Немногим по своей нравственной ценности уступает славословию благодарственная молитва . Её высоко ставил Господь Иисус ( Лк.17:11–19 ), к ней призывали и апостолы, как словом ( 1Сол.5:18 ; Еф.5:4 ), так и примером ( Деян.28:15 ). Молитва благодарения (ευφχαριστη) вошла как неотъемлемый момент в литургию, отчего и само литургическое Таинство получило свое наименование. Благодарение не столь возвышенно и благодатно как славословие, ибо хотя и не возбуждается личной заинтересованностью, однако с ней связано, представляя собой как бы ее производную второго порядка. В самом деле, если славословие совершенно не связано с личным благополучием и потому не содержит в себе никаких элементов эгоизма, благодарение обусловлено получением от Бога каких-то благ (духовных или материальных) в прошлом и без них немыслимо, ибо если нет осознания полученных или получаемых благ, то не может быть и благодарности. Еще меньшую нравственную ценность можно признать за просительной молитвой, стимулом которой является личная заинтересованность молящегося, его стремление к удовлетворению своих, опять-таки духовных или материальных потребностей. Просящий руководствуется желанием получить просимое, и без желания не может возникнуть прошение, но ведь всякое желание, как бы возвышенно оно ни было, подразумевает и включает личную заинтересованность в его исполнении и потому не свободно от элементов эгоизма. Мы видели, что даже столь возвышенное переживание, каким является стремление к вечному блаженству, заключает в себе черты себялюбия, откуда следует, что несвободна от них и молитва о достижении вечного блаженства, понимаемого как наслаждение вечным благоденствием и радостью в будущем веке. Просительные молитвы, несмотря на их меньшую нравственную ценность, не только допустимы, но и прямо рекомендуются словом Божиим. С одной стороны, тем, кто находится в состоянии святости, просительная молитва как будто даже чужда и представляется излишней: «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:8 ). Особенно это относится к молитве о материальных благах, о том, что есть, пить или одеться, опять-таки «потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» ( Мф.6:32 ). По-видимому, молитвы горних чинов и святых свободны от молитвы такого рода. Потому-то и все христиане их примером «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувшее», побуждаются самих себя, «друг друга и всю жизнь свою Христу Богу предать».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Аминь»; во время причащения поется Пс 33). 9. Благодарственная ектения после причащения. 10. Читаемые епископом молитва благодарения и заступления за народ и молитва главопреклонения от епископа; отпуст (СДЛ. Т. 1. С. 96-138; Арранц. С. 70-74). Чинопоследование VIII кн. А. п., по всей вероятности, содержит реальный чин антиохийской литургии 2-й пол. IV в. ( Metzger. T. 2. P. 81-84). Как и чинопоследование литургии, текст анафоры в А. п. также приводится дважды - в VII (гл. 25) и VIII (гл. 12) кн. ( Metzger. Les deux prières). 1-я является переработкой соответствующих благословений «Дидахе» (гл. 9), очень мала по объему и состоит из: благодарения и повествования о совершенном Христом домостроительстве спасения; молитвы о Церкви; благодарения о Теле и Крови Христовых, « вместообразная (νττυπα) к-рых совершаем», возвещая Его смерть; возгласа «аминь». 2-я весьма протяженна и включает следующие части: вступительный диалог (в анатолийской форме, с цитированием 2 Кор 13. 13 - см. в ст. « Анафора »); крайне объемного praefatio , содержащего богословствование об Отце и Сыне в апофатическом стиле, повествование о сотворении мира, повествование о домостроительстве Божием в ВЗ (до Иисуса Навина); Sanctus (в анатолийской форме); повествование о домостроительстве спасения, совершенного Христом (post-Sanctus); institutio (с цитированием слов 1 Кор 11. 26 от Лица Христа); анамнесис (содержащий воспоминание искупительных деяний Христа и указание на приношение хлеба и вина); эпиклезу (с прошением о ниспослании Духа Св.); intercessio ; заключительное славословие и возглас народа «аминь». Эта анафора соответствует анатолийскому анафоральному типу. Вопрос о том, представляют ли собой анафоры А. п. богослужебные тексты, имевшие практическое значение, или всего лишь литургические спекуляции составителя А. п., остается открытым (R. Cabié). Суточный круг богослужения по А. п. ( Metzger. T. 2. P. 84-86) включает службы: утром (см. Утреня ) 3, 6, 9-го часов (см. Часы ), вечером (см. Вечерня ), в петлоглашение (ночью; ср.

http://pravenc.ru/text/Апостольские ...

   И так, славословие и благодарение суть долг неотрицаемый, а молитва есть пренужная и необходимая. Когда же мы и славословие, и благодарение, и прошения наши воссылаем к Богу, то есть, когда молимся, тогда не токмо душевное спасение, но и другую всякую пользу приобретаем.     «Кто поставил небо яко камару над главою твоею, и землю яко подошву под ногами твоими, и море яко мост» (Ис.40:22) для удобнейшего твоего с края в край прехождения? Кто определил солнце для освящения дни, а луну и звезды в свет ночи (Быт.1:14), яко светильники, необходимо нужные к делам рук твоих? Кто излил воздух для твоего дыхания, огнь для твоего согреяния, воду для твоего орошения? Кто сотворил толико животных для службы твоей, толико плодов для пропитания твоего, толико цветов для услаждения твоего? Кто сотворил твое тело и сообразил душу твою, и поставил тебя разумным животным, честнейшим паче всех на земли животных? Кто даровал тебе очи, да видишь; слух, да слышишь; уста, да беседуешь; руце, да работаешь; нозе, да ходишь? Кто даровал тебе ум, да умствуешь; рассудок, да рассуждаешь; мудрость, да благомудрствуешь? «Кто покорил под нозе твои овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския?» (Пс.8:6-8) Откуда заемлешь пищу, одеяние, здравие, движение, жизнь, дыхание? Кто, будучи Бог, соделался человеком, да соделает тебя богом; пострадал на земли, да возведет тебя на небо; умер на кресте, да тебя оживотворит и сподобит царствия небесного? Кто? Никто ин, токмо единой Бог. Когда о сем рассудим, то невозможно, хотя бы не имели и самомалейшего чувствия, не признать, что неисчетный имеем мы долг непрестанно, как говорит Божественный Павел, молиться, славословить и о всем приносить благодарственные песни ко всеблагому Подателю толиких благ (1Сол.5:18).    Знали таковую обязанность все от века праведные; первее бывшие прежде закона: почему Авель первый славит и благодарит Бога, жертвуя первородными «от овец своих, и от туков их» (Быт.4:4). По Авеле Енос, исполнь упования, «призывая имя Господне» (Быт.4:26), славит и благодарит Ему. По Енохе Ной славословит и благодарит, принося Ему жертву «от всех скотов чистых, и от всех птиц чистых» (Быт.8:20). Такожде Авраам, в славословие и благодарение Богу создав жертвенник, молился и призывал имя Господне; подобным образом, Исаак, сын его; патриарх же Иаков «поставил столп, и возлиял елей, и творил молитву» (Быт.28:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1355 Правило полезно, так как научает человека смирению и послушанию Церкви; поэтому все древние Отцы подчиняли себя «закону рабства» и совершали определенное количество молитв за каждой службой. Однако существует и «закон свободы», который ставит целью не вычитывание определенных правил, но непрестанное пребывание с Богом. Тот, кто живет по «закону свободы», стал выше всех правил, потому что душа его пребывает в непрестанном восхищении к Богу. 1356 Молитва за мир Следуя вековой монашеской традиции, преп. Исаак считал, что отшельники должны молиться не только о себе или о своих близких, но и за весь мир. Беседа 5 из 2-го тома представляет собой образец подобного рода молитвы, которая начинается с благодарения Богу за сотворение мира и человека. Молитва содержит прошения о прощении грехов, об избавлении от злых намерений, от плотских желаний и от власти диавола. В молитве преп. Исаак прославляет человеческую природу Христа и воспевает благодарственный гимн Богу, Который послал в мир Единородного Сына Своего ради спасения рода человеческого. Далее следуют прошения о монахах и безмолвниках, о больных и пленных, об избавлении Церкви от гонений и внутренних нестроений, о сохранении любви и единомыслия между гражданскими и церковными властями, о заблудших и умерших вне христианской веры. Таким образом, молитва отшельника, которую он совершает в тишине собственной келлии, приобретает космический размах и становится подобна литургической молитве, приносимой «за жизнь мира». Высшие формы молитвы Наивысшей формой молитвы является то, что преп. Исаак называет «размышлением о Боге»: последнее включает в себя воспоминание всего домостроительства Божия по отношению к роду человеческому, «блуждание разума» по божественным предметам. Синонимом «размышления о Боге» является «чистая молитва». Она есть тот предел, за которым молитва прекращается: «Как вся сила законов и заповедей, которые даны от Бога людям, по слову Отцов, имеет пределом чистоту сердца, так все роды и виды молитвы, какими только люди молятся Богу, имеют пределом чистую молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Молитва необходима для души, как воздух или пища. Как тело, если его не кормить, приходит в расслабление и упадок сил, так и душа наша без молитвы расслабляется, теряет бодрость, приходит в уныние, легко соблазняется на грех. Молитва бывает разной – хвалебной, благодарственной, просительной, покаянной. Самая лучшая молитваблагодарственная. Неблагодарность – это свойство низких душ. Принимать добро от какого-нибудь человека и не благодарить, а то еще и воздавать злом за добро – признак души развращенной и погибающей во грехе. Христианин всегда благодарен Богу за дар жизни, за возможность дышать и жить, за всю богозданную Вселенную, неизчислимые красоты которой мы наблюдаем, за облака, за небо, за лес, за пищу, за возможность любить близких и радоваться жизни. Так как мы ежедневно грешим и нарушаем Божию волю, то мы должны перед тем, как что-либо просить, сначала покаяться, а потом уже испрашивать у Бога потребное. Перед молитвой человеку надобно примириться со всеми обидчиками и теми, кого обидел сам. Если нет возможности попросить у человека прощения немедленно, то нужно мысленно это сделать и положить в своем сердце примириться при будущей встрече. Православные христиане молятся, как своими словами, так и писанными молитвами, которые содержатся в Молитвословах. Молитва – это искусство; поэтому как ученик живописца, копируя мастеров, учится сложному искусству живописи, так и молящийся человек, повторяя вслед за святыми их молитвы, учит свою душу правильному молитвенному настроению. Подобно воску, который из твердого делается мягким и потом воспринимает на себя печать мастера, так и наша душа, повторяя слова святых, сказанные ими из глубины любящего и кающегося сердца к Богу, восприемлет и отпечатывает в себе христианскую любовь и покаяние великих подвижников и угодников Божиих. Поэтому «Молитвослов» – это учебник молитвы. Содержащиеся в нем правила для вечерних, утренних и повседневных молитв обязательно нужно регулярно вычитывать. Если молитвенное правило кажется вам слишком долгим или утомительным можно посоветоваться с духовником о его сокращении. Главное, чтобы наша молитва была регулярной, ежедневной, постоянной.

http://azbyka.ru/katehizacija/azbuka-pra...

   Если слова Писания: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17) — являются заповедью, то в нем она исполнилась всецело, поскольку никогда на всем протяжении своей жизни он не прерывал молитвы.    Мы останемся непонятыми, если не предпримем попытку описать высоту и глубину его сердечной молитвы, во время которой он весь изменялся и был восхищаем в созерцания и исступления. Он провидел будущее, знал прошедшее и имел особенный дар утешения страждущих. Он видел и чувствовал опасности, переживаемые теми, кто призывал его молитвенно, и помогал им своей молитвой.    Он постоянно напоминал нам:    — От послушания рождается молитва, а от молитвы — богословие.    Чему он сам научился от старца Иосифа, когда был молодым, тому учил и молодых монахов, у которых непрестанно рождались вопросы о молитве: как молиться вначале, что такое немногословная молитва, что — сердечная молитва, разрешается ли во время молитвы содержать в уме образы?    На все это он отвечал просто и ясно и, сам того не желая, открывал им свою меру постижения преестественных таинств Божественной благодати. Таинств этих достигли лишь те, «кто принял Его», Живодавца Христа, и кому Он «дал власть быть чадами Божиими» (ср. Ин. 1:12), которые «от Бога родились» (Ин. 1:13).    Немногословная молитва — это молитва: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Чем меньше слов мы налагаем на ум, тем легче он их выучивает и содержит. Но образов молитвы множество. Каждый придумывает свой образ молитвы в соответствии со своими чувствами и нуждами. Человек в умилостивительной, в благодарственной, в славословной молитве обращается к «Могущему спасти» (ср. Евр. 5:7) Богу, дабы обрести искомую помощь и утешение. Тот, кто в мольбе, просьбе, славословии, благодарении и часто с похвальным бесстыдством просит Его настойчиво и с бездонным смирением, приклоняет безмерное человеколюбие и всеблагость Божию.    Молитва все же является самым тяжким и утомительным занятием, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). Избранные изречения отцов… Авва Агафон. § 21. М, 1996 [репринт. изд.]. С. 48)., и потому Павел побуждает «быть постоянными в молитве» (ср. Кол. 4:2). Это деятельность ума. Скитающемуся и получившему дурной навык в рассеянии и любопытстве уму не нравится ограничение и заключение в «темницу». Это бывает до тех пор, пока благодать не откроет дверь «чувства в Боге». Когда это произойдет, ум уже никогда не захочет отрезать себя от сладости единения с Богом, той сладости, в которой заключены наслаждение и пища Ангелов, слава и радость праведных и вкушение вечной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

     Третья стадия экзистенциального пути блудного сына: спасение (молитва – божественное служение – искупление). Покаяние, достигающее своей кульминации в исповеди, это возвращение к Богу, восстановление связи с Ним и начало общения с Ним через молитву. Таким образом, когда мы понимаем, что отец из притчи о блудном сыне – не только аллегория духовного отца, Божьего свидетеля, в присутствии которого совершается исповедь, но и Самого Бога, Небесного Отца, “человеколюбивого Отца Бога”, по словам Ефимия Зигавиноса, тогда мы осознаем, что исповедь блудного сына – это одновременно и молитва к Богу, диалог с Ним. Следовательно, речь идет об истинной молитве, личной молитве, которая, прежде чем принять форму покаяния, проходит стадию размышления, погружения в себя и самокритики. Эта самокритика, чувство вины, как и в случае с блудным сыном, является следствием сущностного преображения, ведущего к покаянию и, как было сказано выше, к возвращению к Богу и возобновлению молитвенного общения с ним. После личной молитвы человеческого “я” к “Ты” Бога следует коллективная, общая молитва – “мы”. Согласно учению Фридриха Хайлера (его классическое произведение, посвященное молитве, называется “Das Gebet”), коллективная молитва является высшим способом выражения коллективного священного служения (культа). Главная черта этой молитвыблагодарение. Это благодарственная молитва, благодарственный (евхаристический) ужин, которую отец из причти устраивает для своих друзей и знакомых, чтобы отпраздновать с музыкой и танцами возвращение любимого сына и заколоть “откормленного теленка”, чтобы все ели и радовались. Милосердный отец ради своего дитя жертвует самым лучшим из того, что имеет – откормленным теленком, чтобы отпраздновать возвращение и покаяние сына. Покаяние, “как выражение духа глубокого смирения, является истинной жертвой”. Ужин из притчи о блудном сыне – это “большой ужин” из другой известной притчи, где “некий человек звал многих”. Речь идет о брачном пире, который царь организовал в честь своего сына. Такой же брачный пир был устроен и отцом блудного сына после его возвращения. По этой же причине он просит надеть ему на руку перстень.

http://pravoslavie.ru/77141.html

«Благодарим Тя, Царю Невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя; не бо подклониша плоти и крови, но Тебе, Страшному Богу. Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес». И возглас: «Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Это снова молитва особенная, она объединяет в себе как бы сразу все. Она начинается словами: «Благодарим Тя» — значит это молитва благодарственная, и вся литургия — это благодарение, евхаристия. В то же время в этой молитве говорится о том, чтобы Господь сподобил нас своей особенной милости, что выражается словами «призри на ны» — «призри на подклоньшия Тебе главы своя», то есть на тех, кто здесь присутствует, призри, участников литургии сподоби Своей милости особенной. А дальше содержится в этой молитве еще ходатайство обо всех плавающих, путешествующих, недугующих, об их исцелении. И, наконец, читается последняя молитва перед заключительным литургийным моментом: «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего и от Престола славы Царствия Твоего и прииде во еже освятити нас, Иже Горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами — всем людем». Как видите, это уже молитва о причастии: «И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами — всем людем». И после этого священник молится: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» трижды, а дьякон на амвоне провозглашает: «Вонмем». Здесь заключительный момент литургии. Священник, трижды помолившись и поклонившись, подходит вновь к престолу, берет обеими руками Святой Агнец и вновь возносит его, уже отдельно, поднимает над дискосом, громко возглашая: «Святая Святым!».

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

Евхаристическая молитва, как и все священнодействие евхаристии, по известию Иринея, (как и Иустина) представляет две части: это – общая хвалебно-благодарственная молитва и специальная совершительная или освятительная молитва. На эту двойственность указывают слова: offerimus enim ei, non quasi indigenti, sed cratias agentes dominationi ejus et santcificantes creaturam. Двойственность эта ещё яснее даёт себя заметить, в приведённом выше месте второго отрывка, где определённо указывается содержание той и другой части, в особенности содержание последнего момента, о котором Иустин не упоминает: προσφρουν τω θεψ τον ρτον χαι τ ποτηριον της ευλογας εχαριστοτες ατ..., χα εντα&α την προσφορν τελσαντες κκαλουμβν τ πνε&μα τ γιον…) Выражение: την προσφορν τελσαντες по справедливости обращает на себя внимание учёных; оно служить и связующим н в тоже время разделяющим приготовительную часть молитвы от самой главной совершительной. Причастие аориста «τελσαντες» выражает действие совершившееся (т. е. приготовление и принесение даров с благодарением Богу для освящения) но ещё неоконченное (так как самое освящение ещё не совершено, а имеет совершиться 210 . Евхаристическая молитва и весь акт евхаристии таким образом распадаются на две части. Первая часть евхаристического акта состоит о приношении хлеба и вина, которые еще не суть тело и кровь Христовы, но primitiae creaturarum, которые от лица общества приносятся предстоятелем 211 Богу с благодарением 212 . Содержание этой благодарственной молитвы относится преимущественно к творческой и промыслительной деятельности, на что указывают слова: εχαριστουντες ατ δτι τ γη κλευσε κφσαι τους καρπο; τοτου; it; τροφν ηρ,ετραν.... А что это благодарение не ограничивается только дарами творения, но обнимает и благодатные дары искупления, – это разумеется само собою и на это без сомнения указывает последнее замечание, что это приношение делается ν τη αναμνσει το Κοριο. Если припомнить, что Иустин связывает νμνησις с вочеловечением и смертью Христа, то несомненным становится, что личность Христа и Его дело были предметом благодарения 213 , хотя в данном случае Ириней вероятно имеет в виду положительное повеление Спасителя: сие творите в Моё воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

О Господи, мы просим Тебя, освяти дары, которые мы приносим Тебе и чрез просвещение Духа Твоего Святого очисти наши сердца чрез Господа нашего и Того же Духа Святого… «Благодарение» в ответ на слова: «Благодарим Господа» читается о Святом Духе: Воистину достойно и праведно, обязательно и спасительно, чтобы мы всегда и всюду благодарили Тебя, Святого Господа, Всемогущего Отца, Вечного Бога, ибо мы соединены со Христом, Господом нашим, Который, вознесшись на небеса и сидя одесную Отца, излил на [учеников, или: последователей] Своих Духа обетования. Ликуя о сём с преизбыточествующею радостью во всех концах мира, и ангелы воспевают хвалебные песни во славу Твою, когда пред престолом Твоим со священным веселием взывают… Свят, свят!.. «Причастный стих» в тот день поётся: «Дух Отца научит вас всему, чтó Я сказал вам» ( Ин.14:26 ) с прибавлением в пасхальное время: «Аллилуйя». «Заключительная молитва» читается так: «Полнота благодати Духа Святого да очистит, о Господи, наши сердца и да оплодотворит их на всякое добро небесною росою. Чрез Господа нашего и Того же Духа Святого…». В те дни, когда та или другая община совершает благодарственные молитвы по какому-либо поводу, утреннее и вечернее богослужения совершаются по уставу того дня, на который падает благодарственное молитвословие, но с тем отличием, что вместо дневной «хвалебной песни» поётся: «Тебе Бога хвалим». На литургии-мессе поётся «входное» Тов.12:6 со стихами Пс.8:2, 5 ; «дневная церковная молитва»: «О Боже! милосердие Твоё безмерно, и сокровищница благости Твоей неиссякаема, смиренно преклоняемся пред Величеством Твоим и благодарим за все богатые дары, премилостиво данные нам благодатию Твоею, и просим благость Твою, чтобы Ты не забывал просящих и уготовал нас к вечной славе Твоей. Чрез Господа нашего». После «послания» ( 2Кор.13:11–13 ) поётся «степенное»: «Да будет благословенно имя Божие от века и до века, ибо у Него мудрость и крепость, Аллилуйя! Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших и хвален во веки. Аллилуйя!» ( Дан.2:20, 23 ). В посты и страстные седмицы «Аллилуйя» не поётся. «Евангелие» читается Мф.11:25–30 . «Дароприносительный стих» тот же, что и «входное» ( Тов.12:6 ). «Тайная молитва»: «О Господи! приклонись милостиво к нашей жертве и к нашему благодарению, и как до настоящего времени Ты милостиво охранял нас, так подай нам, чтобы мы на всё будущее время возрастали в Твоём служении и в любви Твоей. Чрез Господа нашего…». Вместо «причастного стиха» поётся: «Тебе Бога хвалим». В конце литургии-мессы читается следующая «заключительная молитва»: «Боже! подающий обильно в нужде покров Твоей благодати всем, которые вверяют себя Тебе, благодарим Тебя за Твою неизреченную милость и смиренно молимся Тебе, чтобы Ты всегда сохранял нас в Твоей любви. Чрез Господа нашего…».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010