Разделы портала «Азбука веры» Прошение и молитва для благодарственного молебна по случаю успешного совершения хирургической операции В Избранное Текст прошения и молитвы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению решением Священного Синода от 24 марта 2022 года (журнал На мирной ектении: Миром Господу помолимся. В мире Господу помолимся. О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся. О том, чтобы нынешнее благодарение и мольба нас, недостойных рабов Его были милостиво приняты Им на превысший небес Его жертвенник, а мы благосклонно помилованы Им, Господу помолимся. О еже не возгнушатися благодарением нашим, во смирении сердца приносимем, о исцелении посредством хирургического врачевания тяжко болящаго раба Своего (болящия рабы Своея) ( имярек ), Господу помолимся. О том, чтобы не погнушался Он благодарением нашим, которое мы во смирении сердца приносим за исцеление путём хирургического врачевания тяжело болящего раба Его (болящей рабы Его) (имя), Господу помолимся. О еже ныне услышати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и благодатию Своею неотменно споспешествовати врачем, в трудех добротворных подвизающимся, Господу помолимся. О том, чтобы и ныне услышал Он глас моления нас, недостойных рабов Его, и благодатью Его непременно помогал врачам, устремлённым делать добрые дела, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби: Об избавлении нас от всякой скорби: Заступи, спаси, помилуй: Защити, спаси, помилуй: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/molitvoslov/proshenie-i...

Если в состоянии самособранности ум человека более всего сосредоточивает внимание на самом человеке, рассматриваемом, правда, с той точки зрения, насколько нравственная природа последнего соответствует понятию всесвятости божественной, то в состоянии молитвы ( προσευχη» – oramio), при всецелом сохранении данного сознания, владычественный ум, мысленно переносясь из сферы земных условий бытия, старается не только предносить сознанию свое нравственное состояние в сравнении с идеалом Христом, но еще входит всношение с Божеством. По меткому выражению преп.  Макария Египетского , исполненному психологической правды, “молитвою в удостоившихся совершается общение таинственной действенности, посредством несказанной любви ко Господу сочетание расположения к святости пред Богом и самого ума” 255 ; тогда, в положении молитвы, скажем словами другого отца, “ум сдруживается с умом, сливаясь в божественную гармонию” 256 , или, выражаясь языком  Нила Синайского , “молитва есть беседа ума с Богом” 257 . Таким образом молитва представляет из себя высшее выражение самособранности, когда дух человека мало того, что старается совершенно отсекать от своего существа начала, несоответствующие понятию всесвятости божественной и, следовательно, препятствующие общению с Богом, но когда он пытается еще свое доброе я поставить в соотношение с высшим не-Я, свою личность с личностью Божественною. По характеру отношения, в какое тогда может ставить себя человек к Богу, молитва бывает троякой. Если в состоянии молитвы человек старается более всего склонить на свою сторону Божество с целию умилостивить Его, то молитва принимает характер прошения, если же напротив предметом молитвы служит одно восхваление Бога, когда дух человеческий при помощи благодати непрестанно самополагает себя в Боге, как добре, истине и красоте, то молитва носит уже характер славословия. Взаимоотношение между означенными видами молитвы определяется тем, что молитва, носящая характер прошения, является молитвой низшей, а молитва с характером славословия – наоборот высшей; среднее место между той и другой молитвой занимает третий вид молитвымолитва благодарственная, в одинаковой степени носящая в себе и элемент прошения и элемент славословия в виде благодарения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Всеобщая молитва , по-видимому, представляла собой респонсорную молитву – со строфами и рефренами, как в синагоге, где присутствующие отвечают возгласами, заимствованными у общин, говоривших по-арамейски, без перевода, такими, как: «Аллилуйя! Мараната! Аминь!» Другие молитвы пришли из греческого мира, такие, как «Кирие элейсон!». Эта молитва встречается в латинском, коптском и сирийском обрядах. Поцелуй мира является жестом примирения и братства между теми, кто собирается вместе совершать обряд причащения. Солидарность находит свое конкретное проявление в приношении: «Те из нас, кто чем-то владеет, приходят на помощь не имеющим ничего» 1056 . Из принесенных даров диаконы выбирают хлеб и вино, разбавленное водой, и помещают все это на стол перед священником, совершающим богослужение 1057 . Епископ читает импровизированную хвалебную молитву в честь Отца Небесного и проводит благодарственный молебен за дарование спасения, за миссию его Сына, исполняющего все обетования. Затем на заданную тему импровизирует священник, совершающий богослужение. Его молитва освящает дарителей и в сущности единственную истинную жертву, принесенную, согласно пророчеству Малахии, с востока на запад 1058 . Благодарственный молебен имеет столь важное значение, что он дал свое название – «евхаристия» – всему богослужению; этот термин получил распространение и в наши дни. Евхаристическая молитва , видимо, начиналась с приглашения на собрание. На это, возможно, намекает попеременный гимн Христу, о котором говорит Плиний Младший: «Воспряньте духом! – Воздадим благодарение Богу!» Верующие в глубоком молчании слушают молитву священника, совершающего богослужение, и удостоверяют ее окончание своим дружным «Аминь», звучащим, «словно гром Божий», как позднее скажет Иероним. Затем все причащаются хлебом и вином, совершая обряд евхаристии. Чашу с вином, видимо, пускали по кругу. Каждый получал хлеб «в ладони собственных рук» 1059 . Некоторые христиане приносили хлеб евхаристии домой и там его ели 1060 . Не забывали и об отсутствующих, особенно больных и престарелых. Диаконы приносили им Святые Дары и дары братьев, освященные на том же богослужении. У епископов различных христианских общин был обычай посылать освященный хлеб другим общинам для закрепления чувства единства 1061 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Прошения и молитва для благодарственного молебна по случаю окончания высшего или среднего специального учебного заведения Источник Скачать epub pdf На мирной ектении: Миром Господу помолимся. … О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся. О еже не возгнушатися благодарением нашим, во смирении сердца приносимом, о благодеяниих в научении книжнем и благом возрастании, Господу помолимся. О еже преуспевати рабом Твоим сим премудростию и благочестием, православную веру в чистоте хранити и добродетельным житием себе украшати, Господу помолимся. О еже ныне услышати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и добрая намерения и желания наша во благое исполнити, яко да Церкви и Отечеству нашему во здравии со усердием послужим, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби: Заступи, спаси, помилуй: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Возглас : Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. На сугубой ектении: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей: … Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и премудрости Подателю, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на рабех Твоих, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы Твоя, и всегда яко Милостив исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй. Еще молимся Господу Богу, премудрости Подателю, о еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в Пренебесный Свой Жертвенник прияти, благоутробно помиловати и помощь к продолжению научения нам подати, рцем вси, Всещедрый Господи, услыши и помилуй. Еще молимся Господу Богу нашему, призревшему милостивно на рабов сих, и низпославшему им духа премудрости, разума и благочестия, и просветившему их светом Своего благоразумия, и подавшему им силу и крепость к приятию полезнаго учения, о еже преуспевати им благими делы во славу Пресвятаго Его Имени, рцем вси: Господи, услыши и милостивно помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сердце его делается светлым от упования, и никак не остается в прежнем ослеплении, при простом вещании уст. Но когда уразумеет сие таким образом, тогда приобретет в душе молитву, подобную сокровищу, и от великого веселия вид молитвы своей изменит в благодарственные гласы. И вот слово, изреченное Тем, Кто каждой вещи определил собственный ее образ: " Молитва есть радость, воссылающая благодарение " . Разумел же Он сию молитву, совершаемую в ведении Бога, то есть посылаемую от Бога, потому что не с трудом и утомлением молится тогда человек, какова всякая иная молитва, какою молится человек до ощущения сей благодати, но с сердечною радостию и удивлением непрестанно источает благодарственные движения, при неисчислимых коленопреклонениях, - и от множества возбуждений к ведению, удивлению и изумлению пред благодатию Божиею внезапно возвышает глас свой, песнословя и прославляя Бога, воссылает благодарение Ему и в крайнем изумлении приводит в движение язык свой. Кто достиг сюда действительно, а не мечтательно, самым делом положил в себе многие признаки и по долгом самоиспытании узнал многие особенности, тот знает, что говорю, потому что не противно сие истине. И отныне да престанет помышлять суетное, да пребывает неотступно пред Богом в непрестанной молитве с боязнию и страхом, чтобы не лишиться великой Божией помощи. Все сии блага рождаются человеку от познания собственной немощи. Ибо по великому желанию помощи Божией приближается он к Богу, пребывая в молитве. И в какой мере приближается он к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими и не отъемлет у него благодати за великое его смирение и потому что, как вдова пред судиею, неотступно вопиет защитить от соперника. Поэтому же щедролюбный Бог удерживает от него дары благодати, чтобы служило сие для человека причиною приближаться к Богу и чтобы ради потребности своей человек неотлучно пребывал пред Источающим служащее на пользу. И некоторые прошения его Бог исполняет скоро, именно же те, без которых никто не может спастись, а другие медлит исполнить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/939/...

Он постоянно напоминал нам: – От послушания рождается молитва, а от молитвы – богословие. Чему он сам научился от старца Иосифа, когда был молодым, тому учил и молодых монахов, у которых непрестанно рождались вопросы о молитве: как молиться вначале, что такое немногословная молитва 62 , что – сердечная молитва, разрешается ли во время молитвы содержать в уме образы? На все это он отвечал просто и ясно и, сам того не желая, открывал им свою меру постижения преестественных таинств Божественной благодати. Таинств этих достигли лишь те, «кто принял Его», Живодавца Христа, и кому Он «дал власть быть чадами Божиими» (ср. Ин. 1, 12 ), которые «от Бога родились» ( Ин. 1, 13 ). Немногословная молитва – это молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Чем меньше слов мы налагаем на ум, тем легче он их выучивает и содержит. Но образов молитвы множество. Каждый придумывает 63 свой образ молитвы в соответствии со своими чувствами и нуждами. Человек в умилостивительной, в благодарственной, в славословной молитве обращается к «Могущему спасти» (ср. Евр. 5, 7 ) Богу, дабы обрести искомую помощь и утешение. Тот, кто в мольбе, просьбе, славословии, благодарении и часто с похвальным бесстыдством просит Его настойчиво и с бездонным смирением, приклоняет безмерное человеколюбие и всеблагость Божию. Молитва все же является самым тяжким и утомительным занятием 64 , составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым) . Избранные изречения отцов… Авва Агафон. § 21. М, 1996 [репринт. изд.]. С. 48)., и потому Павел побуждает «быть постоянными в молитве» (ср. Кол. 4, 2 ). Это деятельность ума. Скитающемуся и получившему дурной навык в рассеянии и любопытстве уму не нравится ограничение и заключение в «темницу». Это бывает до тех пор, пока благодать не откроет дверь «чувства в Боге». Когда это произойдет, ум уже никогда не захочет отрезать себя от сладости единения с Богом, той сладости, в которой заключены наслаждение и пища Ангелов, слава и радость праведных и вкушение вечной жизни. Когда душа находится в безразличии и дреме и ум, стало быть, не движется на молитву, тогда мы изобретаем способы ее пробуждения, чтобы у потерявшей аппетит души пробудить чувство голода. У тех, чье «помышление... прилежит на злое» (см. Быт. 8, 21 ), у подпадающих под различные внешние воздействия усердие к молитве отсутствует в силу естественных причин. Тогда мы подвигаем сами себя разнообразными помышлениями и представлениями 65 , обращаем свой ум к страданиям Христа, составляя внутри себя картину 66 Его Распятия; размышляем о разнообразных муках миллионов исповедников нашей веры, о смысле нашего Божественного предназначения как богообразных существ, созданных по образу своего Творца. Все это пробуждает в нашем дремлющем уме чувство долга, если подвигнем еще и самоукорение, которым наш одурманенный внутренний человек приводится в чувство умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Гимн 28. Исполненные любови к Богу слова Отца показывают здесь, какое изменение произошло в нем, как он, вконец очистившись, соединился с Богом и из какого каким стал. К концу он, богословствуя, говорит (еще) и об ангелах. Гимн 29. Соделавшийся причастником Духа Святого, будучи восхищаем Его светом или силою, возвышается над всеми страстями, не терпя вреда от приближения их. Гимн 30. Благодарение Богу за дары, которых (св. Отец) удостоился от Него. И о том, что достоинство священства и игуменства страшно даже для Ангелов. Гимн 31. О бывшем св. Отцу видении Божественного света, и как Божественный свет не объемлется тьмой в тех, кто, изумляясь величию откровений, помнит и человеческую немощь и осуждает себя самого . Гимн 32. Здесь Отец с изумлением рассказывает о том, как он видел Бога, подобно апостолам Стефану и Павлу. Гимн 33. Благодарение Богу за бывшие от Него благодеяния; и просьба научить, ради чего соделавшимся совершенными попускается (терпеть) искушения от бесов; и об отрекающихся от мира – наставление, изреченное от (лица) Божия. Гимн 34. Что значит выражение «по образу», и справедливо человек признается образом Божиим. И о том, что любящий врагов, как благодетелей, является подражателем Бога, а потому, соделавшись причастником Духа Святого, он бывает Богом по усыновлению и по благодати, будучи познаваем одними теми, в которых действует (тот же) Дух Святый. Гимн 35. Просительная и вместе благодарственная молитва (св. Отца) к Богу за излитые на него (благодеяния). Гимн 36. Богословие о единстве во всем триипостасного Божества; и как (св. Отец), смиряя себя, (этим исповеданием) посрамляет самомнение мнящих о себе, что они нечто. Гимн 37. Учение с богословием о действиях святой любви, т. е. самого света Духа Святого. Гимн 38. Учение с богословием, в котором (говорится) о священстве и вместе о бесстрастном созерцании. Гимн 39. Благодарение и исповедание с богословием, и о даре и причастии Св. Духа. Гимн 40. Благодарение с богословием, и о тех действиях, по которым наименована Божественная благодать Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Общество верующих, если всегда, то в особенности в этом святейшем акте представляется как ετς νθρωπος, коего глава Христос, Единственный Ходатай и Первосвященник, с своею плотию и кровию выну восседающий со Отцем; только с ним и чрез Него, и притом силою посланного Им св. Духа, ходатайствующего в церкви воздыханиями неизглаголанными, возможен для христианского общества доступ к Отцу, в частности только по воле Христа, Его именем и благодатью Св. Духа может оно совершать святейшую таинственную жертву. Потому-то оно именем Сына и именем Духа Св. и воссылает свои молитвы Отцу. Евхаристическая молитва, можно полагать, представляла собою довольно сложный и богатый содержанием акт, на что указывает множественная форма, употребляемая Иустином, а ещё больше замечание πι πολ (подробно). И это совершенно естественно. Сердце христианского общества должно было широко раскрыться именно в этом действии, в котором его Господь является ему с полнотною своей благодати, с высочайшим и святейшим из Его даров. – Дальше, присматриваясь внимательно к выражениям Иустина, касающимся этого акта, нетрудно заметить, что евхаристическая молитва распадалась на две части. В гл. 67, правда, говорится только, что предстоятель возносил εχς ομοως και ευχαριστας; но уже словом ομοως выражается параллелизм и соподчинение двух понятий, следовательно, указывается на относительную самостоятельность каждого. А в гл. 65 представляется дело с большею подробностью, и уже довольно ясно дают себя заметить две части с особым характером. «Предстоятель, взязши дары, говорится, воссылать хвалу н славу (ανον κα δξαν) Отцу всего и подробно совершает благодарение (αχαριστν); и затем прибавляется, что народ, после того как предстоятель совершит молитвы (εχς) и благодарение (ευχαρισταν), отвечает: аминь. Иустин, таким образом, везде остаётся верен своей терминологии, и мы имеем основание, как справедливо говорит Гарнак, заключать из этого, что евхаристическая молитва Иустинова времени представляла именно двухчленный состав, и состояла из предварительной хвалебной молитвы (ευχ, ανο; κα δξα), и последующей собственно евхаристической благодарственной молитвы (ευχαριστα).

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Третий род молитвословий есть Прошение. В Катехизисе не без мысли поставлены сначала Славословие, потом Благодарение и затем уже Прошение. Порядок этот указывает на относительное достоинство всех трех родов молитвословий. Славословие – это молитва вполне бескорыстная. Предмет Славословия есть один Бог; здесь наша собственная личность как бы исчезает, и как Бог выше всего, так и Славословие выше прочих родов молитвословий. Благодарение имеет в основе своей наш личный интерес; всякое наше благодарение Богу есть молитва за благодеяния Божии к нам; поэтому Благодарение занимает второе место после Славословия. Прошение по справедливости занимает третье место, потому что в Прошении менее чем в других молитвословиях, участвует собственная воля человека. Так, например, настает засуха – человек молится; нет ее – и молитва не совершается; или: есть в человеке страх за свои грехи – он молится о прощении их; нет сего страха – он не молится. Т.е. при Прошении центр тяжести молитвы составляет всегда какой-либо внешний толчок, внешнее побуждение, а не чисто духовное влечение человека к Богу, как созданного по образу и по подобно Божию. Правда и Благодарение совершается также по внешнему побуждению, равным образом и в Славословии мы вызываемся на молитву сознанием высочайших Божиих совершенств, т.е. имеем мотив к молитве, вне же нас находящейся: но, во-первых, побуждение к Благодарению имеет характер прошлого, – всякая благодарность приносится за то, что уже было с нами, а так как прошлое вообще не так живо ценится нами, как настоящее или имеющее быть (от чего люди и не всегда бывают благодарны), то побуждения для благодарственных молитв, как именно побуждения внешние, должны считаться менее сильными, чем побуждения для молитв просительных, – в последних случаях причина, вызывающая к молитве, часто висит, как говорится, над головой; во-вторых, что касается побуждения к Славословию, то, как мы уже заметили, Славословие есть молитва вполне бескорыстная, следовательно бескорыстны и мотивы к нему, и как такие, они далеко превосходят побуждения для Прошения и Благодарения и плохо предносятся нашему греховному сознанию. От этого-то наши молитвы суть по большей части молитвы просительные: редко когда человек воздает славу Богу; равно не часто мы и благодарим Бога, хотя следовало бы наоборот, – больше всего славословить и благодарить Бога, а потом уже просить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

(С. 66–67) Вот слово, изреченное Тем [Христом – С.М.], Кто каждой вещи определил собственный ее образ: «Молитва есть радость, воссылающая благодарение». Разумел же Он сию молитву, совершаемую в ведении Бога, то есть посылаемую от Бога, потому что не с трудом и утомлением молится тогда человек, какова всякая иная молитва, какою молится человек до ощущения сей благодати, но с сердечною радостию и удивлением непрестанно источает благодарственные движения, при неисчислимых коленопреклонениях, – и от множества возбуждений к ведению, удивлению и изумлению пред благодатию Божиею внезапно возвышает глас свой, песнословя и прославляя Бога, воссылает благодарение Ему и в крайнем изумлении приводит в движение язык свой. (С. 334) В то время как ум твой рассеян, паче молитвы занимайся чтением. Но, как сказано, не всякое писание полезно. Возлюби безмолвие гораздо паче дел. Если можно, чтение предпочитай стоянию. Ибо чтение – источник чистой молитвы. (С. 167–168) Кто целомудрен, смиренномудр, гнушается вольностью в словах и изгнал из сердца раздражительность, тот (уверен я в этом), как скоро станет на молитву, видит в душе своей свет Святого Духа и скачет в блистаниях озарения светом Его, и веселится видением славы сего озарения и изменением оного до уподобления с ним самим. (С. 39–40) Молитва имеет… нужду в упражнении, чтобы ум умудрился долговременным пребыванием в оной. После нестяжательности, разрешающей наши мысли от уз, молитва требует пребывания в оной, потому что с продолжением времени ум снискивает навык к упражнению, познает, как отражать от себя помысл, и долгим опытом научается тому, чего заимствовать не может из иного источника. (С. 165–166) Иногда стихи делаются сладостными в устах и стихословие одного стиха в молитве неисчетно продолжается, не дозволяя переходить к другому стиху – и молящийся не знает насыщения. (С. 60) В коих воссиявает свет веры, не доходят уже до такого бесстыдства, чтобы снова им испрашивать у Бога в молитвах: «Дай нам это», или: «Возьми у нас это», и нимало не заботятся они о себе самих, потому что духовными очами веры ежечасно видят Отеческий Промысл, каким приосеняет их тот истинный Отец, Который безмерно великою любовию Своею превосходит всякую отеческую любовь, паче всех может и имеет силу содействовать нам до преизбытка, в большей мере, нежели как мы просим, помышляем и представляем себе. (С. 118) Деятельность крестная двояка; по двоякости естества и она разделяется на две части. Одна, состоя в терпении плотских скорбей, производимых действованием раздражительной части души, и есть, и называется деятельность. А другая заключается в тонком делании ума и в Божественном размышлении, а также и в пребывании на молитве, и так далее; она совершается вожделевательною частию души и называется созерцанием. (С. 12)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010