§ 64. Епархиальный совет есть исполнительный орган епархии. Его обсуждению и решению принадлежат все вопросы епархиального делопроизводства, организации и надзора. Епархиальный совет заседает по мере надобности и правомочен в присутствии председателя и не менее половины членов. Решения заносятся в протокол, подписываются участниками и вступают в силу с утверждением их епископом, по миновании срока обжалования. Епископ имеет право принимать с правом совещательного голоса участие в заседаниях епархиального совета и руководить ими. § 65. Епископ имеет право делать церковно- и священнослужителям своей епархии предупреждения, увещания, замечания и выговор в случаях погрешностей в их образе жизни или в исполнении служебных обязанностей, доводя о сем до сведения митрополита. § 66. Органы благочиния суть благочинный, общее собрание благочиния и совет. § 67. Благочинный есть духовный руководитель благочиния, а также председатель общего собрания и совета благочиния. Он лично или при посредстве представителя ревизует деятельность церковно- и священнослужителей вверенного ему благочиния, а также делопроизводство и состояние приходов. § 68. Благочинный имеет право делать священно- и церковнослужителям своего благочиния предупреждения, увещания, замечания и выговоры за погрешности в их образе жизни и в исполнении служебных обязанностей, доводя о сем до сведения митрополита. § 69. Общее собрание благочиния есть высшая власть в благочинии. Общее собрание созывается благочинным: очередное по меньшей мере раз в год, чрезвычайное по мере надобности, по его усмотрению, или по требованию митрополита, или Синода, или благочиннического совета, или по заявлению 1 / 3 приходских советов благочиния. В заседаниях общего собрания принимают участие по два представителя от каждого из приходов благочиния: духовный и светский. Общее собрание правомочно, если представлена по меньшей мере половина приходов, принадлежащих к благочинию. Если на общее собрание не явится потребное число представителей, то через час по той же самой повестке состоится новое собрание, правомочное при любом количестве собравшихся представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не то усматривается в христианском обществе нашего времени. „До какой степени убогие приношения на церковноприходские школы поступали в Училищный совет – читаем в одном Епархиальном органе – об этом весьма красноречиво говорят „ведомости“ кружечных сборов по церквам епархии, представляемые в Совет о. о. благочинными. Скудость сборов по отдельным церквам благочиннических округов укрывалась и укрывается под общим „итогом“ денег, собираемых со всего округа. В течении целого года кружечный сбор по сельским церквам не превосходил за всё время открытия церковноприходских школ (с 1886 по 1891 гг.) 3–5 р. Но за то нисходил этот сбор до 30, до 15, до 10-ти коп., в большинстве же 50–70 к. и в редких только церквах 1 рубль… Общий итог сборов по церквам епархии за каждый отдельный год по раскладке определяется в скромную сумму одной тысячи с сотней или двумя сотнями руб. – Что же может Совет сделать из такой скромной суммы? О если бы и к нему послан был пророк Илия, как к сарептской вдовице!“ – острит автор приведённого сообщения 749 . А как получается и этот скудный сбор – это видно из тех характерных советов и наставлений, какие автор означенной статьи даёт приходским священникам: „на руководителях простого народа – говорит он – (а в особенности на священниках) лежит прямой, священнейший долг будить его на всё доброе: умолять плакать пред ним и за него, угрожать ему судом Божиим за леность... В один день одним поучением не разбудить русского человека на совершение нового подвига. Дивятся, что на Иерусалим и на греков собирают массу денег. Но припомните, сколько столетий „ныли и пели“ нам греки о своей бед- —166— ности, о притеснениях и т. п. жалостях. А кто о школе поплакал с народом и пред народом?“ 750 Итак, из стремления высшего правительства к возможно большему и быстрому размножению церковных училищ проистёк на наше духовенство новый долг – „ныть и петь“ целые столетия пред христианским народом о бедности. И кто не знает, что наше духовенство уже запело и заныло... И не удивительно: „на всю Россию, по словам СПБ. Ведом., приходится около 30000 школ, считанных же кабаков не менее 150000; с кабаками несчитанными (тайными притонами питий) и с придачей разных других учреждений, где можно раздобыться водкой, наберётся в общей сложности, пожалуй, 200000 притонов, так или иначе спаивающих с круга население“ 751 и – прибавим от себя – устроенных далеко лучше, чем церковные школы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковный суд должен иметь намеченные канонами инстанции: епископский, областного собора (митрополичий) и собора всей автокефальной Церкви (патриарший). И в епархиальном суде, по причине многолюдства клира и пасомых, по причине множества возникающих судных дел, а равно по причине обширности епархии, необходимо иметь тоже три инстанции: суд консисторский, суд уездных духовных правлений и суд окружных благочиннических советов. Выше были указаны дела, подлежащие ведению каждого из этих учреждений, между ними указаны и судные дела. Решения всех этих учреждений, когда подсудимый доволен решением, должны восходить на утверждение епархиального епископа, а когда недоволен, то – передаваться на рассмотрение следующей инстанции. Вопреки теперешнему разделению консисторским Уставом (§§ 154–156) дел на подлежащие консисторскому суду и непосредственному суду архиерея, епископу должно быть возвращено каноническое право производить суд по своему усмотрению: непосредственно или при содействии того или другого из существующих церковных судебных учреждений. Священник перед епископом часто раскрывает настолько подробно свою совесть, что многое из неё делать гласным нельзя, но оно имеет важное значение в освещении и решении дела. Епископ, стеснённый вышеуказанным разделением дел и мнением консистории, поступается своей совестью в решении дела. Так же необходимо точно разграничить, какие преступления подлежат суду духовному и суду уголовному. Устав консистории ограничивает духовную подсудность клириков проступками и преступлениями против должности, благочиния и благоповедения. Устав уголовного судопроизводства – делами, возникающими от нарушения клириками обязанностей их звания. Под понятие преступлений против должности, благочиния и благоповедения подходят все возможные преступления клириков и самые уголовные. Равным образом, выражение «нарушение обязанностей звания» весьма общо и может обнимать собой все обязанности клириков – и служебные и нравственные, так как те и другие суть обязанности звания. В нашем делопроизводстве были случаи, как псаломщики привлекались земскими начальниками за нарушение тишины и спокойствия, за оскорбление словом, делом и за другие проступки против благочиния и благоповедения к ответственности по законам гражданским и присуждались к аресту в земские помещения, к денежному штрафу, и всё это делалось не только без согласия епархиального начальства, но и без ведома его. Прямо брался со службы обвинённый и арестовывался. Съезд земских начальников в нашей епархии присудил даже одного архимандрита к заключению за неплатёж денег, усмотрев сопротивление власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

177 . Настоящее Положение о союзах приходов является примерным; по постановлению общего собрания союза в устав союза могут быть вносимы, с утверждения епархиальной власти, дополнения и изменения. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о викарных епископах 2(15) апреля 1918 года 1 . Существующие ныне епархии подлежат сокращению в своих пределах. Существующие викариатства, где к тому представляется возможность, постепенно преобразовываются в самостоятельные епархии. 2 . В ведение существующих викариев выделяются части епархий, в коих они под общим руководством епархиального архиерея по правилам, установленным Священным Синодом, управляют на —203— правах самостоятельных епископов. Епархиальный архиерей может давать викарию сверх того и другие поручения в пределах своей епархии. 3 . В столичных и иных епархиях, в соответствие местным нуждам, в ведение викариев может быть выделяем определенный круг епархиальных дел по усмотрению правящего архиерея. 4 . Викарные Епископы назначаются Священным Синодом по представлениям правящего архиерея. 5 . Викарии получают содержание из местных источников в размере, определяемом Священным Синодом. 6 . Викарии имеют пребывание в городе, по имени которого носят название своей кафедры, и, где это возможно, состоят настоятелями монастырей. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об уездных собраниях 2(15) апреля 1918 года 1 . Где будет признано нужным и возможным, созываются уездные и окружные (несколько уездов викариатства) собрания, состоящие из: а) членов благочиннических советов уезда (уездов викариатства); б) избранных благочинническими собраниями на епархиальные собрания членов и в) представителей приходов (в равном числе клира и мирян), избранных приходскими собраниями. 2 . Уездные собрания созываются или по предложению епархиального архиерея, или по заявлению одного из благочиннических округов уезда. Организация собрания возлагается епархиальным архиереем на викария, или на настоятеля уездного собора, или на одного из благочинных уезда, причем настоятель уездного собора является непременным членом собрания. Председателем собрания состоит викарный епископ, если он имеет пребывание в уездном городе или ему поручено председательствование епархиальным архиереем, или же один из членов собрания в пресвитерском сане, по избранию собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так идеально представлял себе преосв. Макарий будущую деятельность учрежденных, по его инициативе, благочиннических съездов и советов в Литовской епархии. Не его вина была, разумеется, если эта деятельность далеко не вполне соответствовала идеалу 1462 … Но преосв. Макарий был, видимо, доволен даже и тою малою пользою, какую приносили благочиннические съезды и советы Литовской епархии. Это видно, между прочим, из того, что, после трехлетнего опыта 1463 , 25 мая 1874 года, правила о благочиннических съездах и советах, после нового пересмотра их на четвертом епархиальном съезде духовенства Литовской епархии и затем в консистории, были окончательно утверждены преосв. Макарием 1464 . Ниже мы еще раз возвратимся к благочинническим съездам, а теперь заметим только, что за точным исполнением этих правил преосв. Макарий внимательно следил и нарушителей их подвергал строгим взысканиям. Так, напр., на объяснении Литовской духовной консистории, почему в ошмянском благочинии председателем был назначен не старший священник, а прежний благочинный, преосв. Макарий 27 октября 1869 г. положил такую резолюцию: «эта невнимательность поставляется на вид особенно столоначальнику означенного стола, а бывшему благочинному Петровскому за такой поступок сделать строгое замечание» 1465 . Одновременно с правилами о благочиннических съездах и советах были выработаны также правила для деятельности окружных и епархиальных съездов духовенства в Литовской епархии. Если в первом случае преосв. Макарий был самостоятельным инициатором, то в деле учреждения и руководства епархиальными и окружными съездами духовенства он был только исполнителем указаний и распоряжений высшего начальства 1466 . Епархиальные и окружные съезды духовенства вводились тогда у нас во всех епархиях. Главная цель и задача деятельности этих новых тогда учреждений состояла в содействии высшему начальству в его заботах об усовершенствовании духовно-учебных заведений епархии. Поэтому, главным предметом суждений и решений епархиальных и окружных съездов духовенства Литовской епархии за время преосв. Макария были разнообразные вопросы, касавшиеся духовно-учебных заведений и преимущественно притом материального их быта. Впрочем, на этих съездах иногда возбуждались и обсуждались вопросы, касавшиеся жизни и быта самого духовенства, напр., об эмеритальной кассе для духовенства, об епархиальном свечном заводе и др. Правда, деятельность епархиальных съездов Литовского духовенства за время преосв. Макария была, быть может, малоплодна; но винить его за это никак не приходится. Для нас важно в данном случае знать то, как относился преосв. Макарий к корпоративной деятельности Литовского духовенства и какие меры принимал он, в пределах предоставленной ему власти, для оживления этой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Устав об управлении Русской Православной Церкви , принятый Поместным Собором РПЦ 1988 г., не ввел значительных изменений в порядок управления благочинническими округами. На Б. устав возложил обязанность не реже 1 раза в год посещать все приходы своего округа (VII 58) и предоставил ему право проводить заседания приходского собрания по указанию архиерея, по просьбе настоятеля, а также приходского собрания и приходского совета (VII 59). По благословению архиерея Б. мог созывать священников своего округа на братские совещания (VII 60). В соответствии с ныне действующим Уставом Русской Православной Церкви , принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 г. , епархия разделяется на благочиннические округа во главе с Б., назначаемыми правящим архиереем (X 5. 50). Их границы и наименования определяются епархиальным советом (X 5. 51). В обязанности Б. входит забота о чистоте правосл. веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих (X 5. 52а), наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди (52б), «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти» (52в), «попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов» (52г), «преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни» (52д), устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (52е), предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея (52ж), ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян (52з), внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе (52и), забота о религ. окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей (52к), «наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния» (52л), забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства (52м), «исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей» (52н). В сравнении с прежним уставом в круг обязанностей Б. уже не входит предоставление клирикам отпусков.

http://pravenc.ru/text/149349.html

на один храм. При этом Патриарх Кирилл призвал не ставить в жесткую зависимость проблему увеличения количества храмов с вопросом подготовки священников: храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать в наибольшем числе населенных пунктов, а священники могут приезжать и совершать богослужения раз или полтора раза в месяц. В остальное время ответственный местный житель может совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени с опущением молитвословий, произносимых священником. Докладчик предложил разработать общецерковную программу увеличения численности приходов, а связанную с этим проблему финансирования решить с помощью создания епархиальных и благочиннических попечительских советов, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты. Такие советы могли бы решать также вопросы юридической и культурной поддержки церковных проектов – как в области храмоздательства, так и в других сферах. Переходя к частному вопросу епархиальной и приходской практики, Патриарх поручил Богослужебной комиссии изучить чин молитвы о самоубийцах, выработанный в Москве, и, в случае его одобрения Свящ. Синодом, направить во все епархии для использования. Предстоятель РПЦ с удовлетворением отметил завершение в 2011 г. становления церковно-судебной системы и выразил благодарность председателю Общецерковного суда РПЦ митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору (Кириченко) и всем судьям-архиереям. Докладчик подробно остановился на вопросе об упорядочении наградной практики РПЦ, отметив необходимость повышения значимости награждения церковными орденами. Для этого было предложено изготавливать их из драгоценных металлов и сделать награждения орденами более редкими. Святейший Патриарх обратил внимание на уместность награждения епархиальных благотворителей и тружеников в первую очередь епархиальными медалями, архиерейскими благословенными грамотами, подарками с памятной надписью и лишь затем представлять к Патриаршей благословенной грамоте, общецерковным медалям, и в последнюю очередь, в исключительных случаях, – к общецерковным орденам.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

Для этого он должен не избегать, а, напротив, искать случаев для сближения со своими пасомыми. Этому способствуют и служебные сношения, когда он, подобно другим членам окружного духовенства, принимает личное и живое участие на собраниях и съездах всего округа, при выборе разных должностных лиц по округу, или при выработке и обсуждениях разных мероприятий, направленных к облагоустроению приходов, местных духовно-учебных заведений, и иных вопросов, предлагаемых местною высшей епархиальною властью к обсуждению на окружных съездах духовенства. Здесь он видит всех своих пасомых, каждого с каждой его стороны, и если он опытен в жизни вообще, и в духовной жизни в частности, он сумеет подметить в каждом и запечатлеть в памяти своей те или другие выдающаяся черты и склада и направления ума и воли, и сердечных чувствований, и в свое время постарается добрые черты возгреть своею духовно-отеческою любовью и возбудить в них большую жизненность, худые же приостановить в их развитии и постепенно искоренить. Существует практика, обратившаяся чуть ли не в закон, по коей духовник окружного духовенства есть обязательный член так называемого благочиннического совета. Пишущему эти строки неизвестно, насколько живое участие принимают духовники в формальной стороне деятельности благочиннических советов. Но если принять во внимание, что всякий духовник духовенства, при всех его высоких и отличных нравственных качествах, есть в то же время человек нам подобострастный, трудно допустить, чтобы он, духовник, ведающий тайные дела и помышления своих духовных чад, мог всегда воздержаться от обнаружения пред остальными членами совета таких сторон жизнедеятельности того или другого духовного лица, которые стали известны самому духовнику только на исповеди, и как таковые являются исповедной тайной. Поэтому желательно было бы, чтобы духовник духовенства не входил в составь членов благочиннического совета на одинаковых основаниях с другими, но чтобы ему, в исключительно только потребных случаях, благочинный представлял протоколы заседания членов благочиннического совета для письменного изложения в конце таковых протоколов своего краткого совестного мнения, без объяснения причин такового мнения, и эти протоколы препровождал бы уже от себя непосредственно епархиальному начальству духовник.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obj...

Чепурин Николай Викторович; (27 апреля 1881 – 7 февраля 1947). Окончил Харьковскую ДС (1902) и поступил на юридический факультет Киевского университета. С 23 февраля 1903 – священник с. Павловки Сумского уезда Харьковской губ. Учился на философском факультете Оксфордского университета в Англии. В 1905–1908 – уездный, затем окружной миссионер Харьковской епархии. 23 декабря 1910 – 4 января 1911 – епархиальный миссионер-проповедник Новгородской епархии, с 10 января 1914 – С.-Петербургский епархиальный противосектантский миссионер-проповедник, приписан к Смоленской кладбищенской церкви. В 1915 – вольнослушатель Петроградской ДА. С апреля 1918-священник Покровско-Коломенской церкви Петрограда, с 1 октября 1919 – протоиерей. 10 июля 1918 избран членом Петроградского епархиального миссионерского совета и стал его председателем. С апреля 1920 – председатель правления общеприходских советов Петрограда и епархии. С января 1921 преподавал на Богословских курсах 2-го благочиннического округа, преподавал на Богословских курсах при Введенской церкви на Петроградской стороне. 13 октября 1919 – 13 февраля 1920 – член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. Преподавал церковное проповедничество, с 23 ноября 1921 – преподаватель кафедры истории русского сектантства и раскола Петроградского Богословского Института, секретарь Совета (6 февраля – 1 марта 1920), член Правления. 23 ноября 1921 был перемещен преподавателем кафедры русского сектантства и раскола. В 1924–1925 читал апологетику на Богословских курсах Центрального городского района. Член Комиссии по выработке Положения о Высших Богословских курсах. На Высших Богословских Курсах 7 декабря 1927 защитил магистерскую диссертацию («Анимистическая теория о происхождении религии и ее доанимистические и тотемистические придатки [опыт философско-антропологического исследования в апологетическом освещении]») [тезисы – ОР РНБ. Ф. 253. Д. 875; отзыв проф.-прот. А. В. Петровского – ОР РНБ. Ф. 216. Оп. 2. Д. 1985]. Арестован 8 июня 1930, 10 февраля 1931 приговорен к 8 годам лагерей. Освобожден в ноябре 1934. Заведующий отделением сыворотки в медицинском научно-исследовательском институте в г. Фрунзе. Инспектор, с 23 октября 1946 – ректор Московской ДА. С октября 1946 – настоятель Пименовской церкви в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви: Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно 2 февраля 2011 г. 11:27 «Год назад я говорил о том, что нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства. К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна. Если взять, к примеру, среднюю цифру по России, то на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к Православию. Даже лучший показатель по России — 3 000 человек на один храм», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года. Закономерен вопрос о том, где взять священнослужителей для б о льшего, чем сейчас, числа храмов, отметил Святейший Патриарх Кирилл, однако предостерег от того, чтобы жестко увязывать эти две задачи: «Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов. Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени, с опущением молитвословий, произносимых священником, то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания». Подчеркнув, что особенно важно строить храмы в тех регионах, где активно действуют сектанты, в частности, на Дальнем Востоке, Предстоятель Русской Православной Церкви констатировал необходимость разработки общецерковной программы увеличения численности приходов. При этом возникающую проблему финансирования можно разрешить, например, путем создания епархиальных и благочиннических попечительских советов, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты. Советы могли бы регулировать не только вопросы материального обеспечения церковного строительства, но и юридического, медийного, культурного сопровождения церковных проектов — как в области храмоздательства, так и в других сферах.

http://patriarchia.ru/db/text/1399491.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010