Однако сравнительно рано в византийских литургиях благодарственная молитва начинает перемещаться со своего исконного места. Уже Евхологий рук. Barberini 336 (VIII b.), как видно из вышеприведённого отрывка, предписывает чтение молитвы во время благодарственной ектении, а не после неё. «Устав Божественной литургии» свт. Филофея Коккина (XIV b.) и многие рукописи более позднего времени помещают данную молитву перед «Со страхом Божиим...», то есть точно в том месте, в котором мы видим её в русских Служебниках 861 . В этих рукописях молитва была перемещена вместе с вышеупомянутым старым указанием: «причащению совершившуся и святым останкам...» 862 . Хотя ряд поздних рукописей и старопечатных изданий продолжают предписывать чтение благодарственной молитвы во время благодарственной ектении 863 , в И подавляющее большинство поздних списков и печатных изданий до второй половины ХХ в. помещают эту молитву в то же место, что и современный русский чин. Практика совершения В и её текст оставались более консервативными, поскольку эта литургия совершалась всего десять раз в году. В печатных изданиях, вышедших вплоть до середины XIX b., можно заметить, что, тогда как в И благодарственная молитва помещается сразу после причащения священнослужителей, в В она находится непосредственно перед благодарственной ектенией, а указание перед ней гласит, что она должна читаться во время этой ектении 864 . На Руси, по крайней мере, в эпоху печатных изданий, благодарственная молитва в обеих литургиях всегда помещалась в том же месте, что и сейчас, сразу после причащения священнослужителей. Первоначальной причиной переноса данной молитвы был обычай «тайного» чтения её и других молитв, появившийся в IV–V b. 865 . Как и во многих других случаях, он привёл к отдалению молитвы от её возгласа, то есть от своего изначального и естественного места 866 . По меткому замечанию И. Фундулиса, Ектения и возглашение, поскольку они произносились нараспев и во всеуслышание, были сильным элементом службы и оставались неподвижными; молитва же, хотя теоретически была центром и вес благодарения падал на неё, из-за того, что читалась «тайно», стала практически слабейшим и легко перемещаемым элементом 867 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благодарственная молитва за помощь 8 мин., 28.04.2024 Содержание Благодарение за всякое благодеяние Божие Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Перевод:  Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 4й Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Перевод:  Благодарны будучи, Господи, за Твои великие благодеяния, нам оказанные, мы, недостойные рабы Твои, славим, восхваляем и благословляем Тебя, благодарим, воспеваем и славословим Твое милосердие и рабски, с любовию восклицаем Тебе: «Благодетель, Спаситель наш, слава Тебе!» Кондак, глас 3й Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый. Перевод:  Мы, как недостойные рабы, незаслуженно сподобившись Твоих благодеяний и даров, Владыка, с усердием к Тебе обращаемся и приносим посильное благодарение и, прославляя Тебя, как Благодетеля и Творца, восклицаем: «Слава Тебе, Боже Всемилостивый!» Богородичен Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, едина вскоре предстательствующая. Перевод:  Богородица, Помощница христианам, мы, рабы Твои, получивши Твою помощь, с благодарностью восклицаем Тебе: Радуйся, Пречистая Богородица Дева, и от всех бед Твоими молитвами избавляй нас, Единая скорая Заступница. Песнь хвалебная святителя Амвросия Медиоланского Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем, Тебе превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси Ангели, Тебе Небеса и вся Силы, Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, полна суть Небеса и земля величества славы Твоея.

http://foma.ru/blagodarstvennaja-molitva...

Итак, поскольку благодарственная молитва читалась «тайно», то стало считаться, что её можно читать и в другом, удобном для священнослужителей месте. Когда служил диакон, молитва могла читаться во время благодарственной ектении, как указано в Евхологии Barberini 336. Когда же диакона не было, что стало нормой, начиная с поздневизантийского периода, ектению читал священник, и, чтобы не создавалась пауза после «... Христу Богу предадим» в силу «тайного» чтения молитвы, он должен был прочесть молитву в удобный момент перед ектенией. Такой момент в литургии существует сразу после причащения священнослужителей 868 . В этот момент она и стала читаться, благо, что тогда священник мог свободно вознести эту молитву как благодарение за св. Причастие от имени клира. Переносу благодарственной молитвы на место перед «Со страхом Божиим...» способствовал и обычай редкого причащения, также получивший распространение начиная с V b. Поскольку в большинство дней года причастников не было или почти не было, с прошествием времени благодарственная молитва стала относиться по существу только к служащим клирикам, которые всегда причащаются 869 . Это ещё раз оправдывало её чтение сразу по причащении священнослужителей. Сегодня, однако, ситуация изменилась. В Греции причастники есть почти на каждой литургии, а кроме того, подчёркивается важность гласного чтения благодарственной молитвы. Вероятно, в связи с этим, начиная с ИЕР 1977, эта молитва возвращается на своё исконное место непосредственно перед своим возгласом и обретает свой подлинный смысл как благодарение от имени всех причастников, как клириков, так и мирян. В ИЕР 2002/ИЕР 2004 возвращено и её старое название, встречающееся в некоторых рукописях, таких, как Греч. Нац. Библ. 685 870 : «Молитва по еже причаститися всем» («Εχ μετ τ μεταλαβεν πντας») 871 . В сегодняшней греческой практике распространено её гласное чтение. Из вышесказанного следует, что в этом месте современный греческий чин больше соответствует подлинному богослужебному преданию, нежели чин русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благодарственный молебен на Владимирской горке в Киеве на некоторое время примирил украинскую власть и оппозицию 24 декабря 2005 г. 19:54 Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении архиереев и священников отправил благодарственный молебен на конец года минувшего и на начало года грядущего возле памятника святому равноапостольному князю Владимиру. По сложившейся традиции, на молебне присутствовали первые лица государства — председатель Верховной Рады Владимир Литвин, премьер-министр Юрий Ехануров, народные депутаты, лидеры политических партий, государственные и общественные деятели, тысячи православных верующих. Перед богослужением Блаженнейший Митрополит Владимир обратился к присутствующим с наставлением, в котором призвал благодарить Бога за все Его благодеяния в прошедшем году и испросить благословения на год 2006-й. Общая молитва закончилась возглашением многолетия Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Владимиру, Президенту Украины, властям и всему украинскому народу. По окончании молебна присутствующие приложились к мощам святого равноапостольного князя Владимира, доставленным из Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры специально по этому случаю. В интервью Пресс-службе УПЦ премьер-министр Юрий Ехануров сказал: «Я каждый год приезжаю на этот молебен помолиться с Блаженнейшим владыкой. Молитва — дело глубоко индивидуальное, даже интимное, за что я молился — большой секрет, каждый молится о сокровенном. Но весьма знаковыми для нашего общества, испытывающему сегодня потребность в консолидации, являются такие события. Я благодарен Митрополиту Владимиру за ту роль, которую он играет в примирении и умиротворении украинского народа! Не случайно ежегодно мы собираемся возле памятника святому князю Владимиру, который является основателем нашей державы». «Молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру — это напоминание о наших истоках, и православных, и государственных. — сказала журналистам лидер прогрессивных социалистов Украины Наталья Витренко. — Сегодня здесь и представители власти, и многих политических и общественных организаций. Мы все молись Богу и святому Владимиру. Мы — оппозиционная партия, считаем власть обанкротившейся, разыгрывающей антироссийскую и антиславянскую карту. Но, вы видите, Блаженнейший Владимир объединяет всех». Сайт пресс-службы УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/73091.html

И в небесах я вижу Бога… А главное, весь день сохраняйте радостное расположение души, памятуя, что Сам Господь с вами, а вы – в Нем. Ныне особенно ложатся на сердце величайшие обетования Спасителя: “…если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне” . “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим” . И пусть исполняется сегодня на вас, читатели, слово Христа: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” . В заключение скажем: “Готовясь ко Святому Причастию, нужно так рассчитать свои силы, чтобы после причащения духовно не расслабиться от чрезмерного утомления и не впасть незаметно для самих себя в то греховное состояние праздности, невоздержания и дерзости, которое недостойно христианина вообще, а тем паче причастника Святых Христовых Таин. Отходя ко сну, хорошо сделать после вечерней молитвы несколько земных поклонов, вновь и вновь благодаря Господа за Его Дар, как и призывает нас ветхозаветный псалмопевец Царь и Пророк Давид: “…исповедайте (весь день) память Святыни Его” . Как благодарность – одно из высших нравственных качеств человеческой души, так и благодарение признается высшим родом молитвы. Благодарственная молитва позволяет достойно сохранить полученную от Бога милость. Благодарственная молитва побуждает Господа умножать Его милости благодарящему. Благодарение исполняет сердце миром и отрадой, уму дарует ясность, волю соделывает неприступной для влияния демонов и возбуждаемых ими страстей. Умеющий всегда оставаться благодарным Богу пронесет светильник веры среди всех жизненных невзгод и испытаний. Самый час кончины станет для него началом вечного торжества, которого удостаивает Господь на небе Своих рабов, воссылающих Ему на земле искреннее благодарение за все благое и скорбное в их жизни. Слово о значении духовника в жизни юного христианина Обращение к родителям Как вы думаете, почему говорят: “Устами младенца глаголет истина”? Потому ли, что малыши начитанны в философских трудах и много знают? Очевидно, нет. Или потому, что непрестанно молятся Господу, испрашивая у Него особых даров ведения и премудрости? Опять-таки нет! Может быть, малыши объездили весь белый свет и умеют сравнивать меду собой различные жизненные явления? И это исключено. В чем же разгадка знаменитого изречения?

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

Здесь мы видим всю тайну в целом. Первосвященник — Он же и Жертва. Он приносит Самого Себя теперь, как Он уже принёс Самого Себя в полном повиновении Богу не только как Единородный Сын Божий, но как Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, и мы видим, что Он приносит Себя как священное приношение. За них Я посвящаю Себя (Ин 17:19). Это — акт предстательства в самом сильном смысле слова. Я уже не раз говорил, что латинское intercedo ‘предстательствовать’ не значит “заступаться”, оно значит — сделать шаг, который поставит вас в самую сердцевину конфликта между сторонами, и соединить их, если нужно, стать жертвой, которая приведёт к их примирению. Здесь Христос предстательствует за Своих учеников, за весь мир, за Петра, за каждого, кто нуждается в спасении, но это предстательство подтверждено самопожертвованием. Когда Его пригвождали ко Кресту, Его слова были: Прости им, Отче, они не знают, что делают! Он вступил между злом и добром. Он был убит злом — и добро победило. Так что Его Первосвященническая молитва в то же время — и Его Первосвященническое дело. Но её можно также назвать Евхаристической молитвой, потому что в течение вечера Христос не раз возносит хвалу и благодарение — перед лицом страшных событий, перед распятием, но и перед Воскресением и Вознесением на небо. Перед победой, когда впереди как будто нет ничего, кроме видимого поражения, Он возносит благодарственную хвалу Богу. И слово евхаристия, eЩcarism…a, в древности имело много значений. Оно значило и “совершенный дар”, и “благодать”, и “благодарение”. Евхаристическая молитва — дар, когда мы приносим свою душу и тело, посвящаем их, как живую жертву, Богу. Но одновременно это — Божественная благодать, сходящая на эти дары, которые мы приносим, и претворяющая их в жертву благоприятную. И мы приносим благодарение за то и за другое. Это и совершал Господь, когда приносил благодарственную молитву о спасении мира, потому что это спасение мира обнимало всю тайну Его вочеловечения, Его жизни и смерти, и отдачи жизни ради других.

http://pravmir.ru/molitva-v-evangelii-ot...

Здесь происходит поразительное уподобление Христу. Мы приносим нашу жертву Богу Отцу и при этом не можем принести ничего, кроме Самого Христа, ибо Он наша жизнь и приношение. Принося в жертву нашу жизнь, мы приносим Его. Наша Евхаристия – это Его Евхаристия, и Он также есть наша Евхаристия. После Символа веры и целования любви («Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» и проч.) мы готовы к великой евхаристической молитве, молитве благодарения, которая с незапамятных времен составляет самое существо всей Евхаристии. Евхаристия означает «благодарение». Но как благодарение связано с преложением Даров? На этот вопрос богословские теории удовлетворительного ответа не дают. Под их влиянием благодарственный элемент евхаристической молитвы получил название praefatio – «предисловие». Предисловие обычно – не самое главное в книге. Не читаем ли мы иногда предисловие после самой книги? В Евхаристии же именно «предисловие» определяет все остальное, включая освящение и преложение Даров; и мы понимаем, почему благодарение – единственный путь к такому преображению, и уясняем отсюда весь смысл Евхаристии. На протяжении веков основное ударение падало на «нощь, в нюже предаяшеся» 103 , на кровавый аспект Христовой жертвы. Но в литургическом Предании, которое не смогла разрушить никакая теория Таинств, молитва открывается торжественным благодарением. И Христос тоже начал свое жертвоприношение с благодарения: «И благодарив, преломил... и подал им» ( Лк.22:19 ). Причина здесь – быть может, и забытая – проста. Евхаристия, благодарение, есть состояние безгрешного человека, состояние райское. Прежде греха человеческая жизнь была евхаристической, ибо «евхаристия» – единственное отношение между Богом и человеком, которое выходит за пределы и преобразует тварное состояние человека, которое есть состояние всецелой, абсолютной зависимости. Зависимость же есть рабство. Но когда зависимость принимается и переживается как «евхаристия», то есть как любовь, благодарение, поклонение, она перестает быть зависимостью; теперь она – отношение свободы, состояние, в котором Бог – содержание жизни. Евхаристия, таким образом, уникальное состояние безгрешности; Адам и Ева имели его, и оно-то и было образом Божиим в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Сердце его веселится от упования и никак не остается в прежнем ослеплении и при простом вещании уст. Но, когда уразумеет сие таким образом, тогда приобретет в душе молитву, подобную сокровищу, и от великого веселия вид молитвы своей изменит в благодарственные гласы. И вот, слово, изреченное Тем, Кто каждой вещи определил собственный ее образ: «молитва есть радость, воссылающая благодарение». Разумел же Он сию молитву, совершаемую в ведении Бога, то есть посылаемую от Бога, потому что не с трудом и утомлением молится тогда человек, какова всякая иная молитва, какою молится человек до ощущения сей благодати, но с сердечной радостью и удивлением непрестанно источает благодарственные движения при неисчислимых коленопреклонениях; и от множества возбуждений к ведению, от удивления и изумления пред благодатью Божией внезапно возвышает глас свой, песнословя и прославляя Бога, воссылает благодарение Ему и в крайнем изумлении приводит в движение язык свой. Кто достиг сюда действительно, а не мечтательно, самым делом положил в себе многие признаки и по долгом самоиспытании узнал многие особенности, тот знает, что говорю, потому что не противно сие 790 . И отныне да престанет помышлять суетное, да пребывает неотступно пред Богом в непрестанной молитве, с боязнью и страхом, чтобы не лишиться великой Божией помощи. Все сии блага рождаются в человеке от познания собственной немощи. Ибо по великому желанию помощи Божией приближается он к Богу, пребывая в молитве. И в какой мере приближается он к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими и не отьемлет у него благодати за великое его смирение, потому что он, как вдова пред судиею, неотступно вопиет защитить от соперника. Поэтому же щедролюбивый Бог удерживает от него дары благодати, чтобы служило сие для человека причиной приближаться к Богу, и, чтобы ради потребности своей человек неотлучно пребывал пред Источающим служащее на пользу. И некоторые прошения его Бог исполняет очень скоро, именно те, без которых никто не может спастись, а другие медлит исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Сердце его веселится от упования и никак не остается в прежнем ослеплении и при простом вещании уст. Но когда уразумеет сие таким образом, тогда приобретет в душе молитву, подобную сокровищу, и от великого веселия вид молитвы своей изменит в благодарственные гласы. И вот слово, изреченное Тем, Кто каждой вещи определил собственный ее образ: «Молитва есть радость, воссылающая благодарение». Разумел же Он сию молитву, совершаемую в ведении Бога, т. е. посылаемую от Бога; потому что не с трудом и утомлением молится тогда человек, какова всякая иная молитва, какою молится человек до ощущения сей благодати; но с сердечною радостью и удивлением непрестанно источает благодарственные движения при неисчислимых коленопреклонениях – и от множества возбуждений к ведению, от удивления и изумления пред благодатью Божиею внезапно возвышает глас свой, песнословя и прославляя Бога, воссылает благодарение Ему и в крайнем изумлении приводит в движение язык свой. Все сии блага рождаются в человеке от познания собственной немощи. Ибо по великому желанию помощи Божией приближается он к Богу, пребывая в молитве. И в какой мере приближается он к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими и не отъемлет у него благодати за великое его смирение, потому что он, как вдова пред судиею, неотступно вопиет защитить от соперника. Поэтому же щедролюбивый Бог удерживает от него дары благодати, чтобы служило сие для человека причиною приближаться к Богу и чтобы ради потребности своей человек неотлучно пребывал пред Источающим служащее на пользу. И некоторые прошения его Бог исполняет очень скоро, именно те, без которых никто не может спастись, а другие медлит исполнить. И в иных обстоятельствах отражает от него и рассевает палящую силу враг 531 , а в других попускает впадать в искушение, чтобы это испытание, как уже сказал я, служило для него причиною приблизиться к Богу, и чтобы научился он, и имел опытность в искушениях. И вот слово Писания: Господь оставил многие народы, не истребил их и не предал в руки Иисуса, сына Навина, чтобы наставить ими сынов Израилевых и чтобы колена сынов Израилевых вняли их урокам и научились брани (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Возглас: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и вовеки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. На сугубой ектении: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей: Благодаряще всегда о всех, Тебе, Подателю жизни, сугубое благодарение ныне приносим, яко десницею Твоею всемощною, с небесе простертою, руку врача земнаго укрепил еси и болящаго (болящую) ( имярек ) здрава (здраву) паки соделал еси, темже и впредь милостию Твоею не остави ны: молим Ти ся, услыши и помилуй. Благодаря всегда за всё, Тебя, Подателю жизни, мы вдвойне приносим ныне благодарение, Ты, словно Своей всемогущей рукой, которую направил с неба, укрепил руку земного врача и болящего (болящую) (имя) здоровым (здоровой) снова сделал, посему и впредь не оставляй нас Своей милостью: молимся к Тебе, услышь и помилуй. Яко ныне не презрел еси молитвы рабов Твоих, Господи, и острием врачебным, хирургическое врачевание соделавшим, страждущему (страждущей) исцеление паки подал еси, тако и впредь дела рук наших, во славу Твою совершаемая, исправи: молим Ти ся, услыши и помилуй. Ибо Ты ныне не пренебрёг молитвами рабов Твоих, Господи, и врачебными инструментами, хирургическую операцию совершив, страждущему (страждущей) исцеление снова подал, так и впредь дела наших рук, которые совершаются в славу Твою, направляй: молимся к Тебе, услышь и помилуй. Благоприятно, яко кадило благовонное, да будет Тебе, Всеблагий Владыко, благодарение наше, о исцелении тяжко болящаго раба Твоего (болящия рабы Твоея) ( имярек ), ныне Тебе возносимое, егоже милостивно восприим, низпосли паки щедроты Твоя людем Твоим, врачем мудрость и силу, страждущим терпение, нам же всем здравие и спасение даруй: молим Ти ся, услыши и помилуй. Благоприятно, как фимиам благоуханный, да будет, Всеблагой Владыка, благодарение наше, об исцелении тяжело болящего раба Твоего (болящей рабы Твоей) (имя), ныне к Тебе возносимое, которое прими с милостью, ниспошли снова Твою милость Твоим людям, врачам мудрость и силу, страждущим терпение, всем нам даруй здоровье и спасение: молимся к Тебе, услышь и помилуй. Молитва

http://azbyka.ru/molitvoslov/proshenie-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010