225 Ук. 1870 г. авг. 50 Пермск. Еп. В. и указ 1875 г. 23 сен. в Церков. Вестн. 1880 г. 44. 229 Опись дел. присут. 54 стр. 73–76. Примечание. Отношение периодической печати к вопросам, непосредственно связанным с улучшением административного положения духовенства, не представляет особого интереса, так как напоминает отношение к ним епархиальных начальств. В большинстве же случаев представляют небольшие журнальные и газетные заметки описательного характера об открытии в разных епархиях съездов, благочиннических советов, деятельности в них духовенства и применении выборного начала к должностным лицам епархиального ведомства. 244 Отч. О.-пр. св. Син. 1868 г. 128; 1869, 100; 1870, 120; 1871, 89; 1872, 84 и Каз. Еп. Изв. 1877 г. стр. 8–15. 253 Вопрос об отношении духовенства к народному образованию в царствование императора Александра II подробно и обстоятельно исследован в исторической науке (Сочин. Ф.В. Благовидова Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II). В виду этого мы ограничимся указанием главных моментов в развитии вопроса, не вдаваясь в его детальное изложение, так как последней цели удовлетворяет вышеназванное сочинение. 259 В состав комитета вошли: председатель, присутствовавший в то время в Синоде преосвященный Филофей, архиепископ Тверской и Кашинский; члены – от второго отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии д. с. с. Тюрин, от министерства внутренних дел д. с. с. Китицин, от министерства юстиции д. с. с. фон Дервиз, от Св. Синода по распоряжению обер-прокурора т. с. Полнер, делопроизводителем комитета назначен обер-секретарь Синода Мордвинов. 266 В состав комитета, кроме председателя, вошли: от дух. вед. главный свящ. армии и флота, доктор богословия протоиерей М. И. Богословский , члены дух. консисторий: С.-Петербургской – протоиерей Н. Н. Содальский, московской – протоиерей И. Н. Рождественский, киевской – протоиерей П. Г. Лебединцев, профессор Киевского университета, доктор богословия, протоиерей Н. А. Фаворов; профессора духовных академий: Московской А. Ф. Лавров, С.-Петербургской – Т. В. Барсов и юрисконсульт при обер-прокуроре Св. Синода В. А. Степанов, от бывшего II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии Ф. Л. Маркус и А. С. Любимов; от министерства юстиции И. С. Бурлаков, А. А. Сабуров, Н. В. Бажанов , Н. А. Неклюдов, сверх сего два профессора С.-Петербургского университета С. В. Пахман и А. П. Чебышев-Дмитриев. Делопроизводителями по комитету назначены: И. Т. Камчатов и П. А. Матвеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 . Призвать всех православных, в целях ограждения от расхищения церковного достояния, возвращения уже отобранного и защиты гонимых: а) образовывать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей, со включением в их состав членов приходских советов; б) составлять на братских собраниях – приходских, окружных, благочиннических, уездных и епархиальных соответствующие письменные, за собственноручными подписями участников собраний, приговоры (в 4 экземплярах) в защиту Церкви и Её достояния и представлять эти приговоры Высшему Церковному Управлению, местным и центральным органам власти, причём, в случае необходимости непосредственных сношений с последними, поручать эти сношения, ввиду явного преследования священнослужителей и церковных старост, братчикам-мирянам, а где нет братств – членам приходских советов из мирян; в) лишать доверия и права представительства предателей из клира и мирян, сознательно действующих на пользу врагов Церкви, и г) утвердить при Патриаршем Престоле Всероссийский Совет приходских общин (применительно к 10-й главе принятого Священным Собором Приходского Устава 1106 , который бы объединял все местные церковные силы и планомерно направлял их деятельность по защите Церкви. 14 . Членам Священного Собора выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказывать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального архиерея и в единении с местными церковными деятелями помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. 15. Поручить Высшему Церковному Управлению изыскать способ к оказанию материальной помощи пострадавшим от гонений и их семьям. 16. Поручить образованной Священным Собором комиссии для сношения с народными комиссарами заявить последним требование об освобождении захваченных центральных и местных типографий духовного ведомства с тем, что они впредь будут обслуживаемы церковно-народными организациями, а не наёмным трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епархиальное собрание составляется из выборных представителей духовенства в сане священника, по одному от благочиннического округа и выборных представителей от народа, по одному от того же округа. Выборы представителей, сроком на 3–4 года, производятся на благочиннических собраниях в полном их составе. Избранные могут получать от своих округов денежное пособие для поездки в епархиальный город и пребывание в нём во время собрания. В собрании принимает участие один из членов пресвитерского совета, по назначению от епископа. Он открывает собрание, после чего председатель собрания, товарищ его и секретари избираются самим собранием. Занятия собрания проходят по программе, составляемой советом и утверждаемой епископом. Новые вопросы могут быть вносимы по заявлению не менее 10 членов собрания. Кроме тех вопросов, которые подлежат рассмотрению епархиальных съездов духовенства в настоящее время, епархиальное собрание имеет своей задачей: выслушивать постановления областных Соборов епископов и наставления епархиального архиерея, обсуждать вопросы, относящиеся к распространению и укреплению веры, поддерживанию религиозного образования и т. д. По усмотрению своему архиерей обращается к собранию или в полном его составе, или только к духовным его членам, как например с наставлениями по вопросам пастырской практики. Духовные члены собрания могут быть уполномочены своими избирателями – духовными и к обсуждению корпоративных нужд духовенства, как например состояние эмеритальной кассы, и по этим вопросам совещаются отдельно от представителей народа. Постановления собрания представляются епископу и, по его утверждении, направляются к исполнению в пресвитерский совет. Состав вспомогательных учреждений (комитетов) избирается на срок или на неопределённое время собранием. Окружные съезды по делам духовных училищ считаются окружными отделами (секциями) епархиального собрания и действуют в том же порядке, как и собрание, при участии одного из благочинных, по назначению от епископа. Благочиннические советы составляются при благочинных по избранию окружного духовенства сроком на 3–4 года, соответственно организации совета пресвитеров. Круг действий этих советов, в соответствии с уставом совета пресвитерского и измененной инструкцией благочинным, должен быть определен с точностью, так чтобы эти учреждения не по имени только, а в действительности могли служить посредствующим звеном между пресвитерским советом и причтами. Благочиннический совет вырабатывает программу вопросов, подлежащих обсуждению благочиннического собрания, и следит за выполнением утверждённых постановлений этого собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава IV Об Епархиальном Совете 47. Епархиальный Совет есть постоянное непрерывно-действую­щее административно-исполнительное учреждение, состоящее из выборных членов, при содействии которого епархиальным Архиереем производится управление епархией. 48. Епархиальному Совету предоставляется право почина в возбуждении общих вопросов, касающихся церковно-епархиальной жизни, их обсуждения и проведения выработанных по ним мероприятий в жизнь, после рассмотрения их Епархиальным Собранием и одобрения епархиальным Архиереем. 49. Епархиальный Совет составляется из пяти выборных штатных членов, из которых один – в пресвитерском сане – по избранию Совета, с утверждения епархиального Архиерея, состоит Председателем. Примечание. В случае надобности, число членов Епар­хиального Совета восполняется сверхштатными; на случай же непредвиденного уменьшения числа членов, для безостановочного действия Епархиального Совета, избираются кандидаты в члены. 50. При Епархиальном Совете имеется Канцелярия под непосредственным начальством Секретаря Епархиального Совета. 51. Епархиальный Архиерей, когда найдет нужным, председательствует в Епархиальном Совете лично. 52. Члены Епархиального Совета как штатные, так и сверх­штатные, а также кандидаты в оные, избираются на шесть лет, и по представлению епархиального Архиерея утверждаются в долж­ности высшею церковною властью. 53. Председатель и не менее двух членов Епархиального Со­вета должны быть в пресвитерском сане из лиц, состоящих на епархиальной службе, остальные же могут быть избираемы из клириков или мирян, известных своею религиозною настроенностью и преданностью Св. Церкви, причем все должны быть с образованием не ниже среднего и в возрасте не менее 30 лет. Такое же численное соотношение лиц пресвитерского сана и клириков или мирян должно быть соблюдаемо и при выборе сверхштатных членов и кандидатов к ним. 54. Избранными не могут быть лица, известные явными и гласными пороками, или сложившие священный сан. 55. Председатель и члены Епархиального Совета как штатные, так и сверхштатные, не могут занимать в других епархиальных или иного ведомства учреждениях должностей, препятствующих надлежащему исполнению ими обязанностей по Епархиальному Со­вету, и в частности не могут иметь в учебных заведениях свыше 12 недельных уроков, а также быть благочинными и чле­нами Благочиннических Советов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Берлин, 6 ноября 1942 г. Православная Миссия в Пскове, Ингерманландия. В своей обшей выраженной точке зрения подчиненная экзарху Сергию в Риге Православная Миссия в Пскове ссылается на бывшую до сих пор успешной религиозную работу в русских областях и указывает, что в случае разумной уступчивости германских органов власти при преодолении многочисленных препятствий деятельность организации могла бы быть гораздо плодотворнее. Поэтому она желает поддержки в следующем отношении: «Прежде всего Миссия нуждается в твердой легитимности. Для этой пели было бы необходимо официально проинформировать все германские ведомства и органы русского самоуправления. а) что учрежденное экзархом управление Миссии признано в качестве руководящего Миссией и представляющего ее органа; б) что на территории, которая предоставлена Миссии соответствующими германскими органами власти, все приходы и клирики подчиняются управлению Православной Миссии; в) что все личности, чья принадлежность к Миссии может быть засвидетельствована выданными экзархом или управлением Миссии удостоверениями, в отличие от местных священников, признаны в качестве уполномоченных управления Миссии в отведенных им округах с представленными им полномочиями: г) что в качестве благочинных отдельных благочиннических округов и настоятелей отдельных приходов признаются только священники, назначенные управлением Миссии или по его поручению отдельными миссионерами; д) что в качестве членов приходских советов признаются только личности, которые назначены настоятелем соответствующей общины; е) что на территории Миссии к совершению богослужений могут быть допущены только личности, которым после проверки их прав и их прошлого управлением Миссии или по ее поручению отдельными миссионерами были выданы необходимые для этого свидетельства; ж) чтобы Миссии, ее управлению и ее членам оказывались возможная помощь и поддержка со стороны соответствующих германских и русских учреждений. Чтобы обеспечить канонический порядок церковной жизни в освобожденных русских областях, необходимо:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тех епархиях, где ещё не образованы Епархиальные суды, Епархиальные советы продолжают осуществлять судебные функции, которые на них были возложены «Уставом» 1988 года. 41.5. Епархиальное управление и иные епархиальные учреждения Епархиальное управление является исполнительно-распорядительным органом, находящимся под руководством архиерея, призванным помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти. «Архиерей осуществляет высшее начальственное наблюдение за работой Епархиального управления и всех епархиальных учреждений и назначает их сотрудников, согласно штатному расписанию» (X, 46). Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и иные отделы, «обеспечивающие миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности» (X, 48). Секретарь Епархиального управления несёт ответственность за делопроизводство епархии и помогает архиерею в управлении епархией и в руководстве Епархиальным управлением. 41.6. Благочиния Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми правящим архиереем. Их границы и наименования определяются Епархиальным советом. В обязанности благочинного входит забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих, наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди , «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти, попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов, преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, та и относительно их личной жизни» (X, 52); устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (X, 52); предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея, ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян, внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе, забота о религиозном окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей, наблюдение за строительством и ремонтом зданий в пределах округа, забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства, исполнение иных, возлагаемых на него архиереем, обязанностей. В сравнении с прежним «Уставом», в круг обязанностей благочинного уже не входит предоставление клирикам отпусков сроком до одной недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Св. Апостол Павел учит, что унизительно вообще иметь междуусобные тяжбы и особенно не хорошо отдавать эти дела на решение лиц, ничего не значащих в Церкви ( 1Кор. 6, 1–7 ). Как бы щадя духовенство, наше Правительство многие дела духовных лиц отдает на рассмотрение их самих, на суд духовный: о.о. благочинных, советов благочиннических и т. д. Но многие пренебрегают этими первыми инстанциями суда и всякого свидетельства и обращаются прямо в Консисторию, к Архипастырю, всячески затрудняя их, особенно Консисторию, в которой скопляется непомерное количество бумажных дел. Советую всем прежде всего примиряться с соперниками, предлагаю далее, при несогласии, сначала обращаться к о.о. благочинным, к которым неизбежно должны посылать дела Консистория, а равно и наша мерность. Наипаче же архипастырски прошу и молю всех: не впадать в дела криминальные по которым неизбежно должно вести суд Консисторский, Владычный и даже Синодальный, горше же того-передавать дела в суд Окружной, Судебной Палаты и далее. Вспомните вдохновенное слово древнего премудрого, и не только не творите злое, но и не говорите зла, ибо небесная птица услышит это злое слово и поведает Судящему явное и сокровенное 344 . 334 Примечание, редакции. Правила эти были напечатаны в «Известиях по Казанской Епархии» за 1880 г. 17. 335 Примечание редакции. Проект составлен Высокопреосвященным автором в 1888 году; упоминаемая комиссия была назначена под его председательством. 336 Примечание редакции. Составление Высокопреосвященным автором этой докладной записки, равно как и следующей, относится к 1884 г. в бытность его ректором Семинарии. 337 В настоящее время напр., по исчислению архитектора Невинского, для ремонтировки всей Семинарии требуется около 40,000 рублей. 338 Проценты на копейки не всегда исчисляются точно, так как это не может повести к разности общей даже на один рубль. 339 Примечание редакции. Отчет этот был представлен Высокопреосвященным автором, в бытность его викарием Казанским, Архиепископу Казанскому Павлу, по поручению которого и было совершено обозрение церквей означенных уездов с 1-го по 15 июня и с 22 по 25 ноября 1891 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ковну. Входить в оценку целесообразности и практичности всех тех правил, которые были составлены на первом епархиальном съезде для всякого рода съездов в Литовской епархии, мы не будем. Если даже согласиться с тем мнением, которое было высказано относительно указанных правил для съездов председателем 1-го епархиального съезда, следовательно, лицом, принимавшим близкое и непосредственное участие в составлении оных, а именно: что они, по своей удачности, некоторыми епархиями были приняты почти в целости, а дли других послужили образцом и вошли в некоторые сборники, претендующие на юридическое значение, нельзя, однако, умолчать о том, что правила эти мало имели приложимости в жизни, так как на съездах вообще мало думали о соблюдении установленных для них правил. Представляемая нами далее характеристика деятельности съездов, основанная на фактах, показывает со всею наглядностью, что выборное, начало, дарованное пр. Макарием духовенству Литовской епархии, не оправдало тех надежд, которые возлагал на него, как сам архипастырь, так и духовенство. Начнем с благочиннических советов. Согласно правилам, установленным для съездов, этим советам, между прочим, было предоставлено право аттестации членов духовенства своего благочиния и определения степени нужды и права на получение стипендии того или другого из учащихся в духовно-учебных заведениях Литовской епархии. Между тем, когда еще только что было даровано пр. Макарием духовенству право выбора благочинных, по клировым ведомостям оказалось, что многие лица, по сим ведомостям, за 1868 год, значившиеся штрафованными и даже состоявшими под судом, за 1869 год отмечены не состоявшими. Не лучше пошло дело и после 1869 года, когда по клировым ведомостям 1875 года оказалось, что благочиннические советы скрыли подсудимость большинства священников, состоявших под следствием и судом за время с 1870 года, не говоря уже о тех лицах, которые были под судом и штрафованы за прежнее время по 1869 год. Даже из псаломщиков, которых в 1875 значилось 540, отмечено было состоявшими под судом и в штрафах 3–5 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Закономерен вопрос о том, где взять священнослужителей для бóльшего, чем сейчас, числа храмов. Отвечу, что не стоит жестко увязывать две задачи. Храмы, часовни, молитвенные дома, молитвенные комнаты следует открывать везде, где только можно, в максимальном числе населенных пунктов. Может быть, в большинстве из них служба не будет совершаться регулярно, но даже периодический приезд священника, раз в месяц или полтора, значительно расширит пастырскую работу с людьми. А если найдется ответственный человек из местных жителей, кто сможет совершать службы, не требующие непременного участия священнослужителя: чтение изобразительных, канона, вечерни или утрени, с опущением молитвословий, произносимых священником, то это, несомненно, будет духовной поддержкой для людей, не имеющих возможности посещать храм, находящийся в отдалении от места проживания. Особенно это важно в тех регионах, в частности, дальневосточных, где активно действуют сектанты. Полагаю, что следует разработать общецерковную программу увеличения численности приходов. Здесь, конечно, возникает проблема финансирования. Одним из путей ее разрешения может стать создание епархиальных и благочиннических попечительских советов, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты. Советы могли бы решать не только вопросы материального обеспечения церковного строительства, но и юридического, медийного, культурного сопровождения церковных проектов – как в области храмоздательства, так и в других сферах. Пастыри и паства Я упомянул о том, что резкое увеличение численности духовенства едва ли возможно в короткие сроки. Скажу более: сейчас важно обратить особое внимание на качество подготовки священнослужителей. Архиерейские Соборы предыдущих лет неоднократно указывали на необходимость перейти к практике рукоположения в священный сан исключительно лиц, имеющих духовное образование. К сожалению, нам еще не удается в полной мере реализовать эти постановления. Вместе с тем нельзя мириться с этим положением, привыкать к нему. Что касается епархиальных должностных лиц, настоятелей кафедральных соборов, городских благочинных, то они призваны к получению академического образования, без которого назначение на указанные должности вызывает сомнение. Одновременно с установлением более строгого подхода к образовательному цензу для клириков следует продумать вопрос о развитии для священнослужителей курсов повышения квалификации. Ведь как бывает: служит священник 5-10 лет, и постепенно забывает, чему его в семинарии учили. Отсюда нередко рождаются маргинальные, основанные на богословской и духовной безграмотности движения, результаты деятельности которых нам всем хорошо известны.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

47. Деятельность Епархиальных управлений, как и иных епархиальных учреждений, регламентируется Положениями (Уставами), утвержденными Синодом, и архиерейскими распоряжениями. 48. Каждое Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и потребное количество иных отделов, обеспечивающих миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности. 49. Секретарь Епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением. 5. Благочиния 50. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным архиереем. 51. Границы благочиний и их наименования определяются Епархиальным советом. 52. В обязанности благочинного входит: а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих, б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди, в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти, г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов, д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни, е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею, ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея, з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян, и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов, к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей,

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010