В некоторых епархиях были открыты воскресные и праздничные вне-богослужебные собеседования священников с прихожанами, и прихожане более и более сродняются с ними, привыкая чтимые церковью дни проводить сообразно с их святостью, причем само духовенство постепенно усвояет лучшие приемы ведения таких собеседований, а по мере того увеличивается и значение оных. Эти собеседования важны между прочим в том отношении, что способствуют к сближению пастырей и пасомых и представляют первым полную возможность ближе узнать образ мыслей, религиозные воззрения н понятия последних. Беседы эти состоят в объяснении молитв, церковных песнопений и богослужения, в чтении, сопровождаемом толкованиями избранных мест из св. писания и жизнеописаний святых; в некоторых местностях они сопровождаются хоровым пением церковных песен. В са­марской епархии собеседования происходили в 400 приходах, т. е. почти во всех приходах епархии; широкое развитие получают они в пермской епархии, и открыты при одном училище тремя священниками в Москве, при­влекая от 100 до 200 слушателей из простого народа. В Москве же происходили апологетические чтения протоиерея Сергиевского об основных истинах христианства, примененные к духовным потребностям более образованного слоя общества. Участие духовенства в деле народного образования выражалось между прочим в содержании церковно-приходских школ, в которых обучение произво­дилось самими священнослужителями. Число этих школ, постепенно уменьшающееся с умножением училищ министерства народного просвещения, земских и сельско-общественных, все еще значительно; так в харьковской епархии было 391 с 17.418 учащимися, в херсонской 250 с 7.720 учащимися, в калужской 204 школы и 7.927 учащихся. Число церковных библиотек с каждым годом уве­личивается и в некоторых епархиях к 1871 году было довольно значительно; так в тульской епархии в отчетном году учреждено 57 библиотек, в рязанской-24, в подольской-23, в енисейской-19, в курской-18 и вологодской-15. Выборы благочинных произведены были в епархиях кишиневской, пермской и астраханской, в последних двух с назначением содержания благочинным от духо­венства от 140 до 300 р. Благочиннические советы учреж­дены в тех же епархиях и в могилевской; с учреждением этих советов епархиальные начальства освободились от разбирательства мелочных, но вместе с тем весьма обременительных дел, возникающих вследствие столкновения причтов с прихожанами и между самими членами причтов. Сверх установленных съездов по делам епархиальных учебных заведений, духовенство, с разрешения преосвященных, продолжало составлять особые съезды для совещаний о предметах и вопросах, касаю­щихся разных сторон его пастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Суду Епархиальному подлежит решение всех вообще дел, касающихся клириков и мирян, входящих в состав епархии, ха исключением дел а) предоставленных Церковно-окружным судам и б) касающихся лиц, подведомственных непосредственно Высшему Церковному Управлению. Высший церковный суд ведает дела по жалобам на Епархиальный суд и касающиеся лиц, непосредственно подведомственных Высшему Церковному Управлению. Имущественные и денежные споры о праве пользования церковными средствами распределены по разным степеням суда в соответствие с размером иска. Споры о сумме до 100 рублей предоставляются разрешению Церковно-окружных судов, до 1.000 рублей Епархиальных судов, свыше 1.000 рублей Высшего церковного суда, если спор касается средств, получаемых из общецерковной казны; что же касается средств епархиальных и приходских, то дела о них окончательно разрешаются о первых в Епархиальных судах и о вторых - в Церковно-окружных судах. Избегая всяческих нагромождения без надобности должностей, настоящее Положение состав всех степеней церковного суда определяет в минимальном размере. Церковно-окружным судам предоставляется периодическое только действование, по мере действительной надобности; при них не положено и особой Канцелярии, в предположение, что производство будет простое и преимущественно устное, при котором достаточно будет одной книги для записи решений. Их организование зависит от благочиннических или Окружных собраний, которые без особых затруднений могут быть созваны в ближайшее же время. Временные органы Епархиального и Высшего церковного суда могут быть образованы Епархиальным и Высшим Церковным Управлением, в некоторых случаях даже простым выделением, как, например, из Епархиальных советов, имеющих по две экспедиции, или из органов Высшего Церковного Управления, многочисленных в своем составе. IV.Ocyщecmbлehue полноты архиерейской власти в церковном суде IV. Архиерейская власть в церковном суде, утверждающаяся на Священном Писании (Мф. XVIII, 15-19; Иоан. XX, 23; I Tuм.V, 19-20; Тит.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerksud.htm

Как видно, работа с взрослым населением вызывала интерес не только у духовенства, но и отклик среди прихожан. Однако красной линией через образовательную деятельность, которую вело духовенство, проходил контроль со стороны духовной власти и ограничения в выборе тем бесед. Священник не имел свободы – все его действия были заданны и подконтрольны. Роль донского духовенства в формировании приходских библиотек. Достаточно быстрое развитие народного образования поставило вопрос об обеспечении школ книгами. Реакция представителей Донской епархии на необходимость библиотек, в силу определенных обстоятельств, последовала только в 1869 г. Неординарный по своим личностным качествам правящий архиерей того времени архиепископ Платон (Городецкий) в марте 1869 г. издал распоряжение о том, чтобы благочинные Донской епархии, «тщательно рассудив с подведомственным духовенством об учреждении библиотек в их благочиниях, соображения свои по сему предмету, за подписанием членов благочиннических советов, представили в консисторию». В распоряжении также сообщалось, что на 1869 г. в Донской епархии не было «не только частных и публичных библиотек, но даже и книжных лавок» 584 . За образец устройства учреждаемых на Дону церковных библиотек, которые уже в конце XIX в. получили наименование «церковно-приходских», Высокопреосвященнейший Платон предлагал взять правила библиотек Рижской епархии (копия этих правил была прислана для архиепископа Платона из Рижской духовной конси- стории 585 ). Согласно этим правилам, церковные библиотеки должны были быть основаны при центральных храмах благочиний, хотя очень скоро библиотечное дело распространилось не только по центрам благочиния, но и по другим приходским церквам. Как и в случае учреждения приходских училищ, народных и церковно-приходских школ, библиотеки должны были создаваться не только силами, но и за счет священнослужителей: «Библиотека в благочинии учреждается на счет всех без исключения священников благочиния, обязанных вносить на сей предмет ежегодно не менее трех рублей серебром. Сюда же относятся и пожертвования, могущие поступить в пользу библиотеки» 586 . Заведующим библиотекой предполагался быть диакон «как неотвлекаемый от места жительства приходскими и другими делами службы, а за исправление библиотекарской должности он освобождается от взноса денег на библиотеку, хотя и пользуется оною» 587 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своей общей выраженной точке зрения подчиненная экзарху Сергию в Риге Православная Миссия в Пскове ссылается на бывшую до сих пор успешной религиозную работу в русских областях и указывает, что в случае разумной уступчивости германских органов власти при преодолении многочисленных препятствий деятельность организации могла бы быть гораздо плодотворнее. Поэтому она желает поддержки в следующем отношении: «Прежде всего, Миссия нуждается в твердой легитимности. Для этой цели было бы необходимо официально проинформировать все германские ведомства и органы русского самоуправления, а) что учрежденное экзархом управление Миссии признано в качестве руководящего Миссией и представляющего ее органа; б) что на территории, которая предоставлена Миссии соответствующими германскими органами власти, все приходы и клирики подчиняются управлению Православной Миссии; в) что все личности, чья принадлежность к Миссии может быть засвидетельствована выданными экзархом или управлением Миссии удостоверениями, в отличие от местных священников, признаны в качестве уполномоченных управления Миссии в отведенных им округах с представленными им полномочиями; г) что в качестве благочинных отдельных благочиннических округов и настоятелей отдельных приходов признаются только священники, назначенные управлением Миссии или по его поручению отдельными миссионерами; д) что в качестве членов приходских советов признаются только личности, которые назначены настоятелем соответствующей общины; е) что на территории Миссии к совершению богослужений могут быть допущены только личности, которым после проверки их прав и их прошлого управлением Миссии или по ее поручению отдельными миссионерами были выданы необходимые для этого свидетельства; ж) чтобы Миссии, ее управлению и ее членам оказывались возможная помощь и поддержка со стороны соответствующих германских и русских учреждений. Чтобы обеспечить канонический порядок церковной жизни в освобожденных русских областях, необходимо: а) сохранить каноническую принадлежность православного населения и церковной организации этой территории к Русской Церкви; б) не препятствовать и не изменять цикл богослужений, которые совершают по юлианскому календарю и Восточным Пасхалиям 440 . Чтобы увеличить персонал Миссии, требуется:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для управления делами прихода организуются, в соответствии с общецерковным началом соборного управления, два органа: церковно-приходские собрания как орган распорядительный, и церковно-приходский совет как орган исполнительный. Кроме того, в приходе состоят, как особые должностные лица, – церковный староста и диакониссы. А) В состав церковно-приходских собраний входят члены причта и все прихожане, достигшие 25-летнего возраста, не опороченные по суду, бывающие у богослужения и ежегодно исполняющие христианский долг исповеди и св. причащения. В состав церковно-приходских советов входят члены причта, староста и выборные на срок от прихожан представители прихода в количестве от 7 до 12 человек. В качестве почётных членов совета могут быть особо уважаемые в приходе лица и женского пола. Председательство в собраниях и советах принадлежит настоятелю прихода. Б) Церковно-приходские собрания, созываемые не менее одного раза в год, ведают приблизительно следующий круг дел: а) избирают всех, кроме священно- и церковнослужителей, должностных лиц в приходе и представителей от общины для участия в благочиннических собраниях и советах; б) ведают все финансовые дела общины в качестве распорядительного её органа, как-то: утверждают сметы платёжного и раскладочного списка прихожан, разрешают всякого рода дополнительные сборы с прихожан на нужды прихода, рассматривают и утверждают отчёты церковного и приходского хозяйства и пр.; в) обсуждают дела веры и нравственности прихода, доводя о принятых в этой области решениях до сведения окружного благочинного. Собрание считается состоявшимся и определения его обязательны для всей общины, если прибудет не менее членов собрания. Дела решаются большинством голосов. В) Церковно-приходские советы, собирающиеся ежемесячно и по мере надобности, а) непосредственно заведуют всеми приходскими и церковными суммами, причём функции казначея той и другой кассы отправляет староста; б) исполняют все те обязанности по заведованию и управлению приходскими учреждениями и делами, которые усвоены общине;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

177. Настоящее Положение о Союзах приходов является примерным; по постановлению Общего Собрания Союза в уставе Союза могут быть вносимы, с утверждения епархиальной власти, дополнения и изменения. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 13–41. 19. О викарных епископах 2 (15) апреля 1918 г. 1. Существующие ныне епархии подлежат сокращению в своих пределах. Существующие викариатства, где к тому представляется возможность, постепенно преобразовываются в самосто­ятельные епархии. 2. В ведение существующих Викариев выделяются части епархий, в коих они под общим руководством епархиального Архиерея по правилам, установленным Священным Синодом, управляют на правах самостоятельных Епископов. Епархиальный Архиерей может давать Викарию сверх того и другие поручения в пределах своей епархии. 3. В столичных и иных епархиях, в соответствие местным нуждам, в ведение Викариев может быть выделяем опре­деленный круг епархиальных дел по усмотрению правящего Архиерея. 4. Викарные Епископы назначаются Священным Синодом по представлениям правящего Архиерея. 5. Викарии получают содержание из местных источников в размере, определяемом Священным Синодом. 6. Викарии имеют пребывание в городе, по имени которого носят название своей кафедры, и, где это возможно, состоят настоятелями монастырей. Опубликовано: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 42. 20. Об уездных собраниях 2 (15) апреля 1918 г. 1. Где будет признано нужным и возможным созываются Уездные и Окружные (несколько уездов викариатства) Собрания, состоящие из а) Членов Благочиннических Советов уезда (уездов викариатства), б) избранных Благочинническими Собраниями на Епархиальные Собрания Членов и в) представителей приходов (в равном числе клира и мирян), избранных Приходскими Со­браниями. 2. Уездные Собрания созываются или по предложению епархиального Архиерея, или по заявлению одного из благочиннических округов уезда. Организация Собраний возлагается епархиальным Архиереем на Викария, или на настоятеля уездного собора, или на одного из Благочинных уезда, причем настоятель уездного со­бора является непременным членом Собрания. Председателем Собрания состоит викарный Епископ, если он имеет пребывание в уездном городе или ему поручено председательствование епархиальным Архиереем, или же один из членов Собрания в пресвитерском сане, по избранию Собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

-В деле полного устранения нынешней правящей клики епископов оно не сделало почти еще ничего. В этом отношении обер-прокурор при Временном правительстве действовал смелее и решительнее. Окруженное контрреволюционным кольцом приходских советов ВЦУ должно было действовать гораздо смелее и решительнее, чем Львов. Конечно, очень хорошо, что священник Красницкий, заглянув под кровать архиепископа Никандра, обнаружил там, вместе с английскими и американскими мешками, очень тонкую ниточку, тянувшуюся из патриаршего подворья к заграничным капиталистам и биржевикам, но было бы еще лучше, если бы тот же священник Красницкий заглянул в провинциальные углы и везде пресек самую возможность со стороны церковных князей контрреволюционных мятежнических посланий и воззваний... Утверждение Президиумом ВЦИК приговора в отношении пяти осужденных из одиннадцати, приговоренных московским Губревтрибуналом к высшей мере наказания, должно не только отрезвить некоторые горячие контрреволюционные поповские головы, но и преподать уроки элементарной политической азбуки новому ВЦУ. Оно должно почище выметать свои авгиевы конюшни. В дальнейшем оно должно сделать совершенно невозможными какие-либо мятежнические действия со стороны правящей епископской клики...» (Известия ВЦИК, 1922, 2 июня, с. 2, Горев Мих. Агония церковной контрреволюции.) ВЦИК не осталось глухим к «увещеваниям» Мих.Горева и его покровителей. Тотчас после сформирования нового органа реформаторы принялись за борьбу с контрреволюцией. Главную роль в этой борьбе взял на себя заместитель председателя ВЦУ протоиерей В.Д.Красницкий. Уже в первые дни существования ВЦУ выработался известный шаблон в деятельности заместителя председателя. Обычно о.Красницкий выступал с докладом на собрании духовенства того или иного благочиннического округа. В своем докладе В.Д.Красницкий излагал историю возникновения ВЦУ, его структуру и его задачи. Говорил он ясно, спокойно, хорошим литературным языком, но без всякого пафоса и воодушевления; свою речь он обычно иллюстрировал документами, которые вынимал из объемистого портфеля, лежавшего всегда против него на кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

65 . Высшей церковной власти предоставляется установить порядок введения в действие правил об епархиальном совете и упразднения духовных консисторий. —138— Глава V. О благочиннических округах 66 . Границы благочиннических округов определяются епархиальным собранием. 67 . В каждом благочинническом округе действуют окружные благочиниические собрания, которые являются в общем строе епархиальной жизни следующими после епархиальных собраний административно-распорядительными органами. 68 . Окружные благочиниические собрания бывают: а) пастырские и б) общие. 69 . В пастырских благочиннических собраниях участвуют священники благочиннического округа по должности, а прочие члены причтов по желанию; собрания эти созываются не менее одного раза в год для рассмотрения вопросов общепастырского служения. 70 . Место и время пастырских благочиннических собраний определяются последними или благочинным. Экстренные пастырские собрания созываются благочинным: а) по его усмотрению; б) по заявлению священников округа и в) по распоряжению епархиального архиерея. Руководит собраниями в качестве председателя благочинный, а за отсутствием благочинного председатель (в пресвитерском сане) избирается собранием. 71 . Общие благочиннические собрания состоят из всех наличных штатных членов причтов округа приходских, домовых и монастырских церквей и священников, приписанных к церквам округа сверх штата, из мирян – членов приходских советов, по избранию последних, в числе, равном составу причта каждой церкви. Общие собрания происходят под председательством благочинного или его заместителя, обязанности же секретаря несет по избранию один из членов собрания. Примечание 1: от мужских монастырей в общих благочиннических собраниях участвуют настоятели монастырей. Примечание 2: при решении важных вопросов отдельных приходских общин миряне из состава последних допускаются в двойном против положенного составе. 72 . На общих благочиннических собраниях члены причтов присутствуют обязательно, о причинах неявки отсутствовавшие дают объяснение. В случае неудовлетворительности объяснения собрание может подвергать не явившихся взысканию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

53 . Председатель и не менее двух членов епархиального совета должны быть в пресвитерском сане из лиц, состоящих на епархиальной службе, остальные же могут быть избираемы из клириков или мирян, известных своею религиозною настроенностью и преданностью Св. Церкви, причем все должны быть с образованием не ниже среднего н в возрасте не менее 30 лет. Такое же численное соотношение лиц пресвитерского сана и клириков или мирян должно быть соблюдаемо и при выборе сверхштатных членов и кандидатов к ним. 54 . Избранными не могут быть лица, известные явными гласными пороками или сложившие священный сан. 55 . Председатель и члены епархиального совета как штатные, так и сверхштатные не могут занимать в других епархиальных или иного ведомства учреждениях должностей, препятствующих надлежащему исполнению ими обязанностей по епархиальному совету, и, в частности, не могут иметь в учебных заведениях свыше 12 недельных уроков, а также быть благочинными и членами благочиннических советов. 56 . Председатель и члены епархиального совета устраняются от присутствия по делу, к которому они прикосновенны, а в случае назначения над ними следствия или предания суду удаляются от присутствования впредь до рассмотрения дела. 57 . В случае болезни, смерти или отсутствия председателя епархиального совета вступает временно в исполнение его обязанностей старший из членов совета в пресвитерском сане. 58 . Ведению епархиального совета подлежат дела а) о распространении и охранении православной веры; б) о богослужении; в) о сооружении и благоустроении церквей; г) о духовенстве; д) о приходах; е) о церковном хозяйстве и ж) дела епархиальных учреждений и обществ, представляемые: 1) на рассмотрение совета в случае, когда окончательное решение сих дел не предоставлено самим означенным учреждениям и обществам данными к их руководству уставами или 2) в порядке отчетности, осведомления совета о ходе дел и для получения от него руководственных указаний. Примечание: впредь до учреждения судебных присутствий дела судебные и бракоразводные вверяются епархиальным советам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владимира протоиерей Н. А. Фаворов, и новопроизведенный доктор ректор казанской академии архимандрит Никанор. Позволим себе заметить, что ограниченное число докторов Богословия в России говорит, конечно не о недостатке богословской учености в России, а скорее и главным образом лишь о той строгости и может быть нисколько излишней требовательности, с какою присуждалась у нас докторская степень, или чрезмерной скромности тружеников духовной науки и недостатка внешних стимулов для искания докторства. Новый академический устав, сделавший приобретение докторской степени необходимым условием для получения звания ординарного профессора, без сомнения вызовет в ближайшем будущем появление новых докторов Богословия. На съездах духовенства Свияжского и Цивильского уездов Казанской епархии недавно постановлено, чтобы благочинные были избираемы, через закрытую баллотировку, самим духовенством благочиннического округа, также и кандидаты к ним; срок службы тех и других – трехлетний. Духовенство нашло справедливым назначить выборным благочинным жалование из своих доходов по 150 р. в год, с тем, чтобы благочинные, во время обозрения церквей, делали переезды из села в село, а также содержали письмоводителя и рассыльного на свой счет. Обязанности кандидатов к благочинным подробно определены в постановлениях съезда, напечатанных в известях по Казанской епархии... Вообще выборное начало в духовенстве делает все большие и большие успехи по епархиям. Первоначально допущенное, как известно, лишь в виде опыта в Киевской епархии, оно затем было принято в нескольких других епархиях, напр. в Черниговской, Харьковской, Полтавской, Казанской, недавно в Литовской. Введение выборного начала сопровождается большей частью учреждением благочиннических советов, Наша провинциальная церковная «пресса» – епархиальные ведомости относятся к этим нововведениям с видимым сочувствием, тщательно отмечают на своих страницах все, относящаяся к ним, известия, помещают статьи и заметки своих сотрудников о тех же предметах...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010