Известны Белгородские епископы: Феодор (упом. 1147–1148), Максим (упом. 1187–1190), Адриан (1190–1197), безымянный (упом. 1231). В 1231 г. Белгородская епархия представляется еще самостоятельною и отдельною от Юрьевской (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 38, 136, 138, 152 Известны Волынские епископы: Феодор (1137–1147), Иоасаф (упом. 1223–1229), Василий и Никифор — преемники Иоасафа (П. собр. р. лет. 1. 133; 2. 30, 163; 3. 45 Известны Переяславские епископы: Евфимий (1141–1149), Василий (поставл. 1157), Антоний (уп. 1168), Павел (поставл. 1198), Симеон (упом. 1239) (П. собр. р. лет. 1. 136, 174, 200; 2. 17, 30, 43, 176 Татищ. 3. 104, 160, 328 Упоминаются Юрьевские епископы: Дамиан в 1147 г. и безымянные в 1183, 1197 гг.; Алексий ок. 1220 г. и еще безымянный в 1231 г. (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 128, 152 Памятн. росс. слов. XII в. 255 Под 1154 г. летопись говорит о каком-то епископе Дамиане Каневском (1. 147; 2. 76 принимая во внимание, что около того самого времени был Юрьевский епископ Дамиан, можем думать, что это одно и то же лицо и что Юрьевские епископы назывались иногда и Каневскими. По крайней мере, предполагать существование особой епархии — Каневской нет достаточного основания. Известны Полоцкие епископы: Косьма (1143–1156), Дионисий († 1183), Николай (поставл. 1185), Владимир (упом. 1218) , Алексей (упом. 1231) (П. собр. р. лет. 1. 165, 187; 2. 19, 126, 127 В летописи упоминаются только два Туровских епископа: Иоаким — в 1144–1146 гг. и Лаврентий — в 1182 г. (1. 136; 2. 19, 25, 126 Но из древнего сказания, сохранившегося в Прологе (под 28 чис. апреля известно, что был в Турове знаменитый епископ Кирилл, который обличил ересь Феодорца Ростовского (след., ок. 1169 г.), писал послания к Андрею Боголюбскому († 1174) и, значит, занимал Туровскую кафедру прежде Лаврентия, упом. в 1182 г. (Восток. Опис. рук. Рум. муз. 457 В другом древнем сказании — «О Мартыне мнисе, иже в Турове», повествуется, что этот Мартин был прежде поваром преемственно четырех Туровских епископов — Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия и что потом, когда Мартин, будучи уволен последним епископом на покой за старостию, сделался иноком и проживал в епископском монастыре святых мучеников Бориса и Глеба в тяжкой болезни, к нему явились святые мученики Борис и Глеб, которых он принял за слуг Ярослава Георгиевича («и мнев старец: Георгиевича Ярослава слузе еста»), и исцелили его (Пролог Рум.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

В городе Турове, ныне местечке Минской губернии, был монастырь св. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь был повар Мартин. «Он служил при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии», из которых Иоаким известен по летописи в 1144–1146 (?) г. 280 . «Епископ Георгий уволил Мартина от поварской службы по его старости». Благочестивый старец не хотел расстаться с монастырём; он «принял монашество и жил в епископском монастыре св. мучеников на болонье» (на выгоне). «Живя один, он часто бывал болен: кишки у него выходили в лоно», вследствие прежних тяжёлых работ, от которых усердие его никогда не отказывалось. В припадках тяжкой болезни лежал он неподвижный, кричал от боли и не мог служить себе самому. «Раз, когда страдал он от той же болезни и лежал в келье, изнемогал он от жажды, так как никто не посещал его тогда и не служил ему, – около монастыря была сильная вода». – Монастырь стоял на р. Припяти, у которой под монастырём был рукав – Струмень; весной вода, разливаясь, покрывает окрестности, так что сообщение Турова с ближними деревнями бывает возможно только на лодках. «На третий день» беспомощного положения «входят к Мартину св. мученики Борис и Глеб, явно, в своём виде, как пишутся они на иконе, и говорят: «чем ты болен, старец?» Он рассказал им о своей болезни. «Не хочешь ли воды?» спросили они. – О! господа мои! отвечал он, уже давно жажду. Один взял ведро (ручку) и принёс для старца воды; а другой взял ковш и напоил старца. И старец спросил: «чьи вы детки»? – «Ярославовы, отвечали они». Св. братья называют старшего брата, в. кн. Ярослава Владимировича отцом своим. Таково уважение святых к старшим! И при жизни своей св. Борис называл Святополка отцом своим, как старшего брата 281 . Но когда Святополк «окаянными» делами своими лишил себя прав на всякое уважение, святые называют Ярослава отцом своим. «Старец Мартин подумал: верно это слуги Ярослава Георгиевича». В 1146 г. в. кн. Изяслав (Георгий) посадил в Турове сына своего Ярослава 282 . И старец сказал: «да умножит Господь Бог годы жизни вашей, господа мои, возьмите сами хлеб и соль и кушайте, а я уже не могу послужить вам». Они отвечали: «нет, побереги себе; мы уйдём, а ты не болей и усни». Они перестали быть видимы, а старец оказался здоровым, сам встал, прославил Бога и святых мучеников. Он жил ещё год. Об этом рассказал он духовному отцу своему 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В дополнительном чтении на 3 мая, «Слове от жития Феодосия», рассказывается в числе прочего о его отношениях с тогдашним киевским князем Изяславом Ярославичем. Автор не упоминает об их разногласиях, а пишет только о молении Феодосия за князя и упоминает о его потомках: «Въ время же его бысть благочестивый, христолюбивый князь Изяславъ, отечь Святополчь, д дъ Ярославль, прад дъ благов рнаго нищелюбьца и милостиваго князя Георгия». Юрий Ярославин, князь Туровский, последний раз упоминается в Киевской (Ипатьевской) летописи XII в. под 1167 г. в связи с браком его дочери Малфрид и Всеволода, сына Ярослава Изяславича Луцкого. Под следующим годом князь Туровский Иван Юрьевич определен уже как внук Ярослава Святополчича. Возможно, его отец Юрий Ярославич уже умер. Второй его сын, Ярослав Пинский, упоминается под 1183 г. как участник похода на половцев. За дружинников этого Ярослава принимает свв. Бориса и Глеба больной монах Мартин, которого они исцеляют в Турове (чтение на 27 июня). Это позволяет немного уточнить время работы над 2-й редакцией. Она должна была начаться не позже конца 1160-х гг., когда Юрий Туровский еще был жив. Помимо туровских дополнений во 2-й редакции есть и смоленские. Это известия о пребывании мощей св. Глеба в этом городе до переноса в Вышгород, вставленные в чтения под 24 июля и 5 сентября. Кроме того, во 2-ю редакцию был внесен целый ряд местных Владимирских праздников. Это памяти святителям Леонтию и Исаие Ростовским, а также празднование 1 августа победы Андрея Боголюбского в 1164 г. над болгарами (Спасо-Прилуцкий пролог). Таким образом, можно говорить о собирании в рамках этой редакции местных традиций благочестия. Память св. Владимиру присутствует неизменно в обеих редакциях Пролога, притом в разных видах. На этом основании можно с уверенностью утверждать, что официальное почитание крестителя Руси как святого начинается не позже 1160-х гг. Временем составления Пролога, последней четвертью XII в., датирует составление ПрЖ и Б. М. Клосс. 408 Сказание о свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В городе Владимире Залесском княжил внук Владимира Мономаха, Всеволод Юрьевич. На него восстали два племянника, Мстислав и Ярополк Ростиславичи (в 1175 г.), которые пришли из Великого Новгорода, тайно призванные ростовцами на княжение. И пошли они войною на Всеволода, дядю своего, ко граду Владимиру, желая изгнать князя из его отчины и получить себе большую область. После великой битвы Ростиславичи были поражены Всеволодом, захвачены в плен и приведены во Владимир. Всеволод приставил к ним стражу, но позволил им ходить на свободе. Владимирцы, видя сих пленных князей на свободе, а не в темнице, возроптали и, придя с оружием на двор князя своего Всеволода, восклицали: — Зачем, князь, держишь ты врагов наших не в узах, а на свободе? Или казни их смертью, или ослепи, или отдай их нам. Будучи милостивым, Всеволод не хотел причинить зла плененным на войне князьям, но для народа велел посадить их в темницу, чтобы утишился мятеж народный. Спустя некоторое время, опять владимирцы стали взывать к великому князю Всеволоду: — Выдай нам Ростиславичей, хотим их ослепить. Великий князь опечалился, но не мог удержать народ от мятежа. Владимирцы разметали темницу и, схватив Мстислава и Ярополка, ослепили их и отпустили. Так несчастные Ростиславичи, Мстислав и Ярополк, хотевшие большей славы и власти, были усмирены и ослеплены. И вот пошли они к Смоленску и пришли на Смядыню в церковь святых мучеников Бориса и Глеба. Был же тогда день памяти убиения святого Глеба, 5 сентября. И молились князья Богу с великим усердием и призывали на помощь святых мучеников, как сродников своих, чтобы святые послали им облегчение, так как язвы на месте очей гноились у них. Когда они молились, сначала облегчилась боль, а затем неожиданно им было даровано прозрение. Ясно видя, начали Ростиславичи славить и благодарить Бога, Пречистую Богородицу и святых князей Романа и Давида. И возвратились они с радостью в дома свои, рассказывая всюду о милости Господней, поданной им по молитве святых мучеников. В городе Турове жил в древние времена старец некий, именем Мартин, бывший прежде поваром у епископов Туровских, Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия. Епископ Георгий освободил Мартина ради старости его от службы. Прияв иноческий образ, Мартин стал жить в епископском монастыре у церкви святых мучеников Бориса и Глеба, один в келии. И страдал он часто от болезни живота. Когда страдания приступали к нему, старец лежал, крича от боли, не имея сил встать и позаботиться о теле своем. Однажды, хворая тем недугом, лежал он в келии и изнемогал от жажды. Но никто не посетил его, так как вокруг монастыря тогда разлилась вода. На третий день вошли к нему святые мученики Борис и Глеб, в том виде, как они были изображены на иконе, и сказали:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Издатели, по своему умничанью, кажется, старались искажать древние памятники в наружной форме и в изменении чистоты языка Славянского на неуместные распространения. 1 Из письма Митрополита Греко-Униатских церквей в России к Государственному Канцлеру. – В одном пергаментном Евангелии XV века, библиотеки Графа Толстого 2 в 4 по листам написана, почерком начала XVI столетия, вкладная Якима Денисова сына Туровенского, который отказал Иоанно-Предтечевскому на острове в Полоцке монастырю село свое на Турове, при Игумене Евфимии. 3 Знаменитому Критику Шлецеру совершенно казались непонятными слова Нестора: а Туры (в) Турове, от негоже и Туровцы прозвашася. Где же местечко Туров? спрашивает он. Есть ли народ, называемый Туровцы? Шлецер. Нестор. в перев. Г. Языкова. Т. III, стр. 654. – Народа не знаем, а местечко и теперь известно. 5 Хроники о земле Польской л. 329. Рукой. библ. Графа Толстого в листе под 157. – О смерти сего Епископа, в Книге о Вере единой истинной и православной и о святой Церкви Восточной (М. 1648 в листе, л. 224), сказано, что он: яко жubiu послуси свидетелствоваша, опившися горелки, шею сломил себе. 6 Терлецкий, по свидетельству Книги о Вере, л. 224 мyжeyбiйcmboм, блyдoдeяhieм, и иными многими таковыми себе обложивши, еще при животе своем нос на лицы от дbpckiя немощи из бывши, о чем вся Луцкая страна добре ведает, и подпивши себе, безведомости других, душю испроверг. 8 Где был некогда благочестивый Богородичный Купятицкий монастырь, потом обращенный в Унию. Из Игуменов оного известен Иларион Денисович, описавший чудеса, бывшей в монастыре, иконы под названием: Сию, книжку (из 52 стр. состоящую) приложил Калнофойский к своей Тератургиме, изданной в Киевопечерской Лавре 1638 года в 4. 9 Чьи есте чада (вопрошает старец Мартин явившихся мучеников)? и отвечаша ему: Ярославли братия есмы. И мнев старец, яко Князи Георгия. – Ярослава сродники суть. См. в Минеях Четьнх сказание о убиении св. страстотерпцев Бориса и Глеба. 10 В то время (при совершении чуда) бяше вода велика оксрест монастыря оного (Туровского Борисо-Глебского), сказано в Минеях Четьих.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

После сугубой ектении владыка Вениамин вознес молитву о восстановлении мира. Проповедь перед причастием произнес настоятель прихода храма Вознесения Господня города Петрикова протоиерей Димитрий Пасечник. По отпусте Божественной литургии участники торжеств проследовали к памятнику святителю Кириллу Туровскому, где было совершено славление святому. С приветственным словом к собравшимся обратился епископ Туровский Леонид, который сердечно поблагодарил митрополита Вениамина за архипастырский визит и преподнес в дар Его Высокопреосвященству икону святых Туровской земли, на которой изображены особо почитаемые на территории Юго-Восточного Полесья святые угодники Божии — святители Кирилл и Лаврентий Туровские, преподобный Мартин Туровский и благоверный князь Борис Туровский. У памятника святителю митрополит Вениамин также вручил орден преподобной Евфросинии Полоцкой председателю Гомельского областного Совета депутатов Е.А. Зенкевич. В ознаменование 840-летия преставления святителя Кирилла, епископа Туровского, и в связи с 10-летием освящения кафедрального собора в честь святителей Кирилла и Лаврентия Туровских в городе Турове Житковичского района по ходатайству епископа Туровского Леонида Патриарший экзарх всея Беларуси удостоил епархиальной медали «Святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские» председателя Житковичского райисполкома Николая Пьявко и др. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Авксентий (Абражей) был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени. По сложившейся традиции, установленной первым Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Филаретом (Вахромеевым) , митрополит Вениамин вручил аксельбанты курсантам Академии МВД РБ — выпускникам кадетских и юридических классов средней школы 15 города Мозыря имени генерала Е.С. Бородунова.  Далее был оглашен приветственный адрес Житковичского райисполкома и райсовета депутатов. По случаю объявленного в Беларуси Года мира и созидания митрополиту Вениамину, епископу Леониду и Е.А Зенкевич вручили памятные сувениры.

http://patriarchia.ru/db/text/6026296.ht...

муз. 321. Л. 323 Восток. Опис. С. 455 Новгор. Макар. Чети-Мин. за май под 2-м числом месяца. Л. 151; за июнь под 27-м числом месяца. Л. 170 Всего ближе старец Мартин мог принять явившихся к нему за слуг своего туровского князя Ярослава Георгиевича или Изяславича, княжившего в Турове с 1146 г. (Собр. лет. 1. 136 . Если так, то надобно допустить, что все четыре епископа, у которых прежде служил Мартин, жили в XII в. и занимали Туровскую кафедру прежде знаменитого Кирилла, а именно: Иоаким, вероятно, был тот самый, который упоминается летописью в 1144–1146 г.; Георгий был его преемник, а Симеон и Игнатий епископствовали до 1144 г. (У Калайдовича неверно. Пам. росс. слов. XII в. Предисл. XIV, XXI Для ясности дела представим небольшое сказание о Мартине вполне в приложен. 3. Известны Смоленские епископы: Мануил (1137–1168); Константин (уп. 1180), Симеон (уп. 1197), Игнатий (уп. 1206). (П. собр. р. лет. 1. 133, 178; 2. 14, 80, 94, 123, 151 Карамз. 3. Прим. 118 Кроме того, в послании Симона к Поликарпу упоминается бывший ок. 1220 г. в Смоленске епископ Лазарь (Пам. росс. слов. XII в. 255 а в житии преподобного Авраамия Смоленского упоминаются как этот самый Лазарь, так и предшественник его Игнатий, епископствовавший в Смоленске еще в начале XIII в. (рук. Новг. Соф. библ. 322. Л. 81 ; см. далее прим. 107 ) . Известны два Галицких епископа: Косьма, который рукоположен, по Татищеву, в 1157 г. (3. 104 и упоминается в 1165 г. (П. собр. р. лет. 2. 93 и Артемий, уп. в 1235–1241 г. (2. 175, 180 Известны Перемышльские епископы: Антоний, переведенный из Новгорода (1120–1125), и безымянный (упом. в 1241 г.). (П. собр. р. лет. 2. 180; 3. 37, 42 Под 1207 г. в первый раз упоминается епископ Рязанский Арсений (П. собр. р. лет. 1. 182 который, по Татищеву, будто бы рукоположен еще в 1198 г. (3. 329 Потом упоминается другой Рязанский епископ Ефросин Святогорец под 1224 г. в Сказании о перенесении чудотворной иконы святого Николая из Корсуня в Зарайск (Русск. времен. Ч. 1. С. 77 Первым епископом Владимирским был Симон (1215–1226), вторым — Митрофан (1227–1237).

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

1387 По «Реестру» 20 ноября 1800 года Подльская епархия имела в своём составе 12 уездов с 1619 приходскими церквами, а именно Балтский уезд со 195 церквами, Брацлвский – 120, Винницкий – 125, Гайсинский – 126, Каменец-Подольский – 156, Летичевский – 127, Литинский – 142, Могилёвский – 110, Ольгопольский – 105, Проскуровский – 130, Ушицкий – 140 и Ямпольский – 143. АМДК., 874, лл. 263 276. – См. ПЕВ., 1873 г., 331332, «Учреждение духовных правлений в Брацлавской епархии. Выбор духовенством членов для присутствования в правлениях и утверждение их в сих должностях. Приобретение домов для правлений. Средства к содержанию их», П. Троицкого (стр. 313336). Здесь в составе Подольской епархии показано в 1798 г. 1621 церковь . 1388 АСС., 1795 г., 35, л. 253. – Так поздно потому, что указ замедлился в Киеве, у митрополита, через которого преосвященный Виктор обыкновенно получал указы. Митрополит при постоянных переездах преосвященного Виктора не знал его адреса. – АСС., 1794 г., 265, л. 264. – АМДК., 794. 1392 Из Винницы последний рапорт св. синоду помечен 21 августа. АСС., 1794 г., 265, лл. 312. 318. 344. 377. – АСС., 1795 г., 35, л. 515. АМДК., 879, л. 2. – «Письма», 1398 Вот этот список: 1) Бобруйская округа: благочинный – Речицкий священник Иосиф Кричевский, помощник – Глусский священник Феодор Мицкевич; 2) Борисовская: благочинный – Старобинский священник Гавриил Боборека, помощник – Загальский (Петроковской протопопии) священник Григорий Смолич; 3) Вилейская: благочинный – Тальский (Слуцкой протопопии) священник Филипп Крониковский, помощник – Осовецкий (Слуцкой протопопии) священник Пётр Бирюкович; 4) Давидгородская: благочинный – Давидгородский священник протоиеерей Григорий Рославский, помощник – Давидгородский священник Евфимий Сенкевич; 5) Дисненская благочинный – настоятель Дисненского монастыря иеромонах Михаил, помощники – священники: Песочинский (Слуцкой протопопии) Симеон Соловьевич, Прусский – Андрей Зеленский, Лининский – Мартин Шолкович, 6) Докшицкая: благочинный – священник Слуцкой Михайловской церкви Симеон Барановский, помощник – священник Слуцкой Варваринской церкви Самуил Козюлич; 7) Игуменская: благочинный – Туровский протоиерей Пётр Загоровский, помощник Туровский Ильинской церкви Григорий Приневский; 8) Минская: благочинный – настоятель Миноского Петропавловского монастыря иеромонах Иаким, помощник – Уречский священник Михаил Плышевский; 9) Мозырская: благочинный – Мозырский священник Пётр Микевич, помощник – Мозырский священник Венедикт Дембицкий; 10) Пинская: благочинный Пинского Богоявленского монастыря иеромонах Гавриил, помощник – Туровской Михайловской церкви Григорий Лойко; 11) Полтавская: благочинный – Старицкий (Слуцкой протопопии) священник Василий Страхович, помощник – Погостский (Слуцкой протопопии) священник Иоанн Барановский; 12) Слуцкая: благочинный – Слуцкий протоиерей Иоанн Белозор, помощники священники Слуцкой Георгиевской церкви Сампсон Соловьевич, Житинский Иоанн Соловьевич и Завшицкий Иоанн Прорвич.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

ИОАНН КОРМЯНСКИЙ (Гашкевич Иван Иванович; 1837-1917), прот., св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИУЛИАНИЯ (между 1500 и 1540?), прав. (пам. 6 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), Киево-Печерская, кнж. Гольшанская (Ольшанская) КОНСТАНТИН Дмитриевич Жданов (22.03.1875 - 29.04. 1919) свящ., сщмч. (пам. 16 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛЕОНИД Платонович Бирюкович (1864 - 1937), прот., сщмч. (пам. 12 авг., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАРТИН (XII в.), прп. Туровский (пам. 27 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАТФЕЙ Александрович Крицук (1892-1950), прот., сщмч. (пам. в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский

http://pravenc.ru/rubrics/128843.html

В XII в. в Полоцкой и Туровской землях подвизались святые, позднее канонизированные Русской Церковью. Среди них наиболее известны свт. Кирилл , еп. Туровский († ок. 1182), выдающийся проповедник и духовный писатель, и прп. Евфросиния , основавшая в Полоцке Спасо-Преображенский жен. мон-рь и много потрудившаяся для христ. просвещения Полоцкой земли. Их современниками были святители Мина и Дионисий , епископы Полоцкие, происходившие из числа насельников Киево-Печерского мон-ря, свт. Лаврентий, в 1182 г. сменивший на Туровской кафедре св. Кирилла, прп. Мартин, затворник Туровский († 1150). По преданию, в кон. XII в. под Пинском была обретена Купятицкая икона Божией Матери . От кон. XII в. сохранилось и Полоцкое Евангелие-апракос. В XII в. в Полоцкой и Туровской землях, как и в др. областях Киевской Руси, быстро утвердилось почитание страстотерпцев кн. Бориса и Глеба , в крещении Романа и Давида († 1015). В честь святых были основаны мон-ри в Полоцке (Бельчицкий) и Турове. В Гродно, Новогрудке и ряде др. мест в память св. Бориса и Глеба были построены приходские храмы. Изображения св. страстотерпцев сохранились на фресках в ц. во имя св. Параскевы Пятницы в Бельчицком мон-ре, в Спасо-Преображенской ц. полоцкого Евфросиниева мон-ря. В Минске была найдена вислая печать с вытиснутым на ней обликом св. Глеба, в пос. Копысь обнаружена бронзовая иконка св. Бориса и Глеба, в Мстиславле найден медальон с их изображением. Все эти предметы датируются XII в. Полоцкий кн. Всеслав Брячиславич (1044-1101) назвал в честь св. страстотерпцев 4 своих сыновей: Бориса, Глеба, Романа, Давида. Гродненский кн. Всеволодко Давидович (ум. в 1142) дал в честь св. Бориса и Глеба имена 2 своим сыновьям. Князь, владевший в сер. XIII в. Волковыском, носил имя Глеб. Церковь во имя мучеников кн. Бориса и Глеба в Гродно. 2-я пол. XII в. Фотография. 2000 г. Церковь во имя мучеников кн. Бориса и Глеба в Гродно. 2-я пол. XII в. Фотография. 2000 г. Западнорус. князья поддерживали тесные связи с Киево-Печерским мон-рем: вклады в мон-рь давал полоцкий кн. Всеслав Брячиславич, по повелению минского кн. Глеба Всеславича (1101-1119) в Киево-Печерском мон-ре в 1108 г. была построена трапезная, кн. Глеб дал мон-рю при жизни 600 гривен серебра и 50 гривен золота, после его смерти его супруга кнг. Анастасия пожертвовала 100 гривен серебра и 50 гривен золота. После смерти княгини в 1158 г. по ее завещанию Киево-Печерский мон-рь получил «5 сел с челядью», что положило начало владениям мон-ря в Б.

http://pravenc.ru/text/77856.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010