Молитва за мир Следуя вековой монашеской традиции, преп. Исаак считал, что отшельники должны молиться не только о себе или о своих близких, но и за весь мир. Беседа 5 из 2-го тома представляет собой образец подобного рода молитвы, которая начинается с благодарения Богу за сотворение мира и человека. Молитва содержит прошения о прощении грехов, об избавлении от злых намерений, от плотских желаний и от власти диавола. В молитве преп. Исаак прославляет человеческую природу Христа и воспевает благодарственный гимн Богу, Который послал в мир Единородного Сына Своего ради спасения рода человеческого. Далее следуют прошения о монахах и безмолвниках, о больных и пленных, об избавлении Церкви от гонений и внутренних нестроений, о сохранении любви и единомыслия между гражданскими и церковными властями, о заблудших и умерших вне христианской веры. Таким образом, молитва отшельника, которую он совершает в тишине собственной келлии, приобретает космический размах и становится подобна литургической молитве, приносимой " за жизнь мира " . Высшие формы молитвы Наивысшей формой молитвы является то, что преп. Исаак называет " размышлением о Боге " : последнее включает в себя воспоминание всего домостроительства Божия по отношению к роду человеческому, " блуждание разума " по божественным предметам. Синонимом " размышления о Боге " является " чистая молитва " . Она есть тот предел, за которым молитва прекращается: " Как вся сила законов и заповедей, которые даны от Бога людям, по слову Отцов, имеет пределом чистоту сердца, так все роды и виды молитвы, какими только люди молятся Богу, имеют пределом чистую молитву. Ибо и воздыхания, и коленопреклонения, и сердечные прошения, и сладчайшие вопли, и все виды молитвы... имеют пределом чистую молитву... Как скоро мысль переступила этот предел, не будет уже она иметь ни молитвы, ни движения, ни плача, ни власти, ни свободы, ни прошения, ни вожделения чего-либо в этой жизни или в будущем веке. И поэтому после чистой молитвы нет другой молитвы... " 24

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Молебное пение на Новый год совершается в канун Нового года по гражданскому календарю. Оно имеет одновременно благодарственный и ходатайственный характер. Начинается оно литургическим возгласом «Благословенно Царство» и включает чтение псалма 64, великую ектению с прибавлением особых прошений «о еже благословити начаток и провождение лета сего», пение благодарственных тропарей, чтение Апостола ( 1Тим. 2:1–6 ) и Евангелия ( Лк. 4:16–22 ), сугубую ектению с добавлением благодарственных прошений, благодарственную молитву священника, пение великого славословия и отпуст. Иногда вместо великого славословия поется раннехристианский гимн «Тебе Бога хвалим», приписываемый святому Амвросию Медиоланскому . Молебное пение при начатии учения отроков совершается, как правило, в начале или перед началом школьного учебного года (в России – 1 сентября н.ст.). Чинопоследование содержит специальные прошения «о еже низпослати на отроков сих Духа премудрости и разума, и отверзти ум и уста, и просветити сердца их к приятию наказания добрых учений». Молебное пение о недужных многих или о едином совершается над тяжелобольными людьми. Чин содержит молитвословия об исцелении болезней, уврачевании души и тела болящих, прощении их прегрешений, вольных и невольных. Некоторые молитвы заимствованы из чинопоследования Таинства елеосвящения (в частности, молитва «Врачу душ и телес»). Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием обычно называют благодарственным молебном. Он совершается по просьбе верующего, который желает особым образом возблагодарить Бога за оказанное ему благодеяние или за избавление от опасности, болезни, скорби. Молебен включает пение благодарственных тропарей «Благодарни сущи недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших», чтение Апостола ( Еф. 5:8–21 ) и Евангелия ( Лк. 17:12–19 ), ектению с добавлением особых прошений, заключительную благодарственную молитву и гимн «Тебе Бога хвалим». Особые молебные пения совершаются во время стихийных бедствий – бездождия (засухи), безведрия (продолжительных ливневых дождей), труса (землетрясения) и наводнения, во время губительнаго поветрия и смертоносныя заразы (эпидемии).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Молитва Между действиями внешнего Богопочтения всем общее и вместе обыкновенное и ровно служащее самым ясным выражением внутреннего благоговения к Богу, есть молитва. Понятие о молитве Молитва будучи рассматриваема как постоянное молитвенное расположение духа, есть непрестанное обращение сердца с Богом в духе веры, любви и надежды; что самое и означает Апостол Павел, когда говорит: непрестанно молитеся ( 1Сол. 5:17 ), а будучи рассматриваема, как особенное молитвенное излияние сердца, есть выражение пред Богом чувствований хвалы, благодарения или выражение прошений. Таковые чувствования хвалы, благодарения и прошений, будучи питаемы и изливаемы пред Богом внутренне – в сердце, составляют мысленную, умную, молитву, а будучи выражаемы в соответственных словах и действиях, составляют устную, наружную молитву. Виды молитвы Соответственно троякому виду внутренних чувствований и расположений одушевляющих дух к Богу, три суть главные виды молитвы: 1.) молитвы хвалебные, состоящие в хвалебном и песенном прославлении Бога и божественных совершенств; 2.) благодарственные, состоящие в благодарном исповедании божественных благодеяний, особенным образом излиянных на нас или на ближних наших; 3.) просительные, – состоящие в испрошении от Бога нужных благ или помощи противу угрожающих зол. Примечание . Сей третий вид молитвы у Апостола Павла по различию необходимых благ или нужд разделяется на частнейшие виды: молитвы, моления, прошения ( 1Тим. 2:1 ) где по самому новопроизводству с греческого языка молитвы, δεσεις, суть нечто иное, как прошение о временных благах, моления, προσευχς, о душевных и вечных благах; прошения, ντεξεις, молитвы о избавлении нас или других от временных и вечных зол. Цель молитвы Главнейшею целию молитвы есть и должно быть засвидетельствования нашей покорности и благоговения ( Пс. 75:12 ) ( Мф. 4:10 ); б.) возвышение ума и сердца к Богу, дабы непрестанным поставлением себя в присутствие Божия, сильнее возбуждаться ко благоугождению к Богу ( Пс. 15:8 ); в.) испрошение у Бога себе и другим нужных и временных и вечных благ, предопределенных и премудро даруемых: Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя мое, даст вам ( Ин. 16:23–24 ). Посему противно истинному духу молитвы α.) почитать молитву средством к обнаружению пред Богом наших чувствований, желаний, как бы ему не известных: всть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего ( Мф. 6:8 ); β.) особенным даром для Самого Бога; γ.) просить в молитве, что бы Бог для частных наших нужд или выгод ( Мф. 6:11 ) ( Иак. 4:3 ) изменил порядок вещей или вечные свои определения. –

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Такая молитва очень важна, ибо позволяет человеку во всём происходящем увидеть любящую заботу Небесного Отца. Главное священнодействие Церкви – таинство Благодарения (Евхаристия). Однако если подобная молитва произносится без покаяния и смирения, то человек может возгордиться, косвенно приписывая себе особое право на получение Божиих благодеяний, как это описано в притче о мытаре и фарисее, где фарисей молился благодарственной молитвой так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю ( Лк. 18:11–12 ). Славословие  – это высшая форма молитвы, в которой непрестанно пребывают ангелы и к которой призваны все люди в будущей вечной жизни. Большинство православных молитв заканчиваются славословием Богу, чтобы человек уже здесь, на земле, научился совершать то, к чему он призван в вечности. Славословие есть высшая форма словесного выражения благодарности и любви. Бог по Своей природе не нуждается в славословии от Своих созданий, от этого ничего не меняется в Его бытии. Но как родители радуются, слыша слова любви и благодарности от своих детей, так и Он принимает славословие Своих созданий, дабы воздать им Своей любовью, благодатью и совершенством. Любовь жаждет общения, и в будущей жизни оно будет славословием божественной любви. Структура молитв Православные молитвы имеют определенную структуру, включающую большинство или все типы молитвенных обращений к Богу. Чаще всего текст молитв выстроен в следующем порядке: 1) обращение к Богу, 2) благодарение Бога за Его благодеяния, 3) покаяние за содеянные грехи, исповедание своей немощи, 4) прошение, 5) славословие Бога. Это самая полная форма, но могут быть и сокращенные варианты, где также сохраняется указанная структурная взаимосвязь: «Прежде всего, изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Молитва св. Мардария Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя, грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Шестого часа Тропарь. Иже в шестый день же и час, на кресте Пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. В шестой день и час ко кресту Пригвоздивший соделанный в раю дерзостный Адамов грех , разорви запись наших грехов, Христе Боже, и спаси нас. Молитва, св. Василия Великого Боже и Господи сил и всея твари Содетелю, Иже за милосердие безприкладныя милости Твоея Единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, низпославый на спасение рода нашего, и честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый, и победивый тем начала и власти тьмы. Сам, Владыко Человеколюбче, приими и нас, грешных, благодарственныя сия и молебныя молитвы и избави нас от всякаго всегубительнаго и мрачнаго прегрешения и всех озлобити нас ищущих видимых и невидимых враг. Пригвозди страху Твоему плоти наша и не уклони сердец наших в словеса или помышления лукавствия, но любовию 69 Твоею уязви души наша, да, к Тебе всегда взирающе и еже от Тебе светом наставляеми, Тебе, неприступнаго и присносущнаго зряще 70 Света, непрестанное Тебе исповедание 71 и благодарение возсылаем, Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Боже и Господи Сил бесплотных и Создатель всего творения, ниспославший, по милосердию и беспримерной милости Твоей, Единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, на спасение рода нашего, чтимым крестом Его разодравший запись грехов наших и им же победивший начальников и властителей тьмы! Сам, Владыка-Человеколюбец, прими и от нас, грешных, эти благодарственные и просительные молитвы и избавь нас от всякого пагубного и мрачного греха, а также от всех видимых и невидимых врагов, стремящихся причинить нам зло. Пригвозди плоть нашу к страху пред Тобою, и не допусти сердец наших уклониться к порочным речам или помыслам. Но возбуди в душах наших любовь к Тебе, чтобы мы, постоянно направляя к Тебе взоры и путеводимые исходящим от Тебя светом, стремясь познать Тебя, недоступный и вечный Свет, непрестанно воссылали славу и благодарение Тебе, безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном и всесвятым, благим и животворящим Твоим Духом, теперь, всегда и в веки вечные. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

– Апостол Павел завещает: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол. 4:2 ). Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами. 7.4. Какие бывают молитвы?Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные). В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!» В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Богу!» Славословная молитва – это самый чистый, высший вид молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая славословная молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» Молитвы могут быть соборные (в храме) и частные (дома). 7.5. Каким должно быть обязательное ежедневное молитвенное правило? – В православных молитвословах напечатаны «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим», которые и составляют обязательное ежедневное молитвенное правило. По совету со священником это молитвенное правило может быть увеличено. При определении объема молитвенного правила учитываются жизненные обстоятельства и духовный опыт христианина. Время и силы должны быть распределены так, чтобы их хватало и на молитву, и на прилежное выполнение домашних обязанностей. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5:8 ). 7.6. Каким чтением можно заменить утреннее и вечернее правила? – Утренние и вечерние молитвы потому и называются правилом, что не могут быть заменены никаким иным чтением. Для начинающих церковную жизнь и немощных в православных молитвословах имеются сокращенные варианты утренних и вечерних молитвенных правил. Сокращение или увеличение молитвенного правила надо согласовывать с духовником. 7.7. О чем можно просить Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Добродетель благодарности, как и все другие наши добродетели, как подвиги поста, молитвы, нужны прежде всего нам самим. Само наличие в нас чувства благодарности свидетельствует о том, что в нас действительно живет несомневающаяся вера и любовь к Богу. Благодарность наша — удостоверение о правильно установленной религиозной душе. Все мы умеем просить. Даже неверующие в крайне тяжкие моменты иногда прибегают к Богу, но благодарить мы не умеем. Благодарственная молитва — знак высоко поднявшейся души. Хорошо вспомнить Бога в несчастье; но не забыть Его в радости — знак души, утвердившейся в Боге. Молитва просительная может уживаться в сердце с нашим эгоизмом, гордостью, злобой. Молитва благодарения несовместима с такими чувствами. Будем же прибегать к Богу в наших бедах и обстоятельствах, не потщимся взойти и на более высокую ступень — благодарственной молитвы». Когда креста нести нет мочи, Когда тоски не побороть, Мы к небесам возводим очи, Творя молитву дни и ночи, Чтобы помиловал Господь. Но если вслед за огорченьем Нам улыбнется счастье вновь, Благодарим ли с умиленьем, От всей души, всем помышленьем Мы Божью милость и любовь? К. Р. Приложения к главам 8-10-й Молитва об исправлении ближних Кажется, нет большей скорби у христианина, как видеть своих ближних, утопающих в неверии, грехе или небрежении о спасении своей души. Слова, убеждения и даже слезы всего чаще не помогают, и душа ближнего пребывает мертвой духовно. Остается лишь надежда на Бога и на молитву о душевно погибающем. Но как часто долго и очень долго не замечается успех от таких молитв. Ниже приводятся слова ободрения для подобных случаев, когда как будто бы нет результатов от молитвы за погибающих (перевод с французского неизвестного автора). «Бедные матери и жены, идите и скажите дома на молитве Господу все то, что не решаетесь сказать вашим ближним и любимым, огорчающим вас своим неверием. Несите ваше бремя ко Христу, как когда-то к Нему несли разбитого параличом, который сам не мог или не хотел идти к Благому Пастырю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

молитве перед великим входом «    »); 3) священник поставляет принесенные диаконом дары на св. престол (возглашаются стихи Пс 23. 7-10; 117. 26); 4) умовение рук (с чтением стихов Пс 25); 5) неск. прошений диакона и молитва священника о предложенных дарах; 6) преподание мира и лобзание мира , сопровождаемое пением гимна «Христос среди нас явился»; 7) возглас диакона «Стоящие верою» и ответ хора «Возвышаем очи наши»; 8) анафора; 9) благословение священника; 10) диаконские прошения после анафоры (очень близкие к прошениям визант. ектении после анафоры); 11) молитва перед «Отче наш»; 12) пение молитвы Господней «Отче наш» (в конце к-рой священник прибавляет т. н. эмболизм - дополнительное прошение); 13) молитва главопреклонения; 14) возношение Святых Даров с возглашением «Святая - святым» и ответная аккламация народа «Един Свят, Един Господь» (как в визант. обряде); 15) возглас диакона «Благослови, отец святой, истинного Бога» и 3 благословения священником Бога с ответами народа «Аминь» , в конце священником прибавляется славословие, на что народ отвечает аккламацией, прославляя святость Бога; 16) молитва священника (=визант. молитве «            »); 17) преломление Св. Хлеба и соединение Тела и Крови (омочение части Хлеба Вином), сопровождаемое молитвой; 18) неск. возглашений священника и диакона; 19) Причащение священника и диакона (завеса в это время закрыта): хор поет стихи псалмов и краткие песнопения с припевом «Аллилуия» (см. Причастен ); перед Причащением священник погружает часть Св. Хлеба в чашу, говоря: «Исполнение Духа Святого» (как в визант. литургии), далее читаются 3 молитвы и священнослужители причащаются; 20) Причащение мирян: завеса открывается, диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите и причаститесь с чистым сердцем», хор отвечает словами Пс 117. 27а, 26 (как в визант. обряде), верующие причащаются (священник влагает в уста причастников частицу омоченного Кровью Тела); 21) священник благословляет народ (словами Пс 27. 9); 22) благодарение: хор поет: «Мы наполнились благодати Твоей, Господи», священник тихо читает 3 кратких благодарственных песнопения и потребляет Дары, диакон возглашает 2 прошения, хор поет гимн «Благодарим Тебя, Господи», священник читает благодарственную молитву, умывает руки и отирает потир; 23) священник с Евангелием в руках исходит в центр храма и читает молитву (=визант.

http://pravenc.ru/text/76130.html

34. Слово первое в субботу недели 5-й Великого поста... «Избранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице».   По избавлении от зол и бедствий, радоваться и приносить благодарения всего естественнее и приятнее. Но знаете ли, братие, над кем и в чью пользу совершена победа, за которую мы взбранной Воеводе восписуем ныне благодарственная? Она совершена, как повествует история, в пользу греков и престольного града их — Константинополя, страдавшего от жестокой осады, — совершена над каганом, вождем скифов, в числе которых, по всей вероятности, были и наши предки. Таким образом мы благодарим за чуждое для нас благодеяние, — торжествуем собственное наше поражение!    Что это значит? — То, что христианская вера и в этом отношении, как во многих других, переменила порядок вещей и научила смотреть на события иначе: мудрость мира почитать буйством, а буйство креста — единственной мудростью; слезы покаяния вменять в источник блаженства духовного, а радости и смехи мирские — во зло и пагубу; лишениями дорожить прежде богатства, страданиями — хвалиться, в унижении -торжествовать. Если бы мы доселе оставались во тьме язычества, то воспоминание о чудесном поражении предков наших под стенами Константинополя составило бы предмет печали общественной и сетования; но, поскольку мы благодатью Божией изведены из этой тьмы в чудный свет христианства, то воспоминаем его с нашими победителями, благодарим — за собственное поражение! И поступая таким образом, поступаем совершенно справедливо; ибо в лице, помраченных тьмой язычества, предков наших по плоти, неверие устремлялось против веры, дикая свирепость — против гражданского устройства, алчность добычи — против мирной собственности. Напротив, в лице жителей Константинополя (которые суть также предки наши по вере) через ниспослание им чудесной помощи свыше награждено упование на Бога и молитва: такие добродетели, которыми и мы живем и дышим, от которых ожидаем спасения временного и вечного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» Нужно ли читать предначинательные и окончательные молитвы после канонов ко Святому Причащению? 1.46K 18.03.2022 Молитва Скажите пожалуйста, 1. Нужно ли читать предначинательные и окончательные молитвы после канонов ко Святому Причащению? 2. Нужно ли читать окончательные молитвы (Достойно есть…) после последования ко Святому Причащению (потому что предначинательные молитвы читаются)? 4 Ответа Во всех молитвословах, которые мне попадались, они присутствуют. Так что думаю, что надо читать все, как написано. 1. Если Вы давно в Церкви, то предначинательные молитвы (и окончательные)  к канонам желательно читать. Если недавно — опускайте их, привыкайте к самим текстам. Порядок таков: 1. От начала, Трисвятое по Отче наш…; Господи помилуй 12 раз; Слава, и ныне; Придите поклонимся… 3 раза; 50й Псалом, Символ веры; канон; Достойно есть…; Святый Боже… по Отче наш…; тропари, что перед канонами, в т.ч. для покоянного канона Христу — тропари с вечернего правила 6 гласа; Господи помилуй 40 раз; молитвы после канона; Достойно есть… 2. После молитв Последования читать “Достойно есть…” не следует. По смыслу подготовка к Причастию — это домашняя часть личного участия в Литургии, которая завершается Причастием в храме и прочтением Благодарственных молитв после Причастия, где есть окончание и Аминь. Например, предполагается, что на Литургии после того, как вынесли свечу на амвон, должно быть прочитано всё Последование. Когда в древности все были безграмотными, то люди выслушивали Последование, после него происходило Причастие, завершение Литургии и выслушивание Благодарственных молитв. Заметим, что Благодарственные молитвы не имеют обычного начала, но только короткий возглас-благодарение “Слава Тебе Боже…” и нормальное полное завершение. Тем самым Благодарственные являют себя завершающей частью всего Таинства, равно и Последование его началом. В этом контексте особо видна безусловная необходимость личного прочтения Последования. Сегодня мы сами читаем Последование дома, а в храме его читают частично, в то время как идёт Причастие священников.

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-chitat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010