36). Из дальнейших разговоров с Пругавиным „батюшка“ вырисовывается как человек, проникнутый крайней нетерпимостью к религиозным убеждениям других, в частности к сектантам. Пругавин особенно подчёркивает и ставит на вид то обстоятельство, что батюшка называет Сютаева „еретиком, отступником“ (37 стр.), грубияном, богохульником (39 стр.), а его учение об общих имуществах – глупостью (43 стр.). Мало этого: батюшка характеризуется как типичнейший ретроград – во взглядах на дело миссии вообще и на средства и способы воздействия на сектантов; между прочим, он держится того взгляда, что корень сектантства лежит в распространении евангелия на русском языке среди народа. Строки эти в изложении Пругавина настолько интересны, что предоставим автору говорить самому за себя. – „Не малый вред в народ идет, говорит батюшка, от евангелий, от этих самых дешёвых изданий, от Нового Завета на русском языке. Кабы они могли понимать, что к чему значит в слове Божием, тогда так, а то ведь они всё по-своему, всё превратно понимают, всё вкривь... Вот поэтому ко вреду всё идёт... Уж я, грешный человек, когда случится, отбираю у них эти самые книжки-то. „Дай-ка, мол, мне почитать, – я что-то этакого-то не видел“... А у меня их пятнадцать штук... Возьму да и оставлю у себя, – соблазну меньше... Да, большое зло от этой секты... И она не выведется так... Что-ж... Преследований на неё никаких нет, никто их хорошенько не пугнёт, вот они и колобродят... Да-а, без правительства её не искоренить“... – Какие же меры, по вашему мнению, следовало бы предпринять относительно этой секты? – Гражданская власть может скорее прекратить... Писал я об этом преосвященному, а он отписывает: „словом, говорит, Господним, убеждением“... Словом Господним... Да ведь это легко говорить тому, кто не знает. А попробуй- ка на деле, так и увидишь, что словом-то Господним ничего не поделаешь с этими народами... Да, ничего не прекратишь с „убеждением“ – то... Назначили благочиннический совет „для увещания“... Приехал благочинный, священники... Привезли Сютаева, семейных его, ещё кой-кого... Что же? Часа три с ними бились, а толку никакого. Каждый своё, кто по что горазд... Пришли все с книжками – с Евангелиями... Бабёнки те как кричат – беда. Благочинный их увещевает, а они и слушать его не хотят, кричат: „мы теперь новая тварь, обновлённая тварь. Прежде блуждали, теперь познали“...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В состав членов пресвитериума, по практике древней Церкви, могут быть избираемы только священники, а – стало быть – и указание в предложении г. обер-прокурора Святейшему Синоду от 28 июля сего года, что члены теперешних консисторий, как приходские священники, отвлекаются исполнением епархиальных дел от своих прямых священнослужительских обязанностей, сделанное, конечно, с целью указать в этом на один из недочётов епархиального управления данного времени, – теряет силу, потому что иначе сделать нельзя. Придётся или назначать и выбирать в члены пресвитериума священников, посвящаемых специально с этой целью, т. e. «in partibus», что противно канонам, – или выбирать и назначать только заштатных: в том и другом случае круг выбора и назначения будет очень стеснен. В. Благочинные Благочинные должны быть выбранные духовенством на съезде своего благочиннического округа; съезд представляет епископу на утверждение в сей должности до 3 кандидатов. При благочинном должен быть совет из трёх священников округа и такого же числа низших клириков, по выбору благочиннического округа на каждый год. Этому совету предоставить право разбирать спорные дела между членами причтов, например – по разделу доходов, мелких исков, раздоров, дела земельные, а также жалобы прихожан на своё духовенство по вымогательству, за отказ или несвоевременное исполнение церковных треб, исков об обидах и оскорблениях личных и проступков духовенства по должности и званию, которые ныне, по Уст. конс., влекут за собой замечания, внушения и выговоры епархиального начальства, без внесения в формуляр. Учреждением этих советов с пользой для дела будет ограничен столь широкий, по инструкции, круг деятельности благочинных, и они силой вещей освободятся от фискального сыска и станут на степень старших пресвитеров в своём округе, заботящихся более о благе вверенных им благочиний, чем о формальных донесениях и отчётах о них. Г. Попечительства Попечительства о бедных духовного звания, отправляя функции общественного призрения по Духовному Ведомству, до полной организации приходской общины должны действовать. Но с учреждением в местных благочиннических округах, одном или нескольких, попечительных советов о бедных духовного звания, с целью более успешного и справедливого удовлетворения нужд бедствующих, а также при общинном устройстве прихода, когда нравственная обязанность помощи своим бедствующим клирикам и их сиротам падет на общину прихода, нынешнее попечительство, даже как центральный орган общественного призрения бедных духовного звания, будет излишне, и капиталы его придётся ликвидировать в пользу сирот духовенства, обучающихся в духовных школах. Д. Иные епархиальные учреждения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В таких же размерах определяется ведомство благочиннических советов по судебной части и в других епархиях, с той лишь разницей, что точно определяется размер возможных денежных исков, как по уплате бесспорных долгов, так и по нарушению бесспорных обязательств; именно, благочиннический совет принимает к своему рассмотрению жалобы на удовлетворение в размере, не превышающем сумму 50 руб. К числу наказаний, налагаемых советом, прибавлен денежный штраф в пользу попечительства о бедных духовного звания. Мы не имеем точных сведений о том, как успешно действуют благочиннические советы по разбору мелких судных дел; но, вообще говоря, не имеем оснований ждать развития их деятельности, главным образом – изза неудовлетворительности их организации. Недостатки их в этом отношении заключаются, во-первых, в их коллегиальности (п. 7), каковая излишня для разбора мелких дел и соединена с неудобством по созванию всех членов, а главное – неудобна потому, что председателями их состоят благочинные, каковые, по характеру своей службы – административно-полицейской – не пользуются доверием и расположением среди подведомого им духовенства, и кроме того, как обременённые массой других, чисто административных дел, не имеют времени отнестись к судебной функции с должной внимательностью и серьёзностью. Поэтому мелкие суды не должны остаться в этой форме благочиннических советов, а должны быть организованы, взамен их, на начале единоличном и выборном. Основания для такой организации и отличительные черты её аналогичны с организацией светских мелких судов, и нет необходимости повторять их в настоящее время. Такие судьи и кандидаты к ним выбираются на 3 года всеми священно- церковнослужителями благочиннического участка из лиц иерархического сана со средним, по крайней мере, образованием, имеющих не менее 30 лет от роду, не состоящих под судом и не подвергавшихся по суду взысканиям ранее. Избранные судьи утверждаются епископом. Компетенция духовного судьи должна быть точно обозначена, но она должна быть шире компетенции благочиннического совета; именно, кроме перечисленных в ведении благочиннического совета, они могут разбирать споры и иски имущественного свойства в размерах, предоставленных мировым судьям и земским начальникам (иски от 300 до 500 руб.); затем, в дополнение к перечисленным проступкам, подлежащим ведению благочиннического совета, также различные виды обид и личных оскорблений. Наказания, налагаемые духовными судьями, также расширить, включив в перечисленные денежный штраф, отдание под надзор местной администрации (благочинных) и т. п.; но вообще эти суды должны иметь преимущественно характер судов исправительных, но не карательных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 . Ближайшим органом, контролирующим деятельность церковно-приходских учреждений, является благочиннический совет. О соединении епархий в митрополичьи округа Внешнее распространение христианской Церкви в пределах обширной Римской империи началось возникновением небольших христианских общин, одиноко брошенных среди сплошного языческого мира. По мере успеха христианской проповеди росли прежние общины, возникали новые, и все они мало-помалу приходили в территориальное соприкосновение. Этот естественный рост христианской Церкви закончился тем, что прежнее сплошное языческое население заменилось мало-помалу населением христианским. Результатом этого процесса было прежде всего то, что прежние небольшие церковные общины, территориально разобщённые, а потому по необходимости автономные, теперь, не встречая внешних препятствий к объединению, под воздействием уже церковного единства стали соединяться в более сложные единицы, группировавшиеся около выдающихся христианских центров, которые, в силу естественного хода жизни, оказались вместе с тем и центрами национально-культурно-политическими. Из этого видно, что образование таких крупных церковных округов, как например, – митрополии и патриархии, было следствием действия силы не разделяющей (дифференцирующей), а объединяющей (интегрирующей). Другими словами: крупные церковные округа появились не вследствие сепаратизма областей, стремившихся к автономии, а наоборот – вследствие стремления мелких церковных единиц к объединению в крупные церковные единицы. Не нужно выпускать из виду, что, при отсутствии в строе церковной жизни первых веков бюрократической централизации, о церковном сепаратизме областей не могло быть и речи; жизнь не давала для этого повода. Мало того, в тех случаях, когда отдельные области и целые страны под влиянием национальных, культурных и политических побуждений обнаруживали стремление к обособленности, церковное начало, под воздействием присущей ему идеи всеобщего единства, не только не способствовало усилению этого сепаратизма, но, напротив, несмотря на церковную автономию областей, ослабляло его развитие и задерживало его проявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а) образовывать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей, со включением их в состав Приходских Советов; б) составлять на братских собраниях – приходских, окружных, благочиннических, уездных и епархиальных соответствующие письменные, за собственноручными подписями участников собраний, приговоры (в 4-х экземплярах) в защиту Церкви и ее достояния и представлять эти приговоры Высшему Церковному Управлению, местным и центральным органам светской власти, причем в случае необходимости непосредственных сношений с последними, поручать эти сношения, ввиду явного преследования священнослужителей и церковных старост, братчикам – мирянам, а где нет братств – членам Приходских Советов из мирян; в) лишать доверия и права представительства предателей из клира и мирян, сознательно действующих на пользу врагов Церкви, и г) учредить при патриаршем престоле Всероссийский Совет приходских общин (применительно к 10-й главе принятого Святым Собором Приходского Устава), который бы объединял все местные церковные силы и планомерно направлял их деятельность по защите Церкви». На этом первый этап узаконивания отношений Церкви и государства закончился. Началась полоса взаимного непризнания законности действий друг друга, продолжавшаяся до 1929 года. Декрет об отделении Церкви от государства является эталоном российского государственного мышления даже до нынешних дней; некоторые принципы и идеи этого Декрета вжились и в сознание даже части современного клира, многие уже постепенно привыкли к псевдоправомерности его принципов. Всякий новый российский закон, касающийся религиозных отношений в обществе, исправно воспроизводит основные принципы этого «ленинского» Декрета. Современное демократическое общество в лице своих законотворцев не имеет принципиально иных воззрений на права и особенности Православной Церкви в сравнении с большевиками – все они вышли из одной утробы богоборчества. 1.4. Последствия принятия Декрета об отделении Церкви от государства Для разъяснения положений Декрета об отделении Церкви от государства было выпущено Постановление Народного Комиссариата Юстиции от 24 августа 1918 года «О порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (Инструкция)» (см. Приложение 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2)      Слушали отзыв Редакционной Комиссии Кружка о представленном о. Пчелкиным письменном изложении «Домостроительство Божие» (Извлечение из Священной Истории Вет. и Нового Завета). Постановили: так как, по мнению Комиссии, означенное изложение о. Пчелкина отвечает своему назначению, то передать его для перевода на черемисский язык в переводческую комиссию кружка, а затем представить на одобрение в Совет Братства Св. Гурия в качестве пособия при ведении миссионерских бесед. 3)      Имели суждение о выписке листков и брошюр религиозно-нравственного содержания для ведения бесед и бесплатной раздачи их на беседах слушателям и о приобретении волшебного фонаря. Постановили: просить о. Казначея Кружка-Игумена Серафима выписать по своему усмотрению означенных листков и брошюр на сумму до 30 руб., выбрав подходящие брошюры и из местного склада при Царевококшайском Монастыре. По приобретении названных листков и брошюр поручить переводческой комиссии перевести некоторые из них по своему выбору на черемисский язык. При выписке брошюр просить о. Игумена Серафима выписать 100 экземпл. «молитвословов» и «училище благочестия» на черемисском языке. Волшебный же фонарь, стоимостью 28 р. 50 коп. поручить приобрести у священника о. Преображенского. 4)      Слушали предложение о. Председателя Кружка, священника Азановского, о желательности выписать издаваемый при братстве Св. Гурия журнал. Постановили: выписать пять экземпляров «Сотрудник Братства Св. Гурия» журнала для Миссионерского Кружка, двоих о.о. Миссионеров и приходских Кружков ревнителей Православия Ронгинского и Цибикнурского. 5)      Слушали отношение Братства Св. Гурия от 25 Августа с. г. за 685 по поводу бывших в дер. Нужъял случаев отпадения от православия и о принятии более широких, соответствующих сему, мер миссионерского воздействия на обывателей названной деревни прихода села Нурмы. Постановили: 1) в целях религиозно нравственного воздействия на обывателей дер. Нужъял и смежных с ней селений признать желательным и необходимым служение в названной деревне до 6 раз в год молебнов на черемисском языке пред Чудотворным Образом Св. Жен Мироносиц, весьма чтимом населением всего края. На служение молебнов бывший на собрании Игумен Мироносицкой пустыни о. Серафим изъявил своё полное согласие и готовность. Служение молебнов сопровождать стройным пением нескольких послушников Мироносицкой пустыни, также на черемисском языке; в служении молебнов просить принимать участие, помимо местного причта, одного из миссионеров благочиннического округа, а после молебна вести беседы с бесплатной раздачей слушателям листков и брошюр религиозно нравственного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При таком порядке епископы будут освобождены от множества мелочных дел, по которым ныне составляются журналы и доклады, требующие немало времени для чтения и просмотра приложенных к ним бумаг. Состав и штаты епархиального управления и канцелярии оного определяются в законодательном порядке. Ближайшими помощниками епископа в надзоре за церквами и духовенством епархии являются благочинные, которые, по мнению совещания, должны быть избираемы всеми членами причтов округа сроком на 12 лет. Право голоса при выборах принадлежит каждому члену причта соответственно занимаемому положению и обязанностям. За епископами остаётся неотъемлемое у них право утверждать или не утверждать избранных кандидатов на должности благочинных, а равно увольнять лиц, оказавшихся не соответствующими сей должности по своим умственным или нравственным качествам, а также подвергшихся взысканиям по суду. «Пресвитеры и диаконы», гласит 39-е правило св. апостол, «без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их». В помощь благочинному духовенство округа избирает, сроком на 4 года, троих священников, которые вместе с благочинным и под его председательством составляют благочиннический совет. Журнал 6 и 13 октября 1905 года. По проекту основных положений преобразования духовно-судебной части, составленному Высочайше утверждённым 12 января 1870 года Комитетом По ознакомлении с проектом и возражениями против него совещание пришло к заключению, что упомянутый проект противоречит каноническим началам, на которых совершается суд в православной Церкви со времён св. апостолов. Поставив своей задачей отделить судебную власть от административной и ввести в духовный суд те начала, на основании которых был преобразован в то время светский суд, рассматриваемый проект ограничивает судебную власть епископа над духовенством и мирянами и судебные права епископа передаёт независимым от него пресвитерам и лицам прокурорского надзора, а значительную часть дел (по спорам между духовными лицами о земли доходах, если спор основан на письменном акте, дела о противозаконных брачных сопряжениях, о расторжении браков по прелюбодеянию и безвестному отсутствию, об удостоверении действительности брака, рождения и крещения, смерти и погребения) отдает светскому суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. При организации братств и приходских советов и при определении их обязанностей возможно в некоторой степени руководствоваться проектом Высочайшего постановления о церковно-приходском собрании и церковном совете православных приходов Финляндии; 4) восстановить за каждым приходом, насколько это возможно при современных условиях, право выбирать или, по крайней мере, рекомендовать кандидатов на священно- церковнослужительские должности, с тем, чтобы эти кандидаты, по засвидетельствованию благочиннических советов, удовлетворяли всем каноническим требованиям и имели соответствующее образование, и с сохранением за епископом права испытывать их и – в случае непредставления прихожанами своих кандидатов – назначать по соглашению с состоящим при нём (епископе) советом пресвитеров, а равно и с прихожанами; 5) дать приходскому духовенству, с сохранением за ним нынешнего казённого жалованья, такое материальное обеспечение из местных средств, при котором пастыри и низшие члены клира могли бы всецело отдаться своему великому служению. В деле обеспечения духовенства местными средствами представлялось бы возможным до некоторой степени руководствоваться соответствующими статьями всеподданнейшего проекта Высочайшего постановления о церковноприходском собрании и церковном совете православных приходов Финляндии. Всякий православный приход с существующим при нём братством или попечительством и приходским советом должен составлять первую самоуправляющуюся единицу в общей системе епархиального управления. Из нескольких таких единиц, совпадающих, например, с благочинническими округами, может быть составлен окружной совет, который должен служить средней, посредствующей ступенью между единицами округа и высшим органом епархиального управления – советом пресвитеров во главе с епископом. Если приходской общине желательно предоставить права на самоуправление, т. е. избрание членов клира, распоряжение церковными доходами, заведование благотворительными учреждениями и пр., то тем более должны быть предоставлены ей права юридического лица на свободное приобретение и отчуждение церковного имущества, с отменой всяких ограничительных законов, особенно в отношении приобретения приходами недвижимого имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ж) расходование сборов по смете и по определению собраний; з) выдача полномочий на совершение имущественных актов и на хождение в судебных и других местах по делам храма и прихода и по возбужденным искам, на основании постановлений приходских собраний; и) избрание лиц для заведывания вспомогательными учреждениями прихода и представление их на утверждение собрания; к) ведение списков прихожан, имеющих право на участие в приходских собраниях и обязанных делать взносы на приходские нужды; л) ревизия отчетности приходских вспомогательных учреждений; м) обсуждение степени нужды обращающихся за помощью прихода и оказание этой помощи; н) заботы об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния во время богослужений и крестных ходов, о приходском кладбище и похоронах бедных прихожан; o) забота о религиозно-нравственном обучении и воспитании подрастающего поколения и ближайшее заведывание церковноприходскими учебными заведениями; п) составление и представление приходскому собранию отчетов о своей деятельности, о денежных оборотах и о состоянии подведомственных ему частей, заведений и имуществ; p) образование миссионерских кружков; с) создание благотворительных и просветительных учреждений и кружков, приютов, богаделен и школ, учреждаемых приходскими собраниями; т) образование общества трезвости; у) создание библиотек, читален, приходского дома; —188— ф) образование кружков по уборке храма; х) создание общества взаимопомощи; ц) образование приходской пожарной дружины; ч) устройство религиозно-нравственных бесед и чтений; ш) устройство приходской пасеки; щ) участие, по приглашению, на благочиннических уездных пастырских собраниях для совместного обсуждения приходской деятельности и предначертаний архипастыря и высшей церковной власти. 74 . Приходской совет избирает из своей среды казначея и делопроизводителя. Примечание 1: делопроизводитель может быть избран из прихожан, не входящих в состав совета, по его постановлению. Примечание 2: При получении делопроизводителем содержания от прихода он обязан вести приходскую книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

13 . Призвать всех православных, в целях ограждения от расхищения церковного достояния, возвращения уже отобранного н защиты гонимых: а) образовывать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей, со включением в их состав членов приходских советов; б) составлять на братских —215— собраниях – приходских, окружных, благочиннических, уездных и епархиальных соответствующие письменные, за собственноручными подписями участников собраний, приговоры (в 4 экземплярах) в защиту Церкви и ее достояния и представлять эти приговоры высшему церковному управлению, местным и центральным органам светской власти, причем, в случае необходимости непосредственных сношений с последними, поручать эти сношения, ввиду явного преследования священнослужителей и церковных старост, братчикам-мирянам, а где нет братств – членам приходских советов из мирян; в) лишать доверия и права представительства предателей из клира и мирян, сознательно действующих на пользу врагов Церкви, и г) утвердить при Патриаршем Престоле Всероссийский Совет приходских общин (применительно к 10-й главе принятого Священным Собором Приходского Устава), который бы объединял все местные церковные силы и планомерно направлял их деятельность по защите Церкви. 14 . Членам Священного Собора выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказывать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального архиерея и в единении с местными церковными деятелями помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. 15 . Поручить высшему церковному управлению изыскать способ к оказанию материальной помощи пострадавшим от гонений и их семьям. 16 . Поручить образованной Священным Собором комиссии для сношения с народными комиссарами заявить последним требование об освобождении захваченных центральных и местных типографий духовного ведомства с тем, что они впредь будут обслуживаемы церковно-народными организациями, а не наемным трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010