По назначении на должность, благочинный вызывается в Консисторию для отобрания от него особой подписки и пропадания общих указаний. 47. О благочиннических Советах В целях сокращения и упрощения переписки в Епарх. Управлении по взаимным неудовольствиям между членами причтов и мелким жалобам на них прихожан и для урегулирования нормальной деятельности благочиннических Советов, как вспомогательного органа Епархиального Преосвященного, предписываю членам причтов по всем взаимным неудовольствиям обращать свои ходатайства непосредственно к благочинному для решения их, согласно правилам, в благочинническом Совете, а также в окружных благочиннических Съездах. Пастыри должны разъяснять своим прихожанам необходимость строгого соблюдения ими того–же порядка подачи ходатайств по всем тяжбам их с членами причтов, для уменьшения жалоб и доносов Архиерею. Состав благочиннических Советов. § 1. Для рассмотрения и решения дел, касающихся приходских причтов и частию приходов, меньшей важности, в видах облегчения главного Епархиального Управления, самого духовенства и прихожан, в каждом благочинии учреждён благочиннический Совет. § 2. Совет составляют благочинный, его помощник, если таковой есть (в округе, где два помощника – один по назначению благочинного) и три члена священника, избираемых окружным духовенством на три года из лиц, не состоящих под следствием и судом и не подвергавшихся за проступки и преступления мерам взыскания. § 3. Совет собирается один раз в месяц в заранее назначенный день, а в случае нужды созывается благочинным и во всякое время. Местом собрания назначается тот город или то селение, которое представляется наиболее удобным для членов Совета и лиц заинтересованных. Время и место разбора дел благочинный назначает по совещанию с членами Совета, о чём извещаются повестками, как члены Совета, так и лица заинтересованные. § 4. Члены Совета без благочинного или его помощника не входят в разбирательство никаких дел. § 5. Благочиннический Совет в своих действиях руководствуется внушениями совести или внутренним убеждением, а также инструкциями благочинным, настоятелям церкви, псаломщикам и церковным старостам, правилами о средствах содержания духовенства, о разделе их между членами причтов, распоряжениями Епархиального Начальства и Уставом Духовных Консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В основу благочиннических советов были положены начала соборности: духовенство на благочинническом соборике избирало двоих всеми уважаемых священников, которые вместе с благочинным и под его председательством и рассматривали означенные дела, руководствуясь не только законами и указами, но преимущественно внушениями совести и местными обычаями, получившими одобрение епархиального начальства. Спорящим сторонам дозволялось избирать своих депутатов для участия в разбирательстве дела. Совет производил разбирательство дел словесно, без всякой формальности, по жалобам как словесным, так и письменным. Смотря по свойству дел, совет, прежде разбирательства дела, мог послать своего члена исследовать дело на месте и затем уже постановить решение. Обо всех жалобах и делах, поступающих в совет, ведётся журнал, с краткой записью существа дела и решения совета, за подписью членов совета и депутатов от спорящих сторон. Решение совета, по записи в журнал, тотчас объявляется через благочинного, с взятием в слышании оного расписки, и затем немедленно приводится в исполнение. Чтобы устранить возможность пересмотра почти всех дел, решаемых советом, в духовных консисториях, как это было с делами, решаемыми в духовных правлениях, в инструкциях благочинническим советам точно был установлен порядок обжалования их решения. Для советов Вологодской епархии был установлен следующий порядок: недовольному решением совета предоставляется право взять с решения копию и перенести дело на рассмотрение периодического собрания духовенства в их округе или даже епархиального начальства; но в таком случае, для избежания напрасной проволочки дела, назначается для подания апелляции семидневный срок, по истечении которого, если не будет подана апелляционная жалоба благочинному на имя периодического собрания или высшего начальства, решение совета приводится в исполнение, несмотря на то, что недовольный изъявил на решение своё неудовольствие, и при сем объявляется, что если жалоба его на решение совета окажется неправильной, в таком случай он подвергается двойному взысканию пени в пользу попечительства или ответственности по закону в высшей степени. Если же при решении дела участвовал с которой-либо стороны избранный депутат, той спорящей стороне апелляция не дозволяется. Благочинническим советам Вологодской епархии было предоставлено налагать следующие меры взыскания:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Коллегиальному же решению должны подлежать только более важные и сложные дела (ср. ст. 497–501 общ. учр. губерн., т. II Св. Зак., изд. 1892 г.). Вместе с тем, необходимо значительно усилить состав канцелярий духовных консисторий или другого наименования учреждений (если таковыми будут заменены ныне существующие), соответственно действительной потребности. Так как, при скудном обеспечении, в помянутые канцелярии невозможно привлекать способных и вполне подготовленных чиновников, то необходимо и чиновникам дать вполне достаточное материальное обеспечение. Для облегчения тяжкого бремени епархиального управления возможно передать некоторые роды дел (как например – пререкания между членами причтов относительно раздела доходов, об обидах и оскорблениях, и мелкие хозяйственные дела церквей) на окончательное решение благочинных и их советов. Но предварительно необходимо поставить и благочинных в нормальные условия для деятельности: возвысить их авторитет, освободить от обязанностей приходской службы, обеспечив вполне достаточным содержанием. В настоящее время существующие благочиннические советы мало облегчают епархиальные начальства, так как заинтересованные в деле стороны почти всегда пользуются правом апелляции к епархиальному начальству, не стесняясь тем незначительным денежным штрафом, который налагается на виновных в случае признания апелляции не заслуживающей уважения. Передача некоторых родов дел на окончательное решение благочинных и их советов, при условии возвышения авторитета благочинных, их прав и ответственности, и при должной организации благочиннических советов, послужит значительным облегчением бремени епархиального управления. К тому же облегчению как епархиальной власти, так и приходских причтов, послужило бы освобождение последних от посторонней для них обязанности вести метрические книги, как акты гражданского состояния. В настоящее время значительная часть взысканий, налагаемых на духовенство, причиной имеет погрешности в ведении метрических записей, а канцелярии консисторий крайне обременены делами об исправлении таковых записей и просьбами о выдаче метрических свидетельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 . По четвёртому вопросу – «о благоустройстве прихода в религиозно-нравственном, просветительном и благотворительном отношениях» – я полагал бы: благоустроение приходской общины через признание за ней права юридического лица и автономного заведования всеми делами прихода при посредстве местного органа из прихожан – несомненно содействовало бы основанию и обновлению не только церковной жизни в приходе, но и вообще духовных народных сил в России. Поэтому следовало бы предоставить приходским общинам не только заведование материальными нуждами церкви, но и призрение и просвещение и – до известной степени – распоряжение всем церковным достоянием; кроме того, следовало бы предоставить приходским общинам право «примирительного суда», когда-то существовавшего в древнерусской Церкви, посредством какового суда приходская община предупреждала бы всякую между её членами вражду и примиряла бы враждующих мерами нравственного воздействия и, во главе со своим пастырем, обличала бы и исправляла бы заблуждающихся и согрешающих своих сочленов. А для сего желательно учреждение при всех приходах братств или попечительств и приходских советов, с непременным участием в тех и других приходских священников – в качестве членов или председателей – и прочих членов причта. При организации этих братств и приходских советов и при определении их обязанностей возможно в значительной степени руководствоваться проектом Высочайшего постановления о церковно-приходском собрании и церковном совете православных приходов в Финляндии. Очень желательно по идее восстановить за каждым приходом, насколько это возможно при современных условиях, право выбирать или, по крайней мере, рекомендовать кандидатов на священно- церковнослужительские места, с тем, чтобы эти кандидаты, по засвидетельствованию благочиннических советов, удовлетворяли всем каноническим требованиям и имели бы соответствующее образование, – с сохранением, однако, за епископами права, по испытании и признании представленных кандидатов непригодными, заменять их кандидатами по своему усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) от благочинного, с проведением принципа децентрализации епархиального управления, потребуются довольно широкие административные способности, почему и выбор кандидатов на эту должность должен быть производим с полным беспристрастием, только в интересах дела, а не той или другой группы лиц; между тем такого беспристрастия не всегда можно ожидать со стороны выборщиков – священнослужителей, в отношении к которым благочинный осуществляет права непосредственного административного надзора; в) интересы священнослужителей и мирян будут достаточно обеспечены всеми прочими выборными лицами благочиннического совета (см. ниже, о пресвитерском совете). Благочиннический совет Благочиннические советы, сохраняя в общем свой настоящей тип, восполняются, как сказано выше, в составе своих членов и в сфере компетенции своей деятельности: а) В состав благочиннических советов, кроме благочинного и двух членов священников (в случае отсутствия последних – кандидатов к ним), входят всякий раз по два выборных от мирян той общины, дело которой рассматривается в совете. Мирские члены участвуют в совете с совещательным голосом, но с правом апелляции к епархиальной власти в случае, если бы решение духовных членов совета противоречило их совести и разумению. Следователь и духовник в совете не участвуют. б) Увеличение компетенции деятельности советов должно быть достигаемо двумя способами: во-первых, должен быть расширен круг дел, подлежащих ведению благочиний: всё, что может быть решено на месте, по возможности и должно быть передано компетенции местного органа; во-вторых, самые решения советов, по крайней мере по известным категориям дел, должны быть признаваемы окончательными, не подлежащими перерешению в высшей епархиальной инстанции; для них (постановлений совета), если и должна быть в определённых случаях высшая санкция, то единственно санкция епископской власти, наравне со всеми другими епархиальными учреждениями. Подробный перечень дел, подлежащих как окончательному, так и неокончательному разрешению в благочиннических советах, всего естественнее, полагаем, определять епархиальным соборам, о которых у нас сейчас будет речь. Собственно-епархиальное управление

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более или менее подробный перечень дел, подлежащих ведению совета пресвитеров, должен быть определён особым положением (уставом). В круг власти епископской должны, как и ныне, входить дела по учреждениям Духовного Ведомства местной епархии, каковы: духовно-учебные заведения, училищный совет, епархиальное попечительство, общество или касса взаимного вспомоществования духовенству епархии, свечной завод, разные благотворительные и просветительные общества и комитеты, епархиальные съезды духовенства и прочее. Ему же должен принадлежать надзор за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях. Права и преимущества, условия и порядок делопроизводства названных епархиальных учреждений определяются специальными их уставами, которые могут подлежать изменению и развитию соответственно нуждам духовенства, потребностям времени и интересам церковно-общественной жизни. Личному усмотрению епархиального архиерея должно принадлежать право разрешать дела по всем названным выше подведомственным ему учреждениям единолично или же при содействии совета пресвитеров. В последнем случае в пресвитерском совете обязательно присутствуют: председатель епархиального училищного совета, начальники мужских духовно-учебных заведений, председатели советов женских училищ, епархиального попечительства, управлений епархиального свечного завода, кассы взаимопомощи и др., с совещательным голосом и притом лишь по делам, касающимся сих учреждений. При преосвященных викариях, имеющих своё местопребывание в уездных городах, также должен быть учреждён малый пресвитерский совет из двух-трёх протоиереев или священников, избираемых самим преосвященным викарием и утверждаемых в должностях правящим епископом, бессрочно и без содержания. При преосвященных викариях должна быть особая канцелярия, с делопроизводителем во главе. За сим, что касается существующего ныне распределения епархий на благочиннические округа, должностей благочинного, помощника его и члена благочиннического совета, самых благочиннических советов и состава их, то сохранение сих округов, названных выше должностей и советов признаётся необходимым и на будущее время, в общем – с теми же правами и обязанностями (за исключением судебных и исковых дел), какие им теперь присвоены. Но кандидаты в должности благочинного, помощника его и члена благочиннического совета, не менее двух для каждой должности, должны быть избираемы священно- церковнослужителями местного округа. Утверждение сих кандидатов в должностях принадлежит усмотрению и власти правящего епархиального епископа. Мнение комиссии по вопросу о преобразовании православного русского прихода (здесь же и о духовно-учебных заведениях)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В заботах о том, чтобы благочинническая должность была поставлена как можно целесообразнее и чтобы благочинные были действительными помощниками своего начальства в управлении епархией, преосв. Макарий пришел к мысли о расширении деятельности и обязанностей благочинных путем предоставления их решению некоторых сравнительно маловажных дел по суду между членами причтов духовенства. Этого он думать достичь именно посредством образования около благочинных местных окружных судов. Предполагалось, что суд, в котором будут участвовать несколько членов, при этом избранных самим же духовенством, будет основательнее и справедливее, чем суд, произведенный одним отцом-благочинным. По указанию и распоряжению преосв. Макария, харьковский градский благочинный, прот. И. Шероцкий 27 января 1867 года подал ему докладную записку о необходимости учреждения местных благочиннических Комиссий для разбора некоторых менее важных дел, причем предлагал и самые правила касательно устройства таких Комиссий. Преосв. Макарий на этой записке 30 января положил следующую резолюцию: «консистория внимательно обсудит эти правила и представит мне свое мнение». Консистория рассмотрела правила, составленные прот. И. Шероцким, нашла их весьма практичными и, сделав в них некоторые дополнения, 7 сентября 1867 года передала их на предварительное рассмотрение преосв. Германа, еп. сумского. Этот последний, со своей стороны, дал такой отзыв о правилах устройства благочиннических Комиссий суда: «в правилах должны быть сделаны некоторые изменения: 1) присуждение к стоянию на коленях в алтаре, или среди церкви, как меру весьма тяжкую для нравственного чувства, я полагал бы не предоставлять благочинническому совету; 2) для обжалования решений благочиннических советов полезно было бы назначить какие-либо сроки; не излишне было бы также предоставить советам по некоторым делам постановлять решения окончательные, без права обжалования. Иначе с учреждением советов в консистории едва ли много сократится переписка». Преосв. Макарий 15 октября 1867 года сделал распоряжение о приведении в исполнение выработанных правил касательно благочиннических советов, заметив вместе с тем в своей резолюции, что «согласно с мнением преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

5) По решению на окружных, благочиннических пастырских собраниях начать пастырям привлекать к себе на помощь мирян. Если привлечь без всякой организации хороших и религиозных прихожан и дать им поручения, то это может показаться остальным прихожанам странным, подозрительным, ничем необъяснимым. Поэтому желательно воспользоваться утвержденными Св.Синодом по определению от 20 – 26 мая 1908 г. за («Церковные ведомости» за 1908 г., 22) правилами об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви. Этими правилами разрешается учреждать в приходах кружки ревнителей православия, по выбору членов самими пастырями, что даст возможность самостоятельно привлекать к себе на помощь угодных им прихожан. На обязанности членов кружка лежат те же задачи и цели, как и на членах приходских советов, как, например (ст. 3 правил), оказывать религиозно-нравственное влияние на прихожан, особенно колеблющихся в вере, путем убеждения и другими способами духовно- нравственного воздействия, заботиться о проведении нравственных начал в жизнь прихода, о посещении детьми и взрослыми храма Божия и почитании святости воскресного дня, о примирении в семьях враждующих сторон, об искоренении в приходе воровства, сквернословия, разгула молодежи, об охранении порядка и благочиния во время крестных ходов, освящении полей и других церковно-общественных торжеств, об открытии народной читальни и библиотеки, об устроении религиозно-нравственных чтений и бесед, о заведении церковно-певческих хоров, об оказании материальной помощи бедным прихода и особенно обращающимися из раскола, сект, инославия и неверия в Православие, о приискании беднякам работы и т.п. Все это входит также в обязанности членов приходских советов. Следовательно, весьма было бы важно вначале организовать по приходам такие кружки. Народ убедится в пользе их, заметит настоящих тружеников, оценит их и тогда на выборах проведет их в члены приходских советов. Пастыри, с своей стороны, будут иметь возможность проверить этих своих сотрудников и хороших из них предложить на общеприходском собрании кандидатами в члены совета. Таким образом, достигается главная цель, и опасной ошибки для проведения реформы не произойдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

да и вообще самый их авторитет служебный в епархии имел очевидный благотворный вес и в среде семинарско-училищных корпораций. О не избирании Членов Консистории в благочинные преосв. Антоний высказывался в этом же роде. «Что за беда, если напр. Член Консистории есть и местный Благочинный (т. е. над городскими церквами только). Положим, по делам его благочиния по его же собственным рапортам идут рассуждения в Консистории; да не то ли же бывает в св. Синоде, где присутствующими состоят епархиальные Архиереи, и по делам их епархий и даже их личным представлениям происходят рассуждения в Синоде; – или в Государственном Совете, в коем состоят Членами Министры, разве не по их же делам происходят обсуждения?» «Вслед за обновлением состава Консистории, говорится в некрологе 67 , преосв. Антоний не укоснил обновить и институт благочиннический. Он ввёл совершенно новый порядок избрания и определения лиц на должности благочинных, именно установил правило для выбора благочинных самим духовенством. Этот порядок действительно был совершенно новый по отношению собственно к здешней епархии; но он был уже не новый для некоторых других епархий и для самого преосв. Антония. Говорить об этом, впрочем, излишне после всего сказанного в подробности и pro и contra в прежнем изложении о его Смоленском служении. Преосв. Антоний этим нововведением в здешней епархии доказал, очевидно, твердость прежних своих личных убеждений, несмотря на известные возражения высокопр. Филарета Московского , которые, – как он говорил сам, – высказывал ему и здесь преосв. Афанасий – его предместник, титуловавший его, между прочим, прогрессистом и либералом именно за это нововведение. Для устройства порядка в выборах благочинных преосв. Антоний воспользовался, почти целиком, своими же прежними Смоленскими правилами. «С введением выборного начала в благочиннический институт (говорится в том же некрологе 68 ) Владыка, естественно, должен был придти к мысли и об учреждении, так называемых, благочиннических советов – этих зародышей местного самоуправления в среде духовенства».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Упомянув в своем отчете Св. Синоду о состоянии епархии за 1870 г. о многих неблагоприятных местных условиях, среди которых пастырям Литовской епархии приходилось работать и о которых у нас ниже будет особая подробная речь, преосв. Макарий писал, далее, следующее: «к устранению указанных неблагоприятных для пастырской жизни и деятельности условий, чрез взаимообщение, и к открытию путей влиянию лучших по развитию, направлению и энергичнейших членов его на остальных, по крайней мере, способных к движению должны послужить ныне открывшиеся и в Литовской епархии и уже начавшие свою деятельность съезды благочиннические и благочиннические советы. Потребность в таких учреждениях еще при обозрении мною епархии в 1869 г. заявлена была мне духовенством некоторых благочиний; затем, с моего разрешения, духовенство двух благочиний составило и представило мне о том акт. Вследствие сего мною поручено было Литовской консистории составить правила для съездов и советов; эти правила затем переданы мною на обсуждение общеепархиального съезда духовенства, назначенного мною на 10 февраля истекшего года и, после новой редакции их на съезде, утверждены мною в виде опыта на три года». Приведя, далее, самые правила для благочиннических съездов и советов 1460 , преосв. Макарий продолжает: «нельзя сомневаться, что частое общение и обмен мыслей по предметам общего интереса, особенно по предметам церковно-приходской жизни, конечно, не вдруг, но постепенно послужат к улучшению и возвышению и самого духовенства и руководимой им паствы; собеседования мало-помалу если не у всех, то у большинства перейдут в дело. Важен в настоящем случае и самостоятельный взаимный контроль духовенства друг над другом. И те, которые без общения не подумали бы о той или другой стороне своего долга, волей неволей должны будут последовать примеру других. Так, с помощью Божиею, при единодушном более иди менее действовании духовенства возрастет и влияние его на паству, столь необходимое в особенности рядом с парализующим его деятельность влиянием латинского духовенства» 1461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010