Во всех документах, посвященных приходской миссии, много говорится о миссионерском потенциале братств. Впервые о приходских братствах заговорили на III Всероссийском миссионерском съезде (Казань, 1897). Во время работ Предсоборного присутствия профессор Н. И. Ивановск ий призывал создавать в городах миссионерские братства, а в деревнях – кружки. При этом докладчик отметил, что если 10 лет назад мысль о полезности братств, являющихся свободным союзом «духовенства и народа, пастырей и мирян», было необходимо раскрывать и доказывать, то теперь она ни у кого не вызывает протестов. 248 Братства упоминаются в большинстве документов начала века, посвященных миссионерской проблематике. О церковно-приходских миссионерских братствах говорилось и в Правилах об устройстве внутренней миссии 249 1908 года, и в проекте Бизюковского съезда. 250 Правда, в определении О внутренней и внешней миссии братства не упоминаются, но Проект устава об устройстве внутренней миссии 251 рассматривает этот вопрос достаточно подробно. Однако эти документы не покрывают всей проблематики братского движения. К тому же приходские братства, на практике представляющие собой относительно небольшие объединения, существенно отличаются от общероссийских братств. Поэтому история братского движения нуждается в специальном очерке. 252 3.3.2. Отказ от идеи особой благочиннической миссии Говоря о профессиональных миссионерах, Правила об устройстве внутренней миссии (1908) предусматривали должности уездного и епархиального миссионера. В проекте Бизюковского съезда (1917) территориальная организация миссии была разработана более подробно. Кроме приходской, проект выделял также окружную (благочинническую) и уездную миссию. Окружная миссия должна была решать те же задачи, что и приходская, но только в масштабах благочиния. В подготовленном отделом О внутренней и внешней миссии докладе Собору также имелись статьи, посвященные окружной (благочиннической) миссии. Согласно этому докладу, окружная миссия должна была совершаться в пределах благочиннического округа силами клириков и мирян при содействии имеющихся в епархии специальных миссионеров и под высшим руководством епархиального архиерея. Проект Бизюковского съезда подчинял благочинническую миссию окружному миссионерскому братству, а отдел О внутренней и внешней миссии предложил подчинить окружную миссию благочинническому собранию духовенства и мирян, исполнительным органом которого является благочиннический совет. Согласно докладу отдела, благочиннический совет должен был обращать особое внимание на богослужебную и проповедническую практику, заниматься вопросами благотворительности, организовывать лекции, чтения, беседы, открывать библиотеки. Обязанностью благочиннического собрания должно было стать и приглашение (или избрание из числа клириков благочиния) профессионального миссионера. Предполагалось, что окружной миссионер будет получать содержание как из средств благочиния, так и из общеепархиальных сумм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

з) просьба на священно-церковно-служителей со стороны духовных лиц, прихожан и посторонних лиц о вознаграждении за убытки и ущерб до 50 р.; и) жалобы о неуплате бесспорных долгов и нарушении бесспорных обязательств на сумму до 50 р.; и) иски о личных обидах и оскорблениях, не соединённых с проступками, противными достоинству духовного сана, которые по закону могут быть прекращаемы взаимным примирением. § 9) Благочинническим же Советам предоставляется: а) представление духовному начальству не позже октября месяца о награждении священно-церковно-служителей, коим истёк законный междунаградной срок. При этом благочинному предоставляется отмечать в препроводительном рапорте об отличающихся особенной ревностью в образовании прихожанам, проповедании слова Божия, распространении между прихожанами знания церковного пения, попечением о благоустройстве церквей и церковноприходских школ и другими особыми заслугами, заслуживающих предпочтительного пред другими награждения; б) представление к наградам церковных старост, заслуживающих того по своему попечению о благоустройстве храма и церковных зданий, о приобретении домов для своего причта и о надлежащем поддержании оных; в) доставление Епархиальному Начальству сведений о заштатных священно-церковно-служителях и вдовах их, нуждающихся в единовременных пособиях, выдаваемых из духовного Попечительства; г) рассмотрение дел по поручению Епархиального Начальства; д) назначение пособий бедным сиротам духовного звания из окружных сиротских сумм и выдача сих пособий им; е) составление и выдача засвидетельствований о семейном положении и материальных средствах ищущих казённого содержания воспитанников и воспитанниц местных духовно–учебных заведений; ж) аттестация священно-церковно-служителей в клировых ведомостях. § 10) Порядок производства дел в Совете. Дела начинаются в благочинническом Совете словесною или письменною просьбою того лица, которое желает, чтобы дело его было рассмотрено Благочинническим Советом. Всякая просьба письменная или словесная вносится благочинным в книгу и передаётся в Совет отметка благочинного о неодобрительном поведении какого–либо священно или церковнослужителя, подлежащая рассмотрению Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

9) Купчие крепости по покупке и продаже недвижимых имуществ совершаются советом пресвитеров, который после этого и заведует приобретённым имуществом на общем основании. 10) Основание свечных заводов, свечных складов, складов церковных принадлежностей и прочее также требует согласия всей епархии, причём вопрос решается тем же порядком, как и вопрос о приобретении недвижимых имуществ. 11) Заводами и складами заведуют особые избранные съездами комитеты, которые дают отчёт совету пресвитеров для представления съезду. 12) Чистая доходность от заводов и складов идёт частью на амортизацию затраченного на предприятие капитала или на расширение предприятия, частью – на удовлетворение обще-епархиальных нужд. 13) Желательно, чтобы епархиальные имущества не пользовались никакими особыми привилегиями, которые могут поставить их в ложное положение по отношению к обществу, а несли одинаково со всеми другими все общественные и государственные подати и повинности, взамен чего им должны быть предоставлены все права, принадлежащие всем другим имуществам. г) Благочиния 1) Для лучшей разработки как религиозно-нравственных, так и хозяйственных вопросов, подлежащих обсуждению епархиальных съездов, а равно для решения хозяйственных дел приходов, и дел судебных, подлежащих приходскому совету и благочинническому съезду, епархии делятся на благочиния, в состав которых входят приблизительно по десяти приходов. 2) Делами благочиний заведуют: а) благочинные, б) благочиннические съезды. О благочинных 3) Благочинные избираются благочинническими съездами и утверждаются епископом на три года. 4) Благочинные состоят помощниками епископа по управлению епархией на местах. 5) Вознаграждение благочинным определяется благочинническими съездами. 6) В своих действиях благочинные руководствуются особой составленной для сего инструкцией. О благочиннических съездах 7) Благочиннические съезды составляются из избранных на приходских собраниях депутатов, по два депутата от каждого прихода, причём один депутат должен быть священник, другой – мирянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как правило, богословские курсы создавались объединенными усилиями целого благочиния. 2 декабря 1919 года комиссариат просвещения разрешил открытие Василеостровских курсов, которые возглавил протоиерей Алексий Западалов. Они расположились на Киевском подворье, в бывших митрополичьих покоях. Занятия на них шли по расширенной программе. Большой известностью пользовались также двухгодичные курсы II благочиннического округа, получившие просторное помещение под кровом Исидоровской церкви на Екатерингофском проспекте, где до революции работала церковно-приходская школа православного эстонского братства. Курсы, открытые в Петроградском районе при Введенской церкви, получили название богословско-благовестнических. В одном из флигелей при Владимирской церкви нашлось место для курсов IV благочиния 1005 . На примере последних можно получить общее представление о богословских курсах Петрограда начала 1920-х годов. Они ставили целью «ввести в познание основных наук, необходимых для сознательных, убежденных и верных чад Православной Церкви, для пастырей, благовестников, благовестниц, наставников и наставниц православной христианской веры». Обучение на курсах IV благочиния было двухлетним, корпорация насчитывала 9 человек. Ректор и преподаватели утверждались митрополитом, митрополиту же представлялся общий ежегодный отчет о состоянии курсов. Финансирование курсов брали на себя приходы благочиния, они же прилагали «особливое попечение» об их благоустройстве и содействовали церковно-практическим занятиям слушателей в приходских храмах. Соответственно, благочинный округа и два представителя от благочиннического собрания входили в Совет курсов. Выпускники курсов, пожелавшие получить свидетельства, подвергались испытаниям, причем в «Положении» особо подчеркивалось, что удостоенные такого свидетельства «нравственно обязуются сообразовать свою последующую жизнь с заветами Православной Церкви» 1006 . Богословские курсы местного значения, как правило, одногодичные, устраивались заботами отдельных церквей города: Знаменской, Воскресенской у Варшавского вокзала, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При многосложности епархиальных дел и обязанностей, лежащих на епископе и отдаляющих его от живого и непосредственного общения с паствой, необходимо произвести реорганизацию епархиального управления: а) все важнейшие епархиальные дела должны решаться в консистории под непременным председательством епископа, причём в «епископский совет», в решении особенно важных дел, могут приглашаться и другие пресвитеры кроме членов консистории, б) Консисторские дела, не имеющие прямого отношения к епископскому управлению, можно предоставить решению консистории журнальным порядком, без утверждения журналов епископом; таковы, например, дела о выдаче метрических выписей, свидетельств о правах по рождению, паспортных книжек и других документов, выдаваемых из консистории, сношения с различными правительственными и общественными учреждениями, дела о пожертвованиях и духовных завещаниях, хозяйственные распоряжения по надзору за церковно-причтовым достоянием, сдача в аренду церковных земель и домов и т. п. в) Многие дела, подлежащие в настоящее время ведению епархиального управления, должны быть переданы в соответствующие гражданские правительственные учреждения; таковы, например, бракоразводные дела, дела по приобретению церквами и духовенством недвижимой собственности, дела по духовным завещаниям, вообще все дела, в которых консистория является лишь передаточной инстанцией между духовенством и гражданскими правительственными учреждениями, г) Некоторые дела из ведения консистории могут быть переданы в ведение благочиннических пастырских собраний духовенства. Сюда относятся не только дела, которые указаны в правилах о благочиннических советах, но и многие другие дела, которые в настоящее время только плодят лишнюю бумажную переписку и могут быть выделены из числа дел, подлежащих епархиальному управлению; таковы: дела о распрях и нестроениях в причтах, дела чести, о раздорах причтов с церковными старостами, дела о маловажных дисциплинарных проступках священно- и церковнослужителей и т. п. д) При заботах о расширении и оживлении приходской жизни многие дела могут быть с пользой переданы в ведение местных церковно-приходских попечительств; таковы все дела, касающиеся ревизии приходорасходных книг, поверки документов по ремонту и постройке церквей и церковных домов, сдачи в аренду земель и домов и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этих докладов обратился к верующим: Ну как, пойдете за обновленцами или за Тихоном? Те, конечно, все как один: Не надо обновленцев, как служили раньше, так и будем служить в будущем, и вынесли тут же постановление, что признают постановление Поместного собора только до 1923 года, а также чтобы их архиереем – как и вынесли чистопольцы – был известный приверженец Тихона – Иоасаф. В общем, образовалась одна лишь тихоновщина, и с таким же решением и единодушием Меньшиков просил поддержать Юзеева сегодняшний съезд духовенства первого благочиннического округа, созываемого Меньшиковым, и всех граждан города, симпатизирующих ему. Помимо вышесказанного, на этом же собрании произведены выборы церковного совета по предложению Юзеева из 12 человек, как и в Чистополе, с возложением на таковых всевозможных обязанностей, в каковой совет прошли, как и надо было ожидать, вся контрреволюционная шатия, как то: бывший купец А. И. Аристов; известный кулак-мельник Просвиряков; торговец Кулушев; Игумнова, известная приверженка Меньшикова, сидевшая в тюрьме за изъятие церковных ценностей; Сметанин – быв[ший] торговец; Потапов – церковный староста, известный мамадышский кулак, и много других, фамилии которых не помню. Где таким выборам был недоволен сам Меньшиков только потому, что из среды духовенства никого туда не провели, указывая, что по прежним правилам из духовенства обязательно кто-нибудь должен быть, говоря, что он так не останется и означенный вопрос выяснит в Казани, так как на днях поедет туда. 23/VII-23 г. Подпись. Верно: Сотрудник для поруч[ ений] < Королев> .   8 27 июля 1923 г. – Рапорт о намерении Н. И. Юзеева вести агитацию за патриарха Тихона в Кукморской волости Мамадышского кантона   Уполномоченному ТО ГПУ по Мамадышскому кантону. Из разговоров с замотуправом т[оварищем] Макаровым последний сообщил, что у него недавно был Юзеев, приходил по делу регистрации соборной общины и говорил, что скоро он собирается ехать в поселок Кукмор и хочет провести съезд 2-го благочиннического округа, т. е. также их сагитировать, чтобы переходили все к патриарху Тихону, как и на съезд[е] 1-го округа.

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

Кроме того, благочинный принимает известные меры в случае смерти одного из подчиненных ему церковно-должностных лиц, доносит бедных духовного звания, вместе с назначением опекуна, если остались малолетние сироты, а в случае смерти священника в особенности, поверяет наличность церковного имущества и церковные дела и, по прибытии новоопределенного священника, передает их этому последнему, вводя его и в должность прочтением в церкви его ставленной грамоты. Для проверки церковного имущества и документов, благочинный является в приход также в случае смерти, или выхода на должности церковного старосты: он же руководит выбором нового старосты. Благочинный наконец служит посредником между епархиальным начальством и приходским духовенством, объявляя последнему распоряжения начальства, а начальству представляя прошения и жалобы со стороны духовенства, а также деньги и документы от церкви. С дозволения епархиального архиерея могут, составляться при благочинных благочиннические советы, в ведение которых предоставляются: рассмотрение разных спорных дел и жалоб, аттестация духовенства, представление к наградам, наблюдение за тем, чтобы церковные старосты приобретали свечи из епархиального свечного завода и т. п. Возможно, что с введением приходской дисциплины, в благочинническом совете, или в другом органе, под другим названием, уже с участием представителей от прихожан благочиннического округа, будет установлена высшая инстанция над приходским дисциплинарным судом. Существующий теперь благочиннический совет составляется, под председательством благочинного, из нескольких священников, выбираемых духовенством округа. При благочинных на средства духовенства округа составляются иногда благочиннические библиотеки. Монастыри, не изъятые из подчинения епархиальному архиерею, изъяты из подчинения благочинным приходских церквей и состоят под наблюдением особых монастырских благочинных, в руководство которым существует с 1828 г. особая инструкция. Военное и придворное духовенство равным образом имеют своих благочинных, подведомственных протопресвитерам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Наилучшая и целесообразная, по указаниям опыта и наблюдений над современной жизнью, постановка епархиальных съездов была бы в таком виде: 1) Епархиальные съезды, как вспомогательные органы епископской и епархиальной власти, созываются в резиденции епископа – епархиальном городе, ежегодно в июне месяце, когда и духовенство и миряне более свободны от обычных своих трудов и занятий, когда и самые способы путеследования в епархиальный город в большинстве епархий бывают удобнее. Время созыва первого – по новому положению – епархиального съезда предоставляется воле и усмотрению местного епископа, в пределах указанного времени; последующие назначаются уже самими съездами. В особо важных случаях созываются и экстренные съезды по усмотрению епархиального архиерея. 2) Продолжительность съездов находится в зависимости от количества дел, предлагаемых обсуждению и разрешению съездов, и, во всяком случае, может и должна быть не менее 10 дней. 3) Предварительно созыва съезда, не позднее 1–2 месяцев до начала открытия такового, составляется программа вопросов, которые и оглашаются во всеобщее сведение на страницах местных «Епархиальных Ведомостей» и других печатных изданий, причём весьма желательно, чтобы в составлении программы участвовали непременно благочиннические съезды и благочиннические советы. Лица должностные, частные учреждения, советы и правления училищ, епархиальные училищные советы и их отделения, а равно комитеты свечных заводов, церковно-приходские попечительства также могут давать свои материалы для программы. Сортировку поступившего программного материала для первого съезда, конечно, лучше всего возложить на особо уполномоченных лиц, по назначению владыки, а впоследствии – на особую комиссию из съезда. Особая комиссия или совет из лиц духовных и светских, по избранию съезда, впоследствии, помимо отправления функций епархиальных съездов, составляет при епархиальном архиерее постоянно-коллегиальное учреждение, зависимое от епископской власти и способствующее последней в деле устроения и направления церковно-приходской жизни епархии. Само собой, по опубликовании программы, желателен широкий и свободный печатный обмен мыслями в местных печатных органах и подача всякого рода заявлений и докладов прямо в съезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 1. В Харьковской епархии для более успешной деятельности в борьбе с расколом и всеми существующими религиозными сектами учреждается особый «Епархиальный Совет по миссионерским делам», имеющий свое местопребывание в г. Харькове. § 2. Председателем совета состоит Харьковский Архиерей и помощник его местный Викарий. § 3. Совет состоит из восьми членов, назначаемых Преосвященным из городских протоиереев и священников. Один из них назначается казначеем. § 4. В число членов приглашаются двое из наставников Харьковской духовной семинарии: один преподаватель по классу миссионерских предметов, а другой – из знакомых с сектантством России и склонных к занятиям подобного рода. § 5. К членам Совета с совещательным голосом присоединяются лучшие из городских и уездных протоиереев и священников под именем сотрудников Совета не менее двух из каждого благочиния епархии, коих считается 34. Между ними Епархиальным начальном разделяются приходы по удобству местностей так, что у каждого сотрудника в наблюдении состоит несколько священников с их приходами под названием миссионерского участка. Сим участкам в совете и Консистории имеются списки под названием; такого-то уезда, такого-то благочиннического округа, 1-й или 2-й миссионерский участок. В таких участках указываются по спискам и состоящие в них сотрудники и приходы с их священниками. § 6. Служба по миссионерскому делу как членов Совета, так и сотрудников пишется в их послужных списках. § 7. К участию в трудах Совета и духовенства по миссионерскому делу приглашаются и светские люди всех сословий, и особенно из благочестивых крестьян, имеющих возможности следить за сектами, главным образом, распространяющимся в их среде, под названием ревнителей православия. Они избираются приходскими священниками, по одному и по два в каждом приходе, и списки их препровождаются к сотрудникам, и к концу каждого года пересылаются в совет. § 8. Приходским священникам вменяется в обязанность быть в постоянных сношениях с ревнителями, советовать им приискивать себе помощников по возможности в каждом селении прихода, поощрять их тщательному наблюдению за сектантами, где таковые окажутся и, сообщаемые ими сведения, передавать сотрудникам для препровождения в совет, а у себя вести им хронологическую запись 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Представители духовных школ: ректоры, инспекторы семинарий и смотрители духовных училищ – тоже весьма будут полезны на Соборе, как воспитатели духовного юношества – будущих священников. Необходимость присутствия мирян на Соборе вытекает из того, что каждый православный христианин есть член Церкви, ради которого и самая иерархия существует, поэтому, были бы полезны там профессора духовных академий – канонисты, религиозно-настроенные и сочувствующие Церкви писатели и другие образованные лица. 2. Разделение всероссийской Церкви на церковные округа под управлением митрополитов По своей некомпетентности мы не можем решать этого вопроса; но не можем не выразить желания, чтобы епархии, как например наша, были разделены на две или на три епархии; через это уменьшилось бы у епископа канцелярское дело и было бы больше времени для общения с духовенством и паствой. 3. Об органах епархиального управления и суда Вместо нынешней консистории не лучше ли будет, если будет учреждён постоянный пресвитерский совет при епархиальном епископе? Он может состоять из выборных приходских священников. По своему разумению можем предложить такой проект. Пресвитерский совет состоит из 9–12 членов, выбранных из приходских и заштатных священников на три года. Он разделяется на три-четыре отделения, которым поручается епископом рассмотрение дел по отдельным отраслям епархиального управления; им же могут быть переданы дела по заведованию духовными училищами, миссией, эмеритальной кассой и т. п.; так как они будут свободны от дел приходских, то времени на это у них будет достаточно. Общие собрания совета должны происходить под председательством епископа. Содержание этим членам совета не потребуется особенно большое, так как они будут получать содержание и по приходу. Духовный суд может иметь две инстанции: благочиннический совет, или – ещё лучше – собрание духовенства благочиния для разбора дел по небольшим жалобам и другим мелким преступлениям духовенства против дисциплины; и вторая, высшая инстанция – пресвитерский совет во главе с епископом. Для производства следствий в распоряжении его лучше всего иметь особых следователей, например по одному на уезд. 4. О благоустройстве прихода в религиозно-нравственном, просветительном и благотворительном отношениях. Исторические и канонические соображения о выборном начале духовенства

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010