4 . Основания епархиального управления и суда суть: а) Священное Писание , б) догматы православной веры, в) каноны св. апостолов, св. Соборов и св. отец и г) действующие церковные законы и законы государственные, не противоречащие основам церковного строя. 5 . В каждой епархии в непосредственном ведении епархиального архиерея состоит епархиальный совет. 6 . В отношении управления епархия разделяется на благочиннические округа, которые находятся в ведении благочинных, действующих вместе с состоящими при них советами. 7 . Каждый благочиннический округ заключает в себе несколько приходов, существующих на основании Положения о приходе. 8 . Для утверждения и распространения православной веры и для борьбы с противными ей учениями учреждаются в епархии миссии, братства и общества, действующие на основании особых Уставов н Правил, под непосредственным руководством епархиального архиерея. 9 . Под непосредственным же руководством епархиального архиерея состоят существующие в епархии духовно-учебные заведения, церковные школы и иные епархиальные учебные заведения (училища пастырства, псаломщические, певческие школы, курсы и другие), действующие на основании своих Уставов н Положений. —128— 10 . В каждой епархии существует епархиальное попечительство о бедных духовного звания и учреждаются богадельни, приюты и другие благотворительные заведения, действующие на основании особых Уставов и Положений также под непосредственным руководством епархиального архиерея. 11 . Духовенству епархии предоставляется, под непосредственным руководством епархиального архиерея, учреждать эмеритальные, ссудные, похоронные и иные взаимо-вспомогательные организации на основании утверждаемых подлежащею церковной властью Уставов, Правил и Положений. 12 . В епархии должны быть устрояемы свечные заводы и иные церковно-хозяйственные учреждения. Примечание: право устраивать свечные заводы и иные церковно-хозяйственные учреждения принадлежит исключительно епархиальной власти. 13 . В каждой епархии действуют на основании особых уставов епархиальные церковно-археологические, церковно-исторические и церковно-певческие общества и существуют епархиальные древлехранилища.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как видим, благотворительность и развитие трудовых организаций (пп. е)) так же были приняты равноправными компонентами православной миссии. Более высоким административным уровнем миссии была определена миссия церковно-окружая или благочинническая (Раздел II §§8–12). В Разделе подчеркивались общие с церковно-приходской миссией цели, описывалась организация миссии на данном уровне, учреждались церковно-окружные миссионерские собрания, предоставлялась возможность назначения специального окружного миссионера, определялся порядок отчетности. Далее следовала церковно-уездная миссия (Раздел III §§13–17). Вновь подчеркивалось единство целей, определялись роль и значение церковно-уездных миссионерских собраний, возможность назначения уездного миссионера и порядок отчетности. Ключевым организационным звеном определялась церковно-епархиальная миссия. Раздел IV (§§18–30) определял порядок ее организации (деятельности) и отчетности, вновь подчеркивал единство целей с церковно-приходской миссией. Важным являлось: учреждение Епархиальных миссионерских советов (на основе миссионерских братств) и определение прядка их деятельности (§§21–23), возможность назначения необходимого для нужд епархии числа епархиальных миссионеров, установления требований к ним, их прав и обязанностей, источников расходов на их содержание (§§24–30). Раздел V Правил был посвящен «Внеепархиальной миссии», которая предполагала наличие двух уровней: областной (или окружно-митрополичьей) и всероссийской. Подраздел «А. Областная или окружно-митрополичья миссия» очерчивал порядок деятельности первой и предусматривал проведение, каждые два года, областных миссионерских съездов, порядок их созыва и самоуправления. Подраздел «Б. Всероссийская миссия» предусматривал правовые нормы созыва и деятельности всероссийских миссионерских съездов. Было принято решение об учреждении Миссионерского Совета при Св Синоде и утверждено Положение о нем с. 57–60]. Совет организовывался на постоянной основе для обслуживания нужд и охраны интересов миссии. Положение предусматривало порядок деятельности и финансирования Совета и его вспомогательных учреждений, избрания его членов и руководящих органов.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

С другой стороны, на поле битвы пехота Хмельницкого уже смешала Немецкую, и загнала её в середину Польской армии, когда увидели, что вся Татарская армия пошевелилась, оставила высоты, снялась с места, и открыла наш левый фланг; немедленно Поляки окружили и смешали пахоту козацкую; Гетман поскакал туда на помощь с конницею, но уже было поздно: уже невозможно было туда пробиться. Поворотив назад, Гетман кинулся вслед за Татарами, чтобы остановить их; наша конница увидела, что он скачет к Татарской армии, понеслась по его следам; пехоту со всех сторон окружили неприятели; она решилась прорваться к болотам и там найти гибель. Немцы и поляки требовали от неё сдачи. Она отвечала, что ей нужна свобода или смерть, сомкнулась, вступила в рукопашный бой, пробилась в лозы и укрепилась в них. Поляки, считая погибель её неизбежною, оставили её выбивать из кочек и трясин, а сами, разделясь, кинулись – одни на наши обозы, и захватили весь вагенбург с подъездками, подъёмными лошадьми и артиллериею; другие пустились в погоню за Татарами, и забрали у них конскую сбрую, сабли, повозки, Ханский шатёр, знамя и барабан его, серебряный вызолоченный; Татары набегу начали рубить головы пленникам; часть из них была освобождена. Так изменою Хана была вырвана победа из рук Хмельницкого, который начал уже было одолевать князя Вишневецкого. Между тем, как поляки торжествовали победу и праздновали её козацкими запасами, козацкая пехота, сидевшая в лозах, не знала своей участи и почти решилась на гибель: с одной стороны было у них болото, вовсе непроходимое, с других сторон массы поляков, сквозь которых невозможно было пробиться. Составили совет и гениальная мысль родилась у старых воинов: они дождались ночи, разложили пики свои по болоту, на шесть вершков одна от другой, концами ровно; потом легли и покатились по ним: так, с боку на бок переворачиваясь, перекатились на твёрдую землю; последние переволокли пики за собою, и не отдыхая нимало, пошли искать Гетмана с конницею. Она пасла лошадей, и горевала о гибели товарищей. Можно судить, как все наши были обрадованы неожиданною встречею! Здесь вместо обеда, которого никто не имел с собою, пехота утолила голод стеблями травы котрана и холодника, что зовут у нас в Малороссии «опуцки и козельцы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

мая и обязанная непременно действовать в полном согласии со всем церковным клиром и народом в лице их особых представителей. Поэтому в новообразованных органах церковного управления сменяемые элементы отнюдь не должны подавлять несменяемые и священные: в епископском совете – епископа, в приходском – пресвитера. С этой точки зрения формулы проекта, касающиеся епархиального совета, нельзя назвать вполне удовлетворительными, ясными и полными. И совершенно уже неудовлетворительными и неприемлемыми нужно признать положения о приходском совете, выработанного петроградской Комиссией, и хотя принятого приходской секцией съезда, но вовсе не рассмотренного и не утверждённого в пленарном собрании съезда приходского устава. В этом уставе положение пресвитера с клиром сводится, в сущности, исключительно к требоисправлению; задачи клира здесь определяются только как института, «при посредстве которого члены прихода имеют общение в молитвах, таинствах и православном христианском учении», ни на какое пастырско-руководственное значение клира ни малейшего намёка; наоборот всё это значение усвояется приходскому совету. В этом же приходском совете руководственное значение председателя принадлежит не пресвитеру как носителю священной церковной власти в приходе, а кому-либо из членов совета безразлично из клира или из мирян. Таким путём пресвитер принципиально лишается вовсе принадлежащей ему по природе его священного сана церковной власти и даже допускается такая недопустимая несообразность, что руководящее в приходе положение председателя совета может занимать помощник пресвитера – диакон и даже псаломщик, что уже является вопиющим нарушением церковной дисциплины. Безусловно, необходимо, чтобы пресвитер занимал в приходском совете то же положение, какое сейчас епископ в епархиальном: он должен быть непременным председателем приходского совета и иметь право, при несогласии с советом, переносить спорное дело в высшие инстанции – в общее приходское собрание или окружной (благочиннический) совет по принадлежности. Вообще же этот про-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тагиле. С нояб. 1920 г. на территории Н. С. м. располагался Екатеринбургский концентрационный лагерь 2. Первоначально 420 чел., обвиненные в саботаже, спекуляции и др. преступлениях, содержались в монастырских зданиях. Большая группа заключенных, осужденная за участие в тамбовском восстании и шпионаже, прибыла летом 1921 г. Заключенные работали в мастерских, прачечной и хлебопекарне, ранее принадлежавших обители, а также в городе по заявкам учреждений и орг-ций. Тяжелые условия, антисанитарная обстановка и скудное питание привели к высокой смертности в лагере. За весь период существования концлагеря там отбывали наказание 1036 чел. (среди них 17 представителей духовенства), с окт. 1921 по июнь 1922 г. умерли 265 чел. В одной из двух книг регистрации заключенных указано 542 чел., из них 253 с пометой «умер». Только в янв. 1922 г. на монастырском кладбище было похоронено 75 чел. Случаи побегов заключенных привели к тому, что в 1921 г. в концлагере была введена «круговая порука»: при побеге одного заключенного расстреливали пятерых. Решением Губернского подотдела от 15 марта 1922 г. Нижнетагильский лагерь стал филиалом Екатеринбургского концентрационного лагеря 1; 1 июля 1922 г. был окончательно закрыт. Во время размещения концлагеря на территории Н. С. м. оба храма были закрыты и обнесены проволочным заграждением, изгнаны неск. монахинь, проживавших в подклете Вознесенского храма. Но 4 янв. 1921 г. прихожане добились разрешения исполкома открыть Скорбященский и Вознесенский храмы и совершать в них богослужение. 16 янв. 1921 г. на общем приходском собрании настоятелем Вознесенской ц. был избран свящ. Леонид Черепанов, благочинный 4-го благочиннического округа Н. Тагила. В совет восстановленного прихода помимо Черепанова вошли игум. Мария и казначея мон. Валентина. Старостой прихода стал Я. Е. Семёнов, в прошлом щедрый благотворитель мон-ря, строитель 2-этажного каменного здания, в к-ром располагались богадельня, больница и странноприимный дом. Летом 1922 г., после закрытия концлагеря, территория Н. С. м. перешла в распоряжение уездного отдела народного образования. Тагильский педагог И. В. Яшников инициировал создание на территории обители Детского городка (школы-коммуны для пролетарских детей-сирот), который 5 дек. 1922 г. был открыт. Но руководство и коллектив городка считали недопустимым соседство с церковным приходом. 3 февр. 1923 г. на заседании Нижнетагильского горсовета было решено передать Детскому городку монастырские церкви. 30 марта того же года постановили храмы «немедленно закрыть, возбудить ходатайство на продажу церковной утвари и имущества, деньги потратить на Детский городок».

http://pravenc.ru/text/2565228.html

«Исторические зельманы» (т. е. евреи-арендаторы патронов), справедливо замечает один из галицко-русских греко-католических священников, «требовали грошовых оплат за презенты: нынешние же патроны требуют от ищущих презенты на приход национальных жертв. Три года тому назад освободился приход в имениях графа Казимира Бадеви. Искавший презенты священник поехал в Буск, чтобы представиться коллятору. Первые слова сего врага всего русского в нашем крае, обращенные к священнику, были следующие: «ксендз-москаль?» Не правда ли, читатель, лестное поздравление? Об искательстве священников с целию получения прихода, особенно если еще последний имеет славу «толстого», – и способах сего искательства, безусловно компрометирующих священническое звание, излишне и говорить. Лета служения Богу, образование, патриотизм, канонические требования и правила, при замещении приходов, не принимаются колляторами в расчет. Удивительно ли после этого, что теперь священники, старшие возрастом, испытанные патриоты, по нескольку лет сидящие на «голодовках», даже и не пробуют искать лучших приходов, наперед зная, что труд их будет совершенно напрасным»? Вследствие всех этих злоупотреблений, тесно связанных с патронатским правом, среди галицкого униатского духовенства в последнее время возникло сильное движение в польку уничтожения, или же, по крайней мере, коренной реформы презентацийного права. Вопрос этот живо обсуждался в минувшем (1901) году на страницах галицко-русских газет. При этом выяснилась еще более вся ненормальность такого анахронизма, как патронатское право. Была заявлена священниками масса поразительных злоупотреблений, вызываемых этою аномалиею. Вопрос об уничтожении презентацийного права обсуждался также и на деканальных (по нашему: благочиннических) соборниках духовенства, происходивших осенью 1901 г. Путем такого обсуждения для всех выяснилась безусловная необходимость уничтожения, или же, по крайней мере, коренной реформы патронатского института. Когда в 1901 г. митрополит Шептицкий предложил греко-католическому духовенству, чтобы оно вносило свои петиции в державную думу (государственный совет) Габсбургской монархии об увеличении жалованья, то духовенство поголовно заявило тогда свое горячее желание также и о том, чтобы был устранен патронат. «То прямо аномалия», говорилось в тех петициях, «чтобы один человек назначал, так сказать, чиновника, с которым не имеет ничего общего, которому ничего не платит и который совершенно независим от него».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Так ст.66-й этого Устава требуется, чтобы в каждом благочинническом округе священнослужители и церковные причетники избирали общего духовника из священников, «отличающихся духовным рассуждением, просвещением и честною жизнию», чтобы избранный представлялся через Консисторию на утверждение епархиального архиерея. Эти требования Устава не представляют в себе ничего нового сравнительно с теми требованиями, какие предъявляются к духовнику предисловием к последованию о исповедании; они только подтверждают те требования, они являются в Уставе Консистории законом, коим должно руководствоваться духовенство при избрании себе общего духовного отца. Избираемый священнослужителями и церковными причетниками общий духовник из священников должен быть известен своим духовным рассуждением, просвещением и честною жизнию, должен быть настолько опытен в духовной жизни вообще и в священнослужении, чтобы уметь дать нуждающемуся исповеднику из духовенства благовременный и благоразумный совет в недоуменных случаях, направить согрешающего или заблуждающегося на путь истины, успокоить смущенную грехами и заблуждениями совесть, а таковым может быть только священник пожилой, надлежаще просвещенный духовным образованием, известный всем своей безукоризненной жизнью. Неудовлетворяющий сим требованиям не может и не должен быть избираем на должность окружного духовника духовенства, требующую от кандидата своего и высокого ума, и богатой житейской и служебной опытности, и широкой образованности, и безупречной жизни. И так как избранный в общие духовники духовенства, ведающий жизнь, деятельность и самые сокровенные помышления исповедаемых, есть для последних духовный отец, то и не должно быть назначаемо сроков времени для прохождения должности такого духовника: в интересах самих духовных чад духовник, удовлетворяющий предъявляемым к нему требованиям, не сменяем и проходит это служение, донеже есть, пока Бог дает ему жизнь и силы. II глава В предшествующих рассуждениях о том, каков должен быть духовник, чтобы его деятельность была на надлежащей высоте, изъясняется в общем и то, каковы должны быть обязанности общего духовника.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obj...

11. по благословению правящего архиерея и по согласованию с епархиальной пресс-службой — заявления в региональных СМИ по вопросам экологии; 12. проведение координационных встреч с общественностью региона, в том числе православными организациями, для обсуждения общеепархиальной экологической деятельности и ее развития; 13. разработка проектов экологической направленности для подачи на соискание финансирования из средств государственного и регионального бюджета, а также иных благотворительных и социально ориентированных организаций; 14. обеспечение участия молодежи и волонтеров епархии в реализации общецерковных экологических программ и проектов; 15. распространение методических и информационных материалов по вопросам экологии, подготовленных или одобренных общецерковными учреждениями; 16. формирование епархиального экологического совета — предоставление кандидатур правящему архиерею и подготовка положения и других внутренних документов этой структуры; 17. проведение заседаний епархиального экологического совета не менее двух раз в год; 18. подготовка соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с региональными органами власти, ответственными за экологическую и природоохранную деятельность в регионе; 19. содействие установлению постоянных связей приходов с государственными и муниципальными учреждениями в сфере экологической деятельности, заключению между ними соглашений о сотрудничестве; 20. ходатайство перед епархиальным архиереем о поощрении лиц, ведущих активную экологическую деятельность; 21. разработка и совершенствование форм природоохранной деятельности епархии и приходов. 5. Благочиннический уровень На уровне благочиния общая организация, координация и контроль экологической и природоохранной деятельности ведутся под руководством благочинного. На данном уровне может быть создан совет благочиния по вопросам экологии, члены которого могут разрабатывать концепцию экологической деятельности на уровне благочиния, либо назначен координатор экологической деятельности приходов благочиния. Необходимость отчитываться об экологической и природоохранной деятельности приходов перед епархиальным архиереем и ответственным за экологическую работу в епархии лежит на благочинном либо на координаторе экологической деятельности приходов благочиния. Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения экологических программ и мероприятий в благочинии.

http://patriarchia.ru/db/text/4158736.ht...

подр. Ц.Вед. 1905, 3, 19, 25, 28, 29, 30, 34, 35; 1907, 30, 30; 1908, 3, 4, 14, 32; 1909, 39; 1910, 10). Для достодолжного выполнения этой задачи, а также для обращения в лоно Церкви последователей существующих лжеучений и для воссоединения с нею отпадших от неё, необходима широко поставленная, планосообразно направленная, строго объединённая в своих целях и средствах, включающая в состав своих деятелей и мирян, ревнующих о православии, правильно организованная, в её целом и частностях, внутренняя миссия. Удовлетворением этой насущной потребности нашего времени служат «утверждённые Св. Синодом, по определению от 20–26 мая 1908 г. за 3443, правила (см. их в офиц. ч. Ц.Вед. 1908, 22) об устройстве внутренней миссии православной русской Церкви» (см. ещё там же, 1909, 4). Согласно этим правилам, могут быть созываемы (и уже созывались и созываются) миссионерские съезды: всероссийские, областные, епархиальные, уездные, благочиннические; в каждой епархии должны быть: «Епархиальный миссионерский совет», епархиальный и уездные миссионеры. Кроме этих видов внутренней миссии, «вне епархиальной» и «специальной» епархиальной, в приходах, по указанным правилам, утверждение православных в вере и доброй нравственности, ограждение православных от влияния лжеучения инославия, раскола, сектантства и неверия, а также и обращение в лоно Церкви заблудших, берёт своей задачей приходская миссия. В ней принимают участие церковно-приходские попечительства, приходские советы, кружки ревнителей православия, миссионерские братства и другие подобные приходские учреждения, под главным руководством местного священника, который в помощь себе должен привлекать и низших клириков. В члены народных церковно-приходских миссионерских учреждений могут вступать православные лица обоего пола, доброй христианской жизни и ревнующие о православии. Так как для наибольшей плодотворности приходской миссии необходимо возможно более близкое единение между пастырем и пасомыми, постоянное и жизненное воздействие первого на последних, то признание силы и действенности этих условий и должно побуждать пастырей к принятию мер для развития и укрепления означенных церковно-приходских учреждений; по указанным правилам, для успешной борьбы с расколо-сектантством, инославием и неверием, приходский священник и сам должен заботиться об устройстве миссионерских кружков или церковно-миссионерских братств (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Согласно определению, епархией именуется часть Православной Российской Церкви, канонически управляющаяся епархиальным архиереем. В отношении управления она разделялась на благочиннические округа, которые должны находиться в ведении благочинных, действующих вместе с состоящими при них советами. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, в качестве предстоятеля местной Церкви управляет епархией при соборном содействии клира и мирян. В определении четко устанавливался порядок избрания архиерея. Высшим органом, при посредстве которого епископ должен управлять епархией, считается епархиальное собрание. Оно состоит их клира и мирян в равном числе, избранных на три года. Епархиальное собрание имеет полномочия избирать членов епархиального совета и членов епархиального суда, а также других должностных лиц. Как видим, и на местном уровне время работ избранных органов епархиальной власти не превышало трех лет. Епархиальный совет предусматривался непрерывно действующим административно-исполнительным институтом, состоящим из выборных членов. Предполагалось, что при его содействии епархиальный архиерей и будет осуществлять управление епархией. Совету предоставлялось право инициировать обсуждение общих вопросов, затрагивающих церковно-епархиальную жизнь, и проводить выработанные по ним проекты мероприятий в жизнь, но только после рассмотрения их епархиальным собранием, и одобрения епрахиальным архиереем. Именно епархиальное собрание определяло границы благочинных округов. В свою очередь, в каждом благочинническом округе предполагалось наладить работу окружных благочиннических собраний, которые считались следующими (после собраний епархиальных) административно-распорядительными органами в общем строе епархиальной жизни. Окружные благочинничесие собрания, согласно определению, могут быть как пастырскими, так и общими (с присутствиями на них мирян). Эти собрания состят из всех штатных членов причтов приходских, домовых и монастырских храмов округа, и священников, приписанных к харамам округа сверх штата, а также из мирян – членов приходских советов (по их избранию) в числе, равном составу причта каждого храма. В пределы компетенции общих благочиннических собраний входили дела: о благолепии и единообразии церковного богослужения, рассмотрение финансовой сметы, обсуждение церковно-приходского дела в округе, преподавания Закона Божия и так далее. Показательно, что избрание благочинного и членов благочиннического совета (и их заместителей) должно было происходить на общем благочинническом собрании закрытой баллотировкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010