267 По традиции, диакон совершает каждение следующим образом: при произнесении слов «Во гробе плотски» кадит престол с запада, «во аде же с душею яко Бог» – кадит южную сторону престола, «в раи же с разбойником» – восточную сторону престола, «и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный» – северную часть престола. 269 От Пасхи до Отдания Пасхи вместо «Царю Небесный…» читается трижды тропарь «Христос воскресе из мертвых…». 271 Если священник служит без диакона, то он читает молитвы антифонов также во время ектении, а не после возгласа, ибо возглас есть заключительная фраза данной молитвы. Лучше всего читать данные молитвы после прошения «Пресвятую, Пречистую…», для чего певцам следует несколько замедленно петь «Тебе, Господи» (см.: Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. С. 141). 272 По Уставу при пении изобразительных антифонов следует разделять «Слава, и ныне»: «Слава» поется перед псалмом 145-м, а «И ныне» перед «Единородный Сыне…». Однако на практике поется «Слава, и ныне» после псалма. 273 В седмичные дни «Блаженны» поются на 8 (тропари читаются после стиха «Блажени милостивии…») или (очень редко) на 6 (тропари читаются после стиха «Блажени миротворцы…»), а в воскресные – на 8, 10 (тропари читаются после стиха «Блажени кротцыи…») или на 12 (тропари читаются после стиха «Блажени нищии духом…»). 276 Хотя в Уставе вообще нет указаний относительно чтения духовенством Трисвятого или заменяющих его песнопений, на практике принято читать их столько же раз, сколько поет хор, то есть 4,5 раза. 278 По Уставу каждение полагается при пении «Аллилуиа», однако в настоящее время диакон кадит алтарь при пении прокимена, а иконостас и молящихся – во время чтения Апостола. Это расхождение богослужебной практики с предписаниями Устава объясняется тем, что «аллилуарий стали петь сокращенно, без стихов или быстрым темпом, и, таким образом, для каждения в это время не оставалось возможности» ( Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. С. 154). 281 «Приветствие “Мир ти”, которое предстоятель произносит в конце чтения в адрес чтеца, должно быть очень древнее. Чтения не были в древности указаны в канонаре-синаксаре (сказание-соборник) в конце книги. Предстоятель указывал каждый раз, какое чтение следует читать (обыкновенно читали с того места, где останавливались в предыдущий раз); через “Мир ти” (“отдыхай”) предстоятель указывал на конец чтения. Тогда он мог приступить к объяснению текста» (Арранц М. Историческое развитие Божественной литургии. С. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Нагорная проповедь Иисуса Христа (Картина 8-я) . Учение Христа Спасителя было так дивно-хорошо и привлекательно, что слушать его собиралось множество народа со всей иудейской земли. Люди невольно чувствовали сами, что все слова И. Христа выходят от Самого Бога, имеют в себе силу божественную: «Никакой человек никогда так не учил, как этот Человек,» – так люди говорили о Спасителе. Сами завистники, ненавистники Его и неверующие в Него дивились Его учению и, сколько ни старались, не могли найти в нем ничего такого, что можно было бы им осудить. Главные наставления Свои о том, каковы должны быть все ученики Его, или христиане, И. Христос представил в беседе, произнесенной Им с одной невысокой горы перед собравшимся народом. Эту беседу мы называем нагорною. Спаситель сперва высказал в ней следующие девять правил 23 , по которым должны жить ученики Его, чтобы сделаться достойными царства небесного и получить вечно-блаженную жизнь. I. Блажени нищии Духом: яко (потому что) тех есть царствие небесное. Блаженны (счастливы, достойны вечного блаженства) нищие духом (или душою своею), – то есть такие люди, которые чувствуют сами свои грехи и недостатки (бедность душевную), помнят, что все доброе они могут сделать только с Божиею помощью, и потому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Таких людей называют также смиренными. Им принадлежа царство небесное. II. Блажени плачущии: яко тии утешатся. Блаженны те, которые скорбят и плачут о своих грехах и недостатках. Господь простит их грехи и даст их душе спокойствие, радость. III. Блажени кротцыи: яко тии наследят землю. Блаженны кроткие, незлобивые, которые терпеливо переносят всякие скорби, неприятности, ни на кого не сердятся; они получат во владение (наследуют) новую обетованную землю, т. е. небесное жилище. IV. Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Блаженны те, которые усердно желают (как голодные – хлеба и жаждущие – питья) и просят у Бога, чтобы Он сделал их праведными (очистил бы от грехов и помог бы жить добродетельно); они насытятся, т. е. их желание исполнится.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Так, например, заповедь: не убий не уничтожается заповедью: не гневайся; напротив, последняя служит дополнением и утверждением первой. То же самое должно сказать и о всех прочих. Бросая первые семена Своего нового учения, Христос не навлек на Себя никакого подозрения; но теперь, когда Он начал сравнивать ветхий закон с новым, тем более мог быть подозреваем в противоречии первому, почему предварительно и сказал: не приидох разорити закон, но исполнити. Действительно, заповеди, предлагаемые теперь, уже основывались на прежде сказанном. Так, наприм., слова: блажени нищии духом означают то же, что и повеление не гневаться; блажени чистии сердцем - то же, что и запрещение взирать на жену с вожделением; заповедь - не скрывать себе сокровищ на земле соответствует словам: блажени милостивии. Плакать, претерпевать гонения и поношения значит то же самое, что и входить узкими вратами; алкать и жаждать правды означает не что иное, как требование, выраженное в словах: елика аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им (Матф. VII, 12). Когда Христос ублажает миротворца, то высказывает почти то же самое, что выражено в повелении оставить дар и поспешить помириться с оскорбленным братом и согласиться с соперником. Различие лишь в том, что там Христос исполняющим заповеди обещает награды, а здесь преступающим их угрожает наказанием. Там говорит, что кроткие наследят землю; а здесь - что тот, кто назовет брата своего безумным, будет повинен геенне огненной. Там говорит, что чистые сердцем узрят Бога; а здесь - что воззревший на жену нечистым оком является уже настоящим прелюбодеем. Там миротворцев называет сынами Божиими; а здесь - немиролюбивых устрашает словами: да не предаст тебе соперник судии. Там плачущих и претерпевающих гонения называет блаженными; а здесь, подтверждая то же самое, угрожает гибелью тем, кто не идет этим путем, - так как, говорит, идущие широким путем погибают. Также и слова: не можете Богу работати и мамоне (Матф. VI, 24), кажется мне, сходны с изречением: блажени милостивии и: жаждущии правды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

22. Представь себе стан персидский и стан римский; и вот вышли из них два окриленные мужеством и равносильные юноши и ведут борьбу. Так сопротивная сила и ум равномощны между собою и равную имеют силу, как сатана преклонять и лестью вовлекать душу в волю свою, так опять и душа прекословить и ни в чем не повиноваться ему; потому что обе силы могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру. Таковому-то произволению дается Божия помощь, и оно может борьбою приобрести оружие с неба, и им победить и искоренить грех; потому что душа может противиться греху, но не может без Бога победить, или искоренить зло. А утверждающие, что грех подобен сильному исполину, душа же подобна отроку, говорят худо. Ибо, если бы таково было несходство, и грех уподоблялся исполину, а душа отроку, то несправедлив был бы Законоположник, Который дал человеку закон - вести брань с сатаною. 23. Вот основание пути к Богу - с великим терпением, с упованием, с смиренномудрием, в нищете духовной, с кротостью шествовать путем жизни; сим человек может сам в себе приобрести оправдание, а под оправданием разумеем самого Господа. Самые заповеди, предписывающие это, суть как бы путемерия и знаки царского пути, который шествующих ведет в небесный град. Ибо Господь говорит: блажени нищии духом: блажени кротцыи: блажени милостивии: блажени миротворцы (Мф. 5, 3-9). Вот Христианство! А если кто не идет сим путем, то блуждает он по распутиям, и положил худое основание. Слава щедротам Отца и Сына и Святого Духа во веки! Аминь.  Беседа 28. В беседе сей описывается и оплакивается бедствие души, и именно, что по причине греха не обитает в ней Господь; также говорится об Иоанне Крестителе, что никто из рожденных женами не больше его 1. Как, прогневавшись некогда на Иудеев, Бог предал Иерусалим на позор врагам, и ненавидящие их стали господствовать над ними, и не было уже там ни праздника, ни приношения: так, прогневавшись и на душу за преступление заповеди, предал ее врагам, демонам и страстям; и они, обольстив ее, совершенно уничижили, и не стало уже там ни праздника, ни фимиама, ни приношения, предлагаемого душею Богу; потому что пути к достопримечательному в ней наполнились дикими зверями, и возгнездились в ней пресмыкающиеся - лукавые духи. И как дом, если не живет в нем владетель, облекается во тьму, в бесславие и в поругание, наполняется нечистотою и гноем: так и душа, если Владыка ее не ликовствует в ней с Ангелами, наполняется греховною тьмою, постыдными страстями и всяким бесславием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1891...

Людие Мои! блажащии вас льстят вы и стези ног ваших возмущают. Имеющие князьями юношей, находящиеся под господством ругателей, пожинаемые приставниками, по несостоятельности к уплате отводимые в рабство и по чрезмерной бедности потерявшие свободу заслуживают более сожаления, нежели ублажения. Посему, кто ублажает таких людей, тот берет на себя дело льстеца, угождая сверх надлежащего, вводит в заблуждение и причиняет немалый вред, лишая их сознания грехов; а у вводимых в обман ублажением незаслуженным и стези ног их возмущаются. Потому–то скорби внушают смирение, а ублажение производит надменность. Пророк сказал вообще людие, показывая тем, что не сей только народ, доведенный до униженного состояния и претерпевающий неисчисленные страдания, но и вообще всякий народ, так как общество, собранное из людей различных званий, возрастов и образов жизни, не может в равной мере принимать одинаковое ублажение. Разные, различным образом и каждого свои бедствия изнуряют: одного — многотрудная старость, другого — невыгоды рабства, иного — нищета, одних — потеря близких, других — болезни. Но может ли быть не обманчиво ублажение, усвояемое целому народу? Господь в слове о блаженствах выражает, правда, множество: блажени нищии духом, и блажени алчущии, и блажени плачущии (ср.: Мф. 5, 3, 6, 4); но тем, что простирает речь к присутствующим, дает разуметь удобоисчисляемость ублажаемых. Ибо ясно, что Он вел речь об учениках, которые научились похвальному смиренномудрию и чрез подражание Ему, нас ради обнищавшему, восприяли на себя нищету в мудровании. Посему–то Он говорит: ваше есть Царствие Небесное, и блажени алчущии ныне, яко тии насытятся (ср.: Мф. 5, 3, 6). Если же тесен путь, и мало их есть, иже обретают его (ср.: Мф. 7, 14), то возможно ли многим быть ублажаемыми? Посему называющий блаженным целый вообще народ вводит его в заблуждение и смущает, не давая ему идти мирно. Невнимательных легко уловить пристрастием к похвалам, когда каждый по самолюбию удобно увлекается обольщениями лести. Человеку же, умеющему всем пользоваться, когда подпадет обвинения, не надобно унижать себя и отступать назад по сей одной причине; а при похвалах, как не знающему себя самого, не должно надмеваться и кичиться. Поскольку же стезя есть путь протоптанный и пройденный предшественниками, кто отстающим в ревности от идущих вперед не дает прийти в скорбное чувство, но ублажает согрешающих, как будто они во всем исправны, тот возмущает стези ног их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Когда собралось ко Иисусу Христу множество народа послушати Его, как говорит Евангелист, и изцелитися от недуг своих ( Лк. 6:18 ): то первый взор Его – на нищих, первое слово Его – к нищим, и первым им усвояет Он Царствие Небесное. Узрев народы, взыде на гору, и седшу Ему, приступиша к нему ученицы Его: и отверз уста Своя, учаше их глаголя: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное ( Мф. 5:1–3 ). Кто ж были нищие духом? – Это были люди, малоизвестные по своему роду и малозначительные по состоянию; это были рыбари, непросвещенные по уму, но способные к принятию света Евангельского, не образованные по сердцу, но готовые к возвышенным чувствованиям и впечатлениям; это были ученики Христовы при самом начале избрания их в Апостольство. И той возвед очи Своя па ученики Своя, глаголаше: блажени нищии духом: яко ваше есть Царствие Божие ( Лк. 6:20 ). Почему же они названы нищими? Потому ли, что были бедны в духовных силах? Но сия бедность, в которой обыкновенно рождаются все люди, есть наказание за грех . Или потому, что были скудны силою и действием того самого греха, который по падении остался в нашем духе, и в нем господствует. Так! Это самое разумеет Иисус Христос под нищетою духа. Он смотрит не на бедность в духовных познаниях, и в духовных чувствованиях, но на скудость в высокомерии, самонадеянии и непокорности. Дух наш и нищ, и богат. Нищ: ибо враг Божий выкрал из него сокровище небесное. Богат: ибо тот же враг оставил в нем свое имущество – гордость и непослушание. – Нищ: ибо лишен света – познавать истину, и лишен силы – творить добро. Богат: ибо обилует заблуждениями и пороками. Таковый дух, созданный для обладания премудростию и святостию, но обладаемый грехом, – может ли быть угоден своему Создателю? Кто благодетельствует бедному – богатому? Кто любит нищего – гордого? Представим, например, двоих из обыкновенных в мире нищих. Оба нуждаются в пище, одеваются кое-как, и живут кое-где; оба бродят по миру и просят милостыню. Но один прост и искренен, смирен и кроток, трудолюбив и набожен; другой, напротив, лукав и скрытен, горд и сварлив, ленив и невоздержен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

В виду этого и прочие должны были слушать внимательнее, нежели тогда, когда бы Он обратил речь Свою ко всем. Итак, с чего Христос начинает, и какие полагает для нас основания новой жизни? Послушаем внимательно слов Его. Говорено было к ученикам, а написано для всех, которые будут после них. Потому-то и Христос, хотя обращается с проповедью к ученикам, но не к ним относит слова Свои, а говорит о всех блаженствах неопределенно. Не сказал: блаженны вы, если будете нищими, но - блажени нищии. Даже, если бы говорил и к ним одним, и тогда Его проповедь относилась бы ко всем. В самом деле, когда напр. Он говорит: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. XXVIII, 20), то говорит не к ним одним, но чрез них и ко всей вселенной. Равным образом, когда ублажает их за претерпение преследований, гонений, жестоких страданий, то сплетает венец не одним им, но и всем так живущим. Но чтобы это было яснее, и ты узнал, что слова Его имеют большое отношение и к тебе и ко всему роду человеческому, если кто внимателен, - послушай, как Он начинает дивное слово Свое: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека. Так как есть много смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств, то Он, умолчав о таких (потому что в том не велика слава), называет прежде всего блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: нищие? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и чрез пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. LXVI, 2)?       2. Много степеней смирения: иной умеренно смирен, а иной с преизбытком. Последнего рода смирение восхваляет и блаженный пророк, когда он, описывая нам не просто смиренное, но весьма сокрушенное сердце, говорит: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1513...

– Добро делай, добро и будет, – сказал странник, поклонился и пошел. Идет он лесом, а навстречу ему идут три охотника. Измученные, голодные... – Дедушка, заблудились мы в лесу, измучились и страшно проголодались. Нет ли у тебя хлебушка? А у него только и были эти три лепешки. Дал он каждому по лепешке. Они съели и отравились. Оказывается, это были родные братья, сыновья той нечестивой вдовы, которая подала эти лепешки... Вот как Господь наказывает за нечестие! Родная мать отравила своих сыновей. А ведь странник предупреждал: – Добро делай, добро и будет! Священное Писание говорит, что тело умершего человека возвращается в землю, от которой было взято, а душа воспаряет к Богу. «Бог же не есть Бог мертвых, но Бог живых» ( Лк.20:38 ). В каком же состоянии живут души, которые перешли в иной мир? Одни ждут Суда Божия. Апостол Павел пишет: «Поправшие Кровь Сына Божия находятся в страшном ожидании Суда». Это души тех, которые на земле не приготовили себя для жизни вечной, для радости и блаженства. Теперь они там томятся в страшном ожидании приговора... Другие находятся в светлой радости. Господь Иисус Христос дал нам Заповеди блаженства. Если человек живет по этим заповедям, если он все выполняет, то душа его еще при жизни земной делается уже блаженной и достойной Царствия Небесного... Какие же это Заповеди блаженства? Господь сказал: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное». Если душа не смиряла себя на земле, не обнищала духом ради Христа, то теперь она содрогается там, вся обнаженная от добродетелей. Она страшно томится в ожидании, как без светлой одежды она узрит Господа. «Блажени плачущии...» Кто не плакал на земле о грехах своих, кто не омывал слезами душу свою, душа того горько рыдает теперь там. «Блажени кротцыи...» Кто не кроткий здесь, на земле, душа того ожесточена и там. Эта жестокость держит душу вне света, и от этого она жестоко страдает. «Блажени алчущии и жаждущии правды...» Кто на земле не причащался Плоти и Крови Христовой, кто не искал правды словес Его и не читал Евангелие, душа того страшно голодает там.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Высочайший пример кротости являет нам Сам Господь наш Иисус Христос, Который, будучи Творцом всего мира, с такой кротостью и терпением переносит все оскорбления, поругания, преследования, издевательства, биения, заплевания от Своего же создания — неблагодарного человека. И переносит всё без ропота, со всецелой покорностью воле Небесного Отца. Он всегда поступал согласно со словами Своими: Не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца ( Ин. 5:30 ). Такую именно жизнь заповедал Иисус Христос и всем последователям Своим, как единственный путь в Царствие Небесное, открытое миру Его уничижением и кротостью. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради ( Мф. 5:3,5,10-11 ). Но не всякая кротость есть блаженная кротость. Не делает блаженными та кротость, которая состоит в природном мягкосердечии и тихости характера. Ибо это есть дар природы, а не плод усилий человеческого духа и потому не является добродетелью, которая давала бы обладателю своему право на Божественное благоволение. Не делает блаженным человека и та кротость, которая состоит в каком-то мрачном усыплении духа и жизненных сил и потому справедливо называется слабостью. Это — род духовного расслабления, который имеет нужду в духовном же врачевании. Святая кротость, усвояющая себе блаженное наследие, не дар природы, но плод веры и любви к Господу Иисусу Христу, смиряющей гордость нашего ума и смягчающей жестокость нашего сердца. Истинная кротость рождается от глубокого сознания своей духовной нищеты и бедности, растет и усиливается укрощением буйных движений ветхого нашего человека, питается покаянным молитвенным плачем и услаждается примером Божественной кротости Господа Иисуса Христа. Поэтому при всей видимой и привлекательной скромности нет и не может быть истинной кротости там, где нет сознания грехов и душевных немощей, где нет чувства умиления и сокрушения и нет частых благоговейных воззрений на святую жизнь Спасителя нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Мф 4:12–17 Евангелие от Матфеа, зачало 9. Во время оно, ходя Иисус при мори Галилейстем, виде два брата, Симона глаголемаго Петра, и Андреа брата его, вметающа мрежи в море, беста бо рыбаря. И глагола има: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком. Она же абие оставльша мрежи, по Нем идоста. И прешед оттуду, виде ина два брата, Иакова Зеведеева, и Иоанна брата его, в корабли с Зеведеом отцем ею, завязующа мрежи своя, и воззва я. Она же абие оставльша корабль и отца своего, по Нем идоста. И прохождаше всю Галилею Иисус, учя на сонмищих их и проповедая Евангелие Царствия, изцеляя всяк недуг и всяку язю в людех. Мф 4:18–23 Евангелие от Матфеа, зачало 10А. Во время оно, по Иисусе идоша народи мнози от Галилеи и десяти град, и от Иерусалима и Иудеи, и со онаго полу Иордана. Узрев же народы, взыде на гору, и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени честии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Мф 4:25–5:12А Евангелие от Матфеа, зачало 10Б. Во время оно, по Иисусе идоша народи мнози от Галилеи и десяти град, и от Иерусалима и Иудеи, и со онаго полу Иордана. Узрев же народы, взыде на гору, и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени честии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех, тако бо изгнаша пророки, иже беша прежде вас. Вы есте соль земли, аще же соль обуяет, чим осолится? Ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/ot-matfey...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010