После пения галлеля пили вино с опресноками. Затем глава семьи разделял пасхального агнца и раздавал всем участникам трапезы. После того как агнец был съеден, приносилась третья чаша вина и совершалась благодарственная молитва , в которой участвовали глава семьи и все присутствующие. Глава семьи говорил: «Благословим Бога нашего». Все отвечали: «Благословен Господь Бог наш, Бог Израиля, Бог Саваоф, Восседающий среди херувимов, за пищу, которую мы приняли». Глава: «Благословим Того, Чью благодать мы вкушали». Все: «Благословен Ты, Чью благодать мы вкушали и Чьей благостью мы живем». Глава: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, питающий весь мир по благости Своей». Все: «Он дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его». Глава: «По великой благости Его не было никогда у нас недостатка в пище». Все: «Да не будет у нас недостатка и впредь ради Его великого имени». Глава: «Он питает всех, заботится о всех, благотворит всем и уготовляет пищу для всех тварей, Им созданных». Все: «Благословен Ты, Господи, питающий всех». Далее глава семьи произносил ту часть благодарения, в которой вспоминался исход Израиля из Египта: Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты дал предкам нашим землю вожделенную, хорошую и пространную и что вывел нас из земли Египетской и освободил нас из дома рабства. Благодарим за Твой завет, запечатленный на теле нашем, 206 за Твою тору, которую преподал нам, за Твои законы, которые сообщил нам, за жизнь и благоволение, которые даровал нам, за пищу, которой Ты заботливо питаешь нас постоянно, ежедневно, во всякое время и всякий час. За все это, Господи Боже наш, мы благодарим и славословим Тебя... По окончании благодарения все участники трапезы произносили «Аминь». Затем выпивалась третья чаша, пели вторую половину галлеля ( Пс.114–118 ). Могла быть предложена еще одна или две чаши. С последней чашей пели великий галлель ( Пс.135 )· Данная реконструкция дает приблизительное представление о ритуале пасхальной трапезы. Однако мы должны ответить на вопрос: была ли Тайная Вечеря пасхальной трапезой, особенно если учитывать, что, согласно Иоанну, она была совершена до наступления Пасхи? Большинство ученых сходятся в том, что была: одни – на основании синоптических Евангелий, где об этом сказано ясно и недвусмысленно, 207 другие – на основании более или менее убедительных гармонизаций данных синоптиков с данными четвертого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тогда псалмопевец, как бы помолодевши, в радости сердечной приступит к алтарю Господню и благодарственно прославит Его (принесши жертву благодарения) (ст.4) 287 . Но к сожалению это блестящее будущее еще не настало; поэтому снова следует ободрение унывающей душе (уповай и проч.). Псалом 43. Жалобная молитва Израиля во время незаслуженного наказания Божия. Псалом этот представляет жалобную песнь всего народа. Но трудно указать какое-либо определенное историческое обстоятельство, вызвавшее его происхождение. Одни относят его ко временам маккавейских войн, другие к вавилонскому плену, иные же, на достаточных основаниях, ко времени предполагаемого нашествия идумеев на Палестину в то время, когда Давид воевал на востоке, и св. Земля была опустошаема идумеями, которых Давид разбил потом в Соляной долине ( 2Цар.8:13 ; 1Пар.18:12 ; Пс.59:1 ). Но никак нельзя здесь предполагать исторические обстоятельства иудеев при персидском военачальнике Вагозе (Древности Иосифа Флп.11:7 ); так как в это время свящ. канон уже был заключен, и при том тогдашнее положение иудеев не было так печально, как оно изображается в нашем псалме. Скорее уже можно бы относить его к тем печальным временам, когда возвратившиеся из плена должны были бороться с враждебными соседями; но в таком случае, каким образом мог бы он находиться во второй книге псалмов, состоящей большею частью из псалмов древнего времени? Как бы то ни было, однако ход мыслей псалма вкоротке следующий: Бог помогал в древние времена, и до настоящего часа Он есть единственный наш Помощник (ст.2–9); и однако нам теперь так худо, хотя мы совершенно невиновны (ст.10–20); да покажет же Себя Господь нашим Помощником (ст.21–27). Ввиду великих дел Божиих, совершенных в пользу Израиля над язычниками в древние времена, недавно, как кажется, подвергавшийся угнетению от язычников народ получает ободрение и надежду в печальном настоящем. С воодушевлением псалмопевец напоминает Господу о том, как Он некогда истребил хананеев и землю их единственно по Своей милости отдал Своему народу (ст.2–4) 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Слава: Голубице Милостиваго рождшая, радуйся Приснодево:/преподобных всех, радуйся похвало, страдальцев венчание./Радуйся всех праведных Божественное удобрение,/и нам верным спасение. Слава: Голубка, Милостивого родившая,/радуйся, Приснодева,/радуйся, всех преподобных похвала,/подвижников увенчание;/Радуйся, и всех праведных божественное украшение,/и нам, верным, спасение. И ныне: Пощади, Боже, наследие Твое,/грехи наша вся презрев ныне,/на сие имея молящую Тя,/на земли безсеменно Тебе Рождшую,/великия ради милости восхотевшаго/вообразитися, Христе, в человечество. И ныне: Пощади, Боже, наследие Твое,/все грехи наши презрев ныне,/для того имея молящую Тебя,/на земле без семени носившую во чреве/Тебя, Христе, по великой милости восхотевшего принять/прежде несвойственный Тебе/образ (человеческий). Ексапостиларий. Подобен: Жены услышите: Ексапостиларий Играйте ликовствующе, с веселием воспойте,/Гавриил Деве радость приносяй предста,/в Назарете ныне граде радость благовещения:/радуйся, чистая и непорочная, мира предстательство:/радуйся, небесный престоле. Торжествуйте ликуя, с веселием воспойте:/ныне в Назарете граде Деве Гавриил предстал/принося радость, радость благой вести:/“Радуйся, чистая и непорочная, мира Защитница,/радуйся, Небесный Престол!” Молитва ко Пресвятей Богородице: Молитва ко Пресвятой Богородице Приими, всеблагомощная, пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго Тела Его, и пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, богоблаженная, херувимов светлейши, и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго, и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся, в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-bla...

Приими, всеблагая и могущественная пречистая Госпожа, Владычица Божия Родительница, эти драгоценные дары, Тебе единой подобающие, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, явившаяся высочайшей всех творений небесных и земных! Ведь благодаря Тебе ныне Господь Сил с нами, и чрез Тебя мы Сына Божия познали и удостоились святого Тела Его и пречистой Крови Его. Потому блаженна Ты в родах родов, в Боге блаженство стяжавшая, Херувимов светлейшая, и честью Серафимов высшая. И ныне, всехвальная пресвятая Богородица, не преставай молиться о нас, недостойных рабах Твоих, чтобы избавиться нам от всякого совета злого и от всякого несчастья, и сохраниться невредимыми от всякого ядовитого нападения диавола. Но даже до конца молитвами Твоими без осуждения нас сохрани, чтобы Твоим заступничеством и помощью спасаемые, мы за все славу, хвалу, благодарение и поклонение воссылали в Троице единому Богу и всех Создателю, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва вторая ко Пресвятей Богородице: Молитва иная О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-bla...

Амвросиаст ограничивает δεσεις молением о царях, προσευχαι – относит к молениям о властях, ближайших к царю, εντεξεις – определяет прошениями о людях, претерпевающих скорбь и нужду 1366 . Бл. Августин разграничивает молитвы по частям литургии. Δεσις, по его мнению, соответствует той части литургии, которая передшествует освящению даров, προσευχ сопровождает самое освящение, εντεξις приносится после освящения. Ибо в это время, говорит Августин, священник, как посредник или ходатай, воздевая руки, поручает тех, за которых приносит служение, высочайшему милосердию, – в это время священник творит молитвы о себе, живых и мертвых. Наконец, по совершении литургии приносится благодарение – εχαριστα 1367 . Мысль Августина, что, изложенные Апостолом виды молитвы, перечисляются в порядке христианского богослужения, не должно отвергать. Только в данном случае молитвы и прошения будут различаться не по предметам, а по силе молитвенного чувства, что и теперь можно примечать в сугубой ектении и в просительной, после херувимской песни. Но, гораздо естественнее, разделению Апостолом молитвы на виды, дать такое объяснение. Δεσις – молитва, исходящая от веры; выражается она прошением о ниспослании блага 1368 . Сюда относятся моления о благах видимых – о здравии, благорастворении воздуха, о мирных временах и пр., о благах невидимых – прощении грехов, посещении благодати, мире духовном, единении Церкви и пр. Προσευχ – молитва, исходящая из чувства греховности; выражается она прошением об избавлении от зла 1369 . Сюда принадлежат моления об избавлении от скорби, гнева и нужды, об отвращении от голода, язвы, огня, меча и пр. Таким образом, δεσις и προσευχ означают молитву, основанную и на вере в Бога, и на сознании греховности, и выражаемую прошением о ниспослании блага, и об отвращении от зла. Апостол, соединяя вместе δεσις и προσευχ, ими, как бы, исчерпывает все нужды человека или заключает в них все предметы молитвы. ντεξεις – означает, собственно, молитву, как беседу с Богом 1370 , но, по смыслу глагола ντυγχνω, от которого, как мы уже сказали, оно происходит, значит молитву о спасении других 1371 .– Εχαριστα – благодарственная молитва; Апостол прибавляет это слово потому, что прошение христианина всегда сопровождается благодарением 1372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Десятина, 1/10 часть от всех доходов в пользу храма и его служителей или как особый дар Богу, была известна еще до Моисея. В Быт 14. 20 Авраам отдает десятину военной добычи царю Салима Мелхиседеку , «священнику Бога Всевышнего». В Быт 28. 22 и Ам 4. 4 говорится о пожертвовании десятины урожая на святилище в Вефиле , в Ам 4. 4 - и для святилища в Галгале . Согласно Втор 14. 22-23, десятина отдается в Иерусалиме («на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там»). Каждые 3 года десятину надо было отдавать нуждающимся (ср. Втор 26. 12 и сл.), к-рые могли приходить за ней в дом подателя. Десятина отчислялась на содержание левитов (Числ 18. 21-22), позже этот обряд превратился в «десятину из крупного и мелкого скота» (Лев 27. 32 и сл.; 2 Пар 31. 4 и сл.). Существовал также обычай жертвы начатков плодов и первенцев от скота (Исх 23. 19; Быт 4. 4; Исх 34. 19; Втор 8. 8; 26. 1-11), к-рый означал благодарение Богу как Подателю всех благ (ср. Притч 3. 9). Разные виды жертв часто сочетались (Лев 23. 37; Числ 29. 36-39; Втор 12. 6). Мн. приношения сопровождались жертвами воскурения (см.: Clements R. E.  //ThWAT. Bd. 7. Sp. 10-18), или же одна из частей этих жертвоприношений называлась воскурением. «Кадильницы» упомянуты в 3 Цар 7. 50 и были неоднократно найдены археологами при раскопках. Жертву можно также назвать молитвой-действием. Термин  ,  , основное значение к-рого - благодарственная молитва, может обозначать также благодарственную жертву (Лев 7. 12; Ам 4. 5; Пс 94. 2; 99. 4). Молитва (  ,  ;  ,  ;  ,  ), помимо жертвоприношений и песнопений, составляла важнейшую часть В. б. Исследования молитв-плачей и ходатайственных молитв ( Gerstenberger E. S. Der bittende Mensch. Neukirchen-Vluyn, 1980) показали необходимость проводить различие между офиц. богослужением общины и малыми семейными богослужениями. Большинство молитв, используемых в семейном культе и частной молитве, а также в офиц. богослужении, были созданы сочинителями-профессионалами. Оба вида частной молитвы (плачи и ходатайства) могли использовать все молящиеся и вся община. Такие молитвы встречаются в повествовательных и пророческих текстах ВЗ, а не только в Псалтири.

http://pravenc.ru/text/158292.html

Сам Христос Спаситель оставил нам образцы молитвы просительной 2116 , благодарственной 2117  и славословия 2118 , связанные – по своему поводу и предмету – именно с определенными конкретными случаями и обстоятельствами. Св. Апостол Павел всегда, во всякой молитве своей, воспоминал определенных личностей и определенные событие 2119 , 2120 , 2121 . Особенность собственно аскетического учение о «молитве» наиболее заметно отражается и особенно рельефно проявляется в изображении условий и существа психологического состояния, так называемой высшей молитвы 2122 . Все охарактеризованные выше виды молитвы, в качестве общего и существенного своего признака, имеют то, что в них предполагается обязательно определенное и конкретное содержание, предмет или событие, по поводу которого человек воссылает Богу прошения, благодарения, хваления. По определению препод. Исаака C., «молитва есть моление и попечение о чем-либо и пожелание чего-либо, как то: избавление от здешних или будущих искушений, или пожелание наследия Отцов, – моление, которым человек получает себе помощь от Бога» 2123 . «Во время молитвы», если она совершается достодолжным образом, «созерцание ума устремлено к одному Богу, и к Нему направляет все свои движения, Ему от сердца, со старанием и непрестанною горячностью, приносит моления» 2124 . Однако и в таком случае, по мысли свв. аскетов-мистиков, все же не достигается и не осуществляется вполне и всецело непосредственное общение человека с Богом, поскольку между «умом» человека и Богом находятся как бы некоторые посредства, в виде помышлений» 2125 , представлений, образов 2126 тех предметов или событий, по поводу которых человек воссылает Богу свои моления. Для достижения такой непосредственности человек должен «переселится от всего здешнего» 2127 , чтобы ум его «отрешился от всякого помышления о чувственном и возвысился к Самому над всеми сущему Богу 2128 . Отсюда – подвижник должен «отсечь от сердца своего помыслы и заботу о всем земном» 2129 . С указанной точки зрения уясняются характерные черты и основные особенности состояние молитвы высшей, совершеннейшей. По определению, напр., препод. И. Кассиана, за указанными четырьмя видами молитв (obsectraio, oratio, postulatio, gratiarum actio) следует состояние возвышеннейшие и совершеннейшее, которое заключается в созерцании одного Бога и в пламенной любви к Нему, когда ум человека, объятый и проникнутый этою любовью, беседует с Богом теснейшим образом и с особенною искренностью, как с Отцом своим 2130 . По учению препод. Нила С. высшая молитва совершенных – это некоторое восхищение ума, всецелое отрешение его от чувственного, когда неизглаголанными воздыханиями духа приближается он к Богу, Который видит расположение сердца, в· безгласных образах выражающее волю свою 2131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Нравственные смыслы в молитве упования вполне очевидны, когда молитва эта имеет конкретное содержание прошения. Так, в покаянной молитве важен не только, собственно, момент покаяния (то есть видение греха, осознание вины и стыда, стремление к исправлению), но и конкретное содержание греха, от которого ищется освобождение. В молитве благодарственной, соответственно, этически важен не только нравственный вектор благодарения, но и осознание нравственного добра, величия и милости Бога, к Которому обращено благодарение, но и этическое содержание полученного от Бога благодеяния. В прошениях относительно некоторых духовных и даже материальных ценностей, их значение переживается настолько, насколько они ценны относительно нравственного смысла. Например, просьба об исцелении приобретает особый духовно этический смысл, поскольку молящийся, свое здоровое состояние стремится положить ради служения Богу и людям. Независимо от содержания прошения, всегда имеет этический характер молитва за других людей (за ближних и дальних), за общину, за страну и проч., потому что в ней всегда содержится надежда на милосердие Божие, а внутренним мотивом оказывается собственная небессердечность. По причине надежды, действующей в молитве, она становится фактором, выстраивающим этическое устройство личности. В конечном итоге в этом и содержится самое главное с позиций христианской этики. Ибо и Сам Иисус Христос, будучи Личностью и яко Бог и яко Человек, то есть, имея самосознание и свободу, обращался с молитвой надежды о Своих учениках к Отцу Небесному и тем самым и им показал образец такой молитвы. И более того – все Свое нравственное учение Он и обратил к личности, ибо впервые этика стала иметь личностный характер. Надежда, выраженная в молитвенном обращении к Богу, тем самым открылась как одно из главных этических богатств личностного мира. Нравственная ценность человеческой личности состоит в том, насколько душа управлена своими интенциями в сторону тех добродетелей, которые христианским сознанием признаются как главные добродетели, то есть веры, надежды и любви, имея их в самосознании не только со стороны их объективного, Божественного, духовно-нравственного содержания, но и в реальности их личностного воплощения в постоянном жизненном течении. Но даже и тогда, несомненно, невозможно будет говорить о полноте нравственной реализации личности. Попросту говоря, личность будет видна не как личность в собственном смысле, а как некоторая возможность для достижения определенных нравственных высот.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

В составе этих хвалебно-благодарственных молитв заключалась и молитва освящения даров. А что она существовала во времена Иустина, и что, следовательно, существовал и самый акт освящения (consecratio), видно из следующих его слов: „...Как воплотившийся по слову Божию Иисус Христос , Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питаются наша кровь и плоть, становится плотию и кровию воплотившегося Иисуса посредством слова молитвы, им преданного – δι εχς λογου το παρ ατο " . Далее из того, что Иустин тесно связывает евхаристию с воспоминанием о тайной вечери и с словами установления таинства, видно, что освящение состояло в воспоминании первоначального установления таинства и в произнесении установительных слов Христовых. Иустин приводит эти слова в подтверждение того, что хлеб и вино после того, как над ними совершено благодарение, становятся уже телом и кровью Христовою. Христос, сказавши на вечери: сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя, дает нам разуметь это самым делом. Кроме слов установления таинства, в состав последних молитв входило и призывание Св. Духа или πκλησις, то есть та часть канона, посредством которой совершается освящение. Об епиклисисе у Иустина прямо не говорится, но зато у Иринея эта молитва представляется, как необходимая и существенная часть. – Третий вопрос касается формы молитв евхаристии и способа их произношения. Кроме того, что молитвы литургии в древней церкви читались вслух и заключались ответными словами собрания, для нас важно прибавление, делаемое Иустином, что предстоятель воссылает молитвы и благодарения, сколько он может – ση δναμις ατ. Смысл этого выражения по отношению к способу изложения литургии древней церкви мы уже объяснили, говоря о свободе предстоятеля в совершении богослужения. Заметим лишь, что подобный образ выражения встречается не у одного Иустина, но и у Иринея, его современника, и тем показывает тождество тогдашней церковной практики в этом последнем отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

В ноябре 1550 года была издана королевская грамота, предписывавшая повсеместно заменить алтари обыкновенными столами. В качестве обоснования такой меры указывались следующие соображения: 1) «Форма стола отвратит народ от суеверий папистической мессы, ибо алтарь служит для жертвоприношения, а стол для того, чтобы люди ели на нем. Для чего приступаем мы к столу Господню? Для того ли, чтобы снова приносить в жертву Христа и опять распинать Его? Или для того, чтобы питаться Им, уже однажды распятым и принесенным в жертву за нас? Если мы приступаем для того, чтобы духовно есть Его тело и пить Его кровь, то, конечно, форма стола приличнее в этом случае, чем форма алтаря». 2) «Хотя Книга общих молитв употребляет и наименование алтаря, но она безразлично употребляет оба наименования, т. е. и алтаря и стола, имея в первом случае в виду жертву хвалы и благодарения, приносимую Богу при приобщении. Замена алтарей столами не стоит, таким образом, в противоречии с Книгой общих молитв». 3) «Форма алтаря предписана для жертвоприношений по закону (Моисееву), а потому теперь, с устранением и закона и жертвоприношений, должен быть устранен и алтарь» 247 . Текст упомянутой грамоты Эдуарда VI ясно показывает стремление реформаторов – полностью исключить всякую мысль о Божественной евхаристической Жертве. В 1552 году, в результате тщательного пересмотра Книги общих молитв появилась 2-я редакция англиканской литургии. Ее характерная особенность – решительное устранение взгляда на Евхаристию как на умилостивительную или очистительную жертву. Упоминавшаяся выше 3-я молитва евхаристического канона (the memorial of prayer of oblation) подверглась коренной переделке. Всё, что могло благоприятствовать признанию жертвенного значения Евхаристии (в смысле приношения бескровной Божественной Жертвы), было изъято без остатка, после чего и все, сохраненные в этой молитве, выражения, в которых содержится упоминание о жертве, потеряли свой прежний смысл. В таком радикально переработанном виде молитва эта была исключена из состава евхаристического канона и помещена в конце чина литургии, в качестве одной из благодарственных молитв, где находится и до сих пор (то есть в последней азторизованной редакции англиканской литургии 1662 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010