Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую степень счастья. Святость, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, наивысшее счастье, какого только может желать человек. Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а новозаветный закон Христов есть закон Божественной любви и благодати, чем только и дается людям сила в полноте блюсти закон Божий и приближаться к совершенству. Иисус Христос, призывая нас в вечное Царство Божие, указывает пути к нему, чрез исполнение Его заповедей, за исполнение которых Он обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей вечной жизни. Иисус Христос говорит: 1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. 2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии яко тии помиловани будут. 6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. В каждом из этих изречений или наставлений Господа следует различать, с одной стороны, поучение, или заповедь, а с другой, ублажение, или обещание награды. Для исполнения заповедей блаженства необходимо: общение с Богом - молитва, внутренняя и внешняя; борьба с греховными наклонностями - пост, воздержание и т. п. О первой заповеди блаженства 1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. 1. Блаженны нищие духом, т. е. смиренные; потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное. Блажени - блаженны, т. е. в высшей степени счастливые и угодные Богу; нищии духом - смиренные, которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают о том, что они лучше или святее других; яко - ибо, потому что; тех - их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость, а вместе с тем и блаженство, то есть высшую степень счастья.    Святость, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, наивысшее счастье, какого только может желать человек.    Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а новозаветный закон Христов есть закон Божественной любви и благодати, чем только и дается людям сила в полноте блюсти закон Божий и приближаться к совершенству.    Иисус Христос, призывая нас в вечное Царство Божие, указывает пути к нему, чрез исполнение Его заповедей, за исполнение которых Он обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей вечной жизни.    Иисус Христос говорит: 1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. 2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии яко тии помиловани будут.6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.   В каждом из этих изречений или наставлений Господа следует различать, с одной стороны, поучение, или заповедь, а с другой, ублажение, или обещание награды.    Для исполнения заповедей блаженства необходимо: общение с Богом — молитва, внутренняя и внешняя; борьба с греховными наклонностями — пост, воздержание и т. п. О первой заповеди блаженства 1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.    Блаженны нищие духом, т. е. смиренные; потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное.    Блажени — блаженны, т. е. в высшей степени счастливые и угодные Богу; нищии духом — смиренные, которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают о том, что они лучше или святее других; яко — ибо, потому что; тех — их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Иисус Христос изложил свой закон в девяти изречениях, называемых заповедями Блаженства, потому что они начинаются словом блаженны. Спаситель начал свои изречения этим словом, чтобы показать нам, что истинное блаженство в здешнем мире заключается в добродетели, а что через нее мы получим блаженство и в будущем мире. Вот девять заповедей блаженства: 1) Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. 2) Блажени плачущии, яко тии утешатся. 3) Блажени кротции, яко тии наследят землю. 4) Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5) Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 6) Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7) Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8) Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. 9) Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех: тако бо изгнаша пророки, иже беша прежде вас. Первая заповедь блаженства « Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное ». Дух отречения и самоотвержения составляет главную добродетель христианина, который не должен почитать мер и его временные блага целью, для коей он был сотворен, ни видеть в самом себе единую цель, для которой созданы мир и его блага. Дух самоотвержения противоположен себялюбию, пороку самому недостойному христианина. Себялюбец печется только о самом себе и восхищается своими мыслями, – это есть гордость; он воображает, что все сотворено для удовлетворения его наклонностей и страстей. Отсюда происходит безмерная привязанность к благам здешнего мира, доводящая человека до порабощения себя всему, что он считает необходимым для своего счастья. Из этого рабства проистекает то беспутное состояние, которое может быть для человека только источником огорчений физических и нравственных, словом – несчастия. Христианин духом нищеты достигает противоположных последствий. Если Бог дал ему богатство, он пользуется им не с себялюбивой целью и только для искания, в нем собственно, счастья, но как бы залогом, вверенным его благотворительной распорядительности. – Если он лишен благ сего мира, то возносится сердцем выше земных желаний и стремиться к миру лучшему, которого достигнет тем вернее, что не будет опутан узами, слишком сильно привязывающими его к земному миру. – Богат ли он или беден, христианин должен иметь дух самоотвержения; только при этом условии он начинает пользоваться уже в здешнем мире царствием Божиим. Что такое это царствие, если не истина и благодать? – Но возможно ли обладать сими сокровищами, поклоняясь собственным мыслям, вместо того чтобы в вере подчинять дух свой слову Божию? Или приковывая сердце к благам здешнего мира, вместо того чтобы употреблять их к освящению его?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Райское сердце. Поучение о Евангельских блаженствах 1 Чтобы нам жить во Христе и быть спасенными, необходимо стяжать райское сердце, которое изображено в изречениях Господа Иисуса Христа в, так называемых, Евангельских блаженствах. По сим Божественным изречениям, райское сердце должно быть украшено: а) истинным смирением: «блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное»; б) плачем и сокрушением о грехах: «блажени плачущии, яко тии утешатся»; в) кротостию и безгневием: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю»; г) полным правдолюбием: «блажени алчущии и жаждующии правды, яко тии насытятся»; д) совершенною милостивостью: «блажени милостивии, яко тии помилованы будут»; е) чистотою: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»; ж) миролюбием и миротворением: «блажени миротворцы, яко тии сынове Божие нарекутся»; з) терпением бед и гонений за веру христианскую: «блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное»; и) перенесением напраслин и обид за жизнь христианскую: «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся: яко мзда ваша многа на небесех!» ( Мф.5:1–1 2). Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Искупителю мой, даруй ми благодать Твою – стяжать такое райское сердце! Да будет на нем нерушимою навеки царская печать Твоя! Ими же веси судьбами, ради честных Твоих страданий, спаси мя, Господи! Сам, как знаешь, дай спасительный строй сердцу моему! Аминь. 2. Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное Под именем нищих духом, здесь разумеются те, которые болезнуют и воздыхают о своем недостоинстве, и обращаются к бесконечному милосердию Искупителя. Итак, ублажаемая Господом нищета есть глубокое сознание повреждения и растления своей природы, живое чувство своего недостоинства и окаянства, болезненное жаление о грехах и пламенное устремление духа к Божественному Искупителю грешников. Эту именно нищету духа выражает Давид в молитве к Богу: преклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя, яко нищ и убог есмь аз ( Пс.85:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

В. Что должно присоединить к молитве, чтобы достигнуть желанного блаженства? О. Собственный подвиг для достижения христианского совершенства. О необходимости такого подвига говорил Господь в известных нам словах: «Царствие Божие силою нудится, и нудницы восхищают его» ( Мф. 11, 12 ). И ещё: «что вы зовете Меня: Господи, Господи! и не делаете того, что Я говорю?!» ( Лк. 6, 46 ). В. Где такие подвиги в Евангелии нам указаны? О. В девяти заповедях блаженства, которые кратко указывают нам главные христианские добродетели: 1) Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное. 2) Блажени плачущии, яко тии утешатся. 3) Блажени кротции, яко тии наследят землю. 4) Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5) Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 6) Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7) Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8) Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. 9) Блажени есте, егда поносят вас, и изженут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф. 5, 3–12 ). Таким образом, все эти 9 изречений, хотя называются заповедями, даны были, кротким и смиренным по сердцу Спасителем не как приказы и повеления, а как ублажения и призывы, чтобы мы свободно и по любви, как дети Божии, исполняли их. Отсюда, в каждом изречении содержатся две части: 1) самое учение, или заповедь, 2) соответствующее ублажение или обещание награды. 1-я, 2-я, 3-я и 4-я Заповеди Блаженства В. Что такое нищета духовная? О. Нищета духовная есть высшая степень смирения, иначе – смиренномудрие. Нищий духом признаёт, что он не имеет ничего своего доброго, а если что доброе и есть, то это дано от Бога, – от нас же идут лишь грехи да падения. Нищий духом признаёт себя первым из грешников, как и ап. Павел говорит: Христос пришёл «грешные спасти, от нихже (из которых) первый есм аз» ( 1Тим. 1, 15 ). В. Что обещал Господь нищим духом? О. В полную противоположность теперешней их нищете, Он обещал им ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, с теми его благами, пред которыми – ничто все сокровища и блага земные. Это Царство дано будет им в будущей жизни; теперь же они могут его иметь лишь предначинательно, когда с несомненною верою и надеждою ожидают его.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

VI. Христос молился на кресте за Своих врагов словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). В) Заповеди блаженства 587. На что еще обратил особое внимание Господь Иисус Христос помимо заповедей любви к Богу и к ближнему? Помимо заповедей любви к Богу и к ближнему Христос обратил особое внимание еще на девять заповедей блаженства. 588. Когда провозгласил Христос девять заповедей блаженства? Христос провозгласил девять заповедей блаженства в начале Своей общественной деятельности, в нагорной проповеди , в которой преподал главное содержание Своего нравственного учения. 589. Как читаются девять заповедей блаженства? Девять заповедей блаженства гласят: 1 . Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное. 2 . Блажени плачущий, яко тии утешатся. 3 . Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4 . Блажени алчущии и жаждущий правды, яко тии насытятся. 5 . Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 6 . Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7 . Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8 . Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. 9 . Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. 590. Кто это – нищие духом? «Нищие духом» это те, которые чувствуют себя перед Богом незначительными и всегда скромны и смиренны. 591. Кого не имел в виду Христос под словами «нищие духом»? Под словами «нищие духом» Христос не имел в виду духовно ограниченных людей. 592. Кто такие – плачущие, которые утешатся? «Плачущие» это те: 1) кто печалятся о бедственном состоянии своей души; 2) кто плачут потому, что на них свалилось несчастье, или потому, что они оскорбляемы, но не отчаиваются, а верят в помощь и утешение Божие. 593. Кто это – кроткие, которые наследуют землю? «Кроткие» это те, которые подавляют в себе искушение к гневу, сохраняют спокойствие мысли и относятся ко всем людям с любовью. 594. Кто это – алчущие и жаждущие правды? «Алчущие и жаждущие правды» это те, которые любят справедливость и правду Божию, стремятся к ее торжеству и прежде всего сами поступают справедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

После 2-го антифона произносится малая ектения. По окончании ее диакон уходит в алтарь и открывает царские двери для совершения третьего антифона – заповеди блаженства ( Мф.5:1–12 ), или иначе «Блаженны»: Блажени нищие духом... Этот антифон начинается воззванием благоразумного разбойника, возопившего к распятому Христу: «помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное, т.е. блаженны не гордящиеся, не возносящиеся своим умом. Блажени плачущии, яко тии утешатся, т.е. блаженны плачущие о своем несовершенстве, о своих прегрешениях, но не от обид и оскорблений со стороны ближних. Блажени кротции, яко тии наследят землю, т.е. блаженны не имеющие гнева на кого-либо, всем прощающие, всех любящие. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся, т.е. блаженны алчущие небесной правды и жаждущие восстановить Божию правду прежде всего в самих себе. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут, т.е. блаженны сострадательные, видящие Самого Христа в каждом человеке, просящем помощи, и помогающие ему. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Только очищенные от страстей и пороков могут видеть Господа духовносердечными очами. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся, т.е. все, вносящие мир и примирение среди людей, – истинные сыны Божии, подобно Самому Сыну Божию, сошедшему с небес на землю, чтобы внести мир в души наши. Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царствие Небесное, так как изгнанные за возвещение правды Божией не одними только устами возвещают правду Божию, но и примером своей богоугодной жизни. Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Блаженны таковы, ибо их заслуга троекратна: 1 – что сами по себе они невинны и чисты, 2 – быв чистыми, они были оклеветаны, 3 – быв оклеветаны, они радовались, что потерпели за Христа. Нагорная проповедь о заповедях блаженства представляет собой вполне законченное христианское учение. Она произнесена Христом народу в начале Своего служения, поэтому с пением «Блаженн» совмещен малый вход (с Евангелием).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

О седьмом прошении В. Чего просим в сих словах молитвы «избави нас от лукаваго» ? О. Просим избавления от всякого зла, какое может нас постигнуть в мире, который со времени первого греха весь во зле лежит ( 1Ин.5:19 ), в особенности же от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы – диавола. О славословии В. Для чего к молитве Господней присоединено славословие? О. Во-первых, для того, чтобы мы, прося себе от Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его вечном Царстве, силе и славе более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что сие в Его власти и относится к Его славе. В. Что означает слово «аминь» ? О. Истинно, или да будет. В. Для чего сие слово прилагается к славословию? О. Сим изображается то, что молитва приносится с верою и без всякого сомнения, как учит апостол Иаков ( Иак.1:6 ). Учение о блаженстве В. Что должно присоединить к молитве, дабы утвердиться в надежде спасения и блаженства? О. Собственный подвиг для достижения блаженства. О сем глаголет Сам Господь: Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? ( Лк.6:46 ). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). В. Какое учение может руководствовать в сем подвиге? О. Учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в Его изречениях о блаженстве. В. Сколько таких изречений? О. Девять следующие: 1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. 2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:312 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех ( Мф.5:4–12 ). Открывая собой Нагорную проповедь, Блаженства содержат квинтэссенцию духовно-нравственного учения Иисуса Христа. Именно в таком качестве они были задуманы и произнесены Спасителем – вот почему Он придал им особую торжественность, выразившуюся в их внешней поэтической форме. Как последующие разделы Нагорной проповеди, так и вся история жизни, страданий и смерти Иисуса станут раскрытием смысла заповедей Блаженства. В них, как в зеркале, отражена эта история, а вместе с ней и вся многовековая история христианского свидетельства, запечатленного кровью мучеников и исповедников. Заповеди Блаженства в Нагорной проповеди являются духовной программой, выраженной в положительных категориях. Они ярко свидетельствуют о парадоксальном характере христианской нравственности. В них Иисус говорит о том, что подлинным счастьем (блаженством) обладает тот, кто по человеческим меркам глубоко несчастлив, а в качестве положительных качеств приводит те, которые вовсе не так высоко ценятся в человеческом общежитии, например смирение и кротость. Размышляя о содержании евангельских Блаженств, русский философ Н. А. Бердяев говорит: Произошла самая радикальная переоценка ценностей, какую только знает мир. Всё делается необычным, непохожим на то, чем живет мир и чем дорожит мир... Блаженными оказываются совсем не те, которых мир считает блаженными,блаженны плачущие, кроткие, милостивые, чистые сердцем, алчущие и жаждущие правды... Мир же считает блаженными богатых, знатных, сильных, обладающих властью, прославленных, смеющихся... Между Евангелием и миром существует полная противоположность и несовместимость… 618

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2 - Нагорная проповедь. (Матфея 5:1-7:29; Луки 6:12-41). В Нагорной проповеди Иисус Христос высказал всю суть Его учения. Самое основное это Заповеди блаженства, но кроме них было много других поучений. Нагорная проповедь начинается Заповедями блаженства, а кончается Притчей о благоразумном строителе (Матфея 7:24-27) которая нас учит что именно во время беды ясно видно преимущество жизни по заповедям Закона Божия. 2.1 Заповеди Блаженства. (Матфея 5:3-12; Луки 6:20-23). Десять Заповедей вместе с Заповедями блаженства являются основой Христианского учения о жизни. Десять заповедей описывают заповеди по которым мы должны жить, а Заповеди блаженства учат нас какие душевные расположения мы должны иметь. Заповеди Блаженства не нарушают Десять Заповедей а пополняют их. Заповеди Блаженства поются на Литургии во время Малого входа. Внизу они даны по церковнославянски, так как они поются: 1. Блажени нищии духом, Яко тех есть царствие небесное. 2. Блажени плачущии, Яко тии утешатся. 3. Блажени кротцыи, Яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, Яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии, Яко тии помиловани будут. 6. Блажени чистии сердцем, Яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы, Яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнани правды ради, Яко тех есть царствие небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. радуйтеся и веселитеся, Яко мзда ваша многа на небесах. Христианство нас учит не только жить по заповедям, но и изгонять из себя греховные привычки, то есть постепенно менять себя к лучшему и улучшаться. Заповеди Блаженства показывают нам путь этого исправления. Внизу даны объяснения этих заповедей: 2.2 О Промысле Божьем. (Матфея 6:25-34; Луки 12:22-31). Иисус Христос учил, что Господь Бог промышляет (заботиться) о всем и о всех и особенно о людях. Он заботиться о нас больше чем сам добрый и самый разумный отец о своих детях. Он оказывает нам помощь во всем что нужно для нашей жизни и что служит для нашей истинной пользы.

http://zavet.ru/a/rss_1284695913.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010