На 4-м областном съезде Советов, который прошел в марте 1918 г. в Москве, был сформирован Московский областной СНК (МОСНК). В составе МОСНК большинство были «левыми коммунистами», около 1/3 членов левыми эсерами. Создание МОСНК произошло после переезда Советского правительства в Москву, это привело к возникновению двух центров власти и параллелизму в работе. «Левые коммунисты» стремились проводить в МОСНК собственную политику, не согласовывая ее с Совнаркомом РСФСР, В полном объеме развернуть работу МОСНК не удалось, так как ряд комиссариатов фактически не был создан. Печатным органом областного СНК была газета «Известия Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов города Москвы и Московской области». В июне 1918 г. МОСНК был ликвидирован. Московская область окончательно перестала существовать в декабре 1918 г. 808 Письмо М. Коротова было переслано из Московского облисполкома в VIII отдел НКЮ РСФСР. См. док. III.38. 812 Совет находит возможным конфисковать лишь вклады и процентные бумаги, а не все суммы (примеч. док.). 818 Далее следует зачеркнутый текст: «почему комиссар, выдавший причтам проценты, поступил незаконно». 820 Слова «Совет народных комиссаров» вписаны нал строкой чернилами нал словами: «Тверской губернский исполнительный комитет Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов». 821 В фонде находится также письмо собрания духовенства и мирян 3-го благочиннического округа Зубцовского уезда Тверской епархии от 18 июня 1918 г. В нем содержится протест против реквизиции принадлежавших Духовному ведомству двух архиерейских домов, здания духовной семинарии, епархиального женского училища, а также других зданий духовных училищ г. Твери и уездных городов. В нем указывалось, что таким образом «дети не только духовенства, но и мирян будут лишены возможности учиться в специально выстроенных зданиях». Участники собрания квалифицировали действия органов Советской власти как «захват означенных зданий» и «просили вернуть оныя по их назначению» (ГА РФ. Ф. А-353.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время, когда козаки и татары приближались к р. Стыри, у поляков был опять военный совет. Определено было перенесть лагерь в Дубно. Армия поднялась, обозы тронулись. Вдруг Вишневецкий, начальник авангарда, донёс королю, что Гетман и Хан идут прямо на него. Немедленно обозам велено было возвратиться, и когда слух распространился, что козацкие войска уже у Перепятина, поляки тотчас построились в боевой порядок, леса и кустарники заняли пехотою, а крылом оперлись в р. Стырь. Вечером, 27 июня, отряд татарский, в 10,000 человек, так приблизился к их передовым полкам, что Александр Копецпольский и Юрий Любомирский испросили у Потоцкого позволение – наказать неверных за их дерзость. С ожесточением напали они на Крымцев. Вишневецкий привёл подкрепление, и татары были обращены в бегство. 29 июня битва возобновилась. Хан со всеми своими толпами стал на высотах, пред Берестечком. Королю хотелось согнать его. Князь Богуслав Радзивилл, Ян Сапега, кавалерия Перемышльская и Волынская, под начальством князя Черторыйского, пошли на Татар. Татары устремились на приближающихся. Хан издали смотрел в зрительную трубу на нападение. Сигизмунд Лянцкоронский, брат воеводы Брацлавского, был убит. Поляки стояли, Крымцы ожесточались, начинали окружать уже врагов, но подоспели полки Потоцкого, Калиновского, Вишневецкого и Любомирского. Битва возрастала, ярость усиливалась, полки Потоцкого пробирались далеко в ряды Крымцев; над этими полками началось жестокое поражение; отряд Подканцлера Сапеги освободил их. Ян Козаковский, Юрий Оссолинский, Стадницкий были убиты; Франциск Дубравский был ранен. Секретарь Хан был взят в плен. До тысячи Крымцев легло на месте. Поляки возвратились; Крымцы остались на высотах. Вечером, у Короля, был в третий раз совет. Рассуждали о том, продолжать ли битвы отдельные, или дать общую. Решили дать общую битву на другой же день. Число козаков состояло из 93 тысяч: 73,000 козаков и 20,000 ханских войск. В виде неполной луны стояли татары на скате горы и на ближайших возвышениях. На правом крыле у них выстроил свою армию Гетман. Он укрепил её спешенными козаками и, построив в густую колонну, уставил орудия по крыльям и в центре. Правый фланг её был прикрыт конницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Ознакомились со списком пре­подавателей. Указали на необходимость ректора в духовном сане. Потом указали и на самое лицо - о. В.Акимова. Вопрос о ректоре поднял А.С.Николаев. Он же, как будто против кандидатуры о. Акимо­ва. Выдвигалась кандидатура о. П.Лахостского, но против нее воз­ражал Ю.П.Новицкий. А.С.Николаев выдвинул М.В.Чепурина, а Ю.П.Новицкий - меня. Остальное известно из беседы с И.П.Щербовым. Во вторник, на совещании, прежде всего, будет предложено о. В.Акимову и, если он откажется, тогда, по-видимому, будет речь обо мне. Сегодня было благочинническое собрание для выборов благочинного и совета. Часть духовенства, по-видимому, желала провести о. Западалова, находя о. Платонова молодым для этого. Но при голосовании кандидатов о. Платонов получил большинство, а Западалов отказался. Выбранным оказался о. Платонов. И хорошо - живой и энергичный человек. Для благочиннического совета прежний совет представил список кандидатов, им намеченный и обсужденный: о. Западалова, как заместителя благочинного, меня, о. Поспелова и кандидаты: о. Смирнова и о. Разумовского. Это из клира. Я заметил, что едва ли могу быть полезным, поскольку в предыдущей деятельности был все время бесприходным, и лишь последний год состою приходским священником. Тут докладчик выяснил, что благочиннический совет имел подробные суждения о каждом кандидате и в частности обо мне, и решил использовать мой «колоссальный» опыт в целях просветительных. Ничего не оставалось, как согласиться, и я прошел 29 голосами из 36 заседавших. Сделанная мне характеристика, а может быть какие-либо раннейшие разговоры, по-видимому, создали благоприятное в отношении меня настроение. По крайней мере, когда потом был возбужден некоторыми вопрос о включении в состав благочиннического совета кого-либо из низших членов клира, то за спиной у меня раздавались разговоры вроде следующего: «Что ж, на чье место Вы посадите дьякона? Не менять же Чукова на дьякона? Ну, о Чукове не может быть и речи, можно вместо другого». По вопросу о выборе ректора для церковно-приходских курсов решили пока, до Пасхи, возложить обязанности его на о.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Епархиальное собрание составляется из выборных представителей духовенства в сане священника, по одному от благочиннического округа и выборных представителей от народа, по одному от того же округа. Выборы представителей, сроком на 3–4 года, производятся на благочиннических собраниях в полном их составе. Избранные могут получать от своих округов денежное пособие для поездки в епархиальный город и пребывание в нём во время собрания. В собрании принимает участие один из членов пресвитерского совета, по назначению от епископа. Он открывает собрание, после чего председатель собрания, товарищ его и секретари избираются самим собранием. Занятия собрания проходят по программе, составляемой советом и утверждаемой епископом. Новые вопросы могут быть вносимы по заявлению не менее 10 членов собрания. Кроме тех вопросов, которые подлежат рассмотрению епархиальных съездов духовенства в настоящее время, епархиальное собрание имеет своей задачей: выслушивать постановления областных Соборов епископов и наставления епархиального архиерея, обсуждать вопросы, относящиеся к распространению и укреплению веры, поддерживанию религиозного образования и т. д. По усмотрению своему архиерей обращается к собранию или в полном его составе, или только к духовным его членам, как например с наставлениями по вопросам пастырской практики. Духовные члены собрания могут быть уполномочены своими избирателями – духовными и к обсуждению корпоративных нужд духовенства, как например состояние эмеритальной кассы, и по этим вопросам совещаются отдельно от представителей народа. Постановления собрания представляются епископу и, по его утверждении, направляются к исполнению в пресвитерский совет. Состав вспомогательных учреждений (комитетов) избирается на срок или на неопределённое время собранием. Окружные съезды по делам духовных училищ считаются окружными отделами (секциями) епархиального собрания и действуют в том же порядке, как и собрание, при участии одного из благочинных, по назначению от епископа. Благочиннические советы составляются при благочинных по избранию окружного духовенства сроком на 3–4 года, соответственно организации совета пресвитеров. Круг действий этих советов, в соответствии с уставом совета пресвитерского и измененной инструкцией благочинным, должен быть определен с точностью, так чтобы эти учреждения не по имени только, а в действительности могли служить посредствующим звеном между пресвитерским советом и причтами. Благочиннический совет вырабатывает программу вопросов, подлежащих обсуждению благочиннического собрания, и следит за выполнением утверждённых постановлений этого собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) утверждения росписи доходов и расходов на следующий год, равно как и бюджета обложения прихожан; 4) установления правил для заведования и расходования сумм и имущества прихода, равно как и порядка ведения отчётности; 5) заведования устройством и содержанием храма, причтовых помещений и других учреждений – благотворительных и просветительных; 6) решения вопросов о разделении или изменении существующих приходов или учреждении новых. Церковно-приходский совет, который состоит из священника-настоятеля (председатель), остальных членов причта (непременные члены) и выборных прихожан, должен иметь характер строго исполнительного органа приходского самоуправления. Исполняя решения и постановления общего церковноприходского собрания, утверждённые епархиальной властью, церковно-приходский совет, в частности: 1) хранит и заведует приходским имуществом и ведёт отчётность; 2) составляет роспись приходов и расходов и бюджет обложения прихожан; 3) принимает пожертвования и пособия на нужды прихода, делает раскладку и взимает сборы, разрешённые на церковно-приходском собрании; 4) избирает поверенных прихода по делам в суде и перед другими властями; 5) представляет церковно-приходскому собранию доклады и проекты, вызываемые особенными нуждами прихода, равно как и заключения по каждому поступающему на рассмотрение церковно-приходского собрания делу. Ввиду величайшей важности всей жизнедеятельности церковно-приходских общин для Церкви и общества, желательно было бы, чтобы вся эта деятельность была точно и ясно регламентирована. Деятельность каждой церковно-приходской общины должна быть подчинена непосредственно надзору благочинного и благочиннического совета. В этом последнем могли бы присутствовать, кроме священников, и выборные представители того прихода, дело которого рассматривалось бы в благочинническом совете. Высшее заведование всеми специально приходскими делами, имеющими преимущественно материальный и хозяйственный характер, должно сосредоточиваться в совете епископов, в том отделении его, которому будет поручена хозяйственная часть епархиальных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Главным органом – читаем в отчете Одесского св. Андреевского Братства за 1890/91 г. для борьбы со штундою были состоявшие в распоряжении братства особые, специально назначенные для борьбы с сектантством, миссионеры, которых в истекшем году было тоже самое число, что и в предыдущем, а именно: 5-ть окружных миссионеров из священников епархии: 2 разъездных миссионера из мирян и 1 миссионер – священ- —142— ник, уполномоченный действовать в одном только благочинническом округе... Кроме того, 3-м священникам епархии, обнаружившим свою особенную опытность и усердие в деле вразумления заблудших, поручено ведение миссионерских бесед, кроме своих бесед, также и в соседних приходах, зараженных сектантством. Кроме того, по ходатайству Херсонского Епархиального Училищного Совета выдано свидетельство на право книгоношества (sic!) учителю Омельницкой церковно-приходской школы Илье Тертацкому с обязательством распространения книг и священных изображений, издаваемых Братством. Все миссионеры Братства – свидетельствует отчет – являли себя вполне достойными своего высокого служения на благо православной церкви и государства и исполняли возложенное на них дело с высокою христианскою ревностью о спасении заблудших и любовию к ним». Миссионеры действовали не одиноко в своей борьбе с сектантами: Совет Братства счел своим долгом выразить глубокую благодарность Херсонскому Губернатору, Одесскому Градоначальнику, Военному Губернатору г. Николаева, начальнику над Николаевским портом и некоторым урядникам «за их административные распоряжения, направленные к ограничению и вразумлению сектантства. Совет высказывает впроч. жалобу, что полиция не везде, к сожалению, содействовала миссионерам в их деятельности и уверяет, что «в тех местностях, где пастыри усердно поучают своих прихожан и где есть строгий полицейский надзор за действиями сектантов, православные твердо держатся учения своей церкви и относятся к штундистам с негодующим сожалением» и проч. 203 Какими же результатами обнаружилась эта усиленная миссионерская деятельность при содействии гражд. начальства? – «В 1891 г. присоединено к православной церкви – свидетельствует Отчет – в разных местностях Херсонской епархии более 200 лиц». 204 Число весьма незначительное, если принять во внимание, что в Херсон. Епархии одних штундистов находится более 5000. Но вместе с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава IV Об Епархиальном Совете 47. Епархиальный Совет есть постоянное непрерывно-действую­щее административно-исполнительное учреждение, состоящее из выборных членов, при содействии которого епархиальным Архиереем производится управление епархией. 48. Епархиальному Совету предоставляется право почина в возбуждении общих вопросов, касающихся церковно-епархиальной жизни, их обсуждения и проведения выработанных по ним мероприятий в жизнь, после рассмотрения их Епархиальным Собранием и одобрения епархиальным Архиереем. 49. Епархиальный Совет составляется из пяти выборных штатных членов, из которых один – в пресвитерском сане – по избранию Совета, с утверждения епархиального Архиерея, состоит Председателем. Примечание. В случае надобности, число членов Епар­хиального Совета восполняется сверхштатными; на случай же непредвиденного уменьшения числа членов, для безостановочного действия Епархиального Совета, избираются кандидаты в члены. 50. При Епархиальном Совете имеется Канцелярия под непосредственным начальством Секретаря Епархиального Совета. 51. Епархиальный Архиерей, когда найдет нужным, председательствует в Епархиальном Совете лично. 52. Члены Епархиального Совета как штатные, так и сверх­штатные, а также кандидаты в оные, избираются на шесть лет, и по представлению епархиального Архиерея утверждаются в долж­ности высшею церковною властью. 53. Председатель и не менее двух членов Епархиального Со­вета должны быть в пресвитерском сане из лиц, состоящих на епархиальной службе, остальные же могут быть избираемы из клириков или мирян, известных своею религиозною настроенностью и преданностью Св. Церкви, причем все должны быть с образованием не ниже среднего и в возрасте не менее 30 лет. Такое же численное соотношение лиц пресвитерского сана и клириков или мирян должно быть соблюдаемо и при выборе сверхштатных членов и кандидатов к ним. 54. Избранными не могут быть лица, известные явными и гласными пороками, или сложившие священный сан. 55. Председатель и члены Епархиального Совета как штатные, так и сверхштатные, не могут занимать в других епархиальных или иного ведомства учреждениях должностей, препятствующих надлежащему исполнению ими обязанностей по Епархиальному Со­вету, и в частности не могут иметь в учебных заведениях свыше 12 недельных уроков, а также быть благочинными и чле­нами Благочиннических Советов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Об отношении к Временном у Правительству: Освобождая себя от всякого обязательства по отношению к создавшемуся коалиционному Правительству, поддержать Совет Петроградских Рабочих и Солдатских депутатов. 510 Об отделении церкви от государства: Стремясь к свободе, требовать отделения церкви от государства, дабы она могла свободно проповедовать учение Господа Иисуса Христа, не связывая себя ни с какими государственными учреждениями. По аграрному вопросу поддержать: а) немедленную конфискацию через Совет Крестьянских Депутатов всех земель: казенных, кабинетских, удельных, церковных, монастырских и частновладельческих б) определение [правил] временного пользования этими землями при условии эксплуатации пахотных и сенокосных угодий и обязательного охранения лесных богатств от расхищения должно быть возложено на местные Советы Крестьянских депутатов в) Учредительному Собранию представляется констатировать факты конфискации [всех земель] и определить формы пользования земельными наделами. При определении формы землепользования должно быть признано на общих основаниях право пользования землей и сельскому духовенству. Об отношении духовенства к политическим партиям и участии духовенства в общественной жизни: Пусть каждый [церковный] пастырь по долгу гражданина, как ему подскажет его гражданский долг, примыкает к той или иной политической партии, но пусть он здесь действует не от имени церкви, а как только гражданин русского общества. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 580. Л. 51об.52об. Первые два пункта резолюции представлены в архивном деле в виде машинописной заверенной копии, остальные – в виде рукописного подлинника, заверенного подписями председателя съезда, двух его секретарей и печатью благочинного 5-го благочиннического участка Канского уезда Енисейской епархии. Приложение I к 272 Рапорт Енисейской духовной консистории епископу Енисейскому и Красноярскому Никону (Бессонову) 16 июня 1917 г. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Никону, Епископу Енисейскому и Красноярскому Енисейской Духовной Консистории

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богословские курсы при церквах 2-го Благочиннического округа и такие же курсы при церквах Центрального района, просуществовав при своих организаторах и заведующих – прот. В. А. Акимове, К. К. Эльбе и Н. К. Чукове тяжелые годы, носили характер среднего богословского учебного заведения и оказались стоящими рядом с Пастырским училищем – заведением того же самого типа. Наличие последнего, стремящегося удовлетворить нужды среднего богословского образования, предоставляли достаточное основание как для расширения программы курсов, введением новых дисциплин, так и для углубления преподавания, т. е. для превращения их в курсы высшего типа. 31 мая 1925 года с докладом подобного рода и вошел в Совет Богословских курсов Центрального района их заведующий – прот. Николай Чуков. Совет, на котором, кроме преподавателей, присутствовали представители приходских общин от мирян и духовенства, преосвященные епископы: Венедикт (Плотников), Иннокентий (Тихонов), Григорий (Лебедев), Николай (Клементьев); протоиереи: Акимов, Кедринский, Лебедев, Рыбаков, Эльб, Федотов, священник Зинкевич; миряне: Рукин, Ярцев, Комаров, Мироносицкий, – признал желательным реорганизацию Богословских курсов в высшее богословское учебное заведение. Для достижения этого им была выделена из своей среды Комиссия в составе: преосв. Венедикта, протоиереев – Акимова, Чукова, Кедринского, Петровского, Чепурина, Лебедева, Рыбакова, Эльба, мирян Рукина и Ярцева с поручением выработать «Положение о высших Богословских курсах», обсудить его на Совете курсов Центрального района и разослать для рассмотрения в Приходские Советы. 19 июня 1925 года на заседании Комиссии обсуждался подготовленный к этому времени прот. Чуковым проект «Положения о Высших Богословских курсах», составленный применительно к «Положению о Богословском институте». Принятый Комиссией с некоторыми изменениями, он был одобрен Советом курсов, постановив «возбудить ходатайство пред гражданскою властью об утверждении „Положения“». Последняя в лице Межведомственной Комиссии при Административном Отделе Ленинградского Губисполкома, заслушав «Положение» на заседании от 2 сентября 1925 года вернула его в Правление Курсов с заключением: «по изменении 3 и 5 параграфов и опущении упоминания о вольнослушателях, зарегистрировать». Неправленое, согласно сделанным указаниям, «Положение» 10 сентября было передано в Административный Отдел Ленинградского Губисполкома. 11 сентября оно было зарегистрировано им, а 14 – Исполкомом Центрального городского района.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

а) принадлежащее епархии недвижимое имущество, б) пособия от имений, принадлежащих архиерейским домам, монастырям, причтам и церквам, и денежные капиталы и в) суммы, собранные по раскладкам съездов с приходов и монастырей епархии. 2) Средства первой категории, т. е. недвижимые имущества и денежные капиталы, составляют неприкосновенную собственность учреждений: средства же второй и третьей – расходуются по утверждённым съездом сметам на содержание епархиальных учреждений. 3) Сумма епархиальных взносов на митрополию и патриархию должна точно соответствовать платёжеспособности епархии и определяться на три года: для митрополии – митрополичьим собором всей митрополии, для патриархии же – Поместным Собором. 4) Если, за удовлетворением указанных выше нужд, часть расходных сумм останется свободной, то по решению съезда суммы эти поступают или в неприкосновенный капитал, или же зачисляются в запасный капитал для удовлетворения могущих быть в будущем нужд епархии. Если же расходных сумм не хватает для удовлетворения всех необходимых епархиальных нужд, то возбуждается ходатайство о субсидии из патриархии. 5) Кроме указанных источников епархиальных доходов, для увеличения последних епархии пользуются правом приобретать путём купли или дара недвижимые имущества, устраивать свечные склады, склады церковных вещей и пр. 6) Когда недвижимое имущество приобретается на неприкосновенный денежный капитал или же на капитал запасный, то приобретение делается непременно с согласия всей епархии, для чего совет пресвитеров, собрав все данные о подлежащем покупке имуществе, передаёт их на обсуждение приходских собраний. После предварительной разработки вопроса о покупке в приходах вопрос этот обсуждается в благочиннических съездах и окончательно решается на епархиальном съезде большинством не менее двух третей всего состава съезда. 7) Инициатива покупки недвижимого имущества может принадлежать епархиальному съезду, совету пресвитеров или же благочинническому съезду. 8) В таком же порядке и на таких же основаниях совершается и продажа принадлежащего епархии недвижимого имущества, если почему-либо будет признано более выгодным для епархии продать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010