Молебен 6 апреля, 2012 Содержание статьи Молебен В трудные времена или, наоборот, в то время, когда благодарить Бога легко, люди заказывают молебен. Молебен — это особое богослужение. Верующие вместе просят о ниспослании милости, славят Господа, благодарят. От простой молитвы молебен отличает то, что он обычно касается какого-то определенного дела или начинания. В Русской Православной Церкви молебны называют «требами» — то есть потребностью обратиться к Богу, Богородице, святым с просьбой или благодарением. Помимо келейной, домашней молитвы, верующим важно собираться вместе для молитвы именно в храме, чтобы явить друг другу христианскую любовь, преодолеть обиды и ссоры, если они были. Незримо, рядом с теми, кто молятся, присутствуют святые, к которым обращаются молящиеся, среди святых сложно сохранять вражду. преодолевают взаимные обиды, если они были. Призываемые святые невидимо становятся рядом с молящимися. Божия благодать снисходит на тех, кто искренне молится, а такая молитва угодна Богу. Молебен иногда называют «молитвой о малом», потому что молебен обычно — прошение или благодарение о чем-то конкретном. Читайте также — Молебен на Васильевском перед Иверской — ЛИЦА (ФОТО, ВИДЕО) Какие бывают молебны Один молебен может отличаться от другого по назначению: Также молебны бывают: Простой молебен совершается в честь святых. Обязательная часть такого богослужения: в честь Богородицы и святого и произносится ектения -серия прошений с припевом «Господи, помилуй». На ектении поминаются имена заказавших молебен и их сродников (родственников). Затем читается молитва святому. Простой молебен можно заказать в день именин или за болящего. Молебен с акафистом чаще служится перед чудотворными или чтимыми иконами, в дни празднования великих святых. Обычно служение проводится еженедельно, в определенное время, точное расписание лучше узнать в храме или монастыре, куда вы собираетесь пойти помолиться. Благодарственные общецерковные молебны служат по большим праздникам. Но и верующий может заказать благодарственный молебен Господу по своему желанию.

http://pravmir.ru/moleben/

свящ. Николай Оглоблин Отделение второе: о молитвословиях церковного Богослужения Составные части церковных молитвословий § 23. Словесное в церкви Христовой служение Господу Богу слагается главным образом: а) из возгласов, 19 молитв и отпусков; 20 б) из «священных и церковных поучений», или так называемых дневных чтений, и в) из многочисленных и разнообразных стихир, которые, или читаются, или поются, смотря по тому, как того требует «устав», или обычай церковный. Главный источник происхождения церковных молитвословий § 24. Все главнейшее и существенное во всех составных частях «словесного» Богослужения православной церкви заимствуется из св. писания, которое не только управляет, и, так сказать, движет духом и языком всего словесного Богослужебного состава, служа ему основою и руководительным началом; а и целыми значительными отделами, даже целыми книгами и полными частями входит в него и наполняет его. Так, весь новый завет входит в Богослужение полным составом своим, т. е. в числе всех 27-ми своих книг, не исключая и «апокалипсиса», который хотя и не так часто, как прочие новозаветные священные книги, а все же, в известные времена, должен быть, по «уставу», читан при Богослужении. Из ветхого завета, псалтирь то же вся и почти постоянно употребляется при Богослужении, за исключением лишь 151 псалма, собственно к ней и не относящегося. Сверх сего, берутся для Богослужения: а) из «псалтири» же: прокимны 21 , причастны 22 , припевы, или заглавны стихи 23 к «стихирам, величаниям» 24 , и антифоны 25 ; б) более, чем из 30-ти ветхозаветных священных кпих 26 – различные, по большой части, небольшие, но цельные отделения, для чтений, известных под именем: паремии; в) для употробления, в некоторых случаях, при Богослужении, преимущественно же как образцы, для так называемых, в церковных службах, канонов 27 , и особенно – для ирмосов 28 в этих канонах, берутся следующие библейские священные пясни: 1) благодарствевная Господу Богу песнь человека Божия, Моисея, по чудесном переходе израильтян чрез Чермное море 29 ; 2) его же предсмертная обличительная песнь на непослушного израиля 30 ; 3) песненное живейшее благодарение Иегов, от Анны матери самуиловой, за рождение Самуила 31 ; 4) молитва пророка Аввакума 32 ; 5) песнь пророка Исаии 33 ; 6) молитва пророка Ионы, во чреве китов 34 ; 7) песнь одного из трех св. отроков в пещи вавилонской – Азарии 35 ; 8) песнь всех трех св. отроков в той же пещи 36 9). В заключение всех этих ветхозаветных свящ. песнопений, берется из «Нового завета» и почти постоянно при Богослужении употребляется глубоко-знаменательная н светло-возвышенная благодарственная песнь Богородицы 37 по временам с нею соединяегся и песнь отца предтечева, св. праведного Захарии 38 . Второй источник происхождения церковных молитвословий

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

СТРОЙ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ (Несколько слов о молитве) ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Дальнейший очерк будет посвящен вопросу о строе нашего богослужения. Но я считаю долгом предпослать ему несколько кратких слов. Как известно, нужно отличать молитву от молитвословия: первое – в сердце, второе – в устах. И молитвословие еще не есть молитва. Отсюда получается несколько выводов: 1.  Молитвословие есть только путь к молитве, а мы часто смешиваем это. 2. Истинная молитва может обходиться и без уставных молитвословий, но не наоборот. 3.  Даже нужно сказать: сердечной молитве внешнее богомоление, уставность уже мешает. 4. Но таких истинных молитвенников немного. И Церковь составила для нас различные богослужения, которые помогают или могут помогать и сердечной молитве. Поэтому дальнейший очерк рассчитан не на сердце, а на ум, знание. Прошу читателей всегда учитывать это при дальнейших моих рассуждениях. 1. Психология молитв «Литургией», или, в переводе с греческого языка, – «общим делом», общим священнодействием, общею службою называлось в древности все богослужение целиком: оно состояло, как увидим сейчас, из разных частей и заканчивалось Евхаристией. И только впоследствии это слово «литургия» осталось за главной частью богослужения – Евхаристией, а прочие части получили другое наименование в зависимости от времени совершения (вечерня, повечерие, утреня, часы). Из чего состояла тогда эта «общая служба»? Нетрудно сложить современные части – вечерню, утреню, часы и «обедню», но нельзя думать, что именно такова и была литургия. Все это осложнилось, выработалось, оформилось позднее и постепенно. Вначале же было и проще, и иначе располагалось, но вместе с тем существенное было и тогда то же самое, что и теперь: Евхаристия, Святое Причащение, Евхаристический канон были почти одинаковы в своем строе, смысле и молитвах. Разве что в первые времена благодарственно-радостный элемент был еще сильнее, чем теперь; а постепенно, с ослаблением христианской жизни и благодати, стали больше, чем прежде, проникать покаянные струи, моления, прошения, сокрушение, страх Божий; и тогда стал оттеняться «искупительный» характер Жертвы более   чем благодарственный, радостно-любящий, самое слово «Евхаристия» (благодарение) стало как бы меркнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. (1 Сол. 5: 16–18) Слова апостольского послания к Фессалоникийцам, а также близкое к ним по содержанию обращение к Колоссянам: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4: 2), – являются, по мысли святителя Феофана Затворника , указанием апостола Павла на «характеристические черты истинно христианской жизни в каждом христианине» . При этом, как указывает святитель Иоанн Златоуст, благодарность является тем важным качеством, которое приближает нас к Богу . Потому-то святая Церковь словами Священного Писания, словами молитв и песнопений учит нас этой добродетели, говорит о необходимости возрастать в ней, показывает примеры настоящего и искреннего благодарения Богу. «От сна востав, благодарю Тя…» Уже самый свой день, по примеру пророка и псалмопевца Давида, христианин должен начинать с благодарственного обращения к Богу. И действительно, в утреннее молитвенное правило входит именно благодарственная по своей сути молитва ко Пресвятой Троице: «От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко (слав. «ибо, поскольку») многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою». В этой молитве соединяется радость славословия, возносимого человеколюбивому Богу («ради Твоея благости и долготерпения»), и благодарность за милосердие Его к молящемуся – ленивому (то есть не радеющему о совершении добрых дел) и грешному, преступившему установленные заповеди. Эти снисхождение и любовь Божии к человеку закономерно приводят его к необходимости отблагодарить благодетеля – проявить свою признательность Ему, воздать Ему хвалу, прославить. В этой молитве можно видеть и отмеченное промышление Божие о человеке, которого Он, «в нечаянии (слав. «отчаяние, растерянность; неожиданность» ) лежащего воздвигл еси». Восставил для того, чтобы (слав. «во еже») тот имел возможность «утреневати и славословити державу Твою».

http://pravoslavie.ru/105176.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Рассуждение о времени преложения Св. Даров Рассуждение святителя о времени преложения Св. Даров из письма к А.Н. Муравьеву. Святитель Филарет (Дроздов) Рассуждение о времени преложения Св. Даров Момент тайнодейственного преложения хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову непостижим для ума. Учение о сем должно заимствовать из предания св. Апостольской Церкви. Представителями предания относительно сего пункта учения должны быть преимущественно составители литургий — св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст, и определения момента тайнодействия прежде всего надобно искать в самом составе их литургий. Начнем с того места, когда священнодействующий, приступая к совершению Евхаристии, возглашает: Горе имеим сердца! Благодарим Господа. Чем выражается сие благодарение? Жертвою хваления: 1) в следующих двух молитвах, обращенных к Богу Отцу; 2) в подражательном тайнодействии. В первой молитве, восхваляя непостижимые совершенства и благодеяния Божии, явленные в целом творении и промышлении о сотворенных и наполняющие небо и землю, служащий благодарит за приятие и его службы, хотя вся тварь словесная и умная, все силы небесные непрестанное воссылают ему славословие, поюще песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь Небо и земля славы Твоея (Ис. 6:3). Во второй молитве, подражая силам небесным, служащий восхваляет неизреченные благодеяния Божии, явленные, в частности, роду человеческому — в создании его и воссоздании чрез Сына Божия (в историческом порядке излагается вся икономия спасения), Который в воспоминание Своего страдания установил таинство Евхаристии, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и Апостолом рек: примите, ядите… пиите от нея вси… [ 1 ] Сими словами оканчивается вторая хвалебная или благодарственная молитва Богу Отцу. По самому составу речи слова Господни относятся к предложению вводному и составляют продолжение предыдущей молитвы — исчисления благодеяний искупления, изложенного в историческом порядке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Псалом 64 Пс.64:1 . В конец, псалом песни Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Надпись показывает, что сей псалом сочинен Давидом о исходе народа Израильскаго из плена, но приписывается Иеремии и Иезекиилю не потому, аки бы сии Пророки сочинили его в то время, когда Израильтяне выходили из Вавилона. Ибо пророк Иеремиа никогда не был в Вавилоне (смотри Иер. 39:11 и след.), и без сомнения в живых уже не находился, когда скончавалося время пленения. Известно также, что и пророк Иезекииль прежде возвращения народа из плена скончался, как свидетельствует святый Епифаний в житии пророка Иезекииля. Итак, приписывается псалом сей Иеремии и Иезекиилю того ради, понеже оба сии Пророка были предвозвестниками о возвращении народа Израильскаго из Вавилона во Иерусалим. На сем основании, многие толкуют псалом сей о возвращении сынов Израилевых из плена во отечество, и полагают в числе благодарственных за оказанныя к народу Израильскому благодеяния. В смысле духовном, описывается здесь отеческая Божия любовь к церкви, и оттуду ниспосылаемое на всю землю благословение. Пс.64:2 . Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Пророк в лице народа Божия начинает псалом от такого начала, из котораго выводит, что народ Израильский имеет весьма справедливую причину желать возвращения во отечество. Чего ради? Понеже де имеет долг хвалить Бога, и приносить молитвы Ему во Иерусалиме. Аки бы сказал: ежели де всякому благу подобает похвала, то кольми паче Благу верховному, каков есть Бог, но сия похвала должна воздаваема быть там, где хвалимое благо ведомо есть. Бог же не в Вавилоне ведом есть, но во Иерусалиме: сего ради тамо и хвалим быть долженствует. Равным образом и молитвы и жертвы там приносить должно, где обретается храм и олтарь: а храм Божий и олтарь во Иерусалиме есть, убо во Иерусалиме надлежит народу Божию приносить свои молитвы. Там прилично ему воспевать хвалы Твои, о Боже, идеже ведомо есть величество Твое, а не в земли чуждей, идеже восхваляются боги древяные и каменные, златые и сребряные. И паки, там прилично воздавать Тебе молитвы и благодарения, идеже ведомы суть благодеяния Твои, идеже есть храм и олтарь посвященный имени Твоему, а не в Вавилоне, где и благодеяния Твои неизвестны, и храмов нет, ни олтарей, и где почитаются одни токмо идолы и беси; ибо вси бози язык бесове суть ( Пс. 95:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Скачать epub pdf Содержание Благодарственная Молитва (из молебна) Благодарственный Акафист     Существует рассказ о протестантском пастыре, который, посещая больных, зашел в больницу для душевнобольных. Здесь один из пациентов, у которого, очевидно, наступила минута умственного просветления, подошел к пастырю и спросил его: «Вы благодарили когда-нибудь Бога за свой рассудок?» От такого неожиданного вопроса остолбенел пастырь. Нет, никогда ему не приходило на ум благодарить Бога за такое очевидное дарование. Только здесь в больнице, видя вокруг себя такое количество несчастных душевнобольных людей, он понял, что разум – это великий Божий дар! Пастырь тут же обещал больному и самому себе, что он будет ежедневно благодарить Бога за свой здравый рассудок. Э тот случай из жизни пастыря характеризует общую особенность человеческого отношения к жизненным благам, в силу которого люди привыкли все принимать, как должное, само собой разумеющееся . Редко кто из людей благодарит своего Создателя, Который постоянно о нем заботится и посылает ему бесчисленные материальные и духовные блага. " Куда ни посмотрю сердечными очами, – пишет святой Иоанн Кронштадтский , – внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!» Д ействительно, вся наша жизнь является непрерывной цепью благодеяний Бога! Он создал наше тело, которое лучше и совершеннее всякого механизма или компьютера. Он вдохнул в нас эту бессмертную, богоподобную душу, которая оживляет наше бренное тело, и которая драгоценнее и любезнее нам всего. Он даровал нам разум, который возвышает нас над животными; – свободную волю, благодаря которой мы можем физически и духовно совершенствоваться и направлять к благу свою жизнь; – чувства, способные наслаждаться дарами благости Божией, находить счастье и радость в жизни. Хотя мы не видим Бога глазами, но мы знаем, что Он постоянно заботится о нашем благе более самой любящей матери. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое освещает и согревает, увеселяет и оживляет нас. Он благотворит нам, посылая дождь и плодородие, насыщая нас пищей и веселя наши сердца. Он заповедал земле производить разнообразные плоды, которыми питается и живет наше тело, и заставляет животных служить нам. Так, по Его воле горы и долины, моря и реки, деревья и камни, птицы и рыбы, земля и воздух – все служит нашей пользе и наслаждению. Его божественная сила поддерживает, продолжает и хранит нашу жизнь среди всего враждебного и опасного в мире. Словом, «Им мы живем и движемся и существуем». Каждое мгновение нашей жизни есть дар Его бесконечной благости, каждое дыхание груди нашей есть знак Его отеческого благоволения, каждое биение нашего сердца есть дело Его высочайшей любви и милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Разделы портала «Азбука веры» Прошение и молитва для благодарственного молебна по случаю успешного совершения хирургической операции В Избранное Текст прошения и молитвы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению решением Священного Синода от 24 марта 2022 года (журнал На мирной ектении: Миром Господу помолимся. В мире Господу помолимся. О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся. О том, чтобы нынешнее благодарение и мольба нас, недостойных рабов Его были милостиво приняты Им на превысший небес Его жертвенник, а мы благосклонно помилованы Им, Господу помолимся. О еже не возгнушатися благодарением нашим, во смирении сердца приносимем, о исцелении посредством хирургического врачевания тяжко болящаго раба Своего (болящия рабы Своея) ( имярек ), Господу помолимся. О том, чтобы не погнушался Он благодарением нашим, которое мы во смирении сердца приносим за исцеление путём хирургического врачевания тяжело болящего раба Его (болящей рабы Его) (имя), Господу помолимся. О еже ныне услышати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и благодатию Своею неотменно споспешествовати врачем, в трудех добротворных подвизающимся, Господу помолимся. О том, чтобы и ныне услышал Он глас моления нас, недостойных рабов Его, и благодатью Его непременно помогал врачам, устремлённым делать добрые дела, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби: Об избавлении нас от всякой скорби: Заступи, спаси, помилуй: Защити, спаси, помилуй: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/molitvoslov/proshenie-i...

Глава II О порядках при общественном богослужении (1–15). 1Тим.2:1 .  Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, В первой главе апостол поставил в обязанность Тимофею, как доброму воину Христову, распространение здравого учения евангельского. Но не один Тимофей обязан заботиться об утверждении Евангелия, а и вся христианская община. Во всей своей жизни она должна пролагать пути к распространению Евангелия, и прежде всего она должна иметь это в виду при совершении общественного богослужения. Что здесь речь идет именно об общественном богослужении – это видно из того, что участниками или совершителями богослужения здесь представляются одни мужчины ( 1Тим.2:8 .) Таким образом, вторая глава имеет тесную связь с наставлениями, содержащимися в первой главе и поэтому апостол начинает свою речь выражением: « итак – Прежде всего» – т. е. из всех увещаний, с какими хочет обратиться к Тимофею апостол, он на первом месте считает нужным поставить увещание о надлежащем совершении общественных молитв. « Молитвы» – ( δεσεις) – это просьба вообще. « Прошения» ( προσευχς) – всякая молитва и просительная, и благодарственная, даже обет. « Моления» ( ντεξεις) – просьба по отдельному какому-либо случаю. « Благодарения» ( ευχαριστας) – молитвы благодарственные, в противоположность всем молитвам, обозначенным тремя предыдущими выражениями. Чтобы разъяснить смысл всех этих наименований, возьмем во внимание молитву Господню. Вся она может быть названа « молитвою» ( προσευχ), но в ней находятся отдельные прошения ( δεσεις). Как скоро эти прошения обращены на отдельные предметы, получается заступление ( ντεξεις – по-русски неточно: « моление»). « Благодарение» же представляет собою, например, славословие, находящееся в конце молитвы Господней. 1Тим.2:2 .  за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, « Дабы проводить нам жизнь тихую»… Это является не целью молитвымолитва совершается, собственно, о спасении царей и начальников, в этом именно ее прямая цель, – а результатом, плодом такой молитвы. Но во всяком случае апостол не запрещает христианам иметь в виду при совершении означенной молитвы и такой благоприятный результат ее для них самих. И пятая заповедь требует почитания родителей между прочим и ввиду того, что от этого будет польза самому почитающему: « да благо тебе будет» (ср. 1Пет 3:9 ). « Во всяком благочестии и чистоте». Христиане должны не только достигать жизни тихой, спокойной, но и стремиться к тому, чтобы жизнь их была благочестивая и достойная их высокого звания (чистота – в достоинстве, с достоинством – σεμντης).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прошения и молитва для благодарственного молебна по случаю окончания высшего или среднего специального учебного заведения Источник Скачать epub pdf На мирной ектении: Миром Господу помолимся. … О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся. О еже не возгнушатися благодарением нашим, во смирении сердца приносимом, о благодеяниих в научении книжнем и благом возрастании, Господу помолимся. О еже преуспевати рабом Твоим сим премудростию и благочестием, православную веру в чистоте хранити и добродетельным житием себе украшати, Господу помолимся. О еже ныне услышати глас моления нас, недостойных рабов Своих, и добрая намерения и желания наша во благое исполнити, яко да Церкви и Отечеству нашему во здравии со усердием послужим, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби: Заступи, спаси, помилуй: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Возглас : Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. На сугубой ектении: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей: … Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и премудрости Подателю, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси изобильно на рабех Твоих, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы Твоя, и всегда яко Милостив исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй. Еще молимся Господу Богу, премудрости Подателю, о еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в Пренебесный Свой Жертвенник прияти, благоутробно помиловати и помощь к продолжению научения нам подати, рцем вси, Всещедрый Господи, услыши и помилуй. Еще молимся Господу Богу нашему, призревшему милостивно на рабов сих, и низпославшему им духа премудрости, разума и благочестия, и просветившему их светом Своего благоразумия, и подавшему им силу и крепость к приятию полезнаго учения, о еже преуспевати им благими делы во славу Пресвятаго Его Имени, рцем вси: Господи, услыши и милостивно помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010