На приходской совет возлагается: а) созыв приходского собрания; б) приискание помещения для оного; в) подготовка дел, вносимых в приходское собрание; г) обсуждение способов исполнения постановлений приходского собрания и самое исполнение оных; д) попечение об увеличении средств прихода; е) заведывание имуществом прихода и его капиталами; ж) принятие сборов, установленных приходским собранием, наблюдение и контроль за своевременным поступлением приходских сумм; з) выдача полномочий на совершение имущественных актов и на хождение в судебных и других местах и у должностных лиц по делам прихода; и) ежемесячное свидетельствование приходских сумм и приходо-расходных документов; к) попечение о приходском кладбище и об устройстве похорон бедных лиц, умерших в приходе; л) содействие приходскому священнику в деле ограждения прихода от проникающих в оный лжеучений; м) принятие мер к утверждению и возвышению религиозно-нравственной жизни прихожан; н) искоренение в приходе пьянства, сквернословия и других пороков; о) изыскание способов к устройству школ и других приходских учреждений; п) оказание бедным людям прихода помощи в размере действительной надобности; р) ведение списка прихожан, имеющих право участия в приходских собраниях и участвующих в уплате различных общеприходских сборов; с) общий надзор за правильною деятельностью приходских учреждений; т) сношение по делам прихода с подлежащими местами и лицами; у) составление и представление приходскому собранию отчета о своей деятельности и о движении приходских сумм за истекший год и сметных расписаний на будущий; ф) избрание сроком на 1 год из числа членов приходского совета двух представителей для присутствования при ежемесячном освидетельствовании причтом и церковным старостою церковных сумм; х) избрание уполномоченных для участия по приглашению на окружных благочиннических и уездных пастырских собраниях для совместного обсуждения вопросов приходской жизни. Председатель приходского совета созывает членов оного на заседания, руководит совещаниями, ведет от имени совета письменные сношения и вообще наблюдает за правильностью делопроизводства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

27 апреля (10 мая) 1919 г. Почтительнейший доклад Открытие архиерейской кафедры и пребывание епископа в г. Царицыне - предмет давних желаний клира и мирян этого города и всего уезда. Вопрос о Царицынской кафедре возбуждался бывшим епископом Саратовским Преосвященным Палладием и предрешался он в смысле самостоятельной кафедры. Переживаемое время строительства церковного в особенности требует широких полномочий для епископа Царицынского. Благочинный церквей г. Царицына прот. Иаков Горохов доносит мне, что пребывание там епископа необходимо потому, что он и благочиннический Совет не в силах справиться с теми вопросами, которые диктует им кипучая жизнь г. Царицына и целого края, что необходим авторитет епископа, который безотлагательно может удовлетворять всем запросам верующих на месте, сноситься же с епархиальною властью г. Саратова в настоящее время немыслимо. Докладывает также о том, что к Царицыну тяготеют в церковном отношении, как и во всех других отношениях, два округа Астраханской епархии и Камышинский уезд Саратовской епархии что он удовлетворять беспрерывным требованиям верующих относительно командировок священно-церковнослужителей на открывшиеся вакансии не может. Ввиду сего благочинный просит о скорейшем прибытии моём в г. Царицын. Епархиальная власть г. Саратова предоставляет мне только дела об определении псаломщиков, о пострижении послушниц в монастырях и разрешение браков несовершеннолетних и в степенях родства. Ваше Святейшество! С такими узкими полномочиями, какими облекает меня епархиальная власть, царицынцы не желают иметь епископа; упомянутые функции можно выполнять мне и в г. Саратове, не оставляя Спасо-Преображенского монастыря. Жизнь в этом крае бьёт бурным ключом, и я без надлежащих полномочий не в состоянии буду проявить никакой инициативы; с первых дней служения создаётся положение безвыходное. По всем вопросам в делах приходских с функциями миссионерскими, просветительными, благотворительными, в делах по всякого рода организациям - коллективам, братствам, попечительствам, в делах по замещению множества священнослужительских вакансий, о чём вопиют верующие по всей епархии, а также в сношениях с гражданским ведомством и пр., - я буду неправомочен, и на все просьбы должен буду говорить: «не имею права». Это поведёт к большим служебным осложнениям и нежелательным трениям между Царицыном и Саратовом, трениям, которые и без того были всегда и ныне существуют.

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

не приглашал музыкантов, но они явились в дом его, по приглашению других (что очень правдоподобно, потому что здесь в обычае поздравления в подобных случаях сопровождать музыкой, которая имеет значение поздравительного концерта.); 3) что в поступке священника Л., допустившего гостей в день, назначенный советом для разбирательства дел неотложных, не было преднамеренности с целью оказать совету пренебрежение, а только была одна непредусмотрительность, происшедшая отчасти по оплошности самого совета, не определившего точно и письменно времени и места собрания. На основании сего заключения, консистория священнику Л. поставила на вид его означенную непредусмотрительность и заметила ему, что отправление пиров, особенно в постные дни, в доме православного священника не одобряется правилами церкви. По обвинению же его касательно поведения, как хозяина дома, в деле неприличного столкновения членов совета с судебным следователем, консистория не нашла нужным входить в суждение. Что же касается просьбы совета о предания суду следователя Маслова, то она была оставлена без последствий, как занесенная в не надлежащее присутственное место. Точно также оставлена была без удовлетворения просьба священника коп. и по той же причине, причем консистория оштрафовала сего священника за написание прошения на простой бумаге 1 руб. 60 коп. и 10 руб. в пользу попечительства о бедных духовного звания за допущенный им в прошении на имя архиепископа тон заносчивости, которая и была первой причиной неприятного столкновения духовных лиц с судебным следователем и неудовольствия их к священнику Л. Не остался без наказания и благочинный Р. Консистория, приняв во внимание то, что благочиннический совет описал указанное происшествие в тоне раздражения, а частью в неприличных выражениях («пестрая праздная толпа», «скандалезный, нахальный гость»), причем, но справке, оказалось, что благочинный Р. оскорбил судебного следователя Маслова неприличными выходками в официальных бумагах, что и подало повод сему следователю не пожать руку благочинному, а также – и то, что члены совета возбудили шумную ссору при многочисленных разнородных и иноверных свидетелях и не постеснялись таковую неприличную ссору сделать предметом официального рапорта и жалобы по начальству, всем членам совета поставила на вид их не миролюбие, а благочинного Р., как лицо ответственное в редакции неприличного рапорта, и как уже судившегося прежде за несдержанность, оштрафовала 10 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Но пр. Макарий, поблагодарив в своей резолюции на постановлении о сем консистории Гомолицкого за составление правил и желая знать мнение о них всего духовенства епархии, предложил консистории созвать епархиальный съезд и назначить для оного в январе или феврале следующего года такое время, какое будет признано наиболее удобным для духовенства, с утверждения пр. викария, епископа Иосифа. По распоряжению пр. Макария, на этот съезд должны были явиться депутаты, избранные по одному от каждых 10 причтов или члены всех окружных училищных съездов епархии, если они так избраны; но могли прибыть и благочинные, и другие священники, по их желанию, но с правом только совещательного голоса. Для обсуждения должны были быть предложены съезду вопросы относительно правил о съездах и предметах, касавшихся местной семинарии и лиц, указанные в приложенной им бумаге, за подписью ректора семинарии, о чем консистория имела заблаговременно известить духовенство епархии. 99 Открытие первого епархиального съезда началось молебном, который было совершен пр. Иосифом, первым викарием Литовской кафедры, в сослужении ректора духовной семинарии, кафедрального протоиерея и всех депутатов съезда, причем, пред началом заседания, была послана пр. Макарию в Санкт-Петербург благодарственная телеграмма за даруемое духовенству право. При обсуждении же правил для третейского и благочиннического съездов, которые были составлены Гомолицким, правила последнего съезда, с незначительными изменениями и дополнениями, были приняты собранием; правила же третейского съезда, переименованного в третейский суд, были значительно изменены, причем суд сей был допущен только для желающих, а не должен был иметь обязательной силы для всего духовенства. Но так как третейский суд не мог быть приложим ко всем случаям общественной и церковной жизни духовенства, а для благочиннического съезда были назначены свои сроки, и потому он не мог во всякое время разбирать подлежавшие его рассмотрению дела, и в благочинническом округе он должен был составлять как бы высшее в юридическом отношении учреждение, то депутаты съезда признали необходимым учредить в каждом благочинии постоянный благочиннический совет, состоявший из благочинного округа и двух выборных священников на 4 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Ныне крайне актуальна задача показать жизненную значимость ценностей веры, ради которых угодники Божии не пожалели самой жизни, оставаясь верными Христу. В Московской епархии много делается для приобщения верующих к подвигу новомучеников. Издано многотомное собрание их житий. Построены храмы, освященные в их честь. Составлены богослужебные чинопоследования и написаны иконы. В благочиннических округах совершаются соборные богослужения в дни памяти подвижников веры XX века. В рамках предметов, знакомящих детей и юношество с Православием, мы стремимся на примере подвига новомучеников и исповедников показать подрастающему поколению достойные примеры духовного самосозидания. — Со следующего учебного года «Основы религиозных культур и светской этики» становятся обязательным предметом в школьной программе, а для многих учебных заведений Московской епархии преподавание «Основ православной культуры» — уже давно обычная ежедневная практика. Насколько опыт Московской епархии может быть полезен для всей страны? — Действительно, опыт Московской епархии отвечает на многие вопросы и тех, кто всей душой борется за православное просвещение, и тех, кто еще сомневается в его целесообразности. Вот уже более десяти лет прошло с тех пор, как 12 ноября 2001 года был подписан договор о сотрудничестве между епархией и Министерством образования Московской области. Для совместного рассмотрения и апробации программ и учебных пособий был сформирован Координационный совет. Со временем были заключены договоры о взаимодействии между благочиниями и муниципальными органами управления образованием. Много сил и внимания было уделено повышению квалификации педагогов на базе вузов Подмосковья и при активном участии нашего духовенства. В настоящее время уже более полутора тысяч человек стали выпускниками соответствующих курсов. Широкое распространение получило преподавание «Основ православной культуры» и «Духовного краеведения Подмосковья» на всех уровнях образования — от дошкольного до высшего. В таких условиях введение «Основ религиозных культур и светской этики» является вполне органичным, дополняя уже сложившуюся в регионе систему православного просветительства.

http://patriarchia.ru/db/text/2308574.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕНИНГРАДСКИЕ ВЫСШИЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ленинградские высшие богословские курсы Русской Православной Церкви (недейств.). В 1923 году вместе с Петроградским богословским институтом были вынуждены прекратить свое существования практически все районные богословские курсы, созданные в 1920 - 1921 годах. В 1924 году только во 2-м городском благочинии богословские курсы продолжали работу. Помещались они в корпусе при Русско-Эстонской церкви, где находилось и Богословско-пастырское училище (Екатеринговский пр.24). 2 апреля 1924 протоиерей Николай Чуков берёт на себя заведование богословскими курсами 2-го городского благочиния. Сюда он привлекает прежних профессоров Богословского института. Список слушателей курсов пополняется студентами закрывшегося Института. Сами курсы приобретают значение учебного заведения уже не благочиннического масштаба, а общегородского, и именуются Богословскими курсами центрального городского района. Если в системе нового богословского образования Курсы считались низшей ступенью, то в данной ситуации они фактически приобретали значение высшего учебного заведения, и, по крайней мере, не уступали обновленческому институту. 31 мая 1925 года заведующий курсами протоиерей Николай Чуков выходит в Совет Курсов с предложением о преобразовании их в высшее богословское заведение. Представленное им «Положение» проходит соответствующие государственные, и утверждаются Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром (Полянским) . 29 сентября 1925 года начали функционировать Ленинградские высшие богословские курсы. Ректором курсов был избран их основатель профессор протоиерей Николай Чуков. Новое высшее богословское учебное заведение не отличалось от упраздненного Богословского института и имело прежний учебный план. Студенты слушали лекции, писали сочинения, делали доклады, сдавали положенные экзамены и зачеты. Не останавливается и научная работа. Сам ректор Курсов представил к защите свою магистерскую диссертацию на тему «Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова».

http://drevo-info.ru/articles/13668.html

архим. Мефодий (Холмский) Дневник архимандрита Мефодия, Настоятеля Никандровой пустыни Порховского уезда, Псковской губернии Источник Давно, давно я мыслию своею стремился в Палестину – поклониться и облобызать драгоценные сердцу христианина святыни, кои ознаменованы искуплением нашим. Ещё в мире, когда я жил в г. Торопце, тридцать лет священником и два года в сане протоиерея , любимою мечтою моею был священный град Иерусалим, Вифлеем, Иордан и в особенности – Назарет, так как местный храм, где я прежде служил и ныне в монастыре, посвящён, как и в Назарете, Благовещению); любила потому и доселе любит душа моя воспевать: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу!..» Но как ни пламенно было моё желание посетить Восток и побывать на святой горе Афон, желание это оставалось одним желанием, и никак не мог я осуществить его, при своих разнообразных обязанностях, в мирской жизни, когда на мне лежали, помимо прямой священнической обязанности, законоучительство в разных учебных заведениях и должность градскаго благочинного, и в монастыре, требующем, в особенности на первых порах, бдительного надзора и распорядительности. Не раз я открывался в своём стремлении любвеобильному архипастырю своему и всегда получал от него отеческий совет – подождать ещё, пока вверенная мне обитель окрепнет и утвердится в нравственных началах. Наконец, желанная минута наступила: при представлении благочиннического по монастырям отчёта его преосвященству, в феврале месяце 1892 года, я завел владыке речь на свою любимую тему, – о сердечном желании своём посетить св. град Иерусалим, так как и лета мои старческие, и хилое здоровье, год от году, совсем могут возбранить мне исполнить сие желание и, о радость неизреченная, на этот раз любвеобильный владыка ни мало не стал прекословить моему желанию! Вдруг он стал давать мне отеческие советы, как и с чего начинать мне, для достижения моих по сему предмету целей. Тогда же было составлено мною прошение, куда следует, и дело о моей поездке на Восток стало открытым; пока шла переписка в Святейший Синод, я начал подготовляться и собираться в дальний путь, приводя, что следует по хозяйству и самую братию в надлежащий порядок, который продолжался бы и в отсутствие моё точно так же, как и при мне...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В задачи профильного епархиального отдела (ответственного епархиального сотрудника) входит: Благочиннический уровень На уровне благочиния общая организация, координация и контроль миссионерской работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного ответственного за миссионерскую работу в благочинии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем миссионерского отдела епархии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии. Ответственный за миссионерскую работу в благочинии: Приходской уровень На приходском уровне общая организация, координация и контроль миссионерской работы находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного приходского миссионера, в тех приходах, где есть возможность создать такую штатную единицу. Решение о возможности или невозможности принимает приходской совет во главе с настоятелем по согласованию с благочинным и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником). Приходской миссионер назначается на должность и освобождается от должности настоятелем, зачисляется в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняется настоятелю и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за миссионерскую работу в благочинии. Приходской миссионер:

http://patriarchia.ru/db/text/1662056.ht...

По его мнению, это ослабляло авторитет церковной власти в глазах народа 146 . Но существовал и иной аспект проблемы. Дело в том, что некоторое изменение системы церковного управления (уезд перестал быть особой его единицей) 147 , привело к тому, что благочинный стал фактически подменять собой целое уездное духовное правление, осуществлявшее ранее надзор за сельским духовенством. Апелляционная инстанция, тем самым, переместилась в губернский город и для многих стала недосягаемой. В церковной среде начали сознавать, что духовной жизнью нельзя управлять подобным образом. «Не губернии, а уезды составляют естественные административные единицы: народонаселение тянет всеми своими отношениями к уездному городу, а не к губернскому, который громаднейшему большинству известен только по слуху» 148 , справедливо отмечали они. Но, как всегда, даже временная ошибка в системе управления в России влекла за собой необратимые социокультурные последствия. Расширение подконтрольной территории заставляло благочинных шире использовать административно-карательный метод управления. А это усиливало взаимоотчуждение приходского духовенства и глав церковных администраций. На упорядочение власти благочинных рассчитывали в связи с реформой духовных учебных заведений 1867 г. – границы училищных и благочиннических округов теперь не совпадали. К тому же проводились училищные окружные съезды, где присутствовали выборные от 10 причтов. В каждой епархии вопросы образования обсуждались на съездах духовенства – благочинный мог участвовать в их работе только в качестве представителя сословия священников 149 . И, тем не менее, священники освобождались от давления со стороны благочинного крайне медленно. Со временем появилась возможность критики благочинного на епархиальных съездах. Но этим правом решался воспользоваться далеко не всякий настоятель. Инерция прежних стереотипов поведения повлекла за собой бездействие и такого вновь учрежденного органа как совет благочинных – священники игнорировали его как особо строгую инстанцию, предпочитая апеллировать к епархиальной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 . Призвать всех православных, в целях ограждения от расхищения церковного достояния, возвращения уже отобранного и защиты гонимых: а) образовывать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей, со включением в их состав членов приходских советов; б) составлять на братских собраниях – приходских, окружных, благочиннических, уездных и епархиальных соответствующие письменные, за собственноручными подписями участников собраний, приговоры (в 4 экземплярах) в защиту Церкви и Её достояния и представлять эти приговоры Высшему Церковному Управлению, местным и центральным органам власти, причём, в случае необходимости непосредственных сношений с последними, поручать эти сношения, ввиду явного преследования священнослужителей и церковных старост, братчикам-мирянам, а где нет братств – членам приходских советов из мирян; в) лишать доверия и права представительства предателей из клира и мирян, сознательно действующих на пользу врагов Церкви, и г) утвердить при Патриаршем Престоле Всероссийский Совет приходских общин (применительно к 10-й главе принятого Священным Собором Приходского Устава 1106 , который бы объединял все местные церковные силы и планомерно направлял их деятельность по защите Церкви. 14 . Членам Священного Собора выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказывать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального архиерея и в единении с местными церковными деятелями помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. 15. Поручить Высшему Церковному Управлению изыскать способ к оказанию материальной помощи пострадавшим от гонений и их семьям. 16. Поручить образованной Священным Собором комиссии для сношения с народными комиссарами заявить последним требование об освобождении захваченных центральных и местных типографий духовного ведомства с тем, что они впредь будут обслуживаемы церковно-народными организациями, а не наёмным трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010