Глас 4. Стих:  Господь сил с нами,/Заступник наш, Бог Иаковль. Глас евангельский услышавше/и апостольскою ревностию распалившеся,/в научение неверных языков устремистеся,/богоблаженнии равноапостольнии/Кукше, Леонтие, Стефане и Гурие,/Германе Аляскинский, и святителю отче Николае Японский,/и досточудный Иннокентие,/великия Сибирския страны апостоле/и просвещения за морем сущих новых стран во Америце первоначальниче./Темже со всеми прочими,/во благовестии Христове потрудившимися,/достойно ублажаетеся. Слава, стихира евангельская вторая, глас 2: С миры пришедшим яже с Мариею женам,/и недоумевающимся,/како будет им улучити желание,/явися камень взят,/и Божественный юноша утоляя мятеж душ их,/воста бо, глаголет, Иисус Господь./Темже проповедите проповедником Его,/учеником в Галилею тещи,/и видети Его воскресша из мертвых,/яко Жизнодавца и Господа. И ныне, глас тойже: Преблагословена еси, Богородице Дево,/Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися,/Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися,/смерть умертвися, и мы ожихом./Тем воспевающе вопием:/благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. Славословие великое. По Трисвятом Тропарь воскресен: Днесь спасение мipy бысть,/поем Воскресшему из гроба,/и Начальнику жизни нашея:/разрушив бо смертию смерть,/победу даде нам и велию милость. Ектения и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны воскресны 1го гласа на 6: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Снедию изведе из рая враг Адама:/Крестом же разбойника введе Христос в онь,/помяни мя, зовуща,/егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Покланяюся страстем Твоим,/славословлю и Воскресение со Адамом и разбойником,/со гласом светлым вопию Ти:/помяни мя Господи,/егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Распялся еси, безгрешне,/и во гробе положился еси волею,/но воскресл еси, яко Бог,/совоздвигнувый Себе Адама,/помяни мя, зовуща,/егда приидеши во Царствии Твоем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

    Есть нищие, которые нуждаются в необходимых потребностях для жизни и, не имея дневного пропитания, испрашивают себе милостыни. Таковая нищета и бедность, хотя сама по себе не есть порок, если она не происходит от порочной жизни, но и не есть еще добродетель, составляющая блаженство человека. Почему и Спаситель не просто сказал: блажени нищии, но «блажени нищии духом». То есть, как изъясняет Св.Златоуст, те смиренныя и богобоязненные души, которые во глубине сердца своего чувствуют свою ничтожность пред Богом и, сознавая естественную бедность духа своего в потребностях для духовной, добродетельной и святой жизни, прибегают к Богу и у Него беспрерывно испрашивают даров благодати, так же как нищие милостыни. Сии нищие духом, ежели имеют какое земное стяжание, приобретенное честными трудами или полученное как достояние от предков своих, то не полагают в нем своей надежды и своего счастия, не обращают его в пищу своей гордости и похотей, а во смирении сердца, считая оное даром Всевышняго, с благоговейною осторожностию стараются употреблять оное по святым намерениям Бога, Который, рано или поздно, потребует отчета от каждого во вверенных ему дарах. Такие нищие духом, если бывают облечены властию над другими и отличены знаками чести, то не гордятся пред собратиями своими, и власть и честь употребляют в средство благотворить ближним своим, всегда нося в сердце своем заповедь Господа и Владыки всех Иисуса: «иже хощет в вас быти болий, да будет вам слуга» (Мк.10.43) и «елико велик еси, толико смиряйся» (Сир.3.18). Сии нищие духом, ежели имеют особенные естественные дарования, ежели стяжали великую ученость, то не превозносятся своим многознанием и больше смиряются, помня, что «ему же дано будет много, мною и взыщется от него» (Лк.12.48). Они помнят, что истинное просвещение начинается от познания своего невежества и ничтожности всех человеческих познаний без света, сходящаго свыше от Бога Отца светов; сии наконец нищие духом, хотя бы обогащены были всеми добродетелями, хотя бы исполнили всю волю Божию, то во смирении сердца своего считают себя рабами «ничего не стоящими» (Лк.17.10). И вот таких людей Иисус Христос называет блаженными.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное.Кто это нищии духом? В чем состоит их блаженство? Почему им первым обещается блаженство? Нищими обыкновенно называют людей, которые, не имея дневного пропитания, просят милостыни. Но это нищие — телом, а не духом. Нищета телесная одна сама по себе не составляет еще добродетели и не дает права на блаженство; часто она бывает даже предосудительна; это в том случае, если она происходит от порочной жизни и поддерживается праздностью и леностью. Посему Спаситель сказал не просто: блажени нищие; но нищие духом. Нищими духом Он называет смиренных умом и сокрушенных сердцем. Много есть смиренных не по своему расположению, а по необходимости обстоятельств; в этом еще не велика слава. Блаженны, как бы так говорил Господь, те, которые добровольно смиряют себя и уничижают не только пред Богом, Которого величие беспредельно, но и пред людьми, считая себя первыми из грешников; блаженны те, которые, сознавая недостаточность собственных сил для духовной и святой жизни, прибегают к Богу и у Него испрашивают даров благодати, как нищие — милостыни. Очевидно отсюда, что нищими духом могут быть и богатые, если они, помышляя, что видимое богатство тленно и скоропреходяще, что оно есть незаслуженный ими дар Всеблагого, Который некогда потребует от них как от Своих приставников отчета в употреблении богатства, не превозносятся, не расточают богатства в роскошь и чувственные удовольствия, а с благоговейною осторожностью стараются употреблять оное, сообразно с назначением, на собственные необходимые нужды и на нужды своих ближних. Обещанное смиренным блаженство начинается еще во время земной жизни. Но здесь оно скрывается внутри, во глубине души смиренных, проявляясь только для них самих в том глубоком внутреннем мире души, который есть плод истинной живой веры в Бога Отца и Сына и Святого Духа. Полное и совершенное блаженство ожидает смиренных в жизни будущей. Если счастлив сын, который, имея богатого и славного отца, совершенно уверен и обеспечен в получении наследства своего, хотя и не введен еще во владение тленным и скоропреходящим имуществом, то во сколько счастливее сыны Отца Небесного, коим обещано вечное Царство, и сие обещание утверждено заветом Крови Единородного Сына Божия и обручением Духа Святого в сердцах их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Есть нищие, которые нуждаются в необходимых потребностях для жизни и, не имея дневного пропитания, испрашивают себе милостыни. Таковая нищета и бедность, хотя сама по себе не есть порок, если она не происходит от порочной жизни, но и не есть еще добродетель, составляющая блаженство человека. Почему и Спаситель не просто сказал: блажени нищии, но блажени нищии духом. То есть, как изъясняет Св. Златоуст , те смиренные и богобоязненные души, которые во глубине сердца своего чувствуют свою ничтожность пред Богом и, сознавая естественную бедность духа своего в потребностях для духовной, добродетельной и святой жизни, прибегают к Богу и у Него беспрерывно испрашивают даров благодати, так же как нищие милостыни. Сии нищие духом, ежели имеют какое земное стяжание, приобретенное честными трудами или полученное как достояние от предков своих, то не полагают в нем своей надежды и своего счастия, не обращают его в пищу своей гордости и похотей, а во смирении сердца, считая оное даром Всевышнего, с благоговейною осторожностию стараются употреблять оное по святым намерениям Бога, Который, рано или поздно, потребует отчета от каждого во вверенных ему дарах. Такие нищие духом, если бывают облечены властию над другими и отличены знаками чести, то не гордятся пред собратиями своими, и власть и честь употребляют в средство благотворить ближним своим, всегда нося в сердце своем заповедь Господа и Владыки всех Иисуса: иже хощет в вас быти болий, да будет вам слуга ( Мк. 10:43 ) и елико велик еси, толико смиряйся ( Сир. 3:18 ). Сии нищие духом, ежели имеют особенные естественные дарования, ежели стяжали великую ученость, то не превозносятся своим многознанием и больше смиряются, помня, что емуже дано будет много, мною и взыщется от него ( Лк. 12:48 ). Они помнят, что истинное просвещение начинается от познания своего невежества и ничтожности всех человеческих познаний без света, сходящего свыше от Бога Отца светов; сии наконец нищие духом, хотя бы обогащены были всеми добродетелями, хотя бы исполнили всю волю Божию, то во смирении сердца своего считают себя рабами непотребными ( Лк. 17:10 ). И вот те нищие духом, которых  Иисус Христос  называет блаженными.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Дни и годы уходят, а смерть и гроб все ближе и ближе... Что же делать? Ведь такое дальше продолжаться не может. Скрыта здесь какая-то тайна, которую нужно, непременно нужно нам знать. Не может быть, чтобы Господь, Который больше нас заботится о нашем спасении, «всем человекам хочет спастися» (1Тим.2:4), не может быть, чтобы Господь скрыл от нас то, что так нужно нам, без чего, просто говоря, и жить нельзя. И эта тайна открыта Господом нашим Иисусом Христом давным-давно и заключается она в словах Его: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5). А мы все привыкли жить и думать, что главная опора во всех делах наших «я сам» — мое разумение, мои силы... И бьемся, и стараемся, силимся сделать что-то хорошее и... ничего не выходит! (из бесед священника Бориса Николаевского, 1951 г). Не выходит потому, что мы, ослепленные своей самостью, своей гордостью, совершенно забываем, что первой ступенькой по лестнице добродетели является смирение. Первая заповедь блаженства: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное С этого начинаются заповеди блаженства или заповеди истинного счастья нашего, не того, земного призрачного, мимолетного счастья, за которым мы, как за тенью, гоняемся бесплодно всю жизнь, а истинного, полного и вечного блаженства, начало которого раскрыл Сам Господь для всех христиан в Своей Нагорной проповеди. «Блажени нищии духом» (Мф.5:3) — то есть счастливы предельно бедные духом... Что это такое — быть бедным духом? Это значит «...иметь смиренное понятие о своих духовных качествах, уничижать себя, считать себя грешником». Это значит иметь в себе качества, противоположные гордости, тщеславию, самолюбию. Почему им, то есть нищим духом, принадлежит Царство Небесное? Да потому, что смиренный духом, «сознавая свою греховность и недостоинство, вполне предается водительству Божественной благодати, нисколько не надеясь на свои духовные силы, и благодать приводит его к Царству» (архимандрит Михаил. Толковое Евангелие. Евангелие от Матфея). Почему же мы пренебрегаем идти по прямому пути к совершенной радости? Прежде чем начать каяться в преступлениях против этой заповеди Господней, хочется еще объяснить вам, что «по свойству природных способностей у человека есть побуждение или стремление раскрывать, усовершенствовать свои силы, сравняться с другими, приобрести себе доброе мнение других, честь, славу, благоволение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3255...

Синаксарий первее Минеи, таже Триоди. Икос: Видя Христову лечебницу отверстой/и истекающее из нее Адаму здравие,/стал мучиться, был поражен диавол,/и, как терпящий бедствие, рыдал/и своим друзьям возопил:/“Что мне делать с Сыном Марии?/убивает меня Вифлеемлянин,/вездесущий и все наполняющий!” Таже блаженны с поклоны. Глас 6: Блаженны с поклонами, глас 6 Во Царствии Твоем, помяни нас Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Разбойника Христе рая жителя сотворил еси,/на Кресте Тебе возопивша: помяни мя,/того покаянию/сподоби и мене недостойнаго. Разбойника, на кресте/“Помяни меня!” Тебе возгласившего,/Ты, Христе, прежде всех/рая гражданином сделал./Покаяния его удостой/и меня, недостойного. Стих: Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Маноя слышавши древле душе моя,/Бога в явлении бывша,/и из неплодове тогда приемша плод обетования,/того благочестие подражай. О Маное слышишь ты, душа моя,/в древности при Богоявлении присутствовавшем/и принявшем тогда от неплодной плод обетования;/его благочестию будем подражать. Стих: Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Сампсоновой поревновавши лености,/главу остригла еси душе дел твоих,/предавши иноплеменником, любосластием/целомудренную жизнь и блаженную. Подражая беспечности Самсона,/ты остригла славу дел твоих, душа,/ради сладострастия иноплеменникам предав/жизнь целомудренную и блаженную. Стих: Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Прежде челюстию ослею/победивый иноплеменники,/ныне пленение ласкосердству страстному обретеся,/но избегни душе моя подражания,/деяния и слабости. Прежде челюстью ослиною/победивший иноплеменников,/ныне жертвою напрасной оказался/из-за распутства страстного;/но избегни подражания, душа моя,/этому его деянию и ослаблению. Стих: Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

„Но, скажете, добродетели труднее пороков“. Сего я не усматриваю: ибо пьяный и невоздержный сам по себе предпринимает трудов более трезвого, и похотливый – более воздержного, и пекущийся об обогащении себя – более довольствующегося малым, и ищущий себе славы – беспокоится более живущего в незнатности. Поскольку же добродетели кажутся нам труднейшими по сладострастию нашему, то станем принуждать себя к оным: ибо царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е ( Матф. 11:12 ), как изрек Господь. Итак, нужно старание и внимание всем нам, славным и бесславным, начальникам и подвластным, богатым и убогим, чтобы изгнать из своей души страсти, и вселить в оную сонм добродетелей: поскольку и земледелец и домостроитель и просто всякий от собственных трудов питающийся, если изженут из души своей желание богатства, славы и роскошества, будут воистину блаженными. Это и суть те нищии, которых есть царство небесное, почему и Сам Господь о таковых сказал: блажени нищии духом ( Матф. 5:3 ). Нищии духом суть те, которые имеют добровольно наружную бедность, или сносят оную великодушно, если бы она была вынужденная. Богатеющие же, роскошествующие и наслаждающиеся временною славою, вообще одержимые такими вожделениями, впадут еще в большие сети диавола: ибо обогащающийся не оставляет богатства, а наиболее умножает, желая большего, чем было первое; также и любострастный, и невоздержный, удовлетворивши собственные похоти, каждый больше умножает их, а не оставляет. Посему-то богатому трудно внити в царствие Божие ( Матф. 19:23 ). Како вы, сказано, можете веровати в Мя, славу от человек приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищуще ( Ин. 5:44 )? Но если кто богат, или славен, пусть не смущается: ибо таковой может, если захочет, искать славы Божией, и принуждать себя, чтобы укротить наклонность к худому, совершать великие добродетели и отдалять ужасные пороки не только от себя добрым произволением, но и от других многих, не хотящих того. Он может не только поступать справедливо и быть воздержным, но и многоразлично запрещать хотящим сделаться неправедными и невоздержными; не только повиноваться Евангелию и проповедникам его, но и покорять нехотящих повиноваться Церкви Божией и предстоятелям ее о Христе; не только силою и властью, полученною от Бога, но и чем, что может быть для требующих примером во всех благих: ибо обладаемое уподобляется владеющему. Итак, хотя всем нам нужно попечение, принуждение и внимание, но неравное; славные и богатые, если бы захотели спастись, должны употребить больше принуждения и старания: поскольку они обыкновенно бывают ослушнее. Это явствует и из Евангелий Христовых, прочтенных вчера и ныне. А именно, когда совершилось чудо над Лазарем, и ясно было, что сотворивший оное есть Бог, то народ повиновался и уверовал; начальствующие же тогда, т. е. книжники фарисеи, были столь далеки от повиновения, что тем паче еще раздражались на Христа, и от ярости захотели явльшегося Господа живота и смерти предать смерти за слова и дела Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но ежели так есть; то вот нам сам Господь в нынешнем Евангелии объявляет, что когда мы сию, которая как пара, по Иакову, вмале исчезает 244 , жизнь, алчны и жаждны, нищи и наги, ненавидимы и поносимы от человек без роптания и уныния проведем, на небесех вечно имеем ублажаться славою нетленною. Блажени, рече, нищии духом: яко ваше есть царствие Божие. Блажени алчущии ныне: яко насытишеся. Блажени плачущии ныне: яко воссмеетеся. Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучать вы и поносять, и пронесут имя ваше яко зло, Сына человеческого ради. Возрадуйтеся в той день, и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небеси 245 . Напротив же, ежели мы чрез сии краткие лета будем сребролюбствовать, пресыщаться, музыкою, танцами и картами всегда забавляться, и человеческую славу, как Хамелеон ветр, ненасытно глотать, то по смерти несравненное постигнет нас зло, по егож словеси: горе, рече, вам богатым: яко отстоите утешения вашего. Горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете. Горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете. Горе, егда добре рекут вам вси человецы 246 . Ну думайтеж теперь, мои слышатели, чтоб нам избрать надлежало? а покаместь вы удумаете, я между тем настоящею беседою за помощью Божиею, объяснять буду, коль то велико есть уготовано нам на небесех блаженство, и коль малы суть здешные труды, скорби и нужды в сравнении противу небесной оной радости и изобилия. Что во-первых ныне празднуемому Святителю Христову Николаю, прежде роскошей мирских ревностному презирателю, а теперь уже наслаждения вечного причастнику, да будет в похвалу и достолепное почтение; хотящим же последовать стопам его, в большее поощрение. Еще только принимаюсь я за предложение мое, еще только хощу нечто во объяснение велиих благ небесных сказать, тут уже и встречает, и аки бы на самом пороге слова моего застает меня Григорий Беседовник, говоря: какого ты дела касаешься, осмотрись! кий язык изрещи, или кий ум понять доволен есть, коликое оное вышнего града веселие 247 ? Вем я сие, Святейший Патриарх! и ниже мышлю скудоумным моим словом совершенно доказать, чего и говорить не леть есть человеку 248 , как восхищенный до третьего небесе восклицает Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

Что же будет там? Дух Божий ясно предвозвестил, что сеющие здесь слезами, там радостию пожнут ( Пс.125:6 ); а восприявших благая своя в жизни сей лютые муки обнимут в вечности (Ср. Лк. 16:25 ). Итак, умудримся же откровениями Божьими, оставим безумие и живы будем; а мудрость во спасении – будем знать – не в том состоит, чтобы искать духовных радостей, но в том, чтобы благодушно сносить всякие земные скорби и благодарить Господа. Ибо то угодно Богу, – говорит апостол Петр, – если кто, помышляя о Боге, переносит скорби ( 1Пет.2:19 ). Входите тесными враты ( Мф.7:13 ), – говорит нам Господь наш, именуя скорби теснотой души. Иже аще хощет душу свою спасти от тесноты ее временной, тот погубит ее, – радуя ее временными благами – лишится он радости вечной жизни; ненавидящий же душу свою мир сем сохранит ее в жизнь вечную ( Ин.12:25 ). Еще говорит Господь: иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю ( Мк.8:35 ). Блажен, кто идет путем Евангельских откровений, путем лишений и скорбей: он войдет в покой вечный, откуда удалены всякие скорби и воздыхания. Блажени нищии духом, – Господь говорит, – яко тех есть Царство Небесное. Блажени плачущие; яко тии утешатся ( Мф.5:3, 4 ). Или так сказать – блаженны огорченные в жизни сей; блаженны обремененные многими скорбями; ибо кому неизвестно, что чувство нищеты соединено бывает со скорбью, и плач исходит только от сердца, сжатого скорбями. Далее, указывая нам восхождение к небесному блаженству, Господь говорит: блажени изгнаннии правды ради; блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:3–12 ). Значит, скорби, гонения и разные озлобления служат нам проводниками к Царству Небесному. ...многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие ( Деян.14:22 ), – говорят нам и апостолы Павел и Варнава, которые не сказали, что многим временем, при многих знаниях можно войти в радость вечную, но только – многими скорбями. Верно, более всего нам нужны скорби, чтобы войти в Божественную радость. И чтобы не остались мы еще в сомнении об этом, Павел засвидетельствовал о себе: скорбь ми есть велия и непрестающая болезнь сердцу моему ( Рим.9:2 ). И, конечно, не он один был таким, но все последователи Христовы были многоболезненны сердцем, ибо таков путь к животу бессмертному. Овцы Мои гласа Моего слушают, – Господь говорит, – и по Мне грядут и Аз живот вечный дам им ( Ин.10:27, 28 ). Все последующие зову Христову идут сквозь узкие врата и тесным путем, который один только и вводит в жизнь и радость вечную (Ср. Мф.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Узрев же народы, взыде на гору: и седшу Ему, приступише к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное (Мф.5:1-3) Кто в числе собравшихся таков, чтобы ему и быть учеником Слова, и вместе с Ним с земли - от понятий пустых и низких, взойти на духовную гору возвышенного созерцания, - на эту гору, которая избегла всякой тени высящихся холмов злобы, и освещаемая отовсюду лучом истинного света, в чистой ясности истины, с вершины своей дает видеть все, что для заключенных в междугорьи невидимо ? А что открывается взору с высоты сей, какие это виды, и как многочисленны, описывает Сам Бог Слово, ублажая восшедших с Ним на гору, как бы перстом каким указуя здесь Царствие Небесное, а таи наследие горней земли; потом помилование, правду, утешение, приобретаемое родство с Богом всяческих, и плод гонений, именно тот, чтобы стать сообитателем Божиим, и все иное, что кроме сего, по перстоуказанию Слова свыше с горы, можно видеть в уповании простирающему взоры с этой высокой стражбы. Итак, поелику Господь восходит на гору, послушаем, что взывает Исаия: приидите, и взыдем на гору Господню (Ис.2:3); и если немощны мы от греха, то, как научает пророчество, укрепим руце ослабленные, и колена расслабленные (Ис.35:3). Ибо если будем на вершине, то найдем Исцеляющего всяк недуг и всяку язю (Мф.4:23), и недуги наша Восприемлющего, и болезни Носящего (Мф.8:17). Посему поспешим и мы к восхождению, чтобы, с Исаиею став на вершине надежды, и нам с высоты увидеть оныя блага, которые указует Слово последовавшим на сию возвышенность. Но и нам да отверзет уста Бог Слово, и нас да научить тому, слышание чего есть блаженство. Началом же нашего обозрения да будет начало сказанного в учении. Блажени, сказано, нищии духом: яко тех есть царствие небесное. Если какой златолюбец найдет надпись, показывающую, что хранится тут сокровище, но место, заключающее в себе это сокровище, желающим приобрести его представляет много пота и труда; то ужели не найдет в себе сил к трудам, вознерадит о выгоде, и не принять на себя никакого тщательного усилия признает приятнейшим богатства? Нет, это невозможно; напротив того пригласит он на это всех друзей и отовсюду собрав себе, какую только можно, в деле помощь, при множестве рук, сокрытое богатство сделает своею собственностью Вот, братия, то сокровище, которое показывает нам Писание; сокрыто ж богатство сие по неясности для нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/705/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010