринципности. Поначалу Витовт исповедовал Православие (в 1384 жертвовал земли трокскому в честь Рождества Богородицы мон-рю), в 1385 г. перешел в католичество, затем, поссорившись с Ягайло, вернулся в Православие, а после примирения с Ягайло в 1392 г. вновь обратился в латинство. Витовт запретил митрополиту посещать ВКЛ, конфисковал принадлежавшие ему земли и передал их в пользование литов. боярам. В документах, исходивших в то время от Ягайло и Витовта, христианами назывались только католики, правосл. храмы именовались синагогами. Витовт запретил строительство новых и ремонт старых правосл. храмов на гос. землях. Однако, по-видимому, этот запрет действовал лишь на территории Литвы (к западу от р. Березины) и в столице ВКЛ Вильно. Вознамерившись возобновить в ВКЛ митрополию, Витовт в 1415 г. собрал в Новогрудке 8 правосл. епископов, управлявших епархиями на подвластных ему территориях, в т. ч. Феодосия Полоцкого и Евфимия Туровского, и потребовал от них избрать независимого от Москвы митрополита. Осудив митр. Фотия за то, что он недостаточно часто, по мнению епископов, посещал епархии ВКЛ, и сославшись на пример поставления в митрополита Климента Смолятича Собором епископов (1147), владыки «возвели» в Киевского митрополита архим. Григория (Цамблака; † 1419), к-рый вскоре был лишен сана К-польским Патриархом. В планы Витовта и Григория входило максимальное расширение пределов Западнорус. митрополии вплоть до объединения под ее властью всех рус. земель. В том же году Григорий по требованию Витовта посетил Констанцский Собор, где среди прочего обсуждалась возможность унии между правосл. и католич. Церквами. В 1418 г. Римский папа Мартин V, планируя экспансию католицизма на восток, назначил Ягайло и Витовта викариями католич.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Речь идет не о рассмотрении бумаг (документов), а прежде всего о рассмотрении личных свидетельств, перед Крестом и Евангелием, получивших благодатную помощь. В связи с этим необходимо подчеркнуть важное различение: церковное условие канонизации говорит не о молитвенной помощи (много может усиленная молитва праведного, пишет св. апостол Иаков), а о явном чуде Божием: если первое известно многим благочестивым христианам, то чудо Божие, которым Господь хочет прославить Своего святого – дело совсем другое, особое. Т.о., должна быть зафиксирована не просто благодатная помощь в исцелении, а засвидетельствована невозможность исцеления с помощью врачей или каких-либо земных средств. В.О. Ключевский писал, что в «древней Руси известно было правило, которое требовало для церковного признания открывшихся мощей, “да сотворят три чудеса: глух да прослышит, нем проглаголет, слеп да прозрит; и аще сотворят чудеса; то от Бога и от св. апостол; аще не сотворят тех чудес, то не примите их”». Николай Казаков 20 января 2016г. 23:21 Вопрос протоиерею Олегу Митрову. На предстоящем Соборе готовится канонизация местночтимых святых, опрашивались все епархии на предмет их почитания. Мне один знакомый в епархии присылал этот список. В случае общецерковного прославления местночтимого святого нужно ли будет на Соборе представлять случаи чудес или достаточно только наличие почитания в разных епархиях? Привожу этот список: Александр Пересвет, Амфилохий Почаевский, Андрей Ослябя, Аристоклий (Амвросиев), Варлаам Серпуховской, Васса Псково-Печерская, архиепископ Геннадий Новгородский, Герасим Болдинский, митрополит Геронтий Московский, Досифея (Тяпкина), Елисей Лавришевский, архиепископ Иннокентий (Борисов), митрополит Иоасаф Московский (Скрипицын), Иона Псково-Печерский, Корнилий Крыпецкий, Корнилий Переяславский, Кукша Одесский, Лаврентий Черниговский, Леонид Устьнедумский, Марк Псково-Печерский, Мартин Туровский, епископ Мина Полоцкий, Ростислав Мстиславич, Симеон (Желнин), Симеон Полоцкий, Симон Сойгинский, София Слуцкая, Феофил Киевский, митрополит Филарет Киевский, Ярослав Мудрый.

http://bogoslov.ru/article/4814630

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010