Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Иванович Корелин (Карелин, Коренин) (8.08.1863 (по др. данным, 1864), с. Крутихинское Шадринского у. Пермской губ. (ныне дер. Крутиха Шадринского р-на Курганской обл.) - 29.06.1918, близ дер. Карбаны Тобольской губ. (ныне Тюменской обл.)), сщмч. (пам. 16 июня - в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. В 1883 г. окончил Пермскую ДС по 1-му разряду и в том же году рукоположен во диакона. Исполнял обязанности надзирателя в Далматовском ДУ, затем был учителем в Новопышминском двухклассном уч-ще Камышловского у. Летом 1886 г. рукоположен во иерея и определен к Сретенской ц. с. Иленского Ирбитского у. (ныне Ляпуново Байкаловского р-на Свердловской обл.). В Иленском также служил законоучителем местного народного училища. В апр. 1888 г. переведен в Богоявленскую ц. с. Кочневского Камышловского у., где также стал законоучителем в народном училище. В 1889-1894 гг. депутат по межевым и следственным делам, также был членом благочиннического совета, законоучителем Мельниковской церковноприходской школы при Богоявленской ц. и наблюдателем церковноприходских школ 3-го благочиннического округа Камышловского у. В 1895 г. стал духовным следователем того же округа. Неоднократно избирался депутатом на епархиальный и окружной училищные съезды. 14 нояб. 1904 г. перемещен в Свято-Троицкий собор Каменского завода Камышловского у. (ныне г. Каменск-Уральский). Награжден набедренником (1892), скуфьей (1896) и камилавкой (1905). В начале лета 1918 г. Каменский совет, выполняя декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» , постановил изъять из Свято-Троицкого собора метрические книги. Когда представители новой власти пришли за книгами, прихожане оказали сопротивление, избили членов совета и хотели разгромить само здание совета. Через нек-рое время подоспевшие рабочие с оружием разогнали собравшихся. После этого П. арестовали и отправили в Екатеринбург в распоряжение Екатеринбургской ЧК. Сидел в одной тюрьме с Тобольским еп. сщмч. Ермогеном (Долганёвым).

http://pravenc.ru/text/2580170.html

В ноябре 1955 года управляющий Ростовской кафедрой митрополит Вениамин (Федченков) разослал всем настоятелям церквей архипастырское послание с необычным заголовком – «Утешительное слово благочинническому съезду». Вскоре после этого владыку перевели на новую кафедру – в Саратовскую епархию. Уже во второй раз власти реагировали на открытое письменное послание митрополита Вениамина к своей пастве требованием его перевода или увольнения на покой. Еще будучи управляющим Латвийской кафедрой, владыка Вениамин в начале 1951 года распространил по епархии письменное приветствие с заглавием «Вместо поздравления», в котором подробно остановился на вопросе… «мира». «Мир Христов – совсем не земной мир, – писал он в приветствии, – а Божий, Христов, благодатный, мир от Духа Святого, Который и назван Господом Духом Утешителем» . Это послание, а также другие проповеди и речи митрополита Вениамина на данную тему были расценены местным уполномоченным А.А. Сахаровым как «прямые выступления против дела мира» . Он писал в Совет по делам Русской Православной Церкви: «Считаю необходимым, учитывая активизацию антисоветской проповеднической деятельности митрополита Вениамина, вылившуюся в прямое выступление против дела мира, – митрополита Вениамина из Латвийской ССР – удалить» . Причиной такой реакции было то, что в послевоенные годы Советский Союз инициировал широкое международное движение за мир, которое могло помочь выиграть время для того, чтобы компенсировать отставание СССР по военному и экономическому потенциалу от стран Запада. Возможная военная конфронтация с Североатлантическим альянсом, созданным в 1949 году, была крайне несвоевременна и нежелательна, особенно принимая во внимание существовавшую на тот момент ядерную монополию США, для ликвидации которой необходимы были годы. Именно поэтому «для наиболее эффективного использования возможностей международного движения за мир советское руководство инициировало участие в нем Русской Церкви, тем более что идеология этого движения вполне гармонировала с православным вероучением, осуждающим насилие» .

http://bogoslov.ru/article/3099477

Закрыть itemscope itemtype="" > «Собор поднял важнейшую для либерализма тему – а в ответ тишина» Православные священнослужители о правозащитной деятельности Русской Православной Церкви 11.02.2013 1483 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , Архиерейский Собор принял документ о позиции Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции. В документе, в частности, говорится, что «государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения». «В законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. При наличии озабоченности содержанием законодательных или подзаконных актов, принимаемых в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, Собор призывает православных христиан обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения — в Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства. При этом признается необходимым создание региональных церковных комиссий по вопросам семьи и защиты материнства на епархиальном и, где это представляется возможным, — на благочиннических уровнях. Видится возможной и поддержка Церковью родительских комитетов и других общественных объединений, защищающих права родителей на воспитание детей». Аналогичный пункт есть и в документе Собора об электронных документах , принятие которых должно быть сугубо добровольным делом, а отказ от них не должен вести к поражению в правах. «В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества», - говорится в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/11/so...

Закрыть В Кронштадте пройдёт Пятый Иоанновский фестиваль 10.06.2022 639 Время на чтение 4 минуты 14-15 июня в Кронштадте пройдёт Пятый Иоанновский фестиваль, сообщили «Русской народной линии» устроители мероприятия. Учредители и организаторы: Администрация ТУ Кронштадта, Кронштадтский молодежный совет, Кронштадтский дворец молодежи, Мемориальный Музей-Квартира св.Иоанна Кронштадтского. В рамках Фестиваля состоятся Первые Кронштадтские Иоанновские чтения. Программа Фестиваля: 14 июня 10.00 – 12.00 Божественная Литургия. Никольский Морской собор. Храм святителя Спиридона Тримифунтского. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, 29  15.00 – 18.00 Открытие Иоанновского фестиваля. Праздничный концерт победителей творческих конкурсов. Выставки. Мастер-классы. Миниярмарка. Участвуют актеры: заслуженная артискта РФ Мария Лаврова, авторы-исполнители: протоиерей Сергий Мищенко, диакон Сергий Учанейшвили, клирик  храма Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных на Долгоозерной улице г.Санкт-Петербурга, Антон Галицкий, Марина Кокина, поэт Борис Громов, писатель Валерий Колодяжный . Кроншатдт. Мемориальный садик Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского. Угол ул.Посадской и ул.Андреевской. 15 июня 10.30 – 14.30 Первые Кронштадтские Иоанновские чтения. Культурно-историческая конфренция памяти св.Иоанна Кронштадтского. (Программа прилагается отдельным файлом) Кронштадт. Мемориальный Музей-Квартира св.Иоанна Кронштадтского, ул.Посадская, 21 15.00 Премьерный показ документально-анимационного фильма «Живые мемории. 2 сезон» (воспоминания об Иоанне Кронштадтском и его современниках). Встреча с авторской  группой из Москвы . Программа Чтений: 15 июня 2022 года 10:30 Приветственное слово участникам чтений от администрации Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга Протоиерей Александр Зелененко, священник храма Спаса Нерукотворно в Парголово «Жить – Богу и людям служить. О многогранном служении св.Иоанна Кронштадтского» Протоиерей Артемий Могутов, директор Центра Духовной Культуры и Образования Кронштадтского благочиннического округа  

http://ruskline.ru/politnews/2022/06/10/...

Кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери. 1773–1786 гг. (достраивался в 1-й четв. XIX в. и в 1870 г.). Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: П. С. Павлинов РПЦ, образована в 1788 г. В 1788-1944 гг. именовалась Орловская и Севская, в 1945-1994 гг.- Орловская и Брянская, в 1994-2014 гг.- Орловская и Ливенская. С 25 июля 2014 г. имеет совр. название и границы. Включает города областного значения Орёл и Мценск, а также Болховский, Дмитровский, Знаменский, Кромской, Мценский, Орловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий и Шаблыкинский районы Орловской области . Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Орловский (г. Орёл и Орловский р-н), Болховский, Дмитровский, Знаменско-Хотынецкий, Нарышкинско-Шаблыкинский и Троснянско-Кромской. Кукши священномученика мужской монастырь и приходы Мценского р-на входят в состав Мценского викариатства О. и Б. е. Кафедральный город - Орёл. Кафедральный собор - в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Правящий архиерей - митр. Орловский и Болховский Антоний (Черемисов ; с 5 окт. 2011 в сане архиепископа, с 28 авг. 2014 в сане митрополита). К сент. 2018 г. в О. и Б. е. числилось 84 прихода, 5 мон-рей (2 мужских и 3 женских), 5 скитов. К авг. 2018 г. в клире состояли 146 священнослужителей. При ЕУ работают отделы: религ. образования и катехизации, по взаимодействию с представителями гос. власти и общества, по взаимодействию с институтом семьи и детства, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по взаимодействию с казачеством, тюремного служения, по противодействию наркотической угрозе, миссионерский, паломнический, церковной благотворительности и социального служения, по взаимодействию с учреждениями здравоохранения, молодежный, архитектурно-строительный, церковный историко-археологический, информационно-аналитический и издательский; действуют комиссии: по канонизации святых, церковно-археологическая, по противодействию алкогольной угрозе (Церковно-общественный совет); имеются координационный центр защиты материнства, а также служба протокола.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕВАХОВ Николай Давидович (24.12.1874, Полтавская губ.-1946, Закарпатье), кн., политический и церковный деятель, мемуарист. Происходил из груз. княжеского рода, брат сщмч. Иоасафа (Жевахова) , еп. Могилёвского. До 1917 г. владел имением (386 дес.) в Пирятинском у. Полтавской губ. Ж. обучался во 2-й киевской гимназии, затем в Коллегии П. Галагана. В 1898 г. окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира. Будучи студентом, принимал участие в проведении 1-й всеобщей переписи населения России в 1897 г. Начал службу в нояб. 1898 г. младшим кандидатом на должность в судебном ведомстве при Киевской судебной палате. 14 нояб. 1900 г. переведен в штат канцелярии киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. В мае 1902 г. назначен земским начальником 1-го участка Пирятинского у. Полтавской губ. В 1904 г. в ж. «Гражданин» печатались его «Письма земского начальника». 11 авг. 1913 г. избран почетным мировым судьей Пирятинского судебно-мирового округа, 13 февр. 1915 г. утвержден почетным попечителем церковноприходских школ 3-го благочиннического округа Пирятинского у. 26 апр. 1905 г. Ж. был переведен в С.-Петербург, служил в отделении свода законов Гос. канцелярии. 6 апр. 1909 г. получил должность старшего делопроизводителя Гос. канцелярии (сверх штата), 18 июля 1912 г. включен в штат. 24 янв. 1914 г. вошел от Гос. канцелярии в образованное при Святейшем Синоде Междуведомственное совещание для обсуждения проекта изменения штата церковно-учительных школ. 6 мая 1914 г. получил звание камер-юнкера двора, 1 янв. 1915 г. получил чин статского советника. 20 июля того же года стал помощником статс-секретаря Гос. совета (сверх штата) с оставлением в придворном звании, а 22 дек. помимо этого введен в совет Главного управления по делам печати (сверх штата). После того как Ж. провел авг. 1906 г. в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , у него появилось желание стать монахом. Он не создал семью, но до конца жизни так и не принял постриг. С 1906 г. собирал сведения для жизнеописания свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского, к-рый был дальним родственником Ж. и очень почитался в семье Жеваховых. Подробные материалы в 3 т. были опубликованы в Киеве в 1907-1909 гг., в издание вошли сведения о предках свт. Иоасафа, его жизни, чудесах, а также его сочинения. Весной 1909 г. по указу Святейшего Синода была создана комиссия для рассмотрения вопроса о канонизации святителя, которую возглавил Ж. В кон. 1909 г. он направил в Синод доклад, в к-ром обосновывалась необходимость церковного прославления свт. Иоасафа. Канонизация состоялась в 1911 г. Благодаря этой деятельности Ж. сблизился с Курским архиеп. Питиримом (Окновым) .

http://pravenc.ru/text/182211.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОХАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Пермской епархии (см. ст. Пермская и Кунгурская епархия ), существовало в 1923-1929 гг. на территории бывш. Оханского у. Именовалось по г. Оханску (ныне адм. центр Оханского р-на Пермского края ). Во исполнение указа патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов 24 дек. 1919 г. Пермский епархиальный совет поручил пермскому духовенству и мирянам иметь суждение об открытии викарных кафедр в соответствии с числом уездов. Первоначально предусматривалось иметь епископов в Перми, Красноуфимске и Соликамске, но приходам остальных 4 уездов, в т. ч. Оханского, предоставлялась полная свобода высказать свое мнение по этому вопросу. Резолюции съездов духовенства и мирян Оханского у., состоявшихся в 1920 и 1921 гг., неизвестны. В первые 2 месяца после ареста в мае 1922 г. патриарха свт. Тихона и начала обновленческого раскола Пермский еп. Сильвестр (Братановский; впосл. архиепископ) с подчиненным ему духовенством не признавал каноничности обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). После того как в Оханск дошли сведения об аресте патриарха и о появлении самочинного ВЦУ, съезд духовенства и мирян главного (1-го) благочиннического округа Оханского у., собравшийся в авг. 1922 г., не признал законности церковного управления раскольников. Однако прибывший в том же месяце в Пермь уполномоченный ВЦУ свящ. Михаил Трубин (в расколе «протоиерей») «под всевозможными угрозами» заставил признать ВЦУ сначала духовенство г. Перми во главе с еп. Сильвестром, а затем и духовенство в уездах. Вскоре в Оханский у. явились уполномоченные обновленцев, ложно утверждавшие, что власть ВЦУ передал сам патриарх; т. о. уполномоченные «поколебали некоторых из священнослужителей» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 221. Л. 3). Большинство представителей духовенства стало поминать ВЦУ, а после ареста законного еп. Сильвестра (22 дек. 1922) подчинилось «рукоположенному» раскольниками Кунгурскому «епископу» Николаю Ашихмину, который 6 янв. 1923 г. был назначен временно управляющим Пермской обновленческой епархией. Незначительная часть духовенства и приходских советов осталась при прежнем мнении, отказавшись признавать ВЦУ.

http://pravenc.ru/text/2581769.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТЕРГОФСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало в 1922-1940 гг. на территории городов Петергоф, Ораниенбаум (с 1948 Ломоносов), Стрельна (ныне входят в состав Петродворцового р-на С.-Петербурга) и Петергофского у. Петроградской губ. (совр. Ломоносовский р-н и часть Волосовского р-на Ленинградской обл.). Возобновлено в Санкт-Петербургской и Ладожской епархии в 2006 г. 2 июля 1917 г., при 1-м богослужении новоизбранного архиеп. Петроградского и Гдовского сщмч. Вениамина (Казанского ; с 13 авг. 1917 митрополит) в Петропавловском соборе Петергофа, передаваемом из придворного ведомства в епархиальное, у прихожан появилась надежда на то, что когда-нибудь «собор явится кафедральным собором уездного епископа» ( Посунько Н., свящ. Петергофское торжество//Изв. по Петроградской епархии. 1917. 32/33. С. 11). В этот день Петроградскому архиерею сослужил преподаватель столичной семинарии иером. Николай (Ярушевич ; впосл. митрополит). В июле 1920 г. Петроградскому митр. сщмч. Вениамину поступило ходатайство приходского совета петергофского Петропавловского собора о передаче патриаху свт. Тихону (Беллавину) просьбы об учреждении в Петергофе епископской кафедры; в документе подчеркивалось, что все храмы Нов. Петергофа (вост. часть Петергофа) присоединились к этой инициативе. Кандидат на должность викария в обращении не назывался, но подразумевалось, что таковым будет наместник Александро-Невской лавры архим. Николай (Ярушевич). Благочиннический совет Петергофского уездного окр. это начинание встретил скептически: «Насколько благочинническому надзору известно настроение общин на местах, то в таковых, как находящихся вблизи своего архипастыря, вопрос о епископской кафедре не только не обсуждался, но даже и не возникал, как не вызываемый никакой необходимостью» (ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 1339. Л. 6). Тем не менее последовало повторное ходатайство правосл. петергофцев и жителей окрестных сел. Митр. сщмч. Вениамин в итоге принял решение ходатайствовать перед патриархом свт. Тихоном о рукоположении архим. Николая во епископа Петергофского по достижении последним канонического 30-летнего возраста с оставлением на должности наместника лавры. Резолюцией патриарха от 27 марта 1922 г. было учреждено П. в. Петроградской епархии, 7 апр. того же года состоялась архиерейская хиротония архим. Николая. На территории вик-ства действовало не менее 35 храмов. Кафедра викария располагалась в Петропавловском (бывш. придворном) соборе Петергофа (1895-1905, архит. Н. В. Султанов). Резиденция архиерея в 1922 г. находилась в Александро-Невской лавре, в 1926-1938 гг. Петергофский архиерей проживал в комнате коммунальной квартиры по адресу: Петергоф, Красный (ныне С.-Петербургский) проспект, 40, предоставленной викарию кнг. А. И. Бебутовой, членом приходского совета собора.

http://pravenc.ru/text/2580080.html

преосвященного Тихона, архиепископа Иркутского, от 4 декабря 1905 года О Поместном Соборе Всероссийской Церкви I Созвание Поместного Собора есть крайняя необходимость для русской Церкви, которая далеко уклонилась от тех догматико-канонических норм, которые должны быть постоянными и неизбежными руководящими началами церковной жизни. II. Состав Собора В состав Собора должны входить: 1) Епископы всех русских епархий со всеми викариями. В случае невозможности присутствовать на соборе, епископ посылает заместителя из белого или чёрного духовенства или мирян. 2) Представители белого духовенства – в количестве: по одному представителю на каждые 200 сельских приходов приблизительно, и по одному – на духовенство каждого епархиального города. Представители сельского духовенства избираются в каждой епархии на общем епархиальном съезде, составленном из представителей, избранных на благочиннических съездах. Избрание представителей на собор возможно как из числа членов епархиального съезда, так и из лиц, не присутствующих на этом съезде. Выборы происходят путём закрытой баллотировки. Представители городского духовенства избираются на городском благочинническом съезде тем же способом. 3) Представители первоклассных монастырей в России, избираемые братией оных, по одному на каждый монастырь. 4) Миряне – в количестве, равном числу представителей от белого духовенства (по епархиям). Избрание мирян представляет особые затруднения ввиду отсутствия у нас организованной приходской жизни. Наиболее удобным является следующий способ: избрание мирских представителей происходит посредством приходских выборов, дающих членов в съезды мирян по благочиниям; на последних избираются члены епархиального съезда мирян, избирающего представителей на Собор. 5) Представители от духовно-учебных заведений – духовных семинарий и мужских духовных училищ. Избрание этих представителей столь же почти трудно, как и избрание мирян. Предпочтителен следующий способ: члены от четырёх духовных академий избираются советами академий по одному на каждую; в каждой епархии избираются: один представитель от духовной семинарии (правлением семинарии) и один – от мужских духовных училищ епархии (на общем съезде депутатов училищ, избираемых правлениями последних).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архим. Мефодий (Холмский) Дневник архимандрита Мефодия, Настоятеля Никандровой пустыни Порховского уезда, Псковской губернии Источник Давно, давно я мыслию своею стремился в Палестину – поклониться и облобызать драгоценные сердцу христианина святыни, кои ознаменованы искуплением нашим. Ещё в мире, когда я жил в г. Торопце, тридцать лет священником и два года в сане протоиерея , любимою мечтою моею был священный град Иерусалим, Вифлеем, Иордан и в особенности – Назарет, так как местный храм, где я прежде служил и ныне в монастыре, посвящён, как и в Назарете, Благовещению); любила потому и доселе любит душа моя воспевать: «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите небеса Божию славу!..» Но как ни пламенно было моё желание посетить Восток и побывать на святой горе Афон, желание это оставалось одним желанием, и никак не мог я осуществить его, при своих разнообразных обязанностях, в мирской жизни, когда на мне лежали, помимо прямой священнической обязанности, законоучительство в разных учебных заведениях и должность градскаго благочинного, и в монастыре, требующем, в особенности на первых порах, бдительного надзора и распорядительности. Не раз я открывался в своём стремлении любвеобильному архипастырю своему и всегда получал от него отеческий совет – подождать ещё, пока вверенная мне обитель окрепнет и утвердится в нравственных началах. Наконец, желанная минута наступила: при представлении благочиннического по монастырям отчёта его преосвященству, в феврале месяце 1892 года, я завел владыке речь на свою любимую тему, – о сердечном желании своём посетить св. град Иерусалим, так как и лета мои старческие, и хилое здоровье, год от году, совсем могут возбранить мне исполнить сие желание и, о радость неизреченная, на этот раз любвеобильный владыка ни мало не стал прекословить моему желанию! Вдруг он стал давать мне отеческие советы, как и с чего начинать мне, для достижения моих по сему предмету целей. Тогда же было составлено мною прошение, куда следует, и дело о моей поездке на Восток стало открытым; пока шла переписка в Святейший Синод, я начал подготовляться и собираться в дальний путь, приводя, что следует по хозяйству и самую братию в надлежащий порядок, который продолжался бы и в отсутствие моё точно так же, как и при мне...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010