Сыны человеческие! доколе быть вам с тяжелым глупым сердцем? Почему вы любите суету и ловите ложь? ( Пс. 2, 8 ). Что пользы, братья, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? ( Иак. 2, 14 ). День двадцать седьмой. Память о блаженном старце Мартине В Царстве Христовом нет ни раба, ни свободного (см.: Кол. 3, 11 ). Никакое звание не унижает христианина, и никакое занятие не составляет непреодолимой преграды к совершенству духовному. Земледелец, дровосек, кожевник, повар в Царстве Христовом имеют то же значение, что военачальник, градоправитель, судья. Наоборот гражданская свобода – не то же, что духовная свобода; с нею одною человек может остаться не выше степного животного. В Царстве Христовом нет места для гордости и своеволия. Смирение – основа и краса христианства. Оттого-то бывает, что пренебрегаемые миром, но верные закону Божиему неожиданно и для них самих оказываются великими пред Небом, удостаиваются посещения небожителей. В городе Турове, ныне местечке Минской губернии, был мона­стырь святых князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туров­ских епископов, впоследствии Минских. Здесь был повар Мартин. «Он служил при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии», из которых Иоаким известен по летописи в 1144–1146 (?) года 1002 . «Епископ Георгий уволил Мартина от поварской службы по его старости». Благочестивый старец не хотел расстаться с монастырем; он «принял монашество и жил в епископском монастыре святых мучеников на болонье» (на выгоне). «Живя один, он часто бывал болен: кишки у него выходили в лоно», вследствие прежних тяже­лых работ, от которых усердие его никогда не отказывалось. В при­падках тяжкой болезни лежал он неподвижный, кричал от боли и не мог служить себе самому. «Раз, когда страдал он от той же болезни и лежал в келлие, изнемогал он от жажды, так как никто не посещал его тогда и не служил ему, – около монастыря была сильная вода». Монастырь стоял на реке Припяти, у которой под монастырем был рукав – Струмень; весною вода, разливаясь, покрывает окрестности, так что сообщение Турова с ближними деревнями бывает возможно только на лодках. «На третий день» беспомощного положения входят к Мартину святые мученики Борис и Глеб, явно, в своем виде, как пишутся они на иконе, и говорят: «Чем ты болен, старец?» Он рас­сказал им о своей болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подвижничество Антония и Феодосия Печерских продолжили их последователи, вдохновленные примером аскетической жизни родоначальников русского иноческого жития и удивительными благодатными плодами, приобретенными ими в процессе духовного делания. Желание уподобиться в делании своим духовным наставникам и достичь их высокого состояния чистоты и святости стало главным стимулом для русских монахов того времени. Были на Руси в этот период, называемый «домонгольским», и другие светочи иноческого благочестия: преподобный Авраамий Ростовский; преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский; святитель Сильвестр, епископ Переяславский; преподобный Антоний Римлянин, Новгородский; преподобный Мартин Туровский, блаженный; святые жены-монахини: преподобная Анна, княжна Киевская, преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая. Все они были яркими самобытными личностями, каждый явил в своей жизни идеал самоотречения во имя Христово и пример самораспятия на кресте борьбы с врагами монаха – миром, плотью и диаволом. Однако в большинстве своем эти яркие личности не оставили после себя, кроме примера собственного подвига, никакой духовной школы или традиции в преемственности передачи опыта монашеской жизни, в отличие от подвигоположников Киево-Печерской лавры. Это объяснимо: они и сами достигли высот духа не вследствие обучения аскезе у духовных наставников, но благодаря личному горению любви ко Христу и предельному накалу духовного подвига. Для новоначальных иноков, не имеющих еще такой великой благодатной ревности о стяжании совершенства, но также желающих идти узким путем иноческого жития, необходимо руководство или школа правильного духовного развития, что невозможно без богодухновенного старчества. Значение старчества для истинной монашеской жизни настолько велико, что преподобные отцы отождествляли отношения учеников к духовному отцу с отношением апостолов ко Христу: «Путь, егоже шествуеши, апостольский е, и якоже они благоговеинство имяху к Господу нашему Иисусу Христу, тако бо и мы къждо к своему отцу должны есмы имети, единою своего хотения отрекшеся, якоже то Сам Господь нас научи, снидох с небесе, рече: «Не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» ( Ин. 6, 38 )» 22 . На святоотеческие слова опирается отец Иероним, когда наставляет свою братию: «Отцам и братиям в строгую обязанность поставляется, чтобы твердо и неизменно хранить старчество, ибо старчество установлено примером Самого Господа нашего Иисуса Христа. И оно есть основание нашего монашеского жития». 23

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Мартин Туровский (+ 1150) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 июня и в 3-ю Педелю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых В городе Турове был монастырь свв. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь жил и повар Мартин, он служил поваром при епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии. Епископ Георгий уволил Мартина со службы по старости его. Благочестивый старец не хотел расставаться с монастырем, он принял монашество и жил на монастырских землях на выгоне. Живя один, он часто бывал болен, в приступах болезни он не мог служить даже себе самому. Усердно призывал он на помощь свв. угодников Бориса и Глеба. На третий день ему явились святые князья страстотерпцы и исцелили его, напоив водой. Блаженный Мартин выздоровел и славил Господа и его угодников. Прожил после случившегося св. Мартин еще год. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437393/

234 Об этом совещании князей южнорусских и посольстве Григория в Константинополь говорит сам Витовт (Акт. Зап. Рос. т. 1, 25). Фотий говорит, что Патриарх Евфимий даже лишил сана Григория и предал его проклятию (Акт. Ист. т. 1, 19). О поддержке какую Фотий находил в Императоре Греческом (Ист. Р. Ц. Е. Р. Ф. т. 3, стр. 4). 239 Пол. Соб. P. Лет. II, 353; V, 259. Геласий Перемышльский подписался под соборной грамотой 15 Ноября 1415 г. (Акт. Зап. Рос. т. 1, 24). 243 Можно думать, что Феодосий Полоцкий был в неприязненных отношениях к Фотию потому, что последний занял место, которое он сам надеялся получить; а что Исаакий Черниговский был в числе врагов Митрополита Московского, это ясно видно из того, что клеветники Фотиевы из Москвы бежали к нему (Ник. V, 53). 244 Из Епископов Литовских, бывших на Соборе, рукоположены Святителем Фотием Севастиан Смоленский, Евфимий Туровский (Lat. Litw. i kr. Rus. Danil., str. 234) и Герасим Владимирский (Акт. Ист. т. 1, 18). 254 Витовт подущаем Латинники вельми рад бысть сему (клеветам на Фотия); хотя же изпразнити веру благочестивую собрал Епископы... Тако бо советоваху ему Латинские попове, надеющеся удобнее ими обладати и с собою соединити (Тат. кн. 4, стр. 465 и 470). 256 В то время, когда Ягайло волею и неволею крестил Татар, в Литве они и Караимы могли свободно исполнять обряды своей веры, по грамоте Витовта (Акт. Зап. Рос. т. 1, 9). 258 На Соборе Констанском Иеронима обвиняли в том, что он утверждал Греков Русских в их заблуждении и схизме и старался развращать вновь обращенных к католичеству. Nouveau dict. hist. et crit., pour servir suppl. au dict. hist, et crit. Bayle, par Geor. de Chauf. B. 15–16. 262 Об этом свидетельствует Папа Мартин V. Когда в 1422 г. на престол Чешский вступил Корибут, Мартин писал к Королю Польскому, что не только Корибут, но и Витовт благоприятствуют Гусситам. Это засвидетельствовали и сами Гусситы, когда в 1420 г. приглашали Витовта к себе на престол (Zbior Pamietnikow о dawney Polcse Т. I, р. 325, 328.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

11) Не станем исчислять еще иных, сверх сказанных доселе, возражений Старообрядцев наших против Соборного Деяния, заключающихся в том напр., что постановления Собора не согласны с истиной, т. е. с их учением. Сему и быть иначе нельзя. Но не можем оставить еще двух опровержений со стороны достопочтенного писателя Истории Г. Р. Слог Деяния, – говорит он, и частью говорят Старообрядцы, – слог кажется не совсем древним. Пишется, напр. «Господин Мартин, поведай нам, где твое рождение и воспитание. Той же отвещав: пришел дозде видети Россию вашу». Но кто может определить с точностью, какой именно слог был в то время у каждого, кто говорил или писал? Деяние было посылано в Грецию, вероятно, на Греческом языке, и оттуда отзыв был, как ясно сказано в Деянии, на том именно языке: чему же дивиться, что в службе при нашем Всероссийском Митрополите того времени были из Греков писцы или Сочинители, писавшие по-Гречески или переводившие по-Русски таким слогом, каким еще не писали в то время наши Русские? Известно всем ученым, что наши древние переводы Библии и Церковных книг выполнены слогом также гораздо выше современного тогдашнего народного языка. У нас самих были уже около того времени «Поучительные слова Кирилла Туровского », «Слово о полку Игореве», – образцы красноречия. Можно сказать и то, все ли, многие ли во время Г. Карамзина писали Карамзинским слогом? Сам он не иначе ли писал в молодости своей письменной жизни, чем на старости в Истории Г. Р.? 12) «Подлинник Деяния сего, – говорит наконец Г. Карамзин, – действительно хранится в Синодальной Библиотеке, под 518, но за печатью». Помилуйте! Сочинитель «Истории Пугачевского бунта» сказал также, что подлинное следственное дело о Пугачеве хранится в Государственном архиве, но под печатью. Следует ли из сего, что и следствия о Пугачеве не было, или, что оно якобы подложно, поддельно, и Пугачева не было? На все есть свои причины – не одни справочные и ученые, еще менее может быть подозрения на Соборное Деяние о Мартине. Акт в свое время свидетельствован был, повторяем, Митрополитом Киевским со всеми тамошними Духовными властями; свидетельствован Блюстителем Патриаршего престола со всеми (8-ю) находившимися в то время Архиереями в Москве, свидетельствован Государем Петром Великим (Государь не терпел никаких подлогов, особенно в делах Веры), и обнародован по его указу; прежде всех был предъявлен Святителем Димитрием Ростовским ; наконец, при всем том, предложен был во свое время всем и каждому, кто пожелал бы и из раскольников, для собственноличного рассматривания и поверки своими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

117-126 МАРТИН (XII в.), прп. Туровский (пам. 27 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 126-127 МАРТИН мч. (пам. греч. 7 дек.) - см. в ст. Приск, Мартин и Николай, мученики (пам. греч. 21, 22 сент., 7 дек.) МАРТИН [Мартин Бракарский, Думийский] († 20 апр. 579/8), еп. Бракары Августы (ныне Брага, Португалия), противник арианства, св. (пам. зап. 20 марта; перенесение мощей 22 окт.) 127-133 МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) 133-156 МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) 156-167 167-168 168-174 177-178 178-180 180-183 МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский 183-193 193-196 МАРТИНИАН прмч. Зографский (Афонский) (пам. 22 сент., 10 окт.),- см. в ст. Зографские преподобномученики МАРТИН ИЗ ОПАВЫ Мартин из Опавы [Мартин из Троппау, Мартин Поляк] (ок. 1220 - 1279), монах-доминиканец, церковный хронист 174-176 196-198 МАРТИРИЙ принятый в христианской археологии и истории архитектуры термин для обозначения христ. культового здания или компартимента храма, сооруженного над телом и др. реликвиями святого (как правило, мученика) или над памятным местом, связанным с важным событием библейской, а также церковной истории 198-200 МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 200-204 204-205 МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря 205-208 МАРТИРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 25 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), диакон, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/vol/xliv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИН Прп. Мартин Туровский. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (Покровский кафедральный собор, г. Гродно) Прп. Мартин Туровский. Фрагмент иконы «Собор Белорусских святых». Нач. XXI в. (Покровский кафедральный собор, г. Гродно) (XII в.), прп. (пам. 27 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Туровский. «Слово о Мартине мнисе, иже бе в Турове у церкви святую мученику Бориса и Глеба един живый о Бозе» содержится в учительном разделе пространной редакции нестишного Пролога и присутствует во всех списках этого памятника. По мнению исследователей, «Слово...» является произведением 2-й пол. XII в., созданным в Турове ( Poppe. 1968; Галко. 2003; Лосева. 2009. С. 232-233). Текст памятника издавался митр. Макарием (Булгаковым) (по Прологу РГБ. Рум. 321, 2-я пол. XV в.), Д. И. Абрамовичем (текст Пролога ГИМ. Усп. 3 перг., 1410-1425 гг.) и О. В. Лосевой (текст Прилуцкого Пролога 1-й четв. (нач. ?) XV в. с разночтениями по 3 др. спискам 1-й пол. XV в.: ГИМ. Усп. 3 перг., РГБ. Рогож. 511 и РГБ. Больш. 188). В 40-х гг. XVI в. «Слово...» было включено в состав Великих Миней-Четьих свт. Макария под 2 мая, а также опубликовано в печатном Прологе 1643 г. В «Слове...» повествуется о явлении и чудесном исцелении М. святыми князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом Владимировичами. М. был поваром Туровских епископов Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия (из них только Иоаким известен по летописям; он был поставлен во епископы в 1144 г., а в 1146 г. принудительно уведен в Киев кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 314; Т. 1. Стб. 314; Т. 25. С. 38). По старости М. был отправлен на покой, принял монашеский постриг и в полном уединении жил в епископском туровском во имя святых Бориса и Глеба мужском монастыре «на болоньи» (т. е. низменном поречье или, вероятно, на о. Болонье, недалеко от Турова на р. Припять). Однажды М. заболел и был не в силах подняться, чтобы напиться. Никто не мог посетить его, т. к. из-за весеннего разлива около монастыря высоко стояла вода. На 3-й день к нему в келью вошли двое молодых людей и напоили старца. М. не узнал святых Бориса и Глеба, приняв их за «детских» - членов младшей дружины пинского кн. Ярослава Георгиевича (упом. в летописях под 1183 г. в качестве участника похода на половцев - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 631). Они пожелали старцу здоровья и исчезли, а М. почувствовал, что поправился, и понял, что его исцелили князья-страстотерпцы. Обо всем происшедшем старец рассказал своему духовному отцу. В течение года после этого М. не болел.

http://pravenc.ru/text/2562408.html

Когда возвратились мы в скит, то немного прошло времени, как пришедши из Александрии братия возвестили нам, что брат тот, который встретился нам в городе, исходящим из бани ят был в прелюбодеянии, и изувечили его обретшие его в грехе, и он скончался от мук, коим подвергли бившие его, чрез что всем инокам нанесено было оскорбление и позор. Когда я рассказал со слезами о Даниилу о сем, то старец отвечал: чрез свое падение гордый наказывает себя. И повелел старец написать сказание сие, присоединив оное к прочим, в пользу и назидание читателей. Святого Василия о том, что никто не должен отчаиваться спасения несмотря ни на какие грехи Всякий да знает, что не следует отчаиваться спасения своего, имея в виду противу душевной болезни – греха, душевное лекарство – покаяние. Можно всякую болезнь врачевать, можно и каждую стену опять восставить. Братия, не оставайтесь в глубине зла, не предавайтесь человекоубийце: Господь силен восставить падшего. Если впал ты в какой-либо грех не косней в оном, но возведи очи твои ко Господу, приди в чувство. Оставь злую, греховную привычку, брось пьянство, не ссорься с человеком злым, помни Бога, сильного избавлять обидимых, устрашись от обидевшего тебя, помни милосердие Христа, помни, что падший может восстать, и уклонившийся от путей правых может возвратиться. Сокрушенный преодолеет нападение врага и исповедующий грехи свои не будет изгнан. Ибо не хочет Бог смерти грешника, но желает всем обратиться и живым быти. Не отчаивайся, если бы впал в глубину зла. Есть время, когда ты можешь показать воздержание, терпение, исправление. Если соблазнился – опомнись, если пал – покайся. Не оставайся на пути греха, но беги с пути сего. Как от болезни есть лекарство, так от греха – покаяние. Закон Бога не таков, каков закон человеческий, карающий иногда за преступление безусловною смертью, Бог ожидает исправления падшего, доколе не затворилась дверь к покаянию естественною смертью. 27 июня Сказание о иноке Мартине Старец Мартин был прежде поваром Туровских епископов Симеона, Игнатия и Иоакима. Но епископ Георгий освободил его от должности, по старости лет. Тогда о. Мартин поселился один при монастыре св. мучеников. Грудная болезнь не давала о. Мартину покоя, и лишила его возможности исправлять для себя самое необходимое, однажды в половодье, болезнь старца дошла до такой степени, что лишила его возможности добыть себе пищу. Палимый жаждою и мучась голодом три дня, старец видит наконец, что в келлию его вошли св. мученики Борис и Глеб, в том виде, как изображаются они на иконах и спрашивают его: чем болен ты отче? О. Мартин рассказал им о болезни своей, тогда святые принесли ему воды, напоили его. После сего о. Мартин получил исцеление недуга своего. Об этом сам он рассказывал своему духовному отцу. Из бесед св. Григория

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) МАРК († после 1630), Белавинский, основатель Белавинского в честь Богоявления муж. мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАРК (кон. XIV - 1-я пол. XV в.?), прп. (пам. 29 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских преподобных), Псково-Печерский МАРК (Махров Михаил Емельянович; 1875-1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МАРКЕЛЛ (Шаврин Михаил Луппович; 1871-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРК МОЛЧАЛЬНИК (Мальцов Михаил Андреевич; 1742 - 1817), схим., прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых) МАРК ПУСТЫННИК (Марк Подвижник, Марк Отшельник, Марк Монах, авва Марк) (1-я пол. V в.- после 430), автор аскетических и догматико-полемических сочинений, прп. (пам. 5 марта) МАРТИН (XII в.), прп. Туровский (пам. 27 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) МАРТИН I [Мартин Исповедник] († 16.09.655), папа Римский (с 5 июля 649), исп. (пам. 14 апр.; пам. зап. 13 апр.) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский

http://pravenc.ru/rubrics/122346_44.html

Собор Белорусских святых. Агафангел (Преображенский, свт., митрополит Ярославский) Александр (Петровский, еп. Харьковский, сщмч.) Александр (Саульский, иерей, сщмч. ) Алексий Могильницкий, сщмч. Анатолий (Ботвинников, иеромонах, прмч.) Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, мчч. Афанасий (Кислов, иерей, сщмч. ) Афанасий, игум. Брестский, прмч. Борис Туровский, блгв. кн. Валентина Минская, блаж. Гавриил Белостокский мч,. млд. Гавриил, архиеп. Рязанский, свт. Галактион (Урбанович-Новиков, иеромонах, прмч.) Геннадий Могилевский, прп. Георгий, архиеп. Могилевский, свт. Гермоген (Долганов, еп. Тобольский, сщмч.) Димитрий (Власенков, муч.) Дионисий, еп. Полоцкий, свт. Евпраксия Псковская, блгв. кн. Евфросиния, игум. Полоцкая, прп. Елисей Лавришевский, прп. Иоанн Кормянский, прав. Иоанн, архиеп. Рижский, сщмч. Иоанн, еп. Рыльский, сщмч. Иоасаф, еп. Могилевский, сщмч. Иона (Лазарев, еп./Невельский/, сщмч.) Иосиф (Счененович, диакон, сщмч.) Иулиания, кн. Ольшанская, прав. Киприан (Климуц, иерей, сщмч. ) Кирилл, еп. Туровский, свт. Константин, пресвитер Шарковщинский, сщмч., Лаврентий, еп. Туровский, свт., Леонтий, архим. Виленский, прп., Макарий, игум. Пинский, прмч. Макарий, митр. Киевский, сщмч. Манефа Гомельская, преп. Мартин Туровский, прп. Мелетий (Леонтович) свт., архиеп. Харьковский Мина, еп. Полоцкий, свт. Митрофан, архиеп. Астраханский, сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин, архид., сщмч.) Николай (Гаварин), пресвитер, сщмч. Павлин, архиеп. Могилевский, сщмч. Петр (Полянский, свт., митрополит Крутицкий, сщмч.) Ростислав Смоленский, блгв. кн. Симеон, еп. Полоцкий, свт. София, кн. Слуцкая, прав. Тихон (Белавин, свт., Патриарх Московский и всея Руси) Тихон (Никаноров, архиеп. Воронежский, сщмч.) Феодор, кн. Острожский, прп. Харитина, кн. Литовская, прп. Ярослав (Савицкий, прот. сщмч.) 23 новомученика Минской епархии Александр (Шалай, прот., сщмч.) Валериан (Новицкий, свящ., сщмч.) Владимир (Зубкович, прот., сщмч.) Владимир (Измайлов, прот., сщмч.) Владимир (Пастернацкий, прот., сщмч.)

http://pravicon.com/info-1873

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010