Скачать epub pdf Память святителя Амвросия Медиоланского             Те евангельские заповеди блаженства, которые мы сегодня слышали в храме, читаются ради памяти святого епископа Амвросия Медиоланского . Господь произнес эти слова впервые, сидя на горе, а народ толпился внизу, поэтому они называются Нагорной проповедью. Они являются центральными в Священном Писании , и на каждой литургии мы их поем – святая Церковь избрала их для пения третьего антифона, чтобы каждый христианин знал их наизусть. Но не только умом. Почти все знают наизусть «Отче наш», но многие, повторяя эту молитву, не воспринимают, что там сказано, и не потому, что это какие-то уж очень мудреные слова. Нет, таково свойство падшего человеческого ума: он воспринимает только то, что ему близко и понятно, а мимо остального просто скользит. То, что человек не понимает, становится ему чуждым. Поэтому хотя слова мы и знаем, в душу нашу они часто не проникают. И нам нужно обязательно потрудиться умом своим, своей душой над ними, чтобы они вошли в нас. Все люди стремятся к блаженству, просто все по-разному его понимают. А христианин блаженство должен понимать в смысле духовном. Каждый день во всех церквах поется о том, что «блажени нищии духом... блажени плачущии... блажени алчущии и жаждущии правды», блажени те, которых возненавидели за имя Христово, блажени те, которых гонят за имя Христово; и что им надо радоваться, потому что велика их награда на небесах. Но как достичь этого блаженства, каков путь к нему? Почему Господь говорит: «Блажени нищии духом»? Нищий – это человек, который просит. Нищий духом – значит тот, кто не честолюбив, кто приобрел смирение, считает себя хуже всех, не превозносится, не тщеславится, понимает, что он человек не духовный, и просит Духа у Бога. Поэтому если мы стяжаем нищету духовную, то приобретем и Небесное Царство, познаем, что есть истинно духовное блаженство, блаженство пребывания с Богом. Для того чтобы это в себе стяжать, есть единственный способ – стать учеником Христовым. Христианство – это не религия, потому что «религия» от слова «связывать», когда человек пытается как-то наладить связь с Богом. А в христианстве главным исповеданием является то, что Сам Бог пришел на землю. И Господь сказал: Я с вами пребываю до скончания века. То есть когда мы собираемся вместе, Господь пребывает здесь, с нами. И сейчас Он здесь. И душа каждого человека это чувствует, но чувствует тоже по-разному. Каждый может это вместить только в свою меру. Вот в чем самая главная трудность и проблема для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Псалом 1 Первым словам псалма сего предшествует надпись: Псалом Давиду . Эта надпись означает, что составление сего первого псалма приписывалось Давиду, царю еврейскому и пророку Божию. К этой надписи в «Учебной Псалтири» сделано прибавление: не надписан у еврей . Эти последние слова означают, что в еврейской Библии псалом этот не имеет надписания. В первом псалме изображается блаженное состояние праведника в противоположность гибельному состоянию нечестивых, – в этом и заключается, по мнению св. отцов, причина того, что этот псалом помещен первым, как бы во главе всех прочих псалмов, потому что блаженство есть основание и начало учения о нравственной жизни людей, и оно сообщается только людям праведным, то есть охотно исполняющим закон Господень. Пс.1:1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе. Составитель псалма, говоря о блаженстве мужа, как бы забывает или умалчивает о жене, или женщине. Но это выражение псалмопевца не нужно понимать так, что в нем говорится только об одной половине человеческого рода, о мужской; а нужно слово «муж» принимать за слово «человек», потому что блаженство праведных, равно как и погибель нечестивых, в Слове Божием одинаково усвояется и той и другой половине человеческого рода. И Господь наш Иисус Христос , преподавая Свое Божественное учение о блаженствах, не относил его к одной половине человечества, а усвоял его всем вообще, говоря: блажени нищии духом, блажени плачущии, блажени кроткие и проч. И псалмопевцы в других псалмах подобным же образом выражают свои мысли и чувства, когда говорят: «Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни» ( Пс. 118 и др.). Советом нечестивых, по учению св. Афанасия, «можно назвать собрание, или сходбище, людей лукавых» с. 40]; а по словам св. Василия Великого , совет нечестивых – нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело с. 13–14]. Не иде, не ста, не седе, – эти слова выражают одинаково и настоящее, и прошедшее время, и значат: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Итак, блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов; а если и увлечен в зло, то не стоит в нем, не закосневает; блажен – кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности, кто удаляется от согласия и соучастия с нечестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

1824 Блажени нищии духом: яко ваше есть царствие Божие. Лyk. VI, 20 . Вот начальное учение, которое преподал Божественный Учитель и Господь наш Иисус Христос, когда на некоем «месте равне» окружал Его «народ ученик Его, и множество много людей от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска, иже приидоша послушати Его, и исцелитися от недуг своих» ( Лк. 6:17–18 ). И мы здесь «на месте равне»: потому что здесь и высокий вельможа не выше прочих, и низкий простолюдин не ниже прочих, пред Богом, Который в вышних живет, и на смиренныя призирает. И здесь «народ ученик Его»: ибо все Христиане суть ученики Христовы. Сие «множество много людей пришло» сюда, чтобы приближиться, и, поколику можно, прикоснуться святыне и силе Божией, и чрез то «исцелитися» 194 «от недуг своих», какие кто чувствует душевно или телесно: надеюсь, что пришло, или, по крайней мере, должно было притти, и с тою мыслию, дабы «послушати» учения Христова. Не постыдитесь, давние, и, так сказать, природные ученики Христовы, если предложим вам начальное учение Христово: но тем с большим вниманием «послушайте» учение, которое давно пора вам исполнить, и в котором остаться незнающими не только стыдно было бы, но и погибельно. «Блажени нищии духом: яко ваше есть царствие Божие». Благословен возлюбленный Учитель за сие начало учения! Если бы Он, предприемля говорить народу о царствии Божием, всем без различия вдруг сказал то, что наедине сказал человеку, который сам почитался «учителем Израилевым»: «аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия»: то к вопросам Никодимовым: «како может человек родится стар сый? еда может второе внити во утробу матере своея и родитися» ( Uoah. III, 3–4 )? сколько бы еще присоединилось вопросов неудоборазрешимых для плотских человеков! Или, если бы не приготовленным ученикам предложил Он учение о кресте, которое, и после приготовления, самые Апостолы с трудом уразумели «не разумеша глагола сего, бе бо прикровен от них, да не ощутят его» ( Лyk. IX, 45 ): как трудно было бы слушать Его, и принимать слышанное! Теперь снисходя к немощи слушающих, Он не поражает высотою, не устрашает трудностию учения: но прежде всего делает оное любезным, и привлекает к нему сердца сладкими именами «блаженства, царствия Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

прот. Василий Стрепетов Бдите совершени, коже тецъ вашъ небесный совершенъ Мат. ми. ( Мф. 5:48 ) «В детях примечаются свойство и подобие отца; так в христианах должны быть свойство и подобие Отца небесного: должны и они быть святы, благи, милосерды, кротки, терпеливы и проч.» 1 . Святитель Тихон, Епископ Воронежский Поучение I. О первом изречении блаженства Бдите совершени, коже цъ вашъ небесный совершенъ Мат. ми. ( Мф. 5:48 ) Господь наш Иисус Христос в учении своем о девяти Евангельских блаженствах изобразил нам как бы некую духовную лествицу, шествующие по коей восходят от одного совершенства к другому, от силы в силу, пока, наконец, путем самопознания, сокрушения, любви к Богу и ближним, чистоты сердца и терпения или мужества духа, не достигнут высоты неба, соделавшись земными Ангелами или небесными человеками. Уже то одно, что учение Христово о блаженствах читается на каждой литургии, достаточно показывает его высокое значение в нашей жизни и необходимость изображаемой в них духовной лествицы для нашего усовершенствования. Первая ступень на этой лествице, ведущая нас в царство Божие, есть духовная нищета. Блажени нищии духом, говорит Господь, яко тех есть царствие небесное ( Мф. 5:3 ). Кто эти нищии духом? Это – смиренномудрые, т. е. те из людей, которые, глубоко сознавая свое недостоинство, считают себя грешниками пред Богом и потому в деле спасения своего не надеются на свои духовные силы, а уповают на одну только благодатную помощь Божию, или, как говорит Святитель Христов Тихон, которые «исповедуют о себе и со смирением признают свою немощь и окаянство, и от зла ли когда уклоняются, или доброе делают, – благодати и милости Божией все то приписывают» 2 . Как нищий по телу ничего своего не имеет и нуждается во всем от других: так и нищий духом, сознавая свою греховность и недостоинство, всем сердцем чувствует, что он не имеет в себе ничего доброго. «Господи! исповедую, что я не иное что, как всякая суета, сень смертная, и бездна некая темная, и земля праздная, которая без Твоего благословения ничего не прозябает, и плода не творит, кроме стыдения, греха и смерти» 3 , – так обыкновенно взывает нищий духом к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Скачать epub pdf Если мы любим Церковь , если дорожим ею, то чем может каждый из нас служить ей? И если спросить у вас: чем вы послужили ей, – то какими действиями вы можете похвалиться? Когда такой вопрос предстал св. апостолу Павлу, и ему нужно было защищать свой авторитет перед Коринфскими христианами, он на него ответил так: «Буду хвалиться немощами моими» ( 2Кор.12, 9 ). Хвалиться немощами? Бесспорно, каждому из нас полезно смиренное сознание своих немощей. Но как этим способом можно служить Церкви? Между тем, св. апостол настаивает на своем ответе и поясняет: «егда бо немощствую, тогда силен есмь» – «когда я немощен, тогда я силен» ( 2Кор. 12, 10 ). Значит, это не парадокс, и не игра слов, и не противоречивое суждение. Да у апостола нет и намека показать оригинальность или остроумие. Он пишет от полноты сердца, из глубокого убеждения. Его мысль прямая. Он говорит о христианском принципе жизни. Христианство перевернуло обычные, господствующие в мире понятия, в частности, понятие о силе. В христианстве сила есть то, что миру «кажется» бессилием, что его короткому взору представляется презрительной слабостью. Христианская сила есть «кротость». Кротость – закон новой жизни и деятельности, под знаменем которого Евангелие объявило войну миру: «блажени нищии духом», «блажени плачущии», «блажени кротцыи, яко тии наследят землю». «Нищие духом, плачущие, кроткие» – разве это не немощь по обычному человеческому понятию? Да, «в мире», без Христа, без веры, вне Церкви, вне христианства, не устоять кротости и нищете духовной против сильных, против всего, что властвует и правит в мире: перед гордой силой воли – часто жестокой, закаленной и жесткой; перед силой физической, силой насилия; также перед силой тонкого и острого ума; и, наконец, перед силой простого большинства. Как можно, казалось бы, выступать против всего этого арсенала средств мира с оружием «кротости и воздержания, чистоты и целомудрия, братолюбия и нищелюбия, терпения и бдения», как это слышим, например, в молитве преп. Иову, одному из борцов за жизнь, права и достоинства Русской – Западнорусской – Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 56 Блажени нищии Духом ( Мф. 5:3 ). Три торжества стеклись в настоящий день: праздник воскресения Христова, память угодника Христова, Святителя и Чудотворца Николая, и тезоименитство Помазанника Божия, Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича. Каждое из сих торжеств имеет свой собственный предмет прославления; но в каждом предмете один верховный действователь – Господь. Он освятил и прославил сей день Своим воскресением из гроба; Он исполнил Святителя теми духовными дарованиями, за которые днесь ублажаем Его; Он благословил именем Его Царя нашего, которого днесь от всего сердца приветствуем, как дети чадолюбивого Отца, желанием здравия и долгоденствия. Он один есть источник настоящей радости; и к Нему единому должны быть обращены наши сердца. Святая Церковь , ублажая Святителя и Чудотворца Николая, прославляет Господа, и, прославляя Господа, Она молит Его и просит чрез сего Святителя, как близкого к Его Престолу, да прославит паче и паче победоносное имя Монарха нашего ко благу Церкви и к славе Отечества. Чем безусловнее наша покорность и преданность к Царю, тем молитвы наши пред Богом действительнее; а чем угоднее Богу молитвы, тем торжество блистательнее. Видите, братия христиане, как торжество Церкви соединяется с торжеством гражданства, как вера входит в обязанности граждан к Царю, и как, празднуя день Угодника Христова, празднуем вместе и день Помазанника Божия, в одном духе веры и к единой славе Господней. Что ж извлечем из совокупности предметов настоящего торжества, и близкое к предметам, и полезное для души? Что скажем в наставление наше? То, чему учит нас Господь в чтенном ныне Евангелии, – то, за что Церковь ублажает Святителя. Господь учит: блажепи нищии духом, а Церковь воспевает, что Святитель стяжал нищетою богатая. Итак, нет другого наставления, столь сообразного с торжеством, столь полезного для празднующих и столь близкого к умилению молящихся о Царе, как то, которое внушает в слове Своем Господь и которое предлагает нам в жизни Его Угодник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово в день Преподобного Сергия 51 Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное ( Мф. 5:3 ). Господь Иисус Христос, призывая всех и каждого в Царство небесное, к наследию живота вечного, поставляет первым условием блаженства нищету духовную. Иметь сию нищету значит не иметь в себе ничего собственного. Когда нет ничего собственного ни в разуме, ни в воле, ни в мыслях, ни в желаниях, когда все потеряно, чем когда-либо думаем обладать в себе самих и мы воздыхаем ко Господу о помощи: тогда в сию праздную пустыню сердца, в сию нищету духовную входит Царь неба и земли, утверждает в ней храм святыни Своей, и исполняет ее неизглаголанными сокровищами: правдою, миром и радостию о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Блажени нищий духом, яко внутрь их царство Иисуса Христа. Но сие внутреннее царство, начинающееся на земле, совершается в небесах, где источник всякого блага, Иисус Христос, исполняет всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ). Тот, кто стяжал здесь начаток благ духовных, даруемых из царства небесного, будет наслаждаться ими в полной мере в области вечной славы. Нищие духом, как верные последователи Божественного Подвигоположника Иисуса Христа, навсегда опочиют от трудов своих в беспредельной Его любви; и как победители мира, плоти и диавола, по слову Божию, наследят вся ( Откр. 21:7 ), яко тех есть Царство небесное со всеми теми благами, сущность коих отказался изъяснить языком человеческим Божественный Апостол. Сей Праведник, днесь нами ублажаемый, чем стяжал Царство славы, если не нищетою евангельскою? и нищета сия чем восполнялась, если не благами мира духовного? Он блажен был на земле, имея сокровенным живот свой со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ), блажен и на небеси, вошедши ныне в радость Господа своего. Если сего высочайшего блаженства желаем и ищем мы, благочестивые слушатели, то вникнем в свойство нищеты духовной, составляющей наше блаженство, и посмотрим, имеем ли ее в себе самих. Кто не имеет живой веры во Иисуса Христа, не может иметь и нищеты в своем духе. Источник, из которого истекает нищета духовная, есть вера, споспешествуемая любовию ( Гал. 5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Нищета духовная ...Не те нищи духом, кои отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, кои оставили всякое зло и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге (прп. авва Исаия , 59, 84). Если возлюбишь нищету, то обратишь в бегство демона сребролюбия (прп. Ефрем Сирин , 30, 161). Источник. Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством (прп. Ефрем Сирин , 32, 16). Худое стяжание – сребролюбие, поэтому погубим его; худой запас – злопамятство, поэтому отбросим его; пагубное приобретение – невоздержное похотение, им-то более, нежели чем другим, обнищаем, чтобы такою нищетою приобрести себе Царство: ибо блажени нищии духом ( Мф. 5, 3 ), т.е. обедневшие таким богатством (свт. Григорий Нисский , 19, 320–321). Источник. ...Что значит обнищать духом; чем приобретается право стать обладателем Небесного Царствия? Из Писания дознали мы два рода богатства: одно вожделенное, и другое осужденное. Вожделевается богатство добродетелей, осуждается же вещественное и земное, потому что первое делается достоянием души, а последнее может только послужить к обольщению чувствилищ; посему Господь запрещает собирать его, как готовимое на съедение червям и на козни подкапывающим стены (см.: Мф. 6, 19 ), повелевает же прилагать старание о богатстве сокровищ возвышенных, к которому не прикасается сила тления. Сказав же о черве и татьбе , Господь указал на опустошителя сокровищ душевных. Посему, если нищета противополагается богатству, то, конечно, по соответствию должно признать, что нищета бывает двоякая: одна отвергаемая, а другая ублажаемая. Посему, кто обнищал целомудрием, или дорогим достоянием – справедливостию, или мудростию, или благоразумием, или оказывается и нищим, и нестяжателем, и убогим по другой какой многостоящей драгоценности, тот бедствует от нищеты, и жалок по нестяжательности того, что для человека дорого. Но кто добровольно обнищал от всего, представляемого порочным, и не отлагает в свои тайники ни одной диавольской драгоценности, но горит духом, и через это собирает себе в сокровище нищету худых дел, тот, по указанию Слова, – в ублажаемой нищете, плодом которой – Небесное Царствие (свт. Григорий Нисский , 19, 364–365).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Об унынии и скуке 184.2. К Т. С. Надежда ваша Бог! Прошу вас не унывать; но когда грустно, тогда принуждайте сами себя прочитывать из книжки: Размышления Святителя Тихона, те самые листочки, кои перегнуты для вашего внимания. Матерь Божья – ваш покров, и молитвы Святителя Христова Тихона да вспомоществуют вам во спасение ваше. Путь ваш – Иисус Христос. Спутник ваш н. р. Е. Августа 13-го, 1835 г. 93. К М.П. Колычевой Буди вам утешение от Господа на сии слова: «Что-то скучно мне». Благие мысли утешают, А сопротивные смущают. Лишение благих Рождает скуку и досаду; Хранение же их Дает душе покой и в горестях отраду. 177. Марии Петровне Колычевой Когда приходят скука и уныние, тогда нужно более пребывать в молитве, нежели в каких-нибудь других занятиях. Бедственно уклоняться от молитвы: уныние расслабляет душу и расточает сердце на взыскание земных удовольствий. Наше отечество – небо, и потому неприличны нам мудрования земные. Впрочем, кто как хочет; каждая душа имеет свою волю – благоугождать Богу или сопротивно угождать своим чувствам. Мы же убеждаемся непрестанно молиться, да не внидем в напасть. Господь Сил с нами: да покоряем волю свою воле Его! Мир вам! Недостойный Г... Мая 19-го, 1829 года 241. Марии Петровне Колычевой Господи! удиви на нас милость Твою. Уныние – грех смертный! Когда мрачный дух, по попущению Божию или по нашему уклонению от Господа, омрачает душу и смешивает мысли, тогда наводит он мучительную скуку. Мне кажется, немалое различие – ощущать ли ее только сряду дня три или постоянно пребывать в глубокой тьме уныния. Почто же вы любите каждый день забавлять себя уныни-ем? Причины посторонние никогда не принадлежат вашему сердцу и никакого для вас не содержат в себе повода к унынию. Суетность и споры – один лишь смех. Желаю вам успокоения в Господе. Января 30-го (1833 года) День Трех святителей. 251. Марии Петровне Колычевой Предаю вам слово о себе: Тяжкое уныние напало на меня, и спрашиваю сам себя: откудова это такая темная туча нашла на душу мою? Скучно, грустно, так что и не знаешь что делать, чем пособить себе к разогнании тяжкой тьмы такой. Томительно быть в таком мрачном состоянии. Едва только движется мысль в сердце моем, и обнадеживая жизнью, убеждает к постоянному терпению всего находящего; едва только тихо шепчет она: «вот еще немного, и Всевидящий призрит на смирение твое, и утешит спасением вечным. Молись самым сердцем твоим: жертва Богу дух сокрушен! Помяни слово Божие; оно не богатых ублажает, но нищих духом: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Молись, терпи, смиряйся; напасти и скорби, тебе приключающиеся, тоже споспешествуют во благое и вводят в царствие Божие! Помни и храни, и делай то самое, что Христос заповедал. Твой крест – твое терпение за любовь Христову. Верою и любовью совершается добродетель, и отсюда преселение-в будущую жизнь». Таким-то представлением истинных предложений душа, присещаемая Богом, избавляется от мрачных уз и простирается в приятное созерцание будущего века. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

«И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: Блажени нищии духом...» ( Мф.5:2 ). «Каждая добродетель есть матерь следующей за ней... Всякий, бесстыдно утверждающий, что можно приобрести последующее, не упражняясь предварительно в предшествующем, без сомнения положил первое основание погибели для души своей». [Еп. Игнатий (Брянчанинов) ]. Сочинения. Т. 1, СПб., 1905, с. 57–58). Всё святое Евангелие исполнено высочайшей Божественной истиной. Читать его и изучать следует от начала до конца – не выборочно. Тем не менее в нём есть такие страницы, на которых как бы сосредоточена вся духовная сила, всё величие и богатство святого благовестия. Этому утверждению в полной мере отвечает содержание заповедей блаженства ( Мф.5:3–12 ; Лк.6:20–23 ). В них немногими словами изображается многое – путь, возводящий христианина от земли на небо, тот путь, которым шествовали в Царствие Божие все праведники, святые. Даны эти заповеди Господом вскоре после избрания Им двенадцати Апостолов ( Лк.6:13 ). Окружённый Своими ближайшими учениками, Господь, как повествуют святые евангелисты, «взыде на гору» ( Мф.5:1 ) и «ста на месте равне» ( Лк.6:17 ). К Нему приблизилось сюда «множество много людий от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска» ( Лк.6:17 )... Летом 1982 г. Господь сподобил меня в числе паломников Русской Православной Церкви посетить эту святую гору. Всё, что мы здесь увидели, не только воскресило перед нашими глазами (не просто перед мысленным взором) картину евангельских событий, но и ещё раз утвердило нас в том, что именно всё так и происходило, как это описали святые евангелисты. Теперь на плоской вершине горы – «на месте равне» ( Лк.6:17 ) – стоит величественный храм, который так и называется храмом Блаженств, как и сама гора именуется горой Блаженств. С галереи храма открывается величественная панорама: пологость горы, её необыкновенный простор. Подножие горы омывается тёплыми водами Галилейского моря... Кругом тишина и покой, слышно только, как ветерок шелестит листьями...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010