19) Как орган контроля хозяйства духовно-учебных и благотворительных заведений, совет фактически и по отчётам следит за правильностью расходования сумм, проверяет благочиннические отчёты и в конце года даёт отчёт о своей деятельности. 20) Как орган, помогающий епископу в совершении суда, совет совершает судебные функции на основании и в порядке, указанном ниже под лит. д. 21) Для лучшего выполнения вышеозначенных обязанностей, члены совета делятся на группы, соответствующие существующим в духовных консисториях столам, причём каждый стол по каждому делу, касающемуся его, подготовляет весь нужный материал, самое же дело решается в общем присутствии всех членов совета. 22) По вопросам, требующим специальных знаний, совет приглашает сведущих людей; для производства же следствий при совете имеется один или несколько судебных следователей, смотря по величине епархий, с платой за их труд, определяемой съездом. 23) Желательно, чтобы следователями были лица, получившие специальное образование. 24) При совете имеется канцелярия, с достаточным числом служащих, с платой за их труд, определяемой епархиальным съездом. 25) Секретарь совета избирается епархиальным съездом из лиц, получивших юридическое образование; съездом же определяется и жалованье ему. 26) В решениях совета секретарь не принимает участия; но он обязан указывать на незаконность решений, однако без права апелляции и кассации решений. 27) В случае допущенного членом совета злоупотребления, он отстраняется епископом от должности и немедленно же предаётся суду, а место его замещается следующим по большинству голосов кандидатом, причём, если отданный под суд член совета будет оправдан, он снова вступает в число членов совета до окончания срока, на который он избран, в противном же случае не только совершенно отстраняется от должности, но и лишается права быть вновь избранным как депутатом съезда, так и членом совета. в) Епархиальные средства и доходы 1) По пар. 8 лит. а епископ и все помогающие ему органы епархиального управления содержатся не на одни казённые средства епархии. Таковыми должны почитаться:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О таком учреждении осмеливаюсь представить вашему высокопревосходительству мои мысли в виде положения в следующих параграфах: . § 1. В харьковской епархии для более успешной деятельности в борьбе с расколом и всеми существующими религиозными сектами учреждается особый «Епархиальный Совет по миссионерским делам», имеющий свое местопребывание в г. Харькове. § 2. Председателем Совета состоит харьковский архиерей и помощником его местный викарий. § 3. Совет состоит из восьми членов, назначаемых преосвященным из городских протоиереев и священников. Один из них назначается казначеем. § 4. В число членов Совета приглашаются двое из наставников харьковской духовной семинарии: один – преподаватель по классу миссионерских предметов, а другой – из знакомых с сектантством в России и склонных к занятиям подобного рода. § 5. К членам Совета с совещательным голосом присоединяются лучшие из уездных городских и сельских протоиереев и священников под именем сотрудников Совета, не мене двух из каждого благочиния епархии, коих считается 34. Между ними епархиальным начальством разделяются приходы по удобству местностей так, что у каждого сотрудника в наблюдении состоит несколько священников с их приходами под названием миссионерского участка. Сим участкам в Совете и Консистории имеются списки под названиями: такого-то уезда, такого-то благочиннического округа, 1-й или 2-й миссионерский участок. В таких участках указываются по спискам и состоящий в них сотрудник и приходы с их священниками. § 6. Служба по миссионерскому делу как членов Совета, так и сотрудников пишется в их послужных списках. § 7. К участью в делах Совета и миссионерскому делу приглашаются и светские люди всех сословий, и особенно из благочестивых крестьян, имеющих возможность следить за сектами, главным образом распространяющимися в их среде, под названием ревнителей православия. Они избираются приходскими священниками по одному и по два в каждом приходе и списки их препровождаются к сотрудникам, и к концу каждого года пересылаются в Совет. § 8. Приходским священникам вменяется в обязанность быть в постоянных сношениях с ревнителями, советовать им приискивать себе помощников по возможности в каждом селении прихода, поощрять их к тщательному наблюдению за сектами, где таковые окажутся, и сообщаемые ими сведения передавать сотрудникам для препровождения в Совет, а у себя вести им хронологическую запись.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В силу этого нашего проекта дела консистории должны быть, в порядке разрешения их, разграничены на две категории: одни, менее важные и составляющие более компетенцию канцелярии, чем «присутствия» консистории, должны остаться в полном ведении и подлежать окончательному разрешению консистории, как таковой, в её настоящем виде и составе: судные же и все другие важнейшие дела, требующие предварительного рассмотрения и обсуждения и такое или иное разрешение которых может отзываться на имущества, чести и пр. заинтересованных в деле лиц, рассматриваются и разрешаются консисторией под личным председательством епископа 2 раза в неделю; причём консистория в этом случае действует уже не как параллельное епископу коллегиальное учреждение, а как совещательный пресвитерский совет епископа, каковым именем таковое присутствие консистории и именуется. В определённые сроки, приблизительно один раз в неделю, этот пресвитерский совет расширяется в своём составе через участие в нём начальников всех отдельных епархиальных учреждений. Это совещательное собрание составляет усиленный пресвитерский совет епископов, и его суждению подлежат, как мы сказали уже и выше, все вообще важнейшие журнальные доклады отдельных учреждений; в частности – такое первостепенной важности дело епархиального управления, как избрание кандидатов на священнослужительские места и назначение на разного рода административные епархиальные должности (благочинного, членов правления свечного завода, попечительства о бедных духовного звания и пр.). Церковный суд Спроектированный нами строй епархиального управления – благочиннического и собственно епархиального, – обеспечивая, насколько возможно, закономерность и жизненность в течении епархиальных дел вообще, имеет за собою ещё то великое преимущество, что им наиболее удовлетворительно, по нашему мнению, разрешается вопрос об упорядочении важнейшей отрасли епархиального управления – церковного суда. Многотрудный и многосложный вопрос о церковном суде желательно, конечно, было бы разрешить также на почве предания и канонических постановлений вселенской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Члены благочиннического совета 3-го округа Арханг. уезда, вследствие распоряжения епархиального начальства, в общем собрании своём, имели суждение о предстоящих реформах и улучшении положения русской православной Церкви и, по обсуждении сих вопросов, пришли к следующим заключениям: 1) Для улучшения русской православной Церкви необходимо большее единение пастыря с пасомыми, а для сего желательно, чтобы в каждом приходе, во главе с пастырем Церкви, существовало просветительное учреждение (попечительство, община, совет или братство), материально обеспеченное, которое объединяло бы в себе начальную школу, благотворительность, заведовало бы библиотекой, хозяйственной частью церкви и религиозно-нравственными чтениями. 2) За священником должно остаться право нравственного руководства пасомыми. В этом случае необходимо сохранить все его правовые преимущества в приход. 3) Для той же цели необходимо полное освобождение священника от необходимости прибегать к поборам за требоисправления, как морально унижающим его, для чего от правительства или общества должно быть назначено вполне приличное жалованье. 4) Пастырь прихода намечается духовенством всего благочиннического округа, но не прихожанами. Участие последних в выборе пастыря нежелательно по следующим причинам: а) в современном сельском населении заметно полное отсутствие должного критерия при оценке кандидатов священства; б) отсутствие в современном приходе сколько-нибудь достойных кандидатов для степеней священства, и в) возможность злоупотреблений при избрании пастырей Церкви, подобно тому, как это бывает при избрании сельских должностных лиц: судей, волостных старшин, сельских старост и т. п. Намеченный кандидат утверждается епархиальным епископом или назначается по его благоусмотрению. 5) В каждом округе должен быть благочиннический совет, которому в известных границах должна быть предоставлена судебная власть. Члены благочиннического совета выбираются духовенством всего благочиннического округа. 6) При епископе, за упразднением консистории, учреждается особый совет пресвитеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е., высшие церковные администраторы, которых, но власти управления, можно уподобить епископам, затем-депутаты, избираемые провинциальными синодами, и, наконец, лица, назначенные по усмотрению государя или вообще правительства. Впрочем, генеральный синод не есть постоянный и непрерывно действующей орган высшего церковно-протестантского управления в Пруссии: он созывается государем только чрез каждые шесть лет. Постоянным же высшим органом церковно-протестантского управления в Пруссии служит Oberkirchenrath т. е., верховный церковный совет, председателем которого всегда и непременно должно быть светское лицо; а членами его могут быть как светские, так и духовные лица. Если генеральный синод, постановления которого только тогда получают силу законов, когда они утверждаются государем, должен быть признан вообще органом церковного законодательства, то верховный церковный совет есть высшее учреждение административно-исполнительное: ему подчинены все консистории, ведающие дела церковных округов, уподобляющихся нашим епархиям. Консисториям же подведомственны дела и лица пробтских (благочиннических) округов, а пробстам- приходы. Такой строй церковного управления для лютеранских общин удержан и русским законодательством: различие можно усматривать разве только в том, что прусский верховный совет в русских законах именуется генеральной консисторией, хотя и это название-обер-консистория-заимствовано русским законодателем из законов менее значительных протестантских государств Германской же империи.-Впрочем, так как в России, кроме лиц евангелическо-лютеранского исповедания, проживают еще члены и других протестантских разновидностей, то русский законодатель определил и их государственное положение особыми уставами. Таким образом в Своде наших законов (т. ХИ) есть уставы: 1) для евангелическо- аугсбургских общин; 2) евангелическо – реформатских обществ: в С.-Петербурге, Москве, Риге, Митаве, Ревеле, в царстве польском и Архангельске; 3) для немецких колонистов в Закавказье; 4) для евангелических братских обществ в Сарепте и Прибалтийских губерниях и 5) для шотландских колонистов в Каррасе, базельских колонистов в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

е. высшие церковные администраторы, которых, по власти управления, можно уподобить епископам, затем – депутаты, избираемые провинциальными синодами, и, наконец, лица, назначенные по усмотрению государя или вообще правительства. Впрочем, генеральный синод не есть постоянный и непрерывно действующий орган высшего церковно-протестантского управления в Пруссии: он созывается государем только чрез каждые шесть лет. Постоянным же высшим органом церковно-протестантского управления в Пруссии служит Oberkirchenrath т. е. верховный церковный совет, председателем которого всегда и непременно должно быть светское лицо; а членами его могут быть как светские, так и духовные лица. Если генеральный синод, постановления которого только тогда получают силу законов, когда они утверждаются государем, должен быть признан вообще органом церковного законодательства, то верховный церковный совет есть высшее учреждение административно-исполнительное: ему подчинены все консистории, ведающие дела церковных округов, уподобляющихся нашим епархиям. Консисториям же подведомственны дела и лица пробстских (благочиннических) округов, а пробстам – приходы. Такой строй церковного управления для лютеранских общин удержан и русским законодательством: различие можно усматривать разве только в том, что прусский верховный совет в русских законах именуется генеральной консисторией, хотя и это название – обер-консистория – заимствовано русским законодателем из законов менее значительных протестантских государств Германской же империи. Впрочем, так как в России, кроме лиц евангелическо-лютеранского исповедания, проживают еще члены и других протестантских разновидностей, то русский законодатель определил и их государственное положение особыми уставами. Таким образом, в Своде наших законов (т. XI) есть уставы: 1) для евангелическо-аугсбургских общин; 2) для евангелическо-реформатских обществ: в С.-Петербурге, Москве, Риге, Митаве, Ревеле, в Царстве Польском и Архангельске; 3) для немецких колонистов в Закавказье; 4) для евангелических братских обществ в Сарепте и Прибалтийских губерниях; 5) для шотландских колонистов в Каррасе, базельских колонистов в г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

§ 64. Епархиальный совет есть исполнительный орган епархии. Его обсуждению и решению принадлежат все вопросы епархиального делопроизводства, организации и надзора. Епархиальный совет заседает по мере надобности и правомочен в присутствии председателя и не менее половины членов. Решения заносятся в протокол, подписываются участниками и вступают в силу с утверждением их епископом, по миновании срока обжалования. Епископ имеет право принимать с правом совещательного голоса участие в заседаниях епархиального совета и руководить ими. § 65. Епископ имеет право делать церковно- и священнослужителям своей епархии предупреждения, увещания, замечания и выговор в случаях погрешностей в их образе жизни или в исполнении служебных обязанностей, доводя о сем до сведения митрополита. § 66. Органы благочиния суть благочинный, общее собрание благочиния и совет. § 67. Благочинный есть духовный руководитель благочиния, а также председатель общего собрания и совета благочиния. Он лично или при посредстве представителя ревизует деятельность церковно- и священнослужителей вверенного ему благочиния, а также делопроизводство и состояние приходов. § 68. Благочинный имеет право делать священно- и церковнослужителям своего благочиния предупреждения, увещания, замечания и выговоры за погрешности в их образе жизни и в исполнении служебных обязанностей, доводя о сем до сведения митрополита. § 69. Общее собрание благочиния есть высшая власть в благочинии. Общее собрание созывается благочинным: очередное по меньшей мере раз в год, чрезвычайное по мере надобности, по его усмотрению, или по требованию митрополита, или Синода, или благочиннического совета, или по заявлению 1 / 3 приходских советов благочиния. В заседаниях общего собрания принимают участие по два представителя от каждого из приходов благочиния: духовный и светский. Общее собрание правомочно, если представлена по меньшей мере половина приходов, принадлежащих к благочинию. Если на общее собрание не явится потребное число представителей, то через час по той же самой повестке состоится новое собрание, правомочное при любом количестве собравшихся представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не то усматривается в христианском обществе нашего времени. „До какой степени убогие приношения на церковноприходские школы поступали в Училищный совет – читаем в одном Епархиальном органе – об этом весьма красноречиво говорят „ведомости“ кружечных сборов по церквам епархии, представляемые в Совет о. о. благочинными. Скудость сборов по отдельным церквам благочиннических округов укрывалась и укрывается под общим „итогом“ денег, собираемых со всего округа. В течении целого года кружечный сбор по сельским церквам не превосходил за всё время открытия церковноприходских школ (с 1886 по 1891 гг.) 3–5 р. Но за то нисходил этот сбор до 30, до 15, до 10-ти коп., в большинстве же 50–70 к. и в редких только церквах 1 рубль… Общий итог сборов по церквам епархии за каждый отдельный год по раскладке определяется в скромную сумму одной тысячи с сотней или двумя сотнями руб. – Что же может Совет сделать из такой скромной суммы? О если бы и к нему послан был пророк Илия, как к сарептской вдовице!“ – острит автор приведённого сообщения 749 . А как получается и этот скудный сбор – это видно из тех характерных советов и наставлений, какие автор означенной статьи даёт приходским священникам: „на руководителях простого народа – говорит он – (а в особенности на священниках) лежит прямой, священнейший долг будить его на всё доброе: умолять плакать пред ним и за него, угрожать ему судом Божиим за леность... В один день одним поучением не разбудить русского человека на совершение нового подвига. Дивятся, что на Иерусалим и на греков собирают массу денег. Но припомните, сколько столетий „ныли и пели“ нам греки о своей бед- —166— ности, о притеснениях и т. п. жалостях. А кто о школе поплакал с народом и пред народом?“ 750 Итак, из стремления высшего правительства к возможно большему и быстрому размножению церковных училищ проистёк на наше духовенство новый долг – „ныть и петь“ целые столетия пред христианским народом о бедности. И кто не знает, что наше духовенство уже запело и заныло... И не удивительно: „на всю Россию, по словам СПБ. Ведом., приходится около 30000 школ, считанных же кабаков не менее 150000; с кабаками несчитанными (тайными притонами питий) и с придачей разных других учреждений, где можно раздобыться водкой, наберётся в общей сложности, пожалуй, 200000 притонов, так или иначе спаивающих с круга население“ 751 и – прибавим от себя – устроенных далеко лучше, чем церковные школы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Митрополит Вениамин направлял их к тому, чтобы они объединяли приходы как можно более прочными нитями. Когда совет одного из благочинии представил рапорт о том, что он «не получал извещения» о постройке нового придела в самой заметной церкви своего района, владыка счел подобное отношение к делу недопустимым: «1920. Окт. 5/18. Благочиннический Совет должен знать, не ожидая докладов, что происходит в его округе. Очень жаль, что он не замечает даже таких крупных явлений, как устройство целого храма, о постройке которого известно Митрополиту и она велась с его благословения» 900 . В 1919 и 1920 годах велась подготовка к созыву Епархиальных собраний, но неизвестно, состоялись ли они. Собрание 1919 года было назначено на конец сентября. Его состав предполагался весьма значительным – сто человек. Каждое из 11 благочинии Петрограда должны были представлять по 4 депутата, каждое из 22 остальных благочинии епархии, а также эстонское и единоверческое благочиния – по 2 депутата. Кроме того, по одному депутату посылали на собрание Богословско-Пастырское училище, Миссионерский совет, Александро-Невское трудовое братство, Епархиальное попечительство о бедных, правление эмеритальной кассы и ряд других еще сохранившихся учреждений 901 . Однако за месяц до объявленного времени открытия собрания владыка Вениамин утвердил постановление Епархиального Совета о том, что его созыв необходимо отложить: «Ввиду раздробленности епархии в настоящее время [Гдовский уезд был занят белыми – авт.], необыкновенной дороговизны жизни, чрезвычайных затруднений, с которыми сопряжены в настоящее время въезд и выезд в Петроград ... Епархиальное собрание состояться не может» 902 . Епархиальное собрание 1920 года, по благословению митрополита Вениамина, было намечено провести с 29 сентября по 11 октября. В его повестке дня стояло обсуждение вопросов о руководстве для приходских советов; о регистрации прихожан и о приходской книге; об установлении дня праздника семьи; о религиозно-нравственном воспитании детей; об инструкторах по законоучительству; о разъездных священниках-проповедниках; о трудовых женских артелях (подворьях) и об устройстве церковноприходской жизни в них 903 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Членов епархиального духовного совета должно быть от 4-х до 6-ти; половина этих членов избирается самим епископом, а избрание другой половины членов предоставляется духовенству на епархиальном съезде. Члены избираются на пять лет и утверждаются своим епископом. Временное устранение или увольнение члена из епархиального духовного совета, прежде окончания срока избрания, может быть допускаемо епископом или по собственному прошению, или по суду. Для рассмотрения и решения важнейших дел по учебной и воспитательной частям епархиального училищного совета, духовной семинарии, мужских и женских духовных училищ, миссионерского комитета, братства, свечного завода и других духовных учреждений приглашаются в епархиальный духовный совет с правом голоса председатели сих учреждений. Секретарь и другие чиновники епархиального совета должны избираться самим советом и утверждаться епископом. Секретарём совета должно быть лицо, имеющее по возможности юридическое и специально-каноническое образование (лицо это не должно быть непременно светским чиновником, но может иметь и священный сан). Как постоянным членам епархиального духовного совета, так и всем чиновникам должно быть положено определённое соответственное жалованье из казённых сумм, а за недостаточностью их – из общих церковных сумм или же местных. Б) Для заведования епархиальными делами меньшего значения должен быть образован, в помощь епископам, низший административный орган – благочиннический совет. Духовенство округа избирает из среды себя на три года двоих, пользующихся опытностью и уважением, священников, из которых и местного благочинного, назначаемого епископом, составляется совет. В заведование благочиннического совета могла бы отойти весьма значительная часть дел, в настоящее время находящихся частью в ведении епископов и консисторий, частью в ведении благочинных, частью – других учреждений. Так, ведению благочиннического совета могли бы быть предоставлены следующие дела: а) Выдача, приём, просмотр всех приходских отчётностей, метрических, исповедных и приходо-расходных книг со всего округа, с ответственностью за их исправность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010