( Ион. 2:3) Кондак, глас 6: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. [Душе, моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни, убо да пощадит тя Христос Бог, везде Сый и вся Исполняяй.] Икос: Христово врачевство видя отверсто и от сего Адаму истекающее здравие, пострада, уязвися диавол и, яко бедствуя, рыдаше и своим другом возопи: что сотворю Сыну Мариину, убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй. Блаженны, с поклонами, глас 6: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи. Разбойника, Христе, рая жителя сотворил еси, на кресте Тебе возопивша: помяни мя; того покаянию сподоби и мене, недостойнаго. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Маноя слышавши древле, душе моя, Бога в явлении бывша и из неплодове тогда приемша плод обетования, того благочестие подражай. ( Суд. 13:2-24) Блажени плачущии, яко тии утешатся. Сампсоновой поревновавши лености, главу остригла еси, душе, дел твоих, предавши иноплеменником любосластием целомудренную жизнь и блаженную. (Суд. 16:4-21) Блажени кротции, яко тии наследят землю. Прежде челюстию ослею победивый иноплеменники, ныне пленение ласкосердству страстному обретеся; но избегни, душе моя, подражания, деяния и слабости. (Суд. 15:15) Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Варак и Иеффай военачальницы, судии Израилевы предпочтени быша, с нимиже Деворра мужеумная; тех доблестьми, душе, вмужившися, укрепися. (Суд. 4:4-16, Суд. 11:9-10, Суд. 11:32-33, Суд. 12:4-7) Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Иаилино храбрство познала еси, душе моя, Сисара древле прободшую и спасение соделавшую древом острым, слышиши, имже тебе крест образуется. (Суд. 4:17-22) Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Пожри, душе, жертву похвальную, деяние, яко дщерь, принеси от Иеффаевы чистейшую и заколи, яко жертву, страсти плотския Господеви твоему. (Суд. 11:30-40) Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

Но, как есть богатые телесно, так есть и некоторые богатые духом, надменные своею праведностью, и таковым богатым – горе. Горе тем мнимым праведникам, которые, подобно фарисею, в гордом самозабвении более опираются на свои добрые дела, нежели на бесценные заслуги Спасителя нашего. «Богат есмь, – говорит один из таковых, – и обогатихся, и ничтоже требую» ( Откр.3:17 ). Горе тем, которые, напитав свой ум истинами веры, не согрели сердца любовью, и которые самые духовные дарования обращают в пищу своей гордости. О таковых сказал Спаситель: «Мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом, и тогда исповем им: яко николиже знах вас. Отъидите от Мене делающии беззаконие!» ( Мф.7:22–23 ). «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное». Итак, наследие нищих есть Царствие Небесное, радость и блаженство вечное на небеси с Богом и со Св. Ангелами. Господь Бог обещает сию великую награду нищим духом, взамен потерянного богатства, которого лишился первый человек в раю, а нищим телесно, сверх того, и за претерпенные временные бедствия. Так, блудный сын в доме отца облекается в первую одежду и украшается перстнем на руке. Так, нищий Лазарь почивает на лоне Авраамовом и утешается райским утешением. – Да соделает, братие, Всемилостивый Господь и Спаситель наш и из нас, нищих по плоти, богатыми добродетелью, богатых телесно, нищими по духу! Да даст и нищим, и богатым телесно спасительную нищету духа, истинное смиренномудрие и живую веру в Него! Да сподобит нас, нищих духом, получить обетованное нищим блаженное Небесное Царство! «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное». Аминь. «Блажени плачущии: яко тии утешатся» (Мф.5:4). После нищих духом, Господь ублажает плачущих. Плач есть также следствие первобытного преслушания, как и нищета; и потому, сколько нищих, столько же и плачущих. С тех пор, как заключился блаженный Едем, и скрылось райское утешение, первый человек начал плакать. Плач этот, вместе с грехом и клятвою, усилился до такой степени, что прошел всю землю, и за пределами мира переродился в вечный «плач и скрежет зубов» ( Мф.13:42 ). Но Милосердый Господь, как источник блаженства и утешения, пришел на землю положить конец человеческому плачу, и вот, Спаситель наш ублажает плачущих, и обещает им утешение. «Блажени плачущии: яко тии утешатся…»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

- Во царствии твоем, егда приидеши, помяни нас, Господи. Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии, и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помилованы будут. Разбойника Рая Христе жителя, на кресте тебе возопивша, помяни мя, предсодеял еси покаянием его, и мене сподоби недостойного. Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят. " Чистая сердцем - это про Лизу " , - вновь промелькнуло в голове Софьи. Вслед за взмахами кадила в руке священника она сама словно входила в какой-то новый для себя ритм, новое измерение. Сейчас ей уже не надо было ничего объяснять. Священник молился и о Лизе, и о себе, и о каждом стоящем в этой комнате. То же делала и Софья. Она молилась - о Лизе, о себе, о священнике. И Лиза... она, наверное, тоже... молилась. И мысль эта не смутила, не удивила Софью. А когда отец Борис стал читать отрывок из Евангелия, Воронова уже не сомневалась, что маленькая девочка, названая сестренка, тоже слышит эти слова, как слышат их Ира, Виктор, Наташа, Софья Мещерская, как слышит их она, Соня: - Братие, не хощу вас не ведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования. Аще бо веруем, яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершая о Иисусе, приведет с Ним. Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии оставшии в пришествии Господне, не имамы предварити умерших. Яко сам Господь в повелении во гласе архангелов, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее. Потом же мы, живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех, в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем. Затем пели " Вечную память " . Отец Борис сказал несколько слов от себя, сказал просто, но очень сердечно. Впрочем, Софья запомнила только первые слова священника: - Почти каждый день, братья и сестры, мне приходится исповедовать умирающих, служить панихиды... И скажу вам, что никогда доселе и ни у кого не видел я столько веры, сколько было ее у усопшей Елизаветы... Лизы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2108...

Тогда горько будем плакать, не имея у себя ни утешителя, ни советника и, что всего хуже, от мучителей своих слыша: «Вы достойны наказаний, потому что сами себя довели до этого. В краткое время переходящего мира могли вы избежать Суда этого покаянием, но не радели, «насладистеся, упитасте сердца ваша, аки в день заколения» ( Иак.5:5 ). Где наслаждения протекшего времени? Где прелесть его и смех? Вот, не миновалось ли все как тень, как тонкий пар, разогнанный бурей, как дым, рассеянный ветром? Итак, наслаждайтесь теперь, как сами пожелали, хотя и этим вы были недовольны. Но не только самих себя ввергли в пучину зол, а увлекли с собой и других. И тем не удовольствовались, что о собственной душе не радели, но и развратили души других. Какая добродетель, какая заповедь умилостивит за вас Бога? Души ваши полны были горькой ревности, соперничества, зависти и всякого порока; ярость неукротимых зверей возлюбили вы, а теперь окружили вас все худые дела, совершенные вами в прошлое время. Мы небрегли о Боге, глаголющем вам в Святых Писаниях, надмеваясь, заносились высоко. И сколько долготерпения к нам у Благого Бога, столько умножались грехи ваши. Господь сказал: «Не любите мира, ни яже в мире» ( 1Ин.2:15 ), – а вы состязались в славе и из сребролюбия. Господь сказал: «Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени плачущии: яко тии утешатся» ( Мф.5:3–4 ), – а вы сделались горделивыми и высокомерными, предались смеху и обольщению. Господь сказал: «Блажени кротцыи: яко тии наследят землю» ( Мф.5:5 ), – а вы сделались свирепыми и неукротимыми. Господь сказал: «Блажени алчущии и жаждущие правды: яко тии насытятся» ( Мф.5:6 ), – а вы возненавидели правду и гнали поступающих правдиво. Господь сказал: «Блажени милостивии: яко тии помиловани будут» ( Мф.5:7 ), – а вы без милосердия и сострадательности обращались с подобострастными вам человеками. Господь сказал: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» ( Мф.5:8 ), – а ваши сердца помышляли о лихоимстве и злых пожеланиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

7) Сей нищий воззва, и Господь услыша и. Не всегда нищета похвальна, а только, когда она с евангельской целью принята произвольно. Ибо многие не по недостатку пищи, а по произволению весьма любостяжательны. Их бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову. Таковых и Господь называет блаженными, говоря: блажени нищии духом ( Мф.5:3 ), не бедные имуществом, но избравшие нищету от сердца. А что не от произвола, то и блаженным не делает. Посему всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета имеет отличительным признаком свободное произволение. Итак, сей нищий, говорит пророк, воззва. Незнаменующим гласом призывает он мысль твою к обнищавшему по Богу, алчущему, жаждущему и терпящему наготу. Сей нищий, едва не указывает он перстом, то есть сей ученик Христов. Можно слова сии относить и к Самому Христу: Он, богат сый по естеству (так как все, что имеет Отец, принадлежит и Ему), нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся ( 2Кор.8:9 ). Да и всякое почти дело, ведущее к блаженству, предначал Сам Господь, Себя предложив в пример ученикам. Возвратись к блаженствам, и рассмотрев каждое, найдешь, что учение словом предварил Он делами. Блажени кротцыи. Где же нам научиться кротости? Научитеся от Мене, говорит Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Блажени миротворцы. Кто же научит нас благам мира? Сам Миротворец, творяй мир и примиряющий оба в единаго новаго человека ( Еф.2:15 ), умиротворивый кровию креста Своего, аще небесная, аще ли земная ( Кол.1:20 ). Блажени нищии. Сам Он обнищал и истощил Себя в зрак раба, да мы ecu от исполнения Его приимем и благодать воз благодать ( Фил.2:7 ; Ин.1:16 ). Итак, если кто водимый Святым и человеколюбивым Духом, не мечтая о самом себе, но уничижая себя, чтобы возвысить других, возопиет духом, испрашивая чего-либо великого, и не произнесет ничего недостойного и низкого, выражающего искание земного и мирского; то вопль сего просящего услышан будет Господом. А какой же конец услышания? Тот, что избавится от всех скорбей неуязвленным, неизнемогшим, непоработившимся мудрованию плоти.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

«Блажени милостивии, яко тии помиловании будут». Сам Бог сотворит с нами милость. Это значит наше будущее — Сам Бог и то, что Он совершит для нас. В этом мире, как никогда, сегодня торжествует жестокость и дух гордого властолюбия. Но мы знаем, что единственная сила, способная противостоять всякой другой силе, — благодать милосердия. Мы принимаем ее от Бога, Отца милосердия, и от Его Возлюбленного Сына, исполненного к нам сострадания и любви. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бог узрят». Что такое чистота сердца? Она есть посвящение всей жизни Богу. Только так человек обретает свое подлинное величие. Чистые сердца у тех, кто в послушании этому посвящению, становятся способными открывать другим путь спасения. Эта заповедь говорит о тайне царственного священства всех крещеных. «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Бог назовет их Своими детьми. Мы можем становиться миротворцами по мере нашего приобщения милосердию и прощению, явленных Христом на Кресте, умиротворившего всех Кровию Креста Своего, как свидетельствует апостол Павел (Кол. 1, 20). Возвратимся к началу, к первой заповеди блаженства. «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное». Эта заповедь относится к настоящему. Нам дана благодать уже сейчас приобщиться Царству Божию. Наше настоящее дает нам силу будущего, и мы можем лицом к лицу встать перед самой страшной реальностью этих дней, узнавая среди предельного отчаяния мира радость нового рождения. Мы не питаем химерических иллюзий, но сознаем свой каждодневный долг жить на этой земле, в этих исторических обстоятельствах в смиренном и терпеливом мужестве, в котором заключается подлинное достоинство человека и его величие. Ничто в мире не может привести нас в уныние. И теперь мы можем услышать последние, восьмую и девятую заповеди блаженства. Они тоже относятся к настоящему. «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное». И далее то, что раскрывает ее. «Блажени, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Так гнали пророков прежде вас». Мы — пророки, не потому что мы читаем в будущем и не потому только что Бог заповедует нам возвестить миру, что будет в наступающих временах, но потому что мы призваны исполнять пророческое служение — быть в этом мире знамением присутствия Христа Бога.

http://moral.ru/dom_1110.html

Саввы Освященного, датируемый IX веком. Как видно из содержания Орологиона, он предназначался для келейного пользования монахами лавры преп. Саввы. Судя по расположению в Орологионе часовых служб, причащение совершалось после службы девятого часа. Это подтверждается и надписанием молитв εις την μετληψιν, т. е. «для причащения». Чин состоял из следующих молитвословий: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Блажени нищии духом», «Блажени плачущии», «Блажени кротции», «Блажени алчущии», «Блажени изгнании», «Блажени, егда поносят вы», «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех», «Слава», «Помяни нас, Святе, егда приидеши», «Лик небесный поет Тя и глаголет: „Свят, Свят, Свят еси, Господи, исполнь небо и земля славы Твоея " », «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся», «Лик небесный», «Слава», «Верую», «Отче наш», «Господи, помилуй» (трижды), «Един Свят», «Вкусите и видите, яко благ Господь», «Аллилуиа», «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала во устех моих», «О Господе похвалится душа моя, да услышат кротции и возвеселятся», «Слава». Далее следовали молитва по причащении ( εχ μετ την μετληψιν) «Приях Тело Твое святое и Кровь Твою честную во оставление всех, яже согреших Тебе, едине Человеколюбче. Исполни уста моя хваления, Господи, Сам бо еси хвала моя, и спаси мя» и молитва благодарственная ( εχ μεταλψεως) «Благодарим Тя, Господи Боже наш, яко сподобил еси нас причаститися пречистых Твоих Тайн во оставление и очищение прегрешений наших; сподоби нас восприяти милости Твоя со всеми святыми Твоими во веки веков» 805 . Заметим, что хотя Орологион относится к IX веку и в изложенных в нем чинопоследованиях встречаются тропари, вид гимнографии, появившийся на рубеже VI-VH столетий, чин «Для причащения» не имеет ни одного тропаря, что согласуется с описанием самопричащения преп. Марии. Когда старец Зосима принес ей святое причастие, она попросила старца прочитать Символ веры и «Отче наш». После этого она поцеловала старца и причастилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

(7) Сей нищий воззва, и Господь услыша и . Не всегда нищета похвальна, а только когда она с евангельскою целью принята произвольно. Ибо многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Их бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову. Таковых и Господь называет блаженными, говоря: Блажени нищии духом (Мф. 5, 3), - не бедные имуществом, но избравшие нищету от сердца. А что не от произвола, то и блаженным не делает. Посему всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета имеет отличительным признаком свободное произволение. Итак, сей нищий , говорит Пророк, воззва . Назнаменующим гласом призывает он мысль твою к обнищавшему по Богу, алчущему, жаждущему и терпящему наготу. Сей нищий , едва не указывает он перстом, то есть сей ученик Христов. Можно слова сии отнести и к Самому Христу: Он, богат сый по естеству (так как все, что имеет Отец, принадлежит и Ему), нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся (ср.: 2 Кор. 8, 9). Да и всякое почти дело, ведущее к блаженству, предначал Сам Господь, Себя предложив в пример ученикам. Возвратись к блаженствам и, рассмотрев каждое, найдешь, что учение словом предварил Он делами. Блажени кротцыи . Где же нам научиться кротости? Научитеся от Мене , говорит Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Блажени миротворцы . Кто же научит нас благам мира? Сам Миротворец, творяй мир и примиряющий оба во единаго новаго человека (ср.: Еф. 2, 15), умиротворивый кровию креста Своего, аще земная, аще ли небесная (ср.: Кол. 1, 20). Блажени нищии . Сам Он обнищал и умалил Себе в зраке раба, да мы вси от исполнения Его приимем и благодать воз благодать (ср.: Флп. 2, 7; Ин. 1, 16). Итак, если кто, водимый Святым и человеколюбивым Духом, не мечтая о самом себе, но уничтожая себя, чтобы возвысить других, возопиет духом, испрашивая чего-либо великого, и не произнесет ничего недостойного и низкого, выражающего искание земного и мирского, то вопль сего просящего услышан будет Господом. А какой же конец услышания? Тот, что избавится от всех скорбей не уязвленным, не изнемогшим, не поработившимся мудрованиям плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

Изобразительные состоят из двух псалмов, напечатанных, с разделением на лики, в Ирмологионе, л. 98, и именно: 102 пс.: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое его, и 145 пс.: Хвали, душе моя, Господа. Первый антифон оканчивается пением: Слава Отцу, и Сыну, и святому Духу. Второй – И ныне и присно и во веки веков, аминь, после чего поется песнь: Единородный Сыне, и Слове Божий...; к этим двум антифонам всегда присоединяются так называемые блаженны. Этим именем называются прежде всего, евангельские изречения о блаженствах: Блажени нищие духом... Блажени плачущие и т.д., предваряемые словами: Во царствии твоем помяни нас, Господи 418 ; затем этим же именем называются особые песнопения, помещенные в Октоихе в конце последования на каждый день под заглавиями в роде следующих: «На литургии изобразительная, блаженна, глас 1-й» (см. нед. гл. 1, Окт., ч. 1, л. 32). «В понедельник блаженна, глас 1-й» (см. понед. утра, гл. 1. Окт., ч. 1, л. 43 на об.) и т.д. То же самое название усвояется разным песням канона, которые Типикон нередко назначает для пения или взамен блаженн Октоиха, или совместно с ними (см., напр., послед. 17 сент., Тип., л. 61 на об.). Последние евангельские изречения, начиная с того, над которым в Ирмологионе напечатано: «на шесть» (Блажени миротворцы), всегда поются с песнопениями, известными под именем блаженн, будут ли они взяты из Октоиха, или же из канона: первые же, все или некоторые, без них, смотря по тому, насколько когда положены блаженны. Самая меньшая для них цифра есть 6, самая большая 12. Допустим, что блаженны назначены на 12: в этом случае надобно пропеть сначала: Во царствии твоем помяни нас, Господи 419 . Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное, и тотчас песнопение: Блажени плачущие, яко тии утешатся, и другое песнопение и т.д. до конца; предпоследнее песнопение поется на Славу, а последнее на И ныне. Таким образом в блаженнах, подобно тому, как и в канонах, песнопения на Славу и на И ныне входят в счет положенного количества блаженн. Если блаженны, положим, еще указаны на 6, то начинать надобно так же, но евангельские изречения петь по порядку до стиха с надписью «на шесть», т.е. до стиха: Блажени миротворцы. Пропевши этот стих, следует петь песнопение, и далее до конца стих и песнопение, в заключение Слава и песнопение, И ныне и песнопение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Учаше их, глаголя. Учил не одних учеников, но и народ. А начал с блаженств, так как и Давид начал с блаженства (Псал. 1, 1). Блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное. Прежде всего выставляет смирение, как бы основание. Поелику Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом: то Христос восставляет нас посредством смирения. Нищие духом суть душевно чувствующие свое недостоинство. Блажени плачущии: яко тии утешатся. Плачущие, то есть, о грехах, а не о чем-либо житейском. Сказал же: плачущии, разумея плачь не однократный какой либо, но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Утешатся же они не только там, но и здесь: ибо кто плачет о грехах, тот духовно радуется, особенно там. Здесь он радуется по надежде получить прощение грехов: а там будет непрестанно радоваться, получив жизнь блаженную. Блажени кротцыи: яко тии наследят землю. Некоторые под землею разумеют землю только духовную, то есть небо: но ты разумей и сию землю. Кроткие почитаются презренными и бедными: а Он напротив говорит, что они-то особенно и имеют все. Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковы бывают только лишенные разума: но те, которые могут гневаться, и воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно. Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся. Поелику Он намеревается говорить о милосердии, то наперед показывает, что должно соблюдать справедливость, дабы не делать милости из награбленного. К правде должно стремиться со всем усердием: ибо это выражается словами: алчущии и жаждущии. Кто алчет и жаждет, тот сильно желает насытиться: так сильно надобно желать правды и соблюдать ее. Поелику же и любостяжательные представляются живущими в довольстве и сытости: то Он говорит, что тем более праведные насыщаются: они насыщаются и в сей жизни, ибо владеют своим имуществом безопасно: но особенно они насытятся там: ибо богатии обнищаша и взалкаша, говорит пророк, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага (Псал. 33, 11). Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. Милосердие можно оказывать не имуществом только, но и словом, а ежели ничего не имеешь, то - и слезами и вздохом. Они получат милость и здесь - от людей. Ибо кто вчера оказывал милость, а сегодня пришел в бедность: тому все будут оказывать милость, особенно там - Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1066...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010