Правильный и основательный перевод надписания, maschil может быть только словами: «благочестивое или священное стихотворение». Вот доказательства точности такого перевода: а) Прежде всего этимологическое; глагол hischil (гисхил, sachal – сахал в 4 форме «гифил») первоначально значит: «иметь прозорливость, быть благоразумным, рассудительным», но, по отпечатлевающемуся в языке Евреев взгляду их на взаимное теснейшее единение и проникновение теоретического и практического в жизни, выходит другое значение этого слова, именно: «быть благочестивым, быть религиозным.» (См. напр. об этом взгляде в учительных книгах Соломоновых). Так в псалмах 13-м и почти буквально сходным с 13-м в 52-м (в евр. Библии 14 и 53), – в псалмах надписанных так же как и 44-й, читаем: рече безумен naval (навал) в сердце своем: несть Бог; растлеша и омерзишася в начинаниях (в беззакониях – 52 пс.: несть творяй благостыню (благое – 52 пс.). Господь (Бог-52 пс.) с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога haiesch maskil dovesch et – Elohim – «есть ли разумевающий, (или) ищущий Бога» 57 . Здесь очевидно слово maskil «разумеваяй» прямо противополагается слову nawal – «безумец в нравственном смысле или безбожник» и сопоставляется в одном значении со словами dovesch et Elohim – «ищущий Бога или благочестивый»; так что эти последние слова составляют прямое и точное толкование слова masch chil 58 . б) Содержание всех псалмов надписанных словом maschil 59 непосредственно относится к Богу; во всех этих псалмах заключается или благодарение и хвала Богу за благодеяния его, или молитва к Богу о помощи Его. Теперь понятно и значение выражения 46-го псалма: пойте (Богу) разумно т.е. благочестивую, благоговейную священную песнь 60 . с) В псалме 141-м (в Евр. Библ. 142), в надписании, слово maschil истолковано как общее название песней Богу молитвенных, благодарственных и хвалебных – прилагаемое к этому псалму в частном значении «молитвы»: псалом 141-й называется и maschil в разум 61 или «учение» 62 и tephilah (тэфилах) – «молитва» 63 : «учение» Давидово; – молитва , когда он был в пещере» 64 .– И так, если 44-й псалом надписывается словами, несомненно указывающими содержание и назначение его: «благочестивая, религиозная песнь»; то кто же может быть предметом этого псалма, кроме Бога, и мыслимое ли дело – прилагать его, после сего, к какому-либо человеку, хотя бы и великому и славному 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Обычно утром перед совершением литургии священник читает утренние молитвы, канон и молитвы пред Причащением. (домашние молитвы священнику положено читать в подряснике). После литургии и «Доброго Причащения» священнослужители «тепле от души» возносят Богу Благодарственные молитвы. Момент благодарения является естественным, органически вытекающим, завершением всего Таинства Евхаристии=Благодарения. «По служении же да хранит себе иерей в трезвении и воздержании, и немного глаголавии, дабы в той день честно соблюл в себе Христа приятного» (Иерейский молитвослов, в конце молитв по святым Причащении, стр. 276). Духовная жизнь священника немыслима без подвига, понимаемого в самом широком значении этого слова. Молитва есть подвиг; служение народу в храме не так легко, как кажется со стороны, и является подвигом; семейная жизнь очень часто бывает крестом, дающая радость только после огромного напряжения подвига. Священник без самораспятия в жизни не может быть истинным пастырем. Указывая на необходимость подвижничества в личной жизни священника, Святейший Патриарх Алексий I говорил, что «пастыря должен заключаться и в том, чтобы отрешиться от прелестей и утех мира, и если пастырь не свободен от этого соблазна, то признак, что у него нет истинного пастырского духа» (Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Том 2 Москва, 1954 г., стр. 106). Пастырь всего себя должен отдать своему высокому служению, подвигом он должен освящать свое служение, жить не для себя и даже не столько для своей семьи, сколько для паствы. Подвижническое служение истинного священника приближает пастырское служение к монашескому, оба пути близко сходятся, ибо требуют от человека отречения от себя и непрестанного подвига. («Пастырство и монашество» – два родных брата». Слово Святейшего Патриарха Алексия I в храме ЛДА 6 декабря 1949 г.) Дорога к венцу подвига облегчается, если священник с молодых лет приучен к собранности, духовному трезвению, сознанию своей ответственности пред Богом и людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Значение навыка в молитве домашней. Вот сделался болен отец, опора и глава своей семьи; маленький сын, научаемый своей матерью, правильно складывает свои персты для крестного знамения, истово делает его, как и самое, сопровождающее крестное знамение, поклонение, и благоговейно и усердно лепечет: «Господи, Боженька, дай и пошли здоровье нашему папе». Много таких молитв может быть сообщаемо ребенку устами умной, доброй и просвещенной матери. Утром и вечером, перед обедом и после обеда, ребенок тоже читает свои просительные и благодарственные молитвы, руководимый особенно своею матерью. Молитвы его состоят из таких прошений, которые доступны его возрасту и пониманию, и из таких благодарений, которых не может не чувствовать его сердце. Будучи благоговейной беседой души человека с Богом, молитва, в таком случае, имеет свое высшее религиозное и нравственно воспитательное значение; она проникает в самое сердце ребенка и, молясь, дитя не только твердит заученные слова молитвы, но всей своей душой благоговейно возносится к Тому, к Кому обращена его молитва . Твердить только слова молитвы и не чувствовать при этом ни расположения, ни искренней потребности молиться, это еще не составляет, конечно, настоящей молитвы, и читать молитву не всегда еще значит – молиться. Однако, как от механического трения дерева возникает огонь, так и от механического упражнения в молитве и произнесения её слов может возникнуть в душе человека настоящее и сильное молитвенное пламя. Поэтому важнее всего развитие у детей навыка к молитве и благоговейного настроения при произнесении слов молитвы, усвоение ими молитвенного духа. Пусть ребенок еще не понимает многих слов и выражений в некоторых молитвах; важно то, что он считает молитву своим непременным долгом, который обязательно он должен исполнять утром и вечером, перед обедом и после обеда, при начатии и окончании дела и т. п. Не исполнив же этого своего долга, благочестиво настроенное и воспитанное дитя уже чувствует себя неспокойно, сознавая, что не исполнило своей важнейшей и священной обязанности. «Молитвою и непременным исполнением её в назначенное время», пишет митрополит Иннокентий в письме к графу Протасову, «детям внушается, что они не животные (вольные), но чем-то обязаны, что есть Кто-то, Кому они должны поклоняться и кланяться иначе, нежели людям». Соучастие в молитве церковной. Подавая маленьким пример искренней и благоговейной молитвы и тем усиливая и поддерживая молитвенное настроение детей, большие должны особенно пользоваться всеми случаями, чтобы ввести детей в соучастие общей церковной молитвы и тем окончательно утвердить их в молитвенном настроении и в благоговейном отношении к молитве. Так хорошая семья, мало-помалу. последовательно может научить детей молиться, утверждая в них благоговейный навык к молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слава,  тойже. Слава,  повторяем то же. И ныне, Богородичен. Подобен:  Необоримую молитву Твою стяжав в лютых,/свобождаюся от оскорбляющих мя паче надежди чудно./О Мати Божия, предваряеши всегда просящим Тя верно./Отонудуже благодарно вопием Ти:/приими Владычице, краткая благодарственная,/вместо сих буди ми во всех помощь. И ныне, Богородичен:  Непобедимое Твое ходатайство/имея в лютых бедах,/я избавляюсь от теснящих меня/сверх надежды чудно, о Матерь Божия!/Ибо Ты скоро предстаешь всегда просящим Тебя с верою,/прогоняя мрак многих грехов./Потому благодарно взываем Тебе:/“Прими, Владычица, краткие благодарения:/ради них Ты мне во всем являешься помощью!” Таже чтение в Лавсаице. Псалом 50. И обычная молитва: Спаси Боже люди Твоя:  Таже возглас: Посем начинаем: Господеви поем:  на глас канона Минеи, дне святаго. И глаголют стихи песней скоро, кийждо лик свой стих: дондеже достигнут до, Огустеша:  и от того начинают стих держати на 14. И поем Минеи со ирмосом на 6, поем же сице: Первый лик глаголет стих: Огустеша:  и поет ирмос. Вторый же лик глаголет 2 стих: Рече враг:  И по нем тропарь канона. И поряду стихи по ликом до, Тогда потщашася:  от стиха же Тогда потщашася,  начинаем трипеснец господина Иосифа, на 4. На Господь же царствуяй:  поем другий трипеснец господина Феодора Студита: и поет 1й лик тропарь. 2й же лик 2 стих, и тропарь. Посем соединившимся двум ликом, поют, Слава,  Троичен, вышшим гласом: И ныне,  Богородичен. Таже глаголем высочайшим гласом: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.  И поем иный тропарь господина Феодора. Понеже бо по пяти тропарей имать песнь. Последи же глаголем катавасию, ирмос втораго канона. Также чтение из Лавсаика. Псалом 50. И обычная молитва: Спаси, Боже, народ Твой:  Также [молитва утренняя 10 и] и возглас. Затем начинаем Библейские песни: Господу поем:  на глас канона святого дня из Минеи. И возглашаем стихи песней скоро, каждый хор свой стих, до слов: Застыли воды:  С того места начинаем петь канон на 14. И первым поется канон Минеи с ирмосом на 6, поем же так: первый хор возглашает стих: Застыли воды:  и поет ирмос. Второй же хор возглашает 2 стих: Сказал враг:  И после него тропарь канона. И подряд стихи – каждый хор свой – до слов: Тогда заспешили:  и от этого стиха начинаем трипеснец господина Иосифа, на 4. Со стиха Господь будет царствовать:  начинаем другой трипеснец господина Феодора Студита: и поет 1й хор тропарь. 2й же хор 2 стих и тропарь. Затем оба хора, соединившись, поют, Слава,  Троичен, высоким гласом; И ныне,  Богородичен. Также возглашаем высочайшим гласом: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.  И поем иной тропарь господина Феодора, поскольку песнь имеет по пяти тропарей. Последней же поем катавасию ирмос второго канона.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

Молитва пред приношением была без сомнения уже известная нам хвалебная молитва за блага творения и искупления. Прямого свидетельства о ней, правда, не встречаем у писателей третьего века, но у Киприана находим указание на то, что этою именно молитвою начиналось священнодействие. Желая убедить народ молиться с усердием, Киприан напоминает слова, употребляемые церковью при начале священнодействия литургии, чтобы отвлечь молящихся от всех житейских помыслов. Посему и священник, говорит он, пред молитвою предварительным вступлением приготовляет умы братии возглашением: «горе сердца» дабы люди, отвечая – «имамы ко Господу» поучались, что они ни о чём другом не должны помышлять, кроме Господа 399 . В этихъ воззваниях, буквально встречающихся во всех писанных литургиях, мы впервые нападаем на ясный сладь определённого и несомненно весьма древнего формулирования литургических молитв 400 . Киприан не даёт нам полного описания этой части литургии, а лишь берет некоторые слова из неё для своей цели. Но мы вправе заключать, что эта вступительная часть во время Киприана существовала уже в том развитом и цельном виде, как представляют ея Апостольские Постановления. В течении трёх веков она раскрывалась и расширялась и в этом виде внесена в сборник. Поэтому она по справедливости стала достоянием церкви всех последующих веков, потерпев незначительные изменения, в сущности же оставаясь неприкосновенною. По содержанию своему эта вступительная молитва была хвалебно-благодарственная, как показывает следующий за темь в литургии Апостольских Постановлений возглас священника: «благодарим Господа», на который народ отвечает: «достойно и праведно есть». Благодарственное прославление Бога Творца и Искупителя за Его блага, представителями которых служили приносимые дары, составляло содержание этой молитвы 401 . Ориген пишет: «мы с благодарением за полученные благодеяния и с молитвою вкушаем принесенные хлебы, соделавшиеся чрез молитву телом святым и освящающим 402 . А Тертуллиан обозначает весь этот акт как super panem deo gratiarum actionibus fungi 403 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Молитва не должна быть «криком души». Молитва это способ воплощения замысла Господа о человеке, достижения им совершенства! Она различается по форме на просительную, благодарственную и прославляющую. Просительная молитва, после грехопадения человека, может быть лишь в виде покаяния, а большинство новоначальных христиан терпя скорби взывают к Богу забывая (или не зная) об этом. Не восприняв свет божественной благодати через оконце покаянной молитвы, не омыв свою душу слезами, невозможно человеку в полной мере воспринять свет и из окон благодарственной и прославляющих молитв! «Криком души» из бездны грехопадения должно быть устремление нашей воли к Богу, упование на милосердие Его, осознание невозможности нашего существования без Него! " Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15: 57) храмко григорий 18 октября 2012, 11:11 Елене М если путь заповедованный Христом и пройденый великими православными Порвижниками можно назвать тропой ,опасной военной но тропой, по которой идя и " смотря в небо " споткнёшься но упадёшь на землю ТРАПЫ СПАСЕНИЯ, то путь Ваш подобен струне натянутой над БЕЗДНОЙ , путь маленьких обетов, и заветов сверх опасен, о нём говорил Христос:- " Да....ДА НЕТ....НЕТ ,а остальное всё от Лукавого " . Не без гордости-ли, самоуверенности-ли и самонадеенности Вы избрали этот СВЕРХ опасный путь, который Святитель Брянщанинов называет(состояние ДУХА в человеке) Первый вид прелести, самый опасный, плод его ужасен: либо самоубийство, либо сумашествие (падение в бездну с струны). Подобным путём сам шествовал,(мнение о своей избранности росло,и так выросло что балансировать на струне стало невозможно, и подобное притянуло подобное из дна пропасти) сходя с ума и уже стаял на краю пропасти но СЛОВАМИ ИЗ ПИСАНИЯ, устоял-ли, от безумия-падения до дна пропасти, в ужасный момент памятование о НИХ ПРИШЛО,за что :- " Слава тебе Господи " . храмко григорий 14 октября 2012, 03:56 Слепой-грешник не может прося у Всевидящего говорить:- " вот путь моего спасения дай мне его Господи " Всевидящий знает путь спасения для слепца.

http://pravoslavie.ru/56609.html

«Человек! При виде боготворящей Крови содрогнись: это огонь, попаляющий недостойных. Божественное Тело и обожает (делает божественным) меня и питает, чудным, необъяснимым образом обожает дух и питает душу». Заключительная молитва: «Человеколюбивый владыка, Господи, Иисусе Христе Боже мой! Да не послужит мне эта Святыня в осуждение за мое недостоинство, но да будет в очищение и освящение души и тела, и в залог будущей жизни и царствия. А для меня – блаженство соединяться с Богом, и в Господе полагать надежду своего спасения». Благодарение Но вот, друг, ты сделался причастником великого и страшного Таинства: принял в себя Тело и Кровь своего Спасителя, и «абие, сказано в последовании, т. е. тотчас, немедленно, воспой, благодари вельми (всеми силами души своей), и от самой глубины сердца говори Богу»: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» И потом благодарственные молитвы, которых пять. Эти молитвы, по обыкновению издавна заведенному, читаются уже по окончании всей литургии. Но я советовал бы тебе, если только найдется возможность, тут же, принявши чудный дар, отойти в сторону, где не толпится народ, и прочитать эти молитвы самому. Один час какой-нибудь, от причащения до чтения этих молитв для всех, уже много изменит в настроении душевном. И опять та же колыхающаяся толпа не позволит сосредоточить всего своего внимания на слушании: что же это будет за благодарение? Передам здесь хотя одну молитву – первую. «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отринул меня, грешного, но удостоил быть участником в Твоей Святыни. Благодарю Тебя, что Ты удостоил меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных даров. Но, человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам эти страшные и жизнь источающие Таинства в освящение и источник стольких благ для душ и тел наших, даруй, чтобы они и мне послужили во исцеление души и тела, в отражение всякого зла, в просвещение моего сердца, в умирение моих душевных сил, в веру, которая не была бы когда-либо постыждена, в нелицемерную любовь, в восполнение премудрости, в сохранение Твоих заповедей, в умножение Твоей благодати и в усвоение Твоего Царствия, чтобы я, сохраняемый ими в Твоей святости, вечно не забыл Твоего милосердия, и дальше жил уже не для себя, а для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И, таким образом, оставив эту жизнь с надеждой жизни вечной, достигну вечного покоя там, где неумолкающий голос наслаждающихся блаженством ( Откр. 19:6–7 ) и бесконечное наслаждение от лицезрения Твоей неизреченной благости ( Откр. 22:4 ). Потому что Ты, Христе Боже наш, истинное наслаждение и невыразимая радость для всех любящих Тебя, и Тебя воспевает все сотворенное во веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Община, составленная из священников, приносит чрез своего уполномоченного священника жертву верховному первосвященнику в виде молитв, даров и поклонения. Но возвратимся от этих крайних суждений к Иустинову описанию литургии. Пред избранными для таинства дарами и приношениями предстоятель воссылал молитвы благодарения и славословия к Отцу всяческих именем Сына и Духа Святого. Это лишь схема, краткий очерк того, что делал предстоятель во время совершения евхаристии, а потому мы остаемся в совершенном неведении насчет подробностей содержания, числа и состава этих важных молитв. Из слов Иустина мы можем извлечь лишь несколько заключений о назначении, характере и внешней форме евхаристических молитв. Обращаем внимание на три пункта: к кому обращались названные молитвы, какого рода они были и как произносились. – На первый вопрос Иустин дает прямой ответ, говоря, что предстоятель молитвы свои возносил к Богу Отцу. Это потому, что во время евхаристии Христос представляется как жертва, как агнец закланный, как представитель человечества, Им искупленного, как совершитель жертвы и архиерей. Поэтому не к Нему, как живому участнику в этом таинственном акте, воссылаются молитвы чрез предстоятеля, а Его именем к Богу Отцу. – Что касается до рода этих молитв, то они были хвалебные и благодарственные, подобно тому, как и Христос при совершении евхаристии, хвалу воздав, благодарил, и как изложено их содержание в теперешней литургии, где молитвы канона являются с тем же характером. Не усложняя нашего обзора выписками, относящимися к объяснению этого предмета, скажу только, что из параллельных мест Иустиновой апологии и из других его сочинений мы имеем полное право вывести следующее заключение. Молитва благодарения и славословия заключала прославление Бога за благодеяния творения, видимым знаком которых служили самые дары евхаристии, и за благодеяния искупления. „Мы благодарим Бога за сотворение мира и за избавление от тления и рабства диаволу», говорит Иустин в другом месте своей апологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Но внесены они в молитвы не везде, да и способы их внесения были разнообразны, что видно на примерах римской и несторианской анафор. Теперь задача состоит в том, чтобы отыскать наиболее древние части анафоры, а также определить, где появились первоначально призывание и установительные слова. После всех этих замечаний отыскать наиболее древние части анафоры, по-видимому, не трудно. Стоит только из них повычеркивать призывания, установительные слова, сократить ходатайственные молитвы. Всё остальное, если и не прямо, будут древние части, так, по крайней мере, составленные по образцу древних молитв их подражания. Такая операция применима не везде. Если ее проделать, например, над римской анафорой, то от последней почти ничего не останется. В ней нет даже настоящего древнего благодарения. В самом деле, нельзя назвать, с точки зрения св. Иустина Мученика , благодарением πι πολ такой краткий отрывок: «Поистине достойно и справедливо, прилично и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Святый Господи, всемогущий Отче, через Христа, Господа нашего, через Которого величество Твое хвалят Ангелы, почитают Господства, трепещут Власти, Небеса и Силы небесные и блаженные Серафимы прославляют общим ликованием. С ними и наши голоса благоволи принять, молимся, с покорным исповеданием взывая: Свят, Свят 107 и т.д. В александрийских молитвах эта часть развита не лучше, чем в римской. Кроме того, обе эти группы поражают эксцентричностью своего построения. В римской – два приношения, а в александрийской ходатайства, по общему мнению, втиснуты между благодарением и освящением Даров. Кажется, роль Рима и Александрии в создании схемы анафоры была больше подражательная, чем творческая. Сирийские, византийские, армянская и, в значительной мере, несторианские (за исключением анафоры св. Апостолов Фаддея и Мария) молитвы очень часто передают схему анафоры. Их можно поэтому для исследования объединить в одну группу. В некоторых из них, между прочим, сохранилась обширная благодарственная часть (в молитвах Климентовой литургии, анонимной Биккелевой, отчасти литургии Апостола Иакова, Василия Великого ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

II. Евхаристия совершается на божественной литургии. Священнодействие, чрез которое св. дары, уже посвященные Богу на жертвеннике (в проскомидии), по перенесении их во время великого выхода на престол, действием Духа Божия прелагаются в тело и кровь Христову, приносятся Богу, как жертва хваления, благодарения, прошения и умилостивления за живых и умерших, и приемлются верующими во освящение души и тела, совершается в последней ее части – литургии верных. Частнее, хлеб и вино прелагаются в тело и кровь Христову, когда служителем тайны, по вознесении хвалы и благодарения Богу за все неисчислимые Его благодеяния, явленные в творении, промышлении и особенно в ниспослании к нам Сына Спасителя (молитва «Достойно и праведно Тя пети» по чину литургии И. Златоуста, а в литургии Василия В. – «Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый»): 1) возглашаются слова установления таинства: приимите ядите... и пиите от неее вси..., «которые составляют вечный закон, основание и приготовление таинства, и потому существенно в оном необходимы» 202 . В этих словах выражается всемогущая воля Спасителя о преложении хлеба и вина в Его тело и кровь, «и по Его всемогущему повелению, говорить св. Дамаскин, так бывает и будет до того времени, когда приидет; ибо так сказано: дóндеже приидет» 203 . Вместе слова эти составляют и спасительную заповедь, по которой служители алтаря дерзают и без которой никогда не осмеливались бы приступить к священнодействию столь великого и страшного таинства. Ошибочно было бы, следовательно, усвоять этим словам только лишь повествовательное значение; 2) когда призывается на предложенные дары Дух Святый, как совершитель пресуществления (молитвою и словами: «ниспосли Духа Твоего Святого на ны и на предлежащие дары сия») и 3) благословляются троекратно св. дары со словами: «и сотвори (ποησον) убо хлеб (ρτον) сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего, проложив (μεταβαλν) Духом Твоим Святым» 204 . Освящение даров, таким образом, начинается благодарственною молитвою, продолжается повторением установительных слов Спасителя и оканчивается молитвенным призыванием Святого Духа и благословением даров, да действует над ними сила Божия. По влиянию своему на преложение даров в тело и кровь Христову, это самые важнейшие действия в литургии. Таинственное преложение их соединяется со всеми тремя действиями, но до произнесения слов молитвы: и сотвори убо хлеб сей... очевидно, священнодействующей имеет пред собою еще хлеб, который не сотворен телом Христовым, которого, впрочем, освящение началось. Но когда совершено благословение, священнодействующей земным поклоном изъявляет уже благоговение к телу и крови Христовой 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010