Епархиальной властью Б. с. предоставлялись определенные права и полномочия. Съезды по докладу благочинного выносили суждения о проступках и заслугах клириков, к-рые доводились до сведения епархиальной власти и служили основанием для прещений или награждения достойных. Съезды от своего имени объявляли замечания и выговоры клирикам, налагали на провинившихся денежные штрафы, рассматривали жалобы прихожан на священнослужителей и принимали меры по ним в пределах своей компетенции либо в более важных случаях и при более серьезных обвинениях, к-рые признавались справедливыми, докладывали дело епархиальной власти. В связи с учреждением в большинстве епархий в кон. 60-х гг. XIX в. благочиннических советов обязанности съездов и советов распределялись следующим образом: разбор дел, связанных с проступками клириков, был передан в благочиннические советы, а за съездами остались вопросы пастырского служения. В нек-рых епархиях благочиннические советы по докладу благочинного или его помощника рассматривали неблагополучную ситуацию в том или ином приходе, если она не была типична для всего округа, в последнем случае дело переносилось на Б. с. В отдельных епархиях благочиннические советы были подчинены съездам и отчитывались перед ними. Недостатком в деятельности Б. с. были, как это отмечалось в церковной печати того времени, неуместные словопрения по вопросам, не входившим в компетенцию съезда, а также нередко имевшие место оскорбительные выпады одних участников съезда против др. В 80-х гг., при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве , Б. с. в большинстве епархий перестали созываться. Видимым поводом к этому послужила отмена выборности благочинных указом Святейшего Синода от 1881 г. Вопрос о возобновлении Б. с. или собраний одновременно с возвращением к выборности благочинных обсуждался в церковной печати в процессе подготовки Поместного Собора в 1905-1907 гг. Б. с. и собрания повсеместно созывались в 1917 г., после отречения от престола св. мч. имп. Николая II , при этом в них участвовали не только клирики, но и представители мирян по избранию приходских собраний. На этих Б. с. избирались члены епархиальных съездов. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. своим «Определением об епархиальном управлении» предусматривал учреждение общих и пастырских благочиннических собраний (V 67-77). Пастырские благочиннические собрания по своему составу и статусу были подобны Б. с.

http://pravenc.ru/text/149345.html

В соответствии с соборным «Определением», высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное собрание, избираемое из клириков и мирян на трёхлетний срок. Епархиальные собрания образуют свои постоянные исполнительные органы: Епархиальный совет и Епархиальный суд. Принимая это «Определение», Собор руководствовался стремлением привлечь клир и мирян к широкому участию в церковном управлении. Но каноническая власть епархиального архиерея оставалась неприкосновенной. В статье 23-й «Определения» было предусмотрено: «Без согласия архиерея ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь» 356 . В соответствии с «Определением» Собора, границы благочиннических округов должны были устанавливаться Епархиальным собранием. Собор ввёл новые коллегиальные органы управления в благочиннических округах: пастырские и общие благочиннические собрания и благочиннические советы. При этом «в пастырских благочиннических собраниях участвуют священники благочиннического округа по должности, а прочие члены причтов – по желанию. Собрания эти созываются не менее одного раза в год для рассмотрения вопросов общепастырского служения… Экстренные пастырские собрания созываются благочинным по усмотрению, по заявлению 1/3 священников округа и по распоряжению епархиального архиерея. Руководит собраниями в качестве председателя благочинный, а за отсутствием благочинного председатель (в пресвитерском сане) избирается собранием. Общие благочиннические собрания состоят: из всех наличных штатных членов причтов округа приходских, домовых и монастырских церквей и священников, приписанных к церквям округа сверх штата; из мирян – членов приходских советов, по избранию последних в числе, равном составу причта каждой церкви. Общие собрания происходят под председательством благочинного или его заместителя… Очередные общие благочиннические собрания созываются не менее раза в год и должны предшествовать епархиальным собраниям» 357 . Предусматривалась также возможность созыва экстренных общих благочиннических собраний. «Постановления благочиннического собрания, требующие утверждения епархиальной властью, представляются на утверждение архиерея, а о прочих доводится до его сведения» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В этот период жизни на поприще духовно-педагогическом памятно внимание и доверие к покойному со стороны архиепископа Полтавского Иоанна (Петина), вручившего ему для воспитания своего племянника. И в течение своей последующей жизни уже в сане священника Петр Прокофьевич пользовался неизменным покровительством и поддержкой архиепископа Иоанна. Из Полтавы Петр Прокофьевич по болезненному состоянию своего здоровья пе- ренес учебно-воспитательную деятельность в родное село Дейкаловку, где он был определен наставником приходского училища и вскоре был рукоположен архиепископом Иоанном во священника к местной приходской церкви. Облекаемый доверием духовенства, Петр Прокофьевич нес обязанности уполномоченного в окружных съездах, члена благочиннического совета, а по определению епархиального начальства был назначен депутатом местного благочиннического ведомства, наблюдателем церковных школ 4-го благочиннического округа Зеньковского уезда. За успешное преподавание закона Божия неоднократно получал выражение одобрения с денежной наградой от губернского и уездного училищных советов и был удостоен преподания благословения Св. Синода. На двенадцатом году своей службы Петр Прокофьевич был перемещен к Святодуховскому собору г. Ромны с назначением его членом Роменского уездного училищного Совета. Этот период перемещения в г. Ромны, кажется, совпал с тяжелым душевным потрясением, вызванным потерей супруги и некоторых детей, сделавшихся жертвой грудной болезни, а с течением времени этот неизлечимый недуг окончательно осиротил Петра Прокофьевича, отняв у него и последнюю утеху вдовых священников – всех остальных детей. Но недолго однако душа его мирилась с вынужденной тяжелыми потрясениями семейной жизни разлукой с родным гнездом и дорогими могилами. Через год с небольшим по собственному влечению своего сердца и желанию прихожан он снова архиепископом Иоанном был водворен на прежнем месте своего служения. Параллельно с этим движением по службе Петр Прокофьевич получал духовные отличия от скромного набедренника до увенчивающего пастырский труд и болезни наперсного креста. Имел покойный и гражданские отличия в виде орденов, но о них едва ли нужно говорить с одной стороны потому, что в деле пастырского служения они не должны иметь существенно важного значения, а также и потому лучше о них умолчать, что за долгий период тяжелого, напряженного, глубоко идейного пастырского труда увенчание седин и согбенного стана единичным отличием, в то время когда на

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III. Особые органы церковного суда III. Необходимость для церковного суда органов, особых от органов церковного управления, в настоящее время следует признать окончательно установленной. И Предсоборное Присутствие, и Предсоборное Совещание, И Предсоборный Совет проектировали особые органы церковного суда. В таком же смысле высказался и Судебный отдел Священного Собора. Сам Священный Собор в своих определениях о высших органах церковного управления - Священном Синоде и Высшем Церковном Совете - предполагает наличие особого органа для высшего церковного суда. А в Соборном определении о епархиальном управлении прямо сказано, что " в каждой епархии существуют особые органы епархиального управления и епархиального суда " . Настоящее Положение в соответствии с положениями предшествовавших ему проектов Предсоборного Присутствия, Совещания и Совета и Соборного Отдела, предусматривает трех родов органы церковного суда: Церковно-окружные суды для территорий одного или нескольких благочиннических округов ( ст.3), Епархиальный суд для епархии 9 ст.4) и Высший церковный суд - для всей Православной Российской Церкви ( ст.5 и 6). Церковно-окружные суды учреждаются в цели приближения суда к населению - по крайней мере или преимущественно, для такого рода дел, которые, не имея общего значения, могли разрешаться в порядке примирительного разбирательства. Такого рода суды имеют уже за себя указание опыта в лице Благочиннических советов, отправлявших во многих епархиях и функции начального суда. Епархиальные суды выделяются из состава Духовных консисторий, а Высший церковный суд - образуется из состава Святейшего Синода. Ведомство каждого из указанных органов церковного суда определяется самым существом дела. судам Церковно-окружным, удаленным от места пребывания епархиального архиерея и поставленных потому в необходимость самостоятельно обращать свои решения к исполнению, предоставляются дела с характером примирительного разбирательства, мелкого значения и преимущественно материальной природы, не затрагивающих иерархических сторон священного и церковного служения и ограничиваемые кругом обязанностей, не выходящих за пределы ведения приходских Благочиннических и Окружных собраний.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОЧИННИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ коллегиальный орган управления благочинническим округом , введенный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Собор в «Определении об епархиальном управлении» предусматривал учреждение 2 видов Б. с.- пастырских и общих (V 68 ). В пастырских Б. с. должны были участвовать все священники благочиннического округа по своему должностному положению, а проч. клирики и причетники - по желанию (V 69). Собор установил периодичность в созыве пастырских Б. с.- не реже 1 раза в год (V 69). В соответствии с Определением Собора ввиду необходимости могли созываться экстренные пастырские собрания. Созывал их благочинный по собственному усмотрению, по заявлению 1/3 священников округа или по распоряжению правящего архиерея. Председательствовал на пастырских собраниях благочинный, в случае его отсутствия председатель избирался собранием из числа пресвитеров (V 70). Общие Б. с., согласно Определению Собора, состояли из всех штатных членов причтов приходских, домовых и монастырских церквей благочиннического округа, сверхштатных священников, приписанных к церквам округа, а также из мирян, членов приходских советов , по избранию самих приходских советов в числе, равном числу клириков и причетников каждой церкви. В общих Б. с. участвовали настоятели муж. мон-рей. Председательствовали благочинный или его заместитель (V 71). Очередные общие Б. с. должны были созываться не реже 1 раза в год, в канун епархиальных собраний . Экстренные общие Б. с. могли созываться благочинным по неотложным делам отдельных приходов, по заявлению 1/3 членов собраний или по требованию епархиальной власти (V 73). Постановления Б. с., требующие утверждения епархиальной власти, представлялись на утверждение епархиального архиерея, а проч. решения доводились до его сведения (V 75). Ведению пастырских собраний подлежали дела, относящиеся к пастырскому служению (V 69), а предметом общих Б. с. были: забота о благолепии и единообразии церковного богослужения, рассмотрение финансовой сметы, составляемой благочинническим советом , обсуждение церковно-просветительского и школьного дела, вопросы, связанные с открытием новых и закрытием существующих приходов, предварительное рассмотрение дел, подлежащих рассмотрению епархиальными и уездными собраниями, избрание благочинного, членов благочиннического совета, избрание представителей от благочиннического округа на общеепархиальные и уездные собрания.

http://pravenc.ru/text/149347.html

Циркулярное письмо московскому духовенству в связи с торжествами, посвященными 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви 13 ноября 2007 г. 21:00 Наместникам и  настоятельницам московских и ставропигиальных монастырей, о.о. настоятелям приходских храмов, Патриарших и монастырских подворий, председателям приходских советов г. Москвы. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сообщаю Вам о том, что в Москве с 17 по 19 ноября 2007 года пройдут торжества, посвященные 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, в которых духовенство московских приходов и монастырей, а также насельники ставропигиальных обителей должны принять самое активное участие. 17 ноября, в субботу, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя , будет совершено всенощное бдение, а 18 ноября, в воскресенье, Божественная литургия. Выход духовенства на встречу Святейшего Патриарха за всенощным бдением в 16 часов 30 минут, а за Божественной литургией в 9 часов. Ризница — золотая. Сослужат Его Святейшеству за указанными выше богослужениями преосвященные викарные архиереи, отцы наместники, благочинные и члены Епархиального совета . К молитвенному участию во всенощном бдении и Божественной литургии, приглашаются настоятельницы московских и ставропигиальных женских монастырей, а также по десять клириков от каждого благочиннического округа и члены приходских советов и приходских собраний. О торжествах, посвященных 90-летию восстановления Патриаршества, настоятели московских храмов и монастырей должны известить прихожан за богослужениями в оставшиеся до 17 ноября дни, приглашая всех желающих разделить радость молитвенного делания с прибывшими на торжества многочисленными гостями. 19 ноября сего года, в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля будет совершен благодарственный молебен и лития по почившим Предстоятелям Русской Церкви, а в 17 часов в Зале церковных соборов Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоятся Торжественный акт и концерт, посвященные 90-летию восстановления Патриаршества. В этой связи отцам благочинным надлежит направить к 13 часам в Успенский собор и к 16 часам 30 минутам в Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя по три достойных мирянина, представительного вида и шесть клириков от каждого благочиннического округа в рясах и камилавках. Прошу отцов благочинных с особым вниманием отнестись к исполнению данного благословения Святейшего Патриарха. Арсений, архиепископ Истринский, викарий Патриарха Московского всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/321263.htm...

1908. С. 236). «Я... сделал кое-что довольно прочно, не сидел без пользы, полонизм поборол изрядно,- 10 нояб. того же года писал Л. в письме еп. Тульскому и Белевскому Никандру (Покровскому) ,- но дух шляхетский и жидовскую меркантильность в духовенстве нашем не скоро еще выкурить можно. Надеюсь на семинарию и училища, которые идут у меня добрым путем». В письме архиеп. Никандру от 8 апр. 1874 г. Л. признавался, что «измучился и здоровье испортил» ( Корсунский. 1893. С. 398-399). 25 окт. 1874 г. Л. был переведен в Херсонскую и Одесскую епархию. С 6 по 14 нояб. длилось его прощание с подольской паствой и учащимися как светских, так и духовных учебных заведений. 21 нояб. Л. совершил 1-ю литургию в одесском кафедральном Преображенском соборе. К весне 1875 г. были освящены теплая церковь при одесском Успенском храме, сев. придел во имя вмч. Димитрия Солунского (3 февр. 1875) в греч. Троицком храме. В апр.-мае 1875 г. Л. совершил путешествие по епархии, посетил более 116 приходов, Бизюков Пропасной во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, мужской монастырь , имел собеседования с 280 причтами. Вернувшись из поездки, он отдал духовной консистории неск. предписаний: о перераспределении благочиннических округов, об учреждении благочиннических советов, а также окружных и благочиннических б-к и класса иконописания при семинарии, об избрании окружных депутатов, о ведении церковноприходских летописей, о проведении воскресных собеседований в приходах, в т. ч. с целью преодоления распространения в народной среде штундизма. В 1876 г. началось инициированное Л. издание «Одесского Воскресного листка». Архиепископ ежемесячно посещал семинарию, стремился бороться с уклонением ее воспитанников от церковного служения. В новоустроенную семинарскую церковь он пожертвовал образа Вознесения и святителей Ростовских Исаии, Леонтия и Игнатия. По инициативе Л. в Одессе были открыты женское епархиальное и мужское духовное училища в отдельных зданиях, а также устроено помещение консисторского архива, отремонтированы архиерейские покои.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Благочиннические советы также впервые появились в Минской епархии в 1865 г. по решению архиепископа Михаила (Голубовича). Они состояли из 2-х и более выборных от духовенства и благочинного (он же – председатель). Формировались благочинническими съездами и должны были разбирать конфликты внутри причтов, надзирать за соблюдением церковной дисциплины. Именно к ним поступали жалобы членов причта друг на друга и заявления о проступках духовных лиц. Правила советов сначала были созданы в Киевской епархии (22 ноября 1868 г. утверждены митрополитом Арсением). Но в основу правил советов других епархий были положены правила Литовской епархии 1870 г., составленные с использованием харьковских и киевских инструкций 1163 . Ко времени назначения К. П. Победоносцева благочиннические советы уже прочно укоренились в жизни всех епархий. Таким образом, реформа разрушила сословные рамки, освободила сыновей и дочерей духовенства от сословной «повинности»: одних от необходимости избирать служение в Церкви, других – от обязательного брака с принадлежащими к «своему» сословию. И хотя сословная психология продолжала оказывать влияние на поведение детей и их родителей, ее преодоление стало лишь вопросом времени: ведь члены семей духовных лиц получили прочные правовые гарантии. Реформа значительно изменила течение епархиальной жизни. К началу 1880-х гг. сложилась хорошо развитая сеть выборных органов белого духовенства, активно решавших наболевшие проблемы. 6. Реформа духовно-учебных заведений Итак, реформа духовно-учебных заведений началась с их основного звена. Администрация Д. А. Толстого рассчитывала ввести новый семинарский и училищный устав постепенно, в течение пяти лет. Исходили из двух соображений. Во-первых, обещанные казной 1,5 миллиона рублей Министерство финансов планировало отпускать не сразу, а постепенно увеличивая, в течение пяти лет – с 1867 по 1871 г. По этой причине единовременная финансовая поддержка реформы во всех учебных округах становилась невозможной. Во-вторых, названный срок определялся и особенностями течения учебного процесса в различных округах: двухлетние учебные циклы там заканчивались не одновременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зачем же, спрашивается, создавать такие формально-полицейские отношения между благочинническим центром и приходом в делах, отданных всецело компетенции последнего, когда, согласно постановлениям того же устава, протоколы приходских собраний (а также советов) всегда должны быть открыты пред благочинным или другим лицом, посещающим приход по поручению епископа, – когда прихожанин в чем-либо недовольный постановлением приходского собрания, затрагивающим его интересы, имеет право законного протеста, – когда наконец и настоятель прихода вместе с тем и председатель приходского собрания не лишен возможности довести до сведения властей о каком-либо незаконном и вредном для церковных интересов распоряжении приходской общины. Наоборот, надо употребить все усилия к тому, чтобы между приходом и благочинническим центром (собранием и советом) образовались бы не начальнические, а живые, братская отношения, и что бы приходы смотрели на эти центры, как на такие учреждения, кои могли бы путем объединения приходов помочь осуществлению всех тех важных и трудных дел, которые не по силам одного какого-либо прихода и могут быть выполнены средствами и стараниями объединенных приходов (постройка, например, приходской больницы в каком-либо удобном пункте для нескольких окружающих его приходов и т. п.). Также, при установлении дружелюбных и близких отношений между приходами и благочинническими центрами, можно рассчитывать на более справедливое и нормальное распределение обще-епархиальных сборов и налогов между приходами, сообразно их действительным достаткам и состоянию церковно-приходского имущества и кассы. Насколько, по нашему мнению, в настоящее время утрачено ясное представление о приходе, как церковной единице или церковной общине (ecclesia, малая Церковь Христова), можно усмотреть между прочим и в навязывании ему разного рода дел и занятий, ничего общего не имеющих с церковно-приходской деятельностью. Так, например, весьма странно видеть в сепаратном уставе профессора Бердникова отнесение в разряд «приходских книг», таких, ведение коих возложено на духовенство (как сословие) или духовным его начальством, или же светскою правительственною властью. Именно профессор Бердников перечисляет эти, будто бы, «приходские книги» в таком порядке: 1) клировые ведомости, 2) метрические книги, 3) обыскные книги, 4) исповедные росписи и 5) приходо-расходные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

7(20) сентября 1918 г. Собор выпустил определение, в котором поднимался старый вопрос об образовании в пределах Православной Российской Церкви церковных округов, потребность в которых была признана еще Соборами 1666–1667 гг. и 1681 –1682 гг. Члены Собора, руководствуясь священными канонами, и принимая во внимание значительное число уже существовавших в Церкви епархий, определили учредить церковные округа, а распределение по ним поручить высшему церковному управлению. Дальнейшие события не позволили реализовать это определение. Тем самым оказалось неисполнимым и определение от 21 августа (3 сентября) 1918 г. о порядке прославления святых к местному почитанию, согласно которому прославление угодника Божия к местному почитанию должно было совершаться собором митрополичьего округа, с благословения Патриарха и Синода, передаваемого через особую грамоту. Следующее определение от 7(20) сентября 1918 г. «О созыве очередного Собора, и о полномочиях членов Священного Синода и Высшего церковного совета» предоставляло Патриарху полномочия созвать очередной Собор в 1921 г. Предусматривалось также, что избранные Собором 1917–1918 гг., члены Синода и ВЦС сохраняют свои полномочия до избрания нового состава Синода и ВЦС очередным Собором. Следовательно, Собором 1917–1918 гг. была заложена норма регулярного проведения Поместных Соборов не менее одного раза в три года. 7(20) сентября 1918 г. было принято одно из последних определений – по проекту положения о временном высшем управлении Православной Церкви на Украине. Согласно ему, православные епархии Украины, оставаясь частью Матери-Церкви, образовывали церковную область, с особыми преимуществами на началах автономии. Эта автономия простиралась на местные церковные дела: административные, просветительские, миссионерские, благотворительные, монастырские, хозяйственны, судебные (в подлежащих инстанциях), брачные. Только дела общецерковного значения не могли рассматриваться самостоятельно. В тот же день, оказавшийся последним днем работы Собора, было принято и определение « О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения ». Женщинам представлялось право быть церковными старостами, заседать в благочиннических и епархиальных собраниях, занимать должности во всех епархиальных просветительных и т. п. учреждениях (кроме благочиннических и епархиальных советов, административных и судебных учреждений), исполнять должность псаломщика (но без включения в клир). В дальнейшем планировалось и рассмотрение вопроса о восстановлении чина диаконис, но этого, ввиду вынужденного окончания работ Собора, не произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010