а) Относительно церковной молитвы ( 1Тим.2:1–8 ) Ап. Павел преподает Тимофею и всем пастырям главнейшую заповедь: «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» ( 1Тим.2:1–2 ), т. е. совершать всякого рода молитвы: просительные, благодарственные, причем не только о себе и единоверцах, но и за языческие власти. Этим самым низлагаются ложные мнения о христианах как врагах государства, устраняется повод к ожесточению против них, и для христиан становится возможным проводить «жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» ( 1Тим.2:2 ). Сами враги христианства становятся лучше через молитву о них. Молитва за врагов есть выражение самой сущности христианства, ибо Бог хочет, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Ради этого Христос, будучи Сыном Божиим, восприняв в Себя человечество и предав Себя «для искупления всех» ( 1Тим.2:6 ), стал «один Посредник между Богом и человеками» ( 1Тим.2:5 ). Христос назван «единым Посредником» (mesiahz) – посредник, по-славянски «Ходатай» – в смысле единого Спасителя всех, так как Он, восприняв в полноту Своего Божества полноту всей человеческой природы, смог и искупить ее. Христос стал посредником в деле примирения человечества с Богом. Но принятие «посредника» не вполне выражает значение подвига Иисуса Христа, потому что посредничество предполагает равенство примиряющихся, что исключается в данном случае. Поэтому более соответствует лицу Иисуса Христа понятие о Ходатае, Поручителе о виновных, Который принимает на Себя их ответственность. Назван же Он «человеком» потому, что Ходатаем (в искуплении) Он стал, восприняв человечество и пострадав в нем. Апостол также указывает, что молитвы в церковных собраниях должны возглашать «мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ), т. е. твердые в вере и нравственно чистые, разумеется, получившие на это право и благодатный дар через рукоположение. б) О поведении и участии женщин в церковных собраниях (1Тим.2:9–15)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

в Немже все сокровища премудрости и ведения. Говорю так для того, чтобы кто не прельстил вас в беседе лукавыми речами. Ибо, хотя телом и отсутствую, но духом пребываю с вами, радуясь и видя добрые порядки ваши и твердость вашей веры во Христа. Посему, как прияли вы Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем – укоренены и утверждены в Нем, укрепляясь в вере, как научены вы, приумножая в себе веру и благодарение. Новая жизнь во Христе Берегитесь, братия, как бы кто не соблазнил вас философиею, пустотою обольстительных учений, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. Ибо во Христе обитает вся полнота Божества воплощенная, и в Нем тою исполнены будете. Он есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием не от рук человеческих, когда совлекли с себя тело греховное плоти, и прияли обрезание Христово. В крещении были вы погребены со Христом; в Нем и совоскресли вы верою в Бога, воскресившего Его из мертвых. И вас, бывших некогда мертвыми во грехах ваших и в необрезании плоти вашей, оживил Бог вместе с Ним. Отпустил вам все прегрешения. Истребил бывшее на нас рукописание заповедей законных, враждебное нам, взяв его от среды и пригвоздив ко кресту. Отняв силу от начальств и властей (темных), властно подверг их позору в победном торжестве силы Своей. Предостережение от суеверных учений Итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие или ради празднования дней или новомесячия или субботы, все это есть тень будущего, тело же есть Христос. Никто да не обольщает вас самовольным подвигом смирения и ангельским служением. Такие люди воображают видеть, чего не видели, и только без разума надмеваются плотским умом своим, а не держатся Главы, от Коей все тело, содержимое и питаемое союзным составом членов, приемлет силу на возрастание возрастом Божиим. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, для чего вы, как живущие мирскою жизнью, ставите себе правила: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»? Все это тленное, истлевает от употребления, по заповедям и учениям человеческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

За пением канона, после стиха: «Всякое дыхание да хвалит Господа», священник воздает славу Господу Богу за появившийся свет дня: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» На его возглас певчие поют «великое славословье, или утреннюю песнь Богу при начале дня: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Славим Тебя, величаем Тебя, поклоняемся Тебе, превозносим Тебя, благодарим Тебя, потому что велика слава Твоя, Господи!... Всякий день славлю Тебя и превозношу имя Твое во веки, в вечные веки... Да будет на нас милость Твоя, Господи, так как мы надеялись на Тебя! Господи, Ты наше прибежище из рода в род. И потому я говорю: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, потому что я грешен пред Тобою. Господи, к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой, у Тебя источник жизни, во свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя». К великому славословию присоединяется славословие серафимов. «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», чтобы показать, что и Ангелы вместе с людьми воспевают славу Божию. После «Слава в вышних Богу» поется тропарь, в котором прославляется спасение людей чрез воскресение Господа, и затем, после двух ектений, следует окончание утрени. Священник, обратившись к народу, говорит: «Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистые Своея Матери и святого (память которого празднуется в тот день) и всех святых, помилует и спасет нас, потому что Он благ и человеколюбец». После утрени следует первый час. Он служить благодарением за наступление нового дня, который посылается нам от Господа. Сначала читаются три псалма Давида. В первом из них представлена молитва человека праведного, в которой он просит у Господа милости и наставления. Во втором сравнивается ничтожество и кратковременность нашей жизни с вечностью и славою Божией. В третьем выставлен для нас пример жизни праведного человека, которому мы должны стараться подражать для того, чтобы заслужить милости от Господа. Далее мы слышим чтение тропаря, т. е. песни, в которой рассказывается содержание предстоящего праздника и чтение молитв самых употребительных, которые по большей части известны даже детям: «Святый Боже», «Отче наш», «Честнейшую Херувим» и молитву «Иже на всякое время, и на всякий час на небеси и на земли поклоняемый и славимый Христе Боже», в которой мы просим, чтобы Господь Иисус Христос принял молитвы наши и направил жизнь нашу к исполнению заповедей Своих. Первый час оканчивается молитвой ко Пресвятой Богородице: «Тебе, Богородица, избранной воеводе (военачальнице) мы, рабы твои, за то, что избавились от несчатия, приносим благодарственные песни победы. А Ты, как имеющая неодолимую силу, избавляй нас от всяких бед, чтобы мы взывали Тебе: радуйся, невеста неневестная!». Эта песнь была, составлена греками, когда, с помощью Божией Матери, они победили врагов своих – персов и в благодарность Ей за эту помощь воспели Ее в этой хвалебной песни. ΙΙ. Божественная Литургия

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Ис.63:7–9 . С 7–9 ст. включительно идет первая половина благодарственно-покаянной молитвы к Богу от лица Его жестоковыйного народа, в которой возносится слава и благодарение Всевышнему за все исторические ( «дни древние» – 9 ст.) благодеяния Его, явленные избранному народу. Связь этого отдела с предыдущим установить нетрудно. Тот суд над язычниками, о котором в том ярком образе говорил пророк в начале главы, был вместе и днем праведного воздаяния за все насилия и врагам израильского народа. Отсюда естественно, что Израиль, при созерцании этого, должен был исполниться чувств радости и благодарности к Господу, и вместе с тем – особого усиленно-покаянного восторга, которые и нашли свое соответственное выражение в этой молитве, или псалме, произнесенном самим пророком от лица идеального Израиля, глубоко чувствующего свою собственную греховность и высоко ценящего величие и силу Божественного милосердия и любви. Комментаторы пророка Исаии обращают внимание также и на то, что молитва эта, начинаясь с 7-го стиха данной главы, идет до конца ее и продолжается на всю последующую главу (64 г.) Анализируя содержание этой молитвы, они находят возможным разделить ее на следующие четыре части: первая – с 7–14 ст. 63 гл.; вторая – с 15 – до конца главы; третья – с 1–7 ст. 64-ой главы, и четвертая – с 8-го до конца этой главы. В частности, в первом из указанных отделов дается сжатый, схематический очерк истории избранного народа, в котором повсюду видны следы особого Божественного водительства Израилем и жестоковыйности последнего в отношении к Господу. Ис.63:8 . Он сказал: «подлин­но они народ Мой, дети, которые не солгут», и Он был для них Спасителем. «Подлинно они – народ Мой, дети, которые не солгут.» Ввиду раннейших совершенно ясных слов пророка об историческом Израиле: «мы изменили и солгали перед Господом и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова» ( Ис.59:13 ), нет никакой возможности видеть в вышеприведенном тексте историческую характеристику еврейского народа. Очевидно, это – идеальная характеристика Израиля, указание на то, чем бы должен быть избранный народ Божий, если бы он остался верен своему особому предназначению. Можно эти слова понимать и только как удостоверение одного лишь факта Божественного избрания евреев Всевышним ( Исх.19:5–6 ), служащего как бы «исходным пунктом» и для всех последующих исторических указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кому адресована эта притча? Евангелист пишет, что Господь говорит её к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (ст. 9). Вот — важный урок для всякого, кто приступает работать Господеви (см. Сир 2:1), кто берёт на себя духовный труд: не надейся на свою праведность и не позволяй себе взвешивать других. Это очень простое правило духовного труда. Простое и понятное. Но как сложно его понести! Тем более, зная, что весь труд, ради Бога понесённый, может развалиться из-за этого неистребимого духа тщеславия и гнушения ближним. Преподобный Андрей Критский в своём знаменитом покаянном каноне поминает и фарисея: “Сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя: и прочия безумныя глаголы” (песнь 9-я). Как это страшно звучит: безумие в благодарности! Разве благодарственная молитва, которая вообще есть основа христианства, может быть безумной? Выходит, что может. Фарисей живёт в каждом из нас. Это прискорбно, но это так. Это даже роднит всех нас как-то по-особому. Зёрна тщеславия неприхотливы и растут на любой почве, даже на почве отсутствия тщеславия. И у каждого подвижника всегда остаётся риск довольства собой, когда сам духовный подвиг совершается уже и не пред очами Божиими вовсе, а как бы перед зеркалом в жесте почитания собственного изображения, которое стало идолом, требующим человеческих жертв. И тебе не нужен ближний, и Сам Бог уже — лишний в этом танце чистого самообольщения. Но как бы ни было всё это стыдно и мерзко, Господь не гнушается даже нашим нечистым добром. Предпочитая молитву мытаря, Спаситель всё же говорит: сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (ст. 14). Господь не проклял несчастного фарисея, не отвергнул и его безумного благодарения, просто тот пошёл менее оправданным, чем кающийся мытарь. Вот это и есть воспетая Апостолом превосходящая разумение любовь Христова (см. Еф 3:18). Это странно, это просто изумительно, но авторами двух самых известных православных молитв были не столпы благочестия, а кающиеся грешники 1 .

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

Миропомазание оказывает внутреннее укрепляющее и просвещающее действие не только в момент совершения таинства, но и во всей дальнейшей жизни христианина. Об этом замечательно говорит апостол Иоанн Богослов: Вы имеете помазание от Святого и знаете всё (... ) помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин. 2, 20, 27 ). Таинство Евхаристии Среди всех священнодействий Церковь указала самые необходимые и назвала их таинствами, а среди этих семи таинств выделила таинство Евхаристии. Слово «евхаристия» (εχαριστα) значит «благодарственная молитва», «благодарение», поэтому Евхаристию часто и называют таинством Благодарения. Во время его совершения Богу приносится жертва благодарения за спасение человеческого рода. При этом происходит величайшее чудо: святое приношение, хлеб и вино, становится Святыми Дарами – Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Не менее чудесно, что через вкушение или причащение Святых Даров (отсюда ещё одно название – таинство Причащения) все причастники входят в теснейшее единение со своим Спасителем и Богом, становятся причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). В Пространном катехизисе смысл этого таинства определяется так: Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни. В этом таинстве осуществляется конечный смысл человеческого бытия – жизнь в полном единстве с Богом. Поэтому все остальные таинства и священнодействия можно рассматривать как подготовительные и содействующие Евхаристии. Евхаристия – это духовное сердце Церкви. Пока оно бьется, пока совершается Евхаристия, Церковь жива. Там, где совершается истинная Божественная Евхаристия, там и есть Церковь . Евхаристическая Чаша является духовной границей Церкви, кто является её участником, тот и принадлежит Церкви. В таинстве Евхаристии восполняется самое тяжелое последствие грехопадения – разрыв общей жизни человека с Богом. В земном измерении нет другого более значимого духовного средства для восстановления этого утраченного единства тварного и нетварного миров.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Особенно много благодарственных молитв мы возносим в храмах Божиих в дни торжественного праздничного Богослужения. Так, в праздник Рождества Христова мы благодарим Бога за послание в мир Единородного Сына Своего, в праздник Пятидесятницы – за ниспослание Духа Святого и т.д. Так поступаем мы во исполнение заповеди Божией, повелевающей нам «благодарить всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.5:20 ). Святой Иоанн видел в откровении двадцать четыре старца, падавших пред Сидящим на престоле и восклицавших: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу; ибо сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Слова эти также суть слова молитвы, но они не содержат ни прошения, ни благодарности. Кто обращается к Богу с подобными словами, тот славословит Бога как Творца и Промыслителя вселенной. Пример молитвы этого рода мы имеем в 103-м псалме Давида, начинающемся так: «Благослови, душе моя, Господа! Господи Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием». Такой же молитвою служит и молитва , которая поется в церкви во время торжественных молебствий и начинается так: «Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем, Тебе, предвечного Отца, вся земля величает». Значит, славословием называются такие молитвы, в которых мы прославляем Бога за Его Божественные совершенства. Таким образом, мы узнали, что есть три главных рода молитвословий: прошение, благодарение и славословие, отчего и сами молитвы называются или просительными, или благодарственными, или хвалебными. Указав различные роды молитвы, мы постараемся теперь определить также еще точнее содержание ее, чтобы наше определение молитвы было подробнее и понятнее. Если мы просим Бога о чем-либо, то выражаем перед Ним желания свои. Если же мы славословим или благодарим Бога, то выражаем радостные чувства или о полученных благодеяниях, или о Божественных совершенствах. Таким образом, во всех своих молитвах мы выражаем или желания, или чувствования нашего сердца. Отсюда и молиться значит: выражать перед Богом желания и чувствования нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Ты правосудие установил, явил Свою справедливость и праведность в земле Иакова. 5Превозносите Господа, Бога нашего, и повергайтесь к ногам Его! Свят Он!   6Моисей и Аарон среди священников, Самуил среди призывающих имя Его – взывали они к Господу, и Он отвечал им. 7В столпе облачном говорил Он им. Берегли они свидетельства о воле Его и закон, который Он дал им. 8Господи, Боже наш, Ты им отвечал, и был Ты для них Богом прощающим, хотя и воздавал им за проступки их. 9Превозносите имя Господа, Бога нашего, ибо свят Господь, Бог наш.   ПСАЛОМ 100 (99) Псалом К благодарственной жертве   1Восславь Господа, вся земля! 2 Поклоняйтесь Господу с радостью, приходите к Нему с ликованием! 3Знайте же, что Господь есть Бог, Его народ и овцы, которых Он пасет. 4 С благодарением входите во врата Его, во дворы Его — с хвалою; благодарите Его и имя Его славьте! и верность Его неизменна из поколения в поколение.   ПСАЛОМ 101 (100) Псалом Давида   Воспою милость и справедливость Твою, Господи, Тебе свою песнь слагая. 2 Все стремления мои — жить непорочно, но когда Ты придешь ко мне? И в доме своем во всем поступать буду честно. Ненавистны мне дела отступников, не буду участвовать в них. 4Гнать буду от себя всякую мысль бесчестную, 5Обреку на молчание того, кто тайно клевещет на ближнего. Высокомерных взоров и сердца надменного не потерплю. 6Взоры мои обращу на людей верных в стране, чтобы ими себя окружить; и только тот, чья жизнь непорочна, служить будет мне. 7Не будет жить в доме моем человек коварный, не будет ни одного лжеца рядом со мною. 8Всех нечестивцев страны, суд над ними верша, я каждое утро истреблять буду, чтоб удалить из града Господня всех, зло творящих.   ПСАЛОМ 102 (101) Молитва страдальца, когда он падает духом и в сетовании изливает пред Господом душу свою   2Внемли, Господи, молитве моей, и мой вопль пусть дойдет до Тебя! 3Не отворачивайся от меня в день скорби моей. Склонись и услышь меня, поспеши ответить, когда к Тебе взываю я. 4Дни мои исчезают, как дым, горят мои кости, как угли тлеющие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Это не значит, что нам не нужно благодарить: в Евангелии, например, сказано, что после Тайной вечери апостолы со Спасителем воспели благодарственные молитвы. Значит, благодарить нужно, но не так, как благодарил фарисей, – то есть не благодарить Бога за то, что ты лучше, чем другие люди. Это благодарение горделивое: на самом деле им прикрыто ложное мнение о себе. Если я думаю, что я несомненно лучше, чем грабители, обидчики и прелюбодеи, то есть совершенно падшие люди, значит, я уже подобен фарисею. Кто так о себе думает, к кому более или менее часто приходят такие мысли и кто с ними соглашается, тот уже не может преуспеть в молитве, потому что имеет в себе дух превозношения, дух презорства. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 428 Вот в этих немногих словах содержится молитвенный, покаянный дух: ни с кем себя не сравнивать, не просить чего-то особенного, а только одного – милости, прощения грехов. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится 429 . Вот такое самоуничижение, смирение и делает человека достойным милости Божией, оно духовно возвышает человека, то есть возносит его ум к Богу. Если же человек возвышает себя над прочими людьми, то каким бы добродетельным он ни казался себе в собственных глазах, на самом деле он будет далек от Бога, то есть будет унижен. И этим, если так можно выразиться, духовным унижением он будет отдален от настоящего общения с Богом, Который недаром называется Всевышним. Итак, молитва непрестанная должна быть молитвой покаянной. Унижающий себя возвысится. Как мы можем унизить себя перед Богом? Когда мы, например, преклоняем колени в молитве или говорим о себе, пусть даже весьма искренне, что мы плохие люди, – то это все нечто внешнее. Внутреннее, сокровенное смирение – это именно покаяние, выражающееся в непрестанной молитве. Когда мы постоянно взываем к Богу такими словами: «Помилуй мя грешного», то тем самым постоянно смиряем свой дух, как бы преклоняем его пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Иустин Философ говорит, что «Именем Сына и Св. Духа воссылается хвала и слава Отцу всех, и совершается подробное благодарение за то, что Он нас удостоил этого». Выше уже указывалось харизматическое происхождение первохристианских молитв. Теург в описании св. Иустина совершает свое благодарение, «сколько он может». В этом Иустин Философ только подтверждает еще более раннее свидетельство «Учения 12-ти апостолов». Там пророки «благодарили, сколько они хотели», т.е. насколько у них хватало харизматического настроения. Эти пророки совершали свое благодарение «за святое Имя, которое Бог вселил в сердца людей, за веру, ведение и бессмертие, которое Бог явил людям через Своего Отрока Иисуса, благодарили и за всемогущество Божие, и за творение Им мipa». О благодарении в молитвах литургии писал и св. Ириней Лионский . То же благодарение находим и в литургии «Апостольского предания» св. Ипполита Римского . Эти краткие упоминания о благодарственной молитве тех времен нашли свою более пространную письменную форму в литургиях, зависящих от Апостольского предания. Особенно эта молитва характерна в литургии CA VIII. Она была выше приведена целиком. В данном случае, представляется полезным напомнить, что благодарение в ней охватывает все благодеяния Божии о роде людском. По своей красоте и вдохновенности, описание творения мipa не уступает псалмам Давида. В них одно и то же поэтическое настроение, отражающее пророческую харизматичность той эпохи. Именно это подробное перечисление всех благодеяний Божиих в древнейших литургиях, равно как и слова литургии Златоуста в данной молитве говорят «о всех, ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас», поэтому служат и теперь для священника и для народа самым удобным поводом для выражения своего благодарения Богу. Евхаристия есть благодарственная Жертва, и именно при чтении этой молитвы священник должен помнить о всем том, за что он намеревается принести Богу свою благодарность. Слова о всех явленных и неявленных, известных и оставшихся неизвестными благодеяниях Божиих должны охватывать всё то, за что священник приносит благодарение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010