II.7. Молодежная работа О миссии среди молодежи (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 18) 18. (...) Особой сферой внимания должна быть миссия среди молодежи. Для ее активизации, а также для развития церковной деятельности самих молодых людей Собор счел нужным образовать Синодальный отдел по делам молодежи. О работе с молодежью в Русской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 18, 35) 18. Собор указывает на необходимость активизации работы по введению на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью. Вместе с тем, учитывая неизбежные трудности в осуществлении этого решения, на первом этапе эти должности следует вводить в крупных городских приходах. Кроме того, штатные оплачиваемые сотрудники должны быть в каждом благочинии, с тем чтобы они помогали всем настоятелям в рамках благочиния развивать соответствующую работу. Заслуживает одобрения опыт некоторых епархий, создавших при профильных епархиальных отделах коллегии, включающие всех благочиннических и приходских сотрудников. (...) 35. Одной из важных сфер деятельности епархий и приходов сегодня является проповедь Евангелия среди молодежи и воспитание молодых людей в духе христианских нравственных ценностей. Епархиям и – в рамках их возможностей – приходам следует разрабатывать ежегодные программы в области работы с юным поколением, включающие в себя разного рода проекты, к организации и осуществлению которых привлекались бы молодые люди. Важно при этом учитывать неоднородность молодежных групп и различную степень воцерковленности молодых людей. Необходимо развивать и постепенно распространять во всех епархиях опыт создания молодежных объединений и советов при приходах города Москвы. Синодальному отделу по делам молодежи надлежит усилить координационную деятельность и методическую поддержку соответствующих епархиальных отделов. Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОХАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Пермской епархии (см. ст. Пермская и Кунгурская епархия ), существовало в 1923-1929 гг. на территории бывш. Оханского у. Именовалось по г. Оханску (ныне адм. центр Оханского р-на Пермского края ). Во исполнение указа патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов 24 дек. 1919 г. Пермский епархиальный совет поручил пермскому духовенству и мирянам иметь суждение об открытии викарных кафедр в соответствии с числом уездов. Первоначально предусматривалось иметь епископов в Перми, Красноуфимске и Соликамске, но приходам остальных 4 уездов, в т. ч. Оханского, предоставлялась полная свобода высказать свое мнение по этому вопросу. Резолюции съездов духовенства и мирян Оханского у., состоявшихся в 1920 и 1921 гг., неизвестны. В первые 2 месяца после ареста в мае 1922 г. патриарха свт. Тихона и начала обновленческого раскола Пермский еп. Сильвестр (Братановский; впосл. архиепископ) с подчиненным ему духовенством не признавал каноничности обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). После того как в Оханск дошли сведения об аресте патриарха и о появлении самочинного ВЦУ, съезд духовенства и мирян главного (1-го) благочиннического округа Оханского у., собравшийся в авг. 1922 г., не признал законности церковного управления раскольников. Однако прибывший в том же месяце в Пермь уполномоченный ВЦУ свящ. Михаил Трубин (в расколе «протоиерей») «под всевозможными угрозами» заставил признать ВЦУ сначала духовенство г. Перми во главе с еп. Сильвестром, а затем и духовенство в уездах. Вскоре в Оханский у. явились уполномоченные обновленцев, ложно утверждавшие, что власть ВЦУ передал сам патриарх; т. о. уполномоченные «поколебали некоторых из священнослужителей» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 221. Л. 3). Большинство представителей духовенства стало поминать ВЦУ, а после ареста законного еп. Сильвестра (22 дек. 1922) подчинилось «рукоположенному» раскольниками Кунгурскому «епископу» Николаю Ашихмину, который 6 янв. 1923 г. был назначен временно управляющим Пермской обновленческой епархией. Незначительная часть духовенства и приходских советов осталась при прежнем мнении, отказавшись признавать ВЦУ.

http://pravenc.ru/text/2581769.html

Николаевич Амасийский (1889, с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ.- 26.12. 1938), сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Род. в семье диак. Николая Амасийского (см. Николай (Амасийский) , архиеп.). В 1897 г. поступил в Николаевское ДУ. В 1901 г. был исключен из 4-го класса за недисциплинированность, доучивался в Вольском ДУ. В 1904 г., по окончании ДУ, поступил в Самарскую ДС. В 1905 г. исключен из семинарии за активное участие в студенческих забастовках. Жил в с. Давыдовка Николаевского у., где служил священником его отец, готовился к экзамену на звание учителя. С кон. 1907 г. служил псаломщиком в с. Семёновка Николаевского у. В 1908 г. женился на дочери священника местного храма. В 1911 г. рукоположен во диакона в семёновском храме. В 1917 г. рукоположен во иерея, служил в одном из храмов г. Николаевска (с 1918 Пугачёв). С 1918 г. священник Казанского храма в с. Смородинка Пугачёвского у. В дек. 1922 г. его отец стал обновленческим епископом Пугачёвским. Н. также перешел в обновленчество и был переведен священником в Иоанно-Предтеченский «старый» собор Пугачёва. В кон. 1923 г. вместе с отцом оставил обновленчество и после принесения покаяния вернулся в Патриаршую Церковь. Продолжал служить в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе. С 1931 г. являлсяблагочинным Пугачёва и Пугачёвского окр. В 1-й пол. 30-х гг. в условиях частой смены епископов на Пугачёвской викарной кафедре Саратовской епархии Н. с одобрения приходских советов благочиния в периоды отсутствия в Пугачёве архиерея осуществлял фактическое управление викариатством. По договоренности с Пугачёвским райисполкомом он оказывал юридическую помощь в регистрации приходским советам, впоследствии характеризовал свою деятельность как «законную защиту храмов». В 1933 г. ходатайствовал перед Пугачёвским горфинотделом о снижении установленного для духовенства повышенного налога. В результате усилий Н. для большей части пугачёвского духовенства налог был снижен. 17 июля 1934 г. Н. обратился в Московскую Патриархию с ходатайством о передаче Пугачёвскому вик-ству благочиннических округов Балаково и Дергачей, входивших в состав Покровского вик-ства на территории АССР немцев Поволжья. 5 сент. того же года Временный Синод одобрил передачу этих благочиний Пугачёвскому вик-ству.

http://pravenc.ru/text/2565654.html

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви: Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно 2 февраля 2011 г. 11:27 «Год назад я говорил о том, что нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства. К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна. Если взять, к примеру, среднюю цифру по России, то на один храм приходится 11 600 человек населения, исторически относящегося к Православию. Даже лучший показатель по России — 3 000 человек на один храм», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе 2 февраля 2011 года. Закономерен вопрос о том, где взять священнослужителей для б о льшего, чем сейчас, числа храмов, отметил Святейший Патриарх Кирилл, однако предостерег от того, чтобы жестко увязывать эти две задачи: «Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов. Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени, с опущением молитвословий, произносимых священником, то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания». Подчеркнув, что особенно важно строить храмы в тех регионах, где активно действуют сектанты, в частности, на Дальнем Востоке, Предстоятель Русской Православной Церкви констатировал необходимость разработки общецерковной программы увеличения численности приходов. При этом возникающую проблему финансирования можно разрешить, например, путем создания епархиальных и благочиннических попечительских советов, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты. Советы могли бы регулировать не только вопросы материального обеспечения церковного строительства, но и юридического, медийного, культурного сопровождения церковных проектов — как в области храмоздательства, так и в других сферах.

http://patriarchia.ru/db/text/1399491.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОЧИННИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ коллегиальный орган управления благочинническим округом , введенный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Собор в «Определении об епархиальном управлении» предусматривал учреждение 2 видов Б. с.- пастырских и общих (V 68 ). В пастырских Б. с. должны были участвовать все священники благочиннического округа по своему должностному положению, а проч. клирики и причетники - по желанию (V 69). Собор установил периодичность в созыве пастырских Б. с.- не реже 1 раза в год (V 69). В соответствии с Определением Собора ввиду необходимости могли созываться экстренные пастырские собрания. Созывал их благочинный по собственному усмотрению, по заявлению 1/3 священников округа или по распоряжению правящего архиерея. Председательствовал на пастырских собраниях благочинный, в случае его отсутствия председатель избирался собранием из числа пресвитеров (V 70). Общие Б. с., согласно Определению Собора, состояли из всех штатных членов причтов приходских, домовых и монастырских церквей благочиннического округа, сверхштатных священников, приписанных к церквам округа, а также из мирян, членов приходских советов , по избранию самих приходских советов в числе, равном числу клириков и причетников каждой церкви. В общих Б. с. участвовали настоятели муж. мон-рей. Председательствовали благочинный или его заместитель (V 71). Очередные общие Б. с. должны были созываться не реже 1 раза в год, в канун епархиальных собраний . Экстренные общие Б. с. могли созываться благочинным по неотложным делам отдельных приходов, по заявлению 1/3 членов собраний или по требованию епархиальной власти (V 73). Постановления Б. с., требующие утверждения епархиальной власти, представлялись на утверждение епархиального архиерея, а проч. решения доводились до его сведения (V 75). Ведению пастырских собраний подлежали дела, относящиеся к пастырскому служению (V 69), а предметом общих Б. с. были: забота о благолепии и единообразии церковного богослужения, рассмотрение финансовой сметы, составляемой благочинническим советом , обсуждение церковно-просветительского и школьного дела, вопросы, связанные с открытием новых и закрытием существующих приходов, предварительное рассмотрение дел, подлежащих рассмотрению епархиальными и уездными собраниями, избрание благочинного, членов благочиннического совета, избрание представителей от благочиннического округа на общеепархиальные и уездные собрания.

http://pravenc.ru/text/149347.html

Циркуляр духовенству Москвы в связи с празднованием дня памяти святителя Филарета, митрополита Московского, и проведением ежегодного Епархиального собрания духовенства города Москвы 26 листопада 2007 р. 09:30 В связи с празднованием дня памяти святителя Филарета, митрополита Московского, и проведением ежегодного Епархиального собрания духовенства города Москвы архиепископ Истринский Арсений направил московскому духовенству циркулярное письмо. Наместникам и Настоятельницам московских и ставропигиальных монастырей, о.о. настоятелям приходских храмов, Патриарших и монастырских подворий, председателям приходских советов г. Москвы По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия напоминаю Вам, что 2-го декабря Святая Церковь прославляет «иже во святых отца нашего, святителя Филарета, митрополита Московского и всея России чудотворца», мощи которого ныне почивают в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершит в указанном выше Соборе в субботу, 1 декабря, всенощное бдение, а в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, 2 декабря, Божественную литургию. Встреча Святейшего Патриарха за всенощным бдением в 16 часов 15 минут, за Божественной литургией — в 9 часов утра. В связи с этим к сослужению Его Святейшеству приглашаются все викарные Преосвященные, отцы Наместники московских и ставропигиальных монастырей, отцы благочинные московских благочиннических округов, члены Епархиального совета города Москвы . Ризница за богослужениями — золотая. Вместе с тем к молитвенному участию в богослужениях приглашаются настоятельницы московских и ставропигиальных женских монастырей, насельники и насельницы столичных обителей, члены Приходских советов и Собраний, а также по 10 клириков от каждого благочиннического округа. В эти дни для молитвенного поклонения паломников будет изнесена величайшая православная святыня — ковчег с Ризой Господней, возвращенный Русской Православной Церкви президентом Российской Федерации В.В. Путиным во дни празднования 90-летия восстановления Патриаршества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205959...

[лат. incapacitas], такое состояние, при к-ром хиротония безусловно недопустима. Получение хиротонии, дающей возможность осуществлять нравственно-руководящую и освящающую роль Церкви, возможно при наличии определенных условий, установленных каноническим правом. Отсутствие того или иного из требуемых духовных и физических качеств (irregularitas) составляет препятствия для совершения такого акта, напр. недостаток возраста, недостаток нек-рых физических свойств, недостаток знаний, недостаток веры и др., а также отпадение от веры, ересь, оскопление себя и др. плотские грехи; виновные в них по древним церковным правилам подвергались публичному покаянию . По древнему каноническому праву, кто раз подвергся покаянию, тот навсегда лишался возможности рукоположения в церковно-иерархические степени (подробнее см. Препятствия к Священству ). Эти «неправильности», хотя и являются препятствиями к совершению хиротонии, обусловленными различными недостатками и причинами, все же не имеют безусловного характера. Это означает, что при наличии таких препятствий к Священству в порядке икономии допускается диспенсация и совершенное таинство хиротонии признается действительным. А. н. с. в отличие от них является непреодолимой и безусловной, и если рукоположение в таком случае все-таки исполнено, то оно признается недействительным. А. н. с. устанавливается в 2 случаях: 1) если лицо не является действительным членом церковного об-ва, получившим через правильно совершенное Крещение общую церковную правоспособность, т. е. некрещеные или получившие Крещение в об-вах, совершение таинства Крещения в к-рых не признается Церковью действительным (Устав РПЦ XI, 24а; ср. CIC can. 1204); 2) женщины безусловно отстраняются от принятия рукоположения на церковно-иерархические степени (1 Тим 2. 11-14). Но это не препятствует им занимать церковно-служебные должности: каноны допускают на них женщин - диаконис (Рим 16. 1; I Всел. 19; IV Всел. 15), катехизаторш, в мон-рях игумений , настоятельниц (О монастырях и монашествующих. II 13//Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 33). РПЦ законодательно подтвердила право «женщинам участвовать в Приходских Собраниях и Приходских Советах и занимать должности церковных старост», сверх того предоставила им «1... а) право участия в Благочиннических и Епархиальных Собраниях и б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением Благочиннического и Епархиального Советов и учреждений судебных и административных, и 2. В исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика со всеми правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир» (О привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения//Там же. Вып. 4. С. 47).

http://pravenc.ru/text/62496.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Александрович Триумфов (1848 - 26.02.1919, Новоржевский у. Псковской губ.), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), прот. По окончании Псковской ДС рукоположен в 1870 г. во священника к ц. Покрова Богородицы в с. Бежаницы Новоржевского у. Огромный приход, насчитывавший до 30 деревень, требовал от пастыря непрестанных трудов. Помимо богослужебной деятельности В. преподавал Закон Божий в церковноприходской школе. Когда ввиду старческой немощи 2-го священника практически все приходские дела легли на плечи В., ему пришлось отказаться от преподавательской деятельности, к к-рой он привлек священника соседней дер. Хряпьево о. Симеона Мутовозова. В 1904 г. Бежаницы посетил Псковский и Порховский еп. Арсений (Стадницкий) , к-рый после экзамена учащихся церковноприходской и земской школ остался недоволен ответами по Закону Божию и сделал замечание В., являвшемуся к тому времени настоятелем храма. В 1905 г. В. вернулся к преподавательской деятельности и вскоре был назначен заведующим церковноприходской школы. Впосл. был избран членом уездного отд-ния епархиального училищного совета, состоял членом благочиннического и попечительного советов. В 1911 г. возведен в сан протоиерея. Для борьбы с чрезвычайно распространенным в регионе пьянством В. в 1894 г. по примеру св. прав. Иоанна Кронштадтского организовал в приходе первое в губернии об-во трезвости. На средства местных помещиков Философовых, ставших почетными членами об-ва, была открыта народная чайная, в к-рой каждое воскресенье священник проводил беседы с крестьянами на религиозно-нравственные темы. При об-ве существовала б-ка для крестьян, в к-рой помимо религиозно-нравственной лит-ры выдавались книги, посвященные сельскому хозяйству. Пример Бежаницкого прихода способствовал образованию в Псковской губ. сети об-в трезвости, в 1911 г. в Пскове был создан губ. комитет об-в трезвости.

http://pravenc.ru/text/150627.html

Циркуляр московскому духовенству в связи с прибытием в Москву ковчега с мощами святого благоверного князя Александра Невского 20 сентября 2007 г. 11:30 ЦИРКУЛЯР МОСКОВСКОМУ ДУХОВЕНСТВУ В СВЯЗИ С ПРИБЫТИЕМ В МОСКВУ КОВЧЕГА С МОЩАМИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Наместникам и настоятелям московских и ставропигиальных монастырей, о.о. настоятелям приходских храмов, патриарших и монастырских подворий, председателям приходских советов г. Москвы. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, настоящим сообщаю Вам о прибытии в Москву ковчега с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Святые мощи Благоверного Князя будут доставлены в Москву 20 сентября сего года в 16 часов в международный аэропорт Внуково-3. В связи с с этим благочинным и свободным от послушания клирикам Андреевского и Михайловского благочиннических округов надлежит прибыть к 15 часам 00 минутам в указанный аэропорт в камилавках, скуфьях и рясах, для встречи ковчега с мощами, имея при себе облачение голубого цвета. Назначенным отцам диаконам необходимо иметь при себе кадила, ладан и уголь. В этот же день, в 17 часов, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя будет совершаться Всенощное бдение, в котором должны принять участие отцы Благочинные и по 10 клириков прочих благочиннических округов, об оповещении которых необходимо озаботиться отцам Благочинным. Ризница за Всенощным бдением — голубая. Из аэропорта кортеж автомобилей с мощами направится в Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. Прибытие их в храм ожидается к 18 часам, к началу Полиелея. 21 и 22 сентября мощи благоверного князя Александра будут находиться в указанном выше Кафедральном соборе, где перед ними духовенством московских приходов и монастырей с хорами будут совершаться молебные пения с чтением акафиста по особому утвержденному графику. 23 сентября сего года ковчег со святыми мощами благоверного князя Александра Невского отбудет в Кресто-Воздвиженский Иерусалимский женский ставропигиальный монастырь к Божественной литургии, которую совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий по случаю 120-летия освящения этой обители.

http://patriarchia.ru/db/text/297008.htm...

Святейший Патриарх Кирилл: Внимание к приходящим в храм — наша обязанность 18 сентября 2014 г. 10:05 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архиереям, приходским настоятелям и клирикам, церковным старостам, членам приходских собраний и советов, штатным и добровольным сотрудникам приходов с посланием , посвященным вопросам развития приходской жизни. 25 июля с.г. Священный Синод, обсуждая тему границ приходов, подчеркнул «важность воссоздания общинного строя приходской жизни» ( журнал ). Синодальное решение напоминает архипастырям, пастырям и верным чадам церковным, что «важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви». «Каждый клирик или мирянин, в той или иной мере несущий ответственность за различные стороны приходской жизни, призван осмыслить это важнейшее синодальное определение, подумать о том, как оно может быть реализовано в его служении Богу и людям», — отмечается в послании Его Святейшества. Предстоятель призвал «обсудить эту тему на епархиальных и приходских собраниях, а также пастырских совещаниях епархиального и благочиннического уровня», «обсудить неформально, не для отчета в Московскую Патриархию, но с полным пониманием важности этой темы для жизни всей Церкви». «Наши размышления о развитии приходской жизни должны простираться не только на активную часть прихожан, регулярно приходящих в храм и составляющих или могущих составить костяк приходских общин, к развитию которых призвал Священный Синод, — отметил Святейший Патриарх. — Не менее важной является забота о тех, кто едва переступил порог храма». По словам Его Святейшества, неприемлемо, когда священнослужители и приходские сотрудники относятся к впервые приходящим в храм равнодушно и недоброжелательно. «Внимание по отношению к приходящим в храм, любовь о Христе к ищущим Его — наша обязанность, проистекающая из слов Спасителя: " Приходящего ко Мне не изгоню вон " (Ин. 6:37)», — напомнил Первосвятитель .

http://patriarchia.ru/db/text/3748144.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010