В состав членов пресвитериума, по практике древней Церкви, могут быть избираемы только священники, а – стало быть – и указание в предложении г. обер-прокурора Святейшему Синоду от 28 июля сего года, что члены теперешних консисторий, как приходские священники, отвлекаются исполнением епархиальных дел от своих прямых священнослужительских обязанностей, сделанное, конечно, с целью указать в этом на один из недочётов епархиального управления данного времени, – теряет силу, потому что иначе сделать нельзя. Придётся или назначать и выбирать в члены пресвитериума священников, посвящаемых специально с этой целью, т. e. «in partibus», что противно канонам, – или выбирать и назначать только заштатных: в том и другом случае круг выбора и назначения будет очень стеснен. В. Благочинные Благочинные должны быть выбранные духовенством на съезде своего благочиннического округа; съезд представляет епископу на утверждение в сей должности до 3 кандидатов. При благочинном должен быть совет из трёх священников округа и такого же числа низших клириков, по выбору благочиннического округа на каждый год. Этому совету предоставить право разбирать спорные дела между членами причтов, например – по разделу доходов, мелких исков, раздоров, дела земельные, а также жалобы прихожан на своё духовенство по вымогательству, за отказ или несвоевременное исполнение церковных треб, исков об обидах и оскорблениях личных и проступков духовенства по должности и званию, которые ныне, по Уст. конс., влекут за собой замечания, внушения и выговоры епархиального начальства, без внесения в формуляр. Учреждением этих советов с пользой для дела будет ограничен столь широкий, по инструкции, круг деятельности благочинных, и они силой вещей освободятся от фискального сыска и станут на степень старших пресвитеров в своём округе, заботящихся более о благе вверенных им благочиний, чем о формальных донесениях и отчётах о них. Г. Попечительства Попечительства о бедных духовного звания, отправляя функции общественного призрения по Духовному Ведомству, до полной организации приходской общины должны действовать. Но с учреждением в местных благочиннических округах, одном или нескольких, попечительных советов о бедных духовного звания, с целью более успешного и справедливого удовлетворения нужд бедствующих, а также при общинном устройстве прихода, когда нравственная обязанность помощи своим бедствующим клирикам и их сиротам падет на общину прихода, нынешнее попечительство, даже как центральный орган общественного призрения бедных духовного звания, будет излишне, и капиталы его придётся ликвидировать в пользу сирот духовенства, обучающихся в духовных школах. Д. Иные епархиальные учреждения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В таких же размерах определяется ведомство благочиннических советов по судебной части и в других епархиях, с той лишь разницей, что точно определяется размер возможных денежных исков, как по уплате бесспорных долгов, так и по нарушению бесспорных обязательств; именно, благочиннический совет принимает к своему рассмотрению жалобы на удовлетворение в размере, не превышающем сумму 50 руб. К числу наказаний, налагаемых советом, прибавлен денежный штраф в пользу попечительства о бедных духовного звания. Мы не имеем точных сведений о том, как успешно действуют благочиннические советы по разбору мелких судных дел; но, вообще говоря, не имеем оснований ждать развития их деятельности, главным образом – изза неудовлетворительности их организации. Недостатки их в этом отношении заключаются, во-первых, в их коллегиальности (п. 7), каковая излишня для разбора мелких дел и соединена с неудобством по созванию всех членов, а главное – неудобна потому, что председателями их состоят благочинные, каковые, по характеру своей службы – административно-полицейской – не пользуются доверием и расположением среди подведомого им духовенства, и кроме того, как обременённые массой других, чисто административных дел, не имеют времени отнестись к судебной функции с должной внимательностью и серьёзностью. Поэтому мелкие суды не должны остаться в этой форме благочиннических советов, а должны быть организованы, взамен их, на начале единоличном и выборном. Основания для такой организации и отличительные черты её аналогичны с организацией светских мелких судов, и нет необходимости повторять их в настоящее время. Такие судьи и кандидаты к ним выбираются на 3 года всеми священно- церковнослужителями благочиннического участка из лиц иерархического сана со средним, по крайней мере, образованием, имеющих не менее 30 лет от роду, не состоящих под судом и не подвергавшихся по суду взысканиям ранее. Избранные судьи утверждаются епископом. Компетенция духовного судьи должна быть точно обозначена, но она должна быть шире компетенции благочиннического совета; именно, кроме перечисленных в ведении благочиннического совета, они могут разбирать споры и иски имущественного свойства в размерах, предоставленных мировым судьям и земским начальникам (иски от 300 до 500 руб.); затем, в дополнение к перечисленным проступкам, подлежащим ведению благочиннического совета, также различные виды обид и личных оскорблений. Наказания, налагаемые духовными судьями, также расширить, включив в перечисленные денежный штраф, отдание под надзор местной администрации (благочинных) и т. п.; но вообще эти суды должны иметь преимущественно характер судов исправительных, но не карательных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для того чтобы совету можно было с должной тщательностью рассматривать дела, следует весьма многие мелочи, как-то: выдачи документов, бланков, а также собрание справок, передать в непосредственное заведование или члена совета пресвитеров, или канцелярии. Чтобы не обременять епископа множеством ничтожных дел, следовало бы их решать окончательно советом; таковы: об утверждении в должности членов благочиннических советов, попечительных советов по эмеритуре и библиотекарей; о выдаче лицам духовного звания свидетельств о правах состояния; о назначении депутатов от духовенства на земские, городские очередные собрания, училищные съезды, экзамены, для привода к присяге и духовников; о выдаче копий с послужных списков, посемейных списков и разного рода удостоверений и свидетельств; об открытии народных библиотек и читален и о назначении за таковыми наблюдателей; о взыскании священнослужителями с прихожан жалованья по приговорам и руги; о взыскании с лиц духовного звания долгов разных и недоимок; раздел между духовенством доходов по прошениям и спорам; назначения следствий и преследования по делам: а) об удостоверении о действительности события браков и рождения от законного брака и б) о пропусках и неправильной записи в метрических книгах; выдача метрических свидетельств и справок и доставление сведений из метрических книг разным присутственным местам и лицам; производство сборов денежных пожертвований по церквам епархии: а) в неделю Ваий в пользу Православного Палестинского Общества, б) в неделю православия в пользу Православного Миссионерского Общества, в) в пользу Общества Красного Креста по полугодиям и в 25-ю неделю по Пятидесятнице, г) в неделю о слепом в пользу слепых и, кроме того, все временные сборы во исполнение определений и указов Святейшего Синода; устройство кладбищ при приходских церквах и погребение тел умерших на старых закрытых кладбищах; распоряжение о нарезке печатей для церквей и благочинных; плата денег за лечение больных духовного звания и дела, возникающие по неправильному ведению приходо-расходных книг по церквам и монастырям епархии, и поверка оных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. При организации братств и приходских советов и при определении их обязанностей возможно в некоторой степени руководствоваться проектом Высочайшего постановления о церковно-приходском собрании и церковном совете православных приходов Финляндии; 4) восстановить за каждым приходом, насколько это возможно при современных условиях, право выбирать или, по крайней мере, рекомендовать кандидатов на священно- церковнослужительские должности, с тем, чтобы эти кандидаты, по засвидетельствованию благочиннических советов, удовлетворяли всем каноническим требованиям и имели соответствующее образование, и с сохранением за епископом права испытывать их и – в случае непредставления прихожанами своих кандидатов – назначать по соглашению с состоящим при нём (епископе) советом пресвитеров, а равно и с прихожанами; 5) дать приходскому духовенству, с сохранением за ним нынешнего казённого жалованья, такое материальное обеспечение из местных средств, при котором пастыри и низшие члены клира могли бы всецело отдаться своему великому служению. В деле обеспечения духовенства местными средствами представлялось бы возможным до некоторой степени руководствоваться соответствующими статьями всеподданнейшего проекта Высочайшего постановления о церковноприходском собрании и церковном совете православных приходов Финляндии. Всякий православный приход с существующим при нём братством или попечительством и приходским советом должен составлять первую самоуправляющуюся единицу в общей системе епархиального управления. Из нескольких таких единиц, совпадающих, например, с благочинническими округами, может быть составлен окружной совет, который должен служить средней, посредствующей ступенью между единицами округа и высшим органом епархиального управления – советом пресвитеров во главе с епископом. Если приходской общине желательно предоставить права на самоуправление, т. е. избрание членов клира, распоряжение церковными доходами, заведование благотворительными учреждениями и пр., то тем более должны быть предоставлены ей права юридического лица на свободное приобретение и отчуждение церковного имущества, с отменой всяких ограничительных законов, особенно в отношении приобретения приходами недвижимого имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А на сколько эти же советы неправильно и, при том, конечно, намеренно, показывали степень нужды того или другого из священно церковнослужителей епархии, желавшего определить кого-либо из обучавшихся в духовно-учебных заведениях епархии своих детей на казенную стипендию, видно из того, что они удостоверяли такие прошения о принятии детей на казенное содержание, в которых в состав семьи включались лица, уже давно вышедшие из неё, например, дочери, выданные замуж даже за священников, причем показывалось, если где упоминалось об этом, что «они не обходятся без помощи родителей». Это обстоятельство обратило на себя внимание пр. Алексия, по распоряжению которого, правление Литовской духовной семинарии, чтобы иметь возможность более справедливо предоставлять ученикам казеннокоштные вакансии, объявило духовенству через епархиальные ведомости о том, что сведения, прилагаемые при прошении об определении на эти места, должны быть составлены с возможною точностью и определенностью, с точным поименованием всех членов семейства, с указанием их местонахождения, а относительно обучающихся в училищах, с пояснением, на каком содержании состоят они; и что те прошения, в которых не будут приложены сведения, подобным образом, составленные и надлежаще удостоверенные, будут оставляемы без последствий». 102 Таким образом, благочиннические советы, даже и в последнее время, когда члены его стали назначаться епархиальным начальством, не вполне оправдывают свое назначение, и тем более это должно сказать о тех членах сих советов, которые состояли оными, по выбору самого духовенства, и которые, иногда, вместо того, чтобы умиротворять враждующих между собою членов причтов и через то облегчать епархиальное начальство в отношении разбора подобных дел, сами заводили кляузные дела. 103 Что касается действий благочиннических съездов, то, не отрицая того, что их обсуждению подлежало не мало очень важных вопросов, из которых по некоторым епархиальное начальство нашло нужным сделать соответствующие распоряжения, относительно значительного большинства их справедливость требует сказать, что они также не оправдали своего назначения и подали повод к недовольству вообще выборным началом, введенным в Литовской епархии пр. Макарием. Уже одно обозрение деятельности благочиннических съездов за 1870 год подало повод к тому опасению, что, вместо возможного облегчения трудности громадной переписки епархиального начальства, какая дотоле велась по делам, легко разрешимым на месте общим советом самого духовенства, что и было поставлено одним из мотивов учреждения благочиннических съездов и советов, – съезды эти пойдут к совсем противоположной цели – умножению переписки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Под этими советами преосв. Антоний прежде всего разумел то, что благочинные, как избранные духовенством округа, должны были бы, по преимуществу, входить в сорассуждения со священниками из особенно опытных. Эта мысль сначала проведена была им при личных словесных собеседованиях с некоторыми благочинными новоизбранными и потом перешла и в среду вообще духовенства. Она скоро осуществилась в одном из благочиннических округов в особом проекте, по которому признавалось нужным сказанные совещания привести в точную определённость как по отношение к лицам избранным, так и к предметам совещаний и самому образу и пределу этих совещаний. Проект этот преосв. Антоний сразу одобрил, как благотворный и соответствующий, между прочим, 165 ст. устава дух. Консисторий, и потому дал тогда такую резолюцию: «По примеру округа сего Благочинного (Скворцова) рекомендуется учреждать подобные же благочиннические советы и в прочих округах на изложенных основаниях и условиях, – и где будут таковые советы предположены к учреждению, доводить до моего сведения. О сём припечатать в ближайшем Известий по Казанской епархии» 69 . Со своей стороны преосв. Антоний по поводу учреждения этих советов говорил: «Ведь эти советы, собственно говоря, не новость; они почти тоже, только в миниатюре, что и бывшие прежде духовные Правления; разнятся они от последних тем, что 1) Правления находились в двух-трёх уездных городах, во 2-х обстановлены были разными канцелярскими формами, особенно вредившими делу в лице чинов, именовавшихся повытчиками и проч., – тогда как советы эти существуют в округе каждого благочиния, и дела в них производятся исключительно священниками и самые решения, вносимые в особую книгу, представляются только епархиальному Архиерею, а предварительно рассматриваются на съездах без всяких особых формальностей». Но ещё прежде введения выборного назначения благочинных и учреждения советов благочиннических (сказано в некрологе) 70 , Владыка в первый же год своего управления Казанскою епархиею исходатайствовал у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

На 4-м областном съезде Советов, который прошел в марте 1918 г. в Москве, был сформирован Московский областной СНК (МОСНК). В составе МОСНК большинство были «левыми коммунистами», около 1/3 членов левыми эсерами. Создание МОСНК произошло после переезда Советского правительства в Москву, это привело к возникновению двух центров власти и параллелизму в работе. «Левые коммунисты» стремились проводить в МОСНК собственную политику, не согласовывая ее с Совнаркомом РСФСР, В полном объеме развернуть работу МОСНК не удалось, так как ряд комиссариатов фактически не был создан. Печатным органом областного СНК была газета «Известия Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов города Москвы и Московской области». В июне 1918 г. МОСНК был ликвидирован. Московская область окончательно перестала существовать в декабре 1918 г. 808 Письмо М. Коротова было переслано из Московского облисполкома в VIII отдел НКЮ РСФСР. См. док. III.38. 812 Совет находит возможным конфисковать лишь вклады и процентные бумаги, а не все суммы (примеч. док.). 818 Далее следует зачеркнутый текст: «почему комиссар, выдавший причтам проценты, поступил незаконно». 820 Слова «Совет народных комиссаров» вписаны нал строкой чернилами нал словами: «Тверской губернский исполнительный комитет Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов». 821 В фонде находится также письмо собрания духовенства и мирян 3-го благочиннического округа Зубцовского уезда Тверской епархии от 18 июня 1918 г. В нем содержится протест против реквизиции принадлежавших Духовному ведомству двух архиерейских домов, здания духовной семинарии, епархиального женского училища, а также других зданий духовных училищ г. Твери и уездных городов. В нем указывалось, что таким образом «дети не только духовенства, но и мирян будут лишены возможности учиться в специально выстроенных зданиях». Участники собрания квалифицировали действия органов Советской власти как «захват означенных зданий» и «просили вернуть оныя по их назначению» (ГА РФ. Ф. А-353.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В частности, в Тверской епархии личного авторитета архиепископа Серафима, подчас, оказывалось достаточно, чтобы в состав благочиннических округов проходили только одобренные им кандидатур 889 . Понятно, что поскольку эти собрания утрачивали обычный для 1917 г. митинговый характер, интерес к ним упал, причем, прежде всего, со стороны священников 890 . После этого власти оставалось только нанести удар по духовному сословию. Конституция РСФСР, принятая 10 мая 1918 г., лишила священников и монашествующих права голоса в качестве «нетрудящихся элементов». Коварства последнего акта почему-то не замечают – деревенский священник, издавна пребывавший в полукрестьянском состоянии и находившийся при этом в непростых отношениях с общинниками, мог быть куда легче вытолкнут общиной за границы трудовой этики и «моральной экономики». А это, в свою очередь, запускало цепную реакцию распада привычных мировоззренческих взаимосвязей. Разумеется, кое-где действовала и противоположная тенденция – создавались региональные объединения прихожан, союзы общин верующих и лиц духовного звания. Так, в Тверской губернии возникли было Новоторжский центральный комитет советов общин верующих, Союз приходских советов в Твери, Ржевский пастырско-приходской союз 891 . Но власти скоро запретили подобные объединения под предлогом, что они теряют свой приходской характер и превращаются в организации политические. После этого оставалось лишь создать послушный приход. Декрет наркома юстиции от 24 августа 1918 г. вводил систему приходских «двадцаток» – казалось бы повышалась роль сообществ верующих и даже реализовывались дореволюционные проекты демократизации приходов. На деле, в условиях, когда авторитет благочинии стремительно падал 892 , создавались своего рода «добровольно-подконтрольные» объединения верующих, получавшие культовое имущество и молитвенные помещения в аренду от власти. Надзор за той частью их деятельности, которая «выходила за пределы религиозного культа», возлагался при этом на местные парторганизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 166. Церковные суды суть следующие: 1) низший церковный суд Эстонской Апостольской Православной Церкви и 2) высший суд Эстонской Апостольской Православной Церкви. § 167. Церковные суды имеют местопребывание в Таллинне, и производство их дел происходит в помещениях, назначенных Синодом. § 168. Церковные суды имеют свои печати с надписями, соответствующими их именованиям. II. Состав церковных судов § 169. В состав церковного суда входят трое судей: председатель и два члена, из коих один является заместителем председателя. § 170. Председатели судов и те члены, которые являются заместителями председателя, должны иметь высшее юридическое образование, быть православными гражданами Эстонской Республики и иметь не менее 30 лет от роду, тогда как другие члены должны быть православными священнослужителями. § 171. Председатели церковных судов, их заместители-члены, а также члены священнослужители избираются собранием представителей закрытым голосованием на три года и утверждаются в должности митрополитом. § 172. К членам церковных судов избираются в равном количестве кандидаты, которые по своим личным качествам должны удовлетворять тем же требованиям, какие предъявляются в отношении членов суда: они приглашаются председателями церковных судов в заседании для участия в них: духовный вместо духовного и светский вместо светского, в том случае, если член суда лишен возможности исполнения своих обязанностей. § 173. Обязанности секретаря судов возлагаются на секретаря Синода, если Синодом не будет назначен особый секретарь. Председатели судов имеют право с согласия митрополита приглашать для исполнения обязанностей секретаря какое-либо другое лицо. § 174. Председатели и члены судов не получают вознаграждения за исполнение своих обязанностей, однако Синод оплачивает все расходы, связанные с исполнением их обязанностей. III. Полномочия церковных судов § 175. Полномочия церковных судов распространяются на всю территорию республики. § 176. Низшему суду Эстонской Апостольско-Православной Церкви подсудны: 1) из дисциплинарных дел священно- и церковнослужителей те, кои переданы митрополитом в церковный суд, для разрешения по которым виновным может угрожать перемещение на другое место службы, или устранение от должности, или лишение сана священнослужителям, или лишение прав службы церковнослужителям; 2) жалобы приходских советов и правлений на распоряжения Синода (церковного правления), коими приостановлено вторичное решение приходского совета или правления, сделанное по требованию Синода о перерешении дела или его изменении (закон о церквах и религиозных общинах, § 23); 3) жалобы и протесты против решений епархиальных собраний, благочиннических и приходских собраний и советов и постановлений благочинного, если таковые жалобы домогаются отмены решений или их изменения вследствие нарушения закона или настоящего Устава, или же узаконений, изданных в предусмотренном в законе порядке, или обязательных постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неопытны благочинные и в руководстве своих подчиненных пастырей и приходов, так как они до сих пор были только хозяйственными и имущественными ревизорами, а потому без благочиннических собраний они никогда не научатся руководить своими округами. Наконец, нельзя же выработать разные мероприятия каждому священнику в отдельности, так как все это требует обмена мыслями, совета более опытных и развитых, и никто из пастырей не решится проводить в жизнь ту или другую идею без указания ближайшего начальника. Следовательно, для всего этого требуется благочиннические съезды; 4) но для возрождения приходской жизни вообще требуется объединить духовенство не только по благочиниям, но и по уездам ради однообразия в мероприятиях и обмена мыслями между пастырями и членами приходских советов. Бывают приходы с исключительными условиями, и пастыри их нуждаются в общении. Наконец, предначертания архипастыря должны также обсуждаться и разрабатываться на собраниях и затем проводиться в жизнь, для чего весьма необходимы уездные пастырские собрания, хотя бы два раза в год; 5) на практике выяснилось, что ввиду возможности пастырям разобраться в суждениях по вопросам, подлежащим решению на уездных собраниях, следует заблаговременно знакомить духовенство с программой этих вопросов. Дабы священники, диаконы, старосты и члены советов явились на собрания с готовыми уже мнениями и не тратили непроизводительно дорогое время этих редких собраний на бесплодные споры, необходимо их своевременно осведомлять о надлежащих вопросах. Но кому же можно передать инициативу в назначении времени для уездных собраний и компетенцию в составлении программных вопросов? В этих видах желательно иметь в каждом уезде особую исполнительную комиссию из двух священников и одного мирянина, которые бы созывали собрание, рассылали предупредительные извещения участникам съездов, были в курсе всех дел, определяли предмет, место и время собраний, находились в сношениях с благочинными и получали от них заявления о возникших у них недоумениях, затруднениях, собирали доклады на уездные пастырские съезды, объединяли их по тождественности содержания, ставили тот или другой вопрос или предмет, по большинству поступлений, в основу программы очередного собрания и печатали эти программы заблаговременно в «Епархиальных ведомостях».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010