8я. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9я. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Кто дал эти девять заповедей для блаженства? Сам Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди при двенадцати апостолах и при множестве народа (см.: Мф. 5, 3–12 ). О чем говорится в этих заповедях? В них Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих девяти изречений есть и заповедь, и обещание награды за ее исполнение. Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени – счастливы. Нищии духом – смиренные. Яко – потому что. В ней говорится о том, что нищие духом, люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное. Какая вторая заповедь Божия для получения блаженства?Блажени плачущии, яко тии утешатся. Тии – те. В этой заповеди говорится о том, что плачущие, то есть люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение. Какая третья заповедь? … Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Кротцыи – кроткие, смиренные. Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага, и Царство Небесное. Какая четвертая заповедь? … Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Алчущии – хотящие есть. Жаждущии – хотящие пить. Правда – оправдание, добро. В этой заповеди говорится о том, что алчущие и жаждущие правды, то есть люди, которые подобно алчущему и жаждущему желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу. Какая пятая заповедь? … Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, то есть избавлены от вечного осуждения на Страшном суде Божием.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

8я заповедь. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9я заповедь. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.   Кто сказал эти девять заповедей для блаженства? Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа ( Мф. 5,3-12 ). О чем говорится в этих заповедях? В них Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.   Какая первая заповедь Божия для получения блаженства? Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное Блажени – счастливы. Нищий духом – унижающие себя. яко – потому что. В ней говорится о том, что нищии духом , т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.   Вторая заповедь Божия для получения блаженства: Блажени плачущии, яко тии утешатся  Тии – те. В этой заповеди говорится о том, что плачущии , т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.   Третья заповедь Божия: Блажени кротцыи, яко тии наследят землю  Кротцыи – кроткие, смиренные. Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.   Четвертая заповедь: Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся  Алчущий – хотящие есть. Жаждущий – хотящие пить. Правда – оправдание, добро. В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды , т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.   Пятая заповедь: Блажени милостивии, яко тии помиловани будут  В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tolkovyj-pr...

8 . Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9 . Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть царства небесного; людей же, которые будут поступать согласно с этими заповедями, называет блаженными. В каждом из девяти изречений Господа содержится заповедь и обещание награды за исполнение ее. 1 . Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени значит: « счастливы». Нищии духом – люди смиренные, сознающие свои недостатки и не превозносящиеся своими достоинствами. Господь не говорит, что они получат царство небесное, но что они уже здесь, на земле, предвкушают его и наслаждаются им: есть царство небесное. Это царство внутреннего мира и покоя людей смиренных есть и начало или залог того полного совершенного царства, какое получат нищие духом в вечности. 2 . Блажени плачущии: яко тии утешатся. Во второй заповеди Господь ублажает плачущих и обещает им утешение. Плачущие – это люди, искренно, от всего сердца сокрушающиеся о своих грехах и оплакивающие их. Утешение их будет состоять в прощении грехов и мир совести. 3 . Блажени кротцые: яко тии наследят землю. Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Поэтому кроткие не ропщут на Бога и людей, не гневаются и не превозносятся. Господь говорит о них, что они наследят землю т. е. получат во владение и земные блага и царство небесное. 4 . Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Алчущии – «хотящие есть»; жаждущии – «хотящие пить». В этой заповеди Господь сравнивает людей, всей душой ищущих правды, с алчущими и жаждущими: подобно тому, как последние ищут насытиться и утолить жажду, так и праведные стремятся к правде, исполняя заповедь Господню: «ищите прежде царствия Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ). И Господь обещает праведным насыщение в царстве Своем.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

«Дщери их удобрены, преукрашны яко подобие храма.» Не естественная только красота украшает их, но и искусство облекло их в великое убранство; почему уподобляются храмам убранным в честь идолов. Такова их изысканность в нарядах и в искусстве прельщать. Пс.143:13 .   Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших. «Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие». Когда видят, что влагалища их наполнены сверх нужды, излишнее переносят в другия влагалища, подобно сказавшему: «разорю житницы моя, и большия созижду» ( Лук. 12, 18 ). «Овцы их многоплодны, множащияся во исходищах своих, волови их толсти». Скот у них тучен и многоплоден. Пс.143:14 .   Да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших. «Несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их». По причине великаго благополучия и обилия благ, проводят они жизнь в забавах и смехе, не испытывая ничего худаго. Сие сказал Пророк и в псалме семьдесят втором: «яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их: в трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран» ( Псал. 72, 4–5 ). Находим же много с сим сходнаго и у других Пророков. Но все они дают и решение недоумениям. Тоже сделал и здесь божественный Давид; потому что присовокупил: Пс.143:15 .   Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. «Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их». Не посвященные в истину не умеют различать свойства вещей, благополучие поставляют они в забавах, богатстве, могуществе, и кто пользуется сим, тех называют достойными зависти и блаженными. Но таинники добродетели, причастившись божественной премудрости, ублажают народ под Твоим состоящий промышлением, и Твое о них попечение предпочитают всей жизни. И таковым блаженствам научил нас Господь, говоря: «блажени нищии духом: блажени алчущии и жаждущии правды: блажени плачущии: блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие небесное» ( Матф. 5, 3–10 ). А предпочитающие удовольствие жизни, воспользовавшись им малое время, в кратковременном наслаждении пожинают для себя долговременное мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В то время возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они увидели и услышали, как было сказано им. И когда исполнилось восемь дней, чтобы обрезать Дитя, тогда и наречено было имя Ему: Иисус, данное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Дитя же росло и укреплялось духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. И ходили родители Его каждый год в Иерусалим на праздник Пасхи. И по достижении Им двенадцати лет, когда восходили они в Иерусалим по обычаю Праздника, и завершили положенные дни, – при возвращении их остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его. Думая же, что Он со спутниками, прошли они дневной путь и стали искать Его среди родственников и знакомых; и не найдя Его, вернулись в Иерусалим, ища Его. И было: через три дня нашли они Его в храме, сидящего между учителями и слушающего их, и задающего им вопросы; и все, слышавшие Его, изумлялись разуму и ответам Его. И увидев Его, они поразились; и сказала Ему Матерь Его: “Дитя Мое! Почему поступил Ты с нами так? Вот, отец Твой и Я в скорби искали Тебя”. И сказал Он им: “Что же вы искали Меня? Не знали вы, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?” И они не поняли слова, которое Он сказал им. И Он ушел с ними, и пришел в Назарет, и был в повиновении у них; и Матерь Его сохраняла все слова эти в сердце Своем. А Иисус преуспевал в премудрости, и возрасте, и любви у Бога и людей. Лк 2:20–21, 40–52 И святаго, зачало 24: И святому Евангелие от Луки, зачало 24 Во время оно, ста Иисус на месте равне, и народ ученик Его, и множество много людей от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска, иже приидоша послушати Его и исцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых, и исцеляхуся. И весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся. И той возвед очи свои на ученики своя, глаголаше: блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие. Блажени, алчущии ныне, яко насытитеся. Блажени, плачущии ныне, яко возсмеетеся. Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небеси.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Во время оно, ста Иисус на месте равне, и народ ученик Его, и множество много людей от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска, иже приидоша послушати Его и исцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых, и исцеляхуся. И весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся. И той возвед очи свои на ученики своя, глаголаше: блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие. Блажени, алчущии ныне, яко насытитеся. Блажени, плачущии ныне, яко возсмеетеся. Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небеси. В то время стал Иисус на ровном месте, и толпа учеников Его и великое множество народа из всей Иудеи и Иерусалима и с побережья Тира и Сидона, – они пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих; также – мучимые духами нечистыми; и исцелялись. И вся толпа старалась прикасаться к Нему, потому что сила от Него исходила и исцеляла всех. И Он, подняв глаза Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди, и когда отлучат вас, и будут поносить, и отвергнут имя ваше, как бесчестное за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возликуйте, ибо вот, награда ваша велика на небесах. Лк 6:17–23 Причастен В память вечную будет праведник,/от слуха зла не убоится./ Аллилуиа, трижды. Вечно в памяти будет праведник, от злой молвы не убоится. Аллилуия. (3) Пс 111:6Б–7А Молитва О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе сущу, наипаче же увенча тя Небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepodobn...

Но, будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил учение Свое об этих подвигах не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и будут исполнять его. Господь призывает нас, братие, к исполнению учения Своего не как рабов, боящихся господина своего, а как детей, любящих родителей своих. «Все, водимые Духом Божиим», писал ап. Павел христианам, «суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» ( Рим.8:14–16 ). Посему, братие, и будем исполнять учение Спасителя так, как дети исполняют желания своих любимых родителей. В дальнейших беседах мы и рассмотрим с вами, братие, какие Господь указал нам подвиги в Своих изречениях о блаженстве, чтобы затем приложить их к делу, исполнить в жизни своей, и быть таким образом творцами слова, а не точию слышателями ( Иак.1:22 ). Спаситель ублажает не слушающих только слово Божие, но и исполняющих его. Блажени, говорил Ои, слышащие слово Божие, и хранящии е ( Лк.11:28 ). Так как Господь в Своих изречениях, ублажая исполняющих Его учение, обещает и особую награду за исполнение, то в каждом изречении о блаженстве мы, братие, будем рассматривать во-первых, учение или заповедь; во-вторых, ублажение или обещание награды. Аминь. Беседа XVI. О первой заповеди блаженства Первая заповедь блаженства читается так блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное. Этими словами Господь научает нас, братие, что желающие блаженства должны быть прежде всего нищими духом. Быть нищим духом значит иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом вменять себя за ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по изъяснению святого Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие. Таким образом те люди, которые имеют сердце сокрушенное и смиренное, которые сознают, что они сами по себе ничто, а все, что имеют и что делают доброго, приписывают божественной помощи, и суть нищие духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Когда же настал день, призвал учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами. И сошедши с ними с горы, Он стал на ровном месте и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест тирских и сидонских, которые пришли послушать Его. И Он, возведши очи свои на учеников своих, стал говорить ( Лк. 6:12–21 ): блажени нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем, блаженны миротворцы... Вы соль земли. Вы свет мира. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего небесного. И так к кому же обращены эти святые слова? К тому, к кому обращена и вся нагорная беседа, т. е. ко всему народу, ко всем ученикам Христовым, всем верующими в Него, а не одним апостолам. Не одним апостолам, а всем верным сказано: блажени нищии духом, блаженны плачущие о грехах, кроткие, милостивые, чистые сердцем. Не одним пастырям церкви, а всем верным сказано: вы свет миру. Тако да просветится свет ваш пред человеками, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего небеснаго. Не одним особо поставленным церковным учителям, а всем верным сказано и далее: кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так других людей (словом и примером), тот малейшим наречется в царстве небесном. А кто сотворит и научит (словом и примером), тот великим наречется в царстве небесном ( Мф. 5:1–19 ). Таким образом, по заповеди Господней, всякий верующий, а не только пастырь церкви, обязан и сам творить заповеди закона Божия и учить тому же других. Всякий верующий, а не только пастырь церкви, должен светить пред людьми светом добрых дел, да святится на земле имя Отца нашего небесного. Всякому верующему повелено идти в мир и проповедать евангелие Христово всякой твари. Всякий верующий, а не только прямой апостольский преемник, епископ или пресвитер, призван быть свидетелем Иисуса Христа даже до конец земли. Так от чего ж это современность шумит только против пастырей церкви, что они не учат народ, или учат худо, а наоборот молчит, не говоря ни слова о том, что миряне не учат друг друга закону Христову? И какого это учительства требует от нас, от духовных, наше время? Проповедей, вдохновенных бесед, блистательных ораторских речей? Во всяком случае требуют чего-то такого, что в прошлые века с таким шумом, с такою настойчивостью не требовалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В указанных изречениях под царствием Божиим разумеется по преимуществу учение христианское, как содержание христианской жизни, усваиваемое через проповедь и затем осуществляемое ни в государственной организации, ни в постановлениях внешних, а в строе внутренней жизни, как говорит Апостол: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость о Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). Усвоенная человеческой душой христианская жизнь сама по себе становится предметом духовной радости и наслаждения и, таким образом, переносит человека в особый мир, так что он, живя на земле, чувствует себя гостем, а отечеством своим имеет небо, куда и стремится, как апостол Павел, имевший желание разрешиться от тела и быть со Христом ( Фил. 1, 23 ) и потому почитавший смерть приобретением. Евангелие не проводит строгого разделения между вечной блаженной жизнью за гробом и предвкушением блаженства на земле «здесь, среди гонений» ( Марк. 10, 30 ), но различает то и другое лишь в том смысле, что полное блаженство во всех сторонах жизни праведники получат на небе, а блаженство их на земле будет чисто внутреннее, но не социально политическое, как у В. С. Соловьева : напротив, оно непременно будет связано с внешними скорбями, потому что «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле» ( 2Тим. 3, 1. 13 ). Все эти мысли содержатся во второй группе новозаветных изречений о царствии Божьем или царствии небесном: здесь оно относится то к будущей, загробной жизни, когда речь идет о блаженстве полном, то и к будущей жизни и к настоящей вместе, когда речь идет о внутреннем довольстве, о жизни духовной. Последнего рода определения заключаются прежде всего в Заповедях Блаженства: «Блажени нищии, духом»... «Блажени изгнаннии правды роди, яко тех есть царствие небесное» ( Матф 5, 3, 10 ). Очевидно и здесь речь не о политическом царстве. Таков же смысл изречений Матф. 13, 44 – 45; 18, 1, 4; 19, 14, 23, 24 (о неудобстве богатому войти в царствие небесное) и 25, 1 (притча о десяти девах). Марк. 4, 26, 30; 10, 14, 15, 23; 12, 24 («не далече еси от царствия Божия», сказал Господь книжнику, разъяснившему первенствующее значение заповедей любви). (здесь речь о том, что в царстве Божьем первые – дети, что ради него надо оставить отца и мать и все дорогое в этой жизни). Иоанн. 3, 3, 5; 18, 36; Деян. 14, 22 : «многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие». Ср. 2Петра1, 11 . 1Кор. 4, 20 . Ефес. 5, 5 . Кол. 1, 13 (царство любви и прощения). Апок. 1, 9 : «общник в печали и в царствии».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Но какая от них польза? Посмотрим на примеры: вот братья Иосифа, когда попали в тесноту скорбей, то и заговорили:во гресех есмы брата ради нашего; сего ради прииде на ны скорбение сие ( Быт. 42:21 ). Это первый плод притеснения – чувство своей греховности, самоосуждения и смирения; этим и разбойник на кресте спасся, когда в сознании своей виновности призвал со смирением Господа. Все последствия временных страданий неудобно-исчислимы, а главные, кои легко приметить, следующие: в скорби своей утренневати будут ко Мне ( Ос. 6:1 ), – как сказал Господь о людях Своих. Страха ради Твоего, взывали святые пред Богом, – во чреве прияхом (скорбь и муку), и поболехом и родихом дух спасения Твоего ( Ис. 26:8 ). И три отрока в пещи огнем горящей, свидетельствовали тоже: душею сокрушенною и духом смиренных да прияты будем ( Дан. 3:39 ). И Давид пред лицом Божиим вещал, значит неложно: прежде страдания моего я блуждал, а ныне слово Твое храню ( Пс. 118:67 ). И Павел, указывая на конец страдальческого пути, писал: кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4:17 ). И Лазарь, поверженный у ворот богатого, как бы на съедение псам, и он тоже указывает, что за свое злострадание был взят на лоно вечного упокоения. Ибо все, сеющие здесь слезами, – как сказал Дух Святый чрез пророка, – радостью пожнут ( Пс. 125:6 ). Так и Господь говорит: блажени нищии духом; блажени плачущие. Воистину блаженны те, кои, покоряясь учению Господню, идут страдальческим путем: они и здесь радуются среди лишений и скорбей неземною радостью. Путь мой пролег по прекрасным местам, – взывал Давид, – и удел мой приятен для меня ( Пс.15:6 ). И апостол Павел писал: я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа ( 2Кор. 12:10 ). Также и прочие последователи Христовы среди великого испытания скорбями преизобиловали радостью ( 2Кор. 8:2 ). В похвалу первых христиан говорил апостол Павел: вы люди разумные; ибо вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто бьет вас в лице ( 2Кор. 11:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010