2) епархиальные съезды должны быть не случайно созываемым собранием пресвитеров, а постоянно действующим учреждением в епархии, установленным в порядке церковного законодательства вспомогательным и совещательным органом при епархиальном архиерее; собрания съездов назначаются не менее одного раза в год; 3) в составе съездов, кроме пресвитеров, должны принимать участие и низшие клирики – диаконы и причётники, а также миряне; 4) пресвитеры и низшие клирики уполномочиваются для присутствования на съездах свободным избранием духовенства на окружных благочиннических собраниях, а миряне избираются известной группой, концентрацией церковных приходов. В Признавая, что недостатки современного церковного суда зависят: 1) от излишней централизации судебного производства, благодаря чему на рассмотрение высшей епархиальной власти – епископа и духовной консистории – восходят все даже малозначительные дела, которые только затрудняют надлежащее отправление церковного правосудия; 2) от объединения в одном и том же учреждении (консистории) власти судебной и административной, вследствие чего всегда открывается широкая возможность, вместо независимого и беспристрастного рассмотрения дела, пользоваться административными средствами и соображениями; 3) от принятой в церковном судопроизводстве системы бумажно-формальных доказательств, вносящей в живое дело правосудия канцеляризм, медлительность решений и односторонность расследования, – признаётся справедливым и желательным в основание реформы церковного суда положить следующие начала: а) Вместо консистории, как отжившего учреждения и несоответствующего имеющему возникнуть новому строю, – при епископе, под его непосредственной властью, должен функционировать совет пресвитеров, постановления которого имеют восходить на одобрение и утверждение епископа. Совет должен состоять из пяти членов, избираемых на епархиальных съездах на известный срок из лиц, получивших богословское образование и прослуживших не менее десяти лет в священном сане, причём один из членов совета избирается из монашествующего духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епархиальным судом ведает епископ и его совет. Менее важные судебные и прочие приходские дела предоставить ведению благочиннических советов, составленных из выбранных духовенством округа лиц из всех членов причта в большем, в сравнении с нынешним, количестве, причём председателем его состоит благочинный, и непременным членом – окружной духовник. Благочинные избираются духовенством округа. Благочинническому совету предоставляется право обсуждать и исследовать дела о провинившихся членах причта, и только в важных и крайних случаях, ввиду безуспешности нравственных мер, совет доносит епархиальной власти о неисправных священно- церковнослужителях, и епархиальная власть решает дело на основании сего донесения без назначения следствия, которые вообще нежелательны, так как приносят расстройство в приходскую жизнь. Духовенство на общих собраниях своих, которые должны быть обязательно не менее двух раз в год, обсуждает поведение и деятельность своих собратьев и должно стараться о благотворном влиянии на неисправных. Необходим свой суд чести над духовенством округа. Конечно, анонимным доносам никакого значения не придавать и по ним дел никаких не возбуждать. Жалобы прихожан на священно- церковнослужителей должны быть препровождаемы на рассмотрение и расследование благочиннического совета. При епископе и его совете должна быть особая канцелярия, ведущая делопроизводство по делам епархиального управления. 4) О предоставлении приходской общине самостоятельности и права свободно распоряжаться средствами церкви на её нужды и прихода, и о привлечении мирян к участию в делах церковных В настоящее время делами церковными по большей части заведуют причт и церковный староста, а если и есть два представителя от прихожан, то участие их в церковных делах сводится только к учёту денег и подписи в приходо-расходной книги. Остальные прихожане стоят вдали от церковного хозяйства, и это – как бы не их дело; они даже иногда намеренно отдаляются от участия в церковных делах, чтобы причт и староста могли делать, что хотят и как хотят. Оттого у прихожан нет интереса к делам церковного хозяйства, и замечается даже как бы отчуждение от храма; храм становится им как бы чужим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто же может быть этим другим лицом? Нам кажется этот вопрос следует разрешить без всяких предвзятых идей, а только имея в виду одну пользу дела. С этой точки зрения приглашение другого священника из какого-либо соседнего прихода, незнакомого с делами того прихода, куда он приглашается председательствовать, и чуждого этим прихожанам, а равно и приглашение с этою целью местного благочинного, являющегося в обще-епархиальной организации для прихода председателем второй инстанции, не может быть желательным и полезным для дела. Вследствие сего необходимо допустить замену священника в указанных случаях каким-либо уважаемым и почтенным мирянином-прихожанином, по избранию собрания или же совета (наличными его членами), смотря потому, где эта замена требуется. Есть ли необходимость давать председателю совета (священнику, или его товарищу-мирянину) в случае его несогласия с постановлением совета особое право переносить дело на рассмотрение благочиннического совета – как это выражено, между прочим, в правиле и сепаратного устава профессора Бердникова? Мы горячо протестуем против этого своеобразного нововведения в организацию такого коллегиального учреждения, каким является приходской совет. Предоставление указанного права священнику-председателю (а тем более–мирянину) окончательно парализовало бы, по нашему мнению, всякую живую деятельность и всякую инициативу совета и свело бы его роль к какому-то совещательному учреждению при священнике. Можно ли ожидать какой-либо пользы для приходского дела от такого совета, который будет работать в пустую, если его мнения не будут совпадать с воззрениями председателя? Думаем, что под таким новым «Дамокловым мечом» вряд ли будет плодотворна и добросовестна работа приходского совета и вряд ли в него войдут люди, уважающее свой труд и дорожащие своими занятиями. Хорошо же будет и положение председателя, идущего в разрез с целым советом и переносящего все дело на разрешение высшей инстанции! Если и можно ввести в этом отношении какое-нибудь новое правило, то разве такое, в силу коего при решении дела в совете перевесом небольшого числа голосов, среди которых не будет голоса председателя, согласного с мнением почтенного по числу голосов меньшинства, то председателю предоставляется в этом случае право перенести дело в благочиннический совет, в качестве как бы третейского суда по возникшему спору.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Благочинническое собрание составляется из всех членов причтов округа и представителей от народа, по одному от каждого прихода. Представители эти избираются приходскими собраниями. Благочинническое собрание созывается по инициативе благочиннического совета, в определённое время или по мере надобности. Созывает его благочинный, но председательствует на нём один из членов-священников по избранию. Собрание обсуждает дела, касающиеся всего округа; кроме того, по инициативе отдельных членов собрания, оно может ставить вопросы и общего характера, касающиеся всей епархии, для передачи их к разработке в пресвитерский совет, откуда они переходят на рассмотрение епархиального собрания. Постановления благочиннического собрания представляются чрез благочинного на утверждение преосвященного и по утверждении передаются к исполнению в благочиннический совет. Собранию предоставляется организовать вспомогательные учреждения или комитеты, например для заведования благотворительными или просветительными предприятиями в округе. Деятельность таких комитетов находится под контролем благочиннического совета. Низшим церковно-правительственным учреждением является причт, под настоятельством священника вмещающий в себе и избираемого приходом церковного старосту, а в многочисленных причтах – и его помощника. Причт блюдёт интересы приходской церкви и разрабатывает вопросы, подлежащие обсуждению приходского собрания. Приходское собрание составляется из всех прихожан православных, не опороченных в деле веры, созывается по мере надобности и по заявлению прихожан священником и действует при выборном председателе. В состав собрания входят и все члены причта. Предметы ведения приходского собрания: благоустройство местной церкви и попечение о материальном обеспечении причта и о всех благотворительных и просветительных учреждениях, могущих существовать на иждивении прихода. Собрание избирает церковного старосту и его помощника, а также представителя от прихода в состав благочиннического собрания: таким представителем может быть тот же церковный староста или отдельное лицо. Постановления приходского собрания представляются благочинному, который задерживает исполнение этих постановлений, если усматривает в них нарушение законов, и в случае протеста на постановление со стороны причта. Решение таких вопросов принадлежит епископу. Точно так же епископу через благочинного представляются постановления приходского собрания, касающиеся дел важнейших, как например построение храма. За выполнением постановлений приходского собрания наблюдает причт, который ведёт и письменную часть собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более или менее подробный перечень дел, подлежащих ведению совета пресвитеров, должен быть определён особым положением (уставом). В круг власти епископской должны, как и ныне, входить дела по учреждениям Духовного Ведомства местной епархии, каковы: духовно-учебные заведения, училищный совет, епархиальное попечительство, общество или касса взаимного вспомоществования духовенству епархии, свечной завод, разные благотворительные и просветительные общества и комитеты, епархиальные съезды духовенства и прочее. Ему же должен принадлежать надзор за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях. Права и преимущества, условия и порядок делопроизводства названных епархиальных учреждений определяются специальными их уставами, которые могут подлежать изменению и развитию соответственно нуждам духовенства, потребностям времени и интересам церковно-общественной жизни. Личному усмотрению епархиального архиерея должно принадлежать право разрешать дела по всем названным выше подведомственным ему учреждениям единолично или же при содействии совета пресвитеров. В последнем случае в пресвитерском совете обязательно присутствуют: председатель епархиального училищного совета, начальники мужских духовно-учебных заведений, председатели советов женских училищ, епархиального попечительства, управлений епархиального свечного завода, кассы взаимопомощи и др., с совещательным голосом и притом лишь по делам, касающимся сих учреждений. При преосвященных викариях, имеющих своё местопребывание в уездных городах, также должен быть учреждён малый пресвитерский совет из двух-трёх протоиереев или священников, избираемых самим преосвященным викарием и утверждаемых в должностях правящим епископом, бессрочно и без содержания. При преосвященных викариях должна быть особая канцелярия, с делопроизводителем во главе. За сим, что касается существующего ныне распределения епархий на благочиннические округа, должностей благочинного, помощника его и члена благочиннического совета, самых благочиннических советов и состава их, то сохранение сих округов, названных выше должностей и советов признаётся необходимым и на будущее время, в общем – с теми же правами и обязанностями (за исключением судебных и исковых дел), какие им теперь присвоены. Но кандидаты в должности благочинного, помощника его и члена благочиннического совета, не менее двух для каждой должности, должны быть избираемы священно- церковнослужителями местного округа. Утверждение сих кандидатов в должностях принадлежит усмотрению и власти правящего епархиального епископа. Мнение комиссии по вопросу о преобразовании православного русского прихода (здесь же и о духовно-учебных заведениях)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Главным органом – читаем в отчете Одесского св. Андреевского Братства за 1890/91 г. для борьбы со штундою были состоявшие в распоряжении братства особые, специально назначенные для борьбы с сектантством, миссионеры, которых в истекшем году было то же самое число, что и в предыдущем, а именно: 5-ть окружных миссионеров из священников епархии: 2 разъездных миссионера из мирян и 1 миссионер – священник, уполномоченный действовать в одном только благочинническом округе... Кроме того, 3-м священникам епархии, обнаружившим свою особенную опытность и усердие в деле вразумления заблудших, поручено ведение миссионерских бесед, кроме своих бесед, также и в соседних приходах, зараженных сектантством. Кроме того, по ходатайству Херсонского Епархиального Училищного Совета выдано свидетельство на право книгоношества (sic!) учителю Омельницкой церковноприходской школы Илье Тертацкому с обязательством распространения книг и священных изображений, издаваемых Братством. Все миссионеры Братства – свидетельствует отчет – являли себя вполне достойными своего высокого служения на благо православной церкви и государства и исполняли возложенное на них дело с высокой христианской ревностью, о спасении заблудших и любовию к ним». Миссионеры действовали не одиноко в своей борьбе с сектантами: Совет Братства счел своим долгом выразить глубокую благодарность Херсонскому Губернатору, Одесскому Градоначальнику, Военному Губернатору г. Николаева, начальнику над Николаевским портом и некоторым урядникам «за их административные распоряжения, направленные к ограничению и вразумлению сектантства». Совет высказывает впроч. жалобу, что полиция не везде, к сожалению, содействовала миссионерам в их деятельности и уверяет, что «в тех местностях, где пастыри усердно поучают своих прихожан и где есть строгий полицейский надзор за действиями сектантов, православные твердо держатся учения своей церкви и относятся к штундистам с негодующим сожалением» и проч. 6 . Какими же результатами обнаружилась эта усиленная миссионерская деятельность при содействии гражд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

4) Приходское собрание собирается не менее двух раз в год, в первые воскресные дни – после нового года и Петрова поста. 5) Дела решаются большинством открыто поданных голосов, но с предоставлением настоятелю прихода останавливать решения, с коими он не согласен, и таковые в недельный срок представляются на усмотрение благочиннического совета. 6) Приходское собрание избирает из среды прихожан церковного старосту, представителей для ежемесячного контроля церковных сумм, членов церковно-приходского попечительства или совета, контролирует деятельность церковно-приходского совета, утверждает смету прихода и расхода по церкви на будущий год, рассматривает отчётность за предыдущий год, устанавливает правила для заведования церковным хозяйством и имуществом, постановляет решения по делам о сооружении и ремонте храма, его содержании, постройке и ремонте причтовых домов, приходских просветительных и благотворительных учреждений, изыскивает средства для удовлетворения вообще церковно-приходских нужд – путём, например, самообложения. 7) Церковно-приходскому собранию предоставляется право просить епархиального преосвященного об определении на вакантные священно- церковно-служительские места при приходском храме угодных приходу кандидатов, с тем, чтобы они удовлетворяли образовательному цензу и отличались благоповедением и не состояли на таких же местах в других приходах. 8) Приходское собрание назначает членам клира определённое жалованье и определяет другие средства содержания их. 9) Органом приходского собрания является церковно-приходский совет или попечительство, в состав коего обязательно под председательством настоятеля прихода входят все члены причта с церковным старостой. Заседания совета должны быть не менее одного раза в месяц. Старший член причта – председатель совета – может останавливать постановления его для предварительного доклада дела приходскому собранию очередному, а в случаях, не терпящих отлагательства – и экстренному. Приходский же совет по полугодиям доставляет отчёт в своих действиях приходскому собранию, причём все функции церковноприходского попечительства передаются церковному совету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воспитанники решили привести в силу свое давнее намерение, объявив преподавателю гомилетики бойкот. Один из них потом уверял, что это было общее единодушное решение: «Все семинаристы сознали, что о. Илиодор с своим тенденциозным преподаванием выслушан ими быть не может. Они это сознали и все вместе решили бороться» . Однако, по сведениям А. И. Кругликова, некоторые ученики примкнули к бойкоту «только под принуждением, из страха» . На следующий день после побоища дежурные трех старших классов заявили о. ректору, что не будут заниматься у о. Илиодора. Его уроки прекратились за отсутствием учеников. Затем (4.III) депутация старшеклассников явилась к архиерею, поставив ему ультиматум: или удаление неугодного преподавателя, или закрытие семинарии. Были названы две причины - личные оскорбления о. Илиодором учеников и его политическая деятельность. Преосвященный оказался на стороне педагога и ответил посетителям отказом, пригрозив закрытием трех старших классов. Ученики ответили, что в таком случае и младшие классы откажутся учиться. Наконец, воспитанники послали телеграмму в Училищный совет при Св. Синоде, прося удалить о. Илиодора и прислать ревизора для расследования. Ответа не последовало. В свою очередь, политические друзья о. Илиодора - совет ярославского отдела «Союза русского народа» - телеграфировали в Синод о поведении семинаристов. Правление семинарии передало дело на усмотрение высшей власти. В свою очередь, архиеп. Иаков отправил рапорт в Св. Синод (12.III) и затем устроил нечто вроде плебисцита среди духовенства Ярославской епархии, прося обсудить положение семинарии на предстоящих 27-28.III благочиннических собраниях. «Главный недуг ее в переполнении юношами, совершенно несочувствующими задачам семинарского образования и тяготящимися тем, чему семинария должна учить и действительно учит. Ради Бога, не посылайте таких юношей в семинарию». Одновременно преосвященный повторил свое старое предложение - удержать дома до экзаменов тех учеников, «которые наиболее нервны, впечатлительны и неспокойны или наиболее испорчены» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/22/...

С. Александров (3-нюк). ГАРФ. Ф. Р-4652. Оп. 1. Д. 1. Л. 209, 210. Типографская печать на разворотном листе; 2 экз. 686. Обращение в Совет солдатских и рабочих депутатов солдата 5-й армии Ивана Колосова 26 июня 1917 г. В СОВЕТ СОЛДАТСКИХ И РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ Товарищи. Позволяю себе одной нескромной просьбой напомнить Вам. Все наши политические борцы за свободу освобождены, 934 но есть у нас до сих пор забытые, об которых никто не хочет сказать правды, я назову пока двоих. Это те два, не из мирян светских, а из духовного звания. Один есть популярный [и] всеми любимый ученый магистр богословия, преосвященный владыка Сергий (в мире Тихомиров 935 ) – ныне находится миссионером в Токио (Япония). Это тот первый светильник слова Божия, который был приглашен рабочими Путиловского завода 936 в 1905 г. отслужить панихиду по расстрелянном блаженной памяти борце за свободу Лейтенанте Шмидте, 937 и за это его хотели лишить апостольского [епископского] сана. Второй есть епископ Антонин, 938 который первый в 1905 году с амвона в Божьем храме не признал самодержавие 939 за это был уволен на покой, и до сих пор не имеет [епископской] кафедры. Оба эти владыки еще сравнительно молодые и талантливые епископы, о которых прошу напомнить кому следует. [...] Нам думается, что Святейший Синод сделал непоправимую ошибку, 946 что преосвященные 947 пошли навстречу революции. Неведомо нам сей причины. Страха ли ради Иудейска 948 ? Или по влечению своего сердца, или по каким-либо уважительным причинам, но всё-таки поступок их в верующих произвел великий соблазн, и не только в православных, но даже в среде старообрядцев. Простите меня, что коснулся сего вопроса – не наше дело о том обсуждать: это дело Собора, я только поставил на вид на родное суждение. В среде народа такие речи, что якобы поступком Синода многие здравомыслящие люди введены в заблуждение, а также многие и в среде духовенства. На приходских и благочиннических собраниях что мы слышали – даже ушам своим не верится. 949 Отцы духовные, искусившиеся прелестью свободы и равенства, потребовали удалить неугодных им иерархов с занимаемых ими кафедр, а избрать себе по желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а) общее руководство и наблюдение за порядком и правильным течением религиозной жизни и пастырской деятельности в приходах округа; б) составление отчета о религиозно-нравственном состоянии приходов округа за истекший год; г) составление финансовой сметы по всем учреждениям Благочиннического округа; д) разрешение местных церковных расходов, кои, по приходскому уставу, требуют одобрения Благочиннического Совета; и) рассмотрение жалоб и недоумений между причтами и прихожанами; л) утверждение в должности церковных старост в бесспорных случаях и определения на место просфорен; м) составление и поддержание благочиннических библиотек... 161 Приход Значительную часть времени перед закрытием зимней (второй) сессии Собор посвятил рассмотрению доклада о благоустроении прихода. Это был один из самых обширных докладов, какие приходилось рассматривать Собору, а вместе с тем один из самых важных. Поскольку применение принятого Синодом ещё в Июле 1917 г. Временного положения о приходе приводило в значительном ряде случаев к нестроениям в отношениях между приходскими Советами и причтами храмов в связи с предусмотренной Положением практикой выборности членов причта, то Собор своим Определением о мерах по прекращению нестроений в церковной жизни упорядочил эту практику, предоставив право избрания и назначения на священно-церковно-служительские места епархиальным архиереям, однако предписав последним принимать во внимание и тех кандидатов, о которых ходатайствует приход. Управление приходскими делами согласно Определению совершается под руководством епархиального епископа, настоятелем прихода совместно с другими членами причта, церковным старостой и при содействии прихожан. Совместное участие клира и содействие прихожан в управлении приходскими делами осуществляется через приходское собрание и приходской совет. Членами приходского собрания могут быть члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста. Приходские собрания предусматривается проводить не реже одного раза в полгода. Для ведения церковно-приходских дел и заведования церковным имуществом собрание избирает приходской совет, куда по должности входят члены причта, староста, а также выборные из прихожан в количестве не меньшем числа членов причта, со сроком полномочий – три года. Председателем приходского совета является настоятель храма, заместителем председателя может быть избран и мирянин. Определение предусматривает меры к повышению религиозной активности прихожан, их вовлечению в общественно полезные мероприятия прихода. 162

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010