Максимальное количество благочиний приходилось на Сретенский сорок (14), минимальное - на Китайский (1); в среднем на каждый сорок приходилось 2,5 благочиннического округа. В 60-70-х гг. XIX в. были созданы новые органы управления благочинническими округами - благочиннические советы. Изначально они не были распространены повсеместно, а создавались только в отдельных епархиях. В М. е. их устройство основывалось на положениях «Устава благочиннических советов в Московской епархии», утвержденного митр. Владимиром (Богоявленским) 9 февр. 1910 г. Советы составляли независимую от съездов духовенства благочиннического округа структуру и не подчинялись им. Фактически советы были призваны несколько ослабить власть благочинных. В состав благочиннического совета входили председатель (благочинный) и 2 его помощника, к-рые избирались на благочиннических собраниях на 3 года и утверждались Московским митрополитом. В обязанности советов входило: рассмотрение однократно совершённых причетниками дисциплинарных проступков (неявка или опоздание на богослужение, непочтительность к настоятелям и т. д.), дела, возникавшие из-за взаимного неудовольствия причтов (споры о разделах кружечных расходов, просьбы о возмещении убытков до 25 р.), жалобы прихожан на местное духовенство. Еще одним новым явлением стали съезды благочинных, к-рым епархиальной властью предоставлялись определенные права и полномочия: съезды от своего имени объявляли замечания и выговоры клирикам, налагали на провинившихся денежные штрафы, рассматривали жалобы прихожан на священнослужителей и принимали меры по ним в пределах своей компетенции либо в более важных случаях докладывали дело епархиальной власти. Практиковалась и выборность благочинных. В М. е. в 1879 г. по указанию митр. Макария были выработаны специальной комиссией подробные правила о выборах благочинных, но в 1881 г. Синод с учетом позиции обер-прокурора К. П. Победоносцева отменил выборность благочинных. Изменение «Устава духовных консисторий» в 1867-1869 гг. подтвердило высокий статус М.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Все эти курьезы пишутся на законном основании; нарушение его влечёт неприятные последствия. Понятно, почему при назначении благочинных от кафедры не замечается почти никакого духовного общения между благочинным и подведомых ему духовенствам и если указ Св. Синода 18 ноября 1905 г. 5908, распубликованный в 48 «Церковных Ведомостей», благословляет пастырские собрания в пределах благочиний, уездов и епархий, то едва ли благочинные по своей инициативе, без особого консисторского предписания, приведут его в исполнение; по крайней мере в Москве ничего о том не слышно еще. Для оживления приходской жизни, о которой сейчас столько забот у высшей церковной власти, необходимо, крайне необходимо в корне реформировать институт благочинных. Надо поставить дело так, чтобы благочинный был не «оком» епархиального архиерея, не доносчиком на духовенство, не чиновником в делопроизводстве, не угрозою для подведомого духовенства, но жизненным центром духовной жизни духовенства и обывателей благочиннического округа, воодушевляющим и объединяющим началом, сердцем, все собою согревающим, умягчающим, умиротворяющим, искренним другом, добрым братом, бескорыстным помощником и опытным, непременно с инициативою руководителем. Для блага церкви необходимо скорейшее осуществление благочиннической реформы с полным пересмотром благочиннической инструкции, этого пережитка старины с его мрачным, удушливым характером шпионства и доносов, и составлением новой инструкции, равно и устава духовных консисторий в соответствии с Высочайшим манифестом 17 октября 1905 г., с выборным началом в основе и деталях, и учреждением благочиннических советов из выборных же людей, при расширении компетенции этих советов. Оставляя детальную разработку этого вопроса вниманию съезда духовенства и всероссийского церковного собора, в настоящее время я полагаю, что для действительного оживления приходской жизни, о котором прилагает ныне особые заботы Св. Синод, необходимо прежде всего, чтобы благочинные пользовались полным доверием к себе духовенства, а это возможно при восстановлении в институт благочинных выборного начала. Иначе оживление приходской жизни будет существовать только на бумаге и не принесёт добрых плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Так, например, желательно было бы указать в этом обращении преосвященным, что: 1) без энергичного руководства благочинными и священниками самими епископами и без предварительной подготовки пастырей и пасомых не может мирно и правильно утвердиться новое жизненное начало в приходах. Нельзя также ограничиться одними обсуждениями реформы под их председательством на епархиальных съездах или на пастырских собраниях в губернском городе. Требуются поездки епископов во все уездные города и большие фабричные и промышленные центры для бесед с духовенством уезда и представителями приходов на которых присутствовали бы интеллигенция и народ. Только таким образом можно объединиться архипастырю со всей его паствою и преподать научение и наставление. С этого единения должна начаться реформа, дабы пастыри и прихожане лично слышали от архипастыря его взгляды на все вопросы предстоящего возрождения приходской жизни, а также: с чего надо начать, как приступить к делу? С чего надо начать? Это самый страшный и трудный вопрос, который непременно озаботит каждого пастыря. Положить начало необходимо самим епископам не циркуляром, посланием и консисторским определением, а личным изложением, открытою проповедью, откровенною беседою лицом к лицу с возможно большим числом пастырей и их прихожан; 2) по прошествии первого полугодия такие собеседования в уездных городах с вызванным на съезд духовенством и лучшими членами приходских советов должны повторяться для того, чтобы они могли заявить о встреченных ими затруднениях или сообщить об отрадных результатах их новой деятельности. Будет множество недоумений и вопросов при неопытности наших пастырей и непривычке народа участвовать в приходских делах; 3) ввиду того, что отсутствует единение между окружными благочинными и подчиненным им духовенством, необходимо установить, особенно в продолжение первых двух лет, ежемесячные (или через 2 месяца) благочиннические пастырские собрания, отдельные для духовенства и совместные с членами приходских советов. Однообразие в распоряжениях и в самой работе весьма важно для сел, дабы народ не мог противодействовать пастырям, указывая, что то или другое мероприятие не практикуется в соседних селах.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

217 Там же, §17: «Благочинный должен, по своему благоразумию, и как наставит его Бог , давать, ежели найдет нужным, наставления священникам, как им исповедовать детей своихъ духовных, как связывать и разрешать человеческую совесть». 218 Там же, § 46: «Благочинный, посещая церкви, должен увещевать прихожан, чтобы во все четыре поста, по долгу христианскому, исповедовались и Св. Тайн приобщались, и особливо во дни воскресные и праздничные приходили в храм Божии, оставляя свои работы, и жили честно по евангельским заповедям». § 48: «благочинный должен наблюдать за обучением детей в сельских училищах, а где таковых училищ нет, внушать прихожанам, чтобы они или сами (если могут) обучали детей своихъ основным правилам веры в благочестии, или отдавали бы их для обучения священно- и церковно-служителям, которые со своей стороны должны прилагать к тому всякое старание». 222 См. Правила для избрания благочинных, членов благочиннических советов и проч. в уфимской епархии. Календарь для духовенства при газете «Церковно-общественные Вести» на 1H30 г. 223 См. Правила благочинических советов смоленской епархии в Календаре для духовенства на 1877 г. 224 Т. X. ч. 2 Свода законов Российской Империи. Ст. ст. 1199 и 1765; Т. XV ч. 2 ст. 68; Устав духовной консистории. Ст.ст. 150–152. 225 В Уставе гражданского судопроизводства (ст. ст. 1282–1299) и в Уставе уголовного судопроизводства (ст. ст. 1017–1029), установлен такой процессуальный порядок, при котором участие депутатов от духовного ведомства не имеет места. 229 Этим законом отменены почти все постановления «положения о сокращении приходов и церковных причтов от 16 апреля 1869 г.», а равно и других журналов «главного присутствия по делам православного духовенства», вместе с упразднением самого присутствия. Деятельность главного присутствия направлялась к обеспечению духовенства путем уменьшения приходов и штатов приходских. 230 Ст. 97 Устава духовной консистории: «все требы у прихожан исполняются приходскими их священнослужителями и причетникам. Но если бы представилась необходимость немедленно напутствовать больного таинствами или безотлагательно крестить младенца при опасении за его жизнь, а местный священник почему-либо не мог прибыть в нужной скорости, в таком случае ни один священник не вправе отказываться от исполнения треб». Ст. 98: «впрочем, во всяком случае, священник, который совершил крещение младенца другого прихода, обязан дать о том письменное свидетельство с означением, под каким именно числом месяца и записано священнодействие в церковных книгах. Документ сей доставляется прихожанами приходскому причту для хранения при церковных актах».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Понятие «духовенства» скорее означает объединение по профессии, корпорацию. 2) Исчисляя коллективные юридические лица, правомочные к приобретению прав на имущества, закон, когда говорит о сословии, то тотчас поясняет это понятие в специальном смысле (ст. 698): «сословия лиц, как-то: товарищества, компании, конкурсы». Объединения людей по профессии, корпорации, как юридического лица, наш закон не знает. 3) Закон предоставляет права юридических лиц некоторым сословиям и общим (вне сословным) учреждениям в лице их исполнительных органов, как например мещанскому обществу – в лице мещанской управы, земским учреждениям – в лице уездных и губернских управ. Порядок приобретения и отчуждения имуществ при этом является в таком виде: мещанское общество, земское собрание делают соответственное постановление, мещанская управа, земская управа приводят это постановление в исполнение и заключают надлежащий акт, выдавая на то доверенность одному из своих членов. По аналогии с этим, возможно было бы предоставить права юридических лиц епархиальному и окружному духовенству в лице пресвитерского совета и благочиннических советов, причём имущественные акты могли бы совершаться: 1) на имя епархиального духовенства – пресвитерским советом по постановлению епархиального собрания в составе духовных его членов (консисторией по постановлению епархиального съезда); По уставам 1884 года, духовным училищам усвояется двоякая цель: «первоначальное образование и приготовление детей к служению православной Церкви»; целью духовных семинарий ставится исключительно «приготовление юношества к служению православной Церкви». Ввиду этого учебный план духовных семинарий расположен так, чтобы направлять обучение к означенной цели, и предметы специально богословские разбиты по всему протяжению курса, начинаясь Свящ. Писанием в первом классе и постепенно осложняясь количественно и качественно с каждым следующим классом. Но такая стройность и целесообразность не вполне выдержана даже в уставе и терпит полное крушение в практическом применении устава к потребностям жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а) образовывать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей, со включением их в состав Приходских Советов; б) составлять на братских собраниях – приходских, окружных, благочиннических, уездных и епархиальных соответствующие письменные, за собственноручными подписями участников собраний, приговоры (в 4-х экземплярах) в защиту Церкви и ее достояния и представлять эти приговоры Высшему Церковному Управлению, местным и центральным органам светской власти, причем в случае необходимости непосредственных сношений с последними, поручать эти сношения, ввиду явного преследования священнослужителей и церковных старост, братчикам – мирянам, а где нет братств – членам Приходских Советов из мирян; в) лишать доверия и права представительства предателей из клира и мирян, сознательно действующих на пользу врагов Церкви, и г) учредить при патриаршем престоле Всероссийский Совет приходских общин (применительно к 10-й главе принятого Святым Собором Приходского Устава), который бы объединял все местные церковные силы и планомерно направлял их деятельность по защите Церкви». На этом первый этап узаконивания отношений Церкви и государства закончился. Началась полоса взаимного непризнания законности действий друг друга, продолжавшаяся до 1929 года. Декрет об отделении Церкви от государства является эталоном российского государственного мышления даже до нынешних дней; некоторые принципы и идеи этого Декрета вжились и в сознание даже части современного клира, многие уже постепенно привыкли к псевдоправомерности его принципов. Всякий новый российский закон, касающийся религиозных отношений в обществе, исправно воспроизводит основные принципы этого «ленинского» Декрета. Современное демократическое общество в лице своих законотворцев не имеет принципиально иных воззрений на права и особенности Православной Церкви в сравнении с большевиками – все они вышли из одной утробы богоборчества. 1.4. Последствия принятия Декрета об отделении Церкви от государства Для разъяснения положений Декрета об отделении Церкви от государства было выпущено Постановление Народного Комиссариата Юстиции от 24 августа 1918 года «О порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (Инструкция)» (см. Приложение 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По докладу о предстоящем совещании решено было командировать по званию архиепископа Алексия и Уполномоченного Священного Синода по Казанской епархии прот[оиерея] Спирина, который ехать не мог и был заменен членом КЕУ священником Сосунцовым, и избрать три депутатов: протоиерея В. М. Танкова от духовенства и двоих от мирян – В. И. Беркутова (из г. Арска) и И. М. Соколова (из Спасского кантона). Июньский съезд показал Епархиальному управлению, что оно имеет сторонников не только среди духовенства, но и среди мирян во всех кантонах. На июньский съезд приглашалось и тихоновское духовенство, хотя бы в качестве гостей, но оно упорно стояло на своем отделении от единения с КЕУ. С начала 1924 года главное внимание КЕУ было обращено на сформирование кантонных комитетов, переименованных впоследствии в управления, и на реформирование благочиннических округов в окружные управления, и на работу уполномоченных. Из других кантонов образцово поставили дело Тетюшский кантонный церковный комитет, благодаря самоотверженной деятельности уполномоченного священника А. М. Ивановского, председателя протоиерея Ф. С. Богоносцева , и благодаря полной исправности секретаря священника Лизунова . Эти лица поставили дело на верный путь непосредственного единения кантона с КЕУ, не стремясь к соблазнительной для многих самостоятельности, но действуя своевременно по своему соображению там, где это действительно вызывалось обстоятельствами. Благодаря энергии Тетюшского управления (была организована и 1-я поездка арх[иепископа] Алексия в г. Тетюши для сов[местного] богослужения в 3-х храмах), в кантоне большинство приходов знает, что у них есть первичный общекантонный объединяющий центр и обращается к нему во всех нужных случаях. При каждом важном случае уполномоченный выезжает на место, расследует дело и общим советом принимает нужные меры. Из других уполномоченных успели проявить себя по Чистопольскому кантону – священник Хомутинников , по Спасскому – священник Листов и по Мамадышскому – протоиерей Танков. Все они, как и Ивановский, исколесили свои кантоны частью на телеге, частью пешком во всякую погоду и под дождем, и под зноем, а иногда [и] при наличии злобы, ненависти и площадной брани со стороны непонимающих людей, при шипении своих же собственных собратий, желающих подслужиться у влиятельных членов приходских советов.

http://sedmitza.ru/lib/text/10058553/

Епархиальным судом ведает епископ и его совет. Менее важные судебные и прочие приходские дела предоставить ведению благочиннических советов, составленных из выбранных духовенством округа лиц из всех членов причта в большем, в сравнении с нынешним, количестве, причём председателем его состоит благочинный, и непременным членом – окружной духовник. Благочинные избираются духовенством округа. Благочинническому совету предоставляется право обсуждать и исследовать дела о провинившихся членах причта, и только в важных и крайних случаях, ввиду безуспешности нравственных мер, совет доносит епархиальной власти о неисправных священно- церковнослужителях, и епархиальная власть решает дело на основании сего донесения без назначения следствия, которые вообще нежелательны, так как приносят расстройство в приходскую жизнь. Духовенство на общих собраниях своих, которые должны быть обязательно не менее двух раз в год, обсуждает поведение и деятельность своих собратьев и должно стараться о благотворном влиянии на неисправных. Необходим свой суд чести над духовенством округа. Конечно, анонимным доносам никакого значения не придавать и по ним дел никаких не возбуждать. Жалобы прихожан на священно- церковнослужителей должны быть препровождаемы на рассмотрение и расследование благочиннического совета. При епископе и его совете должна быть особая канцелярия, ведущая делопроизводство по делам епархиального управления. 4) О предоставлении приходской общине самостоятельности и права свободно распоряжаться средствами церкви на её нужды и прихода, и о привлечении мирян к участию в делах церковных В настоящее время делами церковными по большей части заведуют причт и церковный староста, а если и есть два представителя от прихожан, то участие их в церковных делах сводится только к учёту денег и подписи в приходо-расходной книги. Остальные прихожане стоят вдали от церковного хозяйства, и это – как бы не их дело; они даже иногда намеренно отдаляются от участия в церковных делах, чтобы причт и староста могли делать, что хотят и как хотят. Оттого у прихожан нет интереса к делам церковного хозяйства, и замечается даже как бы отчуждение от храма; храм становится им как бы чужим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суд второй инстанции – епархиальный. Он гласно производится в присутствии консистории. Дела, которые поступают в епархиальный суд из первой инстанции, решаются здесь окончательно. На решения же дел, начинающихся в епархиальном суде, может быть апелляция к областному собору. Желательно, чтобы бракоразводные дела начинались и производились в суде светском, который, по окончании производства, сообщал бы о своих решениях духовному начальству для расторжения брака, как таинства. Настоит, далее, крайняя нужда в том, чтобы в должностях членов консистории состояли бесприходные священники, с содержанием не менее 2.000 руб. в год, подобно тому, как должности наблюдателей школ в настоящее время занимают бесприходные священники; члены консистории – приходские священники отвлечены от занятий по консистории обязанностями службы по приходу, а Великим постом, по пятницам и субботам, не могут быть в присутствии совсем; поэтому решение дел замедляется. Существующие штаты чиновников консистории желательно увеличить, возвысив их оклады и пенсии применительно к современным потребностям, с целью привлечения на службу лиц более образованных; в состав штатных чиновников консистории следует допускать и священнослужителей на общих основаниях. Из ведения консистории должны быть изъяты и переданы в низшие инстанции дела о ремонтах в церквах, не соединённых с изменением плана церкви и не касающихся живописи, иконостаса и престола. Дела об определении и увольнении законоучителей следует передать в ведение училищных советов. III. По вопросу о порядке приобретения церковной собственности Желательно, чтобы церкви получили право приобретать собственность путём купли или пожертвования на общих основаниях, не испрашивая Высочайшего соизволения, ввиду того, что такой сложный порядок с его формальностями может смущать жертвователей, а при покупке собственности причиняет даже убытки. Во избежание же приобретений ненужных, невыгодных, спорных, на приобретение испрашивается только разрешение епархиального начальства. Желательно далее, чтобы духовенству епархии были предоставлены права юридического лица, во избежание фиктивности в закреплениях имуществ; таковые права могли бы быть предоставлены епархиальному съезду, съезду духовно-училищных округов, съезду благочиннических округов, епархиальному училищному совету, его отделениям. IV. По вопросу о приходе

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—204— Примечание 1: уездные собрания созываются ранее епархиальных. Примечание 2: в особых случаях, требующих спешного обсуждения местных церковных дел, настоятелям уездных соборов предоставляется созывать с благословения епархиального или викарного архиерея чрезвычайные уездные собрания. Таковые собрания состоят из всего уездного духовенства и из мирян – членов приходских советов, по их избранию, в двойном числе по отношению к числу духовенства. О созыве чрезвычайного уездного собрания и о принятых им решениях председатель подробно доносит епархиальному архиерею. Примечание 3: в объявлениях о созыве уездных собраний должны быть перечислены предметы, подлежащие обсуждению. 3 . Ведению уездных собраний подлежат: а) предварительное обсуждение дел и вопросов, подлежащих решению на епархиальном собрании; б) вопросы, касающиеся религиозной и вообще церковной жизни приходов города, уезда и округа, в частности меры религиозно-нравственного просвещения, борьбы с расколосектантством, постановки проповеди и другие, в) избрание должностных лиц в уездные церковные учреждения и г) избрание из состава уездного собрания уполномоченных на епархиальное собрание – одного от клира и одного от мирян каждого благочиннического округа, если такой порядок избрания будет принят епархией. 4 . Постановления уездного собрания чрез председателя собрания представляются епархиальному или викарному архиерею, или епархиальному собранию, по принадлежности. —205— Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о внутренней и внешней миссии 6 (19) апреля 1918 года А. Внутренняя миссия 1 . Миссия, основанная и заповеданная Законоположником нашей веры Господом Иисусом Христом, есть то великое служение в Церкви, существование которого обусловливается назначением Церкви и требует к себе со стороны ее особливой заботы и попечений. 2 . Ввиду крайне усиливающейся пропаганды латинства, протестантства, расколосектантства и безбожия, необходимо и своевременно укрепить, и усилить внутреннюю миссию и придать ей соответствующее ее значению и задачам в условиях настоящего времени устройство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010