Такое уклонение от мысли христианства получило себе освященье во всех четырех нищенствующих орденах, а не у одного только Франсуа д’Ассиз, как, по-видимому, думает г-н Ренан; оно повлекло за собой самые вопиющие злоупотребления, о чем свидетельствует вся история. Наш писатель, следовательно, выказал, что он не знает христианского учения, когда смешивает его с антихристианским толком, породившим нищенствующие ордена, он доказал, что даже не хотел принять на себя труда поучиться значению слов, когда смешивает нищенство с добровольной нищетой или самоотвержением; доказал, что не знает истории, когда смешивает нищенствующих монахов с сектантами коммунистическими, которых правила диаметрально им противоположны. «Как все великие люди, говорит г-н Э. Ренан, Иисус любил простой народ, и привольно ему было в этом кругу. Евангелие, в уме его, создано для нищих; для них несет он радостную весть спасения» (стр. 184). Наш автор хочет уверить, будто основывает такое суждение на свидетельствах св. Матфея и св. Луки. Первый из них просто говорит ( Мф.11:5 ): «нищии благовествуют», а второй ( Лк.6:20–21 ): «блажени нищии духом, яко ваше есть царствие Божие; блажени алчущий ныне, яво насытитесь; блажени плачущий ныне, яво воссмеетеся». Действительно достоверно, что Иисус указывал на благоветствование нищим, как на знамение божественности своего посланничества. Причина тому самая простая. В его время, нищий был в угнетении у богача, его не ставили ни во что. Иисус пришёл возвестить этим отверженным мира, что они, равноправно с богатыми и премудрыми, дети Отца небесного, призываемые, безразлично, к истине, к обладанию вечными благами. Но, призывая одну часть человечества ко спасенью, Иисус разве исключал другую? Утверждать это, значило бы не иметь понятия о Евангелии. Иисус не допускал общественных различий в глазах Божиих. Он не сулил заместить нищими богачей; он объявлял только, что все, нищие ли богатые ли, исполняющие его заповеди, будут избранный Божиими; что богатые должны сделаться нищими духом, по самоотвержению и милосердию; что истинный нищий есть не тот, кто лишён мирских благ, но тот, кто отрешился от них духом, кто не привязан к ним сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

26) Евангельские блаженства, «Домашняя беседа», 1862. 27) Ст. 1–12. «Воскресное чтение», 1815. 28) Блажени нищии духом (ст. 3). «Воскресное чтение». «Христианское чтение». 29) Блажени плачущие (ст. 4). «Воскресное чтение». «Христианское чтение», 1823. 30) Свящ. А. Покровский. Утешительный плач и горестный смех. «Духовная беседа», 1863. «Душеполезное чтение», 1871. 31) Истинно христианская скорбь. «Душеполезное чтение», 1871. 32) Утешение в скорби. «Христианское чтение», 1847. 33) На ст. 2–5, 3–9. «Воскресное чтение», 1807. 34) Блажени кротции (ст. 5). «Воскресное чтение», 1824. 35) Блажени алчущии… милостивии (ст. 6–7). Там же; «Христианское чтение», 1833; «Христианское чтение», 1848, 1832. 36) Блажени чистии сердцем (ст. 8). «Воскресное чтение», 1824. 37) Ф. Надеждин. О христ. чистоте сердца. «Христианское чтение», 1862. 38) Ст. 8–12. «Христианское чтение», 1848. 39) Ст. 12. «Христианское чтение», 1833. 40) Ф. Смирнов. Евангельское учение о блаженствах в нравственно-социальном отношении. «Воскресное чтение», 1882. 41) Прот. Н. Фаворов. О христианской нравственности. Заповеди блаженства. Труды Киев. дух. акад. 1879. 42) О нравственном евангельском законе. «Христианское чтение», 1837. 43) Гизо. Иисус Христос и Его заповеди. Размымл. о сущности христ. веры. «Православное обозрение», 1865. 44) Свящ. Воздвиженский. Идеал нравственно-христианской жизни (в ст. Характер новозаветного законодательства и сравнение его с ветхозаветным). «Православное обозрение», 1872. 45) П. Образцов. Христианское богословие в книгах Нового Завета. «Воскресное чтение», 1872. 46) А. Гусев. Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям Евангелия. «Христианское чтение», 1873. 47) Царство Небесное. «Воскресное чтение», 1810. 48) Иннокентий, архиеп. Херсонский. Мысли о бессмертии. «Странник», 1864. 49) Мысли христианина о бессмертии. «Воскресное чтение», 1834. 50) Архиеп. Амвросий. Мысли о бессмертии. Там же. 51) Мысли о бессмертии души. Там же. 1831. 52) Какое бессмертие дорого для человека? «Христианское чтение», 1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   25) Прот. Нечаев. Блаженны в литургии оглашенных (ст. 3—12). «Душеполезное чтение», 1868.    26) Евангельские блаженства, «Домашняя беседа», 1862.    27) Ст. 1—12. «Воскресное чтение», 1815.    28) Блажени нищии духом (ст. 3). «Воскресное чтение». «Христианское чтение».    29) Блажени плачущие (ст. 4). «Воскресное чтение». «Христианское чтение», 1823.    30) Свящ. А. Покровский. Утешительный плач и горестный смех. «Духовная беседа», 1863. «Душеполезное чтение», 1871.    31) Истинно христианская скорбь. «Душеполезное чтение», 1871.    32) Утешение в скорби. «Христианское чтение», 1847.    33) На ст. 2—5, 3—9. «Воскресное чтение», 1807.    34) Блажени кротции (ст. 5). «Воскресное чтение», 1824.    35) Блажени алчущии… милостивии (ст. 6—7). Там же; «Христианское чтение», 1833; «Христианское чтение», 1848, 1832.    36) Блажени чистии сердцем (ст. 8). «Воскресное чтение», 1824.    37) Ф. Надеждин. О христ. чистоте сердца. «Христианское чтение», 1862.    38) Ст. 8—12. «Христианское чтение», 1848.    39) Ст. 12. «Христианское чтение», 1833.    40) Ф. Смирнов. Евангельское учение о блаженствах в нравственно-социальном отношении. «Воскресное чтение», 1882.    41) Прот. Н. Фаворов. О христианской нравственности. Заповеди блаженства. Труды Киев. дух. акад. 1879.    42) О нравственном евангельском законе. «Христианское чтение», 1837.    43) Гизо. Иисус Христос и Его заповеди. Размымл. о сущности христ. веры. «Православное обозрение», 1865.    44) Свящ. Воздвиженский. Идеал нравственно-христианской жизни (в ст. Характер новозаветного законодательства и сравнение его с ветхозаветным). «Православное обозрение», 1872.    45) П. Образцов. Христианское богословие в книгах Нового Завета. «Воскресное чтение», 1872.    46) А. Гусев. Евангельские советы и их отношение к положительным требованиям Евангелия. «Христианское чтение», 1873.    47) Царство Небесное. «Воскресное чтение», 1810.    48) Иннокентий, архиеп. Херсонский. Мысли о бессмертии. «Странник», 1864.    49) Мысли христианина о бессмертии. «Воскресное чтение», 1834.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Впрочем не все нищие ублажаются, а только нищие духом: «блажени нищии духом», – говорит Спаситель – блаженные те, которые сознавая свои грехи и виновность перед Богом, сознают и то, что они сами по себе ничто, а все, что имеют, получают от Бога, что без помощи Божией ничего не могут делать доброго и смиренно обращаются к Богу с искренним покаянием, с благоговейной молитвой и упованием на Его беспредельное милосердие. Так могут быть в числе ублажаемых и те богатые, которые, помня, что все земное тленно и ничтожно, смотрят на богатство только как на кратковременный Божий дар и, смиряясь духом перед Богом, из этого дара спешат сделать употребление, согласное с волей Дародателя, боясь как бы этот талант не был взят Домовладыкой прежде, чем приобретен будет через него другой талант, за который Господь обещает небесное воздаяние. «Блажени нищии духом», ибо им, по обетованию Господа, принадлежит Царствие Небесное: «яко тех есть Царствие Небесное». Христос есть Царь наш, кто за ним смиренно последует, тот входит в Его Царство. Царство Христово на земли есть царство благодати: кто любит Его и ходит по заповедям Его, тот и здесь участвует в дарах Его благодати. Царству Христову не будет конца: здесь оно только начинается, а в будущей жизни раскроется во всем величии и славе. И нищие духом, всей душой прилепляясь к Иисусу, только предвкушают здесь радости небесного блаженства, которые подаются им для подкрепления их любви и упования на Бога, а там, в невидимом мире, когда узрят Господа лицом к лицу, как будет дано им видеть славу Его, они внидут в радость Господа и возрадуются полной радостью в Царстве славы Его, в нескончаемые веки. Так не сетуйте, испытывая лишение здешних кратковременных благ и радостей, но храните и умножайте нищету духовную, чтобы и здесь участвовать в дарах благости Божией и там, в горних обителях Отца Небесного, наследовать радости нескончаемые. Не скорбите, но благодарите Господа за Его благое попечение о нас. Помните, что через лишение временных благ Он, как милосердный Отец, зовет и влечет нас к получению благ вечных. Письмо девятое

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

—401— и содетельница всего нашего спасения. Ибо по свободному изволению души мы уверовали в Бога, свободной волей соблюдаем девство, свободной волей предаемся подвигу, ложу и любви, волей любим ближнего и, кратко скажу, все духовные и божественные созерцания, озарения, откровения и преспеяния, действуемые в нас от Бога, совершаются и происходят в нас чрез нашу разумную волю и энергию души. О чем сказано нами в предыдущих словах кратко, о том скажем теперь более пространно. Итак, существуют две заповеди, говорит Господь и Апостол, в которых содержится и с которыми связана всякая заповедь и добродетель, т. е.: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе» ( Мф.22:37:39 ). Эти две заповеди относятся и действуются в душе. Ибо любовь, как говорит Дионисий, есть объединяющее и связующее (расположение) души к желаемому. Точно также блаженства Господни исполняются чрез разумную волю и энергию (действование) души, ибо изречение: «Блажени нищии духом» ( Мф.5:3 ) относится к душевной добродетели. Равным образом и изречение: «Блажени плачущии» ( Мф.5:4 ) исполняется чрез общечеловеческое душевное свойство и волю, так же, как и: «Блажени кротции, блажени чистии сердцем, блажени миротворцы» ( Мф.5:5, 8–9 ). He только это, но и вера, надежда, любовь являются душевными добродетелями, а не телесными, равно как и те, которые тот же Апостол исчисляет, говоря: «Плоды Духа суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие» и т. д. Они происходят в душе чрез разумную волю и энергию. И так как отрицающие в Господе составные свойства нашей природы, – я разумею естественную волю души и энергию, – услышав (о них), пугаются наподобие неразумных коней и мулов, то мы изложим это яснее путем как бы толкования и выяснения их силы. Воля разумной души, как кратко сказал прежде и великий Дионисий, есть сила мыслительная и желательная (стремящаяся) к соединению души с Богом, по существу, дарованная ей от Бога, посредством которой первый человек делал и хранил божественные повеления, восходя от душевного

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И ныне, и присно и во веки веков аминь. 20. Твоя утроба нам всех Бога породила,  И сходный с нашим весь состав вообразила;  Сию, Марие, ты обретши благодать,  Моли Рожденнаго — нас грешных оправдать. Кондак Душе моя! Душе моя! Что сном глубоким спиши? Что мудрым девам в след с елеем не спешиши? Близ есть конец веков и жизни твоея, При дверях у тебя стучится Судия; В какое же в сей час подвергнешься смятенье? Восстани, — воспряни, — приди во умиленье, — Да пощадит тебя Христос, повсюду сый,  И всех овец Своих на пажитях пасый. Икос Христово врачевство увидя предложенно  И исцелевшаго Адама совершенно,  Терзался, мучился и злился Велиар,  И как предчувствуя убийственный удар,  Сзывал друзей, свою оплакивать годину;  Он рек: что сотворю Мариину я Сыну?  Сей Вифлеемлянин, кровавы крест нося,  Убил меня, убил — и исполняет вся. Блаженны Во царствии Твоем помяни нас, Господи. 1. Разбойника, Христе, рая Ты удостоил, Что на кресте Тебе честь Божеску присвоил; В сем покаянии меня с ним соравни, И в Царствии Твоем, Владыко, помяни. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. 2. Маноя слышала, душе, Боговиденье,  И от неплодныя жены деторожденье; Ты благочестию Маноя подражай  И добрых дел себе запасы умножай. Блажени плачущии, яко тии утешатся.  3. Ты в лености, душе, Сампсону подражала,  Богоугодных дел власы с ним обстригала  И целомудрия и святости лишась,  Чрез сластолюбие злодеям предалась. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4. Кто челюстью осла разбил иноплеменных, От сластолюбия в число попался пленных, Ты бегай, о душе, и прелести страстей, И бойся слабости потворствовать своей. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5. Варак и Иеффай, судьи и воеводы, Любимы были всем в Израильском народе: Народом управляв и меч нося в руках, Непреборимыми считались в их полках, А мужемудрое Сисары пораженье Какое придает Девворе уваженье! И ты, душе моя, дух мужества прияв, Старайся побеждать богопротивный нрав. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-pokay...

Воронова догадывалась и раньше, что Бобровы были усердными прихожанами соседнего храма. Она видела, что Виктор, Ирина, а также две подруги Бобровой, с которыми Софья не была знакома, хорошо знали молитвы, которые читал священник. Потихоньку и Соня стала прислушиваться к тому, что он говорил. - Боже духов, и всякия плоти, — неспешно, с чувством читал отец Борис, — смерть поправый, и диавола упразднивый, и живот миру твоему даровавый: сам, Господи, упокой душу усопшия рабы твоея Елизаветы, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль, и воздыхание… Эти слова хоть и не были просты, но постепенно доходили не только до сознания, но и до сердца Софьи. Ей опять вспомнились последние слова девочки: “Для Бога нет живых и мертвых”. А священник продолжал: - Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. Софья не совсем поняла, что означают эти слова и почему священник как бы говорит о себе — “и спаси мя”, но с этого момента это было уже и не столь важно для нее: Софья перестала быть просто слушательницей. Незаметно для себя, опять-таки впервые в жизни, в те моменты, когда все крестились, стала креститься и она. Пусть не очень уверенно и умело, как, впрочем, и стоявшая рядом Мещерская, но крестилась. И вновь вспомнилась Лиза, точнее, ее слова: “Нет, пока не понимаешь… А я понимаю”. Что хотела ей сказать девочка? Что стало ей понятным на пороге вечности? Собственно говоря, все эти мысли пронеслись в голове Софьи буквально в доли секунды. И не мысли даже, а словно отблески от них. Сейчас она чувствовала сердцем, и только сердцем. И незаметно для себя повторяла вслед за отцом Борисом: - Во царствии твоем, егда приидеши, помяни нас, Господи. Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Блажени алчущии, и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помилованы будут.

http://azbyka.ru/fiction/kto-uslyshit-ko...

  28 Сын Иессеев пишет в книге псалмов; подвигнув и настроив цевницу (флейту, свирель) свою, воспевает он: Блажени непорочнии в пути Господни, ходящии в законе Его (Пс. 118:1). И Спаситель наш в Евангелии жизни сказал: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят; блажени сетующие, яко тии утешатся; блажени плачущии… яко тии возвеселятся (Мф. 5:8, 4. Лк. 6:21). Отрекшимся от мира и от суетных дел его, возненавидевшим похоти его и гнушающимся забавами его в Евангелии спасения дано обетование воздаяния — непреходящий чертог и нескончаемая жизнь. Из любви к Господу своему оставили они в мире сем родных, родителей, богатство и имение, ибо слышали, что блажени нищии духом. И за сие ожидает их горнее Царство. Тела свои соделали они храмами Духа Святаго, строгостью жизни своей препобедили похоти, несли иго тяжких трудов; из любви ко Господу своему презирали жизнь свою. Распяли они души свои, пригвоздили ко кресту тела свои и подвижничеством своим умилостивили Творца своего. Увидели они, что мир преходящ, что удовольствия его скоротечны, что все в нем для обладающих им то же, что сонная мечта. Господь наш в Евангелии Своем обещает блаженство тем, которые усердно и бдительно служат Ему. К таковым простирает Он десницу Свою, таковым дает награду, таковых посаждает с Собою за трапезою жизни. На таковых возлагает венцы, и вкушают они блаженство в чертоге Его за скорби, понесенные с Ним с утра до вечера. В горний Иерусалим парят и возносятся те, которые соблюдают заповеди и завет Его. Горнее Царство ожидает одержавших победу во брани и тем прославившихся. Ангелы, по обычаю своему, нисходят подкреплять борцов во время брани. Духи стремятся во сретение победителям, именуют их блаженными и говорят: «Приидите, утружденные, упокойтесь от трудов своих, терпением страданий победили вы лукавого». Рай отверзает им врата свои, вселяются они в обители света и упокоеваются там. Свет их сияет, как прекрасное солнце, красота их светозарна, как величественный свет. В песнопениях своих взывают они: «Благословен Ты, Сын Царев, не отказавший в награде тем, которые служили Тебе!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Наконец и цель, какую указывает и к которой ведет своих последователей христианская вера, высочайшая, истинно-божественная; это – чистое и совершенное блаженство человека, вовсе непохожее на счастье мира сего. Большая часть людей этого мира думает найти счастье в возвышении и господстве. Но это величие исчезает у дверей гроба. Напротив, Спаситель указывает на другой, надежный проводник – нищету духовную, т.е. смирение, попрание гордости и самолюбия, ту нищету, которая не любит владычества, не мечтает о себе: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное ( Мф. 5:3 ). В состав земного счастье входят радости, удовольствия и разного рода чувственные наслаждения, которые все вообще мимолетны. А для царства небесного нужны слезы теплых молитв, сердечного сокрушения и покаяния. Кратковременные сии слезы осушатся вечною радостью: блажени плачущии: яко тии утешатся ( Мф. 5:4 ). Земное счастье – игра страстей. Оно рождает высокомерие, ожесточает нравы, раздражительно при оскорблении, злопамятно до кровавой мести. Заслуживает ли оно названия счастье, будучи так мрачно и сурово? Не справедливее ли отдать венец счастье кротости, незлобию сердца, этой неизменной благости души, всегда светлой, всегда довольной своею участью, никогда не оскорбляющей, не мстящей обидою за обиду, во всех случаях терпеливой и полной небесных надежд и предощущений? Для таких высоких нравственных доблестей и назначается рай Божий: блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф. 5:5 ). Многие полагают свое счастье в удовлетворении своих страстей, в беспрекословном исполнении своей воли; но закон Христов требует, чтобы мы умерщвляли в себе страсти и покоряли волю святым заповедям Господним. Это одно может удовлетворить всем высшим потребностям бессмертной души: блажени алчущии и жаждущий правды: яко тии насытятся ( Мф. 5:6 ). Счастье земное самолюбиво; оно все сосредоточивает в себе, в насыщении любимых своих желаний, от того глухо к воплям бедности, безжалостно к страданиям несчастливцев. Блаженство же обещается тем, которые облегчают тяжелую участь угнетаемых, утешают страждущих, не проходят без пособия мимо бедных: блажени милостивии: яко тии помилованы будут ( Мф. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Ehre... Слава... Der du bist das unsichtbare, dem Vater gleichwesentliche und mit dem Geiste mitthronende Wort, um meinetwillen, des Menschen, bist du im Fleische erschienen; als der Barmherzige und Menschenliebende verkläre den ans dem Leben Hinübergegangenen durch die Schönheit und Lieblichkeit deiner Güte, o Lebensspender! 47 Слово сый невидимое, едино естествено Отцу, и Духови сопрестольно, мене ради человек (а) (δ μ τυ νϑρωπον), во плоти явися; яко милостив убо и человеколюбец, от жития прешедшего, боголепия Твоего, и красотою доброты, сего просвети, Живоначальне! 48 Jetzt... (Theotokion): И ныне... (Богородичен): Die du empfangen hast den Anfang losen, Gottes Wort und Gott, bitte inbrünstig mit deiner mütterlichen freien Zuversicht, o Gottesgebärerin, dass er einreihe deinen Knecht dorthin, wo ist ununterbrochener Chorgesang derer, die sich freuen und dich loben, wo Leuchten sind, die ewig währen, und die liebliche Stimme der Feiernden! Яко заченшая Безначальнаго Слова Божия и Бога, Матерним Твоим дерзновением прилежно моли, учинити раба Твоего, идеже ликование неразрушимое веселящихся, и хвалящих Тя, идеже светлости вечнующия, и сладкий глас празднующих, Богородительнице! Diakon: Wieder und wieder... Диакон: Паки и паки... И прочее яко обычно. Nach der Ausrufung das Kontakion (Ton 8): И по возгласе кондак (гл. 8): Mit den Heiligen lass ruhen... Co Святыми упокой... Ikos: Du allein bist unsterblich... Икос: Сам един еси, Безсмертный... Und wieder: Mit den Heiligen... И паки: Co Святыми упокой... Und darauf die Makarismen (Ton 2): И абие блаженна (гл. 2): In deinem Reiche... Во царствии Твоем... Selig sind die Armen im Geiste... Блажени нищии духом... Selig sind die Weinenden... Блажени плачущии... Selig sind die Sanftmuthigen... Блажени кротции... Selig sind, die da hungern... Блажени алчущии... Selig sind die Barmherzigen... Блажени милостивии... Gedenke, Barmherziger, auch unser, wie da gedachtest des Räubers, im Reiche der Himmel! Помяни, Благоутробне, и нас, яко-же помянул еси разбойника, во царствии небесном!

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010